Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Анализ регулирующих бухгалтерский учет нормативных актов позволяет выделить следующие виды противоречий:
1) противоречия между нормами Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и нормами приказов Минфина России (подзаконных актов);
2) противоречия между нормами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);
3) противоречия между нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и нормами методических указаний, являющихся нормативными правовыми актами;
4) противоречия между нормами Инструкции по применению плана счетов и нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);
5) противоречия между нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);
6) противоречия между положениями (элементами) учетной политики и нормативными актами Минфина России;
7) противоречия между нормативными актами и актами Минфина России разъяснительного характера (актами толкования).
Указанные выше виды противоречий можно объединить в три группы:
1) противоречия между нормативными правовыми актами (противоречия в системе нормативного правового регулирования бухгалтерского учета);
2) противоречия между актами методического (нормативно-технического) характера (противоречия в системе методического (нормативно-технического) регулирования бухгалтерского учета);
3) противоречия между нормативными правовыми актами и актами методического (нормативно-технического) характера (противоречия между системой нормативного правового регулирования и системой методического (нормативно-технического) регулирования бухгалтерского учета).
Как уже отмечалось выше, для разрешения противоречий юриспруденцией разработаны следующие правила.
1) Если противоречат друг другу акты, имеющие разную юридическую силу, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов. Приоритет закона над подзаконными актами установлен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ст. 115; ч. 2 ст. 120). Также, согласно п. 2 ст. 13 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ: «Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу». *(7)
2) Если противоречат друг другу акты одинаковой юридической силы (например, Приказы Минфина России), но изданные в разное время, приоритет имеет последний согласно принципу: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится. Значение имеет именно дата издания (принятия) нормативного акта, а не момент его вступления в силу, регистрации в Минюсте России и др.
3) Если общая норма противоречит специальной норме, приоритет имеет специальная норма. Подразделение норм на общие (общие правило поведения) и специальные (специальное, особое правило поведения) осуществляется в зависимости от сферы их действия. Соответственно, общие нормы регулируют определенный род отношений (фактов хозяйственной деятельности), а специальные — вид отношений (фактов хозяйственной деятельности) данного рода.
Пример общей нормы (общее правило): стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению.
Пример специальной нормы (специальное правило): затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
Специальная норма ограничивает объем, сферу регулирования общей нормы, делает изъятия из общей нормы. *(8) Наличие специальной нормы требует ограничительного толкования общей нормы. Очевидно, что вопрос о противоречии общих и специальных норм легче разрешается, если это нормы одного нормативного акта. Если это нормы разных нормативных актов, но одной юридической силы, или, тем более, разной юридической силы, то разрешение противоречий осложняется вопросами их временного и иерархического соотношения, необходимостью использования выше приведенных правил: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; акт высшей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.
4) Если противоречат друг другу нормы-принципы и любые другие нормы (за исключением специальных норм), то приоритет имеют нормы-принципы. Нормы-принципы непосредственно не регулируют (не устанавливают конкретных прав и обязанностей) ведение бухгалтерского учета, они содержат те основные положения (предписания, установление) в соответствии с которыми строится нормативное регулирование бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета – это совокупность системообразующих элементов и условий учетного процесса, необходимых для формирования полных и достоверных сведений о хозяйственной деятельности предприятия.
С целью соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций, на каждом предприятии должен быть организован бухгалтерский учет. Ответственность за это несет руководитель организации.
В зависимости от объема работы руководитель может выбирать ту или иную форму бухгалтерской работы:
- Утвердить в организационной структуре подразделение «Бухгалтерия», возглавляемое главным бухгалтером;
- Ввести в штатное расписание должность бухгалтера в единственном лице;
- Передать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, консалтинговой фирме или бухгалтеру специалисту;
- Вести бухгалтерский учет лично.
Основные принципы построения бухгалтерского учета определяются законодательством РФ по бухгалтерскому учету. Регулирование бухгалтерского учета в масштабах страны заключается в разработке и утверждении нормативных документов для всех предприятий на территории Российской Федерации:
- Федеральный закон о бухгалтерском учете;
- Планов счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению;
- Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
- Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.
Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
- учетная политика;
- инструкции;
- приказы.
Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета
Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться, в том числе, федеральными и отраслевыми стандартами.
В настоящее время федеральными стандартами признаются положения по бухучету (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, информационное сообщение Минфина России от 26 июля 2021 № ИС-учет-8). Субъекты малого предпринимательства, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут не следовать ПБУ 18/02, ПБУ 2/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 8/2010 и ПБУ 11/2008. А вот, например, малые предприятия с обязательным аудитом не вправе вести бухучет по упрощенной форме, а значит, обязаны применять эти ПБУ (ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ);
Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
- Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2021, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
- Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
- Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
- Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
- Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.
Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:
- Правильного понимания и использования принятых стандартов.
- Снижения трат на ведение бухучета.
- Распределения прогрессивного ведения учета.
- Применения новейших разработок в области бухучета.
ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.
Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции
Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:
- Учетная политика компании.
- Первичная учетная документация.
- График движения документов.
- План счетов бухучета.
- Форма локальной отчетности.
Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.
ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.
Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:
- Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
- Единство системы регулирования.
- Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
- Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
- Создание условий для использования принятых стандартов.
- Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.
Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».
Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:
- Утверждением программы установления стандартов.
- Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
- Установлением норм оформления программ.
- Участием в работе над международными нормами.
Функции ЦБ РФ:
- Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
- Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
- Участие в работе над международными стандартами.
- Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.
Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерской отчетности представляет собой четырехуровневую систему:
- первый уровень – это постановления правительства и указы президента, законодательные акты. Причем не только те, которые непосредственно касаются бухгалтерского учета, но и те, которые затрагивают данный вопрос косвенно;
- второй уровень – положения и стандарты по бухгалтерской отчетности;
- третий уровень – инструкции и методические рекомендации Министерства финансов и иных организаций;
- четвертый уровень – внутренние акты самого предприятия.
К первому уровню, конечно же, относят закон «О бухгалтерском учете» – главный и основополагающий документ для любого бухгалтера любого предприятия или частного предпринимателя. Также необходимо учитывать требования Гражданского, Налогового и Трудового кодексов Российской Федерации, федерального закона «Об акционерных обществах» № 208 от 26.12.1995, постановления правительства «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» № 283 от 06.03.1998.
Законы и иные нормативные документы
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ |
1/2008 |
«Учетная политика организации» |
От 06.10.2008 № 106н |
2/2008 |
«Учет договоров строительного подряда» |
От 24.10.2008 № 116н |
3/2006 |
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
От 27.11.2006 № 154н |
4/99 |
«Бухгалтерская отчетность организации» |
От 06.07.1999 № 43н |
5/01 |
«Учет материально-производственных запасов» |
От 09.06.2001 № 44н |
6/01 |
«Учет основных средств» |
От 30.03.2001 № 26н |
7/98 |
«События после отчетной даты» |
От 25.11.1998 № 56н |
8/2010 |
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» |
От 13.12.2010 № 167н |
9/99 |
«Доходы организации» |
От 06.05.1999 № 32н |
10/99 |
«Расходы организации» |
От 06.05.1999 № 33н |
11/2008 |
«Информация о связанных сторонах» |
От 29.04.2008 № 48н |
12/2010 |
«Информация по сегментам» |
От 08.11.2010 № 143н |
13/2000 |
«Государственная помощь» |
От 16.10.2000 № 92н |
14/2007 |
«Нематериальные активы» |
От 27.12.2007 № 153н |
15/2008 |
«Расходы по займам и кредитам» |
От 06.10.2008 № 107н |
16/02 |
«Информация по прекращаемой деятельности» |
От 02.07.2002 № 66н |
17/02 |
«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» |
От 19.11.2002 № 115н |
18/02 |
«Расчеты по налогу на прибыль организаций» |
От 19.11.2002 № 114н |
19/02 |
«Финансовые вложения» |
От 10.12.2002 № 126н |
20/03 |
«Информация об участии в совместной деятельности» |
От 24.11.2003 № 105н |
21/2008 |
«Изменения оценочных значений» |
От 06.10.2008 № 106н |
22/2010 |
«Исправление ошибок в бухучете и отчетности» |
От 28.06.2010 № 63н |
23/2011 |
«Отчет о движении денежных средств» |
От 02.02.2011 № 11н |
24/2011 |
«Затраты на освоение природных ресурсов» |
От 06.10.2011 № 125н |
- В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
- 1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
- 2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- 3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
- 4 – й уровень – рабочие документы организации.
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов.
Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином.
Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.
Об основных отличиях российских и международных стандартов по бухучету читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2015 год (скачать)».
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Элементы правовой базы классифицируются по критерию значимости для субъектов хозяйствования и по величине сфер влияния. В России действует 4 уровня документов, которыми должны руководствоваться предприятия и ИП:
- Базовое нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета. Оно реализуется через комплекс федеральных законов и постановления, издаваемые Правительством. К этой категории документов относятся и президентские указы. Такие нормативные акты обладают наибольшим охватом – с их положениями должны считаться все субъекты предпринимательства.
- Нормативная база бухгалтерского учета, действие которой направлено на стандартизацию учетных операций, унификацию действий бухгалтера. На этом уровне значатся акты Минфина РФ — блок документов представлен ПБУ (положения по бухгалтерскому учету), МСФО (международные стандарты финотчетности), Планом счетов.
- Методологические бухгалтерские нормативные документы. Этот блок информационной базы состоит из методических инструкций, отраслевых рекомендаций по бухучету. Такие акты служат для уточнения и пояснения нормативных документов из первого и второго уровня.
Нормативные документы по бухгалтерскому учету организационного характера, предназначенные для внутреннего (локального) пользования субъектами хозяйствования. Целью их составления является реализация положений всех уровней — базовых федеральных законов, ПБУ и методических рекомендаций.
Организационная документация призвана сформировать внутри предприятия систему учета, которая будет органично сочетать требования действующих законодательных актов и специфику работы компании, т.е. такие акты направлены на внутреннее регулирование.
В этом блоке все документы разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно и утверждаются их руководством. Примеры локальных актов – рабочий план счетов, учетная политика, положение о зарплате, премировании и т.д.
Если в процессе работы компании применяются неунифицированные бланки учетных документов, их шаблоны тоже утверждаются локальными актами.
Применительно к первому иерархическому уровню основным правовым актом является Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. В нем систематизированы базовые правила учета, которыми должны пользоваться организации и ИП на территории всей страны.
Документ предназначен для унификации требований к учету и отчетности, он охватывает деятельность индивидуальных коммерсантов, коммерческих юрлиц, НКО, государственных учреждений и иностранных компаний, работающих на территории РФ.
Также закон определяет, кто из субъектов вправе не вести бухучет, или может вести его в упрощенном порядке.
Обобщенные понятия о порядке организации деятельности субъектов предпринимательства приведены в Гражданском кодексе. Налоговый кодекс раскрывает правила налогового учета, а порядок документирования действий в рамках отношений работодателя с трудовым коллективом закреплен в Трудовом кодексе.
Какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета на уровне отраслевых и методологических рекомендаций? Таких документов множество, в качестве примера можно назвать:
- указания, устанавливающие методологию учета основных средств в сельском хозяйстве (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 г. № 559);
1 Воскресенская Н.В. 1 Львова М.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Настоящая статья посвящена изучению развития системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России со средних веков и до наших дней.
Такое исследование неразрывно связано с историей общества, с развитием производства и общественного сознания. Эволюционный путь исследования позволяет проанализировать трансформацию бухгалтерского учета во взаимосвязи с его нормативным регулированием.
Так, в 18–19 веках принятие новых нормативных документов в области регулирования учета было обусловлено развитием предпринимательства; советский же период развития ознаменовался полным контролем государства над учетной системой.
Реформирование отечественной системы бухгалтерского учета на современном этапе во многом предполагает ориентацию на международные стандарты финансовой отчетности и переход к смешанной модели регулирования бухгалтерского учета.
Формирование оптимальной системы регулирования, адекватной традициям и бухгалтерской субкультуре, является ориентиром для реализации институциональных решений в области бухгалтерского учета и отчетности.
история развития бухгалтерского учетанормативное регулирование бухгалтерского учета
1. Карельская С.Н.
Становление нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России / С.Н. Карельская // Финансы и бизнес. – 2011. – № 1. – С. 169–177.
2. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета / Е.В. Лупикова. – М.: КНОРУС, 2006. – 240 с.
3. Львова М.В., Воскресенская Н.В.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета
Нормативное регулирование и новые требования в области порядка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия
Рыночные условия хозяйствования способствуют возрастанию значения бухгалтерской (финансовой) отчетности, как одного из основополагающих источников информации об имущественном и финансовом положении предприятия, а также о результатах его деятельности.
Важнейшим фактором функционирования экономики, ее элементов в виде субъектов хозяйствования, органов исполнительной власти и инфраструктуры является формирование информации, которая позволяет принимать ими соответствующие управленческие решения, осуществлять анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником информации о деятельности предприятия и базой для осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности [6, 5с].
В процессе финансово-хозяйственной деятельности в каждом предприятии осуществляются хозяйственные операции и принимаются те или иные решения.
Для удовлетворения пользователей интересующихся необходимой информацией прибегают к информации созданной бухгалтерской службой.
Информация об имущественном и финансовом положении можно получить из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, а вот информацию о платежеспособности, о происхождении денежного капитала предприятия, а также способах его коммерческого использования в отчете о движении денежных средств [7, 23с].
Отчетность призвана выполнять важную функциональную роль в системе экономической информации. Данные бухгалтерской отчетности интегрируют информацию всех видов учета и представляют ее в виде таблиц, удобных для восприятия информации хозяйствующими субъектами.
Кроме того, информация бухгалтерской (финансовой) отчетности необходима для проведения аналитической работы с целью выявления отклонений и в связи с этим принятия управленческих решений.
В условиях рыночного хозяйствования достаточно велика роль анализа финансового состояния организаций. Прежде всего, это связано с тем, что организации имеют самостоятельность и обязаны нести полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности перед учредителями, персоналом, банковскими структурами и кредиторами.
Основополагающая цель анализа – своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, и выявление резервов улучшения имущественного состояния предприятия и его платежеспособности.
Тщательное изучение бухгалтерской отчетности способствует раскрытию причин достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает обозначить пути совершенствования его деятельности.
Формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности производится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
— Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 402 — ФЗ «О бухгалтерском учете» [1];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [5];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 05 октября 2011 года № 124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года № 66н» [5];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» [4];
— Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившем силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 года N3».
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно данному закону формировать бухгалтерскую отчетность за прошлый год нужно было с учетом требований данного закона.
Так необходимо действовать, несмотря на то, что типовые формы отчетности из приказа Минфина России от 2 июля 2010г. № 66н еще не приведены в соответствие с Законом № 402-ФЗ.
Необходимо дать краткую характеристику новым требованиям, которые важно учесть.
Во-первых, подписывать отчетность обязан только руководитель организации. Подпись главного бухгалтера не нужна [1].
Поскольку отчетность компании представляют в несколько адресов (учредители, налоговая инспекция, Росстат), ее должен подписывать один и тот же человек.
Во-вторых, отчет о прибылях и убытках следует именовать как отчет о финансовых результатах.
В-третьих, пояснительную записку и аудиторское заключение в состав отчетности включать больше не нужно.
Отчетность необходимо сдать в инспекцию не позднее 1 апреля, при желании в электронном виде.
Теперь законодатели четко прописали срок сдачи бухгалтерской отчетности.
Как в налоговую инспекцию, так и в подразделение Росстата отчетность нужно представить не позднее трех месяцев после того, как закончится год. То есть по 31 марта включительно.
Необходимо помнить, что в старом законе о бухгалтерском учете — Федеральном законе от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ — говорилось, что сдать бухгалтерскую отчетность нужно в течение 90 дней после окончания года.
При этом не уточнялось, о каких днях идет речь. Конечно, многие ориентировались на календарны�� дни. Несомненно, были и те, кто считал срок сдачи отчетности в ИФНС в рабочих днях.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
- 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
- 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.
Об основных отличиях российских и международных стандартов по бухучету читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».
- 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.
Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2015 год (скачать)».
- 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
- Закон № 402-ФЗ.
- Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
- План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
- Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Все о нормативном регулировании бухгалтерской отчетности
В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
4 – й уровень – рабочие документы организации.
Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций. Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством. Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву. В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.
Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.
Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.
Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.
Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
Координация принципов, норм и правил бухучета в Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему. Вот уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в 2020 году:
- Нормативно-правовой — федеральные законы, постановления правительства, указы президента. На этом этапе определяются единые нормативы законодательства.
- Стандартизационный. На этом уровне фиксируются унифицированные общие правила по формированию финансово-хозяйственных операций. Регистры — положения по бухучету, утверждаемые органами федеральной исполнительной власти.
- Методологический — закрепляет инструкции, указания и методологические рекомендации, вводимые министерствами и иными органами государственной исполнительной власти.
- Организационный. На этом этапе формируются требования, позволяющие решать детальные вопросы по ведению бухгалтерии в разрезе различных финансово-хозяйственных операций отдельно взятых организаций.
На этих же уровнях ведется нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности. Это необходимо для стандартизации правил, по которым все экономические субъекты осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и периодически отчитываются о совершенных операциях.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
- Законодательное регулирование «умных» контрактов: проблемы и перспективы развития 2018 / Митрофанова Ирина Александровна
- Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России 2016 / Федоренко Константин Петрович
- Модели функционирования высшего учебного заведения в условиях нормативного финансирования 2015 / Беляков Сергей Анатольевич
- Влияние отличий мсфо и рсбу на анализ финансовой отчетности организации 2016 / Маслова Юлия Николаевна
- Развитие рынка долгосрочных инвестиций: современные преобразования в национальном механизме финансирования экономического роста 2018 / Яковлев Игорь Алексеевич, Кабир Людмила Сергеевна
- Формирование учетной политики для целей управленческого учета на основании принципов международных стандартов финансовой отчетности 2016 / Никонова И.Ю.
- Современные политико-правовые аспекты развития возобновляемых источников энергии в Российской Федерации 2017 / Белокрылова Екатерина Александровна, Кологерманская Екатерина Михайловна
- Вартісна оцінка музейних предметів 2018 / Калюга Євгенія Василівна, Герасименко Ольга Миколаївна
- Правовой статус криптовалют в Российской Федерации 2018 / Сидоренко Элина Леонидовна
- Механізм взаємодії транспортних підприємств та освітніх установ у процесі функціонування транспортно-логістичного кластера 2018 / Ковбатюк Марина Володимирівна, Шевчук Владислава Олегівна
http://www. bulletennauki. com
УДК 657.1
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
REGULATION OF BOOKKEEPING (FINANCIAL) ACCOUNT IN THE RUSSIAN
FEDERATION
©Бурова О. А.
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
г. Саранск, Россия [email protected] ru ©Burova O.
Ogarev Mordovia State University Saransk, Russia [email protected] ru ©Шегурова В. П. канд. экон. наук
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
г. Саранск, Россия ©Shegurova V.
PhD
Ogarev Mordovia State University Saransk, Russia
Аннотация. В статье рассмотрена действующая система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации, которая состоит из четырех уровней, а именно законодательного, нормативного, методического и организационного. Предметом исследования являются особенности регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности на каждом из четырех уровней. Цель исследования — оценить сложившуюся практику нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выявлено, что в текущих условиях необходимы реформы в данной области, а также более активное участие бизнеса в разработке новых стандартов.
Abstract. An operational system of regulation of bookkeeping (financial) account in the Russian federation is reviewed in this article, which consist of 4 levels, namely the legislative, regulatory, methodological and organizational. The subject of research are the features of the regulation of the accounting (financial) reporting on each of the four levels. The purpose of research — to assess the current practice of regulatory accounting (financial) statements. It was revealed that reforms are necessary in the current conditions in this area, as well as more active participation of business in the development of new standards.
Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность, нормативно-правовой акт, стандарт, методические рекомендации, финансовое положение, финансовые результаты.
Keywords: bookkeeping (financial) account, legal act, standard, financial position, financial results.
http://www. bulletennauki. com
Переход на рыночные отношения повлек значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и, в частности, бухгалтерской отчетности. Это связано с тем, что бухгалтерская отчетность является основой для принятия различными пользователями решений, представляется возможным оценка привлекательности бизнеса, привлечения дополнительных источников финансирования. Именно поэтому бухгалтерская отчетность должна является и является в настоящее время публичной, от достоверности ее показателей зависит финансовое положение экономических субъектов, а также наличие рисков для пользователей, которые принимают на основе бухгалтерской отчетности определенные решения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета [1].
В условиях рынка возрастает значимость достоверной и объективной информации бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить реальное имущественное и финансовое положение организации. В связи с этим ФЗ №402 предъявляет требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности — она должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами [1].
Согласно пункту 4 ПБУ 4/99. «Бухгалтерская отчетность организации», бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [4].
Традиционно используется понятие «бухгалтерская отчетность», однако в ФЗ №402, а также в Федеральном законе от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» применяется термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность» [2]. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» также определяет отчетность организаций как финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемых лиц [3].
Законом регулярно производит издание рекомендации по ведению бухгалтерского учета. Они так же могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтерии. Рекомендации не считаются обязательными к использованию – это решение вполне добровольное работодателя. Она использовать их необходимо, так же существуют они для того чтобы решить следующие задачи:
- Правильно понимать и использовать принятые стандарты;
- Понижение затрат по ведению бухгалтерскому учету;
- Распорядительность прогрессивного ведения учета;
- Применения новых разработок в области бухгалтерского учета.
ВАЖНО! Использование рекомендаций не обязаны мешать деятельности организации.
Локальные документы – это акт нормативный четвертого уровня. Она включает в себя такие документы, как:
- Политика учетная организации;
- Учетная первая документация;
- График документов движения;
- План счетов бухгалтерского учета;
- Форма отчетности локальной.
Все внутренние документы обязаны быть утверждены работодателем.
Второй уровень регулирования бухгалтерской отчетности составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ разработаны и утверждены Министерством финансов РФ.
ПБУ относятся, прежде всего, к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они не являются законодательными документами и не регулируют указанные вопросы в рамках юридического поля.
Одним из важнейших документов второго уровня регулирования бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, в настоящее время, данное положение действует в редакции Приказа Министерства финансов РФ от 24.12.2010 № 186н.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации является основным документом второго уровня нормативного регулирования бухгалтерской отчетности. Многие статьи данного положения были изменены в новой редакции по причине введения в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Следует отметить, что данный шаг предпринимался законодателями в целях учета новых требований современной рыночной экономики России. В новой редакции также были заменены ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах и главных бухгалтерах.
Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя отнести к документам первого уровня, поскольку данное положение утверждено не законодательным органом, а приказом Министерства финансов России.
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.
Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерством финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. На данный момент действуют следующие Положения по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации за исключением кредитных организаций, государственных и муниципальных учреждений.
В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерской отчетности можно выделить четыре уровня. К первому относятся указы Президента, законы, постановления Правительства и Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Третий уровень включает в себя методические рекомендации и инструкции, имеющие нормативный характер и дающие пояснения к документам первого и второго уровней, и указания отраслевых органов, которые носят рекомендательный характер. Четвертый уровень включает в себя внутренние документы предприятий и организаций, которые формируют их учетную политику.
Под бухгалтерской отчетностью предприятия понимают единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Отчетность включает в себя бухгалтерский баланс, несколько отчетов о наиболее важных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, ряд налоговых деклараций, пояснительную записку и (в ряде случаев) аудиторское заключение о достоверности представляемых данных.
Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки имущества предприятия на определенную дату. В соответствии с ГК РФ имуществом называются вещи, являющиеся объектами гражданских прав: основные и оборотные средства, нематериальные и прочие активы, денежные средства, валютные ценности, ценные бумаги, права требования к третьим лицам (дебиторские задолженности), иные вещи и вещные права, имеющие денежную оценку.
Может характеризовать итоги деятельности предприятия в целом и потому являться общей, а может раскрывать лишь отдельные стороны этой деятельности (например, характеризовать материально-техническое снабжение и т.п.), а потому рассматриваться как специализированная.
4 По степени обобщения данных
бухгалтерская отчетность подразделяется на первичную, сводную (консолидированную).
Первичная отчетность составляется по данным текущего учета организации.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ эта организация помимо собственного бухгалтерского отчета составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ.
Сводная бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.
Сводная бухгалтерская отчетность Группы объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам — как преобладающее (участвующее) общество.
Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места его государственной регистрации.
В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций. Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством. Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву. В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.
Задачи закона «О бухгалтерском учете»
Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.
Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.
Существует четыре уровня бухгалтерского учета с точки зрения значимости нормативно-правовой документации. Рассмотрим подробно каждый из этих уровней.
Этот уровень – нормативно-правовой. Он включает в себя регулирование бухучета на основании ФЗ, постановлений правительства и президентских указов. Эти документы определяют единые нормы осуществления бухучета в РФ.
Основным нормативным документом бухгалтерского учета этого уровня является ФЗ №402. Его целью является определение требований, которые предъявляются к ведению учета и формированию отчетов, а также создания механизма для осуществления регулирования учета.
Также, к этому уровню можно отнести ФЗ №208 и другие законы, которые прямым или косвенным образом регулируют ведение бухучета.
Он ориентирован на стандартизацию учета совершаемых хоз. операций, а также формирование единых требований по их оформлению. Регулирование этого нормативного уровня бухгалтерского учета исполняется при помощи положений по осуществлению учета, разрабатываемых органами исполнительной власти.
К этому уровню можно отнести следующие документы:
- План бух. счетов;
- ПБУ;
- МСФО;
- Положение об обороте документов в учете.