Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет расчетов по оплате труда 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Минимальный размер оплаты труда — важный показатель, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») тоже не остался без изменений.
МРОТ подразделяется на федеральным и региональным:
Федеральный МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ. С 2021 года расчет федерального МРОТ будет производиться по новой методике — с учетом медианной зарплаты. Законодатели решили отказаться от устаревших методик и использовать международные стандарты. По новым правилам МРОТ будет привязан не к прожиточному минимуму, а к медианному доходу — доходу, относительно которого у половины населения нашей страны доходы выше этого показателя, а у другой половины — ниже. В результате применения «медианной» расчетной схемы МРОТ в 2021 году составит 12 792 руб.
Региональный МРОТ может быть принят в субъекте РФ и официально закреплен в региональном соглашении. Право субъектов РФ по установлению на своих территориях регионального МРОТ закреплено в ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального и определяется с учетом социально-экономических условий и показателей в регионе.
Применяется региональный МРОТ работодателями, работающими на территории конкретного субъекта, кроме федеральных бюджетников (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Если в субъекте не установлен региональный МРОТ, применяется федеральный показатель. Узнать конкретный размер регионального МРОТ можно в соответствующем региональном соглашении, которое обычно размещается на сайте Правительства субъекта РФ, на сайтах объединений профсоюзов и работодателей, а также публикуется в официальных печатных изданиях.
Считаем зарплату с начала года правильно
Работодателей обязали к проведению индексации заработных плат со следующего года. В противном случае речь будет идти о нарушении действующего в России трудового законодательства, предупредили в руководящем аппарате Роструда.
Подчеркнем, что повышение МРОТ на законодательном уровне под индексацией понимать не следует. Индексация должна быть обеспечена в независимости от роста МРОТ.
Зарплаты россиян должны увеличиться на уровень повышения потребительских цен на основании данных Росстата. Необходимость проведения индексации зарплат на величину темпов роста потребительских цен закреплена ст. 134 ТК РФ.
Государственные и муниципальные органы должны при этом руководствоваться трудовым законодательством и подзаконными нормативными актами, коммерческие предприятия – локальными документами (например приказ руководителя, положение об оплате труда или коллективный договор).
Это значит, что организации вне госсектора самостоятельно выбирают суммы повышения доходов работников (теоретически в 2021 году они не могут быть ниже прогнозного показателя инфляции 4%). Сроки повышения тоже будут отличаться, но в качестве рекомендованной даты можно считать 1 февраля 2021 года. С февраля Трудовая инспекция вправе проверять работодателей на предмет проведения индексации и отражения этого факта в документах.
Грамотное оформление всей документации – чрезвычайно важный момент. Работодатели, которые не проиндексируют зарплаты своему персоналу, столкнутся с серьезными штрафными санкциями.
За несоблюдение всех требований трудового законодательства, в том числе и о проведении обязательной индексации заработных плат сотрудников, работодатели и должностные лица организации несут административную ответственность.
- Если положения об индексации не установлено в коллективном договоре и в локальных нормативно-правовых актах организации, то компании грозит штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ): для должностных лиц — от 1000 до 5000 рублей; для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Если работодатель установил порядок индексации, но при этом заработная плата сотрудников не пересматривалась, во время проверки инспекции он получит предписание полностью произвести доплату работникам не только той суммы, которая должна быть выплачена в результате индексации. Ему придется выплатить и проценты по сумме в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый просроченный день (ст. 236 ТК РФ). Оштрафуют и тех работодателей, которые самостоятельно установили индексацию заработной платы ниже, чем устанавливается отраслевым соглашением при условии, что оно на организацию распространяется.
Поскольку порядок индексации в законодательстве не определен, предлагаем работодателям действовать по следующему алгоритму.
Шаг 1. Проверка локальных актов.
Например внесение соответствующего пункта в положения об оплате труда или коллективный договор. Все положения об индексации должны быть закреплены в локальных актах.
Шаг 2. Подготовка приказа об индексации.
Локальные акты содержат правила индексации, но самого их наличия недостаточно. Бухгалтерии необходим организационно-распорядительный документ, который будет основанием для изменения начислений. В таком документе указывают рассчитанный коэффициент и дату повышения. Обычно это приказ руководителя организации о проведении индексации.
Шаг 3. Расчет новых начислений.
Бухгалтерия рассчитывает выплаты, которые подлежат увеличению, с учетом коэффициента индексации. Информацию о том, какие выплаты подлежат пересчету, а какие не подлежат, бухгалтер берет из локальных документов.
Шаг 4. Изменение штатного расписания.
Новые оклады и размеры других выплат необходимо указать в штатном расписании. Можно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание или об утверждении штатного расписания в новой редакции.
Шаг 5. Дополнительные соглашения.
Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ (далее — Закон № 372-ФЗ) с 2021 года введена прогрессивная шкала ставок при налогообложении НДФЛ. Для резидентов РФ установлены следующие ставки НДФЛ:
- 13 процентов – с суммы доходов в пределах 5 млн рублей за налоговый период (год),
- 15 процентов – с суммы доходов, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (год).
Таким образом плательщиками НДФЛ по ставке 15% с 01.01.2021 года признаются физические лица, отвечающие следующим условиям:
- Являются налоговыми резидентами РФ.
- Официально трудоустроены в России, либо получают иные вознаграждения по ставке 13%.
- Подпадают под обложение доходов по ставке 13%.
- Доход за календарный год превышает установленный предельный лимит в 5 миллионов рублей.
По задумке законодателя, увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15 % в отношении доходов граждан, превышающих 5 млн рублей за год, приведет к дополнительному поступлению налога в размере 60 млрд рублей в год. Зачисляться эти суммы будут в федеральный бюджет и по поручению Президента РФ от 08.07.2020 № Пр-1081 направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями.
Расчет НДФЛ с начала 2021 года осуществляем так: пока сумма выплат в пользу сотрудника с начала года не превысит 5 млн руб., работодатель должен начислять НДФЛ в обычном порядке по ставке 13%. Если же годовой доход работника стал больше 5 млн руб., то НДФЛ нужно считать как сумму 650 тыс. руб. с 5 млн руб. и 15% с суммы превышения.
С выплат работникам работодатели должны уплачивать страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и на травматизм. При этом ежегодно Правительство РФ устанавливает размер предельной базы для начисления страховых взносов. Тариф взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от того, превысил ли доход работника, исчисляемый нарастающим итогом с начала года, предельную базу для начисления страховых взносов или нет (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ):
- с выплат, не превышающих предельную базу, тариф составит 22%;
- с выплат, превысивших установленный лимит, тариф будет 10%.
По общему правилу тариф взносов на ВНиМ (страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства) установлен в размере 2,9% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ). Так вот, если доходы работника, рассчитанные нарастающим итогом с начала года, не превысят установленный лимит, то взносы с этих доходов исчисляются по данной ставке. А с доходов, превышающих предельную базу для начисления взносов на ВНиМ, взносы попросту не начисляются.
Правительство РФ постановлением от 26.11.2020 № 1935 утвердило предельные величины базы для расчета пенсионных взносов и взносов на социальное страхование на случай ВНиМ.
Они составляют:
- в отношении взносов на пенсионное страхование – 1 465 000 руб.;
- в отношении взносов на социальное страхование – 966 000 руб.
Напомним, что в отношении взносов на обязательное медицинское страхование и взносов травматизму предельный размер базы законодательно не предусмотрен.
Эти взносы рассчитываются со всей величины выплат в пользу физлица
Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?
Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.
Пример (доход 100 000 тенге)
Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год
Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.
Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).
100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ВОСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Расчет ИПН
Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.
100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;
45 500 * 10% = 4 550 тенге.
Расчет СО
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).
100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;
90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.
Расчет СН
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.
100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;
88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;
8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге
Расчет ООСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
||
ОПВ |
100 000 * 10% |
10 000 тенге |
100 000 * 10% |
10 000 тенге |
ИПН |
(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10% |
4 750 тенге |
(100 000 – 10 000 – 2 000 – 42 500) * 10% |
4 550 тенге |
СО |
(100 000 – 10 000) * 3,5% |
3 150 тенге |
(100 000 – 10 000) * 3,5% |
3 150 тенге |
СН |
100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО) |
5 305 тенге |
100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО) |
5 210 тенге |
ООСМС |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
ВОСМС |
100 000 * 1% |
1 000 тенге |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
За счет работодателя |
10 455 тенге
|
10 360 тенге
|
||
За счет работника
|
15 750 тенге
|
16 550 тенге
|
||
Сумма «на руки»
|
84 250 тенге
|
83 450 тенге |
С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек. Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника. То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.
Пилотный проект по запуску прямых выплат из ФСС стартовал 2011 года и развивался поэтапно — каждый год к нему подключились новые регионы.
Проект предполагает, что работодатель самостоятельно рассчитывает пособие, но перечисляет лишь те суммы, которые выплачиваются за его счет — например, больничные за первые три дня.
Далее работодатель отправляет заявление ФСС, а выплату причитающейся суммы за счет ФСС выплачивает непосредственно сам фонд.
Данный курс соответствует требованиям профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 21.02.2019 № 103н!
Учёт труда и зарплаты – один из основных участков бухгалтерского учета. На занятиях вы узнаете, какие системы, виды и формы оплаты труда бывают и как учитывать рабочее время. Обучение построено на практических примерах. Так, под руководством преподавателя вы осуществите приём на работу в организацию и увольнение сотрудников и другие типичные операции по данному участку.
Практика доказывает, что 20% ошибок, которые допускают бухгалтеры, касаются расчета зарплаты сотрудников. Чтобы вы таких ошибок избежали, Центр «Специалист» предлагает вам обучение на курсе «Расчеты с персоналом по оплате труда в 2021 г.».
На курсе вы узнаете о наиболее важных изменениях, которые произойдут в 2021 году по расчетам с персоналом организации. Новое в расчете зарплаты, изменения в уплате страховых взносов, особенности удержания НДФЛ, сложные вопросы расчета пособий. Преимущество нашего курса – все актуальные вопросы по расчетам за короткий срок! Получение фундаментальной теоретической базы для дальнейшей работы бухгалтером по зарплате.
За последние годы процедура расчета заработной платы претерпела серьезные изменения. Это касается страховых взносов, методов расчета НДФЛ и средней зарплаты, ведение учета по затратам на командировки, хозяйственным нуждам и другое. Все эти изменения, действующие в 2020 году, полностью отражены в программе курса. На занятиях вы в простой и доступной форме освоите проведение расчетов с персоналом по заработной плате и страховым взносам, выполните практические задания на основе реальных данных.
Вы узнаете, как организовать учет личного состава и рабочего времени, научитесь учитывать отработанное и неотработанное время, получите алгоритмы расчета оплаты труда по различным основаниям, вычетов и удержаний из заработной платы, расчета по больничным листам, ознакомитесь с новыми правилами расчета страховых взносов.
В курсе познакомитесь с правилами бухгалтерского и налогового учета расходов на зарплату и страховых взносов. Вы узнаете, как обновить учетную политику в разделе «Учет труда и зарплаты».
Курс предназначен для специалистов, имеющих навыки бухгалтерского учета и желающих работать на участке по расчету заработной платы: практикующих или начинающих бухгалтеров, бухгалтеров, планирующих возобновить профессиональную деятельность после длительного перерыва, студентов старших курсов профильных вузов.
Курс также будет чрезвычайно полезен руководителям и менеджерам коммерческих предприятий, индивидуальным предпринимателям и собственникам бизнеса, руководителям финансово-экономических и административных подразделений (служб).
По окончании курса начинающий бухгалтер или бухгалтер-практик смогут самостоятельно вести участок «Заработная плата» в бухгалтерии предприятия. Курс будет интересен также кадровым работникам и юристам.
Гарантия: ответы лектора на ВСЕ вопросы, присланные заранее.
Восемь изменений в работе с сотрудниками в 2021 году
- Понятие нормирования и оплаты труда.
- Элементы организации труда и ее формы.
- Изменения трудового и налогового законодательства на 2020-2021 год.
- Новый МРОТ и минимальный размер зарплаты в 2021 году.
- Правила расчета зарплаты и стимулирующих выплат по разным системам.
- Правила ведения табелей учета рабочего времени.
- Организация учета личного состава и рабочего времени.
- Правила бухгалтерского и налогового учета расходов на зарплату и страховых взносов в 2021 году.
- Как обновить Учетную политику в разделе «Учет труда и зарплата».
Специалисты, обладающие этими знаниями и навыками, в настоящее время крайне востребованы.
Большинство выпускников наших курсов делают успешную карьеру и пользуются уважением работодателей.
Узнать больше
Требуемая подготовка: Успешное окончание курса Бухгалтерский учет 2021. Теория и практика или эквивалентная подготовка.
Для определения уровня предварительной подготовки рекомендуем Вам пройти бесплатное тестирование.
Узнать больше
Данный курс вы можете пройти как в очном формате, так и дистанционно в режиме онлайн . Чтобы записаться на онлайн-обучение, в корзине измените тип обучения на «онлайн» и выберите удобную для вас группу.
Чем онлайн-обучение отличается от других видов обучения?
Сортировать:
Режим обучения
Преподаватель
Место обучения
Сбросить
Дата
19.03.2021
25.03.2021
Режим обучения
ежедневно вечер
18:30 — 21:30
Открытое обучение
Очно и онлайн
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
Изменения в расчете заработной платы 2021
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к ��рудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в ��роцентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Стандарт «Выплаты персоналу» упорядочит учет выплат работникам с 2021 года
С 1 января 2021 года все сотрудники, которые первый раз в жизни устраиваются на работу, будут получать только электронную трудовую книжку. Остальные должны сделать выбор до конца этого месяца. Можно либо оставить бумажную версию, либо перейти на электронную.
— Второе важное изменение коснётся удалённых сотрудников. С 1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, которые регулируют дистанционную работу. В пандемию появился ряд проблем. Например, не было механизмов электронного взаимодействия сотрудника и работодателя. Поправки дают право проводить как постоянный, так и временный (до шести месяцев) перевод на дистанционный труд. К тому же можно использовать смешанный вариант, — рассказал председатель комиссии по социально-трудовым спорам Московского отделения Ассоциации юристов России Павел Андреев.
Здесь важно отметить, что работодатель в случае чрезвычайных ситуаций получит право переводить сотрудников на удалёнку без их согласия. Как пояснил эксперт Moscow Digital School Павел Лавренков, это положение распространяется и на эпидемии. Правда, работодатель должен обеспечить сотрудников всем необходимым оборудованием. Более того, в законе чётко указывается, что перевод на удалённую работу не может быть основанием для понижения зарплаты. Правила увольнения тоже станут понятнее. Если сотрудник не выходит на связь более двух дней, то работодатель сможет расторгнуть с ним трудовой договор.
Как пояснил старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников, по сути увольнять удалённых сотрудников будут так же, как и офисных. Сейчас расторгнуть договор с дистанционным работником гораздо проще. По словам юриста, для этого достаточно соблюдения одного или нескольких условий. Например, у работодателя просто нет достаточного объёма работы для удалёнщика или он решил изменить стратегию развития предприятия.
— При этом офисного сотрудника уволить без его желания очень и очень сложно. Для этого работнику необходимо иметь прогулы, дисциплинарные взыскания. Либо его квалификация не должна соответствовать занимаемой должности, но такое решение может вынести лишь специальная аттестационная комиссия. Разорвать же отношения с удалёнщиком не составляет труда. Грубо говоря, просто достаточно того, что работодатель не желает продолжать сотрудничество. Законопроект, который должен вступить в силу с 1 января, устраняет эту несправедливость. Документ особенно актуален в свете того, что не все компании планируют в полном составе вернуться в офисы. Часть сотрудников так и продолжит трудиться дистанционно, — отметил Петр Гусятников.
Также, пояснил юрист, удалёнщик больше не должен будет указывать в договоре адрес своего рабочего места. Предполагается, что он может работать где угодно, лишь бы был результат.
— До 31 марта продолжится эксперимент по переходу на электронный документооборот. Этот механизм уже тестируется в ряде крупных компаний. Кадровые документы переводят в электронный формат. На бумажных носителях они не дублируются. Если этот эксперимент будет признан удачным, то в новом году будет принят отдельный закон об электронном кадровом документообороте. Соответствующие поправки будут внесены и в ТК, — пояснил Павел Андреев.
С 1 января 2021 года на 5,5% планируется увеличить минимальный размер оплаты труда. Он составит 12 790 рублей. В 2020 году МРОТ был установлен на уровне 12 130 рублей.
— Это означает, что некоторым сотрудникам работодатели должны будут поднять заработную плату на 5,5% с нового года. Тех, кто этого не сделает, ждёт штраф до 50 тыс. рублей. Также с 1 января 2021 года на 5,5% будет увеличен максимальный размер выплаты по больничному листу. Сейчас он составляет 2301,37 рубля, а с 1 января будет 2434,25. Это максимальная выплата, которую может получить сотрудник за один день больничного, какой бы высокой ни была его зарплата. Чтобы получить такую сумму, средняя заработная плата работника должна быть на уровне 53 тыс. рублей в месяц, а страховой стаж — более восьми лет, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.
Также со следующего года планируется ввести минимальный почасовой размер оплаты труда. Он составит 150 рублей в час. На данный момент, если считать из обычного МРОТ, почасовая ставка составляет примерно 70 рублей. Стоит отметить, что документ ещё не принят и находится на рассмотрении в Госдуме.
— Использовать почасовой МРОТ можно будет при выплатах сотрудникам, которые работают по срочным трудовым договорам на условиях неполного рабочего времени. Если проект утвердят, то применять почасовой МРОТ нужно будет при расчёте зарплаты уже с января 2021 года. Новый минимум будут индексировать каждый год с учётом инфляции, — уточнила член Ассоциации юристов России Ольга Турунина.
В первую очередь определим ситуации, из-за которых сотрудники отсутствуют на рабочем месте:
- болезнь;
- отпуск;
- командировка;
- учеба;
- отпуск без сохранения заработной платы;
- неуважительные причины (прогул);
- простой.
Формула, как считается зарплата по окладу в январе 2021 года в случае отклонения:
Зарплата = месячный должностной оклад / количество рабочих дней × количество отработанных дней.
Секретарь ушла в отпуск с 10.01 и отсутствовала на рабочем месте 11–18 (вышла на работу 19), следовательно, рабочих дней 9. Вот как будет насчитываться зарплата «бюджетнику» если он пойдет в отпуск с 10 января 2021:
1. Определяем месячный должностной оклад: 20 000 руб.
2. Высчитываем размер отпускных: 5000 руб.
3. Рассчитываем, как производится оплата по среднему в январе 2021 года: 20 000 / 15 дн. × 9 дн. = 12 000 руб.
Общий январский доход Ивановой составит: 12 000 + 5000 = 17 000 руб.
Если заработная плата работника исчисляется исходя из часовой ставки, то расчет производят по формуле:
Зарплата = должностной оклад / норма часов в месяце × количество отработанных часов
Как рассчитать, если сотрудник работал в праздники
Январские праздники продлятся с 1 по 8 число, к ним прибавятся два выходных — 9 и 10 января — для тех, кто на пятидневке. Трудящиеся на шестидневке выходят на работу в субботу, 09.01.2021. Если работнику пришлось трудиться в праздники, то наниматель обязан оплатить труд в повышенном размере либо предоставить дополнительный день отдыха.
По ст. 153 Трудового кодекса РФ оплата работы в выходные и праздники производится не менее чем в двойном размере.
Если работник выбрал дополнительный день отдыха, рассчитывать доплату за труд в праздники все равно придется.
Бухгалтер трудилась в январские праздники, с 4 по 6 число. Отгулы не предоставлялись, отработан весь месяц. Вот как считать зарплату за январь 2021 года с учетом праздников:
1. Определить оклад бухгалтера: 45 000 руб.
2. Узнать стоимость одного праздничного дня: 45 000 / 15 дн. × 2 = 6000 руб.
3. Рассчитать доплату за праздники: 6000 × 3 дн. = 18 000 руб.
Общий доход составит 45 000 + 18 000 = 63 000 руб.
Если сотрудник отработал только половину праздничного дня, то рассчитывайте доплату исходя из фактически отработанного времени.
Изменим условия примера и сделаем расчет для бухгалтера, если бы он взял три отгула. Рассмотрим, как начисляется зарплата за январь с учетом праздничных дней по окладу:
1. Вычисляем доплату за труд в новогодние каникулы: 18 000.
2. Производим расчет оклада: 45 000 / 15 дн. × 16 дн. = 48 000.
3. Определяем общий январский доход: 18 000 + 48 000 = 66 000.
Если сотрудник отработал в праздник только полдня, ему положен полный день отдыха. Такие разъяснения содержатся в письме Роструда №731-6-1 от 17.03.2010.
Расчеты с персоналом по оплате труда в 2021 г.
С начал 2021 года действует новый порядок выплаты заработной платы. Он зафиксирован в Трудовом кодексе на основе писем Минтруда России «О днях выплаты заработной платы».
Согласно новым положениям не реже чем каждый пол месяца выплачивается часть зарплаты.
Дата законом не уточняется. Это может быть 1 и 15 числа каждого месяца, или 3 и 18. Главное, чтобы промежуток времени между двумя выплатами не превышал 15 календарных дней.
Небольшие не состыковки возможны в том случае, если расчетный день выплат попадает на выходной день. Таким образом, выплаты должны осуществляться 2 раза за месяц.
Крупные организации могут устанавливать разные даты выплат зарплаты для различных подразделений.
Главное, чтобы в отношении каждого сотрудника выдерживались установленные по нормативу сроки.
Минимальный размер оплаты труда или МРОТ – это величина, ниже который заработная плата сотрудника быть не может. Однако, расчет этой суммы проводится без учета налогов и сборов.
Также эта сумма может включать премии, надбавки и вознаграждения. Однако, размер этого показателя не учитывает районные коэффициенты или «северные» надбавки.
С 1 января 2021 года размер минимальной оплаты труда в среднем по стране составляет 14 518 рублей в месяц. Оплата сотруднику за полный рабочий день меньше этой суммы является нарушением закона.
Если рассчитать, какая минимальная сумма может быть выдана на руки сотруднику на полной рабочей неделе, получим сумму: 14 518 – 13% (ставка НДФЛ) = 12 630,66 рублей.
Самый простой случай расчета заработной платы — по окладу.
В формуле, без пропусков отработанных дней, учитываются четыре основных параметра:
- Базовую ставку оклада;
- Налог на доходы физических лиц – 13%;
- Число фактически отработанных дней;
- Премии и надбавки (могут начисляться в зависимости от фактически отработанного времени или нет).
Чтобы понять, как рассчитать среднемесячную заработную плату, нужно использовать следующую формулу:
((Оклад * Фактически отработанные дни) / Количество рабочих дней в месяце) + Премии и надбавки) * (1 – ставка НДФЛ)
Для тех, кто не любит считать, на просторах Интернета предлагаются калькуляторы расчетов заработной платы по окладу.
Рассмотрим следующий пример:
При 5-ти дневной рабочей неделе оклад составляет 20 000 рублей. Расчет проводится за сентябрь 2020 года.
Очень часто в расчетах (больничный, отпуск, отгул и т.д.) используется понятие средней заработной платы.
Эта величина представляет собой средний дневной доход за определенное время (обычно предыдущий год).
В этот параметр включаются выплаты, которые предусмотрены в организации в рамках оплаты труда сотрудников, в том числе премии бонусы, иные выплаты, согласованные нанимателем и облагаемые по ставке НДФЛ.
К расчету не берутся:
- выплаты по больничным листам;
- начисленная отпускная премия;
- выплаты по декретному отпуску;
- командировочные расходы сотрудника;
- социальная помощь;
- единовременные подарки и одноразовые вознаграждения.
Чтобы рассмотреть, как рассчитать среднюю заработную плату, используют формулу:
Фактический заработок за период / Фактически отработанное количество дней.
Рассмотрим пример того, как рассчитать среднемесячную заработную плату.
В случае, если работник отсутствовал на рабочем месте по вине работодателя, это называется вынужденным прогулом.
Эта ситуация может возникнуть по ряду причин:
- неграмотно составленное увольнение;
- нарушение сроков выдачи трудовой книжки и наличие ошибок в ней;
- оформление документов в неправильную дату или задним числом;
- перевод на другую должность без уведомления сотрудника.
Время, потерянное на решение спорных вопросов, оплачивается со стороны работодателя в соответствии со среднегодовой заработной платой за последние 12 месяцев.
Расчет компенсации за время вынужденного прогула основывается на количестве упущенных рабочих дней, а не календарных.
Допустим, что сотрудника неправомерно уволили 1 октября 2020 года. Обратившись в суд, он выиграл иск и был восстановлен в должности 2 декабря этого же года.
Суд постановил выплатить компенсацию за вынужденный прогул со стороны работодателя.
В зарплате за новогодние каникулы потерять никто не должен. В январе зарплата меньше не будет ни у тех, кто работает за повременную оплату, ни у тех, кто получает сдельно. Рассчитывается она в таком порядке:
- при окладной системе выплачивается полная январская зарплата без уменьшения на дни, приходящиеся на период с 01.01.21 по 10.01.21;
- сколько получит сотрудник за период работы с 1 января по 15 января при сдельной или почасовой зарплате — ему полагаются дополнительные суммы за все дни, приходящиеся на нерабочие январские дни, размер таких выплат устанавливается внутренними актами, трудовым или коллективным договором.
Для «окладников», которые отработали весь месяц, итоговая заработная плата за январь не изменится по сравнению с другими расчетными периодами. Бухгалтерия начислит оклад полностью. Если он 35 000 рублей, человек их и получит. Среднедневной заработок окажется выше, так как в первом месяце года всего 15 рабочих дней. Для тех сотрудников на окладе, которые болели или ушли в отпуск в январе, заработок окажется существенно меньше — за каждый пропущенный день они будут терять больше.
«Почасовики» тоже не теряют в зарплате в коротком месяце, если отработали его полностью. Для них высчитывается не среднедневной заработок, а почасовая ставка. Но она имеет значение только в том случае, если месяц отработан не полностью. Тогда заработок существенно уменьшится, ведь при небольшом количестве рабочих часов (всего 120) почасовая ставка выше, чем обычно.
Тогда работникам на окладе за работу в любой из указанных дней в расчет заработной платы за январь 2021 с учетом праздничных дней дополнительно к месячному окладу включается доплата за каждый день, перечисленный в ст. 112 ТК РФ, в который он выполнял трудовые обязанности. Сумма доплаты зависит от двух условий:
- Превысил работник месячную норму рабочего времени или нет:
- если месячная норма не превышена, то сверх установленного оклада полагается доплата в размере не менее дневной или часовой ставки или оклада за день или час работы;
- если трудясь в новогодние каникулы, он превысил установленную месячную норму труда, то начисление зарплаты за январь 2021 года должно включать доплату в двойном размере дневной или часовой ставки или части оклада за день или час работы.
- Планирует человек брать отгул или плату за то, что он трудился в такие дни. Заявление на отгул предоставляется в бухгалтерию до конца месяца, в котором отработаны выходные (праздничные) дни. Если за работу в такие дни сотрудник берет отгул, то доплата осуществляется в одинарном размере, дни отгулов не оплачиваются (ч. 3 ст. 153 ТК РФ).
В письме №14-1/В-725 от 10.08.17 Минтруд высказал свою позицию по порядку выплаты части зарплаты за первую половину месяца и уточнил, как рассчитать аванс сотруднику за январь 2021 года:
В расчет аванса берут не только оклад, но и все надбавки, доплаты и компенсации за отработанное время, размер которых не зависит от результатов работы за месяц: компенсационные выплаты за работу в ночное время, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие.
Итоговая сумма аванса зависит от того, отработан целый месяц или его часть: размер выплаты такой же, если человек отработал период как обычно. Но январский первый аванс меньше второго. Это связано с тем, что оплачиваются только отработанные дни. Зато вторая часть заработка окажется существенно больше.
С целью организации бухучета труда и зарплаты на предприятии в учетной политике прописывается, какие формы первичных документов для этой цели будут использованы. При этом со вступлением в силу закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ использование унифицированных форм перестало быть обязательным.
Но многие бухгалтеры при организации учета оплаты труда на предприятии отдают предпочтения формам первичных документов, утвержденным постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Первичной документацией по учету движения персонала являются приказы (о приеме на работу, увольнении, переводах, предоставлении оплачиваемого отпуска и т. д.). Для каждого принятого на работу сотрудника заводится личная карточка и открывается персональный лицевой счет.
На лицевой счет, открываемый, как правило, на год, заносятся данные о начисленной и выплаченной зарплате, суммах удержаний и вычетов. Данные в лицевые карты переносятся из табелей учета рабочего времени, листов нетрудоспособности, нарядов на выполнение сдельной работы, приказов (о произведении удержания или начислении премии) и проч.
О порядке организации первичного бухучета на предприятии можно узнать из статьи «Порядок организации первичного бухгалтерского учета».
В связи с тем, что затраты по зарплате отражаются в себестоимости произведенной продукции, начисление зарплаты проводится по сч. 70 в корреспонденции со счетами:
- 20 (23, 25, 26, 29) — для производственных предприятий (в зависимости от структурного подразделения, где занят сотрудник);
- 44 — для торговых предприятий.
Бухучет заработной платы и удержаний из нее должен также наглядно отражать сумму к выплате работникам на руки. В связи с этим начисленные по дебету сч. 70 суммы заработной платы будут уменьшены.
Из зарплаты всех сотрудников в обязательном порядке удерживается НДФЛ — с этой целью делается проводка Дт 70 Кт 68.
Выплата зарплаты (без НДФЛ и удержаний по исполнительным листам и др.) производится через кассу или путем перечисления средств на карточный счет сотрудника. При выдаче зарплаты сч. 70 корреспондирует со сч. 50 (51).
О том, как перечисляется зарплата на карту, вы сможете узнать из статьи «Порядок перечисления зарплаты на банковскую карту».
Из оплаты труда удерживаются налог на доходы физических лиц, алименты, профвзносы, суммы за неотработанные дни отпуска при увольнении сотрудника, прочие суммы по исполнительным листам, по решению работодателя, по заявлению сотрудника. От их вида зависит бухучет — заработная плата, начисленная за месяц, уменьшается на сумму удержаний. Отражается это проводкой по дебету счета 70.
Размер удержаний ограничен (ст. 138 ТК РФ) и в общем случае не должен превышать 20 % суммы, причитающейся к выплате работнику. Обязательные удержания (по исполнительным листам) могут составлять до 50 % от выплачиваемой суммы. В исключительных случаях допускается удержание до 70 %, например при выплате алиментов на несовершеннолетних или возмещении убытков, нанесенных преступлением.
Заработную плату работодатель обязан выплачивать не менее двух раз в месяц (ст. 136 ТК РФ):
- за первую половину месяца — не позднее последнего дня текущего месяца. Определяется пропорционально времени, которое сотрудник фактически отработал;
- за второю половину — не позднее 15 числа. Определяется по формуле:
Как рассчитать зарплату за январь 2021 года — держите легкую формулу!
Когда соискателя оформляют на работу, то с ним обязательно оговаривают, согласовывают размер будущего заработка. Речь идет, в первую очередь, об окладе – фиксированной сумме выплаты, которую прописывают в трудовом соглашении. Между тем это вовсе не значит, что именно эту сумму будут всегда платить работнику. На самом деле она может быть меньше либо гораздо больше.
Окончательная сумма выплаты, которую получает работник на руки, зависит от разных факторов. При ее калькуляции бухгалтерия учитывает следующее:
- К зарплате (фиксированному окладу) персонала могут добавлять надбавки, премиальные, районные коэффициенты и прочие обоснованные дополнительные суммы.
- С заработка работника обязательно удерживают НДФЛ (подоходный налог). Для резидентов РФ его калькулируют по ставке 13%.
- Работник может иметь обязательства по платежам (по алиментам, возмещению ущерба, излишним суммам, начисленным из-за счетных ошибок, и т. д.).
- Страховые общеобязательные взносы платит за каждого работника налоговый агент (наниматель) из своих средств. Их из заработка не высчитывают.
Что касается районных коэффициентов, то их устанавливают только в местностях с особыми климатическими условиями (Дальний Восток, юг Восточно-Сибирского экономического р-на, Крайний Север и иные идентичные ему р-ны). Например, в Бурятии на сегодня он равен 1,2, а на Алтае – 1,4. Основание: ст. 146, а также ст. 148 и ст. 316 ТК РФ.
Районные коэффициенты добавляются практически ко всем доходам работника (окладу, МРОТ, ставкам и др.), кроме отпускных, разовой мат. помощи либо премии. Не начисляют их также к командировочным (суточным) и «северным» надбавкам.
С учетом вышесказанного каждая часть зарплаты (первая, авансовая, и вторая, оставшаяся часть) рассчитывается и выплачивается отдельно. Таким образом, при калькуляции первой части выплаты (авансового платежа) в расчет принимают, помимо оклада, все доплаты, причитающиеся работнику. Вся сумма, которая подсчитывается за месяц, разделяется пропорционально выработанным дням. При калькуляции второй, оставшейся части, зарплаты учитывают все суммы, в том числе те, которые при подсчете аванса во внимание обычно не принимают.
Формирование и подсчет аванса к выплате имеет ряд особенностей. Для целей калькуляции одни суммы выплат, причитающихся работнику, учитывают, а другие – нет. Именно этот фактор лежит в основе всех авансовых подсчетов и является доминирующим.
Что учесть при калькуляции аванса | Какие суммы не включают в базу авансового расчета |
Число дней, отработанных за первую половину конкретного месяца;
фиксированный оклад; надбавки, доплаты и остальные обоснованные начисления (за работу по ночам, за превышение объемов и т. п.) |
Период нахождения в отпуске и время болезни (пребывания на больничном);
ежемесячные премиальные и тому подобные поощрительные выплаты |
Собственно калькуляция аванса (если никаких доплат за месяц не было) производится по стандартной формуле: сумма оклада / суммарное число раб. смен (дней) за месяц * число раб. смен (дней), отработанных за первую половину месяца (с 1 по 15 число). Т. е. если работнику, условно говоря, установлен оклад 30 тыс. рос. руб., и в текущем месяце от отработает из 21 раб. смены всего 11, то калькуляция производится так: 30 000 / 21 * 11 = 15 714 рос. руб.
Соответственно, если к данному фиксированному заработку добавляют оплату, например, за превышение объемов работ, то это нужно учитывать в расчетах. Для сравнения. Если фиксированный оклад по трудовому соглашению равен 30 тыс. рос. руб., а сотрудник выполняет в текущем месяце работу за временно отсутствующего работника, то аванс калькулируют следующим образом. Допустим, за превышение объемов выполняемой работы ему назначили доплату 50% от оклада. Всего в месяце 21 раб. смена, а за авансовый период, как предполагается, он отработает из них 11. Тогда калькуляция аванса производится так: 30 000 + (30 000 * 50%) / 21 * 11 = 23 571 рос. руб.
Таким образом, из приведенных выше подсчетов следует, что при получении одного оклада аванс составляет 15 714 рос. руб., а при добавлении к нему доплаты за дополнительные объемы работ выплата увеличивается до 23 571 рос. руб.
Редактор издательства «Профи» Разумовская Снежана Бориславовна получает ежемесячно оклад 50 000 рос. руб. Доплат, премиальных и прочих выплат за август ей не назначали. Необходимо подсчитать сумму зарплаты за август.
Что учесть при калькуляции | ||
1 | 2 | 3 |
Сумму фиксированного оклада: 50 тыс. рос. руб. |
Число раб. дней в августе 2021 г. (по производственному календарю): 22 |
Из них полностью отработанных редактором Разумовской С. Б.: 20 раб. дн. (т. к. работнице предоставляли 2 неоплачиваемых отгула) |
Отсюда следует, калькулировать месячную сумму зарплаты нужно так: 50 000 / 22 * 20 = 45 454 рос. руб. Из данной суммы удерживают НДФЛ размером: 45 454 * 13% = 5 909 рос. руб.
Итого на руки редактор Разумовская С. Б. за август 2021 г. получит: 45 454 – 5 909 = 39 545 рос. руб.
Вопрос №1: Ученый секретарь получает ежемесячно оклад 20 тыс. рос руб. С 15.08.2021 оклад ему повысили до 25 тыс. рос. руб. Как скалькулировать зарплату за август с учетом повышения оклада?
Подсчитывать нужно все по-отдельности: сначала сумму зарплаты по одному окладу, а затем сумму выплаты по второму. Затем два полученных показателя просто суммировать, и получится заработок за август.
На практике это выглядит следующим образом. Всего рабочих дней в августе 22. Из них за 11 отработанных дней (с 01.08.2021 по 15.08.2021) заработок рассчитывают по окладу 20 тыс. рос. руб. За остальные раб. дни, с 15.08.2021 по 31.08.2021 (их тоже 11), подсчет ведется по окладу 25 тыс. рос. руб.
Подсчет первой суммы (по окладу 20 тыс. рос. руб.): 20 000 / 22 * 11 = 10 000 рос. руб.
Подсчет второй суммы (по окладу 25 тыс. рос. руб.): 25 000 / 22 * 11 = 12 500 рос. руб.
Подсчет суммы заработка за весь август 2021 г.: 10 000 рос. руб. + 12 500 рос. руб. = 22 500 рос. руб.
Следует помнить, что из этой суммы нужно удержать НДФЛ (22 500 * 13% = 2 925). Итого на руки за вычетом подоходного налога ученый секретарь получит: 22 500 – 2 925 = 10 575 рос. руб.
Вопрос №2: Оклад главного технолога за месяц составляет 50 тыс. рос. руб. К нему каждый месяц добавляют премиальные (25% от оклада). Как подсчитать сумму зарплаты за июль 2021 г. с учетом премии? За июль по факту им отработано всего 20 раб. дн.
В июле 2021 г. всего 23 раб. дня. Сначала нужно подсчитать сумму премиальных, затем суммировать ее с окладом и, наконец, рассчитать зарплату за отработанные по факту дни в июле 2021 г.
Подсчет премиальных: 50 000 * 25% = 12 500 рос. руб.
Суммирование оклада и премии: 50 000 рос. руб. + 12 500 рос. руб. = 62 500 рос. руб.
Подсчет зарплаты за отработанные главным технологом по факту дни в июле 2021 г.: 62 500 рос. руб. / 23 * 20 = 54 347 рос. руб.
Удержание НДФЛ с зарплаты: 54 347 рос. руб. * 13% = 7 065 рос. руб. Итого, главный технолог получит за июль 2021 г.: 54 347 рос. руб. – 7 065 рос. руб. = 47 282 рос. руб. Следует учесть, что кто калькуляции произведена без округлений.
В СУ содержатся сведения по общим признакам собственности, ее источникам, различным процессам хозяйственного значения. Синтетическим является основной счет, а также второй, называемый субсчетом. Последующие счета будут называться аналитическими. Не все счета синтетического типа содержат в себе субсчета. Иногда конкретизация операции выполняется посредством аналитических инструментов.
Нужно сказать, что СУ и АУ неразрывно связаны между собой. Объясняется это следующими факторами:
- Операции выполняются на основании одних и тех же первичных документов.
- В счетах речь идет об одних и тех же объектах, однако в аналитическом учете они детализированы.
- И на СУ, и на АУ есть показатели кредита, дебета и сальдо.
- Сальдо по аналитическому учету аналогично сальдо синтетического учета.
Но есть и отличия. СУ позволяет быстро получить требуемые сведения общего характера. АУ помогает их детализировать. То есть оба метода дополняют друг друга.
Рассчет заработной платы в 2021 году с примерами
Рассмотрим типовые проводки СУ:
- ДТ 20, 44, 69 КТ 70 – начисления на основании больничного листа.
- ДТ 84 КТ 70 – выдача дивидендов.
- ДТ 70 КТ 68 – вычет из зарплат НДФЛ.
- ДТ 70 КТ 50 и 51 – выдача зарплаты.
- ДТ 70 КТ 76 – депонирование зарплаты.
Данные проводки применяются наиболее часто.
Аналитические методы ведутся на 70 счету. Их особенность – отдельное ведение счета на каждого сотрудника. Данный метод позволяет детализировать каждую из операций. Его функция – возможность получения информации о выплатах по каждому работнику. К примеру, бухгалтер в любой момент может получить сведения о дате и размере отчислений конкретному сотруднику. К примеру, выдача больничных, премиальных.
Для аналитического учета используется счет 70 «Расчеты с персоналом». Обычно к нему открываются различные субсчета. Требуются они для детализации. Можно выделить следующие субсчета:
- 70-1 «Расчеты со штатными работниками предприятия».
- 70-2 «Выплаты сотрудникам, работающим по совместительству».
- 70-3 «Выплаты работникам, сотрудничающим с предприятием на основании гражданско-правовых договоров.
По кредиту счета отображаются следующие пункты:
- Зарплата (корреспонденция – счета по затратам на производство).
- Выплата отпускных и вознаграждений из сформированного резерва (счет 96 «Резервы будущих расходов»).
- Начисление пособий по социальному страхованию пенсий и прочих расходов подобного типа (корреспонденция – счет 69 «Расчеты по соцобеспечению»).
- Выплаты аукционерам (корреспонденция – «Прибыль, которая не была распределена»).
В дебете счета 70 отображаются следующие суммы:
- Зарплаты.
- Премии и пособия.
- Пенсионные отчисления.
- Налоговые начисления.
- Платежи, выполняемые на основании исполнительных документов.
- Удержания.
ВАЖНО! Выплаты могут быть не исполнены в срок по вине получателя. К примеру, сотрудник не явился на предприятие для получения отпускных. Данные неисполненные платежи фиксируются на дебете счета 70 «Расчеты с сотрудниками» и на кредите счета 76 «Расчеты с кредиторами». В последнем случае открывается субсчет «Расчеты по депонированным значениям».
При ведении индивидуальных счетов сотрудников используются лицевые счета служащих (по установленной форме № Т-54). Лицевой счет должен быть открыт на каждого работника при его приеме на должность. Он открывается ежегодно. Срок хранения таких счетов составляет 75 лет. В лицевые счета заносятся следующие сведения:
- Зарплата.
- Прочие доходы служащих.
- Выполненные удержания.
Лицевые счета формируются на основании табелей о рабочем времени, нарядов на сдельный труд, приказов о премировании.
Для полноценного ведения аналитического учета необходимо сформировать регистры. Они позволяют собирать информацию обо всех начислениях и проведенных выплатах, подтвержденных первичной документацией. Рассмотрим виды зарплатных регистров:
- Лицевой счет.
- Расчетно-платежная ведомость, созданная для расчета суммы по зарплате.
- Карточка и развернутая ведомость по счету 70.
- Карточка, составленная по форме НДФЛ-1. Формирование ее не обязательно: она создается по желанию бухгалтера.
- Регистр налогового учета. Закон не устанавливает ее форму. Компания может разработать ее согласно своей политике.
Регистры создаются в бумажной и электронной форме. Первые должны быть дополнены официальным штампом предприятия, а также подписями ответственных лиц. Электронная форма снабжается электронной подписью.