Закон о браке и семье рф 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о браке и семье рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Семейное законодательство
    • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
    • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
    • Глава 4. Прекращение брака
    • Глава 5. Недействительность брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
    • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
    • Глава 7. Законный режим имущества супругов
    • Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам
  • Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей
    • Глава 10. Установление происхождения детей
    • Глава 11. Права несовершеннолетних детей
    • Глава 12. Права и обязанности родителей
  • Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи
    • Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
    • Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
    • Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
    • Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов
  • Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
    • Глава 20. Опека и попечительство над детьми
    • Глава 21. Приемная семья
    • Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Раздел VIII. Заключительные положения

Семейное законодательство в РФ ждут изменения: главное на 2021 год

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

КонсультантПлюс: примечание.
П. 2 ст. 1 не применяется к бракам, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях бывшего СССР в период ВОВ, до восстановления на этих территориях органов ЗАГС.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.


(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 457-ФЗ)

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.


1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.

2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.


1. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

2. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 457-ФЗ)


  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Семейный кодекс Российской Федерации РФ (СК РФ)

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

      «Об опеке и попечительстве»

    • Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020)

      «О гражданстве Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

    • Письмо Президента РФ

      «Заключение на проекты Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях»

    • Письмо Президента РФ

      «Заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 N 1396

      «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» (вместе с «Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»)

    • Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 02.04.2020)

      «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

    • Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2019 N 3205-р

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год»

    Все документы >>>

    • Письмо Минпросвещения России от 25.01.2021 N ТВ-79/07

      «О направлении информации»

    • Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2021 году (за отчетный 2020 год)

    • СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита

      (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия» (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 N 9ПК) (ред. от 24.12.2020)

    Все документы >>>

    Ныне действующий ФЗ №223 (СК РФ) вступил в законную силу в марте 1996 года. До этого момента страна пользовалась «Кодексом о браке и семье», принятом ещё в 1969 году в РСФСР. Семейное право в Советском Союзе не было централизованным. Законы, регулирующие имущественные и личные взаимоотношения между членами семьи, принимались каждой союзной республикой в отдельности. По этой причине в Российской Федерации, возникшей в границах и юрисдикции РСФСР, вполне обоснованно действовали нормы семейного законодательства данной союзной республики.

    В 2020 году начали действовать два важных нововведения в сфере семейных отношений. В частности, с 1 января 2020 года вступили в силу поправки в Семейный кодекс РФ, а также в ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Законодатели создали реестр недобросовестных опекунов (попечителей), приемных либо патронатных родителей, а также лиц, лишенных родительских прав.

    3 июля президент РФ Владимир Путин подписал указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками». В числе поправок, которые были одобрены в ходе общероссийского голосования 1 июля, были положения о семейных отношениях, защите семьи и воспитании детей.

    Конституция была дополнена статьей 671, которая установила, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Согласно пункту 4 новой нормы, государство создает условия для всестороннего развития детей в духовном, нравственном, интеллектуальном и физическом направлениях, а также способствует воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Также государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, которые остались без попечения, но обеспечивает приоритет семейного воспитания.

    Кроме того, была дополнена пунктом «ж. 1» часть 1 статьи 72 Конституции. Согласно ей, РФ и субъекты страны защищают семью, материнство, отцовство и детство, а также институт брака, под которым подразумевается союз мужчины и женщины. Помимо этого они создают условия для достойного воспитания детей в семье и для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

    Руководитель временной комиссии Совфеда по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса Елена Мизулина, а также сенаторы Елена Афанасьева, Александр Башкин, Римма Галушина, Максим Кавджарадзе и Людмила Нарусова в июле внесли в Госдуму законопроект об изменении Семейного кодекса. Мизулина рассказала ТАСС, что документ предлагает 112 поправок в 69 из 170 статей кодекса, а также дополняет его двумя новыми главами и 27 новыми статьями. Законопроект подготовлен с учетом изменений Конституции, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу сенатора.

    Авторы законопроекта предлагают закрепить в Семейном кодексе понятия «родная семья» и «родители». Родителями, согласно поправкам, должны считаться только кровные отец и мать.

    Сенаторы предлагают запретить заключение брака между лицами одного пола (в том числе при смене пола). Также лицам, сменившим пол, нельзя будет усыновлять детей.

    Много поправок касается правил работы органов опеки и изъятия детей из семьи. Законопроект определяет, что лишение родительских прав — это крайняя мера семейно-правовой ответственности родителей. Также документ предлагает ряд других изменений.

    • Сокращение перечня оснований для изъятия детей из семьи. Принудительно разлучить ребенка с родителями можно будет только при виновном поведении родителей на основании судебного решения о лишении или ограничении родительских прав, вступившего в законную силу.

    • Лишение и ограничение родительских прав не будет распространяться на невиновных родителей, например при их болезни. У ребенка сохранится возможность контакта с родителем, если суд это прямо не запретит. Например, если мать либо отца ограничат в родительских правах из-за хронического алкоголизма, суд может обязать их пройти соответствующий курс лечения: при выполнении этой обязанности родитель сможет восстановить родительские права.

    • Сотрудники органов опеки не смогут входить в дома и квартиры, чтобы проверить условия проживания ребенка, без согласия жильцов.

    • Семьи родственников получат приоритетное право на усыновление. Органы опеки не смогут отказать родственникам ребенка в его передаче на попечение из-за низкого дохода, несоответствия их жилья санитарным требованиям, наличия у них на иждивении недееспособных лиц (если эти лица не представляют опасности для жизни и здоровья ребенка).

    • Семейный кодекс будет гарантировать совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей. Передавать их под опеку (попечительство) разным лицам будет запрещено. Органы опеки смогут отступить от этого требования только в том случае, если дети не смогут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья. Но усыновленные должны будут знать, где живут их братья или сестры, и иметь возможность с ними общаться;

    • Родители получат право привлекать родственников для воспитания детей, не оформляя на них какие-либо специальные документы. Поэтому отобрать ребенка у бабушки и дедушки, у которых нет доверенности от родителей, будет нельзя.

    • Родители, которые не смогут выполнять свои обязанности по уважительной причине, например из-за болезни или длительной командировки, получат возможность назначить ребенку любого опекуна. Органы опеки не смогут отказать родителям в назначении того лица, которого они определили.

    • В Семейном кодексе появится глава о временных мерах защиты ребенка в экстренных ситуациях, когда родители какое-то время не могут осуществлять свои обязанности. Например, при задержании полицией или при экстренной госпитализации родителя, который находится без сознания. В таких случаях ребенка будут передавать родственникам или близким на период отсутствия родителей. Если таких людей не найдется, ребенка могут отправить в спецучреждение, которое должно его вернуть родителям по первому требованию. Если ребенок старше 10 лет, обязательно будет учитываться его мнение при определении лица, обеспечивающего временную защиту. По желанию человека, который будет временно присматривать за ребенком, его могут вместе с ребенком устроить в организацию социального обслуживания.

    • Нельзя будет вернуть ребенка в детский дом спустя три года после усыновления.

    Благодаря новому законопроекту в имущественную массу супругов входят не только активы, но и пассивы. В случае бракоразводного процесса делить нужно также совместно нажитые долги, независимо от того, на кого из партнеров они оформлены.

    Конечно, предусмотрена оговорка, которая позволит не относить к общим обязательствам то, что появилось в момент их раздельного проживания.

    Дополнительно депутаты решили установить правило, которое гласит о том, что раздел имущества можно начинать только после определения размера доли каждого из супругов. В настоящий момент объекты делятся на категории, поэтому суды многократно рассматривают дела о разделении имущества одной и той же семейной пары. Это дает право недобросовестным экс-супругам несколько раз предъявлять разные «иски» о разделе общего имущества.

    Какие изменения хотят внести, а какие уже внесли в Семейный кодекс?

    Раздел I. Общие положения

    • Глава 1. Семейное законодательство
    • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав

    Раздел II. Заключение и прекращение брака

    • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
    • Глава 4. Прекращение брака
    • Глава 5. Недействительность брака

    Раздел III. Права и обязанности супругов

    • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
    • Глава 7. Законный режим имущества супругов
    • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
    • Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам

    Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей

    • Глава 10. Установление происхождения детей
    • Глава 11. Права несовершеннолетних детей
    • Глава 12. Права и обязанности родителей

    Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи

    • Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей
    • Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
    • Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи
    • Глава 16. Соглашения об уплате алиментов
    • Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов

    Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

    • Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
    • Глава 19. Усыновление (удочерение) детей
    • Глава 20. Опека и попечительство над детьми
    • Глава 21. Приемная семья
    • Глава 22. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Опекунство контролируется целым государственным институтом — органами опеки и попечительства. Усыновленный ребёнок любого возраста не может быть ущемлён в правах относительно детей родных: ему также предоставляются все необходимые для полноценного роста и развития условия.

    Для ребёнка, оставшегося без родителей и находящегося на попечении родственников, предусмотрены выплаты, которые отдаются в полное пользование ребёнку только после достижения им совершеннолетия. До этого момента все траты из пенсионных, накоплений, а также наследного имущества, происходят строго под контролем органов опеки и попечительства.

    Так как в Российской Федерации брак — это светский гражданский акт, не имеющий отношения к вероисповеданию, традициям и обычаям, которые законодательством не регламентируется, в Семейном Кодексе чётко указываются как права, так и обязанности всех возможных участников семейных правоотношений.

    Права делятся по типу родства и нередко пересекаются между собой как в позитивном, так и в негативном, приводящем к конфликтам ключе:

    • брачные права (обязанности супругов друг перед другом, имущественные права в браке, право на материнство/отцовство);
    • права родителя (право воспитания, общения с ребёнком, участия в его жизни, право получать от ребёнка материальную поддержку в старости);
    • права ребёнка (право на обеспечение со стороны родителя, уважение собственной личности, право выбора);

    Думским законотворцам пришлось определиться, является ли гражданский брак более 5 лет законным видом супружеских отношений и рассмотреть новый законопроект.

    Его еще в начале прошлого года представил на суд коллег член Совфеда Антон Беляков, предложивший ввести юридическое понятие «фактические брачные отношения». Сенатор сослался на опыт других стран, где сожительство приравнивается к официально зарегистрированному браку и позволяет уравнять граждан в правах.

    Институт сожительства в правовую терминологию введен:

    • в Швеции с 1987 года;
    • в Бельгии – с 1998;
    • во Франции – с 1999.

    На заметку! Во французском законодательстве есть понятие договора о сожительстве, который заключается при нежелании расписываться. Но документ приходится регистрировать.

    В Германии живущие вместе больше года мужчина и женщина и ведущие совместное хозяйство получают право после расставания рассчитывать на поддержку от второй половинки в случае возникновения финансовых трудностей.

    Беляков уверен, что нововведение поможет:

    • признать факт наличия одного из видов супружеских отношений, который чрезвычайно распространен в России;
    • решить многие проблемы по защите детства и материнства, например, у женщины не возникнет сложностей с оформлением алиментов после прекращения сожительства;
    • укрепить социально-нравственные основы общества.

    Что же предлагается понимать под фактическими брачными отношениями?

      1. Если прожили в гражданском браке 5 лет и вели общее хозяйство.
      2. Если прожили вместе 2 года и за это время появился общий ребенок.

    Важно! Предлагается рассматривать имущество, нажитое состоящими в фактических брачных отношениях, общей собственностью.

    Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 4 февраля 2021 года)

    Речь идет о законопроекте №835938-7 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части имущественных отношений супругов. Данный законопроект предполагает достаточно серьезные изменения в Семейном кодексе РФ, достаточно серьезно изменяющие нормы семейного права, связанные с общим имуществом супругов.

    Законопроект затрагивает порядок регистрации недвижимости гражданами, состоящими в браке, а также общие долги супругов. Как ни странно, но закон особо не афишируется, и, на первый взгляд, ничего особенного не происходит. Но если изучить и вдуматься в эти изменения, то вырисовывается опасная картина, которая может потрепать нервы миллионам людей, решившим вступить в брак, или тем, кто уже находится в браке. Рассмотрим подробнее.

    Новый законопроект предполагает, что при осуществлении государственной регистрации сотрудник Росреестра будет обязан проверить покупателя на предмет нахождения в официальном браке. Проще говоря, как только документы поступают в Росреестр, регистратор делает запрос в ЗАГС и уточняет, состоит ли покупатель в официальном браке. Если данный факт подтвердится, автоматически будет зарегистрировано право общей совместной собственности. Сейчас же такие запросы не делаются, и недвижимость регистрируется только на самого покупателя. А уже при разделе имущества второй супруг путем обращения в суд может добиться признания недвижимости совместной собственностью.

    С одной стороны, это проще, особенно для супруга, который не фигурирует в договоре купли-продажи, а порой и не знает о покупке недвижимости вторым супругом. С другой стороны, это может создать определенные проблемы. Часто бывает, что супруги уже длительное время не живут вместе и по каким-то причинам официально не расторгли брак. В этих случаях регистрация права общей совместной собственности может привести к серьезным последствиям и длительным судебным разбирательствам.

    Если с новыми правилами регистрации еще можно как-то смириться, то изменения в части общих долгов супругов вызывает много вопросов. Согласно законопроекта, предлагается внести следующие изменения

    В абзаце первом пункта 2 статьи 45 слова «по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все, полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи» заменить словами «по возникшим в период брака в результате заключения договора или вследствие неосновательного обогащения обязательствам одного из супругов, если судом не установлено, что такое обязательство одного из супругов возникло в период раздельного проживания супругов при прекращении семейных отношений (пункт 4 статьи 38) или полученное по обязательствам одним из супругом, было использовано не на нужды семьи».

    Это означает следующее. Ранее, при наличии долга у одного из супругов, возникшего в период брака, бремя доказывания возлагалось на лицо, которое требует раздела долга (нужно доказать, что этот долг был использован на нужды семьи).

    После изменений будет считаться, что долг, возникший у одного из супругов в период брака, по определению считается общим, а супруг, не согласный с таким положение должен будет доказать, что долг не использовался на нужды семьи. На практике это практически невозможно.

    Простой пример: муж взял кредит в банке и купил колье любовнице. Через определенное время супруги решили расстаться, и муж захотел разделить долг по этому кредиту. Если ранее он должен был доказать, что этот кредит был потрачен на нужды семьи, то по вышеуказанному законопроекту, бремя доказывания переходит на жену. Теперь она должна доказать, что кредит не был потрачен на нужды семьи. Согласитесь, сделать это крайне сложно.

    Именно поэтому я считаю, что новый законопроект несет определенную опасность и может доставить простым людям немало проблем.

    А как вы относитесь к данному законопроекту? Интересно узнать ваше мнение, есть ли какая-то польза от него или депутаты, в очередной раз, перемудрили. Я считаю, авторами законопроекта просто не учтены типичные ситуации споров о разделе имущества.

    Будьте здоровы и берегите себя!

    Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

    Благодарю за внимание!

    • Раздел 1 СК РФ. Общие положения
      • Глава 1. Семейное законодательство
        • Статья 1. Основные начала семейного законодательства
        • Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством
        • Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права
        • Статья 4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства
        • Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии
        • Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права
      • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
        • Статья 7. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей
        • Статья 8. Защита семейных прав
        • Статья 9. Применение исковой давности в семейных отношениях
    • Раздел 2 СК РФ. Заключение и прекращение брака
      • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
        • Статья 10. Заключение брака
        • Статья 11. Порядок заключения брака
        • Статья 12. Условия заключения брака
        • Статья 13. Брачный возраст
        • Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
        • Статья 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
      • Глава 4. Прекращение брака
        • Статья 16. Основания для прекращения брака
        • Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака
        • Статья 18. Порядок расторжения брака
        • Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
        • Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния
        • Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке
        • Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
        • Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
        • Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
        • Статья 25. Момент прекращения брака при его расторжении
        • Статья 26. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим
      • Глава 5. Недействительность брака
        • Статья 27. Признание брака недействительным
        • Статья 28. Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
        • Статья 29. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
        • Статья 30. Последствия признания брака недействительным
    • Раздел 3 СК РФ. Права и обязанности супругов
      • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
        • Статья 31. Равенство супругов в семье
        • Статья 32. Право выбора супругами фамилии

        Повод для обострения споров, как ни странно, дал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, который прокомментировал сообщение РИА «Новости» о том, что правительственная комиссия якобы уже дала отрицательный отзыв на этот законопроект. Дмитрий Песков заявил, что, по его мнению, и депутаты Госдумы, и сенаторы должны ориентироваться на заключение правительства. Заявление пресс-секретаря президента стало поводом для довольно основательного скандала: дело в том, что на момент, когда он давал свой комментарий, заключение правительственной комиссии (некоторые СМИ называют его автором заместителя министра труда Ольгу Баталину) ещё не поступило ни в Государственную думу, ни в Совет Федерации. Приходится предположить, что Дмитрий Песков сам противник «закона семи сенаторов» или в своём комментарии руководствовался утечками из аппарата правительства. Согласно этим утечкам, которые оформились в публикации в социальных сетях, некоторых телеграм-каналах и даже в информационных агентствах, правительственный отзыв действительно «торпедирует» законопроект. Если это так, очень интересно будет посмотреть, с какими аргументами.

        Путин подписал закон о поправках в Семейный кодекс

        В чём наши претензии к «ювенальной юстиции»? Многие поражаются: как же так бездушно действуют чиновники на Западе (да подчас – уже и в России), принимая решение забрать ребёнка из семьи по формальным основаниям, не пытаясь выяснить, любим ли он, хорошо ли ему? Удивление зряшное: чиновники от социальной службы – такие же бюрократы, как все остальные. Условие их существования – строгое выполнение инструкций, а также необходимость постоянно доказывать начальству, что им есть за что платить зарплату. Кому нужен «ювенальщик», который не будет отбирать в определённый срок определённое количество детей? Как можно вычислить КПД его деятельности, как не в отобранных детях на единицу времени? Просто из страха оказаться ненужным такой человек задушит в себе все эмоции и станет демонстрировать свою эффективность. То есть – забирать у как можно большего количества родителей как можно больше детей. Если часть этих решений потом по суду будет отменена – бюрократ не пострадает. Пострадает он, если проявит милосердие – так уж устроена бюрократия. Чтобы чиновник не рвался сломать жизнь как можно большему количеству семей, детям и взрослым, чиновника не надо призывать быть милосердным. Надо ограничить его полномочия, вменить ему в обязанность не ломать, а защищать семьи. Бездушная бюрократия – это машина, робот. Она будет делать то, что ей указано программистом-законодателем и программой-законом.

        Именно об этом «закон семи сенаторов». На мой взгляд, важнейшая его новация – презумпция добросовестности родителей при осуществлении родительских прав. Недобросовестность родителей не может быть доказана иначе как в суде. Причём, как и со всяким иным преступлением, доказывать свою невиновность и добросовестность родители не обязаны – это должен делать тот, кто подал в суд. И только после решения суда о лишении родительских прав можно забирать ребёнка из семьи. Ни в коем случае не до. А лишение родительских прав – это крайняя (и, следовательно, редко применяемая) мера правовой ответственности родителей – устанавливает законопроект. Нельзя лишать родительских прав направо и налево, просто если люди вам не нравятся, если они слишком бедны. Особенно если они просто бедны.

        Альтернативой «закону семи сенаторов» считается законопроект, согласно которому «орган опеки или орган внутренних дел, получивший информацию об угрозе жизни или здоровью ребёнка, направляет заявление о его изъятии из семьи в районный суд. А суд обязан рассмотреть заявление об изъятии ребёнка из семьи в течение 24 часов в закрытом заседании с участием прокурора и родителей. Решение суда является основанием для немедленного изъятия ребёнка у родителей, которое осуществляется судебным приставом».

        Понятно, что при таком отношении к делу отобрание будет происходить столько раз, сколько органы опеки сочтут правильным, потому что родители просто не смогут себя защитить. Сам факт обсуждения такого законопроекта означает наличие в стране серьёзного и сильного «ювенального лобби». И, возможно, у этого лобби есть заказчики. Люди, которым хотелось бы, чтобы существовал рынок усыновлений, на котором покупателями выступали бы, в том числе, и «нетрадиционные» родители.

        С момента подачи заявления до регистрационной процедуры должно пройти не менее одного месяца (кроме исключительных или уважительных обстоятельств). За этот промежуток времени молодожены должны еще раз тщательно обдумать свое решение, чтобы подтвердить его при регистрации брака.

        Одновременно сотрудники ЗАГС проверяют сведения, указанные в заявлении, а также представленные документы. Именно на этой стадии могут устанавливаться препятствия для вступления в брак, которые повлекут отказ.

        Например, должностное лицо ЗАГС может установить, что у жениха или невесты официально не расторгнут предыдущий брак, хотя заявление содержит противоположную информацию.

        Как быть, если нарушение требований закона выявлено уже после регистрации брака? Например, если срок ожидания был сокращен по уважительным причинам, сотрудники ЗАГС попросту не успеют проверить все данные. В этом случае брак может быть признан недействительным или ничтожным по иску заинтересованных лиц или уполномоченных органов (например, с таким заявлением в суд может обратиться прокурор).

        Результаты голосования показали, что многие россияне положительно реагируют на вносимые изменения. Теперь в нескольких статьях Конституции РФ закрепляются сведения, касающиеся семейных ценностей, основ брака и защиты детей. Изучить эти сведения можно в статьях. 67.1, 72 и 114.

        Основная цель внесенных изменений заключается в том, чтобы государство постоянно улучшало условия жизни семей и молодого поколения. Правительство совместно с родителями должно сосредоточиться на будущем детей, а также на их нравственном развитии. Особенно много внимания уделяется демографической ситуации, поэтому планируется увеличение мер поддержки для повышения рождаемости.

        Эксперты уверяют, что введение данных поправок сможет значительно улучшить процессы, касающиеся защиты несовершеннолетних и семей.

        К основным изменениям относится:

        Поправки в Конституцию должны вноситься регулярно, так как с течением времени меняются общественные веяния, отношения между людьми и другие особенности жизни. Поэтому необходимо периодически вносить изменения в основные нормативные акты, чтобы они соответствовали текущему уровню жизни населения.

        Особенно много обсуждений касалось однополых браков. Государство не должно вмешиваться в личную жизнь граждан, а также указывать, как нужно жить тем или иным лицам. Но при этом оно может защищать общепринятые ценности, которые способствуют сплочению населения. Поэтому сделан акцент на том, что в России брак регистрируется только между разнополыми гражданами.

        Такие изменения имеют значение для всех лиц, представленных членами какой-либо семьи, а также для граждан, которые только планируют формирование собственной ячейки общества. Около половины россиян состоят в официальных браках, причем число семей постоянно увеличивается. На основании опроса ВЦИОМ установлено, что около 90% россиян негативно отзываются о гражданском браке, поэтому для них стабильность и ответственность заключается в официальной регистрации отношений.

        В среднем российские семьи состоят из родителей и двух детей. Люди, которые занимаются воспитанием одного несовершеннолетнего, обычно планируют или просто хотят родить второго малыша.

        Женщины рожают первого ребенка примерно в 29 лет, хотя примерно 20 лет назад средний возраст, когда девушки рожали первенца, составлял 26 лет. Это обусловлено тем, что люди пытаются до рождения ребенка уделить внимание карьере, получить хорошее образование или реализовать себя в качестве предпринимателя.

        Примерно 10 лет назад граждане опасались рожать второго ребенка, так как у них отсутствовала соответствующая материальная стабильность и государственная поддержка. Но сейчас семья с двумя детьми – это норма.

        Внесенные изменения в Конституцию положительно воспринимаются чиновниками, политиками и экспертами в разных областях. Техник компании АО «УЧХОЗ «Пригородное», Любовь Блинкова заявила, что довольна решением чиновников защитить традиционные устои общества. Она уверяет, что модные в западных странах названия родителей совершенно не подходят для российских семей.

        Важно! Дети, которые воспитываются обычными родителями, смогут сделать осознанный выбор относительно создания традиционной семьи. Если же у них всегда будет пример нетрадиционного поведения родителей, то они не смогут понять, как на самом деле устроено общество.

        Молодые люди часто отказываются от ценностей семьи, поэтому заботятся исключительно о собственных интересах и желаниях. Многие вовсе отказываются заводить детей, поэтому придерживаются модного течения «чайлдфри». Если будет присутствовать государственная поддержка, то это повысит интерес молодых людей к институту семьи.

        Семейный кодекс (СК РФ) 2021, 2020

        Однако из этого принципа есть и исключения. Так, несмотря на наличие кровного родства прабабушка, прадедушка и правнук, правнучка – не являются близкими родственниками. Не являются близкими родственниками дядя, тетя и племянница и племянник, двоюродная сестра и двоюродный брат.

        С другой стороны, несмотря на отсутствие кровного родства, признаются близкими родственниками – усыновители и усыновленные, отношения между которыми тождественны отношениям детей и родителей.

        Что же касается отношений между супругами, то согласно принципу общей крови муж и жена не признаются близкой родней. Закон называет такие отношения свойством. Свояками также считается родня со стороны супруга – теща и тесть, свекровь и свекор, зять и невестка.

        Ни к одной из категорий закон не относит…

        Статья 51 Конституции РФ утверждает один из принципов уголовного права — «никого нельзя обязать свидетельствовать против самого себя, против супруга и близких родственников» — при этом указывает, что круг близких родственников определен федеральным законодательством. В первую очередь, таким законодательным актом является Семейный кодекс РФ, а также другие законодательные акты, которые мы рассмотрим ниже.

        Согласно статье 14 СК РФ, близкие родственники — это …

        • дети и родители;
        • дедушки, бабушки и внуки, внучки;
        • сестры и братья (полнородные – имеющие общих родителей, не полнородные – имеющие общего отца или мать).

        Согласно статье 25.6 КоАП РФ, к числу близких родственников относятся…

        • дети и родители;
        • усыновленные и усыновители;
        • родные сестры и братья;
        • дедушки, бабушки и внуки, внучки.

        Статья 5 УПК РФ расширяет круг близких родственников по сравнению с административным законом…

        • муж и жена;
        • дети и родители;
        • усыновленные и усыновители;
        • родные сестры и братья;
        • дедушки, бабушки и внуки, внучки.

        Согласно нормам Конституции и уголовно-процессуального законодательства, перечисленные лица имеют право отказаться от свидетельствования в следственном процессе и суде против близкой родни.

        Готовится новый закон, после принятия которого вступать в брак станет опасно

        Пункт 18.1 статьи 217 НК РФ, говоря о близких родственниках, делает отсылку к вышеупомянутой статье 14 СК РФ. Для них налоговым законодательством предусмотрены особые привилегии – доходы от сделок, совершенных между близкими родственниками, не облагаются налогом.

        Также налог не оплачивается при дарении и наследовании. Даже размер государственной пошлины, которую требуется оплатить при вступлении в наследство, зависит от степени родственной связи.

        Близкая родня оплачивает только 0, 3% (не больше 100 тыс. руб.), остальные – 0,6% (не больше 1 млн.

        руб.).

        Бывшие супруги, то есть муж и жена, которые в законном порядке расторгли брак, утрачивают всякие отношения между собой. Они больше не являются членами семьи и не имеют тех особых привилегий, которыми закон наделяет супругов (см. «Является ли наследником бывшая жена«).

        Бабушка является близкой родственницей для внука и внучки согласно статье 14 СК РФ и другим законодательным актам.

        Дедушка, так же, как и бабушка, является близким родственником для внука и внучки.

        Внук и внучка – близкий родственник для бабушки и дедушки по линии отца или матери.

        1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака.

        При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака.

        При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

        2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

        3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

        Общепринятый «брачный возраст» — 18 лет. А также это возраст наступления полной дееспособности.

        Однако, жениться и выходить замуж можно и в 16 лет. Но для этого необходимо обратиться за разрешением в орган местного самоуправления, подтвердив наличие уважительных причин.

        Самые распространенные основания снижения брачного возраста:

        • Ожидание общего ребенка;
        • Или его рождение;
        • Уже сложившиеся семейные отношения.

        Стоит отметить, что в одобрении родителей несовершеннолетних нет необходимости.


        Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *