Федеральный закон об охране окружающей среды 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон об охране окружающей среды 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 361-ФЗ.

качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ) 2021, 2020

1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

7. Отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт дополнительно включен с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ).

Комментарий к статье 2


Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость государственного экологического надзора;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 июня 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.


Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.

Комментарий к статье 4

Об изменении экологического законодательства с 1 января 2021 года

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ)

Комментарий к статье 4_2


К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ.

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также — государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ)

создание и эксплуатация государственного фонда данных;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ)

ФЗ 219 был принят как отдельный законопроект, регламентирующий изменения в закон об охране окружающей среды, в 2014 г. После одобрения Госдумы и Совета Федерации, документ заверил глава государства. Проект постановляет, что за вредным воздействием человека на окружающий мир необходимо вести усиленный контроль. Также определены главные понятия, приведены штрафы, которые могут быть назначены за нарушение закона, установлен срок и процедура их оплаты.

В законопроекте содержатся 12 статей, которые регламентируют поправки в некоторых федеральных законах. Действующая редакция правового документа об охране окружающей среды была принята к рассмотрению в 2016 г. Тогда были внесены последние поправки в юридический акт.

Первая статья законопроекта содержит информацию о предельно допустимых выбросах загрязняющих веществ в атмосферу или сточные воды. Определено также понятие временно разрешенных сбросов, наилучшей доступной технологии, регламентирована выдача комплексного экологического разрешения.

В отдельных статьях документа говорится о загрязняющих веществах, определяются объекты, которые могут оказывать на природу неблагоприятное воздействие. Согласно закону, может быть несколько категорий подобных объектов:

  • 1 категория – это наиболее сильное воздействие на окружающий мир. Вредные выбросы должны уравновешиваться применением качественных технологий очистки;
  • 2 категория – умеренное влияние;
  • 3 категория – малозначимое воздействие;
  • 4 категория – практически незаметное влияние.

Парламентарии озаботились разработкой способа, который позволит рассчитать сумму денежного возмещения в случае нанесения ущерба окружающей среде. Сегодня несколько разновидностей загрязняющих выбросов подлежат оплате:

  • загрязнение атмосферы предприятиями и заводами;
  • выбросы в водоемы;
  • распределение утильсырья производства.

В законопроекте предусмотрели ужесточение штрафов за нарушения:

  • если произошло намеренное сокрытие данных о состоянии, источниках загрязнения природы и пр., а также если этот факт зафиксирован после подачи декларации или получения экологического контроля, гражданским лицам придется заплатить штраф от 500 до 1 тыс. руб., должностным – от 3 до 6 тыс. руб., юридическим – от 20 до 80 тыс. руб.;
  • если зафиксирован факт несоблюдения подачи заявки о постановке предприятия, представляющего потенциальную угрозу окружающей среде, на учет, то должностные лица будут оштрафованы на 5 – 20 тыс. руб., а юридические – на 30 – 100 тыс. руб.

Кроме того, с 2019 г. были введены штрафы за проведение хозяйственной либо прочей деятельности без комплексного экологического разрешения. Для должностных лиц за это предусмотрен штраф в размере от 4 до 10 тыс. руб., для юридических – от 50 до 100 тыс. руб.

Изменения в Закон «Об охране окружающей среды»

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

      «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

    • Указ Президента РФ от 01.11.2002 N 1284

      «О внесении изменений и дополнения в некоторые Указы Президента Российской Федерации по вопросам обращения с отработавшим ядерным топливом»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68

      «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

    • Постановление Правительства РФ от 05.02.2021 N 116

      «О внесении изменений в приложение N 8(3) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

    • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 04.02.2021)

      «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах»

    • Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2021 N 228-р

      «О внесении изменений в распоряжения Правительства РФ»

    • Приказ Росприроднадзора от 29.01.2021 N 30

      «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839»

    • Письмо Минприроды России от 18.01.2021 N 25-50/321-ОГ

      «О рассмотрении обращения по вопросу обязательности применения профессионального стандарта»

    • Доклад Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с руководством по соблюдению обязательных требований, анализом новых обязательных требований и необходимых для их исполнения организационных и технических мероприятий за 2019 год

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

    природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

    компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

    природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

    природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

    антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

    естественная экологическая система — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

    природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

    природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

    охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность); (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

    качество окружающей среды — состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

    благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

    негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

    природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

    использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

    загрязнение окружающей среды — поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

    загрязняющее вещество — вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

    нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018))

    1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

    3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

    4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

    6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

    7. Отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

    Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

    соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

    обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

    охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

    ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

    платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

    независимость государственного экологического надзора; (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

    презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

    учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

    приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

    допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

    обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018))

    обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

    сохранение биологического разнообразия;

    обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018))

    запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

    соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

    ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

    К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

    обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

    разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

    разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

    объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

    координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

    установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018))

    установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также — государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    создание и эксплуатация государственного фонда данных; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

    обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

    установление порядка обращения с радиоактивными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; (в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

    подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

    установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

    утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018))

    организация и проведение государственной экологической экспертизы;

    взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

    установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

    предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

    Закон об охране окружающей среды

    1. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    2. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Компании обязали ликвидировать нефтеразливы за свой счет

    Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

    Статья 1

    Статью 46 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213) изложить в следующей редакции:

    «Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции

    1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

    2. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке (за исключением транспортировки по автомобильным дорогам общего пользования и железнодорожным линиям), хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции, допускаются при наличии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ.

    3. При геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

    4. На территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

    5. Предусмотренные настоящей статьей требования в области охраны окружающей среды применяются во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

    6. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее — эксплуатирующая организация), при условии наличия:

    заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

    согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

    7. Срок согласования плана, указанного в пункте 6 настоящей статьи, не должен превышать двадцать рабочих дней со дня получения этого плана федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора.

    В случае поступления в эксплуатирующую организацию замечаний от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного экологического надзора, такая организация после доработки указанного плана с учетом данных замечаний направляет его на повторное согласование.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Номер документа: 7-ФЗ
    Дата принятия: 10/01/2002
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 12/01/2002
    Органы эмитенты: Парламент

    Текущая редакция принята: 13/07/2020 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 46 Федерального закона Об охране окружающей среды и отдельные… № 207-ФЗ от 13/07/2020
    Вступила в силу с: 01/01/2021


    Редакция от 30/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты… № 494-ФЗ от 30/12/2020
    Вступила в силу с: 30/12/2020


    Редакция от 08/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020
    Вступила в силу с: 08/12/2020


    Редакция от 31/07/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 65 Федерального закона Об охране окружающей среды № 298-ФЗ от 31/07/2020
    Вступила в силу с: 11/08/2020


    Редакция от 27/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 450-ФЗ от 27/12/2019
    Вступила в силу с: 01/01/2020


    Редакция от 27/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона Об экологической экспертизе и Федеральный… № 453-ФЗ от 27/12/2019
    Вступила в силу с: 01/01/2020


    Редакция от 26/07/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные… № 195-ФЗ от 26/07/2019
    Вступила в силу с: 01/11/2019


    Редакция от 27/12/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты… № 538-ФЗ от 27/12/2018
    Вступила в силу с: 01/07/2019


    Редакция от 29/07/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об охране окружающей среды и статьи 1 и 5 Федерального закона… № 252-ФЗ от 29/07/2018
    Вступила в силу с: 01/01/2019


    Редакция от 19/07/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской… № 212-ФЗ от 19/07/2018
    Вступила в силу с: 01/01/2019


    Редакция от 29/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О водоснабжении и водоотведении и отдельные законодательные… № 225-ФЗ от 29/07/2017
    Вступила в силу с: 01/01/2019


    Редакция от 31/12/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об отходах производства и потребления и отдельные… № 503-ФЗ от 31/12/2017
    Вступила в силу с: 31/12/2017


    Редакция от 29/12/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в… № 463-ФЗ от 29/12/2017
    Вступила в силу с: 29/12/2017


    Редакция от 29/07/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий… № 280-ФЗ от 29/07/2017
    Вступила в силу с: 11/08/2017


    Редакция от 23/06/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской… № 218-ФЗ от 23/06/2016
    Вступила в силу с: 01/03/2017

    Федеральным законом № 219 объекты предполагалось разделить на 4 категории в зависимости от степени воздействия их на окружающую среду. Впервые упоминание о категорировании объектов НВОС появилось в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в 2011 г. Но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не было реализовано.

    Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утвердило критерии категорий, и в конце 2016 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.

    Нормы нового законодательства вступают в силу поэтапно, и следующий этап ожидает нас 1 января 2018 г. Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации. А также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

    Несмотря на близость начала действия данного требования, перечень стационарных источников (на которых нужно реализовать это требование) еще не установлен. Требования к системам учета не утверждены, а предложение рынка по подобным автоматическим системам довольно низкое.

    С 1 января 2018 года пополнится перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут, помимо прочих, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования комплексного экологического разрешения (о нем подробнее будет рассказано ниже).

    Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории на основе технологических показателей, не превышающих таковые для наилучших доступных технологий (НДТ).

    Технологические нормативы будут устанавливаться в КЭР. НДТ будут содержаться в информационно-технических справочниках. Уже сейчас справочники для многих отраслей промышленности разработаны и опубликованы в свободном доступе. Правила разработки технологических нормативов будут устанавливаться, скорее всего, Росприроднадзором. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения, технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Эти регламенты принимаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

    Декларацию составляют для объектов II категории. Она подается в РПН или орган исполнительной власти субъекта РФ. Это зависит от уровня надзора над объектами НВОС. Декларация содержит меньше сведений, чем КЭР. В ней представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов, отходов. А также информация о программе ПЭК. Но вместе с подачей декларации будут представляться и расчеты нормативов НДВ, НДС и лимиты на размещение отходов. Декларация подается раз в 7 лет. Форма, порядок декларации будут утверждаться Правительством РФ.

    Внимание! Изменения в КЭР и декларации могут быть произведены только одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов.

    Объекты I, II и III категорий должны разрабатывать программу производственного экологического контроля уже сейчас. Однако методика и форма программы, разработанная Минприроды и утвержденная Министром еще в марте 2017 г. приказом Минприроды России от 16.03.2017 № 92, до сих пор не одобрена Минюстом, соответственно, не может вступить в действие.

    Помимо изменений в воздухоохранной деятельности и охране водных объектов, в 2019 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. В статье 18 теперь будет указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I (в составе КЭР) и II категорий (в составе декларации).

    Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

    Для IV категории не требуется разработка нормативов и лимитов на размещение, не требуется и представление отчетности.

    Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

    Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Росприроднадзор).

    Статья 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» Федерального закона №7-ФЗ.

    • коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте НВОС. То есть, в данном случае плата за НВОС вообще не взимается, что должно простимулировать внедрение НДТ;
    • коэффициент 0 – за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. То есть, снова плата за НВОС вообще не взимается при полном использовании отходов. Напомним, однако, что термин «использование отходов» теперь лежит вне правового поля. Федеральный закон № 89 содержит только термин «утилизация», который, очевидно, и будет применяться в данном случае:

    Помимо изменений в федеральных законах, вступят в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ. В КоАП РФ вводится статья 8.47, предусматривающая наказание за отсутствие КЭР:

    Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

    Изменения, внесенные в Федеральный закон № 174-ФЗ, коснулись перечня объектов государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ).

    Федеральный закон № 174-ФЗ

    (в предыдущей редакции)

    Федеральный закон № 174-ФЗ

    (в настоящей редакции)

    Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

    Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

    […]

    7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;

    […]

    Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

    Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

    […]

    7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов[4];

    […]

    Как видим, число объектов капитального строительства, попадающих под обязательную процедуру ГЭЭ, сокращается.

    Так, ГЭЭ не требуется, если предполагаемый к строительству объект будет находиться на земельном участке объекта I категории, построенного ранее, и при этом не повлияет ни на выполнение работ, связанных с недрами, ни на степень вреда окружающей среде, оказываемого основным объектом. Это позволит размещать на действующих объектах I категории небольшие вспомогательные постройки, не проходя заново всю долгую процедуру ГЭЭ.


    [1] Федеральный закон от 27.12.2019 № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды»».

    [2] Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон № 174-ФЗ).

    [3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

    [4] Выделено автором.

    М. Ламихова, инженер ПАО «ВНИПИгаздобыча»

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 3, 2020.

    Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ

    • Истек срок действия заключения ГЭЭ на новую технику, технологию: надо ли проводить ГЭЭ повторно?

    Передовые страны стремятся защитить природные объекты от воздействия человека. Для этого разрабатывают безотходные производства, стараются уменьшить количество вредных выбросов. В законодательстве создается правовой отдел по защите природы внутри государства и ведется международное взаимодействие в этой сфере.

    Закон «Об охране окружающей среды» (ФЗ №7) принят в 2001 году. Правовой акт направлен на защиту всего живого, что нас окружает – почвы, недр, растительности, животных, водоемов, озонового слоя. Он ставит целью государственной политики сохранение, восстановление природных богатств и уменьшение вредного воздействия на природу.

    Основные положения закона:

    • права государственных органов в сфере охраны окружающей среды;
    • обязанности и права граждан;
    • ограничения для предприятий по размеру вредных выбросов в атмосферу;
    • правила определения зон экологического бедствия;
    • меры по защите объектов природы;
    • исследования окружающей среды и просвещение общества;
    • устранение вреда, причиненного человеком;
    • сотрудничество с другими государствами.

    Закон установил перечень объектов, которые охраняются в первую очередь. К ним относятся уникальные природные места, экосистемы, заповедники. Запрещено уничтожать редкие, исчезающие животные, растения, леса и почвы. Они занесены в Красную книгу и охраняются государством.

    Закон дает право знать, в каких условиях мы живем. Граждане могут получать информацию о степени загрязнения воздуха, количестве вредных выбросов, сделанных предприятиями. Для защиты окружающей среды от вредного воздействия можно использовать следующие способы:

    • создавать общественные объединения;
    • направлять жалобы в государственные органы;
    • обращаться в суд;
    • проводить референдумы, собрания, митинги.

    Государство должно содействовать разработке новых передовых технологий, проведению исследований. Для этого выделяются средства из бюджета, предоставляются налоговые льготы.

    Правовой акт ставит достойную цель – сохранить природу и создать благоприятную среду для жизни людей. Вред от работы фабрик, заводов, мусорных полигонов очень велик, поэтому установлены требования к хозяйственной деятельности:

    • соблюдение законодательства при создании и эксплуатации объектов;
    • бережное отношение к природным ресурсам;
    • использование современных технологий, снижающих уровень загрязнения;
    • защита природы, животного, растительного мира от вредного воздействия.

    Установлен приоритет в сохранении существующей экосистемы, биологического разнообразия. Запрещена хозяйственная деятельность, последствия которой непредсказуемы и могут привести к исчезновению животных и организмов.

    Рассматриваемый законодательный акт основывается в своих положениях на главном правоустанавливающем документе Российской Федерации – Конституции. Принятие его состоялось в декабре 2001 года. В состав данного акта входят не только его собственные положения, но также иные, дополнительные правовые документы.

    Необходимо отметить, что все указанные в законе сведения, а также определяемые им нормы, соответствуют требованиям международного права, а также остальным элементам отечественного законодательства.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    В последней редакции закона произошли некоторые изменения. Теперь в данном нормативно-правовом акте можно встретить такие термины, как:

    • объекты накопленного вреда природопользования;
    • накопленный вред окружающей среде.

    Кроме того, введено и следующее нововведение: государственные структуры взяли на себя обязательство по организации молодых лесополос и лесопарков с целью восстановить природные богатства, и защитить окружающую среду от уничтожения и серьезного вреда.

    В данной статье интересующего нас законодательного акта описывается, какие компетенции присущи государственной власти согласно его положениям.

    К данному списку относятся:

    • участие в демонстрационных процессах различного характера, темой которых выступает деятельность в области охраны природы каждого отдельного субъекта Российской Федерации;
    • деятельность в области развития экономики конкретной территории страны и политики федерального масштаба;
    • участие в создании дополнительных нормативно-правовых актов и различных законодательных положений на федеральном уровне, включая те из них, которые пишутся для того, чтобы создать эффективную систему контроля исполнения законных положений в области охраны окружающей среды;
    • право на то, чтобы рассмотреть и принять программы, направленные на охрану природных ресурсов и богатств страны, и реализовать их.

    Искомая статья декларирует перечень наказаний, присуждаемых лицам, осуществившим негативное воздействие на природу, запрещающееся с точки зрения законодательства.

    К воздействиям негативного характера, о которых идет речь, можно отнести следующие пункты.

    Таблица 1. Наказуемые негативные воздействия на окружающую среду

    Воздействие Описание
    Загрязнение воздушных масс Так, подлежит наказанию деятельность предприятий, которые в ходе оной выбрасывают в воздух токсичные вещества, губительные для экологии и здоровья человека, а также состояния природы в России в целом.
    Загрязнение водных ресурсов То же касается и загрязнения водоемов. Когда предприятия сбрасывают токсины в реки, озера и прочие водные объекты, они впоследствии вынуждены будут столкнуться с жесткой негативной реакцией властных структур, и понесут соответствующее наказание.

    Во втором пункте данной части интересующего нас закона имеют место быть изменения, касающиеся определения объема вреда природе, который может быть причинен ввиду нарушения рассматриваемого законодательного акта.

    Учитываются понесенные лицами убытки, и также учитываются расходы, которые будут впоследствии направлены на устранение нарушений в деятельности предприятий, повлекшие нанесение вреда природе, а также на компенсацию искомого вреда. Расчет производится должностными лицами, трудящимися в федеральной системе исполнительной власти.

    Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ

    Деятельность, влияющая на экологию, реализуется на основании следующих юридических установок:

    • соблюдение и уважение права людей на благотворную кондицию природной обстановки;
    • сочетание человеческих приоритетов в экологической, социальной, а также экономической сферах с научным обоснованием;
    • защита, разумное пользование и восстановление ресурсов;
    • оценивание влияния на экологию;
    • обязательные проверки деятельности с потенциально возможным нанесением вреда природе;
    • приоритетность сбережения естественных экосистем и комплексов;
    • снижение уровня негативного влияния человека на природу и экологию при помощи доступных технологий;
    • запрет на ведение деятельности с непредсказуемым влиянием на экологию;
    • следование праву граждан на актуальную, достоверную и полную информацию о состоянии экологии;
    • развитие экологического воспитания;
    • сотрудничество государства с остальными странами в вопросе экологии.

    В законопроекте вводится понятие «объекты охраны окружающей среды», к ним относят следующие природные компоненты:

    • среда;
    • объекты;
    • комплексы.

    Защита осуществляется от порчи, деградации природных объектов и прочего влияния человека.

    Нормирование в области охраны окружающей среды — это определение нормативов и стандартов условий экологии, норм воздействия на природу.

    Нормирование осуществляется для гарантии экобезопасности и урегулирования негативной для экологии деятельности. Разработка реализуется на основе новейших достижений техники и науки, при этом учитываются стандарты и правила охраны природы на международном уровне.

    В редакции от 26 июля 2019 года произошли небольшие корректировки внутри статей, а также добавлено несколько дополнительных пунктов. В первой статье были изменены некоторые формулировки, добавлены новые термины и абзацы. В третьей, пятой и шестой статьях — незначительная редактура.

    Четвертая, шестнадцатая, семнадцатая и двадцать восьмая статьи отредактированы и пополнились дополнительными пунктами. Статью под номером 14 принята недействительной. 19-23 статьи переписаны. 31, 32, 67 и 69 статьи дополнены новой информацией.

    Фундаментальные принципы работы госорганов, региональных и местных властей, юрлиц, частных лиц по защите окружающей среды содержаться в 3-й статье 7-ФЗ.

    Обеспечение права человека на чистую естественную среду — существеннейшая цель природопользователей и властных органов. Действуя ради сохранения экобезопасности, они обязаны соблюдать баланс экологических, экономических, социальных интересов.

    Власти всех уровней отвечают за экобезопасность, обязательно занимаясь природоохраной. При этом в России действуют независимые структуры, задание которых — строгий контроль за природопользователями.

    Другая важная норма Закона об окружающей — презумпция экологической опасности хозяйственной и всякой другой деятельности (далее — хоздеятельность), которой намереваются заниматься организации и физлица. Прежде чем принимать решение о допустимости строительства и запуска в той или иной местности нового промпредприятия, энергетического объекта, образования транспортной артерии, другого вмешательства в естественный ландшафт и экосистему, следует производить оценку его влияния на будущее состояние природных систем, проводить экоэкспертизу проектной и иной документации.

    Если же хоздеятельность получает все надлежащие согласования и начинается, хозяйствующие субъекты должны добиваться минимальности неблагоприятного влияния на природу, разрабатывая и внедряя соответствующие технологии.

    Природные объекты, которым необходима охрана со стороны человека, указаны в 4-й статье Закона об окружающей. Речь идет о ста процентах гидросферы (включая подземные воды), земельных ресурсах (грунтах и глубинах земли), флоре, фауне, воздухе, пласте озона, защищающем атмосферу.

    Здесь же приводится список категорий природных объектов, требующих усиленной охраны. Среди прочих в нем значатся:

    • заповедные территории, типы которых выписаны в данном законе;
    • курортные местности и находящиеся в них целительные ресурсы природы;
    • области исконного проживания малочисленных народностей.

    К усиленно охраняемым принадлежат объекты, официально признанные представляющими признанную ценность — для науки, рекреации, оздоровления, сохранности исторического наследия и др.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *