Закон о банкротстве с 01072021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о банкротстве с 01072021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищает ИП, чей бизнес относится к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Мораторий продлен и на 2021 год.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Юридическая грамотность населения выросла, и банкротство становится популярнее. Люди хотят списать кредиты и микрозаймы через суд, однако стоимость расходов на услуги при банкротстве не всегда адекватна ситуации. Если нет денег, то их нет и на банкротство. И люди вынуждены прятать доход, получать серую зарплату, чтобы пристав не возобновил исп. производство, а банк не списал старые долги в безакцептном порядке.

Государство пришло к выводу, что если затраты на банкротство физических лиц сократить, это даст большому количеству налогоплательщиков шанс начать жить заново — легально и без долгов.

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

Осенью 2020 у россиян появилась бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

Как граждане теперь могут бесплатно списать безнадежные долги

Принят Государственной Думой 21 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

Федеральный закон № 289-ФЗ от 31.07.2020 года о внесении изменений в Закон о банкротстве в части внесудебного банкротства граждан вступает в силу уже с 1 сентября 2020 года. Данные изменения, как представляется, являются первой ласточкой изменения целого ряда институтов банкротства в РФ в 2020 году.

Указанным законом устанавливаются правила проведения процедуры банкротства граждан во внесудебном порядке и без прямого участия арбитражного, финансового управляющего.

Верховным судом РФ в Государственную Думу внесен законопроект № 598603-7, предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению требований кредиторов от арбитражных судов к арбитражным управляющим. Проект уже был одобрен Государственной Думой в первом чтении.

В настоящее время включение требований кредиторов в реестр требований и исключение из него происходит исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.

Целью законопроекта является предполагаемое совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами и снижение нагрузки на суды за счет возложения на арбитражных управляющих полномочий по рассмотрению бесспорных требований, по которым у участников дела о банкротстве нет возражений. Предполагается, что это позволит сэкономить объем средств федерального бюджета и трудозатраты работников суда.

Вместе с тем, в законопроекте, как представляется, не учтены в полной мере все реалии сегодняшнего дня и особенности правоприменительной практики законодательства о банкротстве, а также уже накопленный негативный опыт злоупотреблений со стороны лиц, участвующих в делах о банкротстве.

Прежде всего, законопроектом не приняты в расчет трудности, с которыми может столкнуться арбитражный управляющий при рассмотрении отдельных требований, поскольку в отличие от судей, наличие обязательного высшего юридического образования для арбитражного управляющего не требуется, а, следовательно, он не сможет с должной компетенцией принимать решения относительно спорных и сложных юридических вопросов, таких как, наличие признаков ничтожных сделок, аффилированности кредитора и должника, установления залогового, субординированного характера требований кредиторов, соблюдение сроков исковой давности и т.д.

В заключение рассмотрим еще один проект изменений в Закон о банкротстве, подготовленный Минэкономразвития России и пока не внесенный в Государственную Думу.

Сразу обращает на себя внимание изменение наименования самого федерального закона: «О реструктуризации и банкротстве». Таким образом, законодатель уделяет особое внимание процедуре реструктуризации долгов, которую предлагают применять не только в отношении гражданина, но также и в отношении коммерческих участников делового оборота, к юридическим лицам.

Все законы постепенно дополняются и меняются, если это нужно для защиты интересов государства, граждан, юридических лиц и предпринимателей. Закон № 127-ФЗ тоже не идеален. Поэтому почти каждый год в него принимают несколько поправок.

Пример такой работы законодателей стало введение с сентября 2020 года процедуры упрощенного банкротства граждан и ИП через МФЦ.

Законопроект, который сейчас предлагает Правительство РФ, кардинально меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, корректируется механизм назначения управляющих, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы.

Большая часть изменений касается юридических лиц и ИП, полномочий арбитражных управляющих. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них читайте ниже.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (127-ФЗ) 2021, 2020

Физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Как и раньше, для них будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

У юридических лиц теперь не будет наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, так как эти процедуры крайне редко являются эффективными.

Сейчас управляющий назначается из числа кандидатур СРО, которое должник укажет в заявлении. В этим нередко возникают проблемы, так как управляющий может отказаться подать свою кандидатуру на утверждение суда.

Управляющие будут назначаться на основе рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить не менее одной кандидатуры, после чего выбор из всех кандидатов сделает компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять статус.

Важные новшества ожидаются в размере вознаграждения управляющих, так как оно выплачивается за счет должника. Вот что нового может ждать граждан-должников.

100 тыс. руб. должен будет заплатить должник в качестве вознаграждения финансовому управляющему за каждую процедуру банкротства (сейчас эта сумма 25 тыс. руб.).

Изменится размер выплат управляющему от стоимости реализованного имущества. Он получит:

  • 10% при стоимости реализации до 1 млн. руб.;
  • 7% при стоимости реализации от 1 до 10 млн. руб.;
  • 5% при стоимости реализации от 10 до 100 млн. руб.;
  • 2% при стоимости реализации свыше 100 млн. руб.

Сейчас управляющий берет 7% при любой стоимости реализованного имущества. Естественно, если у должника вообще нет активов под реализацию, управляющий получит только фиксированное вознаграждение.

Мы советуем не тянуть с подаче заявления на судебное банкротство. С принятием нового закона, списать долги станет дороже.

На момент 2021 года прошло уже более 15 лет с момента признания, что каждый человек имеет право на получение официального подтверждения банкротства – в 2002 году был утвержден законодательный акт №127 ФЗ. В него впоследствии было внесено значительное количество правок, однако правовой фундамент механизма признания граждан несостоятельными был заложен именно тогда.

Данный закон регулирует некоторый перечень причин, что служат предпосылкой для подтверждения статуса банкрота, включая физлиц. Очевидно, процедура не предполагалась заведомо упрощенной, поэтому в документе досконально и последовательно прописан полный перечень инструкций по объявлению статуса банкрота, условия, с которыми выполнение данных инструкций будет признано законным.

  • Yur Portal 20.01.2018 в 03:26

    Ну если государство занимает деньги на своё существование или, в лучшем случае, развитие, то о каких законах в интересах заёмщиков может идти речь..? Кто платит, тот и музыку заказывает.

    Законопроект, который предлагает ввести Правительство РФ весной 2021 года, меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы. Большая часть изменений, конечно, относится к банкротам-предпринимателям и банкротам-юридическим лицам. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них ниже.

    Первое, что предлагает сделать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации – это переименовать Закон «О банкротстве» в Закон «О реструктуризации и банкротстве».

    Апгрейд банкротства ждут весной

    Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».

    Но на данной стадии обсуждения законопроекта, как и раньше, для физических лиц будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

    А вот банкротство юридических лиц, предполагается, вести посредством только реструктуризации долгов, конкурсного производства и мирового соглашения, в новом варианте закона наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не будет.

    Важные изменения ожидаются в размере вознаграждения управляющих, усматривается тенденция к удорожанию услуг арбитражных управляющих, опять же, в зависимости от группы, к которой отнесен должник.

    Так, законопроект предлагает, что должник обязан будет платить в качестве вознаграждения финансовому управляющему:

    • 100 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 1 группы,
    • 300 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 2 группы,
    • 500 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 3 группы.

    Изменяется также и размер дополнительного вознаграждения арбитражных управляющих (процентов):

    • 10% – при стоимости реализованного имущества до 1 млн. руб.;
    • 7% – при стоимости реализованного имущества от 1 до 10 млн. руб.;
    • 5% – при стоимости реализованного имущества от 10 до 100 млн. руб.;
    • 2% – при стоимости реализованного имущества свыше 100 млн. руб.

    *в настоящее время дополнительное вознаграждение в процентах составляет 7% при любой стоимости реализованного имущества.

    Отсюда следует, что с принятием нового закона списать долги станет дороже.

    Данная поправка должна прекратить практику назначения арбитражного управляющего–«своего человека», а также исключить возможность осуществления контролируемого банкротства. В обновленной статье 45 указано, что арбитражный управляющий будет назначаться исключительно в соответствии с рейтингом, то есть в случайном порядке. Вознаграждение управляющему за работу будет иметь фиксированный размер и определяться длительностью процедуры банкротства. Чем больше времени занимает процедура, тем меньше вознаграждение для управляющего (ст.1, п.23).

    В порядке продажи активов должника предлагается возможность выставлять все имущественные активы, используемые для предпринимательства, и продавать их по частям. Одним из базовых условий поправки является требование продавать имущество как можно дороже, с наименьшими расходами и как можно быстрее.

    При продаже имущественных активов должника нужно соблюдать следующие правила:

    • если в результате первых торгов имущество банкрота не удалось продать, то, начиная с вторых торгов, оно должно будет продаваться по частям;
    • заново определяются сроки проведения повторных торгов для продажи имущественных активов должника.

    Сообщение о проведении торгов имуществом банкрота должно публиковаться на специальном интернет-портале за 30 календарных дней до их начала. (ст.92, п.1). Эта поправка должна помочь привлечь внимание к торгам как можно большего числа потенциальных покупателей – физических и юрлиц.

    В процессе проведения торгов имущества его стоимость должна будет пошагово повышаться или понижаться. На каждом из шагов можно представлять только одну цену. По мнению специалистов, это поможет избежать резкого удешевления стоимости имущественных активов должников. На сегодня имущество банкрота продается примерно в 5 раз дешевле его реальной стоимости, соответственно кредиторам возвращается только 5% долгов.

    Обзор изменений в Закон о банкротстве во второй половине 2020 года

    Вопросы, связанные с банкротством физического лица в РФ, регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нем прописаны основания для признания должника банкротом, порядок этой процедуры, а также реализация определенных механизмов для предотвращения несостоятельности. При признании должника банкротом законом регулируются процессы расчетов между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания задолженности.

    Если в арбитражном суде удалось доказать неплатежеспособность должника, то суд может признать банкротом физическое лицо. Судебное признание несостоятельности должника возможно при условии, что сумма долга превышает 500 тысяч рублей, а задержка выполнения обязательств длится более трех месяцев. Признание несостоятельности происходит не чаще 1 раза в 5 лет. Исковое заявление может быть подано и со стороны должника, и со стороны кредиторов.

    В разделах закона описываются подробности процедуры.

    • Глава 1 объясняет основные положения закона, регламенты ключевых процессов, определение ответственных лиц, ключевых обязанностей и другие особенности;
    • Глава 2 посвящена предупреждению несостоятельности лиц путем применения к ним различных превентивных мер и санации;
    • Глава 3 определяет порядок рассмотрения судебного дела на всех этапах от инициирования до окончания;
    • Главы 4-8 регламентируют процессы на разных стадиях банкротства организаций.
    • Глава 9 описывает особенности данного процесса для компаний-должников.
    • Глава 10 утверждает порядок банкротства частных лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
    • Глава 11 рассматривает особенности проведения процедуры в упрощенной форме, в случае, если должник − это отсутствующее или ликвидируемое лицо;
    • Глава 12 показывает итоговые положения, в том числе перечень потерявших актуальность статей, актов, законов.

    Федеральный закон № 127-ФЗ был принят Государственной думой 27.09.2002, и позже одобрен Советом Федерации 16.10.2002. Но описанный в нем порядок был применим только к юридическим лицам, а также ИП. Позднее, 1 октября 2015 года, были введены новые нормы закона, определяющие возможность для признания банкротом физического лица и порядок применяемых к нему действий.

    В декабре 2018 года ФЗ был обновлен. Основой изменений Закона стали исправления, внесенные в Федеральные законы № 391-ФЗ, № 322-ФЗ, и № 473-ФЗ.

    Основные изменения закона, вступающие в силу 1 января 2019 года:

    • минимальный компенсационный фонд СРО увеличен до 50 млн рублей;
    • компенсационная выплата из фонда СР арбитражных управляющих в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязанностей арбитражного управляющего не может превысить 50% от размера фонда (ранее данная выплата не могла быть более 5 млн р.);
    • потребуется дополнительно указывать сведения о величине страховых резервов по договорам страхования, виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, их стоимость и размер недостающей части;
    • выводы о восстановлении платежеспособности страховой компании теперь должны учитывать анализ применения мер по предупреждению банкротства, установленных в законе;
    • передача страхового портфеля возможна нескольким управляющим страховым организациям.

    В перспективе можно ожидать изменение закона по нескольким основным направлениям:

    1. Введение упрощенного порядка процедуры для физических лиц, сумма долга которых не превышает 900 тыс. рублей, количество кредиторов не более 10, а место жительства не менялось 4 месяца. Инициация процедуры возможна только со стороны должника, а ее срок не превысит 4 месяца. Это позволит снизить затраты, необходимые для процесса.
    2. Законодательно закрепить за должником возможность получения бесплатной консультации в МФЦ по этой теме.
    3. Пересмотр неприкосновенности единственного жилья банкрота. Возможно, что жилье смогут изымать для реализации, но обязательным пунктом станет покупка взамен другого, более скромного. На данный момент такое предложение имеет ряд спорных и неясных моментов.
    4. Наиболее вероятным изменением можно считать передачу управляющим соответствующие полномочия для установки требований кредиторов к должнику. Новый порядок рассмотрения требований позволит снизить нагрузку на арбитражные суды, 40% дел, в которых посвящены банкротству. С данной инициативой Верховный Суд выступил в ноябре 2018 года.

    Новый закон о банкротстве: что ждет должников — физических лиц в 2021 году

    Определения банкротства прописаны также в Гражданском кодексе:

    • статья 25 посвящена несостоятельности гражданина;
    • статья 65 − несостоятельности юридического лица.

    Относительно порядка действий в обоих случаях статьи ссылаются на Федеральный закон № 127-ФЗ.

    В соответствии со ст. 61.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под контролирующими должника лицом является юридическое или физическое лицо, которое имеет либо имело не более чем за 3 года, которые предшествовали возникновению признаков несостоятельности, и после возникновения таких признаков до принятия арбитражным судом РФ заявления о признания физлица или юрлица банкротом право давать обязательства, для того чтобы исполнить должником указания.

    АПК РФ

    ГК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    ГК РФ (часть III)

    ГК РФ (часть IV)

    ГПК РФ

    ГрК РФ

    Жилищный кодекс

    КАС РФ

    КоАП РФ

    НК РФ (часть I)

    НК РФ (часть II)

    Семейный кодекс

    ТК РФ

    УИК РФ

    УК РФ

    УПК РФ

    Бюджетный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Земельный кодекс

    Лесной кодекс

    Закон о банкротстве юридических лиц в этой редакции рассматривал основные положения признания компаний, организаций, фирм несостоятельными.

    В частности, НПА вывел 4 стадии банкротства, каждая из которых имеет свои особенности и алгоритм ведения:

    1. Наблюдение.
    2. Финансовое оздоровление.
    3. Конкурсное управление.
    4. Мировое соглашение.

    Со временем, были внесены изменения в предыдущую редакцию (от 2002 года). Но суть процедур осталась прежней.

    Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 289-ФЗ

    Закон устанавливает критерии, по которым гражданин может быть признан в качестве банкрота.

    1. Размер задолженности: общая сумма составляет не менее 500000.
    2. Невозможность погашать долги в течение 3 месяцев.
    3. Гражданин осознает, что он не может удовлетворять финансовые требования кредиторов.
    4. Гражданин еще может платить по обязательствам, но понимает, что через некоторое время он не сможет это делать. Например, это ситуация, когда человек от работодателя получил письменное уведомление о том, что его фирма сокращает персонал. Из этого следует, что работник трудится 2 месяца, а потом остается без работы.

    Инициатором несостоятельности может быть кредитор человека, он сам. Обычно кредиторы подозревают, что их должник имеет возможности для погашения финансовых обязательств, но намеренно этого не делает. Для инициирования судебного разбирательства должник, кредитор подает в АС иск. В нем описываются обстоятельства, которые привели человека к долгам. Вместе с иском подаются документы, подтверждающие правоту заявителя.

    Текущий закон предъявляет три варианта действий в рамках судебного процесса:

    1. Реализация имущества и погашение долга кредиторам за счет этой сделки.
    2. Реструктуризация. Заемщик вступает в новые кредитные отношения. Ему выдают займ на условиях, которые он в состоянии исполнять. Чаще всего пересмотру в новом кредите подвергаются % ставки и срок выплат.
    3. Мировое соглашение. В нем действует договоренность, достигнутая между сторонами. Это заемщик и кредитор. Согласие достигнуто по предмету выплаты долга, сроков, размера перечислений.

    Одним из условий признания гражданина банкротом выступает сумма его долга. По общим правилам, она составляет 500000. Деньги должник не выплачивает кредиторам три месяца.

    Гражданин обязан подать на себя в суд для признания его в качестве банкрота, если сумма долга – 500000 и выше, он его не выплачивает три месяца. Причем закон устанавливает для гражданина срок обращения: не менее 30 дней со дня, когда человек понял, что выплатить долги ему не удается. Если он скрыл этот факт, то привлекается к ответственности по КоАП. Это ст. 4.13 Кодекса. В отличие от ЮЛ, заемщик несет индивидуальную ответственность. При банкротстве, например, ООО учредители отвечают субсидиарно.

    Закон позволяет гражданину обратиться в АС РФ, если его материальное положение не позволяет оплачивать финансовые обязательства. При этом человек понимает, что в будущем времени ничего не изменится в сторону улучшения и получения прибыли, доходов. Кроме того, заемщик не обладает достаточным имуществом для покрытия всех долгов. Например, реализация его собственности позволит удовлетворить финансовые претензии двух кредиторов. А третий останется без погашения долга. Такое запрещено.

    Арбитражный управляющий в делах о несостоятельности граждан – это лицо, выполняющее посреднические функции между судебной инстанций и гражданином, который подает туда иск. Во время судебного разбирательства Арбитражный управляющий будет вести финансовые дела должника.

    Нужно найти соответствующего специалиста из СРО (он должен быть ее членом), подписать с ним договор. Если человек не предоставил эту единицу в суде, то его дело закроют.

    Ответственность по делам о несостоятельности граждан наступает по уголовному и административному кодексу. В частности, УК РФ содержит триаду статей, которые содержатся в разделе экономических правонарушений:

    1. Ст. 195: неправомерные действия при процедуре несостоятельности гражданина.
    2. Ст. 195, ч. 1: сокрытие имущества при банкротстве.
    3. Ст. 195. ч. 2: должник заплатил одному кредитору по долгам, но не удовлетворил финансовые претензии остальных.
    4. Ста. 195, ч. 3: создание помех в работе финансового управляющего.
    5. Ст. 196: преднамеренное банкротство.
    6. Ст. 197: фиктивное банкротство.

    Статьи 14.12 и 14.13 КоАП аналогичны со статьями УК РФ, но разница состоит в тяжести совершения преступлений.

    Перед тем, как принять решение о банкротстве, должник обязан ознакомиться с теми последствиями, которые оно принесет. Они следующие:

    • человек не сможет возглавлять ЮЛ в течение 3 лет;
    • если гражданин захочет взять кредит, он будет обязан сообщить банку о своем статусе;
    • 5 лет человек не сможет обратиться в суд за очередным званием банкрота.

    На членах семьи банкрота его статус также может отразиться. Но при условии, если они вместе с банкротом владеют имуществом.

    Закон о банкротстве физических лиц в 2021 году

    Для организации изменится перечень обязательных стадий процедуры банкротства. Теперь в законе не будет наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления. Эти процедуры затягивали и усложняли процесс банкротства, поэтому власти решили отказаться от них. Юрлица при банкротстве будут:

    • проходить реструктуризацию, чтобы восстановить платежеспособность;
    • либо проходить конкурсное производство, чтобы продать активы и ликвидироваться.

    Стадии банкротства физических лиц и ИП не изменятся — реструктуризация либо реализация имущества.

    Остальные поправки распространяются на все категории должников, в том числе на граждан. Поэтому расскажем о них подробнее.

    Арбитражный управляющий — это специалист, который ведет банкротное дело. Он назначается из состава СРО для конкретной процедуры, он будет распоряжаться имуществом, проводить торги, оспаривать сделки и отчитываться перед кредиторами и судом. Изменения в закон о банкротстве напрямую касаются процедуры привлечения управляющих:

    • все СРО будут поделены на 3 категории — категория СРО позволит заниматься делами соответствующей группы должников;
    • в заявлении на банкротство нужно указывать не конкретное СРО, а свою группу — суд направит запрос только в те СРО, которые вправе вести дела данной группы;
    • в ответ на запрос СРО будет обязана представить не менее одной кандидатуры управляющего — из списка кандидатов компьютерная система выбирает управяющего с учетом рейтинга;
    • если СРО откажется представить кандидатуру управляющего без уважительных причин, ее рейтинг (категория) будет снижен – за неоднократные нарушения СРО может потерять право на ведение банкротных дел.

    Как будет работать этот механизм на практике, пока не известно. По опыту, что в первые месяцы после вступления поправок в силу у должников возникнут сложности с определением своей группы, выбором СРО.

    Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.

    Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.

    Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).

    Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.

    Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:

    • неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
    • сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

    Исковая давность в редакции ст. 10 ФЗ о банкротстве

    Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.

    На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.

    Ходатайство о применении стадии допускается к обсуждению и последующему голосованию в случае предоставления документа не позже, чем за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.

    Один экземпляр поступает в распоряжение временного управляющего, другой — в арбитражный суд. Перечень документов, подтверждающих возможность проведения финансовой санации и прилагаемых к ходатайству, определен статьями 77 и 78 закона о банкротстве.

    К общим обязательным бумагам относятся: гарантия обеспечения выполнения обязательств (поручительство, залог, гарантии банков, государственных или муниципальных учреждений), план финансового оздоровления, график погашения задолженности.

    В период финансового оздоровления предпринимается ряд действий:

    • отменяются решения по взысканию долга, принятые до суда;
    • вводится запрет на выдачу дивидендов и выплату процентов по ценным бумагам;
    • запрещается проводить бартерные, зачетные и другие операции с обязательствами;
    • снимается арест с активов организации, прекращается начисление каких-либо финансовых взысканий.

    Арбитражный управляющий — лицо, отвечающее за исполнение плана финансовой санации.

    Процедура проводится в течение двух календарных лет. Это максимальный срок, определенный законодательством для стадии финансовой санации. В том случае, когда предпринятые меры не привели к реанимации бизнеса, принимается решение о переходе к внешнему управлению или продаже активов (конкурсному производству).

    Закон разрешает подписать мировое соглашение на всех этапах банкротства. Предложение об урегулировании конфликта может быть инициировано должником или кредиторами, но его реализация возможна только при согласии двух сторон. Если инициативу проявляют кредиторы, то это решение утверждается на общем собрании. После подписания мирового соглашения процедура ведения дела о финансовой несостоятельности автоматически прекращается.

    В документе прописывается:

    • порядок погашения задолженности;
    • график платежей;
    • форма проведения расчетов и суммы (в том числе процентные ставки).

    В документе могут содержаться другие условия, не противоречащие законодательству, а также принимать участие третьи лица. Чаще всего это инвесторы, заинтересованные в сохранении бизнеса (физические и юридические лица).

    Банкротство юридического лица — это прекращение деятельности организации по решению арбитражного суда в связи с признанием финансовой несостоятельности.

    Заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве имеют права подавать:

    • должник;
    • кредиторы;
    • уполномоченные органы (ФНС, прокуратура, Минфин и государственные организации).

    Важно! Заявитель имеет право выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего, который наделен полномочиями управлять компанией-должником во время проведения процедуры банкротства. Исходя из этого положения, в определенных ситуациях выгодно первому подать заявление в арбитраж.

    Закон определяет обязанность должника подавать иск в арбитраж о признании себя банкротом в течение одного месяца с момента выявления признаков финансовой несостоятельности.

    Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:

    • потеря финансов;
    • утрата репутации надежного бизнес-партнера;
    • пристальный надзор со стороны органов правосудия.

    Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.

    В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.

    Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:

    • учредители;
    • генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
    • лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.

    Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.

    Закон о банкротстве юридических и физических лиц

    Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

    Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

    Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

    Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е. обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров. Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

    Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

    Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

    Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

    Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

    Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

    • Глава I. Общие положения
      • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
      • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
      • Статья 3. Признаки банкротства юридического лица
      • Статья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей
      • Статья 4.1. Особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров
      • Статья 5. Текущие платежи
      • Статья 6. Рассмотрение дел о банкротстве
      • Статья 7. Право на обращение в арбитражный суд
      • Статья 8. Право на подачу заявления должника в арбитражный суд
      • Статья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд
      • Статья 9.1. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве
      • Статья 10. Утратила силу. Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве
      • Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов
      • Статья 12. Собрание кредиторов
      • Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника
      • Статья 13. Уведомление о проведении собрания кредиторов
      • Статья 14. Порядок созыва собрания кредиторов
      • Статья 15. Порядок принятия решений собранием кредиторов
      • Статья 16. Реестр требований кредиторов
      • Статья 17. Комитет кредиторов
      • Статья 18. Избрание комитета кредиторов
      • Статья 18.1. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника
      • Статья 19. Заинтересованные лица
      • Статья 20. Арбитражные управляющие
      • Статья 20.1. Организация и проведение теоретического экзамена, стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего
      • Статья 20.2. Требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве
      • Статья 20.3. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве
      • Статья 20.4. Ответственность арбитражного управляющего
      • Статья 20.5. Освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве
      • Статья 20.6. Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве
      • Статья 20.7 Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве
      • Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
      • Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих
      • Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих
      • Статья 22.1. Раскрытие информации саморегулируемой организацией арбитражных управляющих
      • Статья 22.2. Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • Статья 23. Утратила силу.
      • Статья 23.1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • Статья 24. Утратила силу.
      • Статья 24.1. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего
      • Статья 25. Утратила силу.
      • Статья 25.1. Компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих
      • Статья 26. Утратила силу.
      • Статья 27. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
      • Статья 28. Порядок раскрытия информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом
      • Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства

    Для того чтобы признать человека неспособным погасить финансовый долг, необходимо, чтобы:

    • срок просрочки по денежным обязательствам составлял не менее 90 суток;
    • общая сумма долга превышала 500000 рублей.

    Изменения, внесенные в закон о банкротстве, позволяют обратиться в судебные органы людям, не дожидаясь превышения установленного объема задолженности и раньше принятого срока.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *