Приказ 288 мз рф с изменениями от 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ 288 мз рф с изменениями от 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР


ПРИКАЗ


от 23 марта 1976 года N 288



Об утверждении инструкций о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 24 августа 2020 года N 889
____________________________________________________________________



В целях улучшения санитарного состояния и обеспечения строгого санитарно-противоэпидемического режима в больницах и усиления государственного санитарного надзора за соблюдением лечебно-профилактическими учреждениями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм,

утверждаю:

1. Инструкцию о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц (приложение N 1).

2. Инструкцию о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием лечебно-профилактических учреждений (приложение N 2).

приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик обеспечить четкое выполнение Инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больниц и принять неотложные меры к улучшению их санитарного состояния.

2. Главным государственным санитарным врачам союзных республик повысить требовательность органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении государственного санитарного надзора за соблюдением лечебно-профилактическими учреждениями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм.

Инструкцию о санитарно-противоэпидемическом режиме для больниц, утвержденную 15 мая 1954 года, считать утратившей силу.

Министрам здравоохранения союзных республик разрешается размножить настоящий приказ в необходимом количестве.

Приказ Минздрава РФ от 06.04.2020 N 288

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 23.03.76 N 288


УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
здравоохранения СССР
от 23.03.76 N 288

1. Данная Инструкция предназначена для главных врачей и персонала больниц, поликлиник, родильных домов, клиник, институтов и других лечебно-профилактических учреждений.

2. Организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий направлены на профилактику и борьбу с внутрибольничными инфекциями, вызываемыми различными патогенными и условно патогенными микроорганизмами (стафилококки, клебсиеллы, синегнойная палочка, протей и другие).

3. Санитарно-противоэпидемический режим в инфекционных больницах и в инфекционных отделениях общих больниц устанавливается в соответствии с действующей Инструкцией о режиме инфекционных больниц и инфекционных отделений общих городских больниц; в хирургических отделениях в соответствии с Временными методическими указаниями по организации и проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в хирургических отделениях.

4. Ответственность за организацию и проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в больнице возлагается на главного врача лечебно-профилактического учреждения.

5. Старшая медицинская сестра отделения проводит инструктаж среднего и младшего медицинского персонала по выполнению комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий в отделении (больнице).

6. Врач осматривает всех поступающих в приемное отделение для своевременного выявления подозрительных на инфекционное заболевание больных, их немедленной изоляции и перевода в соответствующие инфекционные больницы (отделения).

7. С этой целью у больных осматривают кожные покровы, зев, измеряют температуру. Деревянные шпатели после одноразового пользования уничтожают, а металлические кипятят в течение 15 минут. Термометры целиком помещают в сосуд с дезинфицирующим раствором (приложение 1).

8. Осмотр больного проводят на кушетке, покрытой клеенкой; после приема каждого больного клеенку протирают ветошью, смоченной раствором дезинфицирующего препарата (приложение 1).

9. В случае обнаружения больного с подозрением на инфекционное заболевание мебель и предметы, с которыми соприкасался больной, а также помещение, где он находился, подвергают обеззараживанию.

10. При осмотре больного в приемном отделении необходимо обращать внимание на наличие у него педикулеза. В случае выявления педикулеза больной, помещение и предметы, с которыми контактировал больной, подлежат специальной дезинсекционной обработке (приложение 2). О каждом больном, у которого был обнаружен педикулез, сообщают в санэпидстанцию по месту жительства больного; делают соответствующую пометку в истории болезни.

11. Больной в приемном отделении проходит полную санитарную обработку: принимает душ или ванну (по указанию врача); стрижет ногти и т.д. Для мытья больной получает обеззараженную мочалку.

12. Санитарная обработка производится в специально отведенном помещении, в котором обязательно должна соблюдаться пропускная система, исключающая встречные потоки больных.

13. После прохождения санитарной обработки больной получает чистое больничное белье, халат (пижаму), тапочки.

Примечание: По разрешению главного врача лечебного учреждения больному разрешается пользоваться собственным бельем, смена которого должна производиться строго по графику учреждения.

14. Перевозку инфекционных больных из приемного покоя в отделения производят на специально выделенной каталке.

15. Одежду и обувь больного складывают в индивидуальный мешок. Мешки хранят на стеллажах в специально выделенном помещении.

21. Перед поступлением больного в палату кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором. Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку по режиму для вегетативных форм (приложение 1).

22. Больному выделяют индивидуальные предметы ухода: плевательницу, поильник, кружку или стакан, подкладное судно и т. д., которые после использования тщательно моют. После выписки больного предметы индивидуального ухода подвергают обеззараживанию.

23. При поступлении в больницу больному предоставляется право взять в палату предметы личной гигиены.

24. Больных с педикулезом, первично обработанных в приемном покое, берут под особое наблюдение и подвергают повторной обработке в отделении до полного обезвшивливания (приложение 2).

25. Каждый больной принимает в отделении гигиеническую ванну не реже одного раза в 7-10 дней, (если нет к этому медицинских противопоказаний).

26. Смену нательного и постельного белья производят не реже одного раза в 7-10 дней (после прохождения ванны и, кроме того, белье меняют всякий раз в случае загрязнения).

27. При смене нательного и постельного белья его аккуратно собирают в мешки из хлопчатобумажной ткани или в емкости с крышкой. Запрещается сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол в открытые приемники. Сортировку и разборку грязного белья производят в специально выделенном помещении. После смены белья пол и предметы в палате протирают ветошью, смоченной в дезрастворе (приложение 1).

28. Больных обеспечивают бесплатно услугами парикмахера:

а) бритье не реже 2 раз в неделю;

б) стрижка волос по показаниям.

Контроль за выполнением требуемого режима парикмахером осуществляет старшая медицинская сестра отделения.

29. Ежедневно утром и вечером перед сном больные должны умываться. Перед каждым приемом пищи больные обязательно моют руки. Для тяжелых и лежачих больных умывание организуют у постели больного. Тяжелым больным ежедневно обеспечивают уход за полостью рта.

30. Больным запрещается пользоваться для сидения койками соседних больных; посетителям не разрешают сидеть на койках больных, палаты должны быть обеспечены табуретами, стульями.

31. Проветривание палат производят не реже четырех раз в день.

32. Установленный для больницы послеобеденный час должен строго соблюдаться всеми больными и не нарушаться персоналом больницы (отделения).

33. В отделениях больниц необходимо строго соблюдать охранительный режим и распорядок дня: недопустимы громкие разговоры больных и персонала, уборка помещений в утренние и поздние вечерние часы.

С 01.01.2021 г. изменится состав укладок и наборов для оказания скорой медпомощи

69. Участок больницы огораживают по периметру, вход на территорию больницы охраняют.

70. При въезде на территорию больницы специальными указателями обозначают направление к приемным отделениям (соматическое, инфекционное, детское и пр.).

71. Въезд на хозяйственный двор больницы должен быть обособлен от въезда больных и проходить в стороне от лечебных корпусов и площадок для пребывания больных на воздухе.

72. Выезд от патологоанатомического корпуса должен проходить в стороне от мест пребывания больных и осуществляться через специальные ворота, без пересечения территории больницы; может быть совмещен также с хозяйственным въездом.

73. Подъездные пути и пешеходные дорожки должны быть заасфальтированы или иметь хорошо фильтрующие покрытия, достаточный уклон для стока поверхностных вод и водоотводящие кюветы.

74. Свободную от застройки территорию озеленяют с выделением обособленного сада для пребывания больных на воздухе.

75. В местах пребывания больных устанавливают скамьи для отдыха, урны для окурков, мусора. Урны устанавливают и вдоль пешеходных дорожек.

76. В ночное время территория больницы должна освещаться.

77. Ежедневно с утра, до выхода больных на прогулку, производят уборку всей территории. В зимнее время проездные дороги и пешеходные дорожки очищают от снега. Пешеходные дорожки посыпают песком. В летнее время их подметают после предварительной поливки.

78. Сметенный мусор удаляют с территории в дворовые мусоросборники; одновременно очищают и урны. После подметания обтирают пыль с садовых скамей.

79. Мусоросборники устанавливают на бетонированных площадках на территории хоздвора с организацией удобных подъездов.

80. Удаление мусора производят ежедневно.

Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического управления
В.Е.Ковшило

Начальник Главного
лечебно-профилактического управления
С.А.Сягаев



Таблица 1


Режимы обеззараживания отдельных объектов

Режимы дезинфекции

NN пп

Наименование объектов

Дезинфицирующий агент

Концентрация раствора

Экспозиция

Примечание

1

2

3

4

5

6

1.

1. Настоящие Правила определяют порядок оценки готовности медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, их структурных подразделений и частных медицинских организаций, к оказанию медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях (далее — оценка).

2. Правила разработаны с целью установления соответствия медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, их структурных подразделений и частных медицинских организаций (далее — медицинская организация) минимальным требованиям к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, установленным Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 <1>.

<1> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2020 г., регистрационный N 57786), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2020 г., регистрационный N 57860) и от 2 апреля 2020 г. N 264н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2020 г., регистрационный N 57956).

3. Оценка осуществляется Межведомственной комиссией по признанию готовности медицинских организаций к началу осуществления медицинской деятельности по оказанию медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 (далее — Комиссия), сформированной в соответствии с приказом Минздрава России от 6 апреля 2020 г. N 286.

4. Оказание медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях возможно только в медицинских организациях, признанных Комиссией готовыми к оказанию медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях (далее — пациенты).

1. Комиссией оценивается соответствие медицинских организаций требованиям, установленным приложением N 1 к настоящим Правилам (далее — требования к готовности).

В целях проведения оценки Комиссия рассматривает документы, подтверждающие соответствие медицинских организаций требованиям к готовности, а при необходимости — проводит осмотр объектов оценки.

Комиссия осуществляет оценку на основании формы оценочного листа о готовности, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам.

2. Срок проведения оценки не превышает 1 рабочего дня.

3. Результат проведения оценки оформляется в виде акта оценки готовности медицинской организации к оказанию медицинской помощи пациентам (далее — акт), который составляется по форме, согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.

4. В акте содержатся следующие выводы Комиссии по итогам оценки:

медицинская организация готова к оказанию медицинской помощи пациентам;

медицинская организация будет готова к оказанию медицинской помощи пациентам при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям к готовности, указанных в акте;

медицинская организация не готова к оказанию медицинской помощи пациентам.

5. Медицинская организация признается готовой к оказанию медицинской помощи пациентам, при условии соответствия каждому из требований к готовности.

6. При наличии у Комиссии замечаний к выполнению требований к готовности или при невыполнении требований к готовности в акте указывается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

7. В случае устранения указанных в акте замечаний к выполнению (невыполнению) требований к готовности, Комиссией проводится повторная оценка, по результатам которой составляется новый акт.

8. Медицинская организация, не получившая акт, содержащий вывод о готовности к оказанию медицинской помощи пациентам, обязана продолжить подготовку к оказанию медицинской помощи пациентам и устранение указанных в акте замечаний к выполнению (невыполнению) требований к готовности. После уведомления Комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований к готовности осуществляется повторная оценка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности медицинской организации к оказанию медицинской помощи пациентам.

1. Наличие локальных нормативных актов медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях:

1.1. Наличие приказа руководителя медицинской организации о временной организации деятельности медицинской организации (ее структурных подразделений) с коечным фондом, перепрофилированным для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях.

1.2. Наличие утвержденного временного штатного расписания медицинской организации.

2. Требования к медицинским работникам медицинской организации и ее структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях:

2.1. Наличие заключенных трудовых договоров с медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

2.2. Наличие подтвержденного кадровой службой медицинской организации факта прохождения медицинскими работниками дополнительной подготовки по реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

3. Техническая подготовка помещений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях:

3.1. Проведение изоляции отделений, их маркировки.

3.2. Наличие приемных шлюзов для пациентов с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 и пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

3.3. Наличие площадки для обработки санитарного транспорта.

3.4. Организация разделения потоков для автотранспорта.

3.5. Организация пункта для доставки лекарственных средств, медицинских изделий.

3.6. Создание условий для утилизации отходов класса В.

3.7. Создание условий для постоянного нахождения и питания медицинских работников.

3.8. Наличие санпропускников для переодевания медицинских работников.

3.9. Организация блокировки сточных вод и их санитарной обработки (за исключением случаев отсутствия технической возможности блокировки сточных вод и их санитарной обработки).

3.10. Наличие центрального стерилизационного отделения

3.11. Наличие кислородной станции или рампы.

4. Требование к структуре медицинской организации медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях:

4.1. Наличие отделения для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии и требующих инвазивной вентиляцией легких.

4.2. Наличие отделения для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии и требующих неинвазивной вентиляцией легких.

4.3. Наличие отделения для пациентов, находящихся в тяжелом состоянии и не требующих искусственной вентиляцией легких.

4.4. Наличие отделения для пациентов средней тяжести.

4.5. Наличие отделения диагностики.

4.6. Наличие клинико-диагностической лаборатории.

5. Требования к коечному фонду медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях:

5.1. Обеспеченность 70% коек (от общего коечного фонда) системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли.

В случае отсутствия в медицинской организации централизованного снабжения медицинскими газами медицинская организация — наличие концентраторов кислорода с функцией сжатого воздуха и вакуума из расчета одна установка на 1 — 2 койки.

5.2. Соблюдение выделения в структуре коечного фонда, обеспеченного системой централизованного снабжения медицинскими газами с возможностью монтажа клапанной системы или медицинской консоли:

1. Порядок организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации устанавливает правила медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации (далее — спортсмены).

2. Медико-биологическое обеспечение спортсменов — комплекс мероприятий, направленный на восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающий медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера, систематический контроль состояния здоровья спортсменов, обеспечение спортсменов лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами для питания спортсменов, проведение научных исследований в области спортивной медицины и осуществляемый в соответствии с установленными законодательством о физической культуре и спорте требованиями общероссийских антидопинговых правил, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями1.

3. Медико-биологическое обеспечение спортсменов при проведении спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, осуществляется медицинскими организациями, подведомственными ФМБА России, и иными медицинскими организациями в соответствии с договорами, заключенными ФМБА России в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

4. Медико-биологическое обеспечение спортсменов может оказываться мобильными медицинскими бригадами, в том числе при подготовке и проведении спортивных мероприятий.

5. Восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающее медицинские вмешательства, осуществляется в рамках оказания:

первичной медико-санитарной помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

6. Восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающее медицинские вмешательства, оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний).

7. Первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации, оценку адекватности физических нагрузок состоянию здоровья спортсменов, восстановление их здоровья и оказывается с учетом особенностей, предусмотренных приложением № 1 к настоящему Порядку.

8. Первичная медико-санитарная помощь спортсменам оказывается:

медицинскими работниками в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России;

медицинскими работниками в составе специализированных врачебных бригад, сформированных ФМБА России для оказания медицинской помощи спортсменам во время выездов на спортивные мероприятия, в состав которых включаются специалисты соответствующего профиля с учетом специфики медицинской помощи по виду спорта (спортивной дисциплине);

медицинскими работниками иных медицинских организаций в соответствии с договорами, заключенными ФМБА России в порядке установленном законодательством Российской Федерации;

медицинскими работниками организаций независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность в соответствии с договорами, заключенными ФМБА России в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

9. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь спортсменам оказывается медицинскими организациями, подведомственными ФМБА России, и иными медицинскими организациями, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь2, с учетом особенностей, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку.

10. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь спортсменам оказывается в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 20 июня 2013 г. № 388н3.

11. Систематический контроль состояния здоровья спортсменов включает в себя проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, в том числе углубленных медицинских обследований, мониторинг и коррекцию функционального состояния, этапные и текущие медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения и осуществляется в соответствии с Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к тр��ду и обороне», утвержденным приказом Минздрава России от 1 марта 2016 г. № 134н4, с учетом особенностей, предусмотренных приложением № 3 к настоящему Порядку.

1. Положение об особенностях организации оказания первичной медико-санитарной помощи спортсменам спортивных сборных команд Российской Федерации в подведомственных ФМБА России медицинских организациях регулирует вопросы организации работы по оказанию первичной медико-санитарной помощи спортсменам спортивных сборных команд Российской Федерации (далее — спортсмены) в подведомственных ФМБА России медицинских организациях (далее — Учреждение).

2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи спортсмену в Учреждении осуществляется посредством направления:

в случае необходимости оказания первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — врачом-терапевтом, врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине), а также в порядке самообращения, при наличии документов, подтверждающих статус спортсмена спортивной сборной команды Российской Федерации;

в случае необходимости оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме — врачом-терапевтом, врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом или фельдшером бригады скорой медицинской помощи, врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине), а также в порядке самообращения.

3. Оказание первичной медико-санитарной помощи осуществляется Учреждением в необходимом спортсмену объеме в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, на основе оценки состояния здоровья спортсмена, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания (состояния).

4. Первичная медико-санитарная помощь спортсменам оказывается в соответствии с требованиями общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

5. При оказании первичной медико-санитарной помощи спортсменам предпочтение отдается методам лечения и диагностики, подразумевающим использование незапрещённых в спорте субстанций и (или) методов.

6. При оказании первичной медико-санитарной помощи спортсменам в случаях необходимости использования субстанций и (или) методов, входящих в Запрещенный список Всемирного антидопингового агентства, врач Учреждения незамедлительно сообщает об этом спортсмену, а также врачу (ответственному представителю) спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплины).

7. Во время пребывания спортсмена в Учреждении врач по спортивной медицине, врачи других специальностей активно взаимодействуют с врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплины), с согласия спортсмена — с ответственным представителем по вопросам оперативного предоставления информации о состоянии здоровья спортсмена, плане обследования и лечения, рекомендаций по проведению реабилитационно-восстановительных мероприятий, корректировке тренировочного процесса.

8. При оказании медицинской помощи спортсменам в случаях необходимости дополнительного привлечения врачей-специалистов, проведения диагностических исследований, отсутствующих в Учреждении, привлекаются соответствующие службы других медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, в том числе расположенных в другом субъекте Российской Федерации.

9. При невозможности оказания необходимого объема первичной медико-санитарной помощи в Учреждении осуществляется направление спортсмена в другую медицинскую организацию по профилю заболевания в соответствии с договором, заключенным с ФМБА России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. При наличии медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи спортсмену осуществляется оказание данного вида медицинской помощи в соответствии с приложением № 2 к настоящему Порядку.

11. На основании осмотра спортсмена, оформляется и выдается ему на руки заключение, которое содержит:

установленный диагноз (если имеется);

подробные данные о проведенном обследовании и лечении (если проводилось);

индивидуальную программу реабилитационно-восстановительных мероприятий (если необходимо);

план дальнейшего наблюдения (врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине), врачом по спортивной медицине или врачом другой специальности медицинской организации, подведомственной ФМБА России) и лечения с указанием кратности и периодичности последующих осмотров (по возможности с указанием дат рекомендованных осмотров) (если требуется);

рекомендации по корректировке тренировочного процесса (выдаются врачом по спортивной медицине, если требуется);

сведения об оформлении разрешения на терапевтическое использование (в случае оформления);

подписи врача по спортивной медицине (врача-специалиста).

1. Настоящее Положение регулирует вопросы организации работы по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи спортсменам спортивных сборных команд Российской Федерации (далее — спортсмены) в подведомственных ФМБА России медицинских организациях (далее — Учреждение).

2. Учреждение оказывает спортсмену специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в необходимом объеме в рамках действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

3. Организация оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи спортсмену в Учреждении осуществляется:

в случае необходимости оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме — врачом-терапевтом, врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине), либо переводом из другой медицинской организации, а также в порядке самообращения по согласованию с врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине), при наличии документов, подтверждающих статус спортсмена спортивной сборной команды Российской Федерации;

в случае необходимости оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в неотложной форме — врачом-терапевтом, врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом или фельдшером выездной бригады скорой медицинской помощи, врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине), переводом из другой медицинской организации, а также в порядке самообращения.

4. Прием спортсменов в Учреждение для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется круглосуточно.

5. После поступления в Учреждение спортсмен должен быть осмотрен врачом по спортивной медицине Учреждения, который в дальнейшем принимает непосредственное участие в лечебном процессе (совместно с лечащим врачом согласовывает план обследования, схему лечения, контролирует выполнение спортсменом назначений), с оформлением соответствующей медицинской документации.

6. Во время пребывания спортсмена в Учреждении врач по спортивной медицине, лечащий врач взаимодействуют с врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине), с иными лицами, указанными в письменном согласии спортсмена, по вопросам оперативного предоставления информации о состоянии здоровья спортсмена, плане обследования и лечения, рекомендациях по проведению реабилитационно-восстановительных мероприятий, корректировке тренировочного процесса.

7. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь осуществляется Учреждением в необходимом спортсмену объеме в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, на основе оценки здоровья спортсмена, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания (состояния).

8. Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи спортсменам осуществляется в соответствии с требованиями Общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

9. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи спортсменам применяются преимущественно методы лечения и диагностики, подразумевающие использование незапрещённых в спорте субстанций и (или) методов.

10. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи спортсменам в случаях необходимости использования субстанций и (или) методов, входящих в Запрещенный список Всемирного антидопингового агентства, врач Учреждения незамедлительно сообщает об этом спортсмену, а также врачу (ответственному представителю) спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта.

11. При оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи спортсменам в случаях необходимости дополнительного привлечения врачей-специалистов, проведения диагностических исследований, отсутствующих в Учреждении, привлекаются соответствующие службы других медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, в том числе расположенных в другом субъекте Российской Федерации.

12. При невозможности оказания необходимого объема специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в Учреждении осуществляется перевод спортсмена в другую медицинскую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации, по профилю заболевания, в соответствии с договором, заключенным ФМБА России в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

13. Перед выпиской спортсмена врач по спортивной медицине Учреждения должен осмотреть спортсмена, дать разъяснения по назначенному лечению, составить (при необходимости) индивидуальную программу реабилитационно-восстановительных мероприятий, дать рекомендации по корректировке тренировочного процесса.

1. Настоящее Положение регулирует вопросы организации углубленных медицинских обследований (далее — УМО) спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации (далее — спортсмены) в медицинских организациях, подведомственных ФМБА России.

2. ФМБА России определяет учреждение, отвечающее за координацию проведения УМО, включая организацию проведения дополнительных диагностических исследований, консультаций и лечебных процедур в рамках УМО (далее — учреждение, отвечающее за координацию УМО) и определяет учреждения, осуществляющие УМО.

3. В учреждениях, осуществляющих УМО, спортсменам, создаются комиссии по утверждению результатов УМО, в состав которых включаются профильные специалисты этих учреждений.

4. Годовой график проведения УМО формируется на основании предварительных заявок общероссийских спортивных федераций с учетом предложений в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на следующий календарный год, с указанием сроков проведения УМО-1, УМО-2, которые направляются в учреждение, отвечающее за координацию проведения УМО, в срок до 1 декабря, предшествующего году проведения планируемого УМО.

5. Предварительные заявки подаются в учреждение, отвечающее за координацию проведения УМО, на официальных бланках общероссийских спортивных федераций с указанием вида спорта, спортивной дисциплины, состава, возрастной группы, предварительного количества спортсменов и сроков проведения УМО-1, УМО-2.

6. Уточненные заявки на проведение УМО спортсменов формируют общероссийские спортивные федерации и направляют в учреждение, отвечающее за координацию проведения УМО, для согласования до 10 числа месяца, предшествующего проведению УМО.

7. Уточненные заявки подаются на официальных бланках общероссийских спортивных федераций с указанием вида спорта, спортивной дисциплины, состава, возрастной группы, Ф.И.О. (при наличии), даты рождения, серии и номера документов, удостоверяющих личность, и сроков проведения УМО.

8. Заявки должны быть подписаны врачом спортивной сборной команды Российской Федерации и руководителем спортивной федерации или лицом им уполномоченным и (или) главным тренером спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине).

9. Спортсмены, впервые включенные в состав спортивной сборной команды Российской Федерации, обязаны прибывать на УМО с медицинской документацией, содержащей сведения об оказанной ему ранее медицинской помощи.

10. Врач спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине) должен сопровождать спортсменов в период проведения УМО в учреждения, осуществляющие УМО спортсменам, участвовать в составлении плана дополнительных диагностических и лечебных мероприятий, содействовать выполнению спортсменом данных по результатам УМО рекомендаций.

11. Перед началом обследования врач спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта (спортивной дисциплине) информирует спортсменов о целях и задачах УМО, этапности проведения консультаций и диагностических исследований с последующим подписанием спортсменом добровольного информированного согласия на проведение УМО.

12. Спортсмены, не достигшие 15-летнего возраста, обязаны прибывать на УМО в сопровождении законного представителя, либо имея с собой информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и согласие на предоставление сведений о состоянии его здоровья с указанием лиц, которым разрешается передача информации о состоянии его здоровья1, подписанное законным представителем, а также согласие на обработку персональных данных.

13. Начальник спортивной сборной команды Российской Федерации (в случае его отсутствия уполномоченный представитель общероссийской спортивной федерации) обеспечивает явку спортсменов на УМО.

14. По результатам УМО комиссиями учреждений, указанных в пункте 3 настоящего Положения, определяется статус допуска спортсмена к тренировочной и соревновательной деятельности:

«Допущен» — спортсмен допущен к тренировочному и соревновательному процессам по основному тренировочному плану без ограничений;

«Не допущен» — спортсмен не допущен к тренировочной и соревновательной деятельности с указанием причины недопуска (по недообследованию, по болезни);

«Допущен условно» — спортсмен допущен к тренировочному и соревновательному процессам по индивидуальному плану подготовки или требуется контроль за параметрами функций организма согласно установленным срокам условного допуска.

15. По результатам УМО формируются документы:

медицинское заключение о допуске спортсмена к тренировочной и соревновательной деятельности (в случае допуска или условного допуска);

сводное заключение о состоянии здоровья и функциональном состоянии спортсменов.

16. Все заключения по результатам УМО подписываются председателем комиссии и заверяются печатью учреждения, осуществляющего УМО, и передаются в учреждение, ответственное за координацию проведения УМО, в течение 7 рабочих дней с даты проведения УМО.

Минздрав дал разъяснения к приказу № 327н

Как и в утратившем силу приказе перечень вредных и (или) опасных производственных факторов разделен на разделы:

  • Химический факторы;
  • Биологические факторы;
  • Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли (АПФД);
  • Физические факторы;
  • Факторы трудового процесса.

Из основных изменений стоит отметить, что Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли выделены в отдельную группу.

Приказ от 31.12.2020 г. №988/1420н вступает в силу с 01 апреля 2021 года и действует на 6 лет до 01 апреля 2027 года.

Посмотреть Приказ от 31.12.2020 г. №988/1420н «Об отверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

Как и ранее при поступлении на работу работодателю необходимо будет подготовить направление на медицинский осмотр.

Мы проанализировали требования к направлению на медицинский осмотр в приказе 29Н и 302Н:

Требования к новому направлению по приказу №29н Требования к старому направлению по приказу №302н

1) наименование работодателя, электронная почта, контактный телефон;

2) форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;

3) наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронная почта, контактный телефон;

4) вид медицинского осмотра; фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника;

5) наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

6) наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ, в соответствии со списком контингента;

7) номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

1) наименование работодателя;

2) форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;

3) наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;

4) вид медицинского осмотра (предварительный или периодический); фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);

5) дата рождения лица, поступающего на работу (работника);

6) наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);

7) наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.

По сравнению со старым Приказом дополнительно в направлении теперь нужно будет указать:

  • электронную почту контактный телефон работодателя и медицинской организации;
  • пол работника;
  • Номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования. Полис обязательного (добровольного) медицинского страхования так же необходимо будет предоставить работнику при прохождении предварительного медицинского осмотра.

Важно:
Работодателю необходимо будет вести учет выданных направлений в бумажном и электронном виде.

В целях упрощения документооборота работодатели смогут выдавать направление на медицинский осмотр в электронном виде с использованием электронной подписи работодателя и работника.

Периодичность проведения медицинских осмотров определяется наличием вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте и (или) видами выполняемых работ.

Важно:
Согласно п. 18 Работодателю можно будет отложить проведение медицинских осмотров, но не более чем на 6 месяцев в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, за исключением п. 23-27 выполняемых работ и если по результатам специальной оценки условий труда установлены класс вредности 3.3 и 3.4.

Работодателю, как и ранее необходимо будет утвердить:

  • список работников, подлежащих периодическим осмотр;
  • поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Список работников, подлежащих периодическим осмотрам с указанием наименование профессии или должности работника, наименование вредных производственных факторов, в том числе вредных производственных факторов по результатам СОУТ.

В отдельных случаях организации необходимо будет в течение 10 рабочих дней направить разработанный и утвержденный список в территориальный орган Роспотребнадзора по фактическому нахождению. К таким организациям относятся:

  • пищевой промышленности;
  • общественного питания и торговли;
  • водопроводных сооружений;
  • медицинских организаций;
  • работодателей, попадающих под ч. 2. ст. 213 ТК РФ.

На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, работодателем составляются и утверждаются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам, которые не позднее чем за 2 месяца направляются работодателем в медицинскую организацию.

Работодателю дается право организовать работникам прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра взрослого населения с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам периодического осмотра.

Если при проведении медицинского осмотра в медицинской организации будет установлен диагноз о наличии у работника профессионального заболевания, медицинской организации необходимо руководствоваться Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967.

В разделе VI приложения к Приказу Минздрава РФ от 28.01.2021 г. №29Н утвержден новый перечень видов работ, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры.

Новый перечень видов работ потерпел значительные изменения по сравнению с перечнем приказом 302Н, так в нем уточнены требования работам по высоте, лифтеров, обслуживание электроустановок, работы с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением, водолазных работ и др. Все это даст возможность работодателям точно определять вид работ, при выполнении которых необходимо будет проводить медицинские осмотры.

Подробнее с текстом приказа и его приложениями Вы сможете, пройдя по ссылке:

Скачать Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 г. №29Н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

Эксперты Центра охраны труда Управление Безопасности готовы оказать Вам помощь в реализации новых требований охраны труда в Вашей организации. Доверьте безопасность экспертам!

Приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н утверждается два перечня, а именно:

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (химических, биологических, аэрозолей фиброгенного действия и пыли, физических факторов, факторов трудового процесса);
  • перечень видов работ (22 вида).

Именно приказом № 988н/1420н полностью отменяется действующий приказ 302н со всеми изменяющими его документами и с 1 апреля 2021 года будет применяться только новый приказ 29н. Причём срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком шесть годами — до 1 апреля 2027 года.

Обращаем внимание, что трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносится в списки, в ряде случаев изменены, но не стоит переживать, поскольку это тот редкий случай, когда всё стало проще и понятнее! Ниже мы выбрали несколько таких вариантов:

Стало Было
Работы на высоте:

Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м.

Прочие работы, относящиеся в соответствии с законодательством по охране труда к работам на высоте.

Работы на высоте, верхолазные работы

Верхолазными считались все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является страховочная привязь.

Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением. Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках.
Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут, а именно:

Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при морском бурении.

Работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая:

Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении.

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) и подлежащего учету в органах Ростехнадзора:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре более 115 °С;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением.

Приказ Минздрава Российской Федерации от 06.04.2020 № 288

Приказ от 28.01.2021 № 29н является основным, поскольку содержит не только те же самые перечни, утверждённые приказом № 988н/1420н (документ № 1), но и сам порядок проведения предварительных (при поступлении) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Честно говоря не совсем понятно, зачем вообще надо было издавать два практически идентичных документа?! Может лыжи не едут…

Приказ № 29н также вступает в законную силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

Внимание! Те, у кого сроки периодического медосмотра работников истекают в апреле 2021 года, могут попасть в тупиковую ситуацию!

Согласно п. 24 Приказа 29н (новый Порядок МО) поимённые списки должны быть составлены, утверждены работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра должны быть направлены работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между РАБОТНИКОМ и работодателем.

Мы полагаем, что разработчики ошиблись и тут имеется ввиду договор между работодателем и медицинской организацией! Вот именно эта ошибка и формирует тупиковую ситуацию.

Приказ Миздрава от 28.01.2021 № 29н вступает в силу 1 апреля и с этой же даты отменяется приказ № 302н (отмена предусмотрена совместным приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.2020 № 988н/).

То есть самая ранняя дата, когда вы вправе утвердить переработанные списки — 1 апреля 2021 года. А в медицинскую организацию его надо направить за 2 месяца до даты проведения медицинского осмотра, то есть медосмотр ранее 1 июня вы провести не сможете — это будет нарушением Порядка. Разработать и утвердить списки по новому порядку ранее 1 апреля тоже нельзя. Приказ ещё не вступит в силу. То есть, если срок периодического медосмотра истекает в апреле, то до июня вы его провести не сможете.

По закону, всех, кто медосмотр не прошёл по истечении сроков, нужно отстранить от работы и это будет простой, причём оплачиваемый.

Но если Порядок давал бы возможность регулировать это срок договором, уменьшить его до 1 месяца, например, то все бы встало на свои места!

По ходу сравнительного анализа мы дадим пошаговый алгоритм действий, примеры заполнения форм документов по новым требованиям и вы сможете сразу скачать их электронные версии.

ШАГ 1 ПРОВЕДИТЕ РЕВИЗИЮ ИМЕЮЩИХСЯ ДОКУМЕНТОВ
Подготовьте для работы (желательно электронные формы) документов, регламентирующих проведение медосмотров на сегодняшний день в вашей организации (положение, список контингентов, поименный список, бланки направлений на МО, форму журнала регистрации выдачи направлении на МО и заключений по результатам его прохождения, приказ об их утверждении).

Поскольку процедура проведения МО — часть СУОТ, то не следует ее ломать. Пересмотрите списки и сам порядок проведения в части нововведении по срокам, электронному документообороту и все.

Если их нет, не расстраивайтесь. Не придется ничего переделывать (сарказм).

ШАГ 2 СФОРМИРУЙТЕ БАЗУ ЭЛЕКТРОНЫХ ВЕРСИЙ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ФОРМ ДОКУМЕНТОВ
ШАГ 3 СОРИЕНТИРУЙТЕСЬ В ТРЕБОВАНИЯХ НОВЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С МАСШТАБОМ «БЕДСТВИЯ»
ШАГ 4 СОСТАВЬТЕ СПИСКИ
ШАГ 5 ОФОРМИТЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ШАГ 6 ПОЛУЧИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ/ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ И РУКОВОДСТВУ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ КАДРОВЫХ РЕШЕНИЙ

Теперь разберём подробнее каждый из шагов.

Обязанности по организации, как и ранее, возлагаются на работодателя (ст.212.213 ТК РФ). Сохраняются виды медосмотров, а также их цели и принцип определения сроков проведения с некоторыми изменениями. И они вас точно порадуют!

Важно! Периодический медицинский осмотр может быть проведён мобильными бригадами врачей-специалистов, но диагностические обследования в этом случае работник всё равно должен будет пройти в медицинской организации.

Пункт 2 приказа № 327н гласит, что до 1 января 2021 года аккредитация, а также выдача свидетельств об аккредитации специалиста проводиться не будут. Таким образом, у медицинских работников есть возможность сразу же приступать к выполнению свои профессиональных обязанностей.

Процедура же сертификации в соответствии с приказом упраздняется. Это означает, что в 2021 году всем медицинским специалистам необходимо собирать баллы НМО, пройти аккредитацию.

Однако в соответствии с новым письмом от Министерства здравоохранения №16-7/966 от 06.07.2020, стало известно, что в 2020 году у медицинских специалистов есть возможность проходить обучение на курсах повышения квалификации, при условии, что продолжительность обучения 144 академических часа. В этом случае медработникам, получившим дополнительное профессиональное образование в 2020 году и успешно прошедшим сертификационный экзамен, сертификат специалиста может быть выдан, но уже после 1 января 2021 года. Поэтому, если медицинский специалист пройдет успеет до конца года пройти обучение по программе ПК 144 ч., то он сможет получить в 2021 году сертификат специалиста.

Приказ Минздравсоцразвития России №288 от 23 апреля 2010 г.

В приказе от Минздрава также отмечается, что с 1 января 2021 года (то есть после завершения срока действия документа) все медицинские работники, которые были допущены к работе в 2020 году, в обязательном порядке должны будут пройти аккредитацию. Кроме специалистов, которые будут иметь действующие сертификаты.

Таким образом можно заключить, что в 2020 году медицинские специалисты смогут работать на основании имеющихся документов об образовании, в том числе и ДПО, а в 2021 году им необходимо будет пройти аккредитацию.

1. Приказом № 806н внесены изменения в приказ Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов», согласно которым сроки и этапы прохождения аккредитации специалистов, получивших высшее образование (уровень бакалавриата) дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки (для лиц, имеющих среднее профессиональное образование), перенесены на 2021 год.

Таким образом, в 2020 году аккредитации специалистов подлежат: лица, получившие высшее образование (уровень специалитета, уровень ординатуры) или среднее профессиональное образование; лица, получившие дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки (для лиц, имеющих высшее образование).

После 01.01.2021 аккредитации специалиста подлежат все категории лиц, не прошедших процедуру аккредитации специалистов.

2. Приказом № 890н внесены изменения в приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (далее – приказ № 327н), согласно которым пункт 2 приказа № 327н признан утратившим силу.

С учетом вступления в силу приказа № 890н установленный приказом № 327н мораторий на получение сертификатов специалиста и свидетельств об аккредитации специалиста снимается с 29.09.2020. Снятие указанного моратория позволяет образовательным и (или) научным организациям возобновить проведение аккредитации специалистов и сертификационных экзаменов с момента вступления в силу приказа № 890н.

Вместе с тем продолжает действовать пункт 1 приказа № 327н, согласно которому утверждены случаи и условия, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, и пункт 3 приказа № 327н, согласно которому срок действия сертификатов специалиста продлевается на 12 месяцев при истечении срока их действия в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».

Таким образом, лица, получившие медицинское и (или) фармацевтическое образование и не прошедшие аккредитацию специалиста / сертификационный экзамен, в 2020 году могут быть допущены к осуществлению профессиональной деятельности либо после прохождения аккредитации специалиста и сертификационного экзамена, либо в соответствии с пунктом 1 приказа № 327н и осуществлять эту деятельность в течение 2020 года.

3. Приказ № 891н утверждает особенности проведения аккредитации специалиста в 2020 году (далее – Особенности), которыми определяются правила организации и проведения аккредитации специалиста в 2020 году, обусловленные мероприятиями, направленными на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее – COVID-19) на территории Российской Федерации, в том числе применения отдельных пунктов Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (далее – Положение).

При этом председатель аккредитационной комиссии в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, принятия актов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по месту проведения аккредитации специалистов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» может принять решение о проведении первого этапа аккредитации специалиста с использованием дистанционных технологий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) переносе сроков проведения аккредитации специалиста (ее отдельных этапов) (пункт 7 Особенностей).

Таким образом, председатель аккредитационной подкомиссии должен определять регламент работы аккредитационной подкомиссии на основании регламента аккредитационной комиссии.

В случае проведения первого этапа аккредитации специалиста с использованием дистанционных технологий:
– аккредитационная подкомиссия обеспечивает идентификацию личности аккредитуемого (пункт 8 Особенностей);
– заседания аккредитационной комиссии (аккредитационной подкомиссии) могут проводиться дистанционно (пункт 9 Особенностей).

Одновременно с этим в 2020 году аккредитуемый может предоставлять документы, необходимые для прохождения аккредитации специалиста (далее – документы), в аккредитационную подкомиссию одним из следующих способов:
– лично (пункт 25 Положения);
– посредством электронной почты (пункт 3 Особенностей).

Приложение №1 включает в себя:
– общие требования;
– порядок проведения предварительных медицинских осмотров;
– порядок проведения периодических медицинских осмотров;
– приложение “Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров”.

Наименование вредных и (или) опасных производственных факторов Периодичность осмотров Участие врачей-специалистов Лабораторные и функциональные исследования
I Химические факторы…
II Биологические факторы…
III Аэрозоли и пыли…
IV Физические факторы…
V Факторы трудового процесса…
VI Выполняемые работы
Приложение “Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров”

В 23 разделе объединили все пищевые и около пищевые профессии и производства.

Предварительный медицинский осмотр проводится с целью уточнения соответствует ли состояния здоровья лица той работе, на которую он претендует.

Периодический медицинской осмотр проводится с целью:
– раннего выявления ухудшения показателей здоровья под влиянием факторов трудовой среды;
– наблюдения за состоянием здоровья работника в процессе трудовой деятельности для выявления профессиональных заболеваний;
– выявления наличия противопоказаний к трудовой деятельности.

Предварительный и периодический медицинский осмотр могут проводить медицинские организации как государственные, так и частные, при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Медицинские осмотры могут проводится как на базе медицинских учреждений, так и выездными бригадами. При организации выездных бригад необходимо обеспечить проведение лабораторных и инструментальных исследований для проведения медицинского осмотра в полном объеме.

То есть, не всегда выездной медицинский осмотр может гарантировать, что сотрудникам не придется дополнительно посетить медицинское учреждение. Учитывайте это при выборе способа проведения мед осмотра для своих сотрудников.

Организация проведения медицинского осмотра, как предварительного, так и периодического, остается обязанностью работодателя.

Статья 212 ТР ТФ.

Медицинские организации могут получать информацию о состоянии здоровья работника (при проведении медицинского осмотра) у медицинской организации, в которой обслуживается работник (например, по месту жительства).

Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинской помощи».

ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

ФЗ №61 от 12.04.2010г. «Об обращении лекарственных средств».

ФЗ №77 от 18.06.2001г. (редакция от 18.07.2011г.) «О предупреждении распространения туберкулеза».

ФЗ №52 от 30.03.1999г. (в ред.от 25.11.2013г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

ФЗ РФ №157 от 17.09.1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

ФЗ №3 от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществ».

ФЗ РФ №38 от 30.03.1995г. «О предупреждении и распространении в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения».

Приказ Минздрава РСФСР от 02.08.1991 N 132 (с изм. от 05.04.1996) «О совершенствовании службы лучевой диагностики». Приложение N 9. Положение о враче-рентгенологе рентгеновского отделения (кабинета) отдела (отделения) лучевой диагностики.

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2013 N 27557)

Приказ Минздрава РФ N 239, Госатомнадзора РФ N 66, Госкомэкологии РФ N 288 от 21.06.1999 «Об утверждении методических указаний» (вместе с «Порядком ведения радиационно — гигиенических паспортов организаций и территорий (методические указания)»).

Приказ Минздрава РФ от 28.01.2002 N 19 «О Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.04.2002 N 3381).

Приказ МЗ РФ №125 от 21.03.2014г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Приказ МЗ РФ № 382н от 18.06.2013г. «О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических мед.осмотров».

Приказ МЗ РФ №378н от 17.06.2013г. «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в РФ в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».

Приказ МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011г. «Об утверждении перечней вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых производятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда».

Приказ МЗ и СР РФ №706н от 23.08.2010г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

Приказ МЗ и СР РФ №932н от 15.11.2012г. «Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом».

Приказ МЗ РФ № 1006 от 03.12.2012г. «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

Приказ МЗ РФ №1011 от 06.12.2012г. «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра».

Приказ МЗ РФ № 1346 от 21.12.2012г. «Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров».

Приказ МЗ РФ № 342 от 26.01.98г. «Об усилении и совершенствовании мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулёза».

Приказ № 170 от 18.08.94г. «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в РФ».

Приказ МЗ РФ № 36 от 03.02.97г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии».

Приказ № 83 от 16.08.2004г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, и медицинских регламентах допуска к работе по профессии».

Приказ МЗ РФ №408 от 12.07.1989г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом».

Приказ МЗ РФ №475 от 16.08.1989г. «О мерах профилактики острых кишечных инфекций».

Приказ МЗ РФ от 23.04.2013г. № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Ранее Минздрав уже анонсировал упразднение процедуры сертификации с 2021 года и перевод всех медработников в систему аккредитации. Исключением будут лишь те специалисты, которые имеют действующие сертификаты. Следовательно, если не пройти обучение сейчас и не получить в 2021 году сертификат специалиста, единственным вариантом будет работа в системе аккредитации.

При этом важно понимать, что для получения сертификата, и как следствие отсрочки от аккредитации на пять лет, важно не только пройти обучение по курсу повышения квалификации продолжительность 144 часа, но и успеть сдать сертификационный экзамен до конца года. Отметим еще ряд причин, по которым стоит пройти обучение уже сейчас, не откладывая на осень:

  • осенью прогнозируется рост числа желающих пройти обучение, есть риск, что образовательные центра не справятся с нагрузкой;
  • повышение спроса на обучение осенью также приведет к повышению цен;
  • начиная обучение сейчас, специалист может быть уверен в том, что успеет завершить обучение в 2020 году и получит свой сертификат в начале 2021 года.

3.1. Исполнитель вправе
— самостоятельно оказать услуги или привлекать для оказания услуг третьих лиц по своему усмотрению;
— при необходимости запрашивать у Заказчика дополнительную информацию и документы, в которых возникает необходимость в ходе выполнения данного поручения;
— не приступать к исполнению своих обязанностей по настоящему Договору, а также приостанавливать действия, к которым он фактически приступил, в случаях нарушения Заказчиком своих обязательств по настоящему Договору, а также наличия информации о Заказчике, препятствующей исполнению поручения в установленных объемах и сроках;
— отказаться от исполнения Договора в одностороннем порядке при нарушении Заказчиком своих обязательств.

3.2. Заказчик вправе:
— требовать от Исполнителя предоставления информации по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг;
— обращаться к Исполнителю по вопросам, касающимся оказания Услуг;
— вносить предложения по улучшению качества Услуг и совершенствования деятельности Исполнителя.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Договора-оферты Стороны несут ответственность, установленную действующим законодательством РФ.

5.2. Споры, возникшие между Сторонами из настоящего Договора, будут по возможности разрешаться с использованием согласительных процедур.

5.3. С учётом специфики предоставляемых услуг (ст. 779 ГК РФ) Исполнитель несет ответственность лишь за качество оказанных услуг, а не за результат. При отказе Заказчика от Услуги без уважительной причины, внесенная за Услуги плата не возвращается.

5.4. Исполнитель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора-оферты при просрочке оплаты (не оплаты) стоимости услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) Заказчика.

Новые правила проведения медосмотров начнут действовать с 1 апреля 2021 года

Исполнитель: АНО ДПО «АМО»
Место нахождения: 125009, г. Москва,
Газетный пер., д.3-5, стр.1
ИНН 9717051750; КПП 771701001
ОГРН 1177746010386
Р/с.: 40702810700900007364 в АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО);
к/с 30101810345250000266; БИК 044525266

Ректор: Скобкарева Ольга Сергеевна