Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность по 44 фз таблица 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
№ п/п
Вид нарушения
Статья КоАП
Размер штрафа, руб.
Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
1
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44
Часть 1 статьи 7.29.
Должностные лица
30 000
2
Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона
Часть 2 статьи 7.29.
Должностные лица
50 000
3
Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44
Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности применения закрытого способа определения поставщика, заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Часть 2.1 статьи 7.29.
Должностные лица
50 000
4
Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Часть 1 статьи 7.29.3
Должностные лица
20 000 — 50 000
Нарушение порядка осуществления закупок *
5
Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки)
Часть 2 статьи 7.29.3
Должностные лица 10 000
6
Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок
Часть 3 статьи 7.29
Должностные лица 30 000
7
Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок
Часть 4 статьи 7.29.3
Должностные лица 30 000
8
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня
Часть 1 статьи 7.30.
Должностные лица 5 000
Юридические лица — 15 000
9
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня
Штрафы по 44 ФЗ — таблица КоАП с последними изменениями
На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.
Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).
В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.
Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.
Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.
Новые штрафы для участников госзакупок в 2021 году
Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее – нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;
Информационное обеспечение контрактнойсистемывсфере закупок
1. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает:
1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
2) контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также – планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты);
3) использование усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) утратил силу с 1 июля 2018 года. – Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.
2. Порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Единая информационная система содержит:
1) утратил силу с 1 октября 2019 года. – Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ;
2) планы-графики;
3) информацию о реализации планов-графиков;
4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
5) информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов;
8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
9) реестр банковских гарантий;
10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
10.1) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации;
11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
14) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 настоящего Федерального закона запросах цен товаров, работ, услуг;
17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
4. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
5. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.
7. Субъект�� Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
1. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.
2. Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
3. Правительство Российской Федерации определяет порядок установления требований к формированию и размещению в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Новые штрафы для поставщиков по 44-ФЗ
Принципыконтрактнойсистемывсфере закупок
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:
дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.
30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.
Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.
При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:
Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Заказчику грозят штрафы за несоблюдение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки:
При планировании закупок и составлении планов-графиков.
При выборе способа закупки, расчете НМЦК.
Во время проведения торгов, заключения и оплаты контракта.
При ведении реестра контрактов и взаимодействии с ФАС.
Меры ответственности заказчиков прописаны в КоАП РФ. Согласно нему, заказчикам-нарушителям в подавляющем большинстве случаев назначают штраф, реже — дисквалификацию до 2 лет. При этом ответственность чаще всего несут должностные лица заказчика, например, контрактные управляющие, члены закупочной комиссии. Сотрудник может быть привлечен и после его увольнения, если не истек срок давности нарушения — в течение 1 года.
Организации редко получают штрафы, т.к. тогда деньги в пользу бюджета взыскивают с бюджетной организации. Но если нарушение серьезное, то ответственность понесут и сотрудник, и организация.
Согласно КоАП, размер штрафа для сотрудников может достигать 50 тыс. руб., для юрлица заказчика — 100-300 тыс. рублей.
Сроки оплаты работ должны быть отражены в тексте контракта, это обязывает заказчика оплачивать полученные услуги вовремя. Правила устанавливает ст.34 44-ФЗ: для всех закупок — до 30 дней со дня подписания актов о приемке, для закупок среди СМП — до 15 дней. За нарушение сроков заказчик понесет ответственность по ст.7.32.5 КоАП.
Наказан будет сотрудник, который оплатит обязательства позднее срока или нарушит порядок оплаты — это будет штраф от 30 до 50 тыс. рублей. Если сотрудник повторит нарушение, то его ждет дисквалификация на 1 — 2 года.
Кроме того, исполнитель может потребовать с заказчика пени за несвоевременную оплату работ (ч.5 ст.34 44-ФЗ). Пени начисляют за каждый день просрочки, включая праздничные и выходные дни по формуле: 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы. Пени не начислят за дни, которые нужны заказчику для приемки товара (письмо Минфина от 07.11.2017 г. № 24-03-08/73293).
Отдельно заказчика ждет штраф за свои невыполненные обязательства. Размер штрафа исчисляется согласно Постановлению Правительства № 1042 (п.9):
Сумма штрафа для заказчика за каждое правонарушение зависит от цены договора:
до 3 млн. руб. — 1 000 руб.;
3 — 50 млн. руб. — 5 000 руб.;
50 — 100 млн. руб. — 10 000 руб.;
более 100 млн. руб. — 100 000 руб.
При этом общая сумма штрафов, начисленных заказчику в рамках одной закупки, не должна быть выше цены контракта (п.12 ПП №1042).
Вид нарушения
Статья КоАП
Размер штрафа, руб.
1
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44
Часть 1 статьи 7.29.
30 000
2
Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона
Часть 2 статьи 7.29.
50 000
3
Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44
Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок информации и документов для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Часть 2.1 статьи 7.29.
50 000
4
Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Часть 3 статьи 7.29
Должностные
лица
5
Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены
Часть 3 статьи
Должностные
контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки)
7.29
лица 10 000
6
Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение обязательного общественного обсуждения закупок
Часть 3 статьи 7.29
Должностные лица 30 000
7
Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок
Часть 3 статьи 7.29
Должностные лица 30 000
8
Нарушение сроков размещения в единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ-44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня
Часть 1 статьи 7.30.
Должностные лица 5 000
• предоставления конкурсной документации или документации об аукционе- разъяснения положений конкурсной документации или документации об аукционе,
• приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений
Часть 1.4 статьи 7.30.
Должностные лица -15 000 Юридические лица — 50 000
13
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки
Часть 1.5 статьи 7.30
Должностные лица 30 000
14
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график
Часть 1.6 статьи 7.30
Должностные лица 30 000
15
Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено
Часть 1.7 статьи 7.30
Должностные лица 30 000
16
Часть 3 статьи 7.30.
Должностные лица -50 000 Юридические лица — 500 000
19
Установление не предусмотренных ФЗ-44:
• порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки,
• требований к участникам закупки,
Часть 4 статьи 7.30.
1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 5 000 и не
• требований к размеру обеспечения заявок на участие,- требований к размеру и способам обеспечения исполнения контракта,
• требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных ФЗ-44 информации и документов
более 30 000
20
Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-44
Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой
Часть 4.1 статьи 7.30.
1% от начальной (максимальной) цены контракта,
Наказание за нарушение статей по 44-ФЗ
Часть 4.2 статьи 7.30.
Должностные лица — 3 000
22
Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством
Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям
Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений
Часть 6 статьи 7.30.
5% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000
23
Часть 7 статьи 7.30.
Должностные лица — 50 000
24
Сокращение сроков подачи заявок в случаях не предусмотренных ФЗ-44
Часть 8
Должностные
Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
статьи 7.30.
лица — 30 000
25**
Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного ФЗ-44
Часть 11 статьи 7.30.
Должностные лица — 50 000
26
Ответственность в рамках исполнения государственных заказов по 44-ФЗ наступает и для организаторов торгов, и для их участников вне зависимости от формы проведения закупочной процедуры.
Различают два вида материальной ответственности, предусмотренные законодательством:
Штрафы имеют фиксированную сумму установленную законодательством и назначаются за конкретные виды правонарушений во время исполнения контракта.
Пеня начисляется исключительно по факту просрочки исполняемых контрактных обязательств и составляет 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ. Для расчета данной неустойки удобнее всего использовать специальный калькулятор.
Что касается штрафов, то есть несколько категорий с соответствующими суммами:
неисполнение обязательств по госконтракту предусматривает штрафы от 0,1 до 10 процентов в зависимости от суммы его стоимости;
неисполнение обязательств по госконтракту заключаемому в «минус», если его сумма не превышает НМЦК, предусматривает от 1 до 10 процентов в зависимости от суммы НМЦК;
если сумма превышает НМЦК, то те же самые проценты рассчитываются от цены контракта (ЦК);
для участников СМП и СОНКО предусмотрен штраф в размере 1 процента, но не менее 1000 и не более 5000 рублей;
при выполнении строительно-монтажных и реконструкционных работ и ненадлежащем исполнении контрактных обязательств предусмотрен штраф в 5 процентов от их стоимости;
в случае если контракт не имеет стоимостного выражения, предусмотрен штраф от 1000 до 100000 рублей в зависимости от его цены;
если не были привлечены субъекты СНП и СОНКО в требуемом законодательством объеме, предусмотрен штраф в размере 5 процентов от стоимости такового объема привлечения.
Ниже представлена полная таблица, где указаны все имеющиеся штрафы по 44-ФЗ как для организатора, так и для участника в лице поставщика/подрядчика.
Помимо материальных штрафов могут быть дополнительно применены иные меры, вроде внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков, либо запрет на проведение закупочных процедур. Данными видами санкций занимается федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Все нижеизложенные пункты базируются на статьях текущего КоАП РФ. В столбцах указаны виды правонарушений, регулирующая их статья, и сумма штрафа в рублях.
Штрафы за несанкционированный способ выбора победителя закупочной процедуры
Нарушение требований 44-ФЗ о методе отбора поставщика/подрядчика
Часть 1 статьи 7.29
30 000
Иной способ определения победителя при реализации аукциона или конкурса с указанными критериями
Часть 2 статьи 7.29
50 000
Организация конкурсов, не связанных с категориями, предусмотренными в требованиях 44-ФЗ
Часть 2.1 статьи 7.29
50 000
Нарушение порядка или сроков информирования органов контроля о возможности подписания контракта с единственным поставщиком
Часть 2.1 статьи 7.29
50 000
Проведение закрытых торгов или указание произвольных условий данной процедуры, не согласованных с контролирующим органом при исполнении гособоронзаказа
Часть 3 статьи 7.29
от 30 000 до 50 000
Нарушение критериев определения цены для единственного поставщика по ходу исполнения гособоронзаказа
Статья 7.29.1
от 30 000 до 50 000
Указание в план-графике позиций, которые не установлены действующими требованиями законодательства РФ, а также позиций с нобоснованной ценой
Часть 1 статьи 7.29.3
от 30 000 до 50 000
Штрафы за несоблюдение установленных норм проведения торговых закупок
Нарушения, связанные с формой обоснования НМЦК
Часть 2 статьи 7.29.3
10000
Нарушение условий общественного обсуждения или его отсутствие
Часть 3 статьи 7.29.3
30000
Нарушение сроков утверждения и публикации в ЕИС планов закупок и планов графиков
Часть 4 статьи 7.29.3
от 5000 до 30 000
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для проведения конкурса или аукциона до двух и более двух дней
Части 1 и 1.1 статьи 7.30
от 5000 до 15000 и от 30000 до 100000
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для запроса котировок и предложений, а также закупок у единственного поставщика до одного и более одного дня
Части 1.2 и 1.3 статьи 7.30
от 3000 до 10000 и от 15000 до 50000
Неверное размещение информации о разъеснении положений конкурса или аукциона, а также окончательного решения
Часть 1.4 статьи 7.30
от 15000 до 50000
Нарушения, связанные с отправкой в ЕИС данных о закупке, проводимой ранее чем за 10 дней до внесения в план-график либо не внесенной в него, а также закупки, не устранившей нарушения в полученном предписании
Части 1.5, 1.6 и 1.7 статьи 7.30
30000
Отклонение заявки, отказ в допуске к аукциону при соответствии участника правиалам, а также вскрытие конвертов раньше срока окончательного приема заявок
Часть 2 статьи 7.30
1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000
Нарушение составляения протокола в процессе определения поставщика
Часть 2.1 статьи 7.30
10000
Неразмещение в ЕИС документов, требуемых по 44-ФЗ
Часть 3 статьи 7.30
от 50000 до 500000
Установка собственных порядков расмотрения заявок, суммы обеспечения, требуемых от участника документов
Часть 4 статьи 7.30
1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000
Установка к товарам и услугам требований, не предусмотренных правилами 44-ФЗ
Часть 4.1 статьи 7.30
1% от НМЦК, но не менее 10000 и не более 50000
Утверждение закупочной документации с нарушением требований
Часть 4.2 статьи 7.30
3000
Отмена заявок в процедуре по основаниям неуказанным 44-ФЗ либо допуск к процедуре несоотвествующих заявок
Часть 6 статьи 7.30
5% от НМЦК, но не более 30000
Объявление победителя с нарушением правил
Часть 7 статьи 7.30
50000
Нарушение установленных сроков приема направляемых заявок или определения выигравшего заявления
Часть 8 статьи 7.30
30000
Нарушение объемов закупок у СНП и СОНКО по истечению календарного года
Часть 11 статьи 7.30
50000
Нарушение сроков подписания требуемых протоколов при проведении закупочной процедуры до двух и более дней
Часть 13 и 14 статьи 7.30
от 3000 до 30000
Нарушение срока публикации закупочной процедуры уполномоченным заказчиком гособоронзаказа
Часть 15 статьи 7.30
От 30000 до 50000
Штрафы при занесении участника закупок в реестр ФАС
Предоставление заведомо ложных данных на участника в орган ФАС
Часть 1 статьи 7.31
50000
Уклонение или несвоевременное/неполное предоставление данных о нарушающем закон участнике
Часть 2 статьи 7.31
20000
Штрафы по 44-ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениями
Пени за просрочку рассчитывают по правилам, которые прописаны в ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую не оплатили срок.
Формула расчета выглядит так:
Пени = Цена контракта × 1/300 × Размер ключевой ставки × количество дней просрочки
При расчете пеней заказчик уменьшает цену контракта пропорционально объему выполненных работ. В дни просрочки входят выходные и праздничные дни, но не входят дни приемки товара (Письмо Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2020 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей.
Для заказчиков и поставщиков пени считают одинаково.
Сумма штрафа для поставщиков зависит от цены контракта или цены за этап, если договор предусматривает поэтапное исполнение:
Цена контракта, рублей
< 3 млн
3-50 млн
50-100 млн
100-500 млн
500 млн — 1 млрд
1-2 млрд
2-5 млрд
5-10 млрд
> 10 млрд
Размер штрафа, % от цены контракта
10
5
1
0,5
0,4
0,3
0,25
0,2
0,1
В закупках для СМП и СОНКО штраф равен 1 % от цены контракта, но не меньше 1 тыс. рублей и не больше 5 тыс. рублей.
В закупках на право заключения контракта штрафы считают от суммы контракта, если итоговая цена выше начальной максимальной цены (НМЦК). В других случаях — от НМЦК.
Если поставщик нарушит обязательство, у которого нет стоимости, штраф начисляют по схеме:
1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.
Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта выше, чем пени за просрочку. Если перед вами встал выбор: выполнить контракт вовремя, но некачественно или исполнить контракт с просрочкой, но качественно, то выгоднее выбрать второй вариант.
Сумма штрафа для госзаказчиков зависит от цены контракта — чем больше цена, тем выше штраф:
Цена контракта, рублей
≤ 3 млн
от 3 до 50 млн
от 50 до 100 млн
> 100 млн
Размер штрафа, % от цены контракта
1000
5000
10 000
100 000
Общая сумма штрафов не может быть больше суммы контракта.
Кроме ответственности по 44-ФЗ, на заказчика действует Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
статья КоАП
Вид нарушения
Сумма штрафа
ч.1 ст.7.29
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ
30 000 ₽ — должностное лицо
ч.2 ст.7.29
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2.1 ст.7.29
Проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного или закрытого конкурса, в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Нарушен порядок и сроки направления в ФАС документов, которые нужны, чтобы согласовать проведение закрытой закупки или заключение контракта с единственным поставщиком.
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1 ст.7.29.3
В план-график или план закупок включены:
один или несколько объектов закупки, которые не соответствуют целям осуществления госзакупок;
объекты, не соответствующие требованиям к закупаемым товарам и услугам, установленным законодательством;
НМЦК без обоснования или с обоснованием, противоречащим законодательству (требование относится и к контрактам с единственным поставщиком).
20 000 — 50 000 ₽ должностное лицо
Штрафы для заказчиков по 44‑ФЗ
ч.4 ст.7.29.3
План-график и изменения в нем утверждены или размещены в ЕИС с нарушением срока.
30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.5 ст.7.30
Информация о закупке была изменена в плане-графике. Заказчик не выждал один день с момента изменений и разместил в ЕИС извещение.
30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.6 ст.7.30
Информация о закупке не включена в план-график, но заказчик разместил в ЕИС извещение о ее проведении или отправил приглашения участникам.
30 000 ₽ — должностное лицо
ч.1.7 ст.7.30
Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении закупки или направил приглашение участникам, хотя закупка признана необоснованной и вынесено предписание или нарушения в предписании не устранены.
30 000 ₽ — должностное лицо
Участник не допущен к участию в закупке, отстранен от участия или его заявка признана ненадлежащей по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.
По 44-ФЗ участника не должны были допустить к участию в закупке, но его заявка признана надлежащей.
Нарушен установленный документацией порядок:
вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам,
рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений.
ч.2 ст.7.30
для аукциона и конкурса
должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 ₽ и не более 30 000 ₽
ч.6 ст.7.30
для запроса котировок и запроса предложений
должностное лицо — 5% от НМЦК, но не более 30 000 ₽
ч.2.1 ст.7.30
Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями
10 000 ₽ — должностное лицо
ч.7 ст.7.30
Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.8 ст.7.30
Сокращены сроки подачи заявок в случаях, не предусмотренных 44-ФЗ. Нарушен порядок и сроки отмены закупки.
30 000 ₽ — должностное лицо
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков:
ч.13 ст.7.30
не более чем на 2 рабочих дня
3 000 ₽ — должностное лицо
ч.14 ст.7.30
более чем на два рабочих дня
30 000 ₽ — должностное лицо
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока:
ч.1 ст.7.31.1
не более, чем на 3 рабочих дня,
5 000 ₽ — должностное лицо 30 000 ₽ — юрлицо
ч.2 ст.7.31.1
более, чем на 3 рабочих дня.
15 000 ₽ — должностное лицо 90 000 ₽ — юрлицо
ч.1 ст.7.32
При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта.
должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 5 000 и не более 30 000 юрлицо — 1% от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000
ч.2 ст.7.32
Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг.
должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения
ч.3 ст.7.32
Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения.
50 000 ₽ — должностное лицо
ч.4 ст.7.32
Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия.
20 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо
ч.5 ст.7.32
Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг
должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушенияя
ч.6 ст.7.32
Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта
50 000 ₽ — должностное лицо 200 000 ₽ — юрлицо
ч.7 ст.7.32
Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.
должностное лицо и ИП — 5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 ₽ или дисквалификация до 2 лет юрлицо — от однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 ₽
ч.8 ст.7.32
Не соблюдены требования законодательства в сфере закупок при проведении экспертизы поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта, которую, согласно 44-ФЗ, должны проводить эксперты или экспертные организации.
20 000 ₽ — должностное лицо
ч.9 ст.7.32
Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику.
20 000 ₽ — должностное лицо
ч.10 ст.7.32
Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг.
20 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.1 ст.7.32.5
Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса
30 000-50 000 ₽ — должностное лицо
ч.2 ст.7.32.5
Повторное нарушение ч.1 ст.7.32.5 КоАП
\r\n\r\n
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
\r\n\r\n
\r\n\t
Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
\r\n\t
Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
\r\n
\r\n\r\n
Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.
\r\n\r\n
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
\r\n\r\n
\r\n\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
НМЦК, руб.
\r\n\r\n
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
\r\n\r\n
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
\r\n\r\n
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
\r\n\r\n
В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
\r\n\r\n
\r\n\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Статья КоАП
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Вид нарушения
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Сумма штрафа
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.1 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
30 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.2 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
50 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.2 ст.7.29.3
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
10 000 руб. — на должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.3 ст.7.29
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
30 000 руб. — должностное лицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.1.4 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
15 000 руб. — на должностное лицо;
\r\n\r\n\t\t\t
50 000 руб. — на юрлицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.3 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.4 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
\r\n\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t\t
порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
\r\n\t\t\t\t
требования к участникам закупки;
\r\n\t\t\t\t
требования к размеру обеспечения заявок на участие;
\r\n\t\t\t\t
требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта;
\r\n\t\t\t\t
требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ.
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб.
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
ч.4.1 ст.7.30
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб.
При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:
Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.
Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.
Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.
НМЦК, руб.
До 3 млн
От 3 до 50 млн
От 50 до 100 млн
От 100 млн
Штраф, руб
1 000
5 000
10 000
100 000
Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб.
Менее 3 млн
3-50 млн
50-100 млн
100 млн и выше
Штраф, руб.
1 000
5 000
10 000
100 000
Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.
В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
Статья КоАП
Вид нарушения
Сумма штрафа
ч.1 ст.7.29
Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ
30 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29
Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ
50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29.3
Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта)
10 000 руб. — на должностное лицо
ч.3 ст.7.29
Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено
30 000 руб. — должностное лицо
ч.1.4 ст.7.30
Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований
15 000 руб. — на должностное лицо; 50 000 руб. — на юрлицо
ч.3 ст.7.30
В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ
50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо
ч.4 ст.7.30
Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений
требования к участникам закупки
требования к размеру обеспечения заявок на участие
требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта
требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ
Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:
Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугодадо трёх лет
принудительные работы на срок до пяти лет
лишение свободы сроком до семи лет
Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет
Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:
штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.
Изменения в законодательстве по 44-ФЗ в первом полугодии 2021 года
Все регионы России
Дистанционная форма обучения
Доступ 24/7
Удостоверение или Диплом установленного образца
Доставка по Почте России бесплатно
Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
Профессиональная переподготовка
Государственные, муниципальные и корпоративные закупки
От 7 300 руб Подробнее
Повышение квалификации
Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд
От 4 700 руб Подробнее
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
От 4 300 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Эксперт в сфере закупок
От 7 500 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
От 3 900 руб Подробнее
Повышение квалификации
Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
От 4 900 руб Подробнее
Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.
С 1 июля 2018 г. заказчики могли воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма стала единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.
Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством. Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».
Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.
Чтобы обеспечить регулирование в сфере госзакупок и разграничить права и обязанности заказчика по контракту 44-ФЗ, законом принято разделение государственных бюджетных учреждений на следующие виды:
госорган (в том числе орган государственной власти);
орган управления внебюджетным фондом;
казённое учреждение;
бюджетное учреждение;
унитарные предприятия (за исключением ФГУП, которые имеют существенное значение для защиты прав и интересов граждан, а также обороны и безопасности страны);
корпорация «Росатом»;
корпорация «Роскосмос».
Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.