Закон рк о техническом регулировании 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон рк о техническом регулировании 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 22. Оценка соответствия

1. Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов и (или) документов по стандартизации осуществляется до выпуска ее в обращение, если иное не установлено техническим регламентом.

2. В правилах оценки соответствия устанавливаются:

1) формы, схемы, процедуры оценки соответствия;

2) формы документов об оценке соответствия, порядок их оформления, выдачи, периодической оценки, приостановления, возобновления и прекращения их действия;

3) порядок создания и применения системы добровольной сертификации, а также ведения реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок представления сведений, содержащихся в указанном реестре.

Статья 23. Формы и объекты оценки соответствия

1. Оценка соответствия проводится в формах:

1) подтверждения соответствия (декларирования соответствия и сертификации);

2) испытаний, если они согласно техническим регламентам являются самостоятельной формой оценки соответствия;

3) иных, установленных техническими регламентами и (или) национальными стандартами.

2. Установление государственными органами форм оценки соответствия, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, подлежит согласованию с уполномоченным органом.

3. Объекты оценки соответствия определяются техническими регламентами и (или) документами по стандартизации.

Статья 24. Документы об оценке соответствия

К документам об оценке соответствия относятся:

1) сертификат соответствия;

2) декларация о соответствии;

3) протокол испытаний, если испытание является самостоятельной формой оценки соответствия согласно техническим регламентам;

4) декларация об общей безопасности;

5) свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;

6) одобрение типа транспортного средства;

7) одобрение типа шасси;

8) иные документы, установленные техническими регламентами и (или) документами по стандартизации в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, экспертизы и (или) в иной форме.

Статья 25. Подтверждение соответствия продукции и процессов и услуг установленным требованиям

1. Подтверждение соответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами, проводится в форме принятия декларации о соответствии и (или) в форме проведения сертификации и выдачи сертификата соответствия.

2. Управление работами по подтверждению соответствия осуществляется в рамках государственной системы технического регулирования.

3. Подтверждение соответствия технически сложного изделия обязательным требованиям проводится в форме сертификации, на конструктивные элементы технически сложного изделия представляются протоколы испытаний, если иное не установлено техническими регламентами.

4. Подтверждение соответствия продукции и процессов на территории Республики Казахстан носит обязательный или добровольный характер.

5. Схемы подтверждения соответствия содержат способы установления соответствия (испытания, анализ состояния производства, оценку системы менеджмента качества, анализ технической документации, анализ продукции) и применяются органами по подтверждению соответствия и (или) изготовителями продукции при проведении процедур сертификации или принятия декларации о соответствии.

При подтверждении соответствия продукции могут привлекаться технические эксперты.

6. Иностранные и международные организации, выдающие документы об оценке соответствия иностранного образца, вправе осуществлять деятельность на территории Республики Казахстан с уведомлением уполномоченного органа о начале деятельности в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Статья 26. Обязательное подтверждение соответствия

1. Продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, определяется техническими регламентами.

2. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

1) принятия декларации о соответствии;

2) проведения обязательной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие его требованиям.

Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»

Статья 40. Цели, субъекты и объекты государственного контроля и надзора в области технического регулирования

1. Государственный контроль и надзор в области технического регулирования направлены на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования в целях обеспечения безопасности объектов технического регулирования для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира, защиты имущества физических, юридических лиц и государства, в том числе через обеспечение достоверности их оценки соответствия, исключения ситуаций, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества объектов технического регулирования, и устранения технических барьеров в торговле.

2. Субъектами государственного контроля и надзора в области технического регулирования являются:

1) эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, аккредитации;

2) субъекты аккредитации;

3) экспертная организация и эксперты-аудиторы по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара;

4) организация, уполномоченная на выдачу сертификата о происхождении товара и сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, об определении статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара;

5) учебные центры;

6) орган по аккредитации;

7) изготовители, импортеры, продавцы, уполномоченные изготовителями лица, обладающие в отношении объектов технического регулирования правом владения, пользования и (или) распоряжения в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. Объектом государственного контроля и надзора в области технического регулирования является продукция, в отношении которой введены в действие технические регламенты.

4. Государственный контроль и надзор в области технического регулирования осуществляются ведомством уполномоченного органа, его территориальными подразделениями и их должностными лицами в отношении субъектов контроля и надзора и продукции, в отношении которой введены в действие технические регламенты, на стадии выпуска ее в обращение, за исключением продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому, ветеринарно-санитарному, карантинно-фитосанитарному контролю и надзору, за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан либо решений Евразийской экономической комиссии.

5. Государственный контроль и надзор в области технического регулирования осуществляются в форме внеплановой проверки и профилактического контроля и надзора.

Внеплановая проверка и профилактический контроль и надзор с посещением субъекта контроля и надзора осуществляются территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Профилактический контроль и надзор с посещением субъекта контроля и надзора, связанные с необходимостью отбора образцов продукции, осуществляются территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта контроля и надзора осуществляются территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

Статья 41. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта контроля и надзора

1. Целями профилактического контроля и надзора без посещения субъекта контроля и надзора являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъекту контроля и надзора права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта контроля и надзора, и снижение на него административной нагрузки.

2. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта контроля и надзора осуществляются путем изучения, анализа, сопоставления сведений, полученных из различных источников информации, в том числе на основе сведений:

1) представленных субъектами государственного контроля и надзора, государственными органами и иными организациями;

2) полученных из информационной системы технического регулирования и других информационных систем;

3) полученных из средств массовой информации и иных открытых источников, обращений физических и юридических лиц.

3. Объектом профилактического надзора без посещения субъекта надзора в области технического регулирования является продукция на ее соответствие требованиям технических регламентов при выпуске ее в обращение, а субъектом надзора – лицо, обладающее в отношении нее правом владения, пользования и (или) распоряжения в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 47. Ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

1. Физические и юридические лица за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу физического лица либо имуществу юридического лица в результате несоответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. В случае, если будет установлено, что в результате нарушения процедур оценки соответствия либо заведомой их недостоверности в обращение была выпущена продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов, которая подлежит изъятию, субъект аккредитации, выдавший (зарегистрировавший) документ об оценке соответствия или протокол испытаний продукции, послуживший основанием для выдачи (регистрации) документа об оценке соответствия, несет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 48. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 21, ст.124; 2006 г., № 3, ст.22; № 15, ст.92; № 24, ст.148; 2008 г., № 15-16, ст.60; 2009 г., № 17, ст.80; № 18, ст.84; 2010 г., № 5, ст.23; 2011 г., № 1, ст.2; № 2, ст.26; № 11, ст.102; 2012 г., № 5, ст.41; № 14, ст.92, 95; № 15, ст.97; 2013 г., № 4, ст.21; № 14, ст.75; № 15, ст.81; № 21-22, ст.114; 2014 г., № 10, ст.52; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 20-IV, ст.113; № 22-V, ст.156; 2016 г., № 6, ст.45; № 7-II, ст.53; 2017 г., № 11, ст.29; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; 2018 г., № 10, ст.32; № 19, ст.62; № 24, ст.94; 2019 г., № 7, ст.37, 39).

Президент Республики Казахстан К. ТОКАЕВ

Предложения о внесении изменений

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (абзац в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ;

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей (абзац дополнен с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ;

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации (абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ;

недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации (абзац в редакции, введенной в действие с 25 октября 2011 года Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ;

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (абзац дополнительно включен с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ).

Комментарий к статье 3

1. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9_1 настоящего Федерального закона. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2010 года Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 385-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ.
____________________________________________________________________
С 21 июня 2021 года Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 460-ФЗ в пункт 3 настоящей статьи будут внесены изменения.
____________________________________________________________________

4. Пункт утратил силу с 1 июля 2016 года — Федеральный закон от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ..

Комментарий к статье 4

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ.

1. В отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) государственными контрактами (договорами).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ.

2. Особенности технического регулирования в части разработки и установления обязательных требований государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, государственного управления использованием атомной энергии, государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также соответственно процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ.

3. Пункт утратил силу с 1 июля 2016 года — Федеральный закон от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ..

4. Особенности оценки соответствия продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, а также соответственно процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 22 мая 2007 года Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ.

Комментарий к статье 5


Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
(Статья дополнительно включена с 31 декабря 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ)

Комментарий к статье 5_1

Система технического регулирования Республики Казахстан

Статья 44. Ответственность государственных органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля

1. Государственные органы и их должностные лица в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. О мерах, принятых в отношении должностных лиц государственных органов, осуществляющих мероприятия по государственному контролю, виновных в нарушении законодательства Республики Казахстан, государственные органы в течение месяца обязаны сообщить физическому и (или) юридическому лицам, права и законные интересы которых нарушены.

Статья 45. Ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

1. Физические и юридические лица (изготовитель, исполнитель, продавец) несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан:

1) за безопасность продукции, реализуемой на рынке;

2) за нарушение требований, установленных техническими регламентами;

3) за неисполнение предписаний и решений органа, осуществляющего государственный контроль, предусмотренных статьей 40 настоящего Закона.

2. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица в результате несоответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 46. Переходные положения

1. До введения в действие технических регламентов в соответствии с настоящим Законом требования соответствующих нормативных документов по стандартизации, направленные на достижение целей безопасности, установленных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, являются обязательными на территории Республики Казахстан.

2. До введения в действие соответствующих технических регламентов в сфере подтверждения соответствия работы по подтверждению соответствия осуществляются согласно положениям Закона Республики Казахстан «О сертификации».

3. По мере введения в действие технических регламентов нормативные документы по стандартизации, действующие в Республике Казахстан, дублирующие или не соответствующие им, подлежат отмене.

4. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по подтверждению соответствия и лабораториям, до введения в действие настоящего Закона, а также сертификаты, выданные до введения в действие настоящего Закона, считаются действительными до окончания указанного в них срока.

5. До введения в действие соответствующих технических регламентов техническое регулирование в отношении конкретных объектов должно осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами в части, не противоречащей настоящему Закону.

Сноска. Статья 46 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 47. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу следующие законы Республики Казахстан:

1) Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. «О стандартизации» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 20, ст. 724; 2003 г., N 12, ст. 82);

2) Закон Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. «О сертификации» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 20, ст. 725; 2001 г., N 1, ст. 7; N 15-16, ст. 231; N 23, ст. 321; 2003 г., N 12, ст. 82).

3. Законы Республики Казахстан, указанные в пункте 2 настоящей статьи, утрачивают силу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 46 настоящего Закона.

Президент
Республики Казахстан

44-бап. Мемлекеттiк органдар мен олардың лауазымды адамдарының мемлекеттiк бақылауды жүзеге асыру кезiндегi жауаптылығы

1. Мемлекеттiк органдар мен олардың лауазымды адамдары мемлекеттiк бақылау жөнiндегi iс-шараларды жүргiзген кезде өздерiнiң қызметтiк мiндеттерiн орындамаған немесе тиiсiнше орындамаған жағдайда және құқыққа қарсы әрекеттер (әрекетсiздiктер) жасаған жағдайда Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес жауапты болады.

2. Мемлекеттiк органдар құқықтары мен заңды мүдделерi бұзылған жеке және (немесе) заңды тұлғаларға Қазақстан Республикасы заңнамасының бұзылуына кiнәлi, мемлекеттiк бақылау жөнiндегi iс-шараларды жүзеге асыратын мемлекеттiк органдардың лауазымды адамдарына қатысты қабылданған шаралар туралы бiр ай iшiнде хабарлауға мiндеттi.

45-бап. Жеке және заңды тұлғалардың Қазақстан Республикасының техникалық реттеу саласындағы заңнамасын сақтамағаны үшiн жауаптылығы

1. Жеке және заңды тұлғалар (дайындаушы, орындаушы, сатушы):

1) нарықта өткiзiлетін өнiмнiң қауiпсiздiгi үшін;

2) техникалық регламенттерде белгiленген талаптарды бұзғаны үшiн;

3) осы Заңның 40-бабында көзделген мемлекеттiк бақылауды жүзеге асыратын органның нұсқамалары мен шешiмдерiн орындамағаны үшiн Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес жауапты болады.

2. Өнiмнiң техникалық регламенттерде белгiленген талаптарға сәйкес келмеуi салдарынан азаматтың өмiрiне, денсаулығына немесе мүлкiне не заңды тұлғаның мүлкiне келтiрiлген зиян Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына сәйкес өтелуге тиiс.

46-бап. Өтпелi ережелер

1. Осы Заңға сәйкес техникалық регламенттер қолданысқа енгізілгенге дейін осы Заңның 4-бабының 1-тармағында белгіленген, қауіпсіздік мақсаттарына қол жеткізуге бағытталған стандарттау жөніндегі тиісті нормативтік құжаттардың талаптары Қазақстан Республикасының аумағында міндетті болып табылады.

2. Техникалық регламенттер қолданысқа енгiзiлгенге дейiн сәйкестiктi растау саласында сәйкестiктi растау жөнiндегi жұмыстар «Сертификаттау туралы» Қазақстан Республикасы Заңының ережелерiне сәйкес жүзеге асырылады.

3. Техникалық регламенттердiң қолданысқа енгiзiлуiне қарай Қазақстан Республикасында қолданылып жүрген, оларды қайталайтын немесе оларға сәйкес келмейтiн стандарттау жөнiндегi нормативтік құжаттардың күшi жойылуға тиіс.

4. Осы Заң қолданысқа енгiзiлгенге дейiн сәйкестiктi растау жөнiндегi органдарға және зертханаларға белгiленген тәртiппен берiлген аккредиттеу туралы құжаттар, сондай-ақ осы Заң қолданысқа енгiзiлгенге дейiн берiлген сертификаттар оларда көрсетiлген мерзiм аяқталғанға дейiн жарамды болып есептеледi.

5. Техникалық регламенттер қолданысқа енгiзiлгенге дейiн нақты объектiлерге қатысты техникалық реттеу осы Заңға қайшы келмейтiн бөлігінде нормативтiк құқықтық актiлерге сәйкес жүзеге асырылуға тиiс.

Ескерту. 46-бапқа өзгерістер енгізілді — ҚР 2006.12.29. № 209 (қолданысқа енгізілу тәртібін 2-баптан қараңыз), 2012.07.10 № 31-V (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) Заңдарымен.

47-бап. Осы Заңды қолданысқа енгiзу тәртiбi

1. Осы Заң ресми жарияланған күнiнен бастап алты ай өткеннен кейiн қолданысқа енгiзiледi.

2. Қазақстан Республикасының мына заңдарының күшi жойылды деп танылсын:

1) «Стандарттау туралы» 1999 жылғы 16 шiлдедегi Қазақстан Республикасының Заңы (Қазақстан Республикасы Парламентiнiң Жаршысы, 1999 ж., N 20, 724-құжат; 2003 ж., N 12, 82-құжат);

2) «Сертификаттау туралы» 1999 жылғы 16 шiлдедегi Қазақстан Республикасының Заңы (Қазақстан Республикасы Парламентiнiң Жаршысы, 1999 ж., N 20, 725-құжат; 2001 ж., N 1, 7-құжат; N 15-16, 231-құжат; N 23, 321-құжат; 2003 ж., N 12, 82-құжат).

3. Осы Заңның 46-бабында көзделген жағдайларды қоспағанда, осы баптың 2-тармағында көрсетілген Қазақстан Республикасының заңдары күшін жояды.

Қазақстан Республикасының
Президенті

Закон РК О техническом регулировании

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при установлении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, связанным с требованиями к продукции, применении на добровольной основе требований к продукции, процессам и оказанию услуг, оценке соответствия и государственному контролю и надзору в области технического регулирования, а также устанавливает правовые основы государственной системы технического регулирования.

Статья 22. Оценка соответствия

1. Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов и (или) документов по стандартизации осуществляется до выпуска ее в обращение.

2. Уполномоченный орган разрабатывает и утверждает правила оценки соответствия, в которых устанавливаются:

1) схемы, процедуры оценки соответствия;

2) формы документов оценки соответствия, порядок их оформления;

3) порядок создания и применения системы добровольной сертификации, а также ведения реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в указанном реестре.

Статья 23. Формы и объекты оценки соответствия

1. Оценка соответствия проводится в формах:

1) сертификации;

2) декларирования;

3) испытаний, если они согласно техническим регламентам являются самостоятельной формой оценки соответствия;

4) иные формы, установленные техническими регламентами и (или) национальными стандартами.

2. Установление государственными органами форм оценки соответствия в отраслевых законодательных актах подлежит согласованию с уполномоченным органом.

3. Объекты оценки соответствия определяются настоящим Законом и законодательством об аккредитации в области оценки соответствия.

Статья 24. Документы об оценке соответствия и иные документы в области оценки соответствия

К документам об оценке соответствия относятся:

1) сертификат соответствия;

2) декларация о соответствии;

3) протокол испытаний, если испытание является самостоятельной формой оценки соответствия согласно техническим регламентам;

4) декларация об общей безопасности;

5) иные документы, установленные техническими регламентами и (или) документами по стандартизации в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, экспертизы и (или) в иной форме.

Статья 25. Подтверждение соответствия продукции и процессов и услуг установленным требованиям

1. Подтверждение соответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами, проводится в форме принятия декларации в соответствии и (или) в форме проведения сертификации и выдачи сертификате, соответствия.

2. Управление работами по подтверждению соответствия осуществляется в рамках государственной системы технического регулирования.

3. Подтверждение соответствия технически сложного изделия обязательным требованиям проводится в форме сертификации, на конструктивные элементы технически сложного изделия представляются протоколы испытаний, если иное не установлено в технических регламентах.

4. Подтверждение соответствия продукции и процессов на территории Республики Казахстан носит обязательный или добровольный характер.

5. Схемы подтверждения соответствия содержат способы установления соответствия (испытания, анализ состояния производства, оценку системы менеджмента качества, анализ технической документации, анализ продукции и применяются органами по подтверждению соответствия и (или) изготовителями продукции при проведении процедур сертификации или принятия декларации о соответствии.

При подтверждении соответствия продукции могут привлекаться технические эксперты.

6. Иностранные и международные организации, выдающие документы в сфере подтверждения соответствия иностранного образца, вправе осуществлять деятельность на территории Республики Казахстан с уведомлением уполномоченного органа о начале деятельности в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Статья 26. Обязательное подтверждение соответствия

1. Продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, определяется техническими регламентами.

Выпуск продукции в обращение без документов о подтверждении соответствия представляет непосредственную угрозу правам, законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, общественной безопасности.

2. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

1) принятия, декларации о соответствии;

2) проведения обязательной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется на соответствие требованиям, установленным техническими регламентами.

Статья 40. Цель государственного контроля и надзора в области технического регулирования

1. Государственный контроль и надзор в области технического регулирования направлен на предупреждение, выявление, пресечение нарушений законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования, метрологии, аккредитации в целях обеспечения безопасности объектов технического регулирования для жизни и здоровья человека и окружающей среды, в том числе растительного и животного мира, защиты имущества физических, юридических лиц и государства, обеспечения общественной безопасности, в том числе через обеспечение достоверности их оценки соответствия, исключения ситуаций, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества объектов технического регулирования и устранения технических барьеров в торговле.

2. Субъектами государственного контроля и надзора в области технического регулирования являются:

1) эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, аккредитации;

2) субъекты аккредитации;

3) экспертная организация и эксперты-аудиторы по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара;

4) организация, уполномоченная на выдачу сертификата происхождении товара и на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, об определении статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара;

5) учебные центры, осуществляющие подготовку, переподготовку, повышение квалификации экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара;

6) орган по аккредитации;

7) физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, юридические лица, изготовители, импортеры, продавцы, уполномоченные изготовителями лица;

8) физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан и обладающие в отношении объектов технического регулирования правом пользования в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. Государственный контроль и надзор в области технического регулирования осуществляется ведомством уполномоченного органа, его территориальными подразделениями и их должностными лицами в отношении субъектов контроля и надзора и объектов технического регулирования за соблюдением законодательства в области технического регулирования, а также продукции на стадии выпуска ее в обращение, за исключением подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому, ветеринарно-санитарному, карантинно-фитосанитарному контролю и надзору.

4. Государственный контроль и надзор в области технического регулирования осуществляются в форме внеплановой проверки и профилактического контроля и надзора.

Внеплановая проверка и профилактический контроль и надзор с посещением субъекта контроля и надзора осуществляются территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта контроля и надзора осуществляются территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

Статья 41. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта контроля и надзора

1. Целями профилактического контроля и надзора без посещения субъекта контроля и надзора являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъекту контроля и надзора права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта контроля и надзора, и снижение на него административной нагрузки.

2. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта контроля и надзора осуществляется путем изучения, анализа, сопоставления сведений, полученных из различных источников информации, в том числе на основе сведений:

1) предоставленных субъектами государственного контроля и надзора, государственными и иными органами и организациями;

2) полученных из информационной системы технического регулирования и других информационных систем;

3) полученных из средств массовой информации и иных открытых источников, обращений физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

3. Объектом профилактического надзора без посещения субъекта надзора в области технического регулирования является продукция на ее соответствие требованиям технических регламентов при выпуске ее в обращение, а субъектом надзора лицо, обладающее в отношении нее правом владения, пользования и (или) распоряжения в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. В отношении иных объектов технического регулирования и субъектов контроля проводится профилактический контроль без посещения.

Статья 47. Ответственность физических и юридических лиц за несоблюдение законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования

1. Физические и юридические лица несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

2. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу физического лица либо имуществу юридического лица в результате несоответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. В случае наличия документа об оценке соответствия на подлежащую изъятию продукцию субъект аккредитации, выдавший документ об оценке соответствия на продукцию, несоответствующую требованиям технических регламентов, несет ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

Статья 48. Переходные положения и порядок введения в действие настоящего Закона

1. До введения в действие технических регламентов в соответствии с настоящим Законом требования национальных стандартов, направленные на достижение целей безопасности, установленных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, являются обязательными на территории Республики Казахстан.

2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.

3. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 21, ст. 124; 2006 г., № 3, ст. 22; № 15, ст. 92; № 24, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 60; 2009 г., № 17, ст. 80; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 2, ст. 26; № 11, ст. 102; 2012 г„ № 5, ст. 41; № 14, ст. 92, 95; № 15, ст. 97; 2013 г., № 4, ст. 21; № 14, ст. 75; № 15, ст. 81; № 21 — 22, ст. 114; 2014 г., № 10, ст. 52; № 19-I, 19-II, ст. 96; № 23, ст. 143; 2015 г.,№ 20-IV, ст. 113; № 22-V, ст. 156; 2016 г., № 6, ст. 45; № 7-II, ст. 53; 2017 г., № 11, ст. 29; № 22-III, ст. 109; № 23-III, ст. 111; 2018 г., № 10, ст. 32).

Президент
Республики Казахстан

1. Законодательство Республики Казахстан о техническом регулировании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Мажилис одобрил в первом чтении законопроект о техническом регулировании

1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения по определению, установлению, применению и исполнению обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам жизненного цикла продукции (далее — процессы), подтверждению соответствия, аккредитации и государственному контролю в области технического регулирования.

2. Объектами технического регулирования являются продукция, услуга, процессы.

3. Субъектами технического регулирования являются государственные органы, а также физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан и обладающие в отношении объектов технического регулирования правом пользования в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

1. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах создаются для разработки проектов технических регламентов, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов, в сфере, связанной с разработкой и применением технических регламентов.

2. Состав и положение об экспертных советах в области технического регулирования при государственных органах утверждаются государственными органами.

В состав экспертного совета включаются представители государственных органов, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных сторон.

1. Информационный центр создается и функционирует в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, для взаимодействия с Секретариатом Всемирной торговой организации, странами — членами Всемирной торговой организации, международными организациями с целью предоставления заинтересованным сторонам и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о (об):

1) действующих или разрабатываемых технических регламентах, стандартах, изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;

2) членстве или участии Республики Казахстан в международных организациях и международных договорах по стандартизации, подтверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера;

3) источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых технических регламентов, стандартов или информации о них.

2. Информация размещается в официальном печатном издании уполномоченного органа и информационной системе общего пользования в виде уведомления. Форма, порядок заполнения и представления уведомления определяются уполномоченным органом.

1. Технические комитеты по стандартизации создаются в отраслях экономики по предложениям государственных органов и заинтересованных сторон для проведения работ по стандартизации на межотраслевом уровне.

В состав технических комитетов по стандартизации включаются представители государственных органов и заинтересованных сторон.

2. К компетенции технических комитетов по стандартизации относятся:

1) подготовка предложений по определению основных направлений развития государственной системы технического регулирования по закрепленным объектам и направлениям деятельности;

2) участие в разработке и экспертизе государственных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных, национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в установленном порядке;

3) подготовка предложений к программам развития государственной системы технического регулирования по разработке технических регламентов и государственных стандартов.

3. Порядок создания, работы, ликвидации технических комитетов по стандартизации устанавливается уполномоченным органом.

Закон Президента РК от 09.11.2004 № 603 «О техническом регулировании»

Статья 16-1 введена Законом от 11.07.2009

1. Экспертная организация удостоверяет и выдает акт экспертизы о происхождении товара, составленный экспертом-аудитором по определению страны происхождения товара.

2. Эксперт-аудитор по определению страны происхождения товара осуществляет свою деятельность в составе одной экспертной организации.

3. Компетентность эксперта-аудитора по определению страны происхождения товара подтверждается квалификационным аттестатом установленной уполномоченным органом формы, дающим право на выполнение работ по определению страны происхождения товара.

Эксперт-аудитор по определению страны происхождения товара, получивший квалификационный аттестат, вносится в реестр экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара.

4. Аттестация экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара осуществляется комиссией по аттестации экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара, которая создается уполномоченным органом.

5. Комиссия по аттестации экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара должна состоять не менее чем из пяти человек. В состав комиссии по аттестации экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара включаются эксперты-аудиторы по определению страны происхождения товара, представители уполномоченного органа, территориальных торгово-промышленных палат и иных организаций. Председатель комиссии по аттестации экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара избирается большинством голосов от общего числа ее членов.

6. Для прохождения аттестации в комиссию по аттестации экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара должны быть представлены следующие документы:

1) заявление;

2) копия документа, удостоверяющего личность;

3) копия диплома о высшем образовании;

4) копия удостоверения учебного центра либо сертификата, подтверждающего теоретическую подготовку физического лица;

5) копии десяти отчетов о прохождении физическим лицом стажировок, подтверждающих его участие в проведении работ по определению страны происхождения товара;

6) справка с места работы или выписка из трудовой книжки, подтверждающая общий стаж работы не менее двух лет.

7. Эксперты-аудиторы по определению страны происхождения товара осуществляют свою деятельность в порядке, установленном уполномоченным органом.

8. Экспертам-аудиторам по определению страны происхождения товара запрещается составлять акт экспертизы о происхождении товара, в котором данные о товаре фальсифицированы и (или) недостоверны.

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
Номер документа: 603-II
Дата принятия: 09/11/2004
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 13/05/2005
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 03/04/2019 документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных… № 243-VI ЗРК от 03/04/2019
Вступила в силу с: 16/04/2019


Редакция от 02/04/2019, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития… № 241-VI ЗРК от 02/04/2019
Вступила в силу с: 14/04/2019


Редакция от 05/10/2018, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения… № 184-VI ЗРК от 05/10/2018
Вступила в силу с: 11/04/2019


Редакция от 28/12/2018, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обращения № 211-VI ЗРК от 28/12/2018
Вступила в силу с: 19/01/2019


Редакция от 24/05/2018, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования… № 156-VI ЗРК от 24/05/2018
Вступила в силу с: 08/06/2018


Редакция от 26/12/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного… № 124-VI ЗРК от 26/12/2017
Вступила в силу с: 01/01/2018


Редакция от 25/12/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения № 122-VI ЗРК от 25/12/2017
Вступила в силу с: 01/01/2018


Редакция от 13/06/2017, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обороны и воинской… № 69-VI ЗРК от 13/06/2017
Вступила в силу с: 26/06/2017


Редакция от 29/03/2016, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения… № 479-V ЗРК от 29/03/2016
Вступила в силу с: 22/04/2016


Редакция от 07/04/2016, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам долевого участия в… № 487-V ЗРК от 07/04/2016
Вступила в силу с: 07/04/2016


Редакция от 24/11/2015, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации № 419-V ЗРК от 24/11/2015
Вступила в силу с: 01/01/2016


Редакция от 29/10/2015, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам… № 376-V ЗРК от 29/10/2015
Вступила в силу с: 01/01/2016


Редакция от 29/12/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального… № 269-V ЗРК от 29/12/2014
Вступила в силу с: 01/01/2015


Редакция от 16/05/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разрешительной… № 203-V ЗРК от 16/05/2014
Вступила в силу с: 21/11/2014


Редакция от 29/09/2014, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения… № 239-V ЗРК от 29/09/2014
Вступила в силу с: 13/10/2014

Федеральный закон «О техническом регулировании» 2021, 2020

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи. (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 03.12.2012 N 236-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в сфере обращения лекарственных средств, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ, от 28.11.2018 N 449-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

заявитель — физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия; (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией;

Абзац 13. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации; (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

единой системы и правил аккредитации;

единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

1. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

4. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений;

биологическую безопасность;

взрывобезопасность;

механическую безопасность;

пожарную безопасность;

безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

термическую безопасность;

химическую безопасность;

электрическую безопасность;

радиационную безопасность населения; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений;

другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

3. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Закон охватывает важнейшие области – строительство, оказание услуг, производство. Он облегчил жизнь производителей, освободив их от мелочного контроля со стороны государственных органов. Введение четкого порядка разработки технических норм упростило сертификацию. При создании техрегламентов учитываются международные стандарты и опыт, наработанный европейскими странами.

Цели регулирования продукции и связанных с ней действий:

  • повышение технологической безопасности;
  • защита интересов граждан, частной и государственной собственности;
  • охрана окружающей среды.

Поскольку алгоритм создания продукции становится открытым, производитель не имеет возможности утаить от покупателей информацию о ее свойствах.

Главные положения ФЗ:

  • предъявление одинаковых правил к объектам регулирования;
  • независимость органов аккредитации;
  • запрет конкуренции при аккредитации и сертификации;
  • единая система проверки уполномоченными органами;
  • недопустимость совмещения сертификации с надзорным ведомством или структурой сертификации.

Государственные контролирующие органы получают финансирование только из бюджета за исключением случаев, установленных регламентами. Стандарты действуют по отношению к однородной продукции. Они определяют ее размеры, параметры, правила контроля, эксплуатации и хранения.

Принципы закона:

  • добровольность применения норм;
  • максимальный учет интересов всех субъектов в процессе разработки;
  • использование международных стандартов для создания национальных нормативов;
  • единообразное внедрение стандартов;

Не допускается установление нормативов, противоречащих требованиям регламентов. Для получения декларации на продукцию необходимо подтвердить ее соответствие установленным стандартам.

Все объекты разделились на две категории. К части из них государство определило требования, обязательные для исполнения. Подтверждение выполняется в случаях, установленных техническими регламентами.

Требования к прочим объектам исполняются добровольно и определяются стандартами. По собственному желанию производитель может подтвердить соответствие продукции в форме добровольной сертификации. Государство осуществляет контроль над соблюдением условий.

На смену ГОСТам и СНИПап пришел технический регламент. Это документ, который содержит требования к продукции, объектам и услугам. Он принимается по специальной процедуре – международным договором и ратифицируется в установленном законом порядке, имеет особую структуру строения. Министерства не могут устанавливать дополнительные условия, кроме услуг в оборонной области.

Технические регламенты устанавливают ветеринарные, фитосанитарные требования к продукции из отдельных стран. Могут вводить стандарты к методам ее обработки, ограничивать ввоз. Ветеринарные правила утверждаются для защиты здоровья граждан, предупреждения ввоза опасной продукции и распространения заболеваний (п. 9 ст. 7 ФЗ №184).

Разрешено выбрать удобную форму подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Заявление и техническая документация подаются в любую аккредитованную организацию.

Отрицательное решение можно обжаловать в органе сертификации. Для исследования продукции следует обратиться в независимую лабораторию, имеющую аккредитацию.

Производители обязаны следить, чтобы результаты их работы соответствовали установленным стандартам. После выдачи положительного заключения можно начинать выпуск. В случае изменения алгоритма производства следует уведомить сертификационные органы. Реализацию нужно остановить, если органы государственного надзора сделают такое предписание.

Правовой акт был принят в 2002 году, с этого времени перетерпел множество изменений. Коррективы вносились с целью отразить перемены и учесть международные стандарты. Первая редакция закона установила, что Госдумой, президентом или Правительством РФ утверждается технический регламент. Затем порядок изменился, эти полномочия перешли к Федеральному агентству по техрегулированию и метрологии (Росстандарту).

Еще одно из последних изменений сделано для упорядочения застройки крупных городов. Федеральные органы исполнительной власти вправе изменять национальные стандарты, если такое вмешательство не угрожает безопасности зданий (ст. 5.4 ФЗ №184).

ФЗ «О техническом регулировании» касается производителей и покупателей услуг. Он повышает ответственность на производстве, а это значит, что качество труда и его результаты должны подняться на более высокий уровень.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Положения законодательства распространяется и на определение объектов технического регулирования. Можно выделить следующие их виды:

  • продукция;
  • оказание услуг;
  • результаты производства и его процессы;
  • процессы реализации и утилизации;
  • процесс хранения;
  • процесс перевозки и др.

Каждый из этих видов объектов имеет свои особенности технического регулирования, который раскрываются и разъясняются не только в вышеуказанном федеральном законе, но и в других нормативных правовых актах Российской Федерации (например, ФЗ об обороте спиртосодержащей продукции и др.).

Все виды тех. регулирования в соответствие с последней актуализированной информацией делятся на две большие группы:

В первую группу входит такая сфера правоотношений, которая возникает по поводу эксплуатации зданий, биологической безопасности, пожарной безопасности и др. Это такие важнейшие аспекты, которые обязаны соблюдать все субъекты в Российской Федерации. Изменениям или дополнениям они не подлежат, за исключением внесения изменений в само федеральное законодательство.

Специальные — это такие виды технического регулирования, которые не регулируются общими положениями. Они принимаются в отношении отдельных видов продукции путем издания нормативных правовых актов. Как правило, у такой продукции более повышенный риск нанесения вреда жизни и здоровью населения, а также экологии.

Положения этого нормативного правового акта не распространяются на социальные и экономические положения, положения в сфере санитарного контроля и др.

Не регулируются нормативным правовым актом также и профессиональные стандарты, стандарты лечебных и профилактических учреждений, стандарты в области охраны труда и др. Все эти аспекты закреплены частями третьей и четвертой статьи первой ФЗ о техрегулировании.

Скачать закон о техническом регулировании с изменениями и дополнениями в последней редакции 2018 года можно здесь. ⇐

Таким образом, применение и общее назначение этого нормативного правового акта вызвано необходимостью регулирования деятельности в различных сферах жизни общества и приведение ее в соответствие с государственными нормативами и правилами.
Регламенты по отдельным вопросам можно посмотреть в информационной системе Консультант. После принятия закона к нему оформлялись различные приложения, определяющие статус того или иного варианта продукции или результата оказания услуги.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
«О техническом регулировании»

С изменениями и дополнениями от:

9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 июля, 3 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г., 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 5 апреля 2016 г., 1 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года

О реализации настоящего Федерального закона см. приказ Госгортехнадзора РФ от 27 марта 2003 г. N 54

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ
«О техническом регулировании»

С изменениями и дополнениями от:

9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 июля, 3 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г., 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 5 апреля 2016 г., 1, 29 июля 2017 г., 28 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года

Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 года

О реализации настоящего Федерального закона см. приказ Госгортехнадзора РФ от 27 марта 2003 г. N 54

См. комментарии к настоящему Федеральному закону


Похожие записи: