Сильно вырос налог на землю что делать в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сильно вырос налог на землю что делать в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Земельный налог в 2021-м: идём на снижение

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

Земельный налог не будет расти больше чем на 10% в год

У некоторых собственников кадастровая стоимость земельного участка не меняется несколько лет. Допустим, участок и в 2016, и в 2017, и в 2018 году стоит, по данным Росреестра, миллион рублей. За него начисляют 3000 рублей налога — сумма три года одинаковая и не растет. Тогда ограничение в 10% применять не нужно. Поправки не означают, что у всех владельцев участков в 2019 году сумма точно будет на 10% больше. У кого-то она вообще не изменится.

В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).

Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):

  • не позднее 1 марта — годовой платеж;
  • до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.

Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

  1. Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
  2. Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
  3. Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
  4. В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
  5. Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
  6. В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:

  • в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
  • в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).

К федеральным льготам относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы;
  • пенсионеры;
  • физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.

Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:

  • используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
  • хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Ставка земельного налога определяются нормативными актами местных властей или законами Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и не могут быть больше:

0,3 % для:

  • участков садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции;
  • земель сельскохозяйственного назначения;
  • участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома;
  • участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.

1,5 % — для остальных.

Как посмотреть налоговую ставку и льготы в своем регионе рассчитывая налог на недвижимость?

Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.

Для расчета земельного налога по кадастровой стоимости применяется единая формула (ст. 396 НК):

ЗН = НБ × Д × НС × К, где

  • НБ — налоговая база, определяется из ходя кадастровой стоимости земельных участков;
  • Д — размер доли, при долевой собственности;
  • НС — налоговая ставка;
  • К — коэффициент времени владения участком (при этом за полный месяц будет принят тот, в котором право возникло до 15 числа или прекращено после 15 числа. И совсем не учитывается месяц, в котором право возникло после 15 числа или прекращено до 15 числа).

Важно! Статьёй 52 НК РФ установлено, что налог рассчитывается до целого числа, применяя правило округления.

Согласно законодательству, штрафы для физических лиц за неуплату налога или просрочку платежа не предусмотрены. Если налогоплательщик нарушил сроки оплаты, то предусмотрена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. Но взыскать средства ФНС может только после решения суда.

Изменений по земельному налогу с 2021 года будет немало. Вводится единый срок уплаты. Налог на землю на 2021 год увеличится, зато упрощается процедура предоставления документов для оформления льгот.

Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:

  • порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
  • планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
  • кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
  • отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.

Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:

  • являющиеся составной частью лесного фонда;
  • принадлежащие государству, занятые водными объектами;
  • объекты с ограничениями по обороту.

Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:

  • полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
  • 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.

Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка — в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС — такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Существует строго регламентированный срок по отношению к земельным участкам, которые предоставлены для индивидуального жилищного строительства. Если прошло десять лет с момента оформления земли в собственность, при этом в Росреестре жилое помещение не отмечено как зарегистрированное, то, начиная с 2020 года налог, на участок будет начисляться уже в повышенном размере (будет применен штрафной коэффициент, который составляет 2,0).

В следующем году заканчивается предельный срок для тех земельных участков, которые были получены в 2009 году. И если до конца 2019 года не произвести регистрацию жилых строений, находящихся на этих участках, то земельный налог станет в два раза больше. Также данное правило касается и наследников, которые получили пустой земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.

В следующем году подходит к концу срок, в который со стороны органов местного самоуправления должны быть окончены действия по приведение видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с имеющимся классификатором: должны быть добавлены изменения в правила, касающиеся землепользования и застройки, притом без каких-либо публичных слушаний.

Важно знать, что вид разрешенного использования земельного участка оказывает прямое влияние на то, каким будет размер земельного налога. Например, раньше земли, имеющие вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», облагались налогом по общей ставке в 1,5% до тех пор, пока не были добавлены в НК РФ соответствующие изменения. Сейчас же данные участки приравнены к садовым, поэтому к ним применяют уже льготную ставку 0,3%.

Тем не менее, что касается участков, обладающим видом разрешенного использования «для сельхозпроизводства многолетних плодово-ягодных культур, винограда и пр.», то они не приравниваются к числу садовых, а также облагаются налогом по ставке 1,5%.

Схожее правило действует и по отношению к участкам, которые выделены под садоводство, а также ЛПХ либо ИЖС, в том случае, если данные земли применяются для коммерческой деятельности.

До окончания этого года собственники земельных участков могут через местную администрацию уточнить, какой вид разрешенного использования имеется у их земель, поскольку именно муниципалитет устанавливает соответствие вида разрешенного использования того или иного участка классификатору. Данная информация поможет вам не только избежать возможных ошибок, но и необоснованных переплат земельного налога.

Новый, 2020 год, принесет новые изменения, касающиеся кадастровой стоимости земельного участка. Как правило, значение кадастровой стоимости регулярно пересматривается (в столице это делается раз в два года, тогда как в остальных регионах — раз в три года).

В следующем году произойдет окончание переходного периода. И после этого налогообложение будет совершаться только по кадастровой стоимости. И чтобы не столкнуться с завышение кадастровой стоимости земельного участка в случае, если пересмотр кадастровой стоимости выпадает на 2020 год, следует до конца 2019 года подать оценщику декларацию «о характеристиках объекта недвижимости». Это в свою очередь поможет наиболее объективно и точно произвести оценку земли.

Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.

Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).

Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:

  • Героям Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
  • чернобыльцам;
  • пенсионерам и предпенсионерам;
  • всем, у кого есть трое и более детей.

В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.

Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.

Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.

Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:

  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
  • чернобыльцам;
  • одному из родителей многодетной семьи.

Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.

Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами.

Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:

  • квартира;
  • дом;
  • комната;
  • гараж;
  • машино-место;
  • иные здания и сооружения.

Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети.

Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:

  • Герои Советского Союза и Российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы всех трех степеней;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, гражданской войны и боевых действий;
  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры и предпенсионеры (правда, не младше 55/60 лет);
  • военнослужащие со стажем работы более 20 лет;
  • многодетные родители.

Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей.

Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:

  • 50 кв.м. в отношении дома;
  • 20 кв.м, в отношении квартиры;
  • 10 кв.м. в отношении комнаты.

Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.

До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.

Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.

Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.

Как заполнить Расчет земельного налога за 2021 год

Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года. После этого переплату вернуть нельзя.

Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии). В заявлении обязательно указываются:

  • наименование ФНС;
  • ФИО налогоплательщика;
  • причину и сумму переплаты;
  • банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления.

Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам.

Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:

  • ФИО налогоплательщика и его ИНН;
  • номер и дата ошибочного налогового уведомления.

Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога.

Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).

ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.

Активному внедрению рыночных отношений в нашу жизнь уже 15 лет, а налог на недвижимость все эти годы оставался на уровне, при котором большая часть населения могла его заплатить без ущерба для своего кошелька. Однако, с 2016 года ситуация меняется и ежегодный налог становится ощутим как для граждан, так и для бюджета государства.

Суть новых правил проста — налог будет взыматься исходя из суммы кадастровой, а не инвентаризационной стоимости земельного участка. Новое правило принято с 1 января 2015 года. Рассчитываться по новым правилам налог будет только в 28 субъектах Российской Федерации. Остальные решили пока взимать налог по инвентаризационной стоимости, но с 2020 году на новую форму расчёта перейдёт вся страна.

Освобождаются ли пенсионеры от уплаты земельного налога — вопрос как никогда актуальный. В конце 2017 года по поручению В.В. Путина Госдума и Правительство предусмотрели возможность, при которой пенсионеры и некоторые категории льготников могут быть освобождены от земельного налога. В налоговый кодекс РФ внесли изменения, заключающиеся в том, что с 2018 года пенсионерам предоставлено право на налоговый вычет, который снижает размер земельного налога на кадастровую стоимость 6 соток земли. Согласно новым поправкам, теперь земельный налог на территорию площадью 600 кв.м. пенсионерами не платится вообще.

Все категории граждан, которые освобождается от уплаты земельного налога, перечислены в статье 395 Налогового Кодекса РФ, но к физическим лицам применим только один пункт — это жители северных и дальневосточных малочисленных народов. Однако правовыми актами и законами муниципальных образований могут устанавливаться льготы для отдельных категорий граждан, включая пенсионеров.

Земельный налог в 2021 году для физических лиц

Некоторые организации пользуются льготами по земельному налогу — перечислены условия в налоговом кодексе РФ.

  • Например, при прохождении по участку государственной автодороги владелец участка освобождается от уплаты земельного налога;
  • Также не предусмотрено налогообложение участков в свободных экономических зонах, если владельцы являются резидентами. В данном случае освобождение от налогообложения действует только первые пять лет с момента вступления в право собственности.
  • Кроме того, местные администрации имеют право на введение дополнительных льгот и снижение налоговой ставки;
  • Не нужно платить налог за изъятые или ограниченные в обороте земли лесного фонда, государственных водных объектов, заповедников и т. д.

Подробности о начислении, уплате и налоговых льготах для юридических лиц изложено в документе ФНС РФ от 13.07. 2011 г.

Обратите внимание, что вы можете уменьшить земельный налог до 50% путем снижения кадастровой стоимости.

Ситуация имеет свои особенности — при общей либерализации земельного права наблюдается ужесточение налогового пресса. До изменений в налоговом законодательстве 2015 года продажа недвижимости не облагалась налогом только в том случае, если она находилась во владении одного человека не менее трёх лет, а также при продаже за сумму менее 1 миллиона рублей. Это правило позволило создать хорошо работающий рынок жилья и избавить от дополнительного налогового бремени владельцев дешёвой недвижимости, построенной в советский период.

В соответствии с новыми правилами, сделка на сумму менее миллиона рублей теряет свою защищённость от налогообложения. Вводится так называемая минимальная сумма налога. Неважно, какая сумма была указана в договоре — хоть 10 000 рублей, платить налог всё равно придется.

Налог с продажи земельного участка (НДФЛ 13%) теперь будет рассчитываться от кадастровой стоимости объекта.

То есть, если земля в собственности менее 3-х лет, то в любом случае придётся заплатить 13% НДФЛ, от 70% кадастровой стоимости объекта, либо от суммы указанной в договоре, если она превышает те самые 70% кадастровой стоимости. Единственным способом законно уйти от налога при продаже жилья — это длительное владение недвижимостью.

Аналогичные изменения внесены и в правила начисления налога при продаже земельного участка физическим лицом. Поскольку это тоже недвижимость, то налог с продажи и расчет земельного налога, будет идти по кадастровой стоимости. Определить объективно кадастровую стоимость земельного участка крайне трудно. Она хоть как-то будет приближена к действительно рыночной оценке только в больших городах, да и то лишь в некоторых районах.

За пределами городов приблизить рыночную стоимость к объективной оценке можно только на особо ценных сельхоз угодьях, например, в чернозёмной зоне. В некоторых регионах рыночная цена вообще может отсутствовать по причине минимального спроса.

Например, в Сибири и на Дальнем Востоке продать дачный участок бывает просто невозможно — земли и так полно, зачем её покупать? Однако это не мешает рассчитывать налог на такой участок по кадастровой стоимости. Возможно появление парадоксов, когда налог с продажи превысит сумму продажи.

При продаже земли юридическим лицом нужно рассматривать три варианта налоговых обязательств, которые зависят от принятой системы налогообложения.

  1. На общей системе налогообложения. Юридические лица общей системы налогообложения с продажи земли должны платить налог на прибыль (ставка 24%), где налоговая база — разница между стоимостью продажи и покупки. Налоговую базу допустимо уменьшить на сумму расходов, которыми могут быть затраты, связанные с извлечением доходов.
  2. На упрощенной системе УСН по ставке 6% от дохода. Согласно п. 1 ст. 346.20 НК налог составит 6% от стоимости продажи земли. Земельный налог при УСН доходы минус расходы здесь не работает.
  3. На упрощенной системе по ставке 15% от дохода за вычетом расходов. Перечень расходов при начислении базы налога при этом лимитирован. Важно, что в него не войдет первоначальная стоимость земли, т. к. земля входит в основные средства (п. 2 ст. 256 НК РФ). К расходам здесь можно отнести нотариальные услуги, оплату кадастровых и технических документов, госпошлину за регистрацию прав на участок.

Обратите внимание, что обязательств по НДС при продаже земельного участка юридическим лицом не возникает.

Не все плохо, некоторые новшества 2021 года — и в пользу владельцев недвижимости. Покупатели квартир в новостройках теперь смогут быстрее продать это жилье, не уплачивая подоходный налог.

Суть вопроса такова. Продать квартиру без налога можно, только если она пробыла в собственности определенное время. По общему правилу — 5 лет, для единственного жилья и еще в ряде ситуаций — 3 года. Если квартира сбывается раньше этого срока, нужно заплатить 13% подоходного налога. Что, с учетом цен на недвижимость, может оказаться немаленькой суммой.

Наиболее обиженными тут оказывались покупатели жилья в строящихся домах. Между тем моментом, как они вносят деньги за будущую квартиру, и оформлением ее в собственность запросто может пройти год-полтора, а то и больше времени. А срок владения отсчитывался именно с даты оформления. В конце 2020 года закон поправили в пользу дольщиков: для них срок владения (то есть те самые 3 или 5 лет) будет отсчитываться с момента полной оплаты квартиры, а не регистрации ее в собственность.

В 2021 году физические лица будут платить земельный налог за 2020 год. По закону внести деньги нужно до 1 декабря 2021 года.

Самостоятельно рассчитывать налог физическому лицу нет нужды. О том, какой налог на землю предусмотрен для физических лиц за налоговый период (предыдущий календарный год) приходит квитанция в октябре – ноябре.

Для того, чтобы проверить правильность исчисления налога, надо понимать по какой формуле он рассчитывается:

НЗ = КС*НС*ВВл, где

НЗ – Налог на землю
КС – Кадастровая стоимость земельного участка
НС — Налоговая ставка на землю
ВВл – время владения участком (период владения).

Продажа земельного участка предполагает получение прибыли и дохода продавцом. Будь то организация или физическое лицо.
Государство установило, что доходы облагаются налогом (Глава 23,25, 26.1, 26.2 НК РФ).

Разберем какой налог с продажи земли установлен для физических лиц, какой для юридических, а когда вовсе не надо платить налог с продажи недвижимости.

Для юридических лиц доходы, полученные от продажи земельного участка, учитываются как часть доходов, связанных с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Расчет налога, порядок его уплаты определяются применяемой организацией (ИП) системой налогообложения.
Полученные доходы от продажи земли учитываются как доходы от коммерческой деятельности. Отчетность оформляется по принятым правилам ведения учета. Налоговая обязанность по уплате напрямую зависит от выбранной системы налогообложения.

За отчётный период, который соответствует 2020 году, не придётся подавать декларации 1 февраля. Ранее это нужно было сделать именно в эту дату, но сегодня известно, что организациям разрешено дальше заниматься расчётом налогов и авансовых платежей.

Уплатить земельный налог придётся до 1 марта 2021 года. Он выплачиваться за предыдущий налоговый период.
1 марта является конечной датой. Налогоплательщики обязаны следить за внесением авансовых платежей, которые не должны быть позже последней даты того месяца, который идёт за периодом отчётности.

Ещё одним важным моментом, обсуждая изменения в налоге на землю, является тот факт, что с 1 января местные власти не могут устанавливать самостоятельные сроки расчёта по земельным налогам. Все это регулируется налоговым кодексом. И необходимо сразу сказать, что те участки земли, которые используются для индивидуального строительства, но эксплуатируются предпринимателями, имеют предельную налоговую ставку – 0,3 %.

Все эти поправки вписаны в Налоговый кодекс и регулируются федеральным законодательством.

Отдельно стоит сказать о том, что нужно знать про сроки уплаты. Налог на землю является местным, что означает тот факт, что сроки и периодичность, а также налоговые ставки рассчитывают власти муниципальных подразделений налоговых служб.

Органы местного муниципалитета имеют право на установку индивидуальных сроков налоговых выплат. Например, один регион устанавливает единый срок внесения платежей – раз в год. Другой регион – предполагает ежеквартальные выплаты виде авансов.

Юридические лица всегда могут рассчитывать на индивидуальный подход в расчетах налогов. Так было всегда, и пока ничего меняться не будет. Сегодня стоит сказать, что если организация владеет огромным участком, но налоговые органы не отправляют уведомление с расчётом налога на землю, значит федеральная служба не имеет об этом данных.

Ситуацию необходимо исправить, то есть юридическое лицо самостоятельно должно обратиться к представителям налоговой службы и рассказать о том, какими участками оно владеет. После этого сможет прийти квитанция. Если этого не сделать, то от штрафов и пени никто защищен не будет.

О том, что организация владеет земельным участком, необходимо прикрепить на специальные документы. Сделать это нужно не позднее 31 декабря того года, который предшествует отчетному. Размер штрафа может составить 20 % от того налога, который был не оплачен ранее.

Ещё стоит сказать о том, что те участки земли, которые юридические лица получают в наследство, облагаются налогообложением, которая предусмотрена для имущество физических лиц. Это послабление, которое внесено в налоговый кодекс, его можно назвать некой льготой по налогам. Государственная пошлина рассчитывается с того момента, когда объект получен в наследство.

Помимо этого сформирована специальная система, по которой будут выявлять те земельные участки, которые не используются для сельского хозяйства. Таким образом правительство собирается штрафовать тех юридических и физических лиц, которые нарушают правила налогового законодательства. Использовать земельные участки не по назначению нельзя и за этим осуществляется специальный надзор.

Процесс исчисления налоговых выплат обычно не вызывает проблем. Дело в том, что все старые правила остаются прежними, и есть всего лишь несколько нюансов, на которые приходится обращать внимание. И именно они помогут разобраться в том, как рассчитать налог на землю для физических лиц и организаций.

Госпошлина не начисляется в том случае если стоимость земельного участка не указано в кадастре. Такое сегодня встречается очень редко, но всё-таки это бывает.

Иногда в процессе расчётов могут возникать некоторые сложности, которые могут касаться коррекции кадастровой стоимости. Во время формирования отчёта кадастровая цена меняться не может, что зафиксировано правилами Налогового кодекса. Если подтверждается такой факт, то стоимость налога должна быть пересчитана.

Иногда бывает так, что владелец земельного участка приостанавливает его использования, и в таком случае налог пересчитывается с учётом специальных коэффициентов, которые зафиксированы в налоговом кодексе.

Опубликованы базовые ставки земельного налога на 2021 год

Отдельного внимания заслуживает вопрос получения льгот. Юридические лица имеют право на освобождение от уплаты по земельному налогу, если они относятся к исполнительной системе. Также на льготы могут рассчитывать те организации, которые используют свои земельные участки для автомобильных федеральных трасс.

Получение льгот регулируется налоговым кодексом. Для этого необходимо отправить соответствующее заявление федеральную налоговую службу и заполнить единую форму.

Для получения льгот необходимо знать кадастровый номер участка, сроки использования льготы, а также документы, которые подтверждают право на получение подобных привилегий. Льготы формируются как на федеральном, так и на муниципальном уровне.

Никакие изменения для пенсионеров в налоге на землю в 2021 году, потому что они как и раньше смогут рассчитывать на льготы только по одной позиции.

Размер налога на дачный участок зависит от его стоимости и местоположения земли. Сами дачники могут не производить вычисления налога, они оплачивают его по квитанциям, полученным из ФНС. Налоговые инспекторы самостоятельно определяют сумму к уплате, исходя из кадастровой стоимости и рассылают платежные требования по всем собственникам земель. Платежки приходят дачникам ежегодно до 1 октября, а оплату за прошлый год они должны внести до 1 декабря.

Земельный налог на дачный участок рассчитывается по следующей формуле: кадастровая стоимость земли*налоговая ставка. Таким образом, зная кадастровую стоимость своего дачного участка и действующую налоговую ставку в регионе, собственник всегда может сам рассчитать сумму налога к уплате.

Кадастровую стоимость можно найти на Публичной кадастровой карте, разработанной Росреестром или в кадастровом паспорте/выписке из ЕГРН на землю.

Напомним, отвечая на вопрос о том, будут ли повышены налоги после мартовских выборов президента, Владимир Путин сообщил, что до конца 2018 года налоги точно расти не будут. Что касается земельного налога, который при переходе на расчет от кадастровой стоимости вырос многократно, президент рассудил, что власти на местах перегнули палку. «У нас есть льготные категории людей, которым делают вычет с имущества стоимостью 10 тысяч рублей, но земельные участки, вот эти шесть соток так называемые, во многих регионах страны дороже, чем 10 тысяч рублей», — заявил Путин. И пообещал, что в самое ближайшее время все те льготные категории граждан, которые получали этот денежный вычет, вообще будут освобождены от земельного налога. Так и вышло. Закон включил пенсионеров в список граждан, которые имеют право на налоговый вычет по земельному налогу с участка размером шесть соток.

Использование кадастровой оценки позволяет увеличить поступления в местные бюджеты, что стало особенно актуальным после начала кризиса. Правительство остановилось на поэтапном переходе на новый принцип расчета, рассчитанном на 5 лет.
На переходном этапе к итоговой сумме налога применяется поправочный коэффициент, который позволяет снизить сумму платежа. Ежегодно коэффициент корректируется, пока не достигнет единицы в 2021 году.

Местные власти могут по своему усмотрению устанавливать ставку налога в пределах 0,1-1,5%. При этом регионы могут применять дифференцированный подход, предоставляя льготы для отдельных видов деятельности.

Для прочих категорий земель.В территориальной налоговой службе лучше заранее уточнить индивидуальный размер коэффициента. Ведь в законодательстве для муниципальных служб закреплено право менять этот параметр по своему усмотрению.
Можно обратиться к официальному сайту организации. Стандартная формула расчёта должна быть всегда под рукой у бухгалтеров. Проблемы могут начаться у тех, кто недавно приступил к работе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *