Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие отходы запрещено захоранивать с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Часть 4 статьи 8.2 КоАП РФ
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 5 статьи 8.2 КоАП РФ
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С 2021 года дополнился список отходов, запрещенных к захоронению
Минприроды России рассмотрело Ваше обращение, поступившее письмом от 26.11.2018 № 18837-0Г/50, по вопросу перечня видов отходов производства и Потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 «06 отходах произведет и потребления» (далее, Закон № 89-ФЗ) захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее, Перечень, виды отходов) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р (далее — Распоряжение № 1589-р), в соответствии c которым запрет на захоронение видов отходов вводится поэтапно — с 01.01.2018 по 67 позициям, с 01.01.2019 по 41 позиции, с 2021 года — по 72 позициям.
В настоящее время в Перечень включены только те виды отходов, которые образуются виде материала одного вида, либо изделия одного вида, компоненты которых могут быть утилизированы.
Вместе с тем в Перечень включены виды отходов, которые в целом
корреспондируются с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации поле утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р.
Таким образом, запрет на захоронение определенных видов отходов симулирует механизм утилизации отходов от использования товаров.
Незагрязненные отходы производства и потребления указаны в Перечне, а понятие «загрязненные» отходы производства и потребления в законодательстве Российской Федерации не закреплено и подразумевается смесь твердых коммунальных отходов (далее — ТКО).
В соответствии cо статьей 1 Закона № 89-ФЗ TKO — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К TKO также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Условием образования TKO является смешение различных материалов
и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видом отходов, относящихся к TKO, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».
Условия образования TKO обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, и ряде случаев с предварительной сортировкой.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов,
утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее — ФККО), типу «отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» присвоен код 7 30 000 00 00 0, a в названии подтипа и группы указанного типа определяется отнесение отходов к TKO.
Однако Перечень № 1589—p не содержит видов отходов, входящих в группы, подтипы, либо тип отходов, отнесенные к TKO.
Таким образом, с учетом действующего законодательства Российской
Федерации в области обращения с отходами, в настоящее время не установлено запрета на захоронение TKO, не прошедших предварительную обработку и/или утилизацию. «
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 июля 2017 года N 1589-р
Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается
1. В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утвердить прилагаемый перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 г., за исключением пунктов 68-182 перечня, утвержденного настоящим распоряжением.
Пункты 68-109 перечня, утвержденного настоящим распоряжением, вступают в силу с 1 января 2019 г.
Пункты 110-182 перечня, утвержденного настоящим распоряжением, вступают в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Неукоснительное исполнение норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и наращивание объемов перерабатываемого мусора приведет к уменьшению площадей, занятых под свалки.
Эффективная политика в области сбора, размещения и обработки отходов снизит экологическую нагрузку и поможет защитить окружающую среду от воздействия токсических веществ.
Ранее Минприроды России в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ разработало проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»[4] (далее — проект акта).
15.09.2016 на официальном сайте ведомства был размещен первый пресс-релиз о проекте акта, согласно которому цель предлагаемого регулирования — «стимулирование отрасли утилизации отходов»[5].
По заявлению главы Минприроды России С.Е. Донского, вступление в силу проекта акта должно повлечь «увеличение объемов переработки видов отходов, которые, составляя в общем объеме твердых коммунальных отходов основную долю, перерабатываются уже сегодня. В число товаров, обязательных для утилизации после утраты ими потребительских свойств в первую очередь включены именно они — черные и цветные металлы, бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль, резина, элементы питания»[6].
Таким образом, еще на этапе подготовки проекта акта основной целью его принятия была утилизация отдельных видов отходов, входящих в состав ТКО (как смеси отходов). А это означает, что с момента вступления в силу Перечня отходов ТКО необходимо сортировать (во всяком случае, разработчик это видит именно так).
Как мы помним, первоначально дата вступления в силу проекта акта была намечена на 01.01.2017, однако указанный срок был перенесен на 01.01.2018. Вслед за этим изменением сроки вступления в силу отдельных положений были перенесены с 2018 и 2020 на 2019 и 2021 гг. соответственно.
КСТАТИ
Группа несортированных отходов, запрет на захоронение которых в проекте акта планировалось установить с 01.01.2024, в утвержденном Перечне отходов отсутствует.
Далее в информационном сообщении указано, что Федеральным законом № 89-ФЗ «предусмотрены механизмы по созданию инфраструктуры по утилизации отходов. К ним, в частности, относится механизм расширенной ответственности производителя, согласно которому производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации».
При этом «установление перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, обеспечит создание объектов инфраструктуры по утилизации отходов на территории субъектов РФ. Кроме того, данная мера будет способствовать принятию регионами порядка сбора (в том числе раздельного) ТКО, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещенные к захоронению»[7].
Если утверждение порядка сбора ТКО (в т.ч. их раздельного сбора) действительно относится к полномочиям субъектов Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ), то создание объектов утилизации отходов является одним из способов обеспечения выполнения нормативов утилизации производителями и импортерами товаров (ч. 4 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Минприроды России, проведя реформу в отрасли обращения с отходами, рассчитывает на привлечение инвестиций в целях строительства объектов утилизации отходов. Это подтверждают слова главы ведомства С.Е. Донского: «Запрет вводится поэтапно, чтобы сформировалось предложение на рынке переработки»[8]. Полагаем, что установление подобного запрета искусственно создает спрос на услуги компаний-утилизаторов, которые могут заняться не строительством новых объектов инфраструктуры, а вполне обоснованно вслед за повышением спроса повысить цены на свои услуги. Производители и импортеры товаров в очередной раз окажутся в наиболее уязвимом положении.
Однако все не так просто. Пунктом 10 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
В отсутствие указанных документов невозможно провести конкурсный отбор региональных операторов. По состоянию на 01.08.2017 региональные операторы определены только в 10 субъектах Российской Федерации: в Камчатском, Краснодарском, Ставропольском крае, Ивановской, Астраханской, Челябинской, Воронежской области, Республике Калмыкия, Республике Мордовия, г. Севастополе.
СПРАВКА
Министерством природных ресурсов Амурской области разработан проект Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018–2028 годов[9] (далее — проект программы). Проект программы включает описание, систему основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей, ресурсное обеспечение и прогнозную (справочную) оценку расходов на реализацию мероприятий, а также порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба.
В проекте программы недостаточно точно сформулировано приоритетное направление государственной политики (государственной политики вообще или государственной политики в сфере обращения с отходами? — прим. автора): разработчики проекта программы видят его в «кардинальном изменении сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами». Аналогичное замечание можно высказать и в отношении сформулированной цели программы — «предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья».
Источники образования ТКО на территории Амурской области разделены на две группы: жилой фонд и прочие (объекты здравоохранения, производственного, торгового назначения, административные, социально значимые объекты и др.). Согласно статистическим данным ежегодно в Амурской области образуется до 500 видов отходов общим объемом более 2300 тыс. т, из них 75 % составляют ТКО. На территории области насчитывается 700 несанкционированных свалок.
К мероприятиям в сфере обращения с отходами проект программы относит строительство полигонов размещения и захоронения отходов производства и потребления, строительство мусороперерабатывающих комплексов и мусоросортировочных линий.
Несмотря на то что проектом программы предусматривается ресурсное обеспечение, возможны случаи, при которых указанные ресурсы будут отсутствовать или окажутся минимальными. Согласно проекту программы «данный риск может быть частично минимизирован за счет более активного использования мер экологического стимулирования хозяйствующих субъектов к реализации мероприятий в сфере обращения с отходами». В этом случае неясно, о каких мерах экологического стимулирования в проекте программы идет речь.
Тем не менее Перечень отходов даже с учетом действующего регулирования представляет серьезный административный барьер для субъектов предпринимательской деятельности. Если Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на период 2015–2017 гг. в размере от 0 до 20 %, то Перечень отходов, в дополнение к утвержденным нормативам утилизации отходов от использования товаров, фактически устанавливает норматив утилизации по отдельным группам отходов в размере 100 %.
Положения Перечня отходов распространяются на отдельные виды отходов, выделенные из общей массы ТКО (во втором столбце Перечня отходов указаны коды по ФККО). Однако после вступления Перечня отходов в силу возможна ситуация, при которой объекты размещения отходов будут отказывать в приеме отходов для захоронения независимо от того, в каком виде они будут транспортироваться — в чистом или смешанном.
«Жизнь» мусорных свалок состоит из 3-х этапов:
- Наполнение. Длится 20 лет. В течение этого времени мощности полигона используются под завязку. По истечении срока свалку закрывают.
- Период, называемый «биологическим реактором», завершается после затихания химических и тепловых процессов внутри свалов. Процесс может происходить естественно или с применением ускоряющих современных технологий.
- Адаптация. В зависимости от содержимого полигона может длиться десятки и сотни лет. Заканчивается, когда залежи отходов перестают оказывать влияние на окружающую среду.
Внутри свалочной массы постоянно протекает химическая катализация. В толще мусорного объема— аэробный и анаэробный пласты. В верхнем слое (до 1,5 м) окисляется органика. Получившиеся соединения—это барьер для глубокого проникновения О2. Дефицит поступления кислорода вызывает анаэробное брожение. На полигоне, после его рекультивации происходит выделение свалочных газов (состоят из метана и углекислоты) в атмосферу.
При попадании осадков на утрамбованную массу, образуется фильтрат в толще отходов. Это жидкость, содержащая токсические компоненты. При просачивании в грунтовые воды ухудшается санитарно-гигиеническая обстановка на прилегающих местностях.
Факт! Загрязнения атмосферы, почвы, воды фильтратом и свалочными газами происходят при нарушении правил эксплуатации полигона.
Утверждены отходы, которые нельзя захоранивать
Места, на которых запрещается производить, также закреплены в том же законе. Территория обязательно должна соответствовать основным инженерным требованиям. Полигоны запрещено устраивать в черте города, особенно, если на них складируются опасные, взрывчатые, токсичные или ядовитые вещества. Это может привести к пожарам, стать причиной заражения воды, воздуха и почвы. Если на территории полигона обнаружены ошибки проектирования, проводить там временное хранение с последующей утилизацией строго запрещено.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Перечня запрещенных видов отходов» спроектировано Министерством природы. Программа разработана для сокращения числа захоронений и стимулирования к утилизации отходов производства. Для воплощения проекта в жизнь отрабатывается 2 механизма, включающих раздельный сбор отходов и выделение полезных фракций при сортировке.
Таблица Перечень групп отходов, на которые предполагается ввести запрет на захоронение
№ | Сроки запрета | Группы видов отходов, захоронение которых запрещается |
1 | С 01.01.2017 | Лом и отходы черных металлов |
Лом и отходы, содержащие цветные металлы | ||
Ртутьсодержащая продукция | ||
2 | С 01.01.2018 | Отходы бумаги и картона |
Отходы автомобильных шин, покрышек, камер | ||
Отходы продукции из термопластов | ||
Стеклосодержащие изделия | ||
3 | С 01.01.2020 | Оборудование, утратившее свои потребительские свойства |
4 | С 01.01.2024 | Все виды несортированных отходов |
Захоронение мусора проводят не только на земле. Твердые отработки неопасного характера утилизируют в море. Дампинг (утилизация отходов в море) – один из распространенных методов захоронения мусорных отработок. Инертные отходы не приносят вред окружающей среде. Их захоронение менее затратно, чем утилизация на мусоросжигательных заводах. Сброс мусора в воду осуществляют:
- непосредственно из барж;
- через трубопроводные сети;
- сбрасывая отходы в герметично закрытых емкостях.
Благодаря окислительной способности морской воды и течениям, происходит переработка и рассеивание органики и минералов. Опасность дампинга в том, что утильсырье может влиять на жизнедеятельность морских обитателей и накапливаться у них в организме. Менее опасным считают сброс отходов в морские впадины. Захоронение отработок в море вызывает помутнение воды на значительном расстоянии.
Президент Ассоциации «СКО Электроника-утилизация» Александр Онищук акцентирует внимание на наличии регуляторных пробелов, связанных со сбором ОИТ (например, при сборе отходов в торговых сетях и вывозе отходов из домохозяйств торговыми компаниями); неразвитости системы раздельного сбора ОИТ у населения, что препятствует вовлечению большего объема ОИТ в оборот; отсутствии утвержденного технического регламента, регулирующего процесс сбора, обработки, транспортирования и утилизации ОИТ электроники. Ко всему прочему, до сих пор отсутствуют специальные требования к организациям, осуществляющим деятельность в сфере утилизации ОИТ электроники, нет полноценной и достоверной информации об объемах утилизации отходов электроники, существующих мощностях утилизаторов ОИТ электроники.
Конечно, следует создать условия (законодательные, экономические) для упрощения сбора электроники в торговых сетях, стимулировать их к активному вовлечению в процесс обращения с отходами. Также закрепить законодательно требования к утилизаторам, что в случае эксплуатации объектов, используемых для обезвреживания отходов I–V классов опасности, применения новой техники, технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, должна быть проведена государственная экологическая экспертиза, в установленном порядке согласно законодательству. В их же зоне ответственности разработка, внедрение и выполнение технологической документации, обеспечивающей процесс утилизации ОИТ электроники с применением наилучших доступных технологий; и, что важно, перед измельчением ОИТ электроники они должны удалить с использованием безопасной и эффективной механической обработки все опасные материалы (компоненты).
Отходы, запрещенные к захоронению: перечень ограничений и причины
Ранее Минприроды России в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ разработало проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»[4] (далее — проект акта).
15.09.2016 на официальном сайте ведомства был размещен первый пресс-релиз о проекте акта, согласно которому цель предлагаемого регулирования — «стимулирование отрасли утилизации отходов»[5].
По заявлению главы Минприроды России С.Е. Донского, вступление в силу проекта акта должно повлечь «увеличение объемов переработки видов отходов, которые, составляя в общем объеме твердых коммунальных отходов основную долю, перерабатываются уже сегодня. В число товаров, обязательных для утилизации после утраты ими потребительских свойств в первую очередь включены именно они — черные и цветные металлы, бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль, резина, элементы питания»[6].
Таким образом, еще на этапе подготовки проекта акта основной целью его принятия была утилизация отдельных видов отходов, входящих в состав ТКО (как смеси отходов). А это означает, что с момента вступления в силу Перечня отходов ТКО необходимо сортировать (во всяком случае, разработчик это видит именно так).
Как мы помним, первоначально дата вступления в силу проекта акта была намечена на 01.01.2017, однако указанный срок был перенесен на 01.01.2018. Вслед за этим изменением сроки вступления в силу отдельных положений были перенесены с 2021 и 2021 на 2021 и 2021 гг. соответственно.
КСТАТИ
Группа несортированных отходов, запрет на захоронение которых в проекте акта планировалось установить с 01.01.2024, в утвержденном Перечне отходов отсутствует.
Далее в информационном сообщении указано, что Федеральным законом № 89-ФЗ «предусмотрены механизмы по созданию инфраструктуры по утилизации отходов. К ним, в частности, относится механизм расширенной ответственности производителя, согласно которому производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации».
При этом «установление перечня видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, обеспечит создание объектов инфраструктуры по утилизации отходов на территории субъектов РФ. Кроме того, данная мера будет способствовать принятию регионами порядка сбора (в том числе раздельного) ТКО, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещенные к захоронению»[7].
Если утверждение порядка сбора ТКО (в т.ч. их раздельного сбора) действительно относится к полномочиям субъектов Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ), то создание объектов утилизации отходов является одним из способов обеспечения выполнения нормативов утилизации производителями и импортерами товаров (ч. 4 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Минприроды России, проведя реформу в отрасли обращения с отходами, рассчитывает на привлечение инвестиций в целях строительства объектов утилизации отходов. Это подтверждают слова главы ведомства С.Е. Донского: «Запрет вводится поэтапно, чтобы сформировалось предложение на рынке переработки»[8]. Полагаем, что установление подобного запрета искусственно создает спрос на услуги компаний-утилизаторов, которые могут заняться не строительством новых объектов инфраструктуры, а вполне обоснованно вслед за повышением спроса повысить цены на свои услуги. Производители и импортеры товаров в очередной раз окажутся в наиболее уязвимом положении.
Однако все не так просто. Пунктом 10 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
В отсутствие указанных документов невозможно провести конкурсный отбор региональных операторов. По состоянию на 01.08.2017 региональные операторы определены только в 10 субъектах Российской Федерации: в Камчатском, Краснодарском, Ставропольском крае, Ивановской, Астраханской, Челябинской, Воронежской области, Республике Калмыкия, Республике Мордовия, г. Севастополе.
СПРАВКА
Министерством природных ресурсов Амурской области разработан проект Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018–2028 годов[9] (далее — проект программы). Проект программы включает описание, систему основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей, ресурсное обеспечение и прогнозную (справочную) оценку расходов на реализацию мероприятий, а также порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба. В проекте программы недостаточно точно сформулировано приоритетное направление государственной политики (государственной политики вообще или государственной политики в сфере обращения с отходами? — прим. автора): разработчики проекта программы видят его в «кардинальном изменении сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами». Аналогичное замечание можно высказать и в отношении сформулированной цели программы — «предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья». Источники образования ТКО на территории Амурской области разделены на две группы: жилой фонд и прочие (объекты здравоохранения, производственного, торгового назначения, административные, социально значимые объекты и др.). Согласно статистическим данным ежегодно в Амурской области образуется до 500 видов отходов общим объемом более 2300 тыс. т, из них 75 % составляют ТКО. На территории области насчитывается 700 несанкционированных свалок. К мероприятиям в сфере обращения с отходами проект программы относит строительство полигонов размещения и захоронения отходов производства и потребления, строительство мусороперерабатывающих комплексов и мусоросортировочных линий. Несмотря на то что проектом программы предусматривается ресурсное обеспечение, возможны случаи, при которых указанные ресурсы будут отсутствовать или окажутся минимальными. Согласно проекту программы «данный риск может быть частично минимизирован за счет более активного использования мер экологического стимулирования хозяйствующих субъектов к реализации мероприятий в сфере обращения с отходами». В этом случае неясно, о каких мерах экологического стимулирования в проекте программы идет речь.
Тем не менее Перечень отходов даже с учетом действующего регулирования представляет серьезный административный барьер для субъектов предпринимательской деятельности. Если Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на период 2015–2017 гг. в размере от 0 до 20 %, то Перечень отходов, в дополнение к утвержденным нормативам утилизации отходов от использования товаров, фактически устанавливает норматив утилизации по отдельным группам отходов в размере 100 %.
Положения Перечня отходов распространяются на отдельные виды отходов, выделенные из общей массы ТКО (во втором столбце Перечня отходов указаны коды по ФККО). Однако после вступления Перечня отходов в силу возможна ситуация, при которой объекты размещения отходов будут отказывать в приеме отходов для захоронения независимо от того, в каком виде они будут транспортироваться — в чистом или смешанном.
Кроме того, невозможно определить момент исполнения обязанности и степень ее исполнения отдельным хозяйствующим субъектом, поскольку неясно, каким образом хозяйствующие субъекты будут подтверждать исполнение обязанности по вовлечению отходов, перечисленных в Перечне отходов, в процесс утилизации. Следовательно, контроль исполнения вводимого требования представляется малоэффективным.
Отвалы проходят три этапа существования:
- Первый период продолжается 20 лет. Территория заполняется мусором. Когда мощности свалки исчерпаны, ее закрывают.
- Второй период называют «биологическим реактором». Он продолжается после полного наполнения площадки до времени снижения тепловых и химических реакций внутри свалки. Они могут происходить естественным образом и с использованием современных технологических способов переработки отходов.
- Последний третий этап – это период адаптации. Он может длиться десятки и сотни лет, пока полигон перестанет оказывать негативное влияние на окружающую природу.
На этом у нас всё. Если информация вам стала полезной, ставьте лайки, подписывайтесь на Блог-Инженера.РФ!
Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики “Экологическая Безопасность” Ксения Ралдугина.
Продолжение следует …
Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2020 года № 1589-р утвержден список отходов, которые нельзя захоранивать на полигонах ТБО.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещено захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Распоряжением утверждается перечень таких отходов. С 1 января 2018 года, согласно распоряжению, будет запрещено захоронение 67 видов отходов, с 1 января 2020 года — 109 видов отходов, а с 1 января 2021 года — 182 видов отходов производства и потребления.
В утвержденный перечень, в частности, включены лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; скрап черных металлов незагрязненный; лом и отходы чугунных металлов незагрязненные; использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги; отходы газет; отходы бумажных этикеток; платы электронные компьютерные, утратившие потребительские свойства; банкоматы, утратившие потребительские свойства, и иные виды отходов.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.2017 года № 886 установлен порядок осуществления плановых проверок при осуществлении государственного экологического надзора с применением риск-ориентированного подхода.
Периодичность проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска, присваиваемой территориальным органом Росприроднадзором на основании установленных критериев риска.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к категориям чрезвычайно высокого; высокого; значительного; среднего; умеренного; низкого риска в зависимости от категории негативного воздействия на окружающую среду, к которой отнесен объект надзора; виду деятельности, осуществляемой на объекте надзора; места размещения объекта государственного надзора; наличия постановлений о назначении административного наказания (кроме предупреждения) за экологические правонарушения, наличия обвинительного приговора суда за экологические преступления; наличия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.
Утилизировать нельзя захоранивать: где поставить запятую?
Утилизация отходов характеризуется длинным перечнем преимуществ. Среди них стоит в первоочередном порядке отметить следующие пункты:
- Сохранение экологии.
- Получение в результате утилизации энергии.
- Избавление от громоздкого ненужного оборудования.
- Избавление от массы ненужных отходов.
В нашей стране перечень отходов, подлежащих утилизации, был утвержден в окончательной редакции еще в 2020 году. Стоит отметить, что список довольно внушителен и в него попали как производственные отходы, которые нельзя повторно использовать, в том числе и в сельском хозяйстве, так и товары массового потребления, в том числе и такие, как электронно-вычислительные устройства и сложная портативная техника. Отходы, подлежащие утилизации должны быть собраны в одном месте и после их списания (касается производственных предприятий) быть транспортированы компания и утилизированы предусмотренным в санитарных нормах способом. Если обобщать, то все отходы, подлежащие утилизации, даже упаковки должны быть переработаны.
Минприроды России рассмотрело Ваше обращение, поступившее письмом от 26.11.2018 № 18837-0Г/50, по вопросу перечня видов отходов производства и Потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 «06 отходах произведет и потребления» (далее, Закон № 89-ФЗ) захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее, Перечень, виды отходов) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р (далее — Распоряжение № 1589-р), в соответствии c которым запрет на захоронение видов отходов вводится поэтапно — с 01.01.2018 по 67 позициям, с 01.01.2019 по 41 позиции, с 2021 года — по 72 позициям.
В настоящее время в Перечень включены только те виды отходов, которые образуются виде материала одного вида, либо изделия одного вида, компоненты которых могут быть утилизированы.
Вместе с тем в Перечень включены виды отходов, которые в целом корреспондируются с перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации поле утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р.
Таким образом, запрет на захоронение определенных видов отходов симулирует механизм утилизации отходов от использования товаров.
Незагрязненные отходы производства и потребления указаны в Перечне, а понятие «загрязненные» отходы производства и потребления в законодательстве Российской Федерации не закреплено и подразумевается смесь твердых коммунальных отходов (далее — ТКО).
В соответствии cо статьей 1 Закона № 89-ФЗ TKO — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К TKO также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Условием образования TKO является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видом отходов, относящихся к TKO, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».
Условия образования TKO обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, и ряде случаев с предварительной сортировкой.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее — ФККО), типу «отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» присвоен код 7 30 000 00 00 0, a в названии подтипа и группы указанного типа определяется отнесение отходов к TKO.
Однако Перечень № 1589—p не содержит видов отходов, входящих в группы, подтипы, либо тип отходов, отнесенные к TKO.
Таким образом, с учетом действующего законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, в настоящее время не установлено запрета на захоронение TKO, не прошедших предварительную обработку и/или утилизацию. »
В правительстве объяснили, что сейчас работа заводов и полигонов регулируется множеством нормативных актов. Их объединили в общий свод требований и добавили несколько новых норм. Экспертка проекта «Ноль отходов» в Гринписе Анна Крюкова считает, что идея унифицировать требования к деятельности таких предприятий — хорошая. По ее мнению, такая мера необходима для того, чтобы эти объекты работали безопаснее и эффективнее.
«Однако к документу у нас есть серьезные претензии», — заметила экспертка.
Татьяна обратила внимание, что документ с новыми требованиями касается только ТКО. «Так как в этом вопросе в России большая путаница, то и документ, на мой взгляд, тоже во многом путаный», — отметила Нагорская.
Сжигание отходов на даче или во дворе частного дома не запрещено, но есть закон, жёстко регламентирующий такой вид утилизации.
- Необходимо оборудовать специальную площадку.
- Рядом вкопать противопожарный щит.
- Выяснить, какой мусор можно сжигать. Некоторые виды отходов выделяют токсичные вещества, загрязняющие воздух в СНТ и деревнях с плотной застройкой.
Минприроды запретит захоронение некоторых видов отходов к 2021 году
Нормы и правила сжигания мусора на дачном участке регламентируются 3 основными законами о сжигании мусора.
Чтобы избежать штрафов, необходимо выбрать другие способы переработки.
Сжигать мусор на садовом участке можно только на оборудованной площадке. Её обустраивают в соответствие с требованиями МЧС и пожарной инспекции. Правила сжигания мусора на садовом участке разные для разведения открытого огня и использования закрытых ёмкостей.
Правильная площадка на своём земельном участке для сжигания травы и других отходов методом открытого горения на воздухе.
- В центре копают яму шириной не более 1 м и глубиной 30 см.
- Вокруг в диаметре 10 м убирают ветки, горючие вещества, сухую траву.
- По периметру площадки делают противопожарную полосу, шириной не менее 0,4 м.
Место для костра должно находиться на удалении не менее 30 м от лиственного леса, 50 м от построек и 100 м от хвойных массивов.
При использовании печей, железных бочек, негорючих ёмкостей нормы не такие жёсткие.
- Место сгорания отходов должно находиться на расстоянии 15 м от лиственного леса, 25 м от построек, 50 м от хвойных лесов.
- Площадку, где стоит бочка или печь, расчищают в радиусе 5 м от предметов, которые могут загореться.
- Рядом с бочкой кладут металлический лист, которым в экстренной ситуации можно её накрыть, перекрыв доступ кислорода к огню.
В засуху, когда действует режим чрезвычайной ситуации, и при сильном ветре разводить огонь запрещено.
На сжигание мусора на даче есть ограничения. Разрешается утилизировать только натуральные отходы, не загрязняющие окружающую среду. Какой мусор можно сжигать.
- Ветки, скошенную траву, листья сжигать можно, но из них получается хорошее удобрение, поэтому лучше приготовить компост.
- Пиломатериалы, не обработанные краской.
- Бумагу и картон, не покрытые плёнкой.
- Остатки пищи (очистки овощей и фруктов).
Для сжигания мусора на участке (ТБО, веток травы) можно построить печь из камня или кирпича своими руками. Порядок работ.
- Срезают дёрн на площадке 70 см х 1 м, засыпают её песком.
- Нижний слой кирпичей выкладывают с зазорами, чтобы создать тягу.
- Зольник делают из бетона, кирпича или листовой стали.
- Сверху кладут металлический лист.
Такая печь долговечна, в момент сгорания отходов верхний лист сильно нагревается и на нём можно готовить еду.
Сжигать мусор на участке лучше после дождя, когда огонь не сможет распространиться по траве. Как правильно сжечь отходы на земельном участке, порядок действий.
- Проверить, все ли средства для тушения пожара находятся под рукой.
- Поставить рядом достаточное количество воды.
- Развести костёр из сжигаемых отходов.
- По окончании работ тщательно пролить водой место, где был огонь.
На протяжении всего времени работ необходимо находиться возле огня, так как пожар может возникнуть от одной искры.
Правила захоронения отходов — перечень запрещенных ТБО
В случае несоблюдения государственных указаний, нарушителю придется заплатить штраф. Он зависит от масштаба причиненного вреда экологии и других признаков.
Для обычного дачника денежное взыскание составит от 1000 до 1500 рублей. Сумма для должностного лица варьирует от 6000 до 15000. В случае нарушения закона юридическим лицом, штраф составляет 150–200 тысяч рублей.
Запрещено сжигание строительного мусора на участке. Такие виды отходов содержат полимеры, которые при горении выделяют ядовитые для окружающей среды и человека вещества.
Если сжигание отходов нанесло вред экологии, имуществу другого человека или соседям, наказание будет серьезней штрафа. Несанкционированное сжигание мусора регулируется статьей 18 ФЗ под №96 от 04 мая 1999 года. За нарушение предусматривается ответственность, указанная в КоАП РФ (ст. 8.2).
По 89-ФЗ производитель или импортер товара своими силами должен организовывать объекты инфраструктуры, на которых будет собираться, обрабатываться и утилизироваться продукция и упаковка, потерявшая потребительские свойства. Также возможен вариант заключения договора с оператором по обращению с ТКО или иным лицом, осуществляющим деятельность по сбору, транспортировке, обработке и утилизации отходов.
В статье № 1 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» прописана разница между утилизацией и захоронением отходов. Под захоронением понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах для того, чтобы они не попали в окружающую среду.
Утилизация отходов является их повторным применением, в том числе и по прямому назначению (рециклинг), возврат отходов в производственный цикл после регенерации, извлечение полезных компонентов для их рекуперации.
В Росприроднадзоре отметили необходимость разграничивать утилизацию и обезвреживание отходов. Это значит, что выполнение импортерами и производителями норм по утилизации через обезвреживание, сжигание или обеззараживание является грубым нарушением экологического законодательства.
С 1 января 2020 года запрещается захоронение следующих видов бумажных отходов:
- картон с черно-белой и цветной печатью (исключение — электроизоляционный, кровельный и обувной картон)
- книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги
- бумага и картон, которые использовались в канцелярии или делопроизводстве
- газеты
- бумажные этикетки
- печатная продукция с черно-белой печатью
- бумажные втулки без пропитки и покрытия
- бумажные шпули: без пропитки и покрытия, с остатками поливинилхлоридной пленки, загрязненные полимерами на основе поливинилацетата
- бумажные мешки без битумной пропитки, прослойки и армированных слоев
- незагрязненный упаковочный картон, бумага и гофрокартон
- отходы потребления различных видов картона за исключением черного и коричневого картона
- белая и цветная бумага за исключением черной и коричневой
- обойная, пачечная, шпульная бумага
Согласно 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители и импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов, полученных в результате использования этих товаров.
Перечень товаров и упаковки, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств, закреплен в постановлении правительства РФ N 1886-р от 24.09.2015. В этот перечень входит и бумажная продукция:
- бумажные канцелярские принадлежности: блокноты, записные книжки, тетради, немелованная бумага и картон для письма, печати и других графических целей
- печатная упаковка из бумаги и картона
- печатные газеты
Согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ вступила в силу 01.01.2017).
Если утверждение порядка сбора ТКО (в т.ч. их раздельного сбора) действительно относится к полномочиям субъектов Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ), то создание объектов утилизации отходов является одним из способов обеспечения выполнения нормативов утилизации производителями и импортерами товаров (ч. 4 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Минприроды России, проведя реформу в отрасли обращения с отходами, рассчитывает на привлечение инвестиций в целях строительства объектов утилизации отходов. Это подтверждают слова главы ведомства С.Е. Донского: «Запрет вводится поэтапно, чтобы сформировалось предложение на рынке переработки»[8]. Полагаем, что установление подобного запрета искусственно создает спрос на услуги компаний-утилизаторов, которые могут заняться не строительством новых объектов инфраструктуры, а вполне обоснованно вслед за повышением спроса повысить цены на свои услуги. Производители и импортеры товаров в очередной раз окажутся в наиболее уязвимом положении.
Однако все не так просто. Пунктом 10 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
В отсутствие указанных документов невозможно провести конкурсный отбор региональных операторов. По состоянию на 01.08.2017 региональные операторы определены только в 10 субъектах Российской Федерации: в Камчатском, Краснодарском, Ставропольском крае, Ивановской, Астраханской, Челябинской, Воронежской области, Республике Калмыкия, Республике Мордовия, г. Севастополе.
СПРАВКА
Министерством природных ресурсов Амурской области разработан проект Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Амурской области на период 2018–2028 годов[9] (далее — проект программы). Проект программы включает описание, систему основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей, ресурсное обеспечение и прогнозную (справочную) оценку расходов на реализацию мероприятий, а также порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба. В проекте программы недостаточно точно сформулировано приоритетное направление государственной политики (государственной политики вообще или государственной политики в сфере обращения с отходами? — прим. автора): разработчики проекта программы видят его в «кардинальном изменении сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами». Аналогичное замечание можно высказать и в отношении сформулированной цели программы — «предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья». Источники образования ТКО на территории Амурской области разделены на две группы: жилой фонд и прочие (объекты здравоохранения, производственного, торгового назначения, административные, социально значимые объекты и др.). Согласно статистическим данным ежегодно в Амурской области образуется до 500 видов отходов общим объемом более 2300 тыс. т, из них 75 % составляют ТКО. На территории области насчитывается 700 несанкционированных свалок. К мероприятиям в сфере обращения с отходами проект программы относит строительство полигонов размещения и захоронения отходов производства и потребления, строительство мусороперерабатывающих комплексов и мусоросортировочных линий. Несмотря на то что проектом программы предусматривается ресурсное обеспечение, возможны случаи, при которых указанные ресурсы будут отсутствовать или окажутся минимальными. Согласно проекту программы «данный риск может быть частично минимизирован за счет более активного использования мер экологического стимулирования хозяйствующих субъектов к реализации мероприятий в сфере обращения с отходами». В этом случае неясно, о каких мерах экологического стимулирования в проекте программы идет речь.
Тем не менее Перечень отходов даже с учетом действующего регулирования представляет серьезный административный барьер для субъектов предпринимательской деятельности. Если Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на период 2015–2017 гг. в размере от 0 до 20 %, то Перечень отходов, в дополнение к утвержденным нормативам утилизации отходов от использования товаров, фактически устанавливает норматив утилизации по отдельным группам отходов в размере 100 %.
Положения Перечня отходов распространяются на отдельные виды отходов, выделенные из общей массы ТКО (во втором столбце Перечня отходов указаны коды по ФККО). Однако после вступления Перечня отходов в силу возможна ситуация, при которой объекты размещения отходов будут отказывать в приеме отходов для захоронения независимо от того, в каком виде они будут транспортироваться — в чистом или смешанном.
Кроме того, невозможно определить момент исполнения обязанности и степень ее исполнения отдельным хозяйствующим субъектом, поскольку неясно, каким образом хозяйствующие субъекты будут подтверждать исполнение обязанности по вовлечению отходов, перечисленных в Перечне отходов, в процесс утилизации. Следовательно, контроль исполнения вводимого требования представляется малоэффективным.
Согласно решению Главного государственного ветеринарного инспектора, запрещается хоронить животных в земле из-за опасности распространения возбудителей различных инфекционных заболеваний, которые привели к смерти животного. Исключением является массовая гибель животных в результате стихийного бедствия, когда нет возможности осуществить транспортировку трупов. Также запрещено выбрасывать трупы в водоемы, мусорные баки, реки и болота.
Чтобы получить разрешение на захоронение животных на кладбище для животных, организация, которая предоставляет такие услуги, должна соответствовать ряду требований, которые установлены в регионе.
В перечень требований входит:
• наличие у организации транспорта для перевозки трупа животного; • наличие печи, необходимой для кремации трупов зараженных животных, которых нельзя просто похоронить в земле; • патолого-анатомический отдел, в котором будет производиться вскрытие трупов для установки причины смерти; • оборудование для проведения дезинфекционных работ и склада для хранения средств для дезинфекции.
Подобные организации могут похоронить животное на кладбище только после того, как владелец предоставит ветеринарную справку №4.
С 2020 года в России вводится запрет на захоронение отходов, подлежащих переработке, сообщил глава Минприроды России Сергей Донской на Всероссийском селекторном совещании по вопросу формирования системы обращения с отходами.
«Фактически, будет запрещено захоронение большинства видов отходов», – говорится в сообщении Донского на сайте Минприроды России.
«Уже действует 25 концессионных соглашений в отношении объектов обращения с отходами на общую сумму 7 млрд рублей. Наша общая задача – обеспечить внедрение новой системы обращения с отходами в полном объеме»
С 1 января 2020 года запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень таких видов отходов устанавливается правительством России, отметили в министерстве.
Как отметил Донской, принятые поправки в закон «Об отходах производства и потребления» охватили две сферы регулирования – природоохранную и жилищно-коммунальную, создав условия для формирования нового сектора экономики – индустрии переработки отходов, ухода от системы складирования и захоронения.
Министр подчеркнул, что формирование системы обращения с отходами – это практическая работа, ответственность за которую лежит в основном на органах региональной власти.
«В преддверии года экологии мы должны сформировать четкие стратегии решения накопленных экологических проблем, снижения нагрузки на окружающую среду», – подчеркнул Донской.
Территориальная схема в области обращения с отходами должна включать в себя всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования, количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности, до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Законом введен новый экономический механизм, основанный на обязанности производителей и импортеров товаров и упаковки утилизировать их после утраты потребительских свойств – так называемая расширенная ответственность производителя. Это создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, возвращая их в хозяйственный оборот и исключая захоронение.
Ежегодно на ликвидацию накопленного экологического ущерба, прежде всего, отходов, будет поступать более 2 млрд рублей, а также средства экологического сбора. В 2020 году объем средств от экологического сбора составит не менее 1 млрд рублей, сообщили в Минприроды.
Также средства на строительство новых мощностей предусмотрены в целом ряде федеральных и региональных программ, однако, по словам министра, необходимо привлекать, прежде всего, средства частных инвесторов.
Замглавы Минстроя России Андрей Чибис также отметил, что в этой работе необходимо сделать акцент не на бюджетных ресурсах, а на частном инвесторе. «Уже действует 25 концессионных соглашений в отношении объектов обращения с отходами на общую сумму 7 млрд рублей. Наша общая задача – обеспечить внедрение новой системы обращения с отходами в полном объеме», – отметил он.
Стало известно о триллионной ошибке при создании «Силы Сибири» |
В США заявили о причастности России к беспорядкам |
Экс-канцлер Германии назвал посла Украины «каким-то карликом» |
Командир Crew Dragon при переходе на МКС ударился головой |
Дагестан спасают из каменного мешка с ковидом |
По словам Донского, в ближайшее время региональные власти должны установить предельные тарифы на обращение с ТКО, выбрать региональных операторов, разработать программы в области обращения с отходами и территориальные схемы.
26 сентября 2020 года наступает срок завершения разработки территориальный схем в области обращения с отходами. Практически во всех субъектах России приступили к их разработке, однако разработка находится в разной степени готовности, сообщили в Минприроды.
Донской призвал региональные власти ускорить работу, обеспечив при этом качественную подготовку документов.
«В настоящее время требуется обеспечить максимально эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, в том числе ОНФ, участвующих в этой работе», – отметил Донской.
Паспортизация отходов будет осуществляться путем установления данных о составе и свойствах этих отходов (происхождении, агрегатном состоянии и физической форме), оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, установления на основе этих данных соответствия отходов виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов.
Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I-IV классов опасности виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов, подлежат хранению хозяйствующим субъектом в течение всего срока действия паспорта отходов.
Паспорт отходов в 2020-2021 годах составляется и утверждается не позднее 30 календарных дней со дня проведения работ по отнесению отходов к конкретному классу.
Внесение изменений в паспорт отходов не допускается.
Паспорт отходов подлежит переоформлению в случае смены лица, в процессе деятельности которого образуются отходы I-IV классов опасности, в случае изменения технологического процесса или вида его деятельности, а также в случае внесения изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, связанных с включением наименования и/или кода вида отходов, соответствие которому было установлено для конкретного отхода, на который оформлен паспорт.
Экземпляр паспорта отходов, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Росприроднадзора способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются под роспись.
К 2021 году Минприроды РФ хочет запретить захоронение некоторых видов отходов
Утилизация отходов – это процесс сбора мусора для дальнейшей переработки.
Правильный подход к вывозу мусора уменьшает загрязненность нашей планеты, даря одной вещи несколько жизней:
• Сжигание. В результате такого метода, мы получаем тепловую энергию, которую можно потратить на электро- и теплоснабжение.
• Повторное использование. В результате можно получить: корм для животных, материалы для настилов и асфальта, нефть, источники питания, лаки и краску.
• Захоронение. Существует специализированные места, отведенные для захоронения токсичных отходов. Располагаются далеко от жилых домов и являются единственным возможным методом утилизации опасных веществ.
• Нейтрализация.
Существуют такие виды токсичных отходов, которые при разложении наносят сильный вред окружающей среде – батарейки, энергосберегающие лампы и т.п. Такие отходы требуют отдельного внимания.
Стоит начать с покупки различных контейнеров: для батареек, бумаги и т.д. Такой подход значительно упростит и ускорит процесс утилизации.
Выделяют 7 типов контейнеров по цветам:
1. Зеленый – бумага, бутылки, стаканы.
2. Синий – газеты, журналы, книги.
3. Желтый – все картонные изделия.
4. Черный – пищевые отходы.
5. Коричневый – токсичные отходы, содержащие ртуть.
6. Красный — отходы, не подлежащие переработке.
7. Оранжевый – отходы из пластика.
В зависимости от материала, мы можем получить абсолютно новые вещи, путем разбора старых на различные детали, то есть от одного отхода мы можем получить не одну, а несколько новых вещей. Сейчас нередко можно увидеть значок переработки на новых товарах, особенно, на одежде.
Сначала, мусор вывозится на специальный полигон. Затем, если у компании есть собственный завод, каждый вид мусора отдельно перерабатывается и разбирается на детали. В случае отсутствия, другая компания забирает мусор с полигона и отправляет прямиком на свой завод.
Утилизация – необходимый процесс в 2020-2021 годах для поддержания чистоты окружающей среды, поэтому очень важно доверять это дело хорошей компании, выполняющей свою работу оперативно и слаженно.
Решение по реформе расширенной ответственности производителя могут принять в конце 2020 года, тогда новые правила вступят в силу в 2021 году.
Первое, что нужно сделать — это отработать все анкеты, второе — доработать документ по результатам анкетирование, и третье — утверждать документ с горизонтом не раньше 2021 года, поскольку мы согласовали продление срока рассмотрение этого документа — четвертый квартал 2020 года.
По ее словам, сегодня проводится анкетирование экологических активистов, представителей бизнеса, регионов и других заинтересованных лиц. Также на площадке российского правительства собрана рабочая группа по проведению реформы, куда вошли 50 экспертов.
Нам очень важно соблюсти баланс: не угробить бизнес, на который ляжет дополнительная нагрузка по расширенной ответственности производителя. И снять нагрузку с граждан, которые сейчас фактически единственные, кто оплачивает вывоз мусора.
Расширенная ответственность производителя существует в России, она подразумевает, что выпустившее товар предприятие должно отвечать за утилизацию отходов, образовавшихся от него (преимущественно это упаковка). Она дает производителю три возможности: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию или организовать процесс самостоятельно. Участники рынка неоднократно указывали, что в нынешнем виде РОП неэффективна, и систему надо реформировать.
Переход на новую систему обращения с ТКО вызывает множество вопросов. Изменения в закон № 89-ФЗ предполагают переход на новую систему обращения с отходами производства и потребления. Теперь все операции с мусором должны быть сосредоточены в руках одного или нескольких региональных операторов.
Выбранный оператор обязан заключить договора с собственниками, которые могут быть представлены как организациями, так и частными лицами. Заключение договоров началось с 1 января, что неминуемо привело к огромным очередям в офисах операторов.
Пункт п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ закрепляет единый тариф за вывоз мусора на территории субъекта федерации. Тарифы от области к области в 2020-2021 годах могут кардинально отличаться.
Изменены понятия «сбор» и «накопление». Ранее под сбором понималось принятие мусора для дальнейшего обращения. Теперь же оно привязывается к оператору, который занимается непосредственно обработкой, утилизацией, размещением и обезвреживанием. Для ряда компаний, чья лицензия была получена только на сбор и перевозку ТКО, деятельность оказывается незаконной. Им необходимо обновить разрешительную документацию.
Устранена привязка накопления к определенным площадкам для хранения. Складирование может осуществляться не более 11 месяцев с последующей утилизацией. Жестких требований к площадкам складирования не предъявляется. Теперь для признания предмета «отходом от использования товара» достаточно лишь потери его потребительских свойств. Такая потеря может быть как полной, так и частичной.
Ст. 6 № 89-ФЗ определяет необходимость раздельного хранения мусора. Данная обязанность возложена на региональные структуры в сфере обращения с отходами. Разделение мусора по видам должно происходить еще на стадии накопления. Предполагается, что для жителей многоквартирных домов такая мера позволит значительно экономить на оплате услуг по сбору и утилизации.
В каждой организации рано или поздно встает проблема разработки документации по отходам. И даже если Ваша организация небольшая, скорее всего, Вам все равно придется решать вопрос, связанный с опасным отходом, который есть практически у всех, например, с отработанными люминесцентными лампами.
Один из шагов к решению данной проблемы – инструкция по обращению с отходами – внутренний документ организации, который утверждает руководитель. Инструкция является руководством для ответственного исполнителя по всем требующимся с конкретным типом отхода действиям.
Как и где хранить отход? Какую тару использовать? Как часто осуществлять вывоз? Какие действия принять в непредвиденной ситуации (пожар, разлив и тому подобное)? Получить ответ и руководство к действию поможет инструкция.
Инструкции в 2020-2021 годах должны присутствовать на всех предприятиях, при деятельности которых образуются отходы. Разработка инструкции по обращению с отходами – одно из требований действующих СанПиНов. Таким образом, при ее отсутствии предприятие рискует получить замечания и штраф при проверке контролирующего органа государственной власти.
Кроме того, работник предприятия, ознакомленный с инструкцией – это гарантия соблюдения экологических и других требований на предприятии.
Подготовка инструкции по обращению с отходами возможна силами сотрудников предприятия или специализированной организацией. Установленной формы инструкции нет, но ключевые разделы, например, способ накопления/хранения, периодичность вывоза, принимаемые меры при возникновении чрезвычайных ситуаций, способы их устранения и другое необходимо включить в данный документ.
Хоронить Запрещается Или Какие Виды Отходов Попали в Перечень!
Захоронение мусора проводят не только на земле. Твердые отработки неопасного характера утилизируют в море. Дампинг (утилизация отходов в море) – один из распространенных методов захоронения мусорных отработок. Инертные отходы не приносят вред окружающей среде. Их захоронение менее затратно, чем утилизация на мусоросжигательных заводах. Сброс мусора в воду осуществляют:
- непосредственно из барж;
- через трубопроводные сети;
- сбрасывая отходы в герметично закрытых емкостях.
Благодаря окислительной способности морской воды и течениям, происходит переработка и рассеивание органики и минералов. Опасность дампинга в том, что утильсырье может влиять на жизнедеятельность морских обитателей и накапливаться у них в организме. Менее опасным считают сброс отходов в морские впадины. Захоронение отработок в море вызывает помутнение воды на значительном расстоянии.
В мировой практике запрещают сбрасывать в океанические и морские воды:
- элемент кадмий и его соединения;
- ртуть и соединения со ртутью;
- канаты;
- тросы;
- рыболовецкие сети;
- пластмассовые изделия;
- нефть и нефтепродукты;
- вещества, в которых присутствуют токсичные ингредиенты;
- патогенные жидкости и вещества;
- мусор.
Они вызывают мор морских животных и рыб. Разрушают сложившуюся экологическую цепочку океанов и морей. Наносят непоправимый вред, который тяжело восстановить.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
3. Объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, проектирование, и (или) строительство и (или) реконструкция которых завершены до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению в соответствие с Едиными требованиями в срок до 1 января 2026 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2020 г. N 1657
1. Настоящий документ устанавливает единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений (далее — единые требования).
2. Единые требования устанавливаются с учетом химических, физических и биохимических факторов воздействия на окружающую среду.
3. При выборе технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов и сочетаний этих технологических решений должна обеспечиваться их приоритетность в следующей последовательности:
обработка твердых коммунальных отходов в целях выделения из состава твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации;
утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала материального ресурса;
утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала энергетического ресурса;
обезвреживание твердых коммунальных отходов;
захоронение твердых коммунальных отходов.
4. Материалы, используемые при строительстве объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, должны обеспечивать их долговечность и экологическую безопасность в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
5. Выбор места расположения объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться с учетом схемы потоков твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в целях обеспечения максимальной экономической эффективности их функционирования.
6. Ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.
7. Объекты обработки твердых коммунальных отходов предназначены для выделения из твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации. Объекты обработки твердых коммунальных отходов могут быть предназначены для обработки твердых коммунальных отходов, которые образуются при раздельном или совместном накоплении.
8. Технологические решения для объектов обработки твердых коммунальных отходов не должны допускать смешение перед обработкой твердых коммунальных отходов, совместно накопленных, с твердыми коммунальными отходами, накопленными раздельно.
9. На объектах обработки твердых коммунальных отходов приоритетными технологиями являются технологии автоматизированной сортировки при сочетании с ручной сортировкой твердых коммунальных отходов, позволяющие осуществить извлечение максимально возможного количества видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации.
10. На объектах обработки твердых коммунальных отходов при выборе технологических решений на стадии проектирования и (или) эксплуатации должна быть обеспечена их бесперебойная и безопасная работа путем:
установления 3-й категории надежности электроснабжения в качестве минимальных требований к надежности электроснабжения объекта обработки твердых коммунальных отходов при условии наличия резервных источников энергоснабжения;
обеспечения объектов обработки твердых коммунальных отходов автоматическими системами аварийной остановки производственных линий;
обеспечения на объектах обработки твердых коммунальных отходов мощностью более 100 тыс. тонн в год систем автоматической диагностики состояния оборудования в целях предупреждения аварийных остановок;
обеспечения наличия на объектах обработки твердых коммунальных отходов мощностью свыше 150 тыс. тонн в год не менее 2 линий сортировки (при наличии технологической потребности, определяемой на стадии проектирования);
установления максимальной продолжительности аварийного ремонта оборудования;
обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежащих последующему направлению на обработку.
11. Объекты обработки твердых коммунальных отходов должны обеспечить прием и обработку среднесуточной массы твердых коммунальных отходов в сезон их максимального образования.
12. Объекты обработки твердых коммунальных отходов должны обеспечивать возможность извлечения из твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации. Эффективность обработки должна обеспечивать исполнение показателей по утилизации (за исключением энергетической утилизации), установленных инвестиционными программами по строительству, реконструкции таких объектов, а также территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, субъекта Российской Федерации.
13. Объекты энергетической утилизации твердых коммунальных отходов предназначены для использования твердых коммунальных отходов, прошедших обработку, в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов).
Объекты утилизации твердых коммунальных отходов (за исключением энергетической утилизации) предназначены для производства продукции, в том числе вторичного сырья, удобрений органических, почвогрунта или грунта, пригодного для технических целей, твердого топлива, из видов отходов, полученных при обработке твердых коммунальных отходов.
Правительство утвердило Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов.
Захоронение и сжигание отходов разрешаются только в тех случаях, когда они непригодны для переработки. Кроме того, приоритет при сортировке мусора должен отдаваться автоматизированному труду. Это позволит извлекать максимальное количество видов отходов для дальнейшей утилизации.
Урегулированы вопросы закрытия полигонов. Такие объекты должны быть выведены из эксплуатации, если они заполнены до проектной вместимости или не отвечают требованиям экологической безопасности.
Мусорным предприятиям необходимо максимально снижать негативное воздействие на окружающую среду, применяя при этом наилучшие доступные технологии.
Заводы и полигоны, которые были спроектированы или построены до 2021 г., должны привести свою деятельность в соответствие с едиными требованиями к 1 января 2026 г. Новые объекты нужно будет проектировать с учетом принятых правил.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.