Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения строительного контроля с июля 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.
Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.
Как изменится государственный строительный надзор
Основными требованиями для получения допуска СРО на осуществления строительного контроля является:
- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- ВНЕДРЕНИЕ АСУ ЭКОЮРС
- ВОЗМОЖНОСТИ
- АВТОРСКИЕ ПРАВА
- РЕКОМЕНДАЦИИ
- ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
- ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
- ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
- НОВОСТИ ЦЕНТРА
- НОВОСТИ СИСТЕМЫ
- НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
- НОВЫЕ ЮР. ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Минстрой разъясняет: Строительный контроль
- КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- СЛУЖБА КАЧЕСТВА
- ВАКАНСИИ
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). 02
Согласно части 8 статьи 53 порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует порядок, установленный Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468 (далее – Постановление №468, Положение о стройконтроле). Указанное Постановление применяется в части, не противоречащей действующей редакции ГрК РФ. 03
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство;
- застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда). Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
04
Уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика (Письмо Минстроя России от 05.04.2018 №13789-ТБ/02 «О полномочиях саморегулируемых организаций»). С учётом данной правовой позиции, по нашему мнению, уровень ответственности индивидуального предпринимателя (юридического лица), осуществляющего только функции строительного контроля, определяется из размера обязательств по договору подряда на выполнение функций строительного контроля, планируемого к заключению такими лицами от имени застройщика.
- Что такое строительный контроль?
- Каким нормативным актом установлен порядок проведения строительного контроля?
- Кем проводится строительный контроль?
- Как соотносятся понятия «технический надзор» и «строительный надзор»?
- Кто имеет право подписывать документы строительного контроля?
- Должен ли индивидуальный предприниматель (юридическое лицо) выполняющий только функцию строительного контроля быть членом саморегулируемой организации?
- Как выбрать необходимый уровень ответственности при выполнении индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) только функции строительного контроля?
Минстрой предложил сократить обязательные требования в строительстве
ПСД, ППР – проектно-сметная документация, проект производства работ.
ЗКПР – заключение о контролепригодности проектной и рабочей документации по объекту строительства.
ЗПГСО – Заключение о проверке готовности строительных организаций к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
ЗПГЛНК – Заключение о проверке готовности лаборатории неразрушающего контроля строительной подрядной организации к проведению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
ЗПГЛСО – Заключение о проверке готовности строительных лабораторий строительной организации к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
ЗПГЭЛ – Заключение о проверке готовности электротехнической лаборатории строительной подрядной организации к проведению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
ЗОСЗСО – Заключение об оценке соответствия законченного строительством объекта и его готовности к проведению рабочей комиссии.
ОЖСК – Составление общего журнала строительного контроля. СККО – Составление контрольной карточки объекта (ежемесячно).
САВИК – Составление акта визуально-измерительного контроля (ВИК). СЕЖНО – Составление еженедельного отчета.
СЕЖМО – составление ежемесячного отчета.
САВКПО – составление акта входного контроля приема (поступления) оборудования (материалов) по титулу.
САВДО – составление акта о выполненных дефектах оборудования (материалов). ПСАОСР – проверка и согласование АОСР (акт освидетельствования скрытых работ). ПСИД – Проверка и согласование ИД (исполнительной документации).
ПСАООК – проверка и согласование акта освидетельствования ответственных конструкций.
ПСКС – проверка и согласование КС -2, КС-6А.
ПВОЖР – проверка ведения общего журнала работ, специальных журналов. СЗДВР – составление заключения по динамике ведения работ (ежемесячно).
СОФВ – составление отчета по фактическому времени оказания услуг по строительному контролю на объекте заказчика.
Предложенная система документа и аббревиатура (ЗКПР, ЗПГСО, ЗПГЛНК, ЗПГЛСО и др.) не является нормативной или общепринятой в строительстве. Система передачи заказчику отчетной документации по проведению строительного контроля видится авторами статьи в качестве стандарта при строительстве объектов для энергетической отрасли РФ [7].
Далее рассмотрим порядок составления каждого документа, периодичность его предоставления заказчику, представителям подрядной организации.
Акт ВИК составляется специалистом строительного контроля ежедневно. В последующем данные по ежедневному контролю за выполненными работами на объекте строительства, которые содержатся в акте ВИК, переносятся в еженедельный отчет, ежемесячный отчеты, в общий журнал проведения строительного контроля.
При заполнении формы акта ВИК:
- Вписывается дата и номер договора по строительному контролю, наименование объекта строительства/реконструкции, вид выполненного контроля (визуальный, измерительный), наименование и размеры контролируемого объекта (например, «фундамент опоры №5 ВЛ 110 кВ ПС 01» или «кабельная линия 110 кВ ПС 03 длиной 210 м на участке от ПК1 до ПК2»), шифр проектной или рабочей документации с указанием номера чертежа, наименование/шифр технической, нормативной документации в соответствии с которой выполнен контроль (например: СНиП, СП, ГОСТ, ППР, ППРк и т. д.).
- Вписываются выявленные дефекты (их характеристика, формы, размеры, расположение) либо указывается об их отсутствии.
- Вписывается заключение по проконтролированному виду работ с указанием соответствия/несоответствия выполненных работ нормативно-технической, проектной либо рабочей документации. При этом необходимо указать последующий разрешенный к выполнению вид работы.
Акт ВИК подписывается специалистом строительного контроля, который непосредственно принимал участие в контроле за выполненной работой, назначенный приказом организации ответственным за определенные виды работ (общестроительные, электротехнические, сварочные и т. д.).
Акт составляется в 1 экземпляре.
Уведомление составляется подрядчиком и направляется в адрес лица, выдавшего предписание, по факту устранения замечаний.
На основании полученного уведомления представитель строительного контроля осуществляет повторное обследование объекта на предмет устранения замечания. При подтверждении устранения замечаний результаты заносятся в акт ВИК, а на уведомлении ставится отметка «Замечание устранено», дата, подпись, фамилия представителя строительного контроля. Если замечание не устранено, составляется повторный акт-предписание, а на уведомлении ставится отметка «Замечание не устранено», дата, подпись, фамилия представителя строительного контроля (ПОР-МРСК-17-1827.02-17).
Еженедельный отчет составляется по итогам выполнения работ по строительному контролю за рабочую неделю и направляется Заказчику по пятницам. Нумерация еженедельного отчета по объекту ведется по порядку с начала выполнения работ по строительному контролю на объекте. Номер и дата договора – указываются основной договор по строительному контролю с Заказчиком. Если в течении отчетного периода не выполнялся какой-либо вид контроля, то данные в пункты отчета не вносятся, но ниже указывается фраза о том, что данный вид контроля не осуществлялся. В приложении к отчету необходимо предоставление скан-копии документов, подтверждающих осуществление строительного контроля (общий журнал строительного контроля, акты-предписания, уведомления, исполнительные схемы, акты ВИК, письма, направляемые в адрес Заказчика, приказы о закреплении персонала исполнителя).
Ежемесячный отчет подготавливается в конце отчетного периода (месяца). Период предоставления отчетности устанавливается Договором на осуществление строительного контроля. Как правило, за период предоставления отчетности принимается 1 месяц. Материалами для составления ежемесячного отчета являются еженедельные отчеты. Ежемесячный отчет является отчетным документом по согласованию выполненных работ между Исполнителем и Заказчиком. Нумерация ежемесячного отчета по объекту ведется по порядку с начала выполнения работ по строительному контролю на объекте. Номер и дата договора – указываются основной договор по строительному контролю с Заказчиком. Если в течение отчетного периода не выполнялся какой-либо вид контроля, то данные в пункты отчета не вносятся, но ниже указывается фраза о том, что данный вид контроля не осуществлялся. В приложении к отчету необходимо предоставление скан-копии документов, подтверждающих осуществление строительного контроля (общий журнал строительного контроля, акты- предписания, уведомления, исполнительные схемы, акты ВИК, письма, направляемые в адрес заказчика, приказы о закреплении персонала Исполнителя, заключения и т. д.). Отчетная ежемесячная документация предоставляется заказчику по реестру сопроводительным письмом.
Строительный контроль: вопросы и ответы
Карточка объекта заводится в момент начала выполнения работ по строительному контролю и обновляется еженедельно на основании еженедельных отчетов. Карточка объекта предоставляется заказчику по запросу.
Все выявленные замечания/несоответствия при возведении строительного объекта и оформленные в виде актов-предписаний, с целью проведения объективного контроля необходимо систематизировать в соответствующий реестр.
Реестр контроля устранения замечаний предоставляется заказчику, представителям подрядной организации по запросу.
Заключение по динамике работ составляется специалистом строительного контроля один раз в месяц и прикладывается к ежемесячному отчету, направляемому заказчику.
Плановые сроки завершения работ необходимо брать из графика производства работ, приложенного к договору подряда, либо из актуализированного графика, согласованного с заказчиком.
- Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
- Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
- Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
- Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории
- Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
- Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
- Статья 51. Разрешение на строительство
- Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
- Статья 53. Строительный контроль
- Статья 54. Государственный строительный надзор
- Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- Статья 48.2. Экономически эффективная проектная документация повторного использования
- Статья 50.1. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
- Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
- Статья 53. Строительный контроль с изменениями от 04.08.2018
- Статья 53. Строительный контроль с изменениями от 01.07.2017
- Статья 53. Строительный контроль с изменениями от 01.01.2017
- Статья 53. Строительный контроль с изменениями от 29.11.2011
- Статья 53. Строительный контроль с изменениями от 02.08.2010
- Статья 53. Строительный контроль с изменениями от 30.12.2004
- страница1
Новеллы законодательства по осуществлению госконтроля
Согласно ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Цель строительного контроля — проверка:
- соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов);
- требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий;
- требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Строительный контроль лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
1. В составе энергопринимающей установки:
аппараты, агрегаты, механизмы, трансформаторы, электротехническое оборудование трансформаторных подстанций, заземляющие устройства, шинные мосты и гибкие связи напряжением 1 кВ и выше, силовые кабельные линии напряжением 1 кВ и выше, электродвигатели (машины) постоянного и переменного тока напряжением 1 кВ и выше с пускорегулирующими устройствами, электротехническое оборудование источников энергии, используемых в составе энергопринимающей установки, иное оборудование, предназначенное для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях ее потребления (использования, транспортировки);
автономные резервные источники питания, установка которых требуется с учетом категории надежности электроснабжения или наличия у потребителя электрической энергии электроприемников, для которых установлена технологическая или аварийная броня.
2. В составе объекта по производству электрической энергии, объекта электросетевого хозяйства:
паровые турбины;
газовые турбины;
гидравлические турбины;
вращающиеся электрические машины (генераторы, синхронные компенсаторы совместно с системами возбуждения);
силовые трансформаторы (автотрансформаторы);
электротехническое оборудование трансформаторных подстанций, распределительных устройств, распределительных пунктов (кроме щитов учета электрической энергии);
линии электропередачи (кроме щитов учета, а также участков линии от магистрали до щитов учета, смонтированных на опорах, и далее проложенных до энергопринимающих установок потребителя электрической энергии);
шинные мосты и гибкие связи, силовые кабельные линии напряжением 1 кВ и выше;
электродвигатели (машины) постоянного и переменного тока напряжением 1 кВ и выше с пускорегулирующими устройствами;
электротехническое оборудование собственных нужд;
источники электроснабжения системы собственных нужд;
системы оперативного тока (аккумуляторные батареи, зарядные устройства, устройства стабилизации напряжения, щиты постоянного тока);
комплексы и устройства релейной защиты и автоматики;
средства диспетчерского и технологического управления;
заземляющие устройства;
насосное оборудование с приводом от электродвигателя;
теплообменное оборудование;
оборудование поддержания водно-химического режима;
технологические защиты и автоматика, обеспечивающие безопасную работу объекта по производству электрической энергии,
трубопроводы и арматура, запорно-регулирующая и аварийно-предохранительная арматура;
вспомогательное оборудование (дымососы, вентиляторы, деаэраторы, баки аккумуляторы, питательные баки, конденсатные баки, сепараторы);
резервное топливное хозяйство.
3. В составе объекта теплоснабжения:
котельные установки, водогрейные котлы;
трубопроводы и арматура, запорно-регулирующая и аварийно-предохранительная арматура;
насосное оборудование с приводом от электродвигателя;
оборудование поддержания водно-химического режима;
системы автоматики, системы безопасной работы источника тепловой энергии (котельной);
источники бесперебойного питания для исполнительных механизмов технологических защит;
электротехническое оборудование собственных нужд;
вспомогательное оборудование (дымососы, вентиляторы, деаэраторы, баки-аккумуляторы, питательные баки, конденсатные баки, сепараторы);
теплообменное оборудование;
резервное топливное хозяйство.
4. В составе теплопотребляющей установки — оборудование и компоненты устройства, предназначенного для использования тепловой энергии (теплоносителя) для нужд потребителя тепловой энергии.
5. В составе энергопринимающей установки, предназначенной для производства испытаний электрооборудования повышенным напряжением, — оборудование, испытательные установки и устройства, предназначенные для проведения заявленных видов испытаний и измерений.
Приложение N 4
к Правилам выдачи разрешений
на допуск в эксплуатацию
энергопринимающих установок
потребителей электрической энергии,
объектов по производству электрической
энергии, объектов электросетевого
хозяйства, объектов теплоснабжения
и теплопотребляющих установок
1. Наряду с выдачей разрешения на строительство, которое является формой превентивного контроля за качеством строительства, ведется также и постоянный контроль непосредственно за процессом строительства. Комментируемая статья достаточно подробно регулирует вопросы, связанные с осуществлением контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте за соблюдением соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (соответственно если проектная документация разрабатывалась на основе архитектурно-планировочного задания, то требованиям архитектурно-планировочного задания).
Согласно ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» до вступления в силу соответствующих технических регламентов (но не позднее 1 июля 2010 г.) требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В соответствии с разъяснениями Госстроя России <1> до вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 1 июля 2003 г., направленные на достижение целей технического регулирования и обеспечивающие:
———————————
<1> Письмо Госстроя России от 22 декабря 2003 г. N ЛБ-8381/9 // Бюллетень строительной техники. 2004. N 1.
- Автоматическое продление лицензий и разрешений в 2021 году
- Перечень актов с обязательными требованиями, оценка соблюдения которых осуществляется Ростехнадзором в рамках предоставления лицензий
- Перечень актов с обязательными требованиями, оценка соблюдения которых осуществляется МЧС в рамках государственного надзора
- Формирование Реестра обязательных требований в 2021 году
- Лифты: 1 февраля состоялись собрание членов Национального Лифтового Союза (НЛС) и заседание Совета НЛС
- Новый Перечень нормативных правовых актов для государственного надзора в сфере образования
- С 1 февраля 2021 года вступил в силу новый порядок вступления в силу НПА, с обязательными требованиями
- Защита бизнеса от избытка нормативных актов. Правила подготовки нормативно-правовых актов (НПА)
- НОСТРОЙ: Состоялось очередное заседание Технического Совета
- Новый Перечень нормативных правовых актов (НПА) с требованиями для федерального государственного пожарного надзора
- Вопрос-ответ (1)
- ГО, ЧС и пожарная безопасность (1)
- Охрана труда (11)
- Промышленная безопасность (11)
- Строительный надзор (2)
- Экология (8)
- Энергетика (4)
Изменения в производственном контроле при эксплуатации ОПО в 2021 году
Из-за быстро меняющейся обстановки, связанной с негативной эпидемиологической ситуацией, органы государственного надзора, после внесения корректировок в законодательство, заменят обычные выездные проверочные мероприятия компаний проверками с применением аудио- и видео-технологий. А с 1 июля 2021 года заменят их на инспекционные визиты.
Следует учесть, что данные изменения в законе имеют лишь рекомендательный характер и не требуют перехода именно к этой форме проверок. Закон от 3 апреля 2020 года гласит, что большую часть плановых проверок для малого бизнеса с апреля по декабрь 2020 года отменяют с некоторыми исключениями, а законопроект, внесенный 13 ноября прошлого года на обсуждение правительства, декларирует совершенно новые механизмы осуществления проверок.
Важно помнить, что, несмотря на мораторий, рассмотрение всей негативной информации по деятельности компании производится в рамках полных трех лет с момента нахождения недостатков в работе, по итогам которых применяются полагающиеся по закону виды административного наказания. Исходя из этого, если контролирующие органы обладают каким-либо компроматом в пределах разрешенного срока давности, то они с полным правом смогут проводить необходимую у него плановую ревизию в 2021 году, невзирая на наличие полного моратория. Понимание данного обстоятельства вполне сможет сыграть важную и ключевую роль в процессе определения дальнейшей стратегии для эффективной защиты бизнеса от произвола всевозможных чиновников различного ранга.
Проект постановления правительства, разработанный Минэкономразвития, прописывает порядок перехода на правила, которые установлены законом о надзорной деятельности, вступающим в свою силу с 1 июля 2021 года.
По нынешнему законодательству, выездные и документарные проверки должны осуществляться в течение двадцати дней. Новое законодательство уменьшает срок проверок максимум до десяти дней. В постановлении имеется норма, что все проверки, которые запланированы ранее, но начнутся уже после 1 июля 2021 года, также должны длиться максимум десять дней.
Поскольку закон предусматривает введение новых оснований для проверок бизнеса, вводятся «правила преемственности». Если старый повод для проверки не будет соответствовать новым правилам, визит инспекторов будет отменен. Новое законодательство предусматривает посещение предприятий лишь в исключительных случаях: если инспекторы не могут полностью удостовериться в полноте и достоверности полученных от компании документов, произвести оценку, насколько работа компании отвечает ключевым требованиям. Если эти условия не выполняются, то выездная проверка отменяется.
Новой особенностью законодательства является отмена проверок надзорными органами и их замена визитом инспектора, который обладает всеми полномочиями по ознакомлению с производством, документацией и иными важнейшими нюансами ведения бизнеса. Это решение надзорные органы принимают не позднее, чем за 20 дней до начала планируемой ревизии.
Однако в законе ни слова не сказано о том, прекратятся ли налоговые проверки, которых откровенно опасаются почти все бизнесмены.
Инспекционный визит отличается сроками проведения и количеством планируемых мероприятий. Так, визит продлится всего один день, а инспектор может проводить только осмотр, опрос, а также инструментальное обследование, запрос письменных объяснений и потребовать необходимые документы. А во время выездной инспекторской проверки производится лишь досмотр, отбор нужных проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.
Существуют разночтения в плане предупреждения о визите инспектора. Одна из норм говорит, что предупреждение должно высылаться в письменном виде за 10 рабочих дней до проверки, а в другом положении декларируется, что подобная мера исключается, и приезд может стать полной неожиданностью для предпринимателей. Решать эти правовые сложности на практике будет очень непросто.
Плановые проверки в 2021 году не должны касаться субъектов малого бизнеса, что установлено нормами проекта постановления. Но имеются важные исключения:
- Инспекторы могут посетить компании категории высокого или чрезвычайно высокого риска, либо I или II класса опасности. Это коснется также производственных объектов, различных гидротехнических сооружений и производств, где осуществляется режим постоянного госконтроля.
- Плановые проверки сохранятся для предприятий, которые работают в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, а также энергетике. Не отменяется проведение проверок и для бизнеса, который работает с драгоценными металлами или же камнями.
- От проверок не освобождают компании, совершившие административное правонарушение, за которое суд назначил им дисквалификацию, временную приостановку деятельности или отозвал лицензию.
- Плановые проверки не отменяются для компаний, чья деятельность подлежит лицензированию.
- Контроль не ослабляется за малым бизнесом в сфере реализации гособоронзаказов и атомной энергетики, при полноценном контроле защиты государственной тайны, при проверке качества работы всевозможных аудиторских организаций.
Согласно новому законодательству, инспекторы могут производить при помощи дистанционного способа лишь инспекционные визиты и выездные проверки. Согласно проекту постановления, подобный формат ревизоры смогут использовать в 2021 году.
Многие виды контроля и до этого проходили в дистанционном режиме. Без личного присутствия инспекторы могут проверить все интересующие документы. Налоговая служба занимается проверками в электронном формате уже достаточно давно.
Имеются все необходимые возможности и для дистанционного осуществления испытаний и нужных замеров. Если у данного предприятия имеется сертифицированная лаборатория, то она может проводить все испытания, зафиксировать их при помощи видео или фото, а затем высылать результаты проверяющему инспектору.
Закон не обязывает надзорные структуры делать это дистанционно, но лишь советует такую проверку в качестве важнейшей альтернативы.
Хоть государство пытается произвести корректировку надзорных органов в пользу предпринимателей, расслабляться точно очень рано по следующим причинам:
- Мораторий 2021 года касается не всех компаний. Контролирующие структуры обладают богатыми опциями, чтобы эффективно «прошерстить» нарушителей по полной программе. За период трех последних лет подобных проверок будет очень много.
- Осуществление дистанционного контроля и инспекторский визит — лишь потенциально возможные формы реализации контроля, но эти нормы могут и не действовать на остальных.
- Реального послабления государственного контроля в 2021 году мы не дождемся. Нужно ждать от надзорных структур любых неожиданностей, которые могут сильно усложнить предпринимателям их размеренную жизнь.
Строительство — многозадачный и многоэтапный процесс, в котором задействовано огромное число человеческих ресурсов и массивов данных, регулярно обновляющихся. Поэтому организация осуществления строительного контроля — важная и трудная задача, от которой зависят в целом сроки сдачи объекта и реализация проекта в рамках бюджета, своевременное исправление обнаруженных дефектов.
Ведение строительной документации и отчетности еще вчера было довольно ощутимой «болью» для многих специалистов, ответственных за стройконтроль объекта, поскольку база нормативов и стандартов, а также определенные правила и порядок утверждения добавляли рутины и большой объем бумажной документации, а также задержку по времени в связке «проверяющий-исполнитель» из-за принятой бюрократической традиции, связанной с большой ответственностью, безопасностью и рисками в отрасли строительства.
Для девелоперов стало приоритетом прогнозирование сценариев в строительстве, соблюдение сроков сдачи объекта в эксплуатацию и недопущение их нарушения из-за ненадлежащего качества работ, которые препятствуют принятию здания в эксплуатацию. Кроме того, эскроу-счет, введенный с прошлого года как обязательный механизм расчетов теперь заставляет застройщиков требовать от генподрядчика соответствующих обязательств по срокам и бюджету.
Статья 53. Строительный контроль
Строительный контроль при сооружении зданий, их реконструкции и капитальном ремонте является обязательным условием ведения и сдачи работ. На законодательном уровне строительный контроль регулируется ст. 53 Градостроительного кодекса РФ. Закон обязывает проводить строительный контроль, но дает право выбора того, кто будет его осуществлять. Этим может заниматься сам заказчик, подрядчик или третья организация. Гражданский кодекс РФ (ст. 749) как раз-таки и позволяет заказчику строительных работ перепоручать контроль сторонней организации (юридическому лицу или частному предпринимателю), к которой выдвигается ряд требований. В Положении о проведении строительного контроля (№468 от 21 июня 2010 г.) описаны все нюансы, которым обязательно необходимо следовать.
От квалификации проверяющей организации, главным образом, зависит безопасность возводимых зданий. Чтобы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель мог заниматься подобной деятельностью, он должен получить разрешение от саморегулируемой организации (СРО). Список требований, которые она выдвигает, достаточно внушительный, что неудивительно.
Процесс надзора – сложная многоступенчатая работа. Чем раньше ее начать, тем больше шансов получить в итоге крепкое и качественно построенное здание. По этой причине важно обратиться к специалистам еще на начальных этапах возведения строения, на стадии планирования, а закончить проверку уже после сдачи объекта в эксплуатацию. Работа начинается только после обсуждения всех условий и подписания клиентом соглашения, в котором указываются права и обязанности как заказчика, так и проверяющей организации. Все проверки осуществляются группой профессионалов, каждый из которых специализируется на определенной сфере, либо одним инженером – многое зависит от масштаба и специфики работ.
В обязанности компании, которая осуществляет строительный контроль, входит:
- проверка проектной документации и соответствие ее нормативам;
- проверка сметы;
- контроль над соблюдением графика выполнения работ;
- контроль качества строительных материалов, наличия сертификатов на них;
- контроль качества выполняемых работ и их соответствия нормативным документам;
- контроль над соблюдением правил хранения строительных материалов;
- контроль над выполнением установленных проектом объемов работ;
- выявление и устранение нарушений;
- осуществление приема отдельных этапов работ у заказчика с подписанием соответствующих документов;
- контроль над соблюдением техники безопасности и охраны труда;
- контроль исполнительной документации.
Одна из главных особенностей строительного контроля – ступенчатая проверка. Некоторые подрядчики могут сокрыть истинные результаты каждого этапа возведения последующими. В итоге в дальнейшем или придется возвращаться и исправлять ошибки, или же, если они вовремя не были замечены, долговечность здания стоит под вопросом.
Инспектирование проведения строительных работ включает в себя следующие этапы:
Строительный контроль при капитальном ремонте МКД
Факт проведения контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления итогового документа — акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются также в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты составляются по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, в двух экземплярах и подписываются их представителями. По сути, акты являются теми документами, на основании которых стороны могут предъявлять друг другу претензии и одновременно отстаивать свои права и интересы. Если заказчик и подрядчик вместе проводят строительный контроль, им будет проще оформить результаты проверки.
В проектно-сметной документации закладываются все расходы подрядчика и заказчика. В ней также должны быть запланированы затраты, связанные с проведением строительного контроля. Но Положение о проведении строительного контроля появилось недавно, поэтому в проектно-сметной документации таких затрат может не быть, что не является основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (абз. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ N 468). При отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства. При этом для расчета предельных затрат применяются вышерассмотренные Нормативы расходов заказчика, установленные п. 15 Положения о проведении строительного контроля.
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕДата введения в действие: «___»___2016г. |
Челябинск2016 1.1. Настоящий Стандарт организации (далее — СТО) устанавливает порядок организации и проведения работ по контролю качества при строительстве объекта Заказчика сотрудниками организации, оказывающей услуги по строительному контролю и техническому надзору при строительстве объектов (далее – Инженерная организация). 1.2. Требования настоящего Стандарта обязательны для применения сотрудниками Инженерной организации, Подрядчиками, Менеджером ИСП, на объектах капитального строительства.
3.1. Термины и определения:3.1.1. подрядчик: Физическое и юридическое лицо, которое выполняет работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом 3.1.2. скрытые работы: Работы, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта, контроль выполнения которых не может быть проведен после выполнения других работ без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.3.1.3. строительно-монтажные работы: Совокупность технологических приемов и операций, выполняемых для возведения объектов в определенной последовательности квалифицированными рабочими с помощью соответствующих строительных машин и средств малой механизации, монтажных приспособлений, технологической оснастки, контрольно-измерительных приборов и приспособлений в соответствии с требованиями проектной и технологической документации3.1.4. строительный контроль: Контроль, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.3.2. СокращенияИС – информационная системаПУД – первичный учетный документСТО – стандарт организации
Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 85
- Москва
- Санкт-Петербург
- Екатеринбург
- Казань
- Краснодар
- Новосибирск
- Пермь
- Ростов-на-Дону
- Тюмень
- Уфа
- Махачкала
Регулирование вопросов строительного контроля и Государственного строительного надзора существенно изменилось: уточнены нормы ст.53 (принятие законопроекта 101196-7 исключит конфликт интересов при осуществлении строительного контроля) и 54 Градостроительного Кодекса РФ, базовых Постановлений Правительства РФ, административных регламентов осуществления надзорных мероприятий, ужесточены нормы об ответственности и др. Накоплена значительная практика проведения проверок и судебная практика оспаривания их результатов.
В рамках курса разбираем актуальные изменения законодательства в области строительного контроля и государственного надзора (в том числе изменения, связанные со вступлением в силу норм о национальных реестрах специалистов, ФЗ от 03.07.2016 №372-ФЗ); обеспечения и документального оформления контроля качества строительных материалов, изделий и конструкций; охраны окружающей среды и пожарной безопасности. А также анализируем сложные вопросы организации технического контроля за качеством выполняемых строительно-монтажных работ, авторского надзора; организации строительного контроля по видам работ; оформления ИТД при сдаче построенного (реконструированного) ОКСа. Специальное время будет уделено анализу типичных нарушений, выявляемых в ходе проверок. Ростехнадзора, судебной практике защиты интересов, нарушенных в ходе проведения и по результатам проверки.
Семинар ориентирован на руководителей и специалистов строительных, экспертных и проектных организаций, служб застройщика и технического заказчика
__________________________________________________________________________
· Правовое регулирование государственного строительного надзора и контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (ОКСов). Изменений Градостроительного кодекса РФ (ФЗ от 03.08.2018 № 312-ФЗ, №340-ФЗ, № 330-ФЗ и №342-ФЗ; от 03.07.2016 №368-ФЗ, №372-ФЗ). Экспертный комментарий ключевых НПА в актуальной редакции (ПП РФ от 26.12.2014 №1521; ПП РФ от 21.06.2010 №468; Приказ Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 №624, Приказы Ростехнадзора и др.). Планируемые изменения в Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 №1129. Инициативы Минстроя России в части обжалования положительных заключений негосударственной экспертизы
· Строительный контроль: правила, практические вопросы проведения. Новое в нормативно-правовое обеспечение строительного контроля: на что обратить внимание. Порядок проведения строительного контроля лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, техническим заказчиком на всех этапах технологического процесса (входной контроль качества проектной документации, строительных материалов, изделий и оборудования; производственный контроль качества строительных и монтажных работ; пооперационный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций; приемочный контроль выполненных работ)
Документальное оформление результатов контрольных мероприятий: типичные ошибки, рекомендации по заполнению документов. Акты на скрытые работы, ведение общего и специальных журналов учета выполнения работ
· Практические вопросы организации технического контроля за качеством выполняемых строительно-монтажных работ (входной контроль, операционный контроль, геодезический контроль, приёмочный контроль, лабораторный контроль, испытания и опробования технических устройств), соблюдением объемов, сроков строительства, соответствием израсходованных средств сметной документации
· Практические вопросы осуществления авторского надзора. Понятие, порядок организации и ведения (СП 11-110-99). Ответственность сторон при возникновении аварийных ситуаций
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (млн. рублей) |
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов) |
Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек) |
до 30 |
2, 14 |
2 |
от 30 до 50 |
1, 93 |
3 |
от 50 до 70 |
1, 81 |
4 |
от 70 до 90 |
1, 72 |
5 |
от 90 до 125 |
1, 61 |
6 |
от 125 до 150 |
1, 56 |
7 |
от 150 до 200 |
1, 47 |
9 |
от 200 до 300 |
1, 36 |
12 |
от 300 до 400 |
1, 28 |
15 |
от 400 до 500 |
1, 23 |
18 |
от 500 до 600 |
1, 18 |
21 |
от 600 до 750 |
1, 13 |
25 |
от 750 до 900 |
1, 09 |
28 |
Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:
а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле Н=0, 04193×С0, 8022/С,
где:
Н — норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;
С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.;
С0, 8022— стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0, 8022;
б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Строительный контроль проводится:
- • лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
- • застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).