Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к коллективному договору в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Процедура оформления документа в 2021 году начинается с переговоров, которые могут инициировать как представители работодателя, так и работников.
В ходе обсуждения создается комиссия, которой поручено разработать проект договора.
Законодатель в статье 39 Трудового кодекса РФ предоставляет участникам коллективных переговоров гарантии и компенсации в виде сохранения за ними среднего заработка на период переговоров, но не более чем на 3 месяца.
Трудовой кодекс РФ обязывает стороны подписать коллективный договор не позже 3 месяцев с момента, когда официально начались переговоры. Если к консенсусу не пришли, составляется протокол разногласий.
Структура документа для бюджетного учреждения может быть типовой, утвержденной органом исполнительной власти.
Коллективный договор образец 2021 года: образец, бланк, форма, приказ
Работники или работодатель могут выступить инициаторами внесения изменений в текст коллективного договора.
Статья 44 Трудового кодекса РФ не содержит порядка, который должен быть соблюден; при этом имеется отсылка к тексту договора, и если там нет никаких норм о процедуре изменения текста документа, актуализация договора производится в том же порядке, что и его заключение.
В соответствии со статьей 50 Трудового кодекса РФ, изменения в течение 7 дней с момента их утверждения должны быть переданы в Трудовую инспекцию.
Актуализация условий коллективного договора оформляется в виде дополнительного соглашения и может содержать следующую информацию:
- данные сторон;
- ссылка на коллективный договор;
- текст вносимых изменений;
- информация о вступлении дополнительного соглашения в силу;
- обязательство передать документ на регистрацию в инспекцию по труду;
- подписи сторон.
2 фев | Действие территориального Соглашения продлено на три года |
29 дек | В Брянской области установлена минимальная заработная плата |
22 дек | Макет коллективного договора 2021 |
18 июня | Макет коллективного договора 2020г. |
7 фев | Подписано новое отраслевое Соглашение на 2020-2022г. |
4 сент | Макет коллективного договора 2019 |
21 сент | Соглашение область 2017-2019г. |
С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек. Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника. То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.
Макет коллективного договора 2021
Переход на электронные трудовые книжки начался в 2020 году. И работодатели уже ведут учет сведений о трудовой деятельности (СТД) работников в электронном виде и сдают отчет по форме СТД-Р в ПФ РФ.
До 31.12.2020 работодатели должны были получить от каждого работника письменное заявление с одним из вариантов: работодатель продолжает вести на работника бумажную трудовую книжку либо формирует и предоставляет работнику сведения о трудовой деятельности в электронном виде.
В 2021 году кадровикам следует учесть, что если работник в 2020 году не подал работодателю такое заявление по уважительной причине:
-
временная нетрудоспособность;
-
отпуск;
-
отстранение от работы;
-
отсутствие работы по трудовому договору, он может сделать это в любое время, подав такое заявление работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве.
С 01.01.2021 кадровики должны:
-
Продолжать вести трудовые книжки на работников, подавших соответствующее заявление, и на работников, которые не подали никакого заявления.
-
Не оформлять бумажные трудовые книжки лицам, которые трудоустраиваются впервые. Данные об их трудовой деятельности формируются в электронном виде.
-
Выдавать работникам, на которых не ведутся трудовые книжки, сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р, если они пишут заявление об этом или увольняются.
С 2021 года при заполнении форм СЗВ-ТД, СТД-Р работодателям, которые обязаны применять профстандарты, нужно указывать код выполняемой функции. Код состоит из семи знаков из профстандарта:
-
первые пять – код наименования вида профессиональной деятельности;
-
предпоследний – буква кода обобщенной трудовой функции;
-
последний – цифра уровня квалификации, к которому относится обобщенная трудовая функция.
Предыдущий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162, с 01.01.2021 прекратил свое действие.
В старом перечне было 456 позиций, а в новом Перечне только 100.
Снимаются ограничения для женщин, например, на следующие профессии и работы:
-
водитель дрезины, автобуса с количеством мест свыше 14, автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 т, грузовых автомобилей, аэросаней;
-
член палубной команды (боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы всех наименований) судов всех видов флота, а также плавучих зачистных станций, доков, плавучих перегружателей зерна, цемента, угля и других пылящих грузов;
-
машинист электропоезда;
-
газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в закрытых емкостях (цистернах, котлах и т. п.), а также на высотных сооружениях связи (башнях, мачтах) свыше 10 м и верхолазных работах.
Действие Перечня не распространяется на женский труд в фармацевтической промышленности, медицинских организациях, научно-исследовательских лабораториях, организациях по оказанию бытовых услуг населению.
Новым Порядком установлено, что обязательные предварительные и периодические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, проводятся в отношении лиц, поступающих на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работников, выполняющих такую работу и (или) подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов, за счет средств работодателей.
Также определен порядок проведения химико-токсикологических исследований. Медицинская организация после получения от работодателя поименного списка работников составляет календарный план периодических осмотров с указанием дат и мест их проведения. План согласовывается с работодателем, утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении периодических осмотров.
Предварительные осмотры лиц, поступающих на работу, проводятся сверх календарного плана осмотров по мере направления работодателем лиц, поступающих на работу, в медицинскую организацию на осмотр. Работодатель вправе направить работника на внеочередной медицинский осмотр и после окончания периода его временной нетрудоспособности.
Приведен перечень осмотров врачами-специалистами, лабораторных и инструментальных исследований для отдельных профессий (должностей).
Согласно этому Положению сотрудников необходимо инструктировать по ЧС:
-
в течение первого месяца работы у работодателя;
-
впоследствии – ежегодно.
При этом работники должны не только знать порядок действий при ЧС, но и подтверждать свои знания на тренировках и учениях.
Коллективный договор на 2021-2023 годы с последующим продлением на три года
В новых правилах, в частности, содержатся требования:
-
к применению и реализации пиротехнических изделий бытового назначения;
-
к применению специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях;
-
к использованию открытого огня и разведению костров на землях сельхозназначения, землях запаса и землях населенных пунктов.
Кроме этого, предусматривается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты и вводится запрет на курение на территории и в помещении объектов здравоохранения, образования, транспорта, за исключением мест, специально отведенных для курения в соответствии с законодательством. Руководители организаций должны обеспечить размещение на объектах защиты знаков пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено». При этом места, специально отведенные для курения, обозначаются знаком «Место курения».
Также уточнены требования к средствам противопожарной защиты, использованию подвальных и цокольных этажей, объектам с массовым пребыванием людей, организациям торговли, медицинским организациям, АЗС, строительным работам, огневым работам.
-
- Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объекте
- Ученический договор (профессиональная подготовка по профессии)
- Должностная инструкция ведущего специалиста по документообороту
- Должностная инструкция товароведа ломбарда
- Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы. Форма N Т-73
- График отпусков. Форма N Т-7
- Журнал регистрации платежных ведомостей. Форма N Т-53а
- Командировочное удостоверение. Форма N Т-10
- Личная карточка работника. Форма N Т-2
- Личная карточка государственного (муниципального) служащего. Форма N Т-2ГС(МС)
- Платежная ведомость. Форма N Т-53
- Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку. Форма N Т-9
- Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку. Форма N Т-9а
- Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу. Форма N Т-5
- Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу. Форма N Т-5а
- Приказ (распоряжение) о поощрении работника. Форма N Т-11
- Приказ (распоряжение) о поощрении работников. Форма N Т-11а
- Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам. Форма N Т-6а
- Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику. Форма N Т-6
- Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении). Форма N Т-8а
- На что обратить внимание в новом макете коллективного договора
- День профсоюзов – 11 ноября
- Колдоговор–2020: что изменилось
- В профсоюзах появятся общественные инспекторы
- Права трудящихся и банкротство – что изменится
- Макет коллективного договора обновлен
С 2021 года в России начнет действовать 15% ставка НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год. К доходам в размере 5 млн руб. и меньше будет применяться ставка 13%, а к доходам сверх 5 млн руб. — 15% с доходов, превышающих 5 млн руб., помимо суммы налога в размере 650 000 руб. Основание — Федеральный закон № 372-ФЗ от 23 ноября 2020 года.
Новые образцы Коллективного договора на период 2020-2023
С 1 января 2021 года работникам, начинающим карьеру и впервые устраивающимся на работу, будут открывать только электронные трудовые. Бумажные варианты документа им уже заводить не будут.
Трудовые старого формата (бумажные) останутся только у действующих работников, которые написали заявление об использовании именно таких книжек. В этом случае работодателю придется одновременно вести и бумажную и цифровую трудовую книжку.
Власти подготовили, но пока не утвердили новую форму сведений о трудовой деятельности работников (СЗВ-ТД). В нее добавят раздел со сведениями о работодателе, правопреемником которого является страхователь. А также коды для обозначения сотрудников, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как уже было упомянуто ранее, трудовое законодательство РФ достаточно подробно регламентирует порядок заключения коллективного договора, а также права и обязанности сторон как в рамках как процесса установления подобного способа регулирования взаимоотношений, так и последующего соблюдения принятых обеими сторонами договоренностей и разрешения разногласий. Поэтому и трудящимся, и работодателям, и сотрудникам отдела кадров будет полезно ознакомиться непосредственно с нормативно-правовыми документами и актами, регулирующими этот вопрос. К ним относятся следующие положения законодательства:
Российское законодательство не обязывает работодателей и трудящихся заключать рассматриваемый договор в абсолютно каждом конкретном случае. Трудовые отношения могут регулироваться и без наличия подобного документа в рамках уже заключенных индивидуальных договоров с работниками и действующего трудового законодательства. Таким образом сам по себе коллективный договор в 2021 году не обязателен ни для работодателей, ни для сотрудников, если рассматривать непосредственно необходимую для осуществления трудовых взаимоотношений документацию.
Однако, если договор уже был заключен — он является обязательным для всех сторон трудовых взаимоотношений. При этом за отказ от выполнения нормативов, которые предусмотрены в коллективном договоре, любая сторона может быть привлечена к ответственности.
Законодательство также предусматривает, что инициатором заключения соглашения может выступать любая из сторон трудовых взаимоотношений. Чаще всего с подобной инициативой выступают работники и их представители, однако инициировать проведение коллективных переговоров и заключение договора может и работодатель.
Когда одна из сторон, участвующих в трудовых взаимоотношениях, заявила о своем намерении заключить коллективный договор, этот документ уже становится обязательным к принятию второй стороной. При невозможности достижения решения, которое бы устроило обе стороны трудовых взаимоотношений коллективный договор все равно должен быть заключен — в нем должны иметь место те пункты, которые устраивают обе стороны взаимоотношений. Либо же, если одна из сторон саботирует принятие коллективного договора — возможно участие в процессе переговоров в том числе и третьей стороны.
Сторонами по договору являются работники предприятия, а также его администрация или работодатель.
От имени сотрудников могут выступать как профсоюзы, так и иные объединения работников, уполномоченные на то большинством.
Со стороны работодателя договор имеет право подписывать директор или иное уполномоченное лицо. Если же в качестве работодателя выступает индивидуальный предприниматель, то подписывать коллективный договор он будет единолично либо через представителя, который полностью владеет информацией, необходимой для проведения переговоров и разрешения споров (ч.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР на 2018 – 2021 годы
В коллективном договоре можно предусмотреть перечень дополнительных гарантий и льгот для работников, например:
- предоставление питания, компенсация стоимости проезда или сотовой связи.
К договору в качестве приложений можно приобщить такие важные документы, как положение об оплате труда, график внутреннего трудового распорядка и др. В связи с тем, что заключение этого договора возможно на срок не более 3 лет, то и обновлять документы, утверждаемые им, соответственно, придется минимум один раз в 3 года.
Это дает повод регулярно проверять локальные нормативные акты организации на соответствие действующему законодательству.
Заключение коллективного договора может повлечь за собой ряд негативных моментов.
- Такой договор сложно принять на предприятии, где несколько профсоюзных объединений либо 1 объединение, в которое не входят все работники.
- Разрешением спорных моментов между работниками и начальством.
- Сменой руководства предприятия.
- Реорганизацией предприятия.
- Форма, размер и система заработка.
- Компенсация и пособия работникам.
- Регулирование заработка с учетом повышения цен, инфляции, показателей, установленных договором.
- Возможность переобучения и высвобождения сотрудников.
- Регулирование вопросов времени трудовой занятости и отдыха, в том числе отпусков.
- Повышение условий охраны труда, в частности, женщин и молодых сотрудников.
- Безопасность экологии и защита здоровья сотрудников.
- Установление гарантийных мер работникам, учащихся и работающих одновременно.
- Мероприятия по оздоровлению сотрудников и их членов семьи.
- Компенсация питания.
- Выполнение условий договора, внесение в него изменений, ответственность каждой из сторон за обеспечение нормальных трудовых условий.
- Запрет забастовок при исполнении условий колдоговора.
- Иные пункты по совместному решению сторон.
- Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год
- Дистанционный труд в локальных документах организации: пошаговый план для работодателя
- Роструд о порядке изменения трудовых отношений при оргизменениях и реорганизации
- Сторона-инициатор письменно предлагает второй стороне начать коллективные переговоры. В нашем случае они касаются изменения условий колдоговора.
- Получившая предложение сторона должна в течение 7 дней дать ответ, где нужно указать, кто будет представлять ее на переговорах.
- Работодатель издает приказ о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров.
- Готовится проект с изменениями колдоговора, который будет обсуждаться всем коллективом.
- После принятия решения изменения нужно внести в текст колдоговора и утвердить приказом главы компании. Все представители работников, которые принимали участие в переговорах, должны в нем расписаться.
- Колдоговор после внесения изменения работодатель отправляет в орган по труду для регистрации (ст. 50 ТК РФ).
- Сокращение налоговой нагрузки. Законодательство позволяет снижать налогооблагаемую базу в случае предоставления гарантий, компенсаций или выплат, оговоренных в колдоговоре.
- Выполнение взятых обязательств повышает авторитет компании, в нее стремятся попасть высококвалифицированные кадры, появляется больше желающих работать в такой организации.
- Снижение объема кадровой документации. Внеся в документ все льготы, нет необходимости указывать их в трудовом договоре с каждым сотрудником. Для некрупных предприятий, возможно, это не слишком заметно, но если в компании работает 100 и более сотрудников, проще все оговорить в колдоговоре, а в трудовом только давать ссылку на него.
КонсультантПлюс предлагает множество разных форм документов, в том числе форму протокола разногласий к коллективному договору. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Ни один нормативно-правовой акт не обязывает работодателя иметь на предприятии такой договор.
Как показывает практика, инициативу по принятию коллективного договора проявляют прежде всего работники. Однако с предложением о его заключении может выступить и работодатель, а работники при этом не проявят желания создавать орган, представляющий их интересы. В этом случае обязать работников участвовать в переговорах нельзя.
Таким образом, отвечая на вопрос: заключение коллективного договора обязательно или нет, можно сказать, что необязательно. Однако необязательно лишь до тех пор, пока работники не выступят с требованием о заключении колдоговора.
Как было сказано выше, коллективный договор – документ, созданный по инициативе одной из сторон трудовых отношений. Поэтому его создание, как правило, обусловлено:
Также составить и заключить документ можно и в других ситуациях, если одна из сторон видит в этом необходимость.
Статья 43 Трудового кодекса России регламентирует срок действия коллективного договора. Так, максимальный период, на который можно заключить колдоговор, составляет 3 года с момента его подписания сторонами. Продление также осуществляется на срок, не превышающий трехлетний период.
Несмотря на то что документ может быть создан при реорганизации предприятия или смене руководства, он сохраняет свою силу в этих ситуациях, если они произошли после его заключения.
Действие коллективного договора распространяется на всех его участников и обязательно для исполнения.
От каждой из сторон выбирается уполномоченное лицо, которое проводит переговоры по заключению, изменению или дополнению колдоговора.
Восемь изменений в работе с сотрудниками в 2021 году
Основная информация, которая может быть изложена в колдоговоре, регламентируется статьей 41 Трудового кодекса РФ. Согласно статье, информация, указываемая в договоре, устанавливается сторонами самостоятельно. Однако самыми распространенными пунктами являются:
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к ��рудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
Ответ недели: требования к оформлению коллективного договора
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в ��роцентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Коллективный договор в 2021 году
Колдоговор заключается между работодателем и гражданами, трудящимися на предприятии. Инициаторами внесения корректировок в действующий договор может выступать любой из его участников. Для этого потребуется изложить в письменной форме суть необходимых изменений и направить сформированный документ другим участникам договора. На протяжении 7 дней предложение должно быть рассмотрено, а инициатору направляется письменный ответ.
Изменения в колдоговор вносятся в том порядке, который установлен в самом договоре сторонами либо путем коллективных переговоров, который утвержден Трудовым кодексом (ст. 44 ТК РФ).
Зафиксированный законом порядок будет следующим:
Если в компании существует профсоюзная организация, то инициатором любых изменений может выступать она. Это очень удобно, особенно если в профсоюз входит большее число сотрудников. При переговорах он может выступать от имени работников. Но если профсоюз включает в себя менее половины всего количества сотрудников предприятия, то для представления интересов работников нужно будет создать отдельный орган. Со стороны работодателя в качестве второй стороны может выступить сам руководитель, либо назначенное для переговоров лицо.
Важно! Если в срок не более 3 месяцев от начала переговоров стороны коллективного договора не пришли к общему решению, то проект подписывают без спорных вопросов. Все спорные вопросы нужно зафиксировать с целью рассмотрения на будущих переговорах.
Сам порядок внесения изменений и дополнений мало чем отличается от разработки проекта коллективного соглашения. Сначала по инициативе одной из сторон оппонентам отправляется предложение о проведении собрания. Образец, с помощью которого составляется уведомительная записка, законом не установлен, поэтом ее оформление происходит в произвольном порядке.
У второй стороны есть семь дней для того, чтобы ответить и предоставить своих представителей. Отказаться от проведения собрания нельзя, поэтому создается специальная комиссия. Правила и процедура создания этого органа содержатся в нормативных актах. У комиссии есть свои задачи и функции, которые касаются принятия изменений и дополнений к действующему коллективному договору.
Например, все собрания в обязательном порядке ведутся под протокол. В комиссию входят представители с обеих сторон и если можно, то лучше, чтобы их было одинаковое количество. Тогда обсуждение и принятие различных вопросов пройдет гораздо быстрее.
Кроме этого, происходит разработка проекта изменений, которые должны принять все сотрудники организации.
От выполнения этого пункта напрямую зависит внесение изменений в договор организации. Только после этого проект изменений может быть подписан. Если же остались условия, в отношении которых стороны не пришли к единому мнению, то они заносятся в протокол разногласий для дальнейшего обсуждения.
Проект подписывают обе стороны. От лица работодателя чаще всего выступает начальник отдела или другой руководитель, а со стороны работников – профсоюзная организация. Если нет профсоюза, то сотрудники самостоятельно выбирают уполномоченное лицо.
Далее одобренный проект коллективного договора необходимо предоставить для регистрации. Это нужно сделать в течение недели после его принятия. Регистрируют такие документы обычно органы по труду, например, комитеты занятости.
Правила предусматривают, что регистрация находится в обязанности работодателя или его представителя. Эту норму содержит и Трудовой кодекс.
В компетенцию регистрирующего органа входит проверка соответствия указанных в договоре положений российскому законодательству. В противном случае, договор не будет зарегистрирован. Если работодатель не отправит соответствующее заявление и документ с внесенными изменениями для проверки и регистрации, это может быть расценено как нарушение трудового законодательства. И ответственность может понести как должностное лицо, так как вся организация.
Инициатор (работодатель либо работники) должен изложить суть предстоящих корректировок колдоговора на бумажном носителе и направить их другой стороне. Необходимо предложить проведение переговоров с участием уполномоченных граждан. Темой переговоров является принятие корректировок. Если другой участник колдоговора отказывается от получения документации, то она направляется почтой с уведомлением о получении.
Новшества трудового законодательства с 2021 года
В составе рабочей комиссии по обсуждению корректировок и дополнительных условий в колдоговоре должны иметься уполномоченные сотрудники из профсоюзов и руководящего звена. Чтобы специалисты могли принять участие в обсуждении проекта, работодатель освобождает их от исполнения должностных обязанностей с сохранением средней заработной платы на период не более 3-х месяцев.
Принять решение и инициировать разработку и подписание коллективного договора можно буквально в любой момент. Привязываться к каким-либо датам или событиям (типа начала работы организации) нет необходимости. По нормам статьи 40 ТК РФ, коллективный договор является соглашением между работодателем и работниками организации в лице их представителей. Если в компании уже есть действующий профсоюз, то именно он может выступить в роли представителя. Однако для этого в нем должны состоять не менее 50 % всех членов трудового коллектива.
Однако профсоюз существует далеко не во всех компаниях. Если его нет, трудящиеся граждане все равно имеют право и возможность направить руководству предложение о заключении коллективного договора. Тогда, как определено в статье 37 ТК РФ, выборы представителей происходят на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Важно помнить, что в роли таких представителей не могут выступать лица, представляющие интересы работодателя. Также запрещено представлять интересы трудящихся в этом случае органам, созданным либо финансируемым самой компанией, органами местного самоуправления, а также политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ).
Работники, которые участвуют в переговорах, должны получить освобождение от работы (статья 39 ТК РФ). Работодатель должен издать соответствующий приказ. Заработная плата при этом таким лицам рассчитывается исходя из их среднего заработка. Поэтому в табелях учета рабочего времени такие дни следует отмечать буквенным обозначением «Г» или цифровым — 23.
После того как участники переговоров согласуют все условия договора, он может быть подписан. Однако на практике переговоры часто заходят в тупик из-за возникающих разногласий. Например, работники хотят получать премию каждый месяц, а в отпуск уходить два раза в год, а ООО не может себе этого позволить. Бывает так, что разногласия не удается урегулировать, хотя трехмесячный срок уже подходит к концу. В этом случае стороны должны составить и подписать протокол разногласий. Все неурегулированные разногласия можно продолжить обсуждать. Если к консенсусу прийти не удается, то, по нормам статьи 398 ТК РФ, неурегулированные разногласия могут стать предметом коллективного трудового спора. То есть разрешить конфликт коллектива и руководства организации в этом случае сможет только суд. Чтобы этого избежать, необходимо все же пойти навстречу друг другу и согласовать все условия самостоятельно.
Если проект локального акта одобрен сторонами, его можно подписывать. Свою подпись со стороны организации должен поставить руководитель или лицо, которое им на это уполномочено. Со стороны трудового коллектива договор может подписать председатель профсоюзной организации или другой представитель, избранный на общем собрании (конференции) тайным голосованием.
Разработан общий макет коллективного договора на 2021 год
По нормам статьи 50 ТК РФ, коллективный договор должен быть направлен работодателем на уведомительную регистрацию в уполномоченный орган по труду в срок, равный семи дням со дня подписания договора. Каждый субъект РФ самостоятельно определяет такой уполномоченный орган и утверждает его нормативно-правовым актом. Например, в Москве это Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 08.09.2015 № 566-ПП.
Срок вступления договора в силу никак не зависит от его уведомительной регистрации. Он начинает действовать сразу же с момента подписания, и его условия являются обязательными как для руководства ООО, так и для трудового коллектива. Однако при уведомительной регистрации чиновники могут обнаружить в договоре условия, которые ухудшают положение работников, по сравнению с действующим законодательством. В этом случае такие условия исключаются из локального акта и не подлежат исполнению. Правда, если чиновники не выявят таких нарушений, а они все равно обнаружатся в договоре позднее, их тоже можно не исполнять. Об этом, в частности, сказано в статье 9 ТК РФ.
Обязателен или нет внутренний нормативный акт? Это добровольное дело до момента официального, выраженного в письменной форме, желания одной стороны о необходимости заключения. По формулировке ТК РФ коллективный договор – двухстороннее соглашение между работодателем и наёмными работниками в лице избранных представителей.
Если с первой стороной определиться можно – это собственник предприятия или наёмный руководитель, то как быть со второй при отсутствии профсоюзной организации (обычное явление)? Кто и как выбирает уполномоченных представителей при разрозненности и вражде в коллективе?
Законодательство даёт сторонам три месяца на разрешение спорных вопросов, после чего рекомендует регистрировать документ с протоколом разногласий, продолжая параллельно поиск компромисса. ТК РФ чётко предписывает сроки для работодателя при инициативе коллектива сесть за стол переговоров, а КоАП нарушения карает штрафными санкциями.
А что делать, если инициатором выступает работодатель? Кому предлагать садиться за стол переговоров и на кого накладывать штрафные санкции? Разве юридически обе стороны не имеют паритет? На эти вопросы не дают ответы исписанные листы трудовых хрестоматий.
Тарифное двухстороннее (трёхстороннее) соглашение, коллективный и индивидуальный трудовой договор – три документа, регулирующих социально-трудовую область отношений между администрацией и наёмными работниками. Не слишком ли много внутренних нормативных актов, выполняющих одинаковые функции или просто дублирующих друг друга?
Несмотря на единую цель, документы имеют ряд существенных различий, представленных в таблице:
Критерии | Индивидуальный договор | Коллективный договор | Коллективное соглашение |
Стороны | Наниматель и наёмный работник | Работодатель и трудовой коллектив | Доверенные лица ряда организаций |
Сфера действия | Сугубо индивидуальная локальная | В пределах компании или представительства | Всеобщая в зависимости от количества сторон |
Срок действия | Бессрочный либо указанный сторонами | Три года с последующей пролонгацией | 3 года с продлением не более одного раза |
Обязатель- ность | Обязателен для труда на законных основаниях | Не обязателен при согласии обеих сторон | Обязателен при согласии ряда предприятий |
Различие по ключевым критериям создаёт предпосылки для невозможности замены одного документа другим и закрепляет индивидуальную миссию каждого внутреннего акта.
Грамотно составленный коллективный договор – «друг, помощник и союзник» участников, позволяющий решить возникающие вопросы на взаимовыгодных условиях для обеих сторон. Документ, составленный с нарушением принципов трудового права, становится «филькиной грамотой», поскольку не имеет юридической силы.
Прежде чем давать пошаговую инструкцию, как составлять колдоговор, надо разобраться, что это такое, чьи интересы он защищает, обязателен или нет коллективный договор в 2020 году, есть ли наказание за его отсутствие или несоблюдение.
Это понятие в России появилось давно и вводилось, чтобы трудящиеся могли отстаивать свои права. Сейчас большинство гарантий предусмотрено в законодательстве, и не всегда бизнес и государственные структуры готовы давать больше, чем обещано законом. Но работники и их представители все же могут попробовать добиться большего: закон обязывает работодателя участвовать в переговорах по колдоговору и заключать его по их окончании. За отказ предусмотрена административная ответственность. Но это не значит, что коллективный договор на предприятии обязателен — это дополнительный локальный нормативный акт, регулирующий социально-трудовые отношения сторон. Именно социально-трудовые, и именно сторон, поскольку в документе указывают не только вопросы, связанные с трудом и его оплатой, но и обязательства работников и работодателей, условия их выполнения.
ВАЖНО! Исходя из норм законодательства, коллективный договор регулирует то, что дает дополнительные гарантии персоналу. Если дублировать в нем гарантированные федеральными актами вещи, документ теряет смысл.
Правильно составленный колдоговор выгоден как работникам, получающим «бонусы» от компании, так и работодателю, поскольку предоставляет ему несколько преимуществ: