Полномочия суда первой инстанции 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия суда первой инстанции 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Нужно заметить, что суд первой инстанции осуществляет процесс рассмотрения всех дел, которые рассматриваются впервые;
  2. Устанавливается, что данная судебная инстанция в своем составе содержит ряд коллегий. Есть уголовная коллегия, которая осуществляет рассмотрение исключительно уголовных правонарушений. Есть также гражданская коллегия, которая осуществляет процесс рассмотрения всех дел по гражданским правонарушениям. Есть административная коллегия. Нужно сказать о том, что к суду первой инстанции относятся мировые суды, районные и областные;
  3. Чтобы инициировать процесс рассмотрения дела в суде, нужно непременно осуществить процесс составления искового заявления. Существуют представительские сайты суда. На страницах данных сайтов осуществляется процесс предоставления всей информации, которая может обеспечить нормальное взаимодействие судебной структуры и граждан. Нужно также обратить ваше внимание на то, что на страницах данного интернет ресурса, можно найти описание всех нюансов составления искового заявления.
  4. Нужно также сказать о том, что суд первой инстанции выносит окончательное решение по существу рассматриваемого вопроса. Если полученное решение не удовлетворяет вас, то вам непременно нужно обратить свое внимание на наличие судов второй инстанции, которые имеют право пересматривать уже принятые судебные решения. На основании данной возможности, вам нужно составить и подать свое обращение на пересмотр решения.

Именно такая структура работы судебной системы обеспечивает нормальную защиту граждан от судебных ошибок.

Полномочия суда первой инстанции

Апелляция пересматривает принятые судами первой инстанции решения. Они могут быть отменены, оставлены без изменения или изменены. После вынесения апелляционного постановления дело возвращается в первую инстанцию для его последующего исполнения.

Согласно ст. 30 УПК РФ в апелляционная инстанция может осуществляться в следующих судах:

  • В районном суде – единолично районным судьей;
  • В вышестоящих судах – только в составе трех членов коллегии федерального суда общей юрисдикции.

Надзорная инстанция является последней попыткой пересмотра принятого решения по уголовному делу.

При этом законодателем не установлен срок, в течение которого может обратиться заявитель в надзорную инстанцию с заявлением о пересмотре. В любое время после вступления приговора в законную силу надзор может его отменить.

В надзорной инстанции решение принимается большинством членов Президиума Верховного суда РФ.

Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ. Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное. Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.

На основании всестороннего рассмотрения спора: письменных и устных пояснений сторон, судебных запросов, ответов на них, свидетельских показаний, экспертных заключений, прослушивания или просмотра аудио и видео носителей, иных доказательств, перечень которых к слову открытый, суд первой инстанции выносит свое решение. Решение суда должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки на нормы права, на которых основана позиция суда. Также суд излагает в нем доводы сторон и мотивы, по которым одним аргументам отданы предпочтения перед другими.

Указанное решение вступает в законную силу в течение тридцати дней с момента принятия судом в окончательной форме. А до этого оно может быть оспорено в вышестоящий инстанции – в апелляционном суде, посредством подачи соответствующей жалобы.

Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.

После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.

Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды. Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела. Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.

Ну, и наконец, мы добрались до «царицы полей» в мире юриспруденции, называемой в обиходе «вторая кассация» – до Верховного суда Российской Федерации, который также рассматривает дела в кассационном порядке.

Почему законодатель выделил эту стадию в отдельную, но не придал ей иной формы и звучания, для меня секрет. Тем не менее, по общему правилу это завершающая стадия судопроизводства на территории России. Верховный суд рассматривает обращение только в том случае, если вы прошли все предыдущие стадии. И приглашает стороны для непосредственного участия в рассмотрении жалобы в исключительных случаях, если установлено, что в рамках одной или на всех предыдущих стадиях были нарушены нормы права и без устранения найденных нарушений невозможно восстановление справедливости так, как видит ее Верховный суд РФ – высший судебный орган страны по делам, подсудным арбитражным судам и судам общей юрисдикции.

Чтобы пройти самостоятельно всю эту процедуру под названием «Судебная система в РФ», вам понадобится не очень многое. Творческое мышление, нестандартность поведения и позиционирования, личная харизма, ораторское мастерство и мастерство написания текстов. И конечно же, не забываем про знание норм процессуального права, понимание норм материального права, которые безусловно встанут на защиту вашей позиции, если вы руководствуетесь ими в своих повседневных делах.

Если вы соблюдаете закон, то и он защищает вас, четко отрабатывая в указанных выше инстанциях. Но если вы идете в обход закона, то не жалуйтесь, что и он не сможет встать на вашу защиту.

Арбитражные суды по составу мало чем отличаются от районных. Здесь есть свой председатель, его заместители и сами судьи. В судах первой инстанции (городских или районных) происходит рассмотрение дела и вынесение последующего решения. Вторые (апелляционные) инстанции проверяют такие решения на законность и обоснованность. Происходит обобщение судебной практики и повторное рассмотрение дела.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Это возможность привлечь способную молодежь для работы в судах, обеспечить гражданам страны качественную и эффективную судебную защиту их прав», — заявил Дмитрий Медведев. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики — Чувашии, Кировской области, Оренбургской области, Самарской области, Ульяновской области.

Также законом вносятся изменения в процессуальное законодательство в связи с созданием обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, которые должны появиться до 1 октября 2021 года, а также 1 военный апелляционный суд и 1 военный кассационный суд.

Законом устанавливается, что представителями сторон в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности. Исключение будет только для дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами. Сейчас правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении представителей сторон по административным делам (в КАС РФ). КАС РФ также дополняется новым критерием — наличие у представителей учёной степени по юридической специальности.

Пленум ВС РФ постановил внести в Госдуму проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе.

На вершине нашей системы располагаются два главных суда Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.

  1. Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
  2. Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.

Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.

  1. Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
  2. Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
  3. Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
  4. Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.

Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.

Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.

Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральные суды РФ

  • Конституционный суд РФ
  • Верховный суд РФ
  • Верховные суды субъектов РФ
  • Специализированные суды
  • Военные суды
  • Суды общей юрисдикции
  • Районные суды

Суды субъектов РФ

  • Конституционные суды субъектов РФ
  • Мировые суды

Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.

Какой состав суда рассматривает уголовные дела?

Судебная система Российской Федерации — система судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации устанавливается следующими актами:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»
  3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
  4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
  5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
  6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
  7. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
  9. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Основная статья: Кассационные суды общей юрисдикции

Рассматривают в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.[6]

Основная статья: Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации

Действуют в составе:

  • президиума суда;
  • судебной коллегии по гражданским делам;
  • судебной коллегии по административным делам;
  • судебной коллегии по уголовным делам.

Являются вышестоящей инстанцией по отношению к районным, межрайонным и городским судам, рассматривают апелляционные жалобы на решения районных и приравненных к ним судов и дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, дела о признании решений иностранных судов и третейских судов (арбитражей)[8], о признании забастовки незаконной[9], о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования[10], о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии[11], и иные дела отнесённые федеральными законами к подсудности судов субъектов Российской Федерации. Обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.[12]

Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»

Основная статья: Районный суд

Районный суд — это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные (межрайонные, городские) суды образуются в соответствии с федеральными законами в судебном районе, состоящем из нескольких административно-территориальных образований (тогда это межрайонный суд, например, юрисдикция Советского районного суда Республики Марий-Эл распространяется на территории следующих административно-территориальных образований: Куженерского, Новоторъяльского и Советского районов) либо в судебном районе, когда этот судебный район составляет один административный район, районах города (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами). Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. До тех пор, пока не во всех судебных районах мировые судьи осуществляют свою деятельность, районные суды рассматривают дела, подсудные мировым судьям, по первой инстанции, что предусмотрено Законом о введении в действие ГПК РФ. В этих случаях судебные постановления по таким делам не могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, а подлежат обжалованию в кассационном порядке в суды субъектов РФ.

В ведении районных судов входят решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий — обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров и т. д.). Объём выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды — суды основного звена. Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК — подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98 % от 5 миллионов гражданских дел, ежегодно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме традиционных гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), районным судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производства.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудность которых относится к судам общей юрисдикции.

Согласно Федеральному конституционному закону от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов федерации.

Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

  • суды первой инстанции;
  • суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
  • суды кассационной инстанции;
  • суды надзорной инстанции.

Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.

Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.

В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.

Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.

Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.

Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.

Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Разобраться в имеющейся системе правосудия действительно сложно. Легче всего это сделать, если информация будет наглядно представлена в виде таблицы. Так можно будет понять иерархию. Но учтите, что все взаимоотношения между разными судами представить подобным образом сложно. Этот способ лучше всего показывает уровни.

Конституционный суд РФ

Конституционные (уставные суды)

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Мировые судьи, городские и районные суды

Гарнизонные суды

ВС РФ в качестве первой инстанции

Апелляционные арбитражные суды

Апелляционные суды общей юрисдикции

Окружные военные суды

Апелляционная коллегия ВС

Арбитражные суды округов или Суд по интеллектуальным правам (равнозначны по иерархии)

Кассационные суды общей юрисдикции

Кассационный военный суд

ВС РФ

Коллегии по гражданским, уголовным или административным делам ВС республик (в отдельных случаях)

ВС РФ

Верховный Суд Российской Федерации

Необходимо отметить, что судебная система выше дана исключительно кратко. На самом деле отношения между разными структурами гораздо более сложные, то есть они не строго вертикальные.

Временные средства защиты до принятия мер существуют в качестве предварительных судебных запретов. Используются в России в основном для защиты имущественных интересов истца.

В постановлении о вынесении судебного запрета суд должен указать срок подачи иска (не более 15 дней). Заявление о предварительном судебном запрете обычно требует встречного обеспечения, предоставленного заявителем (хотя и не всегда).

В 2021 году Пленум Верховного суда предложил рассмотреть проект о реформе части судебной системы (постановление Пленума ВС РФ от 13.07.2021 № 28). Он предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды в системе судов общей юрисдикции. Госдума поддержала проект. 29 июля 2021 года такой закон приняли (ФКЗ от 29.07.2021 № 1-ФКЗ). В рамках судебной реформы новые суды функционируют с 1 октября 2021 года. Это межрегиональные структуры. Апелляционные суды общей юрисдикции занимаются пересмотром актов судов субъектов РФ. В кассационные суды следует направлять жалобы вне зависимости от того, инстанция какого уровня разбирала дело на этапе апелляции.

Суды областей: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Новгородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская. Московский городской суд

Принципиальным отличием предлагаемого в соответствии с законопроектом варианта построения судебной системы от действующего в настоящее время станет четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.
Верховному суду РФ отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает им разъяснения по вопросам судебной практики.

Законопроект рассмотрели по инициативе Пленума ВС РФ (постановление от 13.07.2021). Согласно поправкам в 2021 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. Они будут пересматривать в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д.
Срок начала рассмотрения дела: не более чем 1 месяц со дня поступления апелляционной жалобы (ст. 154).

Суды общей юрисдикции К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное.

Собрание всех судей Верховного Суда Российской Федерации именуется Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Пленум должен заседать с частотой один раз в четыре месяца, но на практике это невозможно, поэтому в законе закреплено правило, согласно которому собрание Пленума считается правомочным при присутствии на нем не менее двух третей его состава.
По приглашению в таких заседаниях участвуют судьи Конституционного, Арбитражного и иных судов. Иногда, по необходимости проводятся совместные заседания Пленумов Верховного и Арбитражного судов Российской Федерации.

Полномочия судов первой инстанции

Согласно ст. 7 ГПК РФ, гражданские дела в апелляционной и кассационной инстанции рассматриваются коллегиально. В состав входят три судьи, один из них – председательствующий.

Единолично в апелляционных судах рассматриваются только отдельные дела:

  • жалобы на не вступившие в силу постановления мировых судей;
  • оспаривание решения, принятого в порядке упрощенного производства;
  • обжалование приказов, решений и определений, вступивших в силу, при обращении в кассационную инстанцию.

Вывод: в первой инстанции дела рассматриваются чаще единолично, во второй – коллегиально, за исключением указанных выше случаев, когда судья выносит определение самостоятельно, без назначения заседания и вызова сторон.

Секретарь судебного заседания – это тот самый человек, который присутствует на слушании и ведет протокол.

В глобальном понимании его обязанности и полномочия гораздо шире:

  • получение материалов от помощников судей, оформление обложек дел;
  • отправка копий определений участникам производства;
  • заполнение регистрационных журналов, карточек, внесение данных в электронные системы;
  • контроль поступления истребованных судом документов;
  • передача протоколов заседания для ознакомления участникам;
  • оформление дел после рассмотрения;
  • проверка явки участников на слушание;
  • подготовка документов для исполнения постановлений;
  • подготовка запросов, писем.

В отличие от секретаря суда, секретарь судебного заседания закрепляется за конкретным участком (судьей).

В РФ выстроена следующая система судов:

  • общие суды (рассматривают споры между гражданами и государством, между гражданами и между гражданами и организациями);
  • арбитражные суды (разбирают споры между предпринимателями и коммерческими организациями и экономические споры с участием государства);
  • военные суды (в их случае суд первой инстанции – это, как правило, гарнизонный суд).

Существует понятие подсудности. Оно включает в себя и стремление распределить дела по горизонтали системы. Например, почти все иски подаются по месту проживания или нахождения ответчика. В ряде дел предусмотрены исключения: истец имеет право выбора суда для обращения.

Законом предусматривается, когда уже открытое дело передается в другой суд.

Так, дело, переданное мировым судьей в районный суд, там и будет рассматриваться, даже если передача была ошибочной – споры о подсудности запрещены.

В гражданском процессе судами субъектов по первой инстанции рассматриваются все дела с государственной тайной, а также с исполнением судебных актов, принятых в иностранных государствах.

КАС отнес к компетенции судов субъектов серьезный перечень дел, в частности:

  • споры, связанные с государственной тайной;
  • оспаривание нормативных актов, принятых на уровне субъектов и местными муниципальными образованиями;
  • оспаривание решений квалификационных судейских комиссий;
  • прекращение деятельности общественных, религиозных организаций, СМИ;
  • оспаривание решений местных избирательных комиссий;
  • оспаривание решений комиссий, измеряющих кадастровую стоимость.

Перечислены лишь некоторые дела, исключенные из компетенции районных и мировых судов.

[Гражданский процессуальный кодекс] [Раздел III] [Глава 39]

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

  • 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
  • 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
  • 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
  • 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

1. Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 428-ФЗ)

3. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов. (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также — суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. (в ред. Федеральных законов от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

1.1. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. По соглашению сторон спор, возникший из гражданско-правовых отношений, а также индивидуальные трудовые споры спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. от 26.07.2019), от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

4. Заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. от 26.07.2019))

5. Стороны после обращения в суд вправе использовать примирительные процедуры для урегулирования спора. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

1. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правосудие по гражданским делам, относящимся к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве. (в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. от 26.07.2019), от 02.12.2019 N 406-ФЗ)

Суд первой инстанции – это… Определение, полномочия, категории дел

1. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

2. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

3. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

4. Гражданские дела в судах апелляционной и кассационной инстанций, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, частью четвертой статьи 333, частью первой статьи 335.1, частью десятой статьи 379.5 настоящего Кодекса, рассматриваются коллегиально. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. от 26.07.2019))

Гражданские дела в суде надзорной инстанции рассматриваются коллегиально. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. от 26.07.2019))

1. Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело и придя к выводу о том, что принятое судом первой инстанции решение законно и обоснованно, оставляет данное решение без изменения, а апелляционные жалобу, представление — без удовлетворения.

2. Из системного толкования комментируемой нормы можно прийти к выводу о том, что законодатель не наделил суд апелляционной инстанции правом отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В случае неправильного применения судом первой инстанции норм материального права (см. комментарий к ч. 2 ст. 333 ГПК РФ) либо нарушения или неправильного применения норм процессуального права (если это привело или могло привести к принятию неправильного решения — см. комментарий к ч. 3 ст. 330 ГПК РФ) суд апелляционной инстанции отменяет или изменяет решение суда первой инстанции полностью или в части и принимает по делу новое решение.

Следует также указать, что в случае если суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело, придет к выводу о том, что имеются безусловные основания к отмене этого решения, то суд апелляционной инстанции отменяет указанный судебный акт, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и рассматривает дело по правилам производства, установленного ГПК РФ именно для суда первой инстанции (см. комментарий к ч. 5 ст. 330 ГПК РФ).

Глава 1. Основные положения

  • Статья 1 — Законодательство о гражданском судопроизводстве
  • Статья 2 — Задачи гражданского судопроизводства
  • Статья 3 — Право на обращение в суд
  • Статья 4 — Возбуждение гражданского дела в суде
  • Статья 5 — Осуществление правосудия только судами
  • Статья 6 — Равенство всех перед законом и судом
  • Статья 6.1 — Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления
  • Статья 7 — Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел
  • Статья 8 — Независимость судей
  • Статья 9 — Язык гражданского судопроизводства
  • Статья 10 — Гласность судебного разбирательства
  • Статья 11 — Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
  • Статья 12 — Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
  • Статья 13 — Обязательность судебных постановлений

Глава 2. Состав суда. Отводы

  • Статья 14 — Состав суда
  • Статья 15 — Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе
  • Статья 16 — Основания для отвода судьи
  • Статья 17 — Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела
  • Статья 18 — Основания для отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
  • Статья 19 — Заявления о самоотводах и об отводах
  • Статья 20 — Порядок разрешения заявления об отводе
  • Статья 21 — Последствия удовлетворения заявления об отводе

Глава 3. Подведомственность и подсудность

  • Статья 22 — Подведомственность гражданских дел судам
  • Статья 23 — Гражданские дела, подсудные мировому судье
  • Статья 24 — Гражданские дела, подсудные районному суду
  • Статья 25 — Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам
  • Статья 26 — Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
  • Статья 27 — Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
  • Статья 28 — Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика
  • Статья 29 — Подсудность по выбору истца
  • Статья 30 — Исключительная подсудность
  • Статья 31 — Подсудность нескольких связанных между собой дел
  • Статья 32 — Договорная подсудность
  • Статья 33 — Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд

Глава 4. Лица, участвующие в деле

  • Статья 34 — Состав лиц, участвующих в деле
  • Статья 35 — Права и обязанности лиц, участвующих в деле
  • Статья 36 — Гражданская процессуальная правоспособность
  • Статья 37 — Гражданская процессуальная дееспособность
  • Статья 38 — Стороны
  • Статья 39 — Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
  • Статья 40 — Участие в деле нескольких истцов или ответчиков
  • Статья 41 — Замена ненадлежащего ответчика
  • Статья 42 — Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора
  • Статья 43 — Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
  • Статья 44 — Процессуальное правопреемство
  • Статья 45 — Участие в деле прокурора
  • Статья 46 — Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц
  • Статья 47 — Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу

Глава 5. Представительство в суде

  • Статья 48 — Ведение дел в суде через представителей
  • Статья 49 — Лица, которые могут быть представителями в суде
  • Статья 50 — Представители, назначаемые судом
  • Статья 51 — Лица, которые не могут быть представителями в суде
  • Статья 52 — Законные представители
  • Статья 53 — Оформление полномочий представителя
  • Статья 54 — Полномочия представителя
  • Статья 428 — Выдача судом исполнительного листа
  • Статья 429 — Выдача по одному решению суда нескольких исполнительных листов
  • Статья 430 — Выдача судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа
  • Статья 431 — Ответственность за утрату исполнительного листа или судебного приказа
  • Статья 432 — Перерыв и восстановление срока предъявления исполнительного документа к исполнению
  • Статья 433 — Разъяснение исполнительного документа
  • Статья 434 — Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения, индексация присужденных денежных сумм
  • Статья 435 — Утратила силу
  • Статья 436 — Обязанность суда приостановить исполнительное производство
  • Статья 437 — Право суда приостановить исполнительное производство
  • Статья 438 — Возобновление исполнительного производства
  • Статья 439 — Прекращение исполнительного производства
  • Статья 440 — Порядок приостановления или прекращения исполнительного производства судом
  • Статья 441 — Подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
  • Статья 442 — Защита прав других лиц при исполнении судебного постановления либо постановления государственного или иного органа
  • Статья 443 — Поворот исполнения решения суда
  • Статья 444 — Порядок поворота исполнения решения суда судом первой инстанции
  • Статья 445 — Порядок поворота исполнения решения суда судами апелляционной, кассационной или надзорной инстанции
  • Статья 446 — Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

05.02.2021 У судьи
22.03.2021 16:15 228 Беседа

  • Приказ Росстата от 06.03.2020 N 111 (ред. от 03.02.2021)
  • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 29.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по полиатлону на 2020 год. Номер-код вида спорта: 0750005411Я
  • Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 748 (ред. от 28.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фигурному катанию на коньках на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0500003611Я
  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по керлингу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0360004611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по горнолыжному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0060003611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по синхронному плаванию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0230001611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по бильярдному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0620002511Я
    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    Статья 328 ГПК РФ. Полномочия суда апелляционной инстанции

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)

    Все документы >>>

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 (ред. от 24.12.2020)

      «О судебной практике по делам о наследовании»

    • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    • Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

    • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 18.11.1995 N 1157 (ред. от 19.12.2014)

      «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»

    • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012

      «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»

    • Указ Президента РФ от 29.02.2008 N 285

      «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва»

    Все документы >>>

    Статья 241. Полномочия суда

    Для понимания рассматриваемой темы есть смысл уделить внимание информации общего характера.

    В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:

    – конституционное;

    – уголовное;

    – административное;

    – гражданское.

    Таким образом, под судопроизводством стоит понимать форму реализации правосудия. Вся эта сфера формируется и действует в рамках порядка, имеющего четкие формальные границы, которые учитывают осуществление как обязанностей, так и процессуальных прав судей.

    Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц.

    Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере.

    При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и – в случае необходимости – изменении.

    Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:

    – контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;

    – участие в ресурсном, кадровом и организационном обеспечении деятельности судебного сегмента;

    – при фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.

    На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.

    Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий.

    Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.

    Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:

    – прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в Кодексе судейской этики;

    – квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;

    – профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;

    – участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности – ресурсной, кадровой и организационной.

    На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:

    – Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.

    – Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.

    – Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.

    – В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.

    – Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.

    – Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества – это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.

    – Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.

    Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье.

    Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.

    Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.

    Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.

    Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль.

    Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий.

    Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.

    Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29.

    Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из ветвей власти, имеют право на выражение собственных интересов.

    Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.

    Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.

    Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:

    – Всероссийский съезд.

    – Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом квалификационного экзамена у тех, кто претендует на должность судьи.

    – Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.

    – Общие собрания.

    – Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.

    – Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).

    – Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.

    – Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.

    Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества.На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:

    – квалификационные коллегии;

    – съезд;

    – конференция;

    – общие собрания;

    – экзаменационные комиссии;

    – советы судей.

    Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.

    1. Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию по рассмотрению и разрешению судебных дел в определенных законодательством РФ порядке и очередности.

    На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд – (вышестоящий) имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

    Суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

    Суд кассационной инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора.

    Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их.

    2. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. ФАС округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях.

    ВАС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арб.судов.

    Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции

    1. По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

    1) оставить решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;

    2) отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт,

    3) отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе;

    Основным звеном этой системы являются первые из названных судов — арбитражные суды первой инстанции, ибо именно они уполномочены рассматривать по первой инстанции подавляющее большинство споров и дел, подведомственных в целом арбитражным судам. Им не подсуден лишь ограниченный круг споров и дел — те из них, которые по закону подлежат рассмотрению по первой инстанции в арбитражных кассационных судах, Суде по интеллектуальным правам или в Высшем Арбитражном Суде РФ.

    Арбитражные суды первой инстанции наряду с основным полномочием — разбирательством споров и дел по существу — выполняют и иные (дополнительные):

    • — пересматривают по вновь открывшимся или новым обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;
    • — могут обратиться в случае необходимости в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в рассматриваемом деле;
    • — изучают и обобщают судебную практику;
    • — подготавливают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
    • — анализируют судебную статистику.

    Комментируемая статья предусматривает полномочия суда кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы, представления с делом.

    В соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, суд кассационной инстанции вправе:

    — оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление — без удовлетворения;

    — отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

    — отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

    — оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

    — отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

    — оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований для возвращения кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу.

    При рассмотрении дела в кассационном порядке суду надлежит проверить правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности судом возможен выход за пределы доводов кассационных жалобы, представления, только при этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

    Суд кассационной инстанции не вправе, во-первых, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции; во-вторых, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими; в-третьих, определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (ч. 2).

    В силу ч. 3 комментируемой статьи указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

    Полагаем, что положения ч. 3 ст. 390 ГПК РФ об обязательности указаний суда кассационной инстанции для суда, вновь рассматривающего дело, не отвечают принципу гражданского судопроизводства — самостоятельности и независимости суда (ст. ст. 6, 8 ГПК РФ). Действующее процессуальное законодательство дозволяет суду кассационной инстанции толковать закон, и такое толкование обязательно для суда, вновь рассматривающего дело. К сожалению, кассационная инстанция не всегда дает указания о правильном толковании закона, а порой обязывает суд изучить те или иные доказательства.

    Кассационная инстанция не может быть признана исключительной инстанцией, не только ей под силу правильно истолковывать применяемое законодательство. Не исключены судебные ошибки и этой инстанции (см., например, Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 5-ПВ15, от 27 апреля 2016 г. N 1-ПВ16). Следовало бы в ч. 3 комментируемой статьи указать четкие критерии толкования норм права и пределы такого толкования.

    В п. п. 24 — 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разъяснено, что при рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ). Вместе с тем если судом кассационной инстанции будет установлено, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера (например, судебное постановление в нарушение требований ст. 60 ГПК РФ основано на недопустимых доказательствах), суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного постановления (определения) (п. 24).

    Суд кассационной инстанции проверяет законность только тех судебных постановлений, которые обжалуются, и только в той части, в которой они обжалуются (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ). Однако если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью или иным судебным постановлением, вынесенным по этому же делу, которые не обжалуются заявителем, то эта часть решения или судебное постановление также подлежат проверке судом кассационной инстанции.

    Проверка законности обжалуемого судебного постановления осуществляется в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Вместе с тем следует иметь в виду, что суд не связан доводами, изложенными в кассационных жалобе, представлении, если он придет к выводу, что в интересах законности необходимо выйти за пределы этих доводов (п. 25).

    Судам следует ��меть в виду, что вновь открывшиеся обстоятельства либо новые обстоятельства, на которые лица, указанные в ч. 1 ст. 376 ГПК РФ, ссылаются в кассационных жалобе, представлении, не могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *