К чему ведёт судебная реформа 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «К чему ведёт судебная реформа 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вадим Волков (координатор), доктор социологических наук, научный руководитель ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге, член рабочей группы при Экономическом совете при Президенте РФ
Игорь Цветков, доктор юридических наук, проф. кафедры коммерческого права и основ правоведения Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Кирилл Титаев, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Тимур Бочаров, научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Лидия Воскобитова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-процессуального права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)
Анна Смола, кандидат юридических наук, советник АБ «Бартолиус»
Арина Дмитриева, научный сотрудник ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Российские судьи в 2021 году остались без прибавки к окладам

Для решения вопроса улучшения судейских кадров предлагается создать единый Федеральный центр подготовки судей. Действовать он должен независимо от ведомств и специализироваться исключительно на профподготовке претендентов на должность судьи. Предполагается, что учредителем может выступать Правительство. «Необходимо обеспечить и высокую степень автономии Центра от любой власти, включая судебную, поскольку слишком тесный контроль со стороны судебной власти будет способствовать сохранению существующего положения дел, а не его изменения», – подчеркивает ЦСР. Головной кампус Центра предлагают создать в Санкт-Петербурге, дополнительные – в Екатеринбурге и Владивостоке. Обучение в центре по замыслу будет проходить бесплатно, а слушателям выплачивается стипендия. Предполагается заключение определенного целевого договора: по окончании обучения кандидаты должны проработать минимум 5 лет на судейской должности или возместить сумму обучения.

Для поступающих введут строгие критерии отбора: в Центре будут обучать только толкованию права, а не его содержательным аспектам. Высокого уровня предлагается сделать вступительные экзамены, а перед зачислением в Центр кандидаты должны получить рекомендацию квалификационной коллегии судей, также они пройдут проверку биографий.

Преподавать в Центре будут действующие и бывшие судьи разных уровней, а также профессоры права, одновременно являющиеся практикующими адвокатами, а также специалисты в области этики, психологии, риторики, социологии и экономики.

Радикально предлагается изменить статус секретаря судебного заседания. Во-первых, работа на этом месте не будет давать юридического стажа, а во-вторых, для нее не потребуется юридического образования.



Помощников судей, наоборот, предлагается наделить процессуальными функциями и условно наделить статусом «судья номер два». Легализовать предлагается функции по подготовке судебных актов, разъяснений сторонам их прав и обязанностей, истребованием доказательств и т. д. Вместе с этим предлагается повысить зарплату помощникам. Повышение заработной платы вдвое советуют провести работникам аппарата суда. Затраты на это составят 25 млрд руб. (14,7% от общего финансирования судебной системы из федерального бюджета). По мнению экспертов Кудрина, это сможет повысить конкурс на должности и улучшить качество кадров.

Кадровая комиссия при Президенте должна участвовать только в процессе наделения гражданина статусом судьи, считают в ЦСР. Все дальнейшие назначения действующих судей или их перемещения будут происходить по представлению председателя ВС. При этом в сам состав ККП предлагается включить представителей ВККС, администрации президента, совета судей и общественности.

Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной. Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам. Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.

ЦСР представил полную концепцию реформы судебной системы

Создан «Банк данных исполнительных производств». Этот банк содержит полную информацию обо всех делах, которые находятся в работе у российских судебных приставов. В банке находятся все сведения о должнике, о постановлении суда, о требованиях, которые содержатся в исполнительном документе, данные об имуществе должника или его розыске, многие другие сведения, а также наименование и адрес подразделения, где ведется данное производство, что позволит усилить контроль за территориальными ведомствами. К «Банку данных исполнительных производств» существует открытый доступ в сети.

Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу. Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности. На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.

Такая система дает возможность свободного доступа к информации об исполнительных производствах, что может оказаться полезным как в личных целях, так и для бизнеса. Создание «Банка данных исполнительных производств» позволило начать электронный документооборот, что значительно облегчило работу рядовых приставов и граждан.

Таким образом, реформа ФССП прежде всего обеспечила переход данного ведомства в статус силовых структур, и вследствие этого происходит в первую очередь повышение заработной платы и сокращение пенсионного возраста. Это основные моменты данной реформы, которые задают направление на дальнейшую реорганизацию в 2021 году. По мере появления последних новостей об ФССП мы будем обновлять статью.

Реализовано далеко не все. Председатели судов сохранили неограниченный срок полномочий. Но теперь квалификационные комиссии не обязаны учитывать их мнение при даче рекомендации кандидатам в судьи, говорит председатель Совета судей Виктор Момотов. Также был введен новый вид дисциплинарной ответственности для судей в виде понижения квалификационного класса. Что касается источников пополнения судейских кадров, то тут изменений не произойдет, уверен Момотов.

Штат новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции укомплектован уже более чем наполовину, сообщил во вторник председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на пленарном заседании Совета судей. По его словам, общая штатная численность вновь создаваемых судов составляет 890 должностей. Квалификационные комиссии уже рассмотрели заявления от 906 кандидатов, и 567 из них (63%) рекомендованы к назначению. Пока еще не все из них утверждены указом президента, однако нет оснований беспокоиться о том, что суды не начнут работу в положенный срок, считает председатель Верховного суда. Он напомнил, что по закону новые суды могут считаться образованными после назначения не менее чем половины судей от штатной численности.

В 1775 году в Российской империи был создан такой законопроект, как «Учреждение о губерниях». В его ведомство входило повсеместное формирование судебной системы, которая в свою очередь подразделялась на 3 уровня:

  1. Упразднение суда магистратов и ратуш.
  2. Отсутствие суда присяжных.
  3. Земский суд должен был быть заменен на представителей мирового суда.
  4. Внесение частных поправок в российское законодательство.
  5. Замена судебной процедуры и принципов судопроизводства.

Какие громкие судебные процессы завершатся в 2021 году

С 1 октября 2021 года вступают в силу изменения, внесенные во все процессуальные кодексы РФ. Течение судебного процесса изменится существенно. Созданы апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, рассматривающие жалобы в коллегиальном порядке. Как было заявлено, такие изменения направлены на унификацию и оптимизацию процедур и правил судов общей юрисдикции и арбитражных судов, стабильность принимаемых решений, а также на значительное укрепление независимости судей и существенное повышение общей эффективности системы правосудия в России. И сразу вопрос: о каком укреплении независимости судей может идти речь, если статьи 10, 19 Конституции РФ гласят: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», «Все равны перед законом и судом», в статье 1 КФЗ «О судебной системе РФ» говорится: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей». Недостаточно? Как оказалось, недостаточно. С инициативой реформирования судебной системы выступил Пленум ВС РФ в октябре 2021 года. Верховный суд предложил внести поправки в процессуальные кодексы, а уже в процессе разработки нововведений были рассмотрены варианты изменения самой структуры судебных инстанций. Изначально предполагалось реформирование судов первой и второй инстанций, но не случилось. Основные решения будут приниматься все там же, все в том же порядке.

Пять апелляционных судов общей юрисдикции будут рассматривать жалобы только на решения вышестоящих судов, рассмотревших дело в качестве первой инстанции. Апелляционные жалобы на решения мировых судей и районных судов будут рассматриваться в том же порядке, что и раньше. Постановления по кассационным жалобам теперь будут выносить не судьи регионов, где находятся суды первой инстанции, а коллегии девяти кассационных судов общей юрисдикции. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу, в соответствии с которым границы судебных округов не совпадают с административно-территориальным делением государства. В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда общей юрисдикции входят от 7 до 13 субъектов РФ, а в юрисдикцию апелляционного суда общей юрисдикции — от 14 до 21 субъекта РФ.

Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.

Однако если сравнивать ситуацию десятилетней давности и нынешнюю, то глубоких изменений нельзя не заметить. Реально ли было раньше в судебном порядке обжаловать действия райисполкомов и уж тем более проверять на соответствие Конституции те или иные законы? А сегодня это стало вполне возможно. В советские времена не было Конституционного и арбитражных судов, институтов мировых судей и судебных приставов. С принятием федеральных Законов «О судебной системе РФ» и «О статусе судей в РФ» в нашей стране был фактически заложен фундамент нового здания системы правосудия. Судьи из чиновников превратились в представителей независимой ветви государственной власти. Напомню, что 10 лет назад существовали пресловутые списки #═1 и #═2, и те, кто был включен в эти списки, не могли оспаривать действия вышестоящего руководства — даже касающиеся увольнения. За 10 лет преобразований был радикально изменен статус судей, значительно уменьшились возможности административного воздействия на судейский корпус: сегодня судью нельзя ни уволить, ни арестовать, ни возбудить против него уголовное дело без согласия на то судейского сообщества.

Законопроекты, в которых так или иначе затрагивается вопрос о статусе судей, содержат ряд явных дефектов. Например, неудачным, на мой взгляд, является предложение об ограничении срока пребывания в должности председателя районного суда четырьмя годами, по прошествии которых экс-председатели должны будут каждый раз подтверждать свои полномочия. Боюсь, что при таком порядке у очень многих возникнет соблазн напомнить председателю суда, от кого зависит его переизбрание. Неприемлемыми я считаю положение о дисциплинарной и административной ответственности судей и процедуру привлечения судьи к уголовной ответственности. Согласно законопроекту, в случае получения разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении судьи предусматривается возможность передачи дела в суд и ареста уже без санкции судейского сообщества. Все эти нормы могут превратиться в сильнейшие методы законного административного и властного давления на судей. Равно как и пункт об отстранении судьи от занимаемой должности в случае возбуждения уголовного дела в отношении его родственников.

Шестое. Наконец появилось единообразие в порядке уведомления оппонента в АПК и ГПК. Теперь по правилам обоих кодексов истцу нужно самостоятельно направить копию искового заявления всем лицам, участвующим в деле.

Главным прорывом реформы будет создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. До первого октября 2021 г. процесс обжалования судебного решения выглядел так: решение районного суда поступало в апелляционный суд города, кассационную жалобу на решение апелляционного суда рассматривал тот же суд, но другим составом судей. Таким образом, судьи должны были пересматривать решения своих коллег, с которыми они работают бок о бок. Существовал колоссальный риск небеспристрастности. Теперь дела из нескольких городов будут попадать в специальные сначала апелляционные суды, потом такие же кассационные. Риск личной заинтересованности судей в рассмотрении дел сводится к минимуму. Это безусловно положительное нововведение.

Новый суд и новая СБУ: Зеленский анонсировал реформы 2021 года

Законопроект также предлагает установить, что представителями участников в арбитражном и гражданском процессе могут быть только адвокаты и другие юристы с высшим образованием. Правительство РФ эту идею «концептуально поддерживает». Однако в его отзыве также говорится, что целесообразно рассмотреть вопрос о поэтапном проведении реформы — начиная с дел, рассматриваемых ВС РФ и кассационными инстанциями.

Институт судебного представительства в том виде, в каком его предлагается вписать в ГПК и АПК, уже был апробирован в административном судопроизводстве, которое существует в РФ с 15 сентября 2015 года. Его введение даже пытались опротестовать в Конституционном суде, но он не нашел оснований для признания соответствующих норм неконституционными.

Наряду с обязательным профессиональным представительством ВС РФ предлагает ввести в процессуальные кодексы институт поверенных. У них, как считают авторы законопроекта, должны быть ограниченные права: давать, например, разъяснения и получать документы для доверителя. Участвовать в процессе они смогут только вместе с представителем, устанавливают поправки.

ВС РФ предлагает изъять из ГПК и АПК статьи, допускающие договорную подсудность, то есть ввести запрет на свободу выбора сторонами договора суда, где должны рассматриваться их споры. С помощью этих поправок разработчики законопроекта хотят разгрузить суды Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Сохранить договорную подсудность предполагается только для дел с участием нерезидентов РФ.

Это предложение вызвало резкую критику у бизнеса. Председатель РСПП Александр Шохин писал главе ВС РФ Вячеславу Лебедеву, что аргументация о снижении нагрузки не отдельные судебные учреждения учитывает только условия их работы, но не интересы лиц, «рассчитывающих на надлежащее судебное разбирательство».

Должники очень часто умышленно переносят место своей регистрации в отдаленные и труднодоступные регионы, чтобы затруднить процедуру взыскания долга через суд, напоминал РСПП. В таких ситуациях единственный способ обеспечить быстрое правосудие — это включить в договор условие о договорной подсудности, считает союз. Отказ от этой нормы, по мнению РСПП, может привести к массовому злоупотреблению со стороны должников, увеличению расходов кредитора, времени на возврат долгов и сроков рассмотрения дел.

Законопроект ВС также предлагает изменить положения ГПК, устанавливающие порядок надлежащего извещения участников. Рассылку уведомлений предлагается заменить правилами, которые предусмотрены в АПК, то есть информация о движении дела будет размещаться в интернете.

Законопроект содержит и целый ряд других новаций. Мировым судьям предлагается отдать дела по «потребительским» спорам при цене иска до 100 тысяч рублей (сейчас до 50 тысяч рублей), вернуть таким документам, как обзор судебной практики, силу нового обстоятельства, позволяющего пересмотреть дело, а также сузить сферу коллегиального рассмотрения апелляционных жалоб.

Если законопроект будет принят, то сильно увеличатся нормативные сроки для рассмотрения дел. Арбитражному суду первой инстанции, например, авторы законопроекта предлагают отвести на это не три месяца, как сейчас, а шесть.

Кроме того, ВС РФ предлагает унифицировать и повысить судебные штрафы, которые налагаются на участников процесса за нарушения и злоупотребления. Для граждан их максимальный предел, согласно законопроекту, должен составить пять тысяч рублей, для должностных лиц — 30 тысяч рублей, для организации — 100 тысяч рублей.

135

Видео 31337

27594

Фото 11908

Фото Видео 10841

Фото 8493

Рассекречены глобальные изменения судебной системы

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Глава комитета Госдумы по законодательству единоросс Павел Крашенинников считает, что нововведение послужит снижению уровня коррупции в судах. «Это очень системный, важный закон. Он носит антикоррупционный характер, поскольку региональное начальство даже думать не будет о том, чтобы давить (на судей)», — сказал депутат журналистам РБК.

С коллегой по нижней палате парламента согласны член комитета по законодательству, представитель Госдумы в Верховном суде Николай Брыкин и первый зампредседателя комитета по законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ), который отметил, что эти суды не будут закреплены за субъектом, чтобы не могли на них влиять губернаторы и мэры.

В свою очередь федеральный судья в отставке Сергей Пашин видит результатом судебной реформы концентрацию власти в Верховном суде. «Это средство ослабить региональные элиты. Власть председателей областных, краевых и приравненных к ним судов серьезно уменьшится и сосредоточится в Верховном суде», — заявил эксперт РБК.
Он также опасается, что изменения позволят «раздать начальнические места некоторым особо заслужившим людям» и тем самым «перекроить карту» влияний.

Верховный суд предлагает законодателям создать девять кассационных судов, которые будут рассматривать жалобы на решения, вступившие в законную силу. Находиться такие суды будут в центрах вновь создаваемых кассационных округов — в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке.

В свою очередь подача и рассмотрение апелляций, то есть решений, не вступивших в законную силу, станет возможна лишь в пяти апелляционных округах. Желающие оспорить судебный вердикт смогут это сделать в Воронеже, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Томске. Воронежский и Краснодарский апелляционные суды будут иметь филиалы в Иваново и Сочи соответственно.

Обойдется создание новых судов, как полагает Верховный суд, в 4,4 млрд рублей, при этом около 3 млрд рублей придется на дополнительные бюджетные ассигнования.
В то же время количество судей в регионах уменьшится приблизительно на тысячу из более чем 22 тысяч людей в мантиях. Судьям будет предложено перейти в новые инстанции или уйти в отставку, получив выходное пособие. Порядка 1,7 тысячи госслужащих в судах, возможно, будут сокращены.

Граждане смогут подать группой иск, если к нему присоединилось не менее 20 участников, а требования однотипны.

«Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика, — прокомментировал данную новацию Павел Крашенинников. — Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел, за исключением дел особого производства. Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства».

По словам парламентария, это могут быть групповые иски жителей многоквартирного дома, чьи права, по их мнению, нарушила управляющая компания, или клиентов сферы услуг: гостиниц, ресторанов, салонов, клиник, покупателей магазинов и т.д.

В России начинается масштабная судебная реформа

Реформа нужна «в целях максимального обеспечения независимости и самостоятельности» инстанций, пересматривающих судебные акты, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Так, сейчас жалобы на решения районных, городских и гарнизонных военных судов рассматривают суды субъектов (или военных округов) — то есть дело остается в том же регионе, где оно слушалось в первой инстанции. А апелляционные определения областных или равных им судов проверяют в кассационном порядке их же президиумы. Это создает риски для независимости судопроизводства, полагают авторы законопроекта.

Создание особых апелляционных и кассационных судов к тому же позволит «оптимизировать судебную нагрузку», утверждается в пояснительной записке. Например, Верховный суд освободится от обязанности рассматривать апелляции на решения, вынесенные судами субъектов, что «будет соответствовать экстраординарному характеру» этого органа. А областные, республиканские и равные им суды смогут сосредоточиться на рассмотрении важных дел в первой инстанции, полагают в ВС.

В смысле защиты прав граждан идея ВС «совершенно пагубна», считает Пашин: «Суды станут ближе к Верховному суду, но дальше от населения. Для людей это крайне неудобно, они иногда с трудом и в районный суд добираются. А здесь, чтобы присутствовать на рассмотрении апелляционной жалобы, придется ехать даже не в губернский город, а еще дальше».

К восстановлению свободы и самостоятельности судейских решений предложение ВС также не имеет отношения, убежден судья в отставке: «Самостоятельность связана с независимостью от судейского начальства. А здесь начальство просто меняется. Тасуется все та же номенклатурная колода. Гарантий свободы внутреннего убеждения судей и оценки доказательств эта реформа не дает».​

Вопрос об эффективности реформы — спорный, «особенно учитывая затраты на создание такой системы судов», сказал РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев. Он согласен, что выделение апелляционных и кассационных инстанций в отдельные судебные органы может повысить независимость судов. Однако основных проблем российского судопроизводства реформа, скорее всего, не решит, считает Титаев.

«Что касается дел об административных правонарушениях и уголовных дел, то здесь существует базовое предубеждение в пользу государства — так называемый обвинительный уклон. И в этом смысле реформа может оказаться не столь эффективной, насколько на нее рассчитывают, — убежден Титаев. — Даже сейчас, когда дела пересматриваются, казалось бы, совершенно независимой инстанцией по отношению к нижестоящему суду, судьи уверенно принимают сторону обвинения. Даже если доказательства, представленные обвинением, не до конца убедительны». Если же говорить о гражданских делах, то здесь «нет оснований обвинять суды общей юрисдикции в предвзятости даже в существующем режиме», полагает эксперт.

«Сейчас на всех уровнях есть понимание, что судебная система явно нуждается в реформировании. Но есть проблемные зоны, которые требуют изменений в гораздо более экстренном режиме», — подытожил Титаев.

Законопроект, скорее всего, примут в первом чтении в весеннюю сессию Госдумы, сказал РБК Крашенинников. Но работа над реформой может занять весьма продолжительное время: «Это, во-первых, финансовая история, во-вторых, законодательная. Потому что нужно вносить поправки не только в закон о судебной системе, но и в процессуальное законодательство. Это все потребует времени». Говорить о том, что закон может заработать уже в следующем году, было бы «очень оптимистично», добавил Крашенинников.

Не исключено, что законопроект внесен под выборы президента и перед посланием Владимира Путина Федеральному собранию, в котором он может упомянуть инициативу Верховного суда, сказал РБК собеседник в профильном комитете Госдумы. Разработка и внесение законопроекта «не приурочены ни к какой дате», возражает Крашенинников.

Поправки нацелены на формирование самостоятельных судов. Кассационные суды представлены в количестве 9 единиц, а апелляционные – в количестве 5 инстанций. Необходимость их формирования спровоцирована нуждой в обеспечение беспристрастности, независимости в процессе изучения жалоб на акты, изданные нижестоящими инстанциями.

В ходе применения новшеств будет предотвращена ситуация, в которой проверка судебного акта производится в том же суде, в котором рассмотрение дело происходило на первом этапе.

В настоящее время функционирование судебной системы в Российской Федерации находится под регулированием Конституции (гл. 7), а также ФКЗ №1 от 31 декабря 1996 г. Также на практике используются отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Верховного суда. Например, ФКЗ 33 от 5 февраля 2014 г. и Закон №3132-1 от 26 июня 1992 г. Особого внимания заслуживают многочисленные кодексы процессуального характера.

Порядок распределения дел между различными судебными инстанциями находится под влиянием нескольких факторов:

  • суть сложившейся спорной ситуации;
  • характер сторон;
  • этап, на котором находится процесс рассмотрения дела;
  • прочие обстоятельства.

Суд присяжных в России: итоги 2020 г. и прогноз на 2021 г.

Рассмотрение дел в судах осуществляется, исходя из специализации и уровня. Что касается системы общей юрисдикции, в России она является более сложной и разветвленной. Связано это с изобилием дел, пребывающих в ведение подобных организаций. В связи с проведенной реформой появятся новые суды. Это снизит нагрузку на существующие инстанции и упростит их деятельность, а также повысит качество принимаемых решений.

Кассационные и апелляционные суды различны по ряду параметров. Это компетенция, состав, расположение, порядок рассмотрения и т. д.

1 октября 2019 года вступили в силу поправки, направленные на реформирование судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) и судопроизводства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Так, в системе судов общей юрисдикции появилось пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд.

Кассационные суды общей юрисдикции появятся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове, Владивостоке, Новосибирске (кассационный военный суд – в Новосибирске), а апелляционные суды общей юрисдикции – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске (апелляционный военный суд – в городском округе Власиха Московской области).

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

В свою очередь, кассационный суд станет вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Он будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды будут иметь полномочия областных и приравненных к ним инстанций. Это даст им возможность изучения дел по жалобам на акты, которые вступили в силу, и были изданы мировыми судьями, судами районного, областного значения, апелляционными инстанциями общей юрисдикции. Именно они обретут статус вышестоящих организаций по судебному кассационному округу.

Апелляционные суды будут заниматься обжалованием жалоб на акты, изданные верховными судами республиканского, областного, городского значения. Этот пункт прописан в ст. 320 ГПК РФ. Также они будут осуществлять подробное рассмотрение административных дел, что сказано в ст. 296 КАС РФ.

Кассационные инстанции будут осуществлять регулирование в двух направлениях.

  1. Гражданский процесс. Регламент – ст. 376 ГПК РФ. Это значит, что они будут заниматься обжалованием приказов, определений и решений судов.
  2. Административный процесс. Регламент – ст. 319 КАС (Кодекса по административному судопроизводству). В рамках этого направления такие инстанции будут заниматься обжалованием приказов, определение, решений судов городского, районного, областного, республиканского значения.

В структуре апелляционных судебных инстанций будут присутствовать следующие элементы:

  • коллегия судебного характера по гражданским вопросам;
  • президиум;
  • коллегия судебного типа по административным спорам;
  • коллегиальный совет по уголовным спорам.

Состав кассационной судебной системы будет включать в себя аналогичные звенья.

Все про новую судебную реформу

1 октября 2020 года вступила в действие новая судебная реформа судов общей юрисдикции. Направлений несколько. Одно из них — работа кассационных судов, правила подачи кассационной жалобы, а также новые сроки.
Отметим важное и положительное в судебной реформе 2019 года:

  1. Все кассационные жалобы подлежат рассмотрению, а у подателей жалобы нет необходимости изыскивать поводы для оспаривания предыдущего судебного акта.

Сроки подачи кассационной жалобы сокращены с 6 до 3 месяцев. Для решений, принятых в переходный период до 1 октября 2020 года 6-ти месячный срок сохраняется. Но рассматриваться они будут уже в новых кассационных судах.

Также участники процесса могут подавать кассационную жалобу непосредственно в Верховный суд РФ, даже если они уже воспользовались правом кассации в суде субъекта Российской Федерации.

Изменения затронули и судопроизводство по административным делам. Если административное правонарушение было совершено до начала работы новых судов, то рассмотрение кассационной жалобы будет происходить по старым правилам. Если же после — рассматриваться она будет согласно вступившим изменениям.

К судам первой инстанции будут относиться:

  • Мировые суды,
  • Районные суды,
  • суды субъекта Российской Федерации
  • Гарнизонные военные суды
  • Окружные флотские военные суды.

Судами апелляционной инстанции будут:

  • Для мировых судей — районный суд,
  • Для районного суда — суд субъекта Российской Федерации,
  • А для суда субъекта РФ — Апелляционный суд.

Для всех трех ветвей судов следующей инстанцией будет кассационный суд, после которого в свою очередь можно будет обжаловать решение в Верховный суд РФ.

Если это изобразить схематически, то выглядеть это будет так:

У военных судов апелляционная инстанция идет по прямой: окружной флотский или апелляционный военный суд, затем кассационный военный суд, последняя инстанция -Верховный суд РФ.

Ранее подача заявления в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, считалась серьезной ошибкой. Суд мог отказать в принятии иска или прекратить производство по делу. После смены процессуальных правил, если судом установлено, что спор подсуден другому суду, он не прекратит производство, а передаст материалы в соответствующую инстанцию. Если ошибка выявлена на этапе принятия искового заявления, его вернут.

Закажите бесплатный

сборник консультаций
«Процессуальная реформа и другие изменения для юриста с 01.10.2019»
и получите доступ к важнейшим изменениям в законодательстве. В сборнике вы найдете информацию о изменениях в ГПК, АПК, КАС, о новых кассационных и апелляционных СОЮ, узнаете как обжаловать решение суда по новым правилам и многое другое.

Среди реквизитов, которые должны быть указаны в исковом заявлении или приложениях к нему, обязательными были сведения о соблюдении претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено законом или договором сторон. При несоблюдении порядка суд мог возвратить иск.

Согласно новой редакции, требование о соблюдении досудебного порядка, предусмотренное только договором, становится необязательным.

Таким образом, препятствием для обращения в суд может стать только несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, установленного федеральным законом.

«В этом соглашении будут рассматриваться расходы, которые будут делиться в зависимости от количества участников. Это расходы, которые не только связаны с пошлинами, но и расходы на адвокатов. Всё это будет расписано», – заверил Крашенинников (подробнее – «Судрасходы по групповым искам пропишут в соглашении»). Но говорить о том, что это автоматически легализует гонорар успеха для адвоката, пока преждевременно, отметил он («Павел Крашенинников выступил за гонорар успеха для адвокатов»).

Кроме того, меняется формат и сроки для взыскания судебных расходов. Если вспомним с вами как делали это до 1 октября 2020 г., то чаще всего могли либо обращаться в пределах трёхлетнего срока исковой давности, который предусмотрен общим законодательством, либо обращались после той стадии, когда, в принципе, завершилось рассмотрение дела, как правило, это была кассация. Теперь законодатель установил, что вы имеете право обратиться за взысканием судебных расходов в течение трёх месяцев с момента, когда вынесено последнее решение суда по существу.
И вот здесь возникнут наверняка очень многие вопросы. По сути это означает, что решение суда должно вступить в законную силу. На какой стадии у нас вступает решение в законную силу? Правильно на стадии апелляции. Что делать, например, если вторая сторона обратилась в кассацию? Каким образом будет считаться срок в этой ситуации? На наш взгляд поскольку вопрос стоит именно о взыскании денежных средств после результативного решения суда, то и как сейчас посмотрим с вами кассационная инстанция тоже будет результативным решением. Она то же будет по сути рассматривать дело по существу с привлечением всех сторон по делу, в отличие от того как это было ранее.

Далее все ваши представители в апелляционных и кассационных инстанциях теперь должны иметь высшее юр. образование, учёную степень либо быть адвокатами.
Поскольку в адвокатское сообщество допускаются исключительно люди с высшим юридическим образованием. О чём это говорит? Если идёте в мировой или районный суд общей юрисдикции, то проблем не возникнет. Вы можете представлять интересы второй стороны, например, быть законными представителями (на законных представителях это никак не отразится), но если у вас есть представитель, который осуществляет защиту в судебном процессе, а вы, например, в суд не ходите, то во всех судах более высшего уровня, чем районный суд и во всех апелляционных и кассационных судах — это должен быть специализированный представитель. Это очень хорошо. И это первый в большой глобальной судебной реформе в вопросе представительства.

Безусловно, теперь нужно максимально держать на пульсе сроки предъявления данных требований о возмещении судебных расходов и делать это как можно раньше. Возможно, даже делать это в несколько стадий, к примеру, после апелляции или если другая сторона, которая проиграла спор всё-таки пойдёт в кассацию добавлять ещё кассационную инстанцию.

Новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции начнут работать 1 октября 2020 года. В материале «Новые суды: судейский состав» мы публиковали имена председателей, зампредов и судей новых судов. Судебная реформа продолжится под контролем председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева, который досрочно получил рекомендацию на очередной шестилетний срок в ВС (Верховный Суд) (подробнее о назначении – в материале «ВККС рекомендовала Вячеслава Лебедева на должность председателя Верховного суда»).

Ряд изменений коснётся непосредственно судебных заседаний. С 1 сентября вступили в силу законы, направленные на беспристрастное определение состава суда с помощью автоматизированной информационной системы, напомнил Крашенинников. Кроме того, теперь все суды первой инстанции и апелляции (исключение – закрытое заседание) должны вести аудиозапись процесса. Аналогичные нормы уже есть в АПК (Арбитражный процессуальный кодекс) и КАС (Кодекс административного судопроизводства).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *