Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы расходов топлива на автомобильном транспорте 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:
II. Нормы расхода топлив для автомобилей
Внимание, здесь могут быть две таблицы: до 2008 года и после
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
профилактика перерасхода, слива и т.п.;
ведение соответствующей отчетности;
уточнение себестоимости перевозок;
снижение налогооблагаемой базы;
основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
конкретной марки авто;
его пробега;
срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
базового расхода ГСМ;
некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.
N п/п
Модель, марка, модификация автомобиля
Число и расположение цилиндров
Мощность двигателя, л.с.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
Б — бензин;
Д — дизтопливо;
СНГ — сжиженный нефтяной газ;
СПГ — сжатый природный газ.
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:
для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
для зарубежных авто до 2008 года;
для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:
работа в горной местности (от 5 до 20%);
эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
использование кондиционера (до 10%).
Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в распоряжении № АМ-23-р (таблица норм списания ГСМ 2020 Минтранса РФ является рекомендательной). В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.
Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:
на нормативы Минтранса;
на рекомендации производителя;
на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.
В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.
Скачать нормы расхода топлива на 2020 год Минтранса РФ
Скачать таблицу зимних коэффициентов
Скачать образец приказа
Нормы расхода топлива 2021 Минтранс
Работодатель выплатил работнику 5500 рублей за использование в производственных целях легкового автомобиля сотрудника с объемом двигателя менее 2 тыс. куб. см. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль можно будет только на 1200 рублей по норме. Проводки на дату выплаты компенсации:
Операция
ДЕБЕТ
КРЕДИТ
Сумма (руб.)
Отражение в расходах сумма компенсации (с приложением справки-расчета суммы за месяц использования авто)
20
73
3000
Перечисление суммы компенсации сотруднику
73
51
3000
Отражение постоянного налогового обязательства
99
68
360
(3000 р. – 1200 р.) х 20%
Формы путевого листа обязательны к применению только для профессиональных перевозчиков. Непрофильные компании вправе разрабатывать свои бланки и отражать их как приложение с образцом в учетной политике. Следует помнить о таких моментах:
на каждый автомобиль должен оформляться отдельный путевой лист;
предельный срок действия листа – 1 месяц;
в путевом листе отражается точный маршрут поездки и расход топлива.
Если в компании более двух транспортных средств, учитывать расходы на топливо будет проще, если вести внутреннюю отчетность. Формы отчетности, сроки составления, список ответственных лиц – все утверждается руководством в приказе. Среди полезных отчетных форм:
Отчет о движении горюче-смазочных материалов, оформляемый материально ответственным за выдачу ГСМ работником на основании актов, требований, товарно-транспортных накладных, карточки учета расхода ГСМ, ведомости учета возврата талонов. В документе указываются сведения о получившем топливо сотруднике, разновидности ГСМ, единицы измерения, цель выдачи, остаток на начало/конец отчетного периода, поступление, выбытие.
Ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов. В документе указывается выданное всем работникам топливо. Водители предъявляют путевой лист или другой документ, итоговое количество ГСМ суммируется в конце ведомости, вместе с наименованием и маркой ГСМ, информацией об автомобиле (регистрационный номер, модель, марка), информацией о водителе (ФИО, день выдачи топлива, табельный номер), сведения о ГСМ, необходимых в период техобслуживания и ремонта ТС (на основании накладных и лимитно-заборных карт).
Ошибка: Компания перешла на спутниковую систему для учета ГСМ, не отразив переход в учете.
Комментарий: Необходимо издать приказ об отмене ранее применявшихся нормативов расхода топлива и закрепить новый способ учета ГСМ. Дата издания приказа должна совпадать с датой введения системы в эксплуатацию. Нужно сделать распечатку системы с указанием расхода бензина по каждому рейсу. Ее подкалывают к путевому листу и списывают ГСМ.
Вопрос №1: Как произвести списание бензина по факту его расходования, если невозможно понять, сколько горючего осталось в баке заправленного автомобиля?
Ответ: Как правило, для этих целей фактический расход топлива определяется как количество километров по спидометру, умноженное на принятый в компании норматив.
Вопрос №2: Компания применяет нормативы расхода топлива, установленные Министерством транспорта для целей налогового учета. Можно ли применять аналогичные нормативы в бухгалтерском учете?
Ответ: Да. Одно и то же значение лимита (по нормам Минтранса или самостоятельно разработанным нормам) может быть использовано при расчете израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.
Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.
Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.
Внести изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Заместитель Министра
Н.А. Асаул
Приложение к распоряжению Министерства транспорта РФ от 14 июля 2015 г. № НА-80-р
1. В пункте 2, в названии главы II слова «общего назначения» исключить.
2. Пункт 2 после слов «по расходу смазочных материалов» дополнить словами «и специальных жидкостей».
3. В пункте 4:
1) в абзаце втором слова «общего назначения» исключить;
2) в абзаце шестнадцатом слова «приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС»;
3) в абзацах тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
4. В пункте 5:
1) абзацы девятый — четырнадцатый изложить в следующей редакции:
«При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 5 млн. человек — до 35%;
от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%»;
2) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
«При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20-40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%»;
3) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
«Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%;
более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%»;
4) абзац двадцатый заменить абзацами двадцатым, двадцать первым в следующей редакции:
«При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.
При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%»;
5) абзац двадцать первый после слова «киносъемочных» дополнить словами «пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации»;
6) абзац двадцать второй после слов «в карьерах» дополнить словами «(кроме специальных карьерных АТС)»;
7) абзац двадцать третий после слова «наводнениях» дополнить словами «лесных пожаров»;
8) абзац двадцать пятый заменить абзацами двадцать пятым, двадцать шестым, двадцать седьмым в следующей редакции:
«При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%.
При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час)»;
9) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:
«Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:»;
10) в абзаце тридцать третьем слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
5. В пункте 6:
1) абзац десятый изложить в следующей редакции:
«Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России»;
2) в абзаце одиннадцатом слова «руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы».
6. В пункте 7:
1) позиции 11, 37, 40 таблицы подпункта 7.1.1 изложить в следующей редакции:
Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т. ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т. д.).
В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).
(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.
Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:
Внимание, здесь могут быть две таблицы: до 2008 года и после
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
16.1. Легковые автомобили
16.2. Автобусы
16.3. Бортовые грузовые автомобили
16.4. Тягачи
16.5. Самосвалы
16.6. Фургоны
16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:
N п/п
Модель, марка, модификация автомобиля
Число и расположение цилиндров
Мощность двигателя, л.с.
Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.
Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
профилактика перерасхода, слива и т.п.;
ведение соответствующей отчетности;
уточнение себестоимости перевозок;
снижение налогооблагаемой базы;
основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
конкретной марки авто;
его пробега;
срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
базового расхода ГСМ;
некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
Б — бензин;
Д — дизтопливо;
СНГ — сжиженный нефтяной газ;
СПГ — сжатый природный газ.
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:
для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
для зарубежных авто до 2008 года;
для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.
Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
работа в зимний период — 5-20%;
эксплуатация в горной местности — 5-20%;
дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
передвижение в городских зонах — 5-35%;
необходимость частых технологических остановок — 10%;
необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
для обкатки нового авто — до 10%;
по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).
Оснований для применения понижающих коэффициентов намного меньше. Обозначим общие случаи, когда следует уменьшить нормы Минтранса по расходу топлива. Значения приведем в таблице:
Критерий
Коридор значения коэффициента
Работа на равнинной и слабохолмистой местности, за пределами населенных пунктов
До 15%
При работе в пригородной зоне
Не применяют повышающий коэффициент при работе в городских зонах
В некоторых ситуациях есть необходимость применить сразу несколько коэффициентов. Тогда следует рассчитывать надбавку или снижение как сумму или разницу показателей.
ГСМ — это аббревеатура, расшифровывается как Горюче-Смазочные Материалы: нефтепродукты, к которым относятся смазки (мало для ДВС, КПП), бензин, дизельное топливо, охлаждающие жидкости, прочие расходные материалы для обслуживания автомобиля, проведения ТО и увлечения срока полезного использования транспортных средств, согласно нормам расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ в последней редакции.
Нормы расхода топлива по марке машины Минтранс 2019 последняя редакция для ТС, которые выполняют работы для ЖКХ, выделены нормами Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России. Приказ Минтранса о нормах расхода топлива 2019 с изменениями опубликован на официальном сайте Министерства Транспорта РФ. Выдержки из этого нормативного документа основных автомобилей приведены в значимых таблицах на нашем сайте.
Модель, марка, модификация автомобиля
Базовая норма, л/100 км
Топлива
1
2
3
ГАЗ-2310 «Соболь» (З M З-40522-4 L -2,464-145-5 M )
14,7
Б
ГАЗ-2704 «Фермер» г/п (ГАЗ-560-4Ь-2,134-95-5М)
11,9
Д
ГАЗ-2943 «Фермер» (З M З-402-4 L -2,445-100-4 M )
16,7
Б
ГАЗ-3302 (З M З-405220-4 L -2,464- 145-5 M )
15,3
Б
ГАЗ-3302 «Газель» (З M З-4063.10-4 L -2,3-110-5 M )
15,5
Б
ГАЗ-3302, -33021 «Газель» (ЗМЗ-4025. 10-4 L -2,445-90-5 M )
16,5
Б
ГАЗ-3302, -330210 «Газель» (3 M 3-4026.10-4 L -2,448-100-4 M )
16,5
Б
ГАЗ-33021 (ЗМЗ-4025.10-4 L -2,445-90-4 M )
16,9
Б
ГАЗ-33021 (У M 3-42150-4 L -2,89-89-5 M )
16,6
Б
ГАЗ-330210 «Газель» (З M З-4026.10-4 L -2,448-100-5 M )
16,0
Б
ГАЗ-33023-16 «Фермер» (З M З-4026.10-4 L -2,445-100-5 M )
15,7
Б
ГАЗ-33027 «Газель» (З M З-4026.10-4 L -2,445-100-5 M )
Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hот х T, (2)
где Qн — нормативный расход топлив, л; Hs — транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров); S — пробег автобуса, км; Hот — норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч; T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D), (3)
где Qн — нормативный расход топлив, л; S — пробег автомобиля или автопоезда, км; Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,
где Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача); Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т х км; Gnр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т; Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т х км; W — объем транспортной работы, т х км: W = Gгр Sгр (где Gгр — масса груза, т; Sгр — пробег с грузом, км); D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) — до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) — до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив: бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м — природного газа и до 0, 25 л — дизельного топлива.
Модель, марка, модификация автомобиля
Базовая норма, л/100 км
Топлива
1
2
3
Avia A-20H, A-21K, -21N
11,0
Д
Avia A-30N, A-31L, -31N, -31P
13,0
Д
DAF 95.350 (6L-11,63-354-16M)
23,5
Д
Ford Transit 350 Single Cab 2.4D (4L-2,402-116-5M)
В 2020 году продолжают действовать правила, установленные в области использования горюче-смазочных материалов в соответствии с распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р. Наиболее свежие поправки были внесены распоряжением 06.04.2018 № НА-51-р, в рамках которых были скорректированы лимиты потребления и некоторые коэффициенты.
В зимний период коэффициент норматива увеличивается на 15 %. Также нужно учитывать территориальную привязку транспортного средства. В соответствии с последними изменениями Севастополь был выделен как город федерального значения.
На летний период нормы рассчитываются по установленным коэффициентам, без корректировки. Изменения коснулись городов-миллионников, в которых действует привязка к населению.
Для городов с количеством жителей от 1 до 5 миллионов норма потребления была увеличена на 25 %. В городах с населением более 5 миллионов человек норму повысили на 35 %. Во многом это связано с увеличением загруженности дорог и ростом количества пробок. Простаивание в таких заторах приводит к повышенному потреблению горючего.
Владельцам транспорта нужно учитывать и изменения порядка применения коэффициента повышения в зависимости от накопленного автобусом пробега. Повышение на 5 % касается транспортных средств, которые уже успели преодолеть рубеж 100 тысяч пройденных километров или чей возраст составил более 5 лет. На 10 % повысилось значение при пробеге более 150 тысяч километров или возрасте от 8 лет и более.
Приказ о нормах расхода топлива
Да Нет
Оцените статью
( js )
Более 6 (шести) лет работы с программой МВК (в рамках лицензионного соглашения)
Проведено более 150 000 дорожных испытаний
Исследованы все известные модели транспортных средств в мире (база данных огромна)
На каждое транспортное средство было проведено не менее 10 дорожных испытаний
Из представленных узлов и агрегатов было «создано» множество транспортных средств
На каждое «созданное» транспортное средство было проведено множество дорожных испытаний
Более 100 маршрутов (имеющихся и созданных) применялись для расчета базовых норм.
Расчеты принимаются всеми надзорными органами (для бюджетных и коммерческих организаций)
Каждый год базовые нормы расхода топлива нам заказывают более 300 организаций
Нам заказывают сами налоговые органы и органы финнадзора, контрольно-счетные палаты и казначейства
Контрольно ревизионные управления различных субъектов РФ рекомендуют нас и работают с нами в онлайн-режиме
Масштабное исследование с помощью программы МВК позволяет подобрать готовый результат для любого автомобиля
С помощью готовой базовой нормы мы сможем обосновать ваше фактическое значение расхода топлива.
Стоимость и сроки
ОБЫЧНЫЙ
При заказе от 1 до 19 единиц
3000 руб./ед.
срок до 10 рабочих дней
условия оплаты любые
Мы предлагаем готовые расчитанные базовые нормы расхода топлива абсолютно на любые автомобили. Если на Вашем автомобиле имеется дополнительное оборудование, например крано-манипуляторная установка, то мы абсолютно бесплатно включаем в сводную итоговую таблицу расчет на установленное оборудование.
По вашему желанию, мы можем предоставить только базовые нормы расхода топлива, но как показывает практика, многие не могут полноценно использовать поправочные коэффициенты. Поэтому мы абсолютно бесплатно включаем в сводную таблицу расчеты эксплуатационных норм. В итоге вы получаете полный расчет всех эксплуатационных норм на основе базовой нормы предоставленной нами.
Расчет производен дипломированным специалистом.
Очень важный момент! Мы не просто даем вам “сухую” базовую норму, а перед подписанием акта сдачи-приемки услуг, все расчеты обязательно будут с вами согласованы и при необходимости скорректированы, так как у каждой организации свои условия эксплуатации. А у каждого транспортного средства есть несколько базовых норм, рассчитаных на разных типизированных маршрутах при разных комбинациях скоростей.
… С 2011 года я отвечаю на одни и те же вопросы. Мне не составляет труда отвечать на них снова и снова. Вы всегда можете позвонить мне и задать напрямую вопрос и получить квалифицированный ответ или подробную конультацию! Но для взаимного удобства ниже я представил самые часто задаваемые вопросы и ответы на них.
— Константин Зворыгин
Автор патента, эксперт в области обеспечения БДД и директор компании ООО “Транспортный консалтинг”
1. Нормируемые значения расходов горюче-смазочных материалов (QH) рассчитываются на основании общепринятых республиканских:
1) базовых норм расходов горюче-смазочных материалов Н Б , которые представляют собой нормы на пробег (единицу времени или работы) и определяются для каждой конкретной модели автотранспортного средства или специальной техники;
2) норм расходов горюче-смазочных материалов на транспортную работу Н ТР , которые представляют собой дополнительный расход горюче-смазочных материалов на перевозку груза, в том числе в виде дополнительной массы (Н ДМ ), например, массы прицепа, полуприцепа или дополнительного оборудования;
3) норм расходов горюче-смазочных материалов на работу различного дополнительного или специального оборудования Н ДО , которые представляют собой расход горюче-смазочных материалов на работу оборудования, приводимого в действие (работающего) за счет энергии этого горюче-смазочных материалов;
4) норм расходов горюче-смазочных материалов на пробег при выполнении специальной работы Н СР , которые представляют собой дополнительный расход горюче-смазочных материалов автотранспортными средствами, выполняющими специальную работу в процессе движения;
5) индивидуальных поправочных коэффициентов (К і ), с помощью которых корректируется расход горюче-смазочных материалов в зависимости от условий эксплуатации автотранспортной и специальной техники.
2. Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов Q H , определяется:
в литрах для жидкого горюче-смазочных материалов;
в кубических метрах для газового горюче-смазочных материалов.
3. Базовые нормы расходов горюче-смазочных материалов НБ устанавливаются в литрах или в кубических метрах на сто километров пробега (единицу времени, работы).
Для новых моделей и модификаций автотранспортной и специальной техники, не вошедших в настоящий раздел, базовые нормы расходов горюче-смазочных материалов устанавливаются на основе технической документации или информации завода-изготовителя транспортного средства или его представителя, имеющего право выдавать эти документы, на основании проведенных заводом-изготовителем испытаний.
Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В течение указанного срока временные нормы расходов горюче-смазочных материалов при необходимости корректируются, а по истечении двух лет переводятся в разряд постоянно действующих.
4. Для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих установленных базовых норм расходов горюче-смазочных материалов и отличающихся от базовых моделей только снаряженной массой, Н Б устанавливается путем корректировки соответствующих норм согласно п. 5 настоящих Норм.
5. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на транспортную работу Н ТР или дополнительную массу Н ДМ являются едиными на всей территории Республики Казахстан и составляют:
1). для бензина — 2,0 л/100ткм;
2). для дизельного горюче-смазочных материалов — 1,3 л/100ткм;
3). для сжиженного нефтяного газа — 2,5 л/100ткм;
4). для сжатого природного газа — 2,0 м 3 /100ткм;
5). для газодизелей — 1,2 м 3 +0,25 л/100ткм.
6. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на работу дополнительного и/или специального оборудования Н ДО (Н СО ) определяются, как правило, производителем соответствующей техники или оборудования и устанавливаются в литрах для жидких горюче-смазочных материалов или в кубических метрах для сжатого природного газа на час работы или на единицу работы соответствующего оборудования. Некоторые значения Н ДО приведены в таблице 9.
7. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на пробег при выполнении специальной работы Н СР специальными автотранспортными средствами, также как и базовые нормы, устанавливаются в литрах или в кубических метрах на сто километров пробега автотранспортного средства.
16. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств устанавливаются в литрах (для различных масел) или килограммах (для пластических смазок) на 100 литров (100 м3) нормируемого значения расхода горюче-смазочных материалов.
17. Нормы расходов смазочных материалов снижаются на 50 % для всех автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации менее трех лет.
18. Нормы расходов смазочных материалов увеличиваются на 20 % для автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации более восьми лет.
19. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте узлов и агрегатов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки соответствующего объекта.
20. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств, произведенных в странах бывшего СССР до 1990 года, приведены в таблице 14.
Таблица 14 — Нормы расходов смазочных материалов в литрах (кг)
на 100 л нормируемого расхода горюче-смазочных
материалов
Масла
Пластич-
ные
смазки
Марка, модель автомобиля
моторные
транс-
миссион-
ные
специаль-
ные
1
2
3
4
5
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
Volkswagen Passat
0,8
0,15
0,03
0,1
ЗАЗ-965, -966, -968, -969, -970
всех модификаций
1,3
0,1
0,03
0,1
ЛуАЗ всех модификаций
1,3
0,1
0,03
0,1
ЗАЗ-1102
0,8
0,1
0,03
0,1
ВАЗ всех модификаций
0,6
0,1
0,03
0,1
ИЖ-2125 всех модификаций
1,8
0,15
0,05
0,1
Москвич-403,-407,-408,-410,-411,-
424,-426,-432
2,0
0,15
0,05
0,1
Москвич-412,-427,-433,-434,-2136,
-2137,-2140,-2141
всех модификаций
1,8
0,15
0,05
0,1
ГАЗ-13,-14
1,8
0,15
0,05
0,1
ГАЗ-М20,-21,-22
2,0
0,15
0,05
0,1
ГАЗ-24 всех модификаций
1,8
0,15
0,05
0,1
ГАЗ-24-07,-24-17
1,6
0,15
0,05
0,1
ГАЗ-3102 всех модификаций
1,7
0,15
0,05
0,1
ГАЗ-3110-101
1,7
0,15
0,05
0,1
УАЗ всех модификаций
2,2
0,2
0,05
0,2
ЗИЛ-114,-117,-4104
1,7
0,15
0,05
0,1
АВТОБУСЫ
РАФ-977 всех модификаций
2,0
0,15
0,05
0,1
РАФ-2203 всех модификаций
1,8
0,15
0,05
0,1
УАЗ-452,-2206,-3962
всех модификаций
2,2
0,2
0,5
0,2
КАвЗ-651,-651А
2,2
0,25
0,1
0,25
КАвЗ-685,-3270,-3976
всех модификаций
2,1
0,3
0,1
0,25
ПАЗ-651,-652 всех модификаций
2,2
0,25
0,1
0,25
ПАЗ-672,-3201,-3205,-3206
всех модификаций
2,1
0,3
0,1
0,25
ЛАЗ-695,-697 всех модификаций
2,0
0,3
0,1
0,2
ЛАЗ-699 всех модификаций
2,0
0,35
0,1
0,2
ЛАЗ-4202 всех модификаций
2,8
0,4
0,15
0,35
ЛиАЗ-158 всех модификаций
2,2
0,25
0,1
0,2
ЛиАЗ-677 всех модификаций
1,8
22. Помимо гарантийных норм для аккумуляторных батарей
устанавливаются эксплуатационные сроки службы, по истечении которых
допускается производить их списание в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации.
23. Эксплуатационные сроки службы определяются интенсивностью работы аккумуляторных батарей и определяются согласно данным, приведенным в таблице 17 и п. 24. настоящих Норм.
Срок службы аккумуляторных батарей снижается:
на 20 % в климатической зоне «А»;
на 15 % в климатической зоне «В»;
на 10 % в климатической зоне «С»;
на 30 % для автотранспортных средств, оборудованных дополнительным источником потребления энергии (радиостанция, сигнально-говорящее устройство, бортовые компьютеры и т.д.) и 5 % на каждый следующий дополнительный источник потребления энергии;
на 10 % при использовании на автомобилях и тягачах аэродромного обслуживания.
Срок хранения аккумуляторных батарей в сухом виде (не залитых электролитом) устанавливается не более трех лет.
Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Таблица 17 — Эксплуатационные сроки службы аккумуляторных
батарей
Минимальный срок службы Т,
месяцев
Показатели наработки
пробег L, не более
тыс. км
время работы t, не
более моточасов
Обычные аккумуляторные батареи
12
150
—
24
90
3000
Необслуживаемые аккумуляторные батареи
48
100
4000
24. Промежуточные значения минимальных сроков эксплуатации обслуживаемых (обычных) аккумуляторных батарей допускается определять по формуле:
T min = 42 — L ф /5, (8)
а необслуживаемых аккумуляторных батарей — по формуле:
T min = 98 — L ф /2, (9)
где: L ф — фактическое значение наработки аккумуляторной батареи
в тыс. км пробега.
25. Помимо гарантийных, для автомобильных шин устанавливаются эксплуатационные нормы пробега, в течении которого должны обеспечиваться условия безопасной эксплуатации автотранспортных средств и специальной техники согласно Правилам дорожного движения Республики Казахстан и Правилам технической эксплуатации соответствующей техники.
По достижении эксплуатационной нормы пробега допускается производить восстановление протектора шины или, в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации, шина подлежит списанию.
26. Под эксплуатационной нормой подразумевается пробег шины в километрах (или наработка в часах) до снятия с транспортного средства по одной из следующих причин:
1) износ рисунка протектора достиг минимально допустимой высоты или появления индикаторов износа;
2) возникли дефекты производственного или эксплуатационного характера, которые исключают возможность дальнейшей эксплуатации шины по условиям обеспечения безопасности.
27. Нормы пробега автомобильных шин оперативно-служебных транспортных средств, а также основных и специальных пожарных автомобилей подразделений противопожарных служб, оперативных и аварийно-спасательных автомобилей аварийно-спасательных служб и формирований снижаются на 30 % и дополнительно на 20 % для транспортных средств эскортных подразделений.
Сноска. Пункт 27 в редакции постановления Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
28. В таблицах 18 и 19 приведены эксплуатационные нормы пробега (наработки) шин базовых моделей автомобилей и специальной техники различного типа для I и II категорий эксплуатации в климатических условиях Республики Казахстан.
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
Qн = 0,01 ´ Hs ´ S ´ (1 + 0,01 ´ D), (1)
где Qн — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.
1.1.1. Легковые автомобили отечественные и стран СНГ
Модель, марка, модификация автомобиля
Базовая норма, л/100 км
Топливо
1
2
3
ВАЗ-11111
6,5
Б3
ВАЗ-2104
8,5
Б
ВАЗ-21043 (ВАЗ-2103-4L-1,45-71-5М)2
8,3
Б
ВАЗ-2105, -21051, -21053
8,5
Б
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-5М)
8,5
Б
ВАЗ-2106 (ВАЗ-2106-4L-1,57-75,5-4М)
9,0
Б
ВАЗ-21061
9,0
Б
Для седельных тягачей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается аналогично грузовым бортовым автомобилям и автопоездам с прицепами и полуприцепами (по соотношению 3).
1.4.1. Тягачи отечественные и стран СНГ
Модель, марка, модификация автомобиля
Базовая норма, л/100 км
Топливо
1
2
3
БелАЗ-537Л
100,0
Д
БелАЗ-6411
95,0
Д
БелАЗ-7421
100,0
Д
ГАЗ-52-06
22,0
Б
ГАЗ-63Д, -63П
26,0
Б
ЗИЛ-130АН, -130В, -130В1, -130В1-76, -130В1-80
31,0
Б
ЗИЛ-131В, -131НВ
41,0
Б
ЗИЛ-131 НВ (ЗИЛ-375-8V-7,0-180-5М)
43,5
Б
ЗИЛ-137, -137ДТ
42,0
Б
ЗИЛ-138В1
41,0
снг
ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ
38,5
Б
ЗИЛ-164АН, -164Н
31,0
Б
ЗИЛ-441510, -441516
31,0
Б
ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-375-8V-7,0-180-5М)
42,0
Б
ЗИЛ-441610
41,0
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:
S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
Hsanc — норма расхода топлива автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:
Для автомобилей-фургонов нормируемое значение расхода топлива определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям (по соотношению 3). Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлива определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10 % к базовой норме.