Закон о недрах рф последняя редакция 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о недрах рф последняя редакция 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно законодательству далеко не все пользователи природной воды должны оформлять лицензию. Рассмотрим, кому придется ее оформить.

  1. Лицензирование должно быть проведено в том случае, если вода будет использоваться для получения выгоды. То есть если вода идет на продажу, то лицензия обязательна
  2. Если забор воды осуществляется на достаточной глубине, чтобы скважина наполнялась артезианской водой. То есть вода в скважину должна поступать из горизонта в известняке, который находится на балансе государства
  3. Лицензию следует оформить, если потребление воды большое, более 100 кубометров в сутки

Эти критерии касаются как физических, так и юридических лиц. Причем, пакет документов, который необходимо будет собрать для каждой категории потребителей, различается.

Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.

Выделяют несколько разновидностей скважин:

  • Колодцы. Их глубина до 5 метров
  • Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»
  • Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ
  • Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров

Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.

Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.

Процесс получения лицензии сложен и занимает много времени. Перед тем, как собирать документы на оформление лицензии, нужно провести подготовительные мероприятия:

  1. Разработать технический паспорт на скважину
  2. Провести геофизические исследования
  3. Участок должен быть обследован санэпидемстанцией. По результатам обследования выдается заключение
  4. Необходимо провести полный анализ воды. Проверяются бактериологические, химические и радиационные показатели воды
  5. После проведения буровых работ проводится анализ соответствия воды планируемому потреблению

Только получив все необходимые документы по результатам проведения вышеназванных мероприятий, можно собирать остальные документы для подачи в лицензирующий орган.

Как известно, скважина может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. В связи с этим подаются разные комплекты документов, в зависимости от того, кто является заявителем. Рассмотрим в таблице, какие бумаги нужно предоставить.

Пакет документов для физических лиц Пакет документов для юридических лиц
– паспорт

– договор аренды или свидетельство о праве собственности на участок

– генеральный план застройки

– кадастровый план

– ситуационный план с объектами инфраструктуры

– заявка на получение лицензии. Она составляется на специальном бланке. Его форму можно найти в интернете

– карточка организации, где указаны основные данные о ней: название, адрес, телефон, банковские данные

– данные руководителя компании

– учредительные документы организации

– организация не должна иметь задолженности по платежам за ресурсы. Для подтверждения этого факта необходимо заказать в налоговой инспекции справку об отсутствии задолженности

Документы предоставляются в виде ксерокопий. Однако оригиналы тоже необходимо иметь при себе.

Лицензия на подземные воды с 1 января 2021

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ)

3.1) разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых. (в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ)

Недра также могут предоставляться в пользование одновременно для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых. Правительством Российской Федерации устанавливаются виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. (в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ)

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением. (в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 28.12.2013 N 408-ФЗ)

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах. (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

6. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Государственная система лицензирования — это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;

равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция)

Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на: (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)

ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом;

уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе, а также от предоставления предусмотренных статьей 11 настоящего Закона лицензий на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции; (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)

замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)

дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;

дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.

Федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Право пользования недрами прекращается:

1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17-1 настоящего Закона; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве. (в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ)

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);

5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

7) по инициативе владельца лицензии;

8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); (в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

9) по инициативе недропользователя по его заявлению. (в ред. Федерального закона от 06.06.2003 N 65-ФЗ)

Право пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, досрочно прекращается органами, предоставившими такую лицензию, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона. (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанным соглашением. (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)

  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Госдума приняла закон о новом виде пользования недрами

Как вы уже поняли, в законопроекте немало положительных моментов, но нельзя не упомянуть об отрицательных изменениях.

Данный закон о недрах никоим образом не увеличивает производство минерально-сырьевой базы. Пользователю не выгодно проводить геолого-разведочные работы. Доступ к изучению самих недр усложнился. Компания получает право производить ГРР на невыгодных и рискованных условиях. Оформление открытого месторождения усложнилось, как и постановка приращенных запасов на государственный учет, а затраты государства должны возмещаться на кабальных условиях. Расчет ведется с начала прошлого столетия. При этом надо понимать, что исследования прошлых лет с использованием старых технологий бесполезны. Результат такого подхода в Российской Федерации: компания не хотят вкладывать средства в ГРР, а цены на нефть растут. Исследования не финансируются ни государством, ни недропользователями.

В законе о недрах не продумано обеспечение освоения нефтяных месторождений с запасами, которые трудно извлечь. А их доля в стране составляет больше 55% от всех запасов. Продолжается эксплуатация месторождений, которые давно истощены. Причина кроется в том, что не продумана дифференцированная ставка НДПИ, которая соотносится с определенными условиями, включая истощенность месторождений. Скидки предоставляются пользователям, которые производят добычу при невысокой эффективности месторождения, при этом она не связана с нарушениями по рациональному пользованию недрами. Также скидки предоставляются пользователю, который добывает полезное ископаемое невысокого качества из-за того, что запасы являются остаточными. Решение о том, кому предоставлять скидку, каким будет ее размер, принимают органы, призванные выдавать лицензию. Эта статья не работала все прошлые годы в Российской Федерации. Правительство не учитывает разработку месторождений с трудноизвлекаемыми полезными ископаемыми, что не позволяет развиваться мелкому и среднему бизнесу.

Другие существенные негативные стороны закона:

  • Федеральный законопроект исключает рациональное недропользование, так как нет рациональной разработки месторождений;
  • Аукционная форма получения недр не снижает коррупции, она позволяет прийти в отрасль непрофессионалам, которые не хотят и не умеют разрабатывать месторождения;
  • В законопроекте обозначена федеральная собственность, а не государственная, что противоречит Конституции Российской Федерации.

Это лишь неполное изложение отрицательных моментов закона, которые демонстрируют, что минусов больше, чем плюсов.

В Законе «О недрах» всего 52 статьи:

  • 1 раздел включает в себя статьи 1-5 и рассматривает основные положения закона;
  • 2 раздел (статьи 6-22). Пользование недрами;
  • 3 раздел состоит из статей 23-24 и рассматривает охрану земли и ее пропорциональное пользование;
  • 4 раздел Закона «О недрах» содержит статьи 35-38. В нем говорится о том, каким образом государство регулирует отношения, связанные с использованием недр;
  • 5 раздел (статьи 39-48). В этом разделе рассматривается плата за пользование недрами.
  • 6 раздел (статьи 49-51) содержит данные об ответственности за любые нарушения;
  • 7 раздел включает статью 52. Он касается международных переговоров.

Многие статьи не раз дорабатывались и изменялись, некоторые из них заслуживают пристального внимания. Остановимся подробней на каждом из разделов федерального закона.

Первый раздел закона о недрах включает в себя юридические соглашения Российской Федерации о недропользовании, правовых взаимоотношениях и их регулировании. В документе говорится о государственных органах и полномочиях служб, которые могут урегулировать взаимоотношения по использованию недр.

Раздел рассматривает полномочия разных органов власти, права органов самоуправления в городах и районах. В главах подробно обсуждаются экономические и юридические составляющие равномерного использования земли.

Главные положения закона о недрах и полномочия различных органов отражены именно в этом разделе. Здесь же дается четкое определение недрам и говорится о необходимости их рационального использования.

Правила использования недр установлены во втором разделе. В статье под номером 6 определены виды пользования недрами, применяемые для:

  • Геологического изучения. Сюда входят работы по общему изучению ресурсов или по прогнозированию возможных землетрясений, деятельности вулканов;
  • Изучения, в основе которого поиск, а также оценка месторождений полезных ископаемых. Подобные исследования необходимы, чтобы понять, может ли участок использоваться для строительства;
  • Разведки месторождений и добычи;
  • Строительства сооружений подземного типа, если они не подразумевают добычу;
  • Образования объектов, которые имеют культурное, либо научное, оздоровительное или эстетическое значение;
  • Сбора минеральных коллекций.

В статье 7 сказано, что пользователь может получить участок для пользования недрами, строительства сооружений под землей, добычи полезных ископаемых. В роли пользователя могут выступать предприниматели, либо товарищества. Юридические лица, а также граждане других государств тоже могут быть пользователями. Этот момент упоминается в статье под номером 9.

Статья 10 определяет сроки использования недр. Они могут быть строго определенными, либо не имеют временных ограничений:

  • Если речь идет о геологическом изучении, срок предоставления составит 5 лет. Срок может быть увеличен до 7 лет, когда речь идет о конкретных областях страны;
  • Определенный срок отводится для обработки месторождения и добычи ископаемых.

В статье 11 сказано, что предоставление недр оформляется особым государственным решением, оно подобно лицензии. Статья 19 заслуживает отдельного внимания. В ней упоминается о том, что собственники земли, а также их арендаторы могут использовать общераспространенные полезные ископаемые со своего участка для собственных нужд, но без проведения взрывных работ. Подземные воды тоже могут быть использованы, но их объем за день не должен превышать отметку в 100 кубических метров. Вода извлекается из горизонтов, которые не связаны с источниками централизованного водоснабжения.

Статьи 35-38 представленного раздела Закона «О недрах» определяют, как происходит государственное регулирование отношений по недропользованию. В данном разделе регламентируются вопросы, связанные с изучением недр на государственном уровне, а также с мониторингом состояния недр, надзором за безопасным проведением всех работ.

Лицензия на использование недр, выданная государством, может прекратиться при разных ситуациях, например, когда истек срок действия самой лицензии, а также, если пользователь отказался от использования недр. Государство может отобрать лицензию у пользователя при нарушении условий и во всех случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Право использования недр иногда приостанавливается, либо ограничивается, если возникла угроза для жизни людей, которые живут или работают в зоне проведения работ, а также при частом нарушении правил использования недр, при чрезвычайных ситуациях. Если пользователь не согласен с прекращением лицензии, он может обжаловать решение в суде.

Вносятся изменения в законодательство о недрах

Данный раздел содержит информацию о том, как происходит регулирование оплаты за использование недр земли. В статье 39 закона о недрах установлена система платежей, она подразумевает:

  • Разовые платежи во время использования недр, когда возникают определенные условия, предусмотренные в лицензии, они подразумевают также оплату при изменении границ участка. Минимальный размер оплаты составляет не меньше 10% от налога на добычу полезных ископаемых при расчете мощности компании за год;
  • Платежи могут носить регулярный характер, они взимаются отдельно по каждой разновидности работ, а также за предоставление права поиска новых месторождений, разведку полезных ископаемых, оценку того, насколько участок пригоден для строительства;
  • Сборы, взимаемые для участия в конкурсе или аукционе. Подобные сборы должны платить все участники. Оплата является одним из главных условий регистрации заявки. Сумма зависит от средств, которые были потрачены на подготовку и проведение конкурса, оплату труда экспертов, которые привлекались к работе;
  • Прочие платежи в виде сборов и налогов, которые предусмотрены в законодательстве РФ.

Все моменты, связанные с оплатой, подробно описаны в статьях раздела, они не вызывают сложностей для понимания.

За все время существования – с 3 марта 1995 года по сегодняшний день, закон претерпел изменения 57 раз. Все они вносили какие-либо поправки или корректировки – отменяли пункты и даже целые статьи, дополняли разделы, вводили новшества и отменяли устаревшие понятия.

Последнее изменение было внесено № 279-ФЗ и вступило в силу 3 июля 2020 года.

На сегодняшний день, закон «О недрах» включает в себя 4 раздела и 52 статьи, которые в полной мере регулируют все правоотношения и взаимодействия в этой области.

Вышеуказанный закон применяется в самых различных сферах деятельности человека:

  • При вырубке леса, как в личных целях, так и в промышленных масштабах, особенно это касается ценных пород древесины;
  • При строительстве подземных шахт для добывания полезных ископаемых;
  • При сборе коллекционных материалов: минералов, камней, и так далее;
  • При геологическом изучении недр, в том числе и работы по прогнозированию землетрясений, цунами и иных природных катаклизмов.

Закон в полной мере регулирует все отношения в области добычи и использования ресурсов государства.

Закон содержит в себе как основные, ключевые моменты, так и второстепенные, которые регулируют либо незначительные аспекты правоотношений, либо же те моменты, которые на практике встречаются довольно редко.

Ключевыми моментами являются:

  • Правовое регулирование;
  • Указание собственности;
  • Полномочия органов власти в сфере регулирования правоотношений при использовании;
  • Условия пользования недрами в РФ;
  • Порядок проведения аукционов на пользование;
  • Регулирование рационального использования;
  • Охрана недр и ее реализация в РФ;
  • Плата при использовании недр и ее особенности
  • Ответственность за нарушение закона «О недрах» и другое.

Закон РФ о недрах в последней действующей редакции был принять Госдумой 22 июня 2020 года, и одобрен Советом Федерации 29 июня этого же года.

Он включает в себя следующие поправки:

  • В ст. 1 к недрам федерального назначения теперь относятся также:Содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля… и др., начиная с 1 января 2006 года;
  • Кроме того, часть первую статьи 3 дополнили пунктом о попутных полезных ископаемых: «Установление критериев отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (полезные ископаемые, извлекаемые из недр вместе с полезным ископаемым)»;
  • Изменения претерпели и многие другие статьи закона;

В соответствии с решением Правительства, ФЗ «О недрах» в редакции от июля месяца вступает в законную силу со дня официальной публикации, за искл. п.2-7, они вступают в законную силу спустя 90 дней.

О недрах. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 2021 год. Последняя редакция

Кроме всех изменений, внесенных в 2020 году в закон, также особое внимание было уделено части нарушений законодательства и применению наказания за это.

В новой редакции присутствуют такие виды наказания, как:

  • Уголовное наказание;
  • Административное наказание;
  • Возмещение причинённого вреда без наложения иного вида наказания.

В зависимости от масштабов и «тяжести» совершенного преступления и его обстоятельств, может быть применен тот или иной вид наказания или взыскания. Самым «легким» наказанием является наложение штрафа на виновного, а самым «тяжелым» — лишение свободы на срок до 12 лет.

Метод наказания и его степень должна определяться в каждом конкретном случае индивидуально – нет, и не может быть специальных способов и формул для расчета необходимой степени взыскания. Законодательство достаточно сурово обращается с теми, кто самовольно использует, добывает или распространяет недра страны в корыстных интересах или из каких-либо других побуждений.

Закон «О недрах» придерживается двух основных линий направленности, при наказании совершивших противоправные действия:

  • Незнание закона, основных его положений или второстепенных, а также последних, вступивших в силу изменений ни в коей мере не освобождает от ответственности;
  • Даже при применении административного или уголовного наказания, виновный не освобождается от возмещения нанесенного его действиями ущерба.

Возмещать ущерб виновные могут как на добровольной основе, так и в судебном порядке. Порядок расчета нанесенного вреда устанавливается Правительством в Постановлении № 564 от 4 июля 2013 года.

При возникновении тех или иных споров по вопросам пользования недрами, они могут решаться следующими методами:

  • Переговоры сторон;
  • Органами гос. власти;
  • Судом;
  • Арбитражным судом.

Имущественные споры, при достижении соглашения сторон, могут быть переданы на рассмотрение третейскому суду. А споры по условиям раздела пользования ресурсами решаются в соответствии с заключенными соглашениями сторон.

Исходя из всего вышесказанного, в завершении можно сделать вывод: закон «О недрах» — та часть политической и конституционной политики страны, без которой невозможно рациональное и умеренное использование недр России, а также полноценное обеспечение их сохранности и восстановления.

На сегодняшний день, именно благодаря постоянным изменениям и доработкам закон является полноценным и может помочь сделать правильный выбор в любой, даже самой сложной ситуации.

  1. В первую очередь данный закон дает определение понятию недр — что это такое, где находится, до каких пределов простирается.
  2. Далее он разграничивает права пользования недрами — определенные ресурсы находятся в ведомстве исключительно федеральных властей, другие закреплены за властями регионального и местного уровня.
  3. Определяет одобряемые государством виды использования недр и полезных ископаемых, добываемых из них, в том числе некоммерческого характера, например, для научных целей.
  4. Закон о недрах РФ в последней действующей редакции (от 4 июля 2020 года) описывает порядок получения разрешения на проведение отдельных работ, связанных с недрами.

Виды пользования недрами описываются в статье 6 (раздел второй) настоящего Закона. Согласно ей, государство может предоставить частным лицам участок недр во временное пользование только со следующими целями:

  1. Геологические, инженерные, сейсмологические и другие подобные изыскания.
  2. Геологоразведка и добыча полезных ископаемых.
  3. Устройство и использование подземных сооружений, не имеющих отношения к добыче полезных ископаемых.
  4. Создание особо охраняемых объектов научного, санитарного или других подобных назначений, например научные полигоны, заповедники, заказники и т. д.
  5. Сбора материалов для геологических и палентологических коллекций.

Допускается одновременное предоставление одного и того же участка недр для разных целей из этого списка.

При этом в любой момент право пользования недрами на определенном участке может быть ограничено, если их разработка может повлечь за собой вред для населения, промышленных или транспортных объектов, состояния окружающей среды и государственной безопасности (статья 8 данного Закона).

Внесены изменения в закон о недрах

На данный момент действует редакция закона с учетом изменений, внесенных последней поправкой от 4 июля 2020 года. Согласно ей, к участкам земных недр федерального (общегосударственного) значения более не относятся месторождения алмазов и платиновых металлов россыпного и техногенного происхождения. Они переходят в группу участков местного значения.

К федеральным отныне причисляются только зоны, содержащие коренные месторождения вышеуказанных полезных ископаемых.

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Закон включает в себя 7 разделов, 52 статьи:

Раздел 1 содержит общие положения закона, включая основные понятия, используемые в данной области, полномочия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов федерации, а также правовое регулирование отношений в обсуждаемой области.

Раздел 2 устанавливает правила пользования недрами. Так, статья 6 Закона определяет виды пользования недрами, которые используют для:

  1. регионального геологического изучения, включая работы по общему изучению недр и по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;
  2. изучения с целью поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, а также для изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений;
  3. разведки и добычи полезных ископаемых;
  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
  6. сбора минералогических и иных геологических коллекционных материалов.

В соответствии со статьей 7 Закона, на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительство подземных сооружений и образование особо охраняемых геологических объектов пользователю предоставляется участок в виде горного отвода — геометризованного блока недр. При этом, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, включая участников товарищества, юридические лица и иностранные граждане – статья 9 закона.

Статья 10 Закона устанавливает сроки, на которые участки недр могут быть предоставлены пользователям. Это может быть, как без ограничения сроков, так и на определенный срок, например:

  • для геологического изучения сроком на 5 лет, при этом, если участок расположен полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа — на 7 лет;
  • для добычи полезных ископаемых – на срок обработки месторождения этих ископаемых и другое.

Важно! Статья 11 Закона устанавливает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Большой интерес представляет собой статья 19 Закона РФ о недрах, которая устанавливает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. В соответствии с нормами статьи собственник земельных участков, землевладельцы и землепользователи, арендаторы участков вправе осуществлять в границах своего участка использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ. Также возможно использования подземных вод , объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения. Стоит отметить, что под использованием для собственных нужд полезных ископаемых понимается их использование в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 20 закона о недрах устанавливает основания для прекращения права пользования недрами:

  1. по истечения срока действия лицензии;
  2. при отказе пользователя от права пользования недрами;
  3. при возникновении соответствующих условий, установленных лицензией, которые предусматривают наступление прекращения права пользования;
  4. в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
  5. в случаях, предусмотренных действующим российским законодательством.

Упомянутый нормативный акт определяет перечень лиц, имеющих право использовать подземные воды. К ним относятся:

  • собственники земельных участков — лица, имеющие право собственности, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
  • землепользователи — лица, получившие право постоянно пользоваться земельным участком (без срока) или получившие право пользоваться им безвозмездно;
  • землевладельцы — лица, имеющие право пожизненного владения при наследовании земли;
  • арендаторы земельных участков — лица, которым предоставлены земли во владение и пользование по договорам аренды либо субаренды.

Нормативный акт установил порядок, по которому добычей воды могут заниматься садоводы и огородники только в границах своего участка, в личных целях и в объёме, не превышающем 100 куб. метров в сутки. Для этого правообладатели земельных участков могут строить на своих землях подземные конструкции глубиной не более 5 метров (к ним относятся скважины, колодцы и прочие конструкции для доступа к подземным водам), то есть выше водоносного горизонта, который является источником центрального водоснабжения.

При соблюдении указанных условий использование недр земли не предусматривает внесение каких-либо платежей в казну. В случаях отклонения от установленных нормативов потребуется получение лицензии, за потребление воды будут начисляться налоги.

Необходимость получения лицензии зависит от вида скважины:

  • Колодцы-скважины — источники глубиной до 5 метров, бурятся на толщину первого водоносного горизонта и устраиваются таким образом, чтобы в них попадала вода из водоносного слоя (лицензия не требуется).
  • Скважины «на песок» — составляют глубину от 5 до 30 метров, эксплуатируются сроком до 25 лет (лицензия не требуется).
  • Артезианские скважины «на известняк» — бурятся на глубину 20–1000 м и более, берут воду из водоносного горизонта, лежащего между двумя водоупорными слоями (в известняке), эксплуатируются сроком до 50 лет, используются в том числе для садовых и огороднических сообществ (лицензия требуется).
  • Промышленные — глубиной 300–1000 метров и более (лицензия требуется).

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в статью 43 настоящего Закона внесены изменения

Номер документа: 2395-1
Дата принятия: 21/02/1992
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 16/04/1992
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 08/12/2020 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020
Вступила в силу с: 08/12/2020


Редакция от 23/11/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации О недрах № 383-ФЗ от 23/11/2020
Вступила в силу с: 04/12/2020


Редакция от 08/06/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О недрах в части совершенствования добычи полезных… № 179-ФЗ от 08/06/2020
Вступила в силу с: 07/09/2020


Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О недрах в части совершенствования правового… № 396-ФЗ от 02/12/2019
Вступила в силу с: 31/05/2020


Редакция от 04/11/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О недрах в части предоставления права пользования… № 355-ФЗ от 04/11/2019
Вступила в силу с: 03/02/2020


Редакция от 27/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О недрах № 505-ФЗ от 27/12/2019
Вступила в силу с: 08/01/2020


Редакция от 02/08/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О недрах и статью 2 Федерального закона Об отходах… № 272-ФЗ от 02/08/2019
Вступила в силу с: 01/12/2019


Редакция от 29/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные… № 217-ФЗ от 29/07/2017
Вступила в силу с: 01/01/2019


Редакция от 03/08/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты… № 342-ФЗ от 03/08/2018
Вступила в силу с: 04/08/2018


Редакция от 31/05/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия… № 122-ФЗ от 31/05/2018
Вступила в силу с: 12/06/2018


Редакция от 30/09/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации О недрах № 283-ФЗ от 30/09/2017
Вступила в силу с: 12/10/2017


Редакция от 26/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О недрах в части упрощения порядка предоставления… № 188-ФЗ от 26/07/2017
Вступила в силу с: 06/08/2017


Редакция от 03/07/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Закон Российской Федерации О недрах № 279-ФЗ от 03/07/2016
Вступила в силу с: 04/07/2016


Редакция от 05/04/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации № 104-ФЗ от 05/04/2016
Вступила в силу с: 01/07/2016


Редакция от 13/07/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении… № 224-ФЗ от 13/07/2015
Вступила в силу с: 01/01/2016

Действующая редакция 2020 закона «О недрах»

  • Купить в кредит
  • Б/У поисковая техника
  • Обмен поисковой техники
  • Условия доставки товара
  • Гарантийное обслуживание
  • Система скидок
  • Кладоискательство (все новости)
  • Новости приборного поиска
  • Рассказы о кладоискательстве
  • Все о кладах России
  • Видео (поиск, обзоры, тесты)
  • Конкурсы «МДРегион»
  • Бюджет
  • Полупрофи
  • Профи

Правовые акты Российской Федерации о недропользовании основываются на Конституции РФ и состоят из Федерального закона «О недрах» №2395-1, в соответствии с которым принимаются другие федеральные документы и иные нормативно правовые акты.

Закон о недропользовании РФ был принят 21 февраля 1992 года. Занимается регулированием взаимоотношений, возникающих в связи с аэрогеологическим излучением, реализацией и охраной земли на территории России, а также ее материкового шельфа, использование отходов, сапропелей и других специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы, соленные озера и заливы морей. Последние поправки и изменения были одобрены 03 июля 2016 года.

Согласно закону РФ, недра представляют собой часть земной коры, которая располагается ниже почвенного слоя, а если его нет, тогда ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков.

Документ включает в себя 7 разделов и 52 статьи:

  • 1 раздел (статьи 1-5). Основные положения;
  • 2 раздел (ст 6-22). Пользование недрами;
  • 3 раздел (ст 23-34). Пропорциональное использование и охрана земли;
  • 4 раздел (ст 35-38). Государственное регулирование отношений недропользования;
  • 5 раздел (ст 39-48). Плата при применении недрами;
  • 6 раздел (ст 49-51). Ответственность за нарушение;
  • 7 раздел (статья 52). Международные договоры.

Основные положения Федерального закона Российской Федерации №2395-1 подразделяются на 5 статей. В этом разделе подробно описаны:

  • юридические соглашения РФ о недропользовании;
  • правовое регулирование взаимоотношений недропользования;
  • государственный орган;
  • компетенция служб государственной власти РФ в области регулирования взаимоотношений недропользования;
  • полномочия служб государственной власти субъектов РФ;
  • права органов районного самоуправления районов и городов.

Глава рассматривает все юридические и экономические основы комплексного пропорционального использования и охраны земли, а также гарантирует защиту интересов государства и граждан России.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1

Последняя редакция от 29 декабря 2014 года Федерального закона «О недрах» №2395-1-ФЗ подвергалась некоторым изменениям и поправкам. Нововведения регулируют вопрос относительно эксплуатации водозаборных скважин и пошаговой инструкции добычи пресных подземных вод на территории России.

Ознакомьтесь Увольнение по закону

Главные изменения коснулись статьи 19 ФЗ «О недрах», которая определяет, в каких случаях собственник земельного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод без лицензии.

Во-первых, согласно новой редакции, если подземные воды добываются и применяются в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то содержатель скважины обязан оформить лицензию на пользование недрами. Полезные ископаемые не могут переходить от одного владельца к другому.

Во-вторых, общий объем теперь не может превышать 100 кубических метров в сутки.

В-третьих, добывать подземные воды без лицензии можно только из водоносных горизонтов, которые не являются источниками централизованного водоснабжения.

Отдельно следует отметить статью 10 закона РФ «О недрах», которая также претерпела изменения в 4 абзаце пункта 1. По нововведениям, захоронить радикальные отходы (1-5 классов опасности) можно в глубоких горизонтах, гарантирующих локализацию этих отходов. Поправки были одобрены и во второй части статьи 10. Без ограничения срока можно предоставлять участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, размещенных в пластах горных пород попутных вод и вод, применяемых пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Комментарии к закону №2395-1 о недропользовании утверждаются с учетом внесенных всех изменений и поправок, в том числе Федеральными законами №118 от 21.02.1992 г., ФЗ №120 от 18.07.2008 г., и ФЗ №160 от 23.07.2008 г.

В комментариях подробно рассмотрены разные аспекты правового регулирования взаимоотношений недропользования, в частности права служб государственной власти и служб местного самоуправления, порядок лицензирования пользования недрами, то есть все разделы настоящего закона.

Требования закона проанализированы в их взаимосвязи с постановлениями целого ряда правовых актов. Рассмотрены рекомендации Министерства природных ресурсов РФ, Федерального органа по надзору в области природопользования, Федерального органа по экологическому, технологическому и атомному надзору. Также приведены законодательные позиции Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ. Утвержденные комментарии предназначены для руководителей и работников учреждений, то есть ее пользователей и индивидуальных предпринимателей. Ознакомиться с комментариями к закону «О недрах» №2395-1 можно по ссылке.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в статью 43 настоящего Закона внесены изменения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *