Что такое обгон пдд 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое обгон пдд 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Общие принципы безопасности при выполнении обгона.

Правила. Раздел 11. Пункт 11.1. Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Самое банальное – увеличение скорости. Автомобилист пошел на обгон и рассчитывал закончить маневр через несколько секунд. Однако обгоняемый автомобиль вдруг увеличил скорость, сравняв ее с максимально допустимой на данном участке дороги. В таком случае обгоняющему водителю придется либо нарушить правила, превысив скорость, либо, наоборот, снизить скорость и вернуться на свое место. Наихудшим развитием событий будет ситуация, если обгоняемый автомобиль в этот момент снова подстроится под скорость обгоняющего и не будет давать ему вернуть на свою полосу. Такие действия могут стать причиной серьезной аварии.

11. Обгон, опережение, встречный разъезд

  • Рассчитать транспортный налог
  • Рассчитать ОСАГО
  • Рассчитать КАСКО
  • Рассчитать автокредит
  • Рассчитать расхода топлива
  • Калькулятор растаможки авто

Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.

Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили. Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.

Обгон – определенная форма опережения одного, двух и более автомобилей с одновременным выездом на противоположную полосу и с обязательным возвращением на свою исходную полосу или часть проезжей части.

Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.

Зона действия знака начинается с места его установки. Ограничение снимается после ближайшего перекрёстка. Если он отсутствует, зона действия распространяется до конца населенного пункта. О его завершении свидетельствует установка табличек 5.24.1 и 5.26 «Конец населенного пункта», 2.4 «Уступите дорогу» или знаки обозначающие перекресток. Примыкание второстепенных дорог, в том числе лесных, полевых, или других территорий, не влечет за собой прекращение запрета.

Опережение — это не что иное, как движение ТС с такой скоростью, которая больше скорости движения ТС, движущегося в одном с нами направлении.

Не смотря на всю похожесть названных терминов и даже на то, что обгон отчасти включает в себя опережение, эти понятия имеют одно существенное отличие – выезд (либо его отсутствие) на «встречку». При совершении обгона ТС всегда выезжает на полосу встречного движения, при опережении — автомобиль не покидает полосы попутного направления.

Как мы уже выяснили, обгон — это манёвр, в обязательном порядке связанный с выездом на полосу встречного движения, следовательно, так называемый «обгон справа» вовсе не подпадает под понятие обгона. Что же тогда подразумевает под собой указанное словосочетание? Обгон справа — это ничто иное, как опережение с правой стороны ТС, движущегося в попутном с нами направлении, совершаемое по обочине, тротуару и т.д. Указанные действия прямо запрещены ПДД (п. 9.9. Правил), следовательно, обгон справа совершать нельзя.

Отличия понятий «обгон» и «опережение» по ПДД 2021 года

Правила, регулирующие дорожное движение, призваны обеспечить безопасность всех его участников. Однако далеко не всегда и не всеми участниками эти правила соблюдаются. За нарушения ПДД при обгоне и опережении КоАП РФ в 2020 году предусмотрены следующие виды наказаний:

  • невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечёт штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
  • движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечёт штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
  • невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечёт для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
  • выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется ещё раз напомнить, что автомобиль — это источник повышенной опасности и подходить к его управлению необходимо очень серьёзно. Садясь за руль, мы должны понимать, что несём ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье иных участников дорожного движения, поэтому приступать к совершению обгона, опережения или любого другого манёвра можно только тогда, когда нет совершенно никаких сомнений в безопасности наших действий.

Переход представляет собой специально размеченную область на проезжей части дорожного полотна, выделенную для обеспечения возможности организованного перемещения одного или нескольких пешеходов на противоположную сторону улицы или трассы. Место, предусмотренное для организованного передвижения пешеходов, может располагаться над проезжей частью дороги в виде моста или представлять собой подземный переход, о чем шофер предупреждается при помощи соответствующих знаков.

Нерегулируемый пешеходный переход обозначается нанесением дорожной разметки в виде «зебры» и знаком под номером 1.22. Передвижение автомобиля на таких участках должно осуществляться с учетом следующих правил:

  • при подъезде к «зебре» необходимо снизить скорость и остановить автомобиль в нескольких метрах до нее;
  • скорость при подъезде к обозначенной разметкой области следует снижать даже при отсутствии пешехода в зоне видимости водителя, это позволит водителю вовремя остановить машину при его появлении;
  • перемещение на автомобиле запрещено в случае, если пешеход обозначил начало передвижения по «зебре», ступив на край разметки с противоположной стороны дороги.

Приведенные выше правила поведения водителя возле перехода, являются универсальными и не зависят от места расположения светофора, наличия знаков или специальной разметки. Поскольку правила едины, они действуют как в пределах городской черты и других населенных пунктов, так и за их пределами, например в местах для посадки на автомобильный или ж/д транспорт.

На каких перекрёстках обгон разрешён и запрещён? Обзор ПДД

При маневрах, предполагающих выезд на встречную дорогу, необходимо выполнять следующие правила:

  • исключить обгон с движением по полосе движения автомобилей, перемещающихся во встречном направлении при 4 полосном типе разметки;
  • внимательно следить за наличием запрещающего маневр обозначения на определенном участке дороги, поскольку в этом случае за нарушением следует двойное наказание, и автолюбитель рискует остаться без водительских прав.

Обратите внимание! Выполнение маневра следует исключить на поворотах, имеющих знак, предупреждающий об опасности, зонах с ограниченной видимостью, «зебрах», железнодорожных переездах (до 100 м), регулируемых перекрестках, территории эстакад, тоннелей и мостов.

Опережение движущегося впереди автомобиля с выездом на линию передвижения машин, движущихся в противоположном направлении на переходе, является двойным нарушением, которое строго наказывается правилами.

Существуют несколько условий, допускающих смягчение санкций за смену полосы. К ним специалисты относят:

  1. Действия водителя, направленные на преодоление препятствия.
  2. Наличие на полотне разметки и обозначения количества полос при одновременном отсутствии знаков, запрещающих обгон.
  3. Действия шофера направлены на опережение тихоходного или неисправного автомобиля с включенными аварийными сигналами.
  4. Отсутствие на полотне разметки установленного типа либо знаков, не допускающих маневр.

Несмотря на возможность отмены наказания за передвижение по встречной полосе, санкции за обгон на участке, предусмотренном для организованного пересечения людьми трассы, водитель несет в любом случае.

При оценке, где необходимо совершить маневр при отсутствии знаков и соответствующей разметки, водителю важно трезво оценивать собственные навыки вождения, дорожную ситуацию и исключить возникновение ДТП.

При этом важно учитывать правила обгона:

  • автолюбитель должен рассчитать дистанцию таким образом, чтобы закончить маневр, находясь в исходной полосе, при отсутствии уверенности в наличии безопасного расстояния для маневра, от его выполнения рекомендуется отказаться;
  • помимо того, что обгон должен быть завершен с возвращением на свою полосу движения, скорость должна быть такой, чтобы при понижении передачи успеть затормозить до «зебры» так, чтобы не спровоцировать столкновение с машиной, движущейся сзади;
  • выполнять обгон после преодоления перехода можно сразу при условии отсутствия знаков, не разрешающих выполнение действия.

Выполняя приведенные выше рекомендации, водитель не только минимизирует вероятность наезда на пешехода, но и снизит вероятность попадания в аварию.

Самый абсурдный пешеходный переход в России — видео:

Запрет на обгон в пределах места перемещения людей на другую сторону улицы регламентирует ряд нормативных документов КоАП и ПДД, среди которых:

  1. Пункт 11.4 ПДД, содержит информацию о запрете опережения при нахождении в зоне перехода и рекомендации по правильному проведению маневра.
  2. Пункт 14.2 ПДД регламентирует ограничение по скорости машины перед переходом при замедлении автомобиля, движущегося впереди.
  3. Пункт 14.3 определяет порядок действий при нахождении возле регулируемого места пересечения дороги.
  4. Статья 12.15 КоАП определяет вид наказания за правонарушение при составлении протокола инспектором ГИБДД или автофиксации.
  5. Статья 12.18 содержит информацию о взысканиях, налагаемых за неправильное пересечение перехода.

Обратите внимание! Принятый Закон исключает любые варианты обгона близко к пешеходному переходу и на нем самом.

Решение о вынесении штрафа можно оспорить, приведя необходимые доказательства, свидетельства очевидцев, подробное описание дорожной ситуации и своих действий, записей камеры видеорегистратора.

Сложнее дело обстоит с вынесением протокола о нарушении на рассмотрение мировых судей. В этом случае можно минимизировать наказание, правильно выстроив аргументацию своей правоты в суде. В этом случае необходимо опираться на то, что факт нарушения отсутствует, поскольку зафиксированное нарушение относится к опережению, а не обгону. Однако при наличии фиксации момента пересечения разметки камерами регистраторов или видеосъемкой, выполненной сотрудником ГИБДД, шансы избежать наказания крайне малы.

Тема 11. Обгон, опережение, встречный разъезд.

Правила дорожного движения (ПДД), которые в 2013 году были уточнены и дополнены в очередной раз, говорят нам, что термин «обгон» означает объезд нескольких либо одной машины, подразумевающий кратковременный выезд обгоняющего ТС на встречную полосу и возвращение его обратно. ПДД 2013 года четко прописывают то, что далеко не любое опережение считается обгоном. А вот каждый обгон по своей сути является опережением.

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

Обгон запрещен в далее указанных случаях:

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

Начинающий водитель может с недоумением спросить о том, в каких ситуациях обгон разрешен. Ему может показаться, что правила очень строго относятся к автомобилистам, которые хотят обогнать других участников движения, и практически не дают им возможности без нарушения требования ПДД 2013 совершить безопасный обгон.

На самом деле, описываемый в этой статье маневр на дороге считается среди специалистов наиболее опасным из всех видов маневров, который при неправильном его исполнении способен привести к катастрофическим последствиям. Поэтому ПДД столь строго регламентируют все действия водителя, решившего осуществить обгон (опережение, встречный разъезд).

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

Есть ли штраф за препятствие обгону — Пункт 11.3 ПДД

Обгон – это, согласно определению в правилах дорожного движения, опережение одного или нескольких транспортных средств, которое совершается путем выезда на встречную полосу движения и возвращением на ранее занимаемую часть дороги. Обгон не всегда является нарушением ПДД – например, если он был осуществлен по соответствующей разметке и по всем правилам.

Несмотря на то, что обгон и объезд являются стандартными маневрами для движущегося автомобиля, отличия между ними имеются, они для наглядности представлены в таблице.

Обгон Объезд
  • совершается всегда с целью объезда любого движущегося транспортного средства, выполняется только слева;
  • маневр, позволяющий объехать статичное препятствие на дороге – например, упавшее дерево, стоящий на трассе автомобиль и так далее;
  • считается сложным в исполнении маневром, требующим быстрого принятия решения и ориентации в сложившейся обстановке.
  • подразумевает наличие у водителя, совершающего маневр, времени для точного расчета своих действий.

Правила, регулирующие проведение обгона и объезда, практически не различаются, но если водитель при выполнении таких маневров пересечет сплошную разделительную полосу или выедет на полосу встречного движения без оценки уровня опасности ситуации, то подобное нарушение карается законом – накладывается штраф, возможно лишение водительских прав, но самое важное – вероятность ДТП.

Существует всего два вида обгона – слева и справа от впереди идущего транспортного средства. В первом случае нет никаких нарушений – именно слева можно правилами дорожного движения обгонять автомобили. Но если такой маневр совершается справа, то для этого должно «сработать» исключение – движение транспорта осуществляется по трехполосной трассе, а впереди идущий автомобиль находится на средней полосе.

Дорожный знак, запрещающий закон, имеет индивидуальный номер в правилах дорожного движения – 3.20. Он категорически запрещает обгон транспортных средств, исключением признаются только мопеды, тихоходные транспортные средства, гужевой транспорт, мотоциклы без коляски и велосипеды.

Устанавливается такой запрещающий знак только на тех участках трассы/дороги, где предположительно может создаться аварийная ситуация – например, на крутых и затяжных поворотах, подъемах с разным углом наклона, в местах сужения дороги и так далее.

В населенном пункте выполнять обгоны крайне нежелательно, потому что на пути водителя могут встретиться пешеходные переходы, светофоры и в таком случае может создаться аварийная ситуация для самого обгоняющего и параллельно двигающихся транспортных средств. Но если подобный маневр все-таки решено совершить, то он выполняется в следующем порядке:

  1. водитель должен убедиться в том, что встречная полоса свободна и спереди, и сзади;
  2. включают левый поворот и начинают обгон, убедившись, что сзади идущее транспортное средство не пытается совершить идентичный маневр;
  3. обойдя параллельно движущийся автомобиль, нужно включить правый поворотник;
  4. убедиться в том, что сзади идущая машина не увеличила своей скорости, а перед ней не движется мотоцикл;
  5. вернуться на свою «законную» полосу движения.

Обгон запрещен в том случае, если скорость автомобиля для совершения маневра недостаточная. Если скорость обгоняющего транспортного средства 85 км/ч, а движущегося впереди 90 км/ч, то для полноценного обзора трассы по встречной полосе понадобится просмотр на 180 метров вперед и назад.

Даже 100%-ное зрение не даст возможности критично оценить ситуацию. В таком случае обгон нецелесообразен – можно стать помехой и параллельно движущемуся автомобилю, и встречному транспорту.

Порядок проезда участка, предназначенного для пересечения дороги пешеходами, существующие ограничения и запреты определяются действующей редакцией Правил дорожного движения РФ (пунктами 11.4, 14.1-14.6). Разрешается ли выполнить обгон? Однозначные ответ – нет. Водители при пересечении зебры должны учитывать, что осуществление маневра строго запрещено.

При рассмотрении ПДД стоит отметить, что опережение, в отличие от обгона, на таком участке допускается. Стоит четко разграничивать два указанных понятия, которые автомобилисты достаточно часто путают. Результатом этого становится привлечение к ответственности или создание аварийной ситуации. Так, разница состоит в следующем:

  • опережение представляет собой скоростное движение машины по сравнению с другим транспортным средством, при котором она может изменить полосу движения, не выезжая на встречку;

  • обгон – опережение, при котором автомобилист кратковременно выезжает на полосу встречного движения и затем возвращается на свою часть дороги.

Важным моментом при соблюдении ПДД является необходимость знать те признаки, которые имеет пешеходный переход. Такой участок, согласно нормам, оснащается дорожной разметкой и соответствующими знаками. Если он является регулируемым, дополнительно устанавливается светофор, в отдельных случаях – устройство звуковой сигнализации.

За нарушение пункта ПДД, регламентирующего запрет обгона на переходе, меру взыскания определяет статья 12.15 КоАП. Санкции достаточно жесткие. Так, наказание за обгон на пешеходном переходе выражается в следующем:

  • выезд на встречную полосу на участках, где это запрещено, влечет за собой наложение штрафа. Величина его составляет 5 тысяч рублей, но в некоторых случаях применяется лишение права на управление ТС срок 4-6 месяцев;

  • при условии, что данное нарушение ПДД было зафиксировано повторно, к водителю могут применяться более суровые меры. Состоят они в лишении права управления ТС сроком 1 год. При условии, что проступок запечатлен техническими средствами (видеокамерами), мера наказания будет выражаться в штрафе в размере 5 тысяч рублей.

Штраф за обгон под знак «обгон запрещён» в 2021 году

ПДД определяет следующие правила проезда перехода:

  • при подъезде к такому участку автомобилисту надлежит снизить скорость;

  • строго запрещено останавливаться в зоне перехода (за исключением пропуска пешеходов);

  • если авто, которое движется по другой полосе, начинает приостанавливаться перед переходом, стоит также снизить скорость. Вполне возможно, что водитель пропускает пешехода, который незаметен из-за ограниченной видимости;

  • участникам ДД (пешеходам, велосипедистам и т. д.), которые начали пересечение проезжей части, следует уступить дорогу;

  • после того, как пешеходы прошли, надлежит сразу продолжить движение и при этом не набирать скорость резко.

Пересечение пешеходного перехода стоит выполнять особенно внимательно. Это связано с тем, что в определенных ситуациях видимость сильно ограничена. Автомобилист не всегда имеет возможность рассмотреть пешехода. Нарушение ПДД может закончиться привлечением водителя к административной ответственности и наложением определенной суммы штрафа. Если в результате игнорирования правил будет иметь место авария с причинением вреда здоровью людей, то дело уже рассматривается Уголовным кодексом РФ.

  • По автомобилю и водителю
  • По номеру постановления

Раньше определение обгона звучало так:

«Обгон» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Т. е. если ты во время действия той редакции ПДД перестроился из одной полосы в другую и опередил транспортное средство, то ты его обогнал. Обгон справа был запрещён.

Сейчас определение обгона такое:

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Т. е. обгон – это маневр с обязательным выездом на встречку и возвратом на свою полосу (часть дороги). Как понимаете, обгона справа сейчас не существует в-принципе. Т. к., опережая справа, на полосу встречного движения никак не выехать.

Многие знакомые, кого доводилось опережать справа, спрашивают: «Ты не боишься, что я, не глядя, могу подать вправо?»

«Не боюсь, – отвечаю, – перед тем, как перемещать автомобиль правее, ты должен убедиться в безопасности маневра». Поэтому всем, кто планирует перемещать своё авто вправо-влево, советую вначале смотреть в зеркала.

Небольшой ликбез по определению обгон-опережение завершён. Желаю всем соблюдать ПДД и не выражать агрессию ни к кому, особенно на дороге.

Обгон, опережение, встречный разъезд из билетов ПДД 2021 СД/CD

В соответствии с действующими Правилами движения обгоном автомототранспортного средства называется особый вид опережения движущегося впереди автомобиля (иного вида транспорта) с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и обратным возвращением в полосу попутного направления.

Обгон может быть совершен в отношении одного или более транспортных средств, движущихся по одной полосе.

Правила выполнения обгона, а так же ситуации, при которых совершение данного маневра запрещено, указываются в пункте 11 документа. Понятие «двойной обгон» действующей редакцией Правил не предусмотрено.

Однако принято считать, что двойным обгоном являются следующие действия:

  • обгон автотранспорта, уже совершающего аналогичный маневр;
  • обгон автомашин за автомобилем, совершающим аналогичный маневр.

Для наглядного определения рассматриваемых понятий приведем несколько схематических изображений указанных действий:

  1. Двойной обгон, осуществляемый в порядке опережения обгоняющего автотранспорта:

По правилам движения выполнение обгона сопровождается:

  • включением сигнала поворота;
  • выездом на встречную полосу движения;
  • объездом или опережением автотранспорта, движущегося по своей полосе;
  • возвратом на свою полосу.

Выполнение данного маневра должно производиться в условиях достаточной видимости и без образования помех в движении иного автотранспорта (статья 11.1).

Обгон запрещено выполнять в следующих ситуациях (статья 11.2 ПДД):

  • впереди движущееся транспортное средство приступило к обгону другого автомобиля (мотоцикла, автобуса, грузовика и так далее);
  • автотранспорт, движущийся впереди, подает сигнал поворота налево для выполнения обгона, поворота или разворота;
  • автотранспортное средство, следующее сзади, приступило к выполнению маневра «Обгон»;

Данные правила означают, что обгонять автомобиль, уже приступивший к обгону или только начинающий выполнение маневра, запрещено.

На рисунке представлена рассмотренная ранее ситуация. Желтый автомобиль приступил к выполнению обгона синего автомобиля. В это же время красная автомашина пытается совершить обгон и желтого и синего автомобиля, что прямо запрещается правилами (пункт 11.2).

В соответствии со статьей 11.4 ПДД обгон запрещается выполнять:

  • на железнодорожных переездах и за 100 м до них. Такое правило введено из-за увеличения опасности в связи с движением поездов;
  • на регулируемых перекрестках, так как светофоры (сигналы регулировщика), как правило, разрешают одновременное движение во встречных направлениях;
  • на нерегулируемых перекрестках при движении автомобиля по второстепенной дороге (второстепенной является дорога, на которой установлен знак «Уступи дорогу»), так как преимущественное право продолжить движение без помех имеют автотранспортные средства, которые осуществляют движение по главной дороге;
  • на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а так же в тоннелях;
  • на пешеходных переходах, так как недостаточная видимость может привести к столкновению не только с другим автотранспортом, но и человеком;
  • в зоне действия знака «Обгон запрещен» или на участке дороги, где разделение между полосами обозначено сплошной линией;
  • на опасных участках или в зоне с плохой видимостью.

Поскольку впереди идущий автомобиль при совершении двойного обгона друг за другом ограничивает видимость водителя, то и совершение данного маневра так же запрещено действующими правилами.

Рассмотренная ситуация представлена на рисунке. Красный автомобиль, движущийся первым, выполняет обгон двух синих автотранспортных средств в соответствии с правилами.

Второй красный автомобиль так же совершает обгон, то так как видимость на проезжей части ограничена первым автомобилем, то вторая автомашина не имеет права выполнять данный маневр (статья 11.4).

В каких случаях разрешен обгон справа, читайте здесь.

Существуют ли ситуации, при которых выполнение двойного обгона разрешается?

Ранее в правилах движения определение «Обгон» имело несколько иную трактовку, по которой опережение с выездом на встречную полосу могло осуществляться только в отношении одного автомобиля, то есть одновременный обгон нескольких транспортных средств был запрещен.

В настоящее время такое действие правилами не запрещается. Однако среди водителей бытует мнение, что одновременное опережение двух и более автомототранспортных средств так же считается двойным обгоном.

На рисунке показано, что красный автомобиль обгоняет сразу два синих автотранспортных средства.

Правило двойного обгона в этой ситуации не запрещает выполнение маневра, так как строго соблюдаются все условия (препятствий на полосе встречного направления не существует, зона видимости достаточно, обгон производится в месте, не запрещенном правилами).

Следует так же различать такие понятия как «Обгон» и «Опережение». Если для обгона автотранспорта не требуется выезд на встречную полосу движения, то такой обгон является опережением.

Для выполнения маневра «Опережение» нет таких строгих ограничений, как для обгона. При опережении впереди идущего автотранспорта водитель должен убедиться в отсутствии препятствий для совершения маневра.

Опережение нельзя осуществлять перед пешеходным переходом, если иной транспорт снизил скорость или остановился.

Опережение можно осуществлять:

  • по нескольким полосам одновременно, то есть при выполнении этого маневра не следует опираться на правило, запрещающее обгон автомобиля, которым совершается аналогичный маневр;
  • по одной полосе вслед друг другу, то есть в отличие от обгона опережение может производиться несколькими автомашинами одновременно.

Любое несоблюдение правил движения, установленных действующим законодательством, может привести к возникновению аварийной ситуации или ДТП с причинением вреда транспорту, жизни и здоровью людей.

Поэтому за несоблюдение ПДД Административным Кодексом (КоАП) предусмотрено соответствующее наказание, которое может заключаться в наложении штрафных санкций или лишения права на дальнейшую эксплуатацию автомобиля.

Фиксацией нарушений занимаются сотрудники ГИБДД:

  • при личном дежурстве на определенном участке проезжей части;
  • с использованием камер фото или видео слежения, установленных вдоль дорог общего пользования.

Какое наказание может быть применено к водителю, который нарушил установленные правила обгона?

Вид и размер наказания представлены в таблице:

В 2010 году был переписан весь 11 раздел ПДД. В пункте 11.2 ПДД появилась формулировка, которую можно толковать двояко. И ведь толкуют!

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Водитель синего автомобиля уже выполняет обгон жёлтого автомобиля. Может ли водитель красного автомобиля также выполнить обгон жёлтого автомобиля? Не нарушит ли он пункт 11.2 ПДД? Ситуация типичная и те, кто ездит по загородным дорогам, видят такие манёвры регулярно и сами в них участвуют.

Начать тут следует с того, что пункт ПДД написан непонятно и допускает двоякое толкование. Не совсем понятно, какое именно транспортное средство обозначается в ПДД как «движущееся впереди». Кто-то считает, что это жёлтый автомобиль, кто-то, что это синий автомобиль, а кто-то утверждает, что оба автомобиля. Нужно разобраться в этом вопросе.

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

Обратите внимание, что слова «обгон» и «объезд препятствия» связывает союз «или». Значит можно убрать из предложения этот союз вместе со словом «обгон» или словами «объезд препятствия». Орфографически предложение не пострадает, но позволит понять то, что имел в виду автор при написании этого пункта Правил.

Убираем из предложения союз «или» и слово «обгон». Смысл предложения остался прежним.

транспортное средство, движущееся впереди, производит объезд препятствия;

Обратите внимание на рисунок — теперь на рисунке всего два автомобиля. Водитель синего автомобиля производит объезд препятствия. В соответствии с пунктом 11.2 ПДД водителю красного автомобиля запрещено обгонять синий автомобиль, так как тот движется впереди и производит объезд препятствия. Значит, в пункте 11.2 ПДД автор имел в виду так называемый «двойной обгон» и водителю красного автомобиля запрещено обгонять синий автомобиль, а не жёлтый автомобиль из рисунка вначале статьи.

Конечно, можно предположить, что водителю красного автомобиля в данной ситуации запрещено обгонять и синий, и жёлтый автомобиль, но такая версия рассыпается по той простой причине, что в пункте 11.2 ПДД указано транспортное средство в единственном числе.

Если исходить из того, что водителю красного автомобиля запрещено обгонять жёлтый автомобиль пока синий автомобиль не завершил обгон, то запрещено обгонять любое транспортное средство, если на встречной полосе на любом удалении от вас находится автомобиль (производит обгон), что вообще абсурд.

Некоторые оппоненты утверждают, что запретили обгонять колонной по причине отсутствия обзора, так как движущееся впереди транспортное средство его ограничивает или полностью перекрывает. Но такое утверждение не согласуется с пунктом 11.1 ПДД, в соответствии с которым водитель обязан убедиться в безопасности манёвра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Анализируя весь текст ПДД, можно сделать вывод, что под впередиидущим транспортным средством понимается транспортное средство, которое движется впереди по той же полосе.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

В новой редакции пункт 11.2 ПДД стал более коррупционным, так как толкуется неоднозначно. В предыдущей редакции ПДД данный момент был написан более понятно.

11.5. Обгон запрещен:

транспортного средства, производящего обгон или объезд;

В Венской Конвенции о дорожном движении вообще нет упоминаний о двойном обгоне:

2. Перед обгоном водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и положений статьи 14 настоящей Конвенции, убедиться в том, что:

a) ни один следующий позади водитель не начал обгона;

b) водитель транспортного средства, движущегося впереди него по той же полосе движения, не подал сигнала о своем намерении совершить обгон другого транспортного средства;

c) он может сделать это, не создавая опасности или помехи для встречных транспортных средств и убедившись, в частности, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что относительная скорость двух транспортных средств позволяет совершить обгон за достаточно короткое время;*

d) за исключением случаев выезда на полосу, встречное движение по которой запрещено, он может без ущерба для обгоняемого пользователя или пользователей дороги вновь занять место, предписанное пунктом 3 статьи 10 настоящей Конвенции.

Обгон или опережение: юрист расскажет, в чём отличия по правилам ПДД

Понятие «двойной обгон» подразумевает опережение сразу двух и более транспортных средств по полосе встречного движения, при этом обгоняющий автомобиль не возвращается на свою полосу после обгона первой машины.

Под этим понятием понимается также опережение автомобиля, который сам обгоняет другого ТС, а также когда автомобиль выезжает на встречную полосу за другим обгоняющим авто («паровозиком»), т.е. на встречной полосе единовременно обгон сразу нескольких машин совершает еще одно ТС.

В целом по правилам обгона в ПДД разработан целый раздел, причем в нем нет пунктов, запрещающих рассматриваемый маневр. Обязательным при совершении подобных маневров является обеспечение безопасности, запрет его выполнения в определенных условиях. Определенные правила поведения существуют и для обгоняемого транспортного средства.

Перед совершением маневра водитель должен учитывать некоторые важные моменты. В первую очередь он должен делать все для того, чтобы сократить время на пребывание в рискованной зоне, но не за счет увеличения скорости. Идти на обгон можно, если:

  • в наличии достаточно свободного расстояния на встречной полосе;
  • впереди нет запрещающего знака;
  • поблизости нет железнодорожного переезда;
  • между полосами встречного движения нет сплошной;
  • вблизи нет тоннеля или эстакады;
  • впереди нет крутого поворота или конца подъема;
  • нет никого обгоняющего ТС спереди или сзади;
  • впереди нет машин с включенным левым поворотником.

Данные запреты относятся к любым видам обгона, в том числе к двойным. Конкретно существует запрет к обгону «паровозиком», об этом указано в пункте 11.2 ПДД.

Обгон — это опережение одного или нескольких автомобилей с выездом на встречную полосу. При этом водитель обязательно возвращается на исходную полосу или сторону проезжей части.

Ранее в ПДД обгоном считалось опережение только движующихся автомобилей. Сейчас трактовка изменилась, поэтому обгоном может считаться также объезд стоящей машины.

Обгон — это всегда выезд на встречную полосу движения. Но он разрешен только на участках трассы, где нет четкого запрета на пересечение. Например, двухполосная дорога без разделительной двойной сплошной линии.

Обгон — опережение на дороге одного или нескольких транспортных средств с выездом на «встречку».

ПДД разграничивает обгон и опережение. Опережение — это движение с превышением скорости попутных машин в пределах своей полосы. Обгон же выполняется с выездом на «встречку» и обязательным возвращением на исходную полосу.

Еще одно отличие заключается в способе опережения. При обгоне он возможен только слева, а при опережении — как слева, так и справа. Кроме того, обгон как маневр строго ограничен ПДД и во многих случаях запрещен. А вот опережение можно совершать практически в любой ситуации. Единственное исключение — опережение нельзя осуществлять перед пешеходным переходом, если другой транспорт снизил скорость или остановился.

Опережение нельзя совершать с выездом на «встречку», иначе это считается обгоном.

Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).

Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.

Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:

  • начало подавать знак левого поворота;
  • производит обгон или объезд препятствия.

Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.

Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.

Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *