Какие изменения в земельном кодексе в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения в земельном кодексе в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В силу новой редакции статьи 27 ЗК РФ, запрещено передавать в частную собственность и признавать объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, земельные участки:

  • занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено ЗК РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 статьи 27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Такие земли являются ограниченными в обороте.

С 28.06.2021 года вступает в силу пункт 6.1 статьи 15.4 Закона об участии в долевом строительстве. Эта норма требует, чтобы застройщик разместил в ЕИСЖС проектную декларацию до заключения первого ДДУ. Кроме того, с этой же даты ужесточаются и требования к девелоперам, привлекающим деньги только с помощью эскроу и желающим получить заключение о соответствии (своем и проектной декларации) требованиям закона. В отношении этих застройщиков также станет применяться статья 3.2 закона № 214-ФЗ, устанавливающая жесткие требования к органам управления и руководителям девелопера.

С 1 января 2021 года при получении разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома застройщик обязан будет предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета электроэнергии (в просторечии — счетчиков) в квартирах и МКД. Без этих бумаг чиновники уже не выдадут разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

Земельный кодекс — возвращение «старой» нормы

Пандемия коронавируса привела и к временным изменениям законодательства. Классический пример — часть 6 статьи 19 закона № 98-ФЗ. Эта норма разрешила арендаторам государственной и муниципальной земли (при условиях, указанных в законе № 98-ФЗ) потребовать увеличения срока аренды, если граждане (или компании) заключили договор до введения в субъекте РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Эта же статья временно прекратила действие пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ о сроках аренды государственных и муниципальных участков. Однако с 01.03.2021 г. «чрезвычайная» норма отменяется, и положение о сроках аренды снова вступает в силу. Хотя если к марту будущего года ситуация с коронавирусом не изменится, то государство продлит действие этой статьи.

В 2021 году вступят в силу поправки в ЖК РФ. Так, с июля 2021 г. можно будет проводить общее собрание собственников в МКД с помощью ГИС ЖКХ. По крайне мере до 01.07.2021 г. ответственные службы обязаны обеспечить такую возможность (ст. 4 закона № 156-ФЗ). Кроме того, законодатель наконец-то уточнил категории граждан, которым власти откажутся выплатить субсидии и компенсации на оплату услуг ЖКХ. Сейчас статьи 159 и 160 отказывает в предоставлении выплат субъектам, имеющим задолженность. Однако это расплывчатое и некорректное определение. Поэтому с 01.01.2021 года вступит в силу уточненная редакция статьи, определяющая, что субсидии и компенсации не получат граждане, в отношении которых вступило в силу судебное решение о взыскании задолженности по оплате услуг ЖКХ, возникшей в течение последних трех лет.

Обзор изменений. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ

Постановление правительства — это не законодательный акт, но сказать о нем следует, так как этот документ регулирует правоотношения в сфере противопожарной безопасности объектов недвижимости и затрагивает интересы собственников, нанимателей и арендодателей. С 1 января вступают в силу новые правила противопожарной безопасности, утвержденные постановлением правительства № 1479. Эти правила запретили хранить мебель и имущество не только на чердаках и технических этажах, но и в цоколях и подпольях. Запрет остеклять лоджии и балконы, ведущие к лестничным клеткам, дополнился запретом устанавливать на таких балконах жалюзи. Кроме того, Правила запретили пользоваться не только неисправными газовыми приборами, но и всеми подобными устройствами, не прошедшими техобслуживания, а также парковать машины на колодцах пожарных гидрантов и в местах вывода на фасад здания патрубков для подключения пожарной техники.

По состоянию на ноябрь 2020 года в Думе находятся несколько проектов, которые примут в конце этого или течение следующего года. Например, Госдума работает над проектом № 962484-7. Этот нормативный акт внесет очередные изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Государство снимет ограничения на размер машино-мест, запретит создание сайтов-посредников для получения сведений из ЕГРН и т.д.

Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:

  • порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
  • планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
  • кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
  • отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.

Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:

  • являющиеся составной частью лесного фонда;
  • принадлежащие государству, занятые водными объектами;
  • объекты с ограничениями по обороту.

Вподпункте 3) пункта 8 федерального закона № 494-ФЗ от 30 декабря 2020 года указано, что земельные участки с расположенными на них жилыми домами блокированной застройки, с объектами ИЖС или садовыми домами, не могут быть изъяты в целях комплексного развития. Но, тут же следует оговорка: за исключением участков с аварийными домами, имеющими признаки высокого износа или ненадлежащего технического состояния, а также объекты, в которых отсутствуют системы инженерно-технического обеспечения.

В соответствии со статьей 56.12 Земельного кодекса РФ, недвижимость изымается для комплексного развития территории при заключении соглашения о размерах выкупной стоимости и возмещении убытков. Если соглашение не заключается в течении месяца, то органы власти обращаются в суд для прекращения права собственности и изъятия объекта недвижимости.

В течении недели после вынесения судебного решения, на счет собственника или депозит нотариуса (если счет не известен) перечисляются денежные средства за изымаемую недвижимость. При этом, собственник может оспорить сумму, если будет с ней не согласен.

Но, как кажется мне, при назначении компенсации может в первую очередь приниматься во внимание кадастровая стоимость.

А что по этому поводу думаете вы? Приглашаю обсудить тему в комментариях.

Спасибо за внимание. Здоровья и счастья вам и вашим близким!

Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».

За отчётный период, который соответствует 2020 году, не придётся подавать декларации 1 февраля. Ранее это нужно было сделать именно в эту дату, но сегодня известно, что организациям разрешено дальше заниматься расчётом налогов и авансовых платежей.

Уплатить земельный налог придётся до 1 марта 2021 года. Он выплачиваться за предыдущий налоговый период.
1 марта является конечной датой. Налогоплательщики обязаны следить за внесением авансовых платежей, которые не должны быть позже последней даты того месяца, который идёт за периодом отчётности.

Ещё одним важным моментом, обсуждая изменения в налоге на землю, является тот факт, что с 1 января местные власти не могут устанавливать самостоятельные сроки расчёта по земельным налогам. Все это регулируется налоговым кодексом. И необходимо сразу сказать, что те участки земли, которые используются для индивидуального строительства, но эксплуатируются предпринимателями, имеют предельную налоговую ставку – 0,3 %.

Все эти поправки вписаны в Налоговый кодекс и регулируются федеральным законодательством.

Отдельно стоит сказать о том, что нужно знать про сроки уплаты. Налог на землю является местным, что означает тот факт, что сроки и периодичность, а также налоговые ставки рассчитывают власти муниципальных подразделений налоговых служб.

Органы местного муниципалитета имеют право на установку индивидуальных сроков налоговых выплат. Например, один регион устанавливает единый срок внесения платежей – раз в год. Другой регион – предполагает ежеквартальные выплаты виде авансов.

Юридические лица всегда могут рассчитывать на индивидуальный подход в расчетах налогов. Так было всегда, и пока ничего меняться не будет. Сегодня стоит сказать, что если организация владеет огромным участком, но налоговые органы не отправляют уведомление с расчётом налога на землю, значит федеральная служба не имеет об этом данных.

Ситуацию необходимо исправить, то есть юридическое лицо самостоятельно должно обратиться к представителям налоговой службы и рассказать о том, какими участками оно владеет. После этого сможет прийти квитанция. Если этого не сделать, то от штрафов и пени никто защищен не будет.

О том, что организация владеет земельным участком, необходимо прикрепить на специальные документы. Сделать это нужно не позднее 31 декабря того года, который предшествует отчетному. Размер штрафа может составить 20 % от того налога, который был не оплачен ранее.

Ещё стоит сказать о том, что те участки земли, которые юридические лица получают в наследство, облагаются налогообложением, которая предусмотрена для имущество физических лиц. Это послабление, которое внесено в налоговый кодекс, его можно назвать некой льготой по налогам. Государственная пошлина рассчитывается с того момента, когда объект получен в наследство.

Помимо этого сформирована специальная система, по которой будут выявлять те земельные участки, которые не используются для сельского хозяйства. Таким образом правительство собирается штрафовать тех юридических и физических лиц, которые нарушают правила налогового законодательства. Использовать земельные участки не по назначению нельзя и за этим осуществляется специальный надзор.

Что ждет садоводов и дачников в 2021 году: главные изменения

Процесс исчисления налоговых выплат обычно не вызывает проблем. Дело в том, что все старые правила остаются прежними, и есть всего лишь несколько нюансов, на которые приходится обращать внимание. И именно они помогут разобраться в том, как рассчитать налог на землю для физических лиц и организаций.

Госпошлина не начисляется в том случае если стоимость земельного участка не указано в кадастре. Такое сегодня встречается очень редко, но всё-таки это бывает.

Иногда в процессе расчётов могут возникать некоторые сложности, которые могут касаться коррекции кадастровой стоимости. Во время формирования отчёта кадастровая цена меняться не может, что зафиксировано правилами Налогового кодекса. Если подтверждается такой факт, то стоимость налога должна быть пересчитана.

Иногда бывает так, что владелец земельного участка приостанавливает его использования, и в таком случае налог пересчитывается с учётом специальных коэффициентов, которые зафиксированы в налоговом кодексе.

В соответствии с новыми правилами законодательства ставка земельного налога составляет 0,3 % для участков сельскохозяйственного назначения.

Однако если данная земля не используется для вышеуказанной деятельности, то лимит может быть повышен до полутора процентов. Таким образом, можно сказать, что для земли, которая используются под любой вид бизнеса ставка составляет полтора процента.

И такой же процент должны платить те люди, которые используют землю для индивидуального земельного строительства, но не заканчивают работу в срок. Такое пояснения дает юрист.

Отдельного внимания заслуживает вопрос получения льгот. Юридические лица имеют право на освобождение от уплаты по земельному налогу, если они относятся к исполнительной системе. Также на льготы могут рассчитывать те организации, которые используют свои земельные участки для автомобильных федеральных трасс.

Получение льгот регулируется налоговым кодексом. Для этого необходимо отправить соответствующее заявление федеральную налоговую службу и заполнить единую форму.

Для получения льгот необходимо знать кадастровый номер участка, сроки использования льготы, а также документы, которые подтверждают право на получение подобных привилегий. Льготы формируются как на федеральном, так и на муниципальном уровне.

Никакие изменения для пенсионеров в налоге на землю в 2021 году, потому что они как и раньше смогут рассчитывать на льготы только по одной позиции.

С 1 января 2021 года вступает в силу новый порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка и будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2021 года.

В этой связи сообщается, что кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии или суда, принятых после 1 января 2021 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2021 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при исчислении налога начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Вступившие в законную силу поправки Закона от 13.07.2021 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в дальнейшем – «Закон о недвижимости») привносят установление новых правил, которые граждане обязаны соблюдать в отношении регистрируемого ими права собственности на участок земли. Закон о недвижимости также указывает на то, что в качестве такового могут выступать участки для ведения личного подсобного, а также дачного хозяйства, участки под индивидуальное гаражное, жилищное строительства.

Трактовка закона является настолько четкой, что ни о каких исключениях не может быть и речи. Это означает, что, даже, лица, имеющие свидетельство о праве собственности на конкретный объект недвижимости, не смогут им распоряжаться в полной мере без обозначения в кадастровой карте, ранее обозначенного межевания.

Вася, ты до сих пор веришь «вот приедет барин…» Всё делается для того, чтобы согнуть народ в Подмосковье и в других сладеньких местах с земли, причём без денег- забрать в муниципалитет. Этим все сказано — чиновникам.

Даже при оформлении участка в 2021 (нет года) получив кадастровый паспорт, пришлось снова отправляться в Росреестр и включаться в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). А почему это нельзя сделать сразу? Одновременно? Зачем заставлять людей тратить время, дополнительные платежи и все др. Нужность Росреестра, все близкие при работе и зарплате. Каждое утро новые налоги, новые ущемления интересов работающих от «хорошей жизни пенсионеров» , ежеквартально увеличивающие тарифы Банков и всего навалом другого… В Новом году будут новые «придумки».

Отныне по закону № 2498 определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении технической документации по бонитировке почв, экономической оценке земель, нормативной денежной оценки земельных участков — ее несоответствие требованиям законов и принятых в соответствии с законом нормативно-правовых актов или местоположение земель или земельных участков на территории другой территориальной общины.

Планируются, также, изменения в законодательстве, касающиеся самозанятых граждан. Правительство не оставляет попыток поставить на учет всех, кто не трудоустроен официально и заставить этих людей пополнять казну государства. Самозанятые граждане – категория предпринимателей малого бизнеса, которые пока никак не регистрируют свой бизнес, а значит, не платят налогов и не состоят на учете в ФНС. Планируется разработать систему патентов, которая позволила бы индивидуальным предпринимателям, без образования ИП, платить налоги в бюджет наравне в другими категориями бизнесменов. В 2021 году планируется разработать закон, который позволит вывести самозанятых из сферы теневой экономики, но будет не обременительным для граждан.

Резко озаботились зонами с особыми условиями использования территории (под этим загадочным определением, на самом деле, скрываются обычные общественные озера, парки, заповедники и прочие зеленые и не очень местности, а также места прокладки магистральных трубопроводов, ЛЭП и т.п.). Теперь их надо обязательно регистрировать в ЕГРН – дата регистрации считается «днем рождения» такой зоны.

Если в установленные кодексом сроки собственник не обеспечил приведение в законное состояние построенного объекта либо же не снес его, то инициируется изъятие и продажа участка с публичных торгов. Правда, этого нельзя сделать, если кроме «самоволок» на земле есть и прочие вполне законные постройки. Однако если участок можно поделить, грубо, на кусок с законным строительством и самовольным, то могут раздробить его, изъять и продать ту часть, что с последним.

Одновременно организации, с которыми заключены соглашения о комплексном развитии территорий, получают возможность обращаться с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных целей. До 1 января 2021 года действует редакция статьи 56.4 Земельного кодекса РФ, по которой такое обращение могут направить недропользователи, субъекты естественных монополий, а также уполномоченные организации.

10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:

В седьмом пункте плана устанавливается порядок возмещения убытков собственникам, причиненных решениями об изменении видов разрешенного использования, а также возмещения ущерба от возможных ограничений прав собственников на землю.


Почти половина дачных владений являются собственностью в силу приобретательной давности

На этом праве основано владение почти половиной дачных участков в нашей стране – многие продолжают владеть дачей только на основании членской книжки. И именно поэтому государство уже три раза продлевало упрощённый порядок регистрации собственности, названный в народе «дачной амнистией» – чтобы дачники могли официально зарегистрировать своё право собственности, ссылаясь на приобретательную давность.

В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

  • не позднее 1 марта — годовой платеж;
  • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Садовый дом обладает теми же параметрами, что и жилой дом, за единственным исключением: садовый дом не предназначен для всесезонного пребывания. Он не обеспечен в полной мере той инфраструктурой, которая необходима для круглогодичного проживания в доме.

Постройки, которые размещены на огородном участке, не будут являться объектами недвижимости и за ними не получится зарегистрировать право собственности. Исключение составляют те объекты, которые уже были оформлены в собственность до нововведений в законе, права на них остаются в силе.

Статьей 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений добавлено установление правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, а также установление правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Также такие органы госвласти РФ уполномочены утверждать типовой договор безвозмездного пользования лесным участком.

Новая редакция статьи 21 ЛК РФ предусматривает, что в лесу возможно строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Статьей 25 ЛК РФ определено, что к видам использования леса, в том числе, относится осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.

Что принес 2021 год домовладельцам

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
Статья 86. Утратила силу

Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

До 31 декабря 2021 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2021 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, имеют право приобрести земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.

Для строительства жилого или садового дома на садовом участке необходимо подавать Уведомление о планируемом строительстве объекта. Затем обращаться к кадастровому инженеру за техническим планом, и подавать Уведомление об окончании строительства в органы местного самоуправления. В ответ застройщик должен получить Уведомление о соответствии построенного объекта параметрам строительства (соблюдение отступов от границ участка и др.).

С 16 сентября 2021 года вступают в силу изменения земельного законодательства, согласно которым граждане смогут узаконить самовольно занятые земельные участки. Об этом говорится в пресс-релизе Росреестра, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Поправки в Федеральные законы «О кадастровой деятельности» и «О государственной регистрации недвижимости» позволят россиянам оформить в собственность самовольно занятую землю. Обязательные условия для этого — пользование участком более 15 лет и отсутствие претензий со стороны соседей и местных властей. При этом площадь участка не должна превышать предельный минимальный размер, установленный в регионе. Если предел не установлен, то присоединяемый участок не должен превышать 10 процентов от основного участка, приобретенного законно.

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) – один из нормативных актов, регулирующих в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство. Земельный кодекс устанавливает право собственности на землю: предоставления и изъятия земельных участков и регулирует разрешение земельных споров. Основной задачей земельного кодекса является обеспечение рационального использования земельных ресурсов и их охраны.

Земельный кодекс состоит из восемнадцати глав, включающих 103 статьи, которые регулируют земельные отношения в соответствии с категорией земельных участков и их назначения. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой в сентябре 2021 года. Рыночные отношения в экономике и политическое развитие демократического государства оказали большое влияние на формирование основных принципов земельного законодательства, которое в свою очередь неизбежно влияет на другие сферы жизни государства: налоговое законодательство, налогообложение, охрану земельных ресурсов и социальную эффективность.

Читателям интересно межевание земельного участка обязательно или нет в 2021 году. На самом деле нет никаких ограничений на владение и использование земли, границы которой не определены окончательно. Наличие межевого плана – требование при проведении юридических операций. Проще говоря, пока вы не решитесь землю продать или подарить, и если у вас нет разногласий с соседями по поводу границ, проводить межевание вы не обязаны.

Для многих владельцев остается непонятным вопрос, что же фактически изменилось в нашем вопросе в этом периоде. Давайте же разберемся в этом разделе, каким стало, после 1 марта 2021 года, межевание и обязательно ли оно для каждого земельного участка.

Налог на землю в 2021 году для юридических лиц

Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.

Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.

ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г.

В него неоднократно вносились поправки, которые были нацелены на то, чтобы привести официальный текст документа в полное соответствие с существующими законодательными нормами.

Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.

Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей. Они определяют ключевые моменты землепользования:

  • основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены полномочия региональных властей, описаны принципы формирования, деления и объединения земельных участков;
  • сформированы принципы охраны земель, а также использования наделов, которые подверглись загрязнению опасными веществами;
  • определено право собственности, перечислены ситуации, в которых гражданин получает право владения участком, установлена собственность субъектов и муниципалитетов;
  • сформированы правила ограниченного использования чужой земли, стандарты аренды и права безвозмездного пользования;
  • перечислены ситуации, в которых возникает право на участок, определен перечень правоустанавливающих документов и расписаны особенности оформления договора купли-продажи;
  • установлены правила, которых обязаны придерживаться владельцы или арендаторы земельных наделов в отношении использования участков;
  • сформирован список ситуаций, в которых гражданина могут лишить права собственности, аренды, бессрочного пользования. Описаны положения, позволяющие конфисковать землю или ограничить права на нее;
  • определен перечень убытков, которые обязан возместить собственник/арендатор при ухудшении состояния надела;
  • регламентировано рассмотрение спорных вопросов, касающихся установления права собственности;
  • установлена плата за землю и проведение оценочных действий;
  • сформированы положения мониторинга землеустройства и резервирования участков для государственных либо муниципальных нужд;
  • перечислены полномочия в сфере землепользования, определен государственный, муниципальный и общественный контроль;
  • законом установлена ответственность за нарушения в сфере использования и охраны земель;
  • определены стандарты пользования земель сельскохозяйственного назначения;
  • регламентированы участки, находящиеся в границах населенных пунктов, сформированы принципы их деления и расположения границ;
  • классифицированы земли особого назначения. В них входят участки, относящиеся к промышленным предприятиям, сфере энергетики, транспорта, обороны и проч.;
  • установлены стандарты использования наделов особо охраняемых территорий и объектов;
  • определены правила охраны и использования земель лесного и водного фондов, запаса.

Читать так же: Закон об ОРД

В сфере охраны объектов установлены правила и цели обеспечения защиты. Утверждено проведение оценки и экспертизы территорий.

Также законопроект определяет возмещение убытков, которые касаются ухудшения качества используемых участков. У субъектов и муниципалитетов есть определенные способы воздействия на нарушителей.

Ответственность за несоблюдение законодательства определена в тексте документа.

Согласно положениям действующего закона, все территории могут быть разделены, в зависимости от целей их использования:

  • сельскохозяйственного значения;
  • населенных пунктов;
  • промышленных, транспортных, коммуникационных, производственных объектов;
  • особо охраняемые зоны;
  • земли лесного, водного фонда, земли запаса.

В последней редакции правового документа определен порядок выделения земельных объектов в собственность.

При этом необходимо учесть, принадлежит территория государству, региону, муниципалитету либо находится в частной собственности.

Для регистрации участка будущему владельцу потребуется предоставить установленные законом документы. Земли могут быть выделены в бессрочное пользование, могут передаваться по наследству и проч.

В законопроекте описаны основные правила землепользования. При этом установлена правовая база, позволяющая соблюдать предписанные нормы. Основополагающие принципы базируются на следующих определениях:

  • земля составляет основу жизнедеятельности жителей РФ;
  • все законодательные нормы направлены на охрану земли. Защита территорий является приоритетом государственной политики;
  • сделан уклон на сохранении жизни и здоровья жителей страны;
  • владельцы земельных участков вправе принимать решения, которые непосредственно касаются территорий, находящихся в собственности;
  • земельные наделы неразрывно связаны с объектами, располагающимися на их территории;
  • ценные объекты должны сохраняться в первую очередь;
  • за пользование землей взимается установленная плата (кроме случаев, которые предусмотрены в законодательстве);
  • участки разделены согласно своему значению;
  • территории могут находиться в государственном, региональном, муниципальном владении;
  • земельное законодательство не связано с гражданским;
  • должны соблюдаться интересы как самих жителей, так и общества.

Земля может рассматриваться как природный объект или как отдельные земельные участки. При этом участвовать в формировании земельных отношений могут жители, предприниматели, регионы и муниципалитеты.

В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц.

Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам, в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ.

Процедура передачи арендных прав может происходить:

  • при участии в торгах;
  • без участия в торгах.

Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п. 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога. К таким случаям относится передача земельного участка:

  • Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
  • Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
  • Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
  • Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
  • Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.

В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения. В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.

Резко озаботились зонами с особыми условиями использования территории (под этим загадочным определением, на самом деле, скрываются обычные общественные озера, парки, заповедники и прочие зеленые и не очень местности, а также места прокладки магистральных трубопроводов, ЛЭП и т.п.). Теперь их надо обязательно регистрировать в ЕГРН – дата регистрации считается «днем рождения» такой зоны.

Причем, если оказалось, что на ее территории вдруг уже n-ное количество лет, как построен ваш собственный домик или раскопан огородик, земелька была лично вами куплена еще при царе Горохе и даже все документы в порядке и налоги платятся, вас все равно выселят оттуда, если участок признан «с опасными условиями эксплуатации». Но, компенсируют. Говорят – адекватно. Как – кто его знает?

Если соответствующими органами будет признано, что земельные участки в том или ином месте используются неэффективно, их могут изымать в пользу муниципалитетов с целью дальнейшего развития.

Премьер-министр, когда комментировал это положение, пояснил, что речь идет о депрессивных территориях прямо в границах муниципалитетов, которые не используются, заброшены, что это – о покинутых промышленных зонах, трущобах, местах незаконной застройки, процветания нелегального бизнеса и прочем. Подпадут ли туда находящиеся в частной собственности ЗУ, но пребывающие в таком же плачевном состоянии, пока не понятно – ждем разъяснений от Верховного суда по факту.

Еще одной приятнейшей и полезнейшей поправкой в ЗК РФ стало разрешение фермерам строиться на сельхозземлях. Очень распространена ситуация, когда арендовалась на долгосрочной основе земля фермерским хозяйством, а возводить на ней постройки, помогающие труду, было невозможно.

Правда, в законе оговариваются лимиты архитектурных особенностей домов, а также запрещается под любым предлогом осуществлять перепродажу земли этого типа, если на ней есть постройка.

Там же прописано, что если граждане в личном огородничестве или подсобном хозяйстве в течение трех и более лет использовали по назначению арендованную землю, то они имеют право ее выкупить, не участвуя в торгах.

ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г. В него неоднократно вносились поправки, которые были нацелены на то, чтобы привести официальный текст документа в полное соответствие с существующими законодательными нормами. Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.

Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей. Они определяют ключевые моменты землепользования:

  • основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены полномочия региональных властей, описаны принципы формирования, деления и объединения земельных участков;
  • сформированы принципы охраны земель, а также использования наделов, которые подверглись загрязнению опасными веществами;
  • определено право собственности, перечислены ситуации, в которых гражданин получает право владения участком, установлена собственность субъектов и муниципалитетов;
  • сформированы правила ограниченного использования чужой земли, стандарты аренды и права безвозмездного пользования;
  • перечислены ситуации, в которых возникает право на участок, определен перечень правоустанавливающих документов и расписаны особенности оформления договора купли-продажи;
  • установлены правила, которых обязаны придерживаться владельцы или арендаторы земельных наделов в отношении использования участков;
  • сформирован список ситуаций, в которых гражданина могут лишить права собственности, аренды, бессрочного пользования. Описаны положения, позволяющие конфисковать землю или ограничить права на нее;
  • определен перечень убытков, которые обязан возместить собственник/арендатор при ухудшении состояния надела;
  • регламентировано рассмотрение спорных вопросов, касающихся установления права собственности;
  • установлена плата за землю и проведение оценочных действий;
  • сформированы положения мониторинга землеустройства и резервирования участков для государственных либо муниципальных нужд;
  • перечислены полномочия в сфере землепользования, определен государственный, муниципальный и общественный контроль;
  • законом установлена ответственность за нарушения в сфере использования и охраны земель;
  • определены стандарты пользования земель сельскохозяйственного назначения;
  • регламентированы участки, находящиеся в границах населенных пунктов, сформированы принципы их деления и расположения границ;
  • классифицированы земли особого назначения. В них входят участки, относящиеся к промышленным предприятиям, сфере энергетики, транспорта, обороны и проч.;
  • установлены стандарты использования наделов особо охраняемых территорий и объектов;
  • определены правила охраны и использования земель лесного и водного фондов, запаса.

Последние изменения, которые действуют и в нынешней редакции документа, парламентарии внесли в 2017 году. Был дополнен текст некоторых разделов:

  • добавили положение, касающееся образования территорий, связанных с возникновением временных населенных пунктов;
  • включили пункт об участках, которые могут входить в состав научно-технических центров;
  • внесли изменения, касающиеся особенностей согласования схем расположения участков, и дополнили статью о данных особо охраняемых территорий;
  • определен раздел, устанавливающий процедуру предварительного согласования выделения объекта;
  • схема выделения участка должна быть согласована с прочими законодательными нормами.

Исполнители комплексных кадастровых работ – кадастровые инженеры (индивидуальные предприниматели, юридические лица), с которыми заключён государственный или муниципальный контракт на выполнение комплексных кадастровых работ (статья 42.3 ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Выполняются ККР за счёт бюджетных средств по заказу:

  • органов государственной власти (в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
  • органов местного самоуправления (в других регионах страны, муниципальных районах, городских округах)

В течение 10 дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ информация о их проведении публикуется в открытых источниках: на сайтах органов госвласти или местного самоуправления.

В извещение включаются следующие сведения:

  • номер кадастрового квартала (нескольких смежных кадастровых кварталов), в границах которого будут выполняться ККР
  • данные государственного (муниципального) контракта на выполнение ККР
  • данные заказчика ККР
  • данные исполнителя ККР
  • права и обязанности правообладателей объектов недвижимости, расположенных на территории ККР

ККР могут проводиться без утверждённого проекта межевания территории (ПМТ), если его разработка не требуется по Градостроительному кодексу РФ. Это исключает лишние бюджетные траты.

При отсутствии в исходных документах на основной участок, находящийся в собственности, сведений о расположении границ, они закрепляются по тем объектам природного или искусственного происхождения, что существуют на местности не менее 15 лет.

В ходе ККР может выясниться, что площадь участка превышает площадь, зафиксированную в ЕГРН:

  1. на величину больше, чем предельный минимальный размер ЗУ
  2. более чем на 10%:
    • для ситуаций, когда предельный минимальный размер ЗУ не установлен)

Исполнитель комплексных кадастровых работ при этом обязан:

  1. установить расположение границ ЗУ и включить сведения о нём в проект карты-плана территории
  2. подготовить информацию о возможном образования земельных участков на территории выполнения ККР

Информация об образуемых земельных участков содержит:

  • кадастровые номера исходных участков
  • сведения о способе образования
  • данные:
    • о расположение границ
    • о площади
    • о ВРИ участков

Если результат ККР показал, что площадь ЗУ меньше на 10%, чем указана в сведениях в ЕГРН, исполнитель ККР обязан:

  1. внести сведения об участке в карту-план территории
  2. получить письменное подтверждение правообладателя ЗУ о согласии с результатами комплексных кадастровых работ (согласие входит в состав приложения к карте-плану территории

Законодательным новшеством стало право кадастровых инженеров получать из ЕГРН информацию, необходимую для геодезических и кадастровых работ, например технические паспорта и контактные данные владельцев недвижимости. Это мера по снижению рисков землепользователей при межевании, проводимом для уточнения границ, и обязательном согласовании границ со смежными землепользователями.

Порядок согласования границ стал удобным:

  • для установления границ землепользователю нужно обратиться к кадастровому инженеру
  • кадастровый инженер определяет координаты границ ЗУ и проводит их согласование, выбрав один из способов:
    • с каждым владельцем смежного участка
    • на общем собрании заинтересованных лиц, отправив им почтовое или электронное сообщение не позднее, чем за 30 дней до собрания

Если кадастровый инженер не сумел найти адрес смежника, то адресованное ему извещение публикуется в местной прессе, а значит, владелец смежного участка оповещён о собрании. Отсутствие возражений с его стороны, неявка на собрание – это согласие с границами земельного участка соседа, а само согласование может состояться без личного участия смежника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *