Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по отрасли в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
ООО «Трио» — строительная фирма на ОСНО. Выручка без НДС за 2019 год по данным строки 2110 ОФР (Отчета о финрезультатах) составила 12 млн. руб. Согласно налоговой отчетности за 2019 год предприятие исчислило к уплате такие налоги:
- НДС – 400000 руб. (в расчет принимается сумма налога к уплате, т.е. разница между начисленным и возмещенным НДС);
- ННП (налог на прибыль) – 750000 руб.;
- НДФЛ – 290000 руб.;
- налог на имущество – 65000 руб.;
- транспортный налог – 32000 руб.
Средняя налоговая нагрузка по строительной отрасли — 11,9%. Рассчитаем НН и сравним со средним значением:
НН = (400000 + 750000 + 290000 + 65000 + 32000) / 12000000 х 100 = 12,81%
12,81>11,9%, т.е. налоговая нагрузка компании за прошлый год выше среднего отраслевого предела, следовательно, риск назначения выездной проверки можно исключить.
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) |
Налоговая нагрузка, % |
Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, % |
|||||||||||||||||
ВСЕГО |
11,0 |
3,3 |
|||||||||||||||||
производство химических веществ и химических продуктов |
2,2 |
2,1 |
|||||||||||||||||
производство и распределение газообразного топлива |
2,2 |
1,5 |
|||||||||||||||||
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
2,7 |
0,8 |
|||||||||||||||||
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
2,8 |
3,3 |
|||||||||||||||||
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт |
2,9 |
1,0 |
|||||||||||||||||
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего |
2,9 |
1,1 |
|||||||||||||||||
производство кокса и нефтепродуктов |
3,4 |
0,2 |
|||||||||||||||||
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
3,4 |
2,1 |
|||||||||||||||||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего |
4,1 |
5,2 |
|||||||||||||||||
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
4,1 |
2,1 |
|||||||||||||||||
деятельность трубопроводного транспорта |
4,7 |
4,7 |
|||||||||||||||||
производство бумаги и бумажных изделий |
5,0 |
1,7 |
|||||||||||||||||
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
5,4 |
1,5 |
|||||||||||||||||
производство прочих транспортных средств и оборудования |
5,5 |
4,6 |
|||||||||||||||||
производство резиновых и пластмассовых изделий |
6,1 |
2,6 |
|||||||||||||||||
Транспортировка и хранение — всего |
6,5 |
4,6 |
|||||||||||||||||
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего |
6,7 |
2,3 |
|||||||||||||||||
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха |
6,8 Федеральная налоговая служба с каждым годом наращивает аналитическую составляющую контрольной работы налоговых органов. Это делается для того, чтобы налогоплательщики работали более открыто в своих налоговых обязательствах. И в последнее время налоговики уже используют комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, поэтому кроме заниженной налоговой нагрузки есть и другие показатели, на которые обращают внимание инспекторы. Чтобы значительно снизить риски налоговой проверки, стоит вовремя проверять своих контрагентов, еще до того, как вы совершили сделку. Если есть хотя бы минимальный риск, то рекомендуем сразу запастись документами о контрагенте. Для этого рекомендуем использовать специальные сервисы, один из которых «1СПАРК Риски», из него можно распечатать все необходимые документы для предоставления в ИФНС. Бывают случаи, когда заниженная налоговая нагрузка не связана с какими-либо нарушениями налогоплательщика или недобросовестными контрагентами. Таким образом, нагрузка может быть занижена, если:
Токаев дал поручения по снижению налоговой нагрузки с 1 июля 2021 годаФирма 1С сейчас готовит изменения для разных программ 1С. Обновления ожидаются в следующих конфигурациях1С:
После внесения изменений в конфигурации 1С вам необходимо будет обновить релизы 1С. Если у вас типовая конфигурация, вы можете обновить их самостоятельно при наличии договора 1С:ИТС. Чтобы обновить нетиповые конфигурации 1С нужно будет воспользоваться услугами программиста 1С, который поэтапно обновит конфигурацию и проверит правила обмена 1С. Вы можете заказать обновление1С в любом из офисов Первого Бита, и специалисты компании «Первый Бит» произведут все необходимые настройки. Если у вас заключен договор 1С:ИТС в Первом Бите, мы сами уведомим о необходимости произвести обновлении и согласуем удобное для вас время выезда нашего специалиста 1С. Если вы хотите узнать подробнее позвоните нам по телефону. Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах. Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец». Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале. ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц. Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее. На ОСНО доходы и расходы для определения налоговой базы по НДФЛ берутся без НДС. Налоговая база составит 2 083 333 — 1 250 000 = 833 333 рубля, а сумма налога 13 % от неё — 108 333 рубля. НДС к уплате составит 266 667 рублей = 416 667 — 150 000. Определим сумму страховых взносов. Страховые взносы за работника составят 12 × (12 392 × 30,2 % + (40 000 — 12 392) × 15,2%) = 95 265,60 рублей за год, где:
«За себя» ИП уплатит взносы в фиксированном размере — 40 874 рубля, а также «переменную» часть в ПФР — 1 % × (833 333 — 300 000) = 5 333,33 рубля. Сумма взносов за работника и фиксированных взносов ИП «за себя» будет одинаковой во всех вариантах. НДС не выделяется из доходов, а расходы учитываются для налогообложения в суммах, включающих НДС. Таким образом, налоговая база по НДФЛ составит 2 500 000 — 1 400 000 = 1 100 000 рублей. А сам налог 13 % от неё — 143 000 рублей. При этом НДС к уплате будет нулевым. Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей. «Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей. База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников. «Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб. Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей. Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину. Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки. Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность. Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС. Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам. В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях). ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС. Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения. Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так: НН = СнОг х 100% / СВг – НДС, НН – налоговая нагрузка; Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС. К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях. ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом. ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%. Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:
С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют. Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений. Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль. Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
Ее вычисляют по такой формуле: ННп = Нп / (Др + Двн), где: Риски налоговой проверки: опубликована таблица безопасной налоговой нагрузкиПонятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину. Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки. Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность. Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС. Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса. Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах. Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС. Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам. В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях). ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС. Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения. Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так: НН = СнОг х 100% / СВг – НДС, где: НН – налоговая нагрузка; Формула коэффициента налоговой нагрузкиЧаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль. Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
Ее вычисляют по такой формуле: ННп = Нп / (Др + Двн), где: ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога. Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину. Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки. Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность. ИП также, как и юридические лица, могут работать на разных режимах. Какой режим подойдет конкретному предпринимателю, зависит от оборотов, численности, вида деятельности. У ИП по сравнению с ООО выбор режимов шире. ИП могут работать на патенте (ПСН). Этот вариант подойдет для сезонной или временной работы. Правда, патент не дадут, если численность наемных работников свыше 15 человек. Чтобы не потерять право на применение ПСН, годовой доход не должен быть выше 60 млн рублей. Для применения УСН и ЕНВД предприниматель может принять на работу до 100 человек. Для упрощенной системы есть ограничение по уровню дохода — не более 150 млн рублей в год. Выбрав УСН, придется определить вариант учета. Можно платить налог с доходов, а можно с дохода, уменьшенного на расход. Если ИП планирует работать с крупными покупателями на общей системе, стоит подумать о выборе ОСНО. Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС. Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности. Подробнее о том, какие установлены значения на 2021 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС». Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере. Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Причем в расчет берите уплаченные в бюджет суммы, включая НДФЛ. Такие разъяснения ФНС дала в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589. Сравните свои данные со среднем уровнем налоговой нагрузки по видам деятельности. При расхождениях заранее подготовьте пояснения. Налоговики могут запросить их перед тем, как пригласить вас на комиссию и назначить выездную проверку. По налогам инспекторы также рассчитывают нагрузку по отраслям в своем регионе. Она может отличаться от федеральной. У компаний есть возможность сравнить свои данные только с федеральным уровнем. Если региональный показатель выше федерального, компания узнает об этом от налоговиков. Скорее всего, они потребуют пояснения. Определить показатель налоговой нагрузки организации, сравнить его со средним по отрасли и сделать вывод о том, есть ли у вашей организации риски вызова на комиссию и выездной налоговой проверки, поможет специальный расчетчик от экспертов Системы Главбух. По земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, в разрезе регионов страны в абсолютной величине с учетом их индексации на 15%. Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (сум) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях. При этом конкретный размер налоговых ставок будет определяться органами государственной власти на местах на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района. По налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели, что влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели в целях исчисления налога. Данная мера направлена на обеспечение рационального и эффективного использования водных ресурсов. Налоговые ставки по налогу за пользование водными ресурсами индексируются на 15%, а для отдельных отраслей экономики — на 30% с целью поэтапного доведения этих ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности. Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сумов за 1 кубометр. Законопроектом предусмотрено расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет: стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынков и торговых комплексов. Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог, считают в Минфине. В условиях коронавирусной пандемии указом президента от 3 апреля 2020 года (УП-5978) было предусмотрено, что в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики НДС, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать НДС на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе. Законопроектом предлагается возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), не зависимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий в соответствии с указом президента от 5 мая 2020 года (УП-5989). Для упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц. Так, законопроектом планируется, что самозанятые граждане, ученики школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Узбекистана уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа. Соответственно для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога. Налоговая нагрузка по оквэд 2021\r\n\r\n Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле: \r\n\r\n сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%. \r\n\r\n Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%. \r\n\r\n \r\n\r\n Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки. \r\n\r\n В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%. Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле: сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%. Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%. Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки. В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%. Как узнать, сколько платят в среднем по отрасли? Для этого нужно ориентироваться на показатели налоговой нагрузки по видам деятельности за предыдущий год, которые выкладывает в открытый доступ ФНС. Разница в отраслевых показателях впечатляет: разбег составляет 44,1%. Низкие показатели налоговой нагрузки у сельского хозяйства, энергетиков, невысокие у транспортников, средние у строителей и общепита, выше среднего у производителей компьютеров, напитков, табака, связистов, «айтишников», наиболее высокие – в сфере добычи полезных ископаемых. А вот как быть узким нишевым сферам, которые не попадают в обобщенный отраслевой список, и средняя цифра для которых не определена? Вот именно тогда нужно ориентироваться на среднероссийский показатель налоговой нагрузки за предыдущий год. В 2021 году при расчете нужно равняться на показатель 2021 года, составивший 10,8%. Именно его в письме от 22 августа 2021 года № ГД-3-1/5806 указала Федеральная налоговая служба РФ. Алгоритм расчета налоговой нагрузки совокупной таков: сумма налогов и сборов, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП за календарный год, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным Росстата. Полученный показатель умножается на 100%. Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель. Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент (НДФЛ). При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2021 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом. Как считать налоговую нагрузку по каждому из налогов? Для юрлиц налоговая нагрузка по налогам считается так: Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход) Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ). Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт). Для ИП налоговая нагрузка по налогам считается так: Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ. Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН. Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН. Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС. Все показатели умножаются на 100, так как исчисление ведется в процентах (%). В знании налоговой нагрузки заинтересовано само государство в лице Министерства финансов и других структур, занимающихся планированием экономики страны. Ведь налоги – это не игрушка фискальных органов, а часть бюджета государства, на который живет и развивается страна. Безусловно, все о налоговой нагрузке должны знать налоговые органы, являющиеся инструментом в руках государства. Для ФНС налоговая нагрузка – один из 12-ти показателей, на основе которых принимается решение о проведении или непроведении у налогоплательщика выездной проверки. Причем, этот показатель является первым в списке. Однако в детальном понимании своей налоговой нагрузки заинтересованы, по нашему мнению, прежде всего сами налогоплательщики. Знание этого показателя и управлением им, во-первых, снижает риск налоговой проверки, во-вторых, дает возможность оценить состояние налоговой политики предприятия и состояние бизнеса в целом. К тому же, ФНС сама призывает налогоплательщиков мониторить свою налоговую нагрузку. В случае удержания показателей налоговой нагрузки на среднеотраслевых, налоговики обещают высокую вероятность непопадания компании или ИП в список тех, к кому сотрудники ФНС прибудут лично, а также лояльное взаимодействие. Безошибочно рассчитать налоговую нагрузку поможет сервис СБИС. Аналитический блок пакета Расширенный проанализирует компанию по 12-ти критериям, главным из которых является величина налоговой нагрузки. Более того, сервис поможет провести анализ налоговой нагрузки предприятия, оценит выбранную систему налогообложения и финансовое положение предприятия в целом. Как провести налоговый анализ компании в СБИС:
Также не забывайте, для того, чтобы наладить взаимодействие с налоговой, вам понадобится сервис СБИС Электронная отчетность и электронная подпись. В общую сумму входят все виды выплат, включая НДС, НДФЛ, страховые взносы, которые выражаются в виде определенного процента от всех доходов или в установленных величинах, выражающихся в рублях. Оценка совокупной налоговой нагрузки происходит по требованиям специализированных инспекций или по нужде налогоплательщика в таких ситуациях:
Для того чтобы рассчитать нагрузку отдел бухгалтерии должен оценить сумму обязательных выплат государству и сравнить полученные показатели с общей прибылью. Результат выражается в процентах. Он сопоставляются со средними показателями Федеральной налоговой службы. Похожие записи:
|