Обязанности обучающихся в законе об образовании рф последняя редакция 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности обучающихся в законе об образовании рф последняя редакция 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

50627

Поправка в закон об образовании вызвала возмущение неравнодушных

37832

46975

27904

Права и обязанности субъектов образовательного процесса

Фото Видео 11388

Фото 9930

Сегодня существует много вариантов образования, и особенности каждого из них рассматривает новый закон. Согласно его положениям, существует несколько уровней образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее, средне-профессиональное и высшее, включая студентов, получающих дипломы бакалавров, специалистов и магистров. Внося изменения в основной закон об образовании, законодатели учли особенности обучения некоторых категорий граждан:

  • учащихся и студентов, имеющих выдающие способности и требующих разработки специальных обучающих программ.
  • людей с физическими недостатками и не имеющими возможности учиться наравне со сверстниками.
  • иностранцы и люди без гражданства, также испытывающие определенные сложности.
  • осужденные за разные правонарушения, а право их на образование также никто не отменял.

Что касается научной деятельности, включая подготовку специалистов с разными учеными степенями (докторантура), то данный вид образования обновленным законом переведен в разряд научной деятельности. Подготовку научных кадров регламентируют другие законодательные акты.

Отмечая право учащихся на свободное выражение своих убеждений и уважительное отношение необходимо заметить, что у обучаемых есть и обязанности. В частности, обязанность соблюдать установленные правила поведения, а учитель имеет право потребовать их соблюдения. То есть, уважение должно быть взаимным в целях достижения результат образования и получения определенного уровня знаний.

Также в настоящее время допускается семейное образование или домашнее образование, самообразование. В этом случае допускается прохождение экстерном итоговой аттестации в организации, имеющей лицензию по аккредитованной программе. При получении основного общего и среднего общего образования пройти аттестацию можно бесплатно.

Обучающиеся имеют право на участие в общественных организациях (например, студенческие отряды), но принуждение их к участию в них не допускается.

Финансируемые из государственного или муниципального бюджета образовательные организации предоставляют обучающимся стипендии, жилые помещения. В установленных случаях предоставляются иные меры соцподдержки: транспортное обеспечение, питание и т.д.

Закон об образовании в РФ 273 ФЗ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее — отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее — законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;

2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;

3) организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях;

4) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;

5) создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций;

6) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;

7) лицензирование образовательной деятельности:

а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

8) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

9) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

10) формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;

12) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;

13) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;

13.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 256-ФЗ, от 06.03.2019 N 17-ФЗ)

14) осуществление иных полномочий в сфере образования, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также — переданные полномочия), относятся следующие полномочия:

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 140-ФЗ)

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 140-ФЗ)

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Общий размер субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

1) количества муниципальных районов и городских округов на территории субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ)

2) количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их филиалов, в отношении которых полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

5. В случае использования средств, предусмотренных на осуществление переданных полномочий, не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет взыскание указанных средств в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

1) осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

Обзор ст. 34 закона «Об образовании» 273-ФЗ: права учащихся

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

Семейное обучение (самообразование) — это форма получения образования вне школы. На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, при этом ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Давайте узнаем, какими законодательными актами регулируется эта форма получения образования.

<<Блок перелинковки>>

Мы рассмотрим следующие документы:

  • статья 17 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
  • приказ Минобразования №1015,
  • письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме».

Их необходимо изучить каждому родителю, планирующему перевести ребёнка на семейное обучение. Ещё существуют локальные нормативные акты отдельных школ, в которых хоумскулеры проходят аттестацию, и законодательные акты отдельных субъектов России. Локальные законы о семейном образовании варьируются по регионам, поэтому в статье мы лишь из то, что действует по всей стране.

1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
<...>
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
<...>

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 148-ФЗ)

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

2. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Обеспечение обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, одеждой обучающихся может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Образцы и описание форменной одежды обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, обучающихся государственных общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, правила ношения форменной одежды и знаки различия устанавливаются учредителями указанных образовательных организаций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

5. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, указанных в части 4 настоящей статьи, осуществляется по нормам и в порядке, которые определяются их учредителями.

6. Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 182-ФЗ)

1. Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.

2. Жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающимся, указанным в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, жилые помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке. С каждым обучающимся, проживающим в жилом помещении в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся.

3. Наниматели жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за коммунальные услуги.

4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Размер определенной в указанном акте платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

5. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) размер платы за коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать такую плату с отдельных категорий обучающихся с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Лица, указанные в части 5 статьи 36 настоящего Федерального закона, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии.

1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

2. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 329-ФЗ)

3. Расходы учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района или городского округа подлежат компенсации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и учитываются в межбюджетных отношениях.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 329-ФЗ)

1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 313-ФЗ)

2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

3. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

Законодательная база Российской Федерации

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается феде��альным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Законодательство РФ четко регламентирует права и обязанности родителей в школе. В соответствии с законом об образовании, у родителей есть возможность выбрать:

  • форму обучения ребенка — в школе, дома, экстерном;
  • учебное заведение и возможность сменить его, выбрав другое;
  • язык, на котором проводятся уроки;
  • факультативы, кружки и секции.

Родителям разрешается запрашивать:

  • правоустанавливающие документы школы, к примеру, устав, аккредитации и прочие;
  • информацию о методиках преподавания и выбрать наиболее оптимальную;
  • данные о квалификации учителя.

В ходе учебного процесса родители могут:

  • знакомиться с оценками ученика;
  • знакомиться с учебными планами;
  • узнавать планы внеклассных мероприятий;
  • участвовать в учебно-воспитательном процессе (например, входить в состав родительского комитета);
  • присутствовать при обследовании детей (допустим, психологами);
  • присутствовать на уроке (с разрешения учителя);
  • получать консультации педагогов по вопросам, связанным как со школьной, так и с внешкольной деятельностью ученика.

Роль государства в законе определена весьма однозначно: оно обязуется помогать родителям (в соответствии со ст. 44 закона «Об образовании»).

При этом родителям гарантируется полная конфиденциальность информации о ребенке и его физическом или психологическом развитии. Мамы и папы при желании напрямую участвуют в управлении делами класса или школы — входят в состав родительского комитета. Среди возможностей родителей — организация культурного досуга их отпрысков: экскурсии в музеи и поездки в другие города, посещение промышленных предприятий и походы в лес.

В соответствии с законом, родители обязаны создать для ребенка все условия для получения среднего образования. То есть обеспечить его:

  • одеждой (при необходимости, формой);
  • местом для подготовки уроков и домашних заданий;
  • необходимыми школьными принадлежностями (ручками, карандашами, тетрадками и так далее);
  • комфортными бытовыми условиями для получения знаний (создать благоприятную обстановку в семье);
  • полноценными условиями для отдыха после занятий.

Контроль деятельности ребенка входит в обязанности родителей по обучению детей в школе. Исключительно родители, а не кто-то еще, должны следить за:

  • регулярным посещением школы ребенком;
  • соблюдением им всех правил поведения, предусмотренных правоустанавливающими документами школы (уставом, правилами внутреннего распорядка и т. д.);
  • соблюдением правил безопасности по пути в школу и обратно;
  • уважением ребенком чести и достоинства работников школы.

Родители должны своевременно извещать педагогов о состоянии здоровья ребенка, об особенностях его поведения, о причинах пропуска занятий, если они имеют место. Если любимое чадо, расшалившись на перемене, разбило стекло, родители обязаны компенсировать школе нанесенный ущерб.

Родители или законные представители школьников обязаны посещать родительские собрания, где рассматриваются и обсуждаются важнейшие для развития ребенка темы, подводятся итоги четверти.

Таким образом, по российским законам (опять же, оставляя в стороне требования общественной морали), родители являются полноценными участниками учебно-воспитательного процесса, и их роль в нем не менее важная, чем роль учителя.

Новый закон об образовании обязанности детей также определяет весьма строго. Учащиеся обязаны:

  • посещать школу;
  • выполнять все требования внутреннего распорядка;
  • выполнять требования педагогов;
  • уважать честь и достоинство учителя.

Нарушение прав ребенка в школе

Не исключены случаи нарушений отдельными педагогами регламентированных законом прав школьников или их представителей.

Это чаще всего происходит из-за некомпетентности школьной администрации или отдельных представителей педагогического коллектива. Чаще всего нарушения связаны:

  • с неуважением чести и достоинства ученика;
  • с беспричинной враждебностью к ученику;
  • с несоблюдением конфиденциальности информации об ученике;
  • со сбором денежных средств на нужды школы (если это не регламентировано уставом школы).
  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Какими законами регулируется семейное образование в Российской Федерации

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Датой вступления в действие закона «Об образовании» № 273 является 1 сентября 2013 года. Данный правовой акт отвечает настоящим требованиям образовательной системы, которая со времени вступления в законную силу правового акта, стала эффективнее. При разработке положений данного закона учитывались все особенности обучения в РФ, на основании чего был оформлен нормативный документ.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Права и обязанности родителей в новом Законе об образовании распространяются на следующий круг лиц:

  • родные мать и отец (подтверждается свидетельством о рождении ребенка);
  • усыновители (подтверждается решением суда, а также свидетельством о рождении). Их статус приравнивается к родным матери и отцу;
  • опекун (на основании постановления о назначении таковым);
  • приемные родители в соответствии с договором;
  • руководители учреждений, где ребенок воспитывается (детские дома, интернаты и прочее).

Вышеперечисленные лица являются законными представителями ребенка. На них всех в равной степени распространяются положения статьи 44.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» глава 4

Одним из новшеств последней редакции Закона об образовании является то, что именно родители обладают преимущественным правом на воспитание и обучение своего ребенка. Обязанность законных представителей – дать детям фундаментальную внутреннюю основу развития их личности по всем направлениям. Это моральные качества, физическое здоровье, интеллектуальные способности.

Ни детский сад, ни школа этим правом не наделены. Данные учреждения, совместно с муниципальными и региональными управлениями и департаментами образования, призваны лишь оказывать всю посильную помощь. Это содействие по следующим направлениям:

  • воспитательный процесс;
  • защита и укрепление здоровья детей;
  • развитие способностей каждого ребенка;
  • оказание помощи детям с отклонениями в развитии.

Законом определены также и основные обязанности родителей в школе. К ним относятся:

  1. Получение их ребенком образования.

Обязательным является обучение детей до 9 класса. Далее несовершеннолетний сам решает, продолжать ли ему образование, и в каких формах.

  1. Соблюдение правил, установленных в образовательном учреждении.

Родители должны сами следовать правилам и другим локальным актам школы и объяснить необходимость этого детям. Нужно соблюдать порядок и дисциплину во время учебного процесса, обеспечивать сохранность имущества, выполнять требования педагогов и тому подобное.

  1. С уважением относиться к педагогам, иным сотрудникам школы, другим ученикам.

Договором со школой могут быть установлены дополнительные права и обязанности родителей. Такой документ не должен противоречить Закону об образовании.

Представители несовершеннолетнего вправе заниматься благоустройством школы и класса, прилегающей территории, своими силами производить ремонтные работы. Однако руководство учреждения не может обязать родителей выполнять этого.

Также запрещены обязательные для всех сборы денежных средств на ремонт и иные потребности. Не вправе принуждать родителей дошкольников приносить в детский сад предметы гигиены и бытовую химию.

Все это может делаться исключительно в добровольном порядке. При отказе родителей выполнять какие-либо работы или сдать деньги, недопустимо ущемление прав ребенка по этому основанию. При нарушении данных требований нужно обращаться с жалобами в управление образованием города (района) или прокуратуру.

Ответственность родителей за образование детей в Законе об образовании прописана лишь в общих формулировках. Сам данный нормативный акт никаких конкретных ее видов не устанавливает.

Ни школа, ни детсад самостоятельно не вправе налагать на законных представителей какие-либо наказания. При обнаружении фактов ненадлежащего выполнения родителями своих обязательств образовательное учреждение должно сообщить об этом в органы опеки.

За грубые и систематические нарушения прав ребенка родители, в соответствии с нормами Семейного кодекса, могут быть лишены или ограничены в своих правах. Также они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Права родителей закреплены в пункте 3 статьи 44 — права и обязанности родителей в школе:

  • родители имеют право узнавать оценки ребенка, информацию о методах обучения и воспитания, которые применяют учителя в школе;
  • право выбирать школу, язык обучения, факультативы, дополнительные курсы, форму обучения;
  • право перейти на семейное образование и в любое время продолжить образование в общеобразовательной школе;
  • право знакомиться с уставом школы (родителям нужно изучить его обязательно, потому что многие спорные вопросы разрешаются, если родители могут сослаться на статьи из устава школы);
  • право защищать права и интересы ребенка;
  • право принимать участие в управлении школой (беседовать с классным руководителем, ходить на классные и общешкольные родительские собрания, в составе родительского комитета или при его поддержке решать вопросы класса и своих детей);
  • право получать информацию о любых видах обследования ребенка (медицинских, психологических, психолого-педагогических), родителей должны уведомлять о подобных мероприятиях и проводить их только с письменного согласия родителей;
  • родители имеют право присутствовать на психолого-медико-педагогической комиссии и обсуждении ее результатов, озвучивании рекомендаций по результатам обследования, высказывать свое мнение по данным рекомендациям.

Что входит в обязанности родителей в новом законе об образовании:

  1. Родители обязаны соблюдать внутренний распорядок образовательного учреждения. Это касается не только режима и расписания занятий. Именно здесь важны знания устава школы: нужно четко понимать, какие правила требуется соблюдать. Например, нельзя прийти без предупреждения во время занятий и пытаться прорваться на уроки к своему ребенку.
  2. Уважать честь и достоинство учащихся и работников школы. Иногда родители требуют уважения к своему ребенку, совершенно забывая об ответном уважении к окружающим. Конфликтные ситуации нужно решать спокойно и цивилизованно: не вылавливая за шиворот других детей или делая грубый выговор учителям и работникам школы.
  3. Закон прописывает обязанности родителей по обучению детей в школе: родители обязаны обеспечить получение ребенком среднего образования. Нужно обеспечить ученика одеждой, школьной формой, соответствующей уставу школы, местом, где он будет готовить уроки, обеспечить его всеми нужными для обучения вещами, поддерживать в доме благоприятную обстановку (ребенок, находящийся в атмосфере стрессов и ссор, будет хуже учиться).

Обязанности прописаны не только для родителей, но и для детей. Закон об образовании обязанности детей закрепляет в статье 43:

  • школьники обязаны прилежно учиться, посещать занятия, выполнять домашнюю работу;
  • должны заботиться о своем здоровье и саморазвитии;
  • уважать честь и достоинство других школьников и работников школы, не мешать обучению других детей;
  • соблюдать устав школы;
  • не портить школьное имущество.

Также статья 43 прописывает меры наказания в случае, если ученик нарушает свои обязанности:

  • если школьник нарушает устав школы (лицея или гимназии), правила внутреннего распорядка, ему делают замечание, выговор, могут отчислить из образовательной организации (именно к пункту «нарушение устава школы» обращаются родители, когда просят директора принять меры к школьным хулиганам);
  • когда руководство школы принимает решение, какое наказание применить к провинившемуся ученику, они учитывают тяжесть проступка, причины и обстоятельства, которые к нему привели;
  • за неоднократное нарушение дисциплины ученика в возрасте от 15 лет могут отчислить из школы.

В тексте закона есть обязанности, которые одновременно лежат и на плечах родителей, и на неокрепших спинах их детей. Что говорит Федеральный закон об образовании — обязанности родителей и учащихся:

  • родители обязаны обеспечить ребенку возможность учиться, а ребенок обязан прилагать все усилия, чтобы освоить школьную программу;
  • родители и их дети должны уважать работников школы и других учеников;
  • не портить школьное имущество;
  • соблюдать устав школы.

Школа — важный, долгий и трудный период жизни ребенка. Обязанность родителей — приложить все силы, чтобы путь этот был по возможности не ухабистый, и не тернистый. Советы психологов родителям:

  • принимайте участие в школьной жизни — ходите на собрания, разговаривайте с классным руководителем;
  • уделяйте время ребенку — расспрашивайте о делах, настроении, проблемах и заботах;
  • изучите устав школы — мамы и папы, знающие закон и школьный устав, более авторитетны на тех же родительских собраниях, знание — сила, они помогают бескровно разрешить множество конфликтов;
  • не ругайте учителей и школу при ребенке, ему каждый день ходить в эту школу, и негативное отношение не поможет успешной учебе и общению со сверстниками.

Хвалите ребенка, акцентируйте внимание на успехах и всем хорошем, что видите в школе и учителях. Школьные годы пролетят, а добрые воспоминания останутся.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель – формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *