Налог по безработице в беларуси 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог по безработице в беларуси 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Сколько составляет налог на тунеядство в Беларуси в 2021 году

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

  • Автоюрист
  • Без рубрики
  • Брак и семья
  • Гражданское право
  • Документы
  • ИП
  • Налоги
  • Недвижимость
  • Трудовое право
  • Экономика
  • Юридические лица

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

Пособие по безработице в Беларуси 2021

Изменения коснулись и экологии. Еще в феврале прошлого года Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) анонсировало перечень видов одноразовой пластиковой посуды, использовать и продавать которую в объектах общественного питания запрещается с 1 января 2021 года. Список получился солидный.

Это сделано для замены пластика на бумажную или другую экоупаковку — МАРТ принял целое постановление от 19 февраля 2020 г. №14 «О перечне одноразовой пластиковой посуды». В соответствии с п. 431 правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. №703, с 1 января 2021 г. запрещаются использование и продажа в объектах общественного питания следующей одноразовой пластиковой посуды:

  • палочки для размешивания напитков;
  • cтаканы;
  • тарелки;
  • трубочки (соломинки) для напитков;
  • упаковка для продукции общественного питания и пищевых продуктов (контейнеры, лотки, коробки, ланч-боксы, коррексы, банки, бутылки), за исключением упаковки для кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий;
  • чашки.

С 1 января вступил в силу пункт из президентского декрета №171 о бесплатной попытке экстракорпорального оплодотворения. Такая возможность доступна супругам, в которых возраст женщины не превышает 40 лет. Это при наличии медицинских показаний. Финансируется это за счет республиканского бюджета.

При продаже в Беларуси лекарств и медицинских изделий (в т. ч. протезно-ортопедических), при их ввозе на территорию страны стала применяться ставка НДС в размере 10%, сообщает Министерство по налогам и сборам. В отношении некоторых лекарств и медизделий до этого года применялось освобождение от налога на добавленную стоимость — теперь такого не будет.

Суть декрета такова: тот, кто не платил налоги в бюджет 183 дня в этом году, обязан компенсировать это уплатой 20 базовых величин в следующем году. Главный вывод один: главное – пополнять государственный бюджет, компенсируя свое нежелание работать. В декрете четко указано, кому платить не нужно:

  • несовершеннолетние;
  • пенсионеры;
  • те, кто имеет инвалидность любой группы;
  • мамы детей, не достигших семилетнего возраста;
  • родители троих и более детей;
  • опекуны ребенка-инвалида возрастом до 18 лет;
  • те, кто проживает на территории Беларуси меньше 183 дней в году.

25 января 2018 года указом Лукашенко декрет «О тунеядстве» отменен. Теперь безработные жители могут спать спокойно. Никаких выплат в бюджет им больше делать не нужно. Теперь стимулировать граждан к работе начнут иными методами. Уклоняющиеся от работы будут лишаться субсидий при оплате за разные виды услуг, таких как образование, медицина и коммунальные платежи. А еще комиссии займутся проведением обучающих курсов. Кто знает, поможет ли такой вариант в решении данной проблемы, но есть надежда на то, что акции протеста прекратятся.

Подписанию Декрета №3 предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия. Было требование Президента не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства. Были заявления Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дели и других официальных лиц.

В ответ звучали серьезные возражения:

  • По мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд.
  • Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.
  • Было обоснованное замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Говорили для страны выгоднее оставить эти места незанятыми.
  • Упоминали, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.

Однако, несмотря на возражения, Декрет был принят.

Суть Налога на безработных можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, стали обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин.

Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества».

Однако, в отличие от советского времени, неприемлемым стало не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов активизировали контроль декларирования доходов и имущества.

В Декрете был дан список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);

Под действие налога не попадали граждане, которые, согласно Указу, признавались участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы, пребывания в ЛТП.;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах;
  • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • священнослужители, церковнослужители в религиозных организациях, члены монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • Под действие Декрета не попадали граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Затем список корректировался и разъяснялся, например из числа «тунеядцев» исключили не только тех, кто занимается подсобных хозяйство в сельской местности, но и ведущие такое хозяйство в городах, за исключением областных центров. Более не тунеядцы официально работающие и учащиеся на дневной форме за границей, а также супруги находящихся за границей госслужащих.

Осталась неизменным отношение к «иждивенцам». Поменялась лишь форма сбора денег с таких граждан, вместо налога им отказывают в субсидировании некоторых услуг.

С подписанием Декрета №1 ситуация выглядит так:

  • «налог на тунеядство» более не применяется и не упоминается как средство финансирования госрасходов;
  • уже внесенный Налог подлежит возврату плательщикам по их заявлению;
  • основной мерой воздействия на лиц не участвующих в финансировании госрасходов стала 100% оплата услуг субсидируемых государством.

Так с 1 января 2019 года те, кто не работает без объективных на то причин, должны оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября платить по экономически обоснованным тарифам также за газоснабжение и теплоснабжение.

Нынешнее отношение власти к «социальным иждивенцам» правильнее будет считать каким-то переходным состоянием. Вероятно экономическое давление на них будет расти, но произойдет это через требование оплачивать государству все социальные блага.

Однако вся страна постепенно уходит от перекрестного субсидирования и приближаемся к 100% возмещению многих услуг. Что будет с «тунеядцами» дальше неизвестно.

  • Налоги для самозанятых в Беларуси в 2021 году
  • Налог на прибыль 2021 в Беларуси
  • Падатак на дармаедства 2021 ў Беларусі
  • Падаткі для самазанятасці ў Беларусі ў 2021 годзе
  • Падатак на прыбытак 2021 ў Беларусі

Подписанный президентом страны Декрет разрешает местным структурам власти освобождать от налога лиц, находящихся в трудном материальном положении. Однако решение принимается лишь по объективной причине или их совокупности и не зависят от лица, которое не может их преодолеть. Таковыми может стать смерть одного из супругов либо неспособность самостоятельного обслуживания. За умышленное уклонение от описываемого налога нарушителю полагается штраф, арест, кроме этого, гражданина могут направить на принудительные работы.

Индекс базовой величины в Беларуси ввели в 2002 году, до этого все зависело от минимального размера существовавшей заработной платы. За последние 20 лет показатель несколько раз изменялся и сейчас он остановлен на 27 рублях. Исходя из этого, сумма налога на тунеядство в Беларуси 2021 году составляет 540 рублей ― 20 базовых величин. Однако утверждать, что он останется неизменным до конца года, нельзя. Не исключается новое повышение базового размера.

Чтобы претендовать на пособие, нужно зарегистрироваться на местной бирже труда – в территориальной управлении по труду, занятости и социальной защите. В течение десяти календарных дней с даты регистрации на бирже работники службы занятости должны принять решение: назначить помощь или отказать. Закон предусматривает следующие причины отказа:

  • Увольнение с последней работы по своей инициативе.
  • Прекращение последнего трудового договора по соглашению с работодателем.
  • Увольнение с последней работы за неисполнение обязанностей или несоблюдение трудовой дисциплины. Если вас уволили за появление на работе пьяным, прогулы, воровство на рабочем месте или игнорирование правил безопасности, ставшее причиной смерти или повреждения здоровья коллег – орган соцзащиты имеет право отказать.
  • Судебный приговор, из-за которого работник больше не мог исполнять трудовые обязанности.
  • Нет декларации о доходах.
  • Увольнение из армии или отчисление из учебного заведения за нарушение дисциплины.
  • Потеря источник дохода из-за своих нелегальных действий.
  • Увольнение с последнего места трудоустройства по 47-й статье Трудового кодекса. Например, грубое нарушение начальником своих обязанностей, аморальное поведение в сфере воспитания или отказ госслужащего подписать обязательство соблюдать ограничения для борьбы с коррупцией.

Служба занятости по одной из перечисленных причин может отказать в выплате – тогда безработный может записаться на оплачиваемые общественные работы. Отработав там 22 рабочих дня, фактически календарный месяц, можно снова претендовать на пособие.

Если орган труда вынес решение назначить пособие по безработице, то получать его человек будет на протяжении полугода каждый год с момента назначения помощи. То есть по полгода каждый год. Порядок выплат и размер определяются стажем и перерывами в нем. Сроки измеряются в календарных неделях.

  • Для отработавших на условиях полного трудового дня или в пересчете на полные трудовые дни 12 или больше недель за год, предваряющий присвоение статуса безработного, размер пособия определяется его средней заработной платой на последнем месте трудоустройства. В этом случае нужно будет предоставить справку о доходах, и государство будет платить 70% зарплаты в первые 13 недель, 50% – во вторые. При этом выплата не может быть меньше одной базовой величины и больше двух.
  • Если в году, предваряющем постановку на учет, сотрудник отработал меньше 12 недель в пересчете на полный рабочий день, то размер помощи определяется только базовой величиной. Это касается и тех, кто не работал больше года, но имеет хотя бы год трудового стажа. В таких случаях безработный будет получать одну базовую величину в первую половину срока выплат и 75% – в следующую.
  • Для безработных со стажем меньше года и длительным перерывом выплата в начальной части срока составит 85% базовой величины, в завершающей – 70%. Столько же платят тем, кто ищет работу впервые.
  • Соискателям, получающим пособие после отработки 22 дней на общественных работах, в начале срока размер будет составлять одну базовую, в конце – 75%.

Пособие по безработице в Беларуси в 2021 году в месяц составляет:

Дата Мин. размер пособия Макс. размер пособия 70% БВ 75% БВ 85% БВ
01.01.2021 29 руб. 58 руб. 20,3 руб. 21,75 руб. 24,65 руб.
01.01.2020 27 руб. 54 руб. 18,9 руб. 20,25 руб. 22,95 руб.
01.01.2019 25,5 руб. 51 руб. 17,85 руб. 19,12 руб. 21,67 руб.
01.01.2018 24,5 руб. 49 руб. 17,15 руб. 18,38 руб. 20,83 руб.
01.01.2017 23 руб. 46 руб. 16,1 руб. 17,25 руб. 19,55 руб.
01.07.2016 21 руб. 42 руб. 14,7 руб. 15,75 руб. 17,85 руб.
01.01.2015 * 18 руб. 36 руб. 12,6 руб. 13,5 руб. 15,3 руб.
01.04.2014 * 15 руб. 30 руб. 10,5 руб. 11,25 руб. 12,75 руб.
01.10.2013 * 13 руб. 26 руб. 9,1 руб. 9,75 руб. 11,05 руб.

* с учетом деноминации

Одна базовая величина в Беларуси в 2021 году равняется 29 рубля. Это значит, что стандартное пособие по безработице будет составлять не более 58 рубля в месяц. Но есть обстоятельства, при которых размер помощи увеличивают:

  1. На 10% – при наличии у безработного ребенка младше 14 лет.
  2. На 10% – при наличии ребенка младше 18 лет с инвалидностью, ВИЧ или СПИДом.
  3. На 20% – если есть трое и более детей младше 14 лет или двое и больше несовершеннолетних ребенка-инвалида.

У тех, кто получает пенсию или денежную помощь от государства, субсидия будет равна разнице между пенсией или помощью и тем пособием, на которое может, согласно перечисленным правилам, претендовать соискатель.

При наличии выслуги лет, которая дает право на пенсию по возрасту, за каждый отработанный сверх выслуги год срок выплаты пособия увеличивают на две недели. Размер в этом случае будет таким, как во второй половине срока выплат, на которые может по закону претендовать безработный.

Пособие по безработице в республике Беларусь

Если человек имеет право получать пособие на протяжении 52 недель, возможности трудоустройства нет, а до достижения пенсионного возраста остается год или меньше, то управление по труду может предложить досрочно назначить пенсию по возрасту.

Размер пособия индексируют в законном порядке. Выплаты сохраняются во время выполнения общественных работ или временной работы. В последнем случае нужно уведомить службу занятости.

Пособие по безработице в Беларуси небольшое, поэтому рассчитывать на него как на постоянный источник существования нельзя. Но когда больше нет никаких доходов, даже скромные суммы помогут пережить трудные времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *