Реализация имущества банкротов ндс 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация имущества банкротов ндс 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В вопросе, нужно ли банкротам облагать НДС продажу товаров, произведенных в ходе текущей хозяйственной деятельности, до 2021 года полной ясности не было. В конкурсную массу такие товары и не входят и на публичные торги не выставляются, поэтому их отгружали в общем порядке.

ФНС и Минфин неоднократно разъясняли, что при продаже товаров, произведенных в ходе текущей хозяйственной деятельности, НДС не нужен (см. письмо ФНС от 5 июля 2017 г. № СД-4-3/[email protected], письмо Минфина от 21 марта 2017 г. № 03-07-11/16025).

Вместе с тем при продаже банкротами работ и услуг объект обложения НДС «находили» (см. например, письмо Минфина от 21 марта 2017 г. № 03-07-11/16025).

Поэтому Верховный суд в определении от 26 октября 2018 г. № 304-КГ18-4849 решил, что и продажу товаров, изготовленных банкротом в ходе хозяйственной деятельности, надо облагать НДС, так же как и реализацию работ и услуг. Поскольку объекта обложения нет только при реализации на торгах имущества, вошедшего в конкурсную массу.

В результате банкроты начали выставлять счета-фактуры с НДС на товары, реализованные в текущей деятельности, а Минфин был вынужден на это согласиться (письмо от 1 февраля 2019 г. № 03-07-11/5779).

А вот покупатели оказались в непростой ситуации. Они массово теряли вычеты НДС, поскольку ИФНС требовали доказательств, что куплены именно товары, которые банкрот произвел в рамках текущей деятельности, а не имущество из конкурсной массы. Предоставить такие доказательства покупатели, как правило, не могли.

Точку в вопросе поставил КС в Постановлении от 19 декабря 2019 г. № 41-П. Он велел устранить неопределенность. До внесения правок в НК РФ банкроты должны были выставлять счета-фактуры по продажам своей продукции с выделенным суммой НДС, а покупатели были вправе принимать налог к вычету.

С 1 января 2021 года банкроты не должны начислять НДС при реализации любых своих активов. Такую поправку в подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ внес Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ. Освобождение касается не только имущества, отнесенного к конкурсной массе, но и товаров, работ, услуг, которые банкроты реализуют в процессе текущей деятельности.

Таким образом, с 2021 года не облагается НДС продажа (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ):

  • любых товаров и продукции банкрота (как вошедших, так и не вошедших в конкурсную массу);
  • работ и услуг банкрота.

Это значит, что по отгрузкам с 2021 года счета-фактуры с НДС банкрот выставлять не должен (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК). А покупатель не сможет принять налог к вычету, даже если банкрот выставит счет-фактуру с выделенным НДС.

Принятыми поправками законодатель расширил понятие «реализация имущества банкротов», дополнив норму соответствующими расшифровками: теперь к нему кроме конкурсной массы непосредственно относится вся текущая деятельность компании после признания ее несостоятельной – выпущенная продукция, выполненные работы или оказанные услуги. Это означает, что реализация любого имущества банкрота с 01.01.2021 не облагается НДС, т.е. действуют правила:

  • активы продают без оформления СФ, а цена в договоре указывается без учета НДС;
  • продавец восстанавливает НДС, ранее возмещенный по материалам, которые приобретались для производства продукции;
  • приобретатели товаров (работ, услуг) банкрота принять НДС к вычету не могут.

Рассмотрим, как в учете оформляется освобождение операций по реализации активов от НДС при банкротстве в 2021 г.

НДС / 12:10 16 сентября 2020
Выручку компании-банкрота освободят от НДС

НДС / 15:07 21 февраля 2017
Реализация имущества должника, признанного банкротом, НДС не облагается

НДС / 9:52 14 июля 2020
Выручку фактических банкротов освободят от НДС

НДС / 17:15 12 апреля 2017
Реализация услуг компанией-банкротом облагается НДС

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности организаций вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено ТК РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.10.2020 № 1643 будет расширен список операций, где может использоваться ставка НДС 10%:

  • книжная продукция образовательного, а также научного и культурного характера, производимая в электронном виде и распространяемая в сети Интернет;

  • книги, выполненные на дисках и других носителях информации;

  • электронные книги.

Представленные изменения не будут относиться к изданиям, которые имеют рекламный характер. Информационные данные, имеющие рекламный характер не должны превышать в реализуемой продукции отметку в 45%.

Согласно Положению ФЗ от 08.06.2020 № 172-ФЗ компании освобождаются от уплаты НДС при выполнении безвозмездной передачи определенного имущества, применяемого для профилактики, а также диагностики или же лечения COVID-19.

Представленная норма законодательства относится к правоотношениям, которые возникли начиная с 1 января 2020 г. Следует отметить, что действующий ранее налог к вычету не потребуется восстанавливать.

В соответствии с ФЗ от 15.10.2020 № 320-ФЗ для задач, касающихся налогообложения по НДС, не будут признаваться такие операции, которые связаны с реализацией прав на имущество или товары, осуществляемые несостоятельными должниками, то есть банкротами. Эти поправки в законопроект внесены в ст. 146 НК РФ и будут действовать с 1 января 2021 г.

С 2021 г. начинает действовать ФЗ от 15.10.2020 № 320-ФЗ, который указывает на то, что нет необходимости уплачивать НДС с имущества, реализуемого банкротом. Это относится к имуществу по конкурсной массе, а также к товарам, услугам и работам продаваемым банкротом при осуществлении своей деятельности.

С 1 января 2021 г. вступает в силу освобождение от уплаты НДС в отношении ПО, то есть программного обеспечения, которое находится в Едином реестре программ для ЭВМ России и баз информационных данных. Указанная норма прописана в ФЗ от 31.07.2020 № 265-ФЗ.

Не предусмотрено освобождение по уплате НДС при осуществлении процесса реализации прав на применение программ, когда они дают возможность распространять информационные данные рекламного характера. Также остается в силе освобождение по НДС для исключительных прав на определенные изобретения, новинки и другие.

Если программное обеспечение покупается у иностранных продавцов, тогда потребуется платить НДС в полном размере. Чтобы воспользоваться правом на вычет, организации необходимо будет убедиться в том, что иностранный клиент имеет законную регистрацию на территории России и является налогоплательщиком. В документах, платежных ведомостях и соглашениях должны находиться информационные данные об ИНН, КПП и быть выделена определенная сумма НДС, установленная согласно нормам и правил законодательства РФ. Счета-фактуры в данном случае не требуется, информацию следует указать в Книге покупок.

В случаях, когда партнер является гражданином иностранного государства и не стоит на учете в РФ, тогда организация не сможет выступать в качестве законного налогового агента.

Изменены правила обложения НДС с реализации банкротами (с 2021 г.)

В случаях, когда налогоплательщик, выполняющий экспорт, не имеет возможности обосновать использование ставки НДС в 0%, тогда в соответствии со ст. 7, 164 НК РФ, он имеет законное право отказаться от нее. До 1 числа налогового периода потребуется отправить в ФНС письменно составленное заявление. Срок использования налоговых ставок, который предусматривает подобное заявление должен быть не меньше 12 месяцев.

Юрист и общественный деятель Сергей Буторин подтвердил, что поправка благоприятно отразится на деятельности компаний, попавших в сложную финансовую ситуацию и признанных банкротами.
«Несостоятельным налогоплательщикам, признанным банкротами, сложно вести свою деятельность из-за отсутствия свободных финансов. Кроме того, неблагоприятная экономическая ситуация, связанная с коронавирусной инфекцией, еще сильнее угнетает деятельность компаний. Они не смогут выбраться из долговой ямы без посторонней помощи», — уверен спикер. Он подчеркнул, что сейчас государство помогает справиться со сложной ситуацией, предлагая разные виды финансовой поддержки — субсидии, отмену уплаты налогов за 2 квартал, снижение процентов по зарплатным кредитам. Отмена НДС станет дополнительным видом помощи для банкротов и повлияет, таким образом, на их деятельность:

  • снизится налоговая нагрузка на компанию;
  • высвободятся денежные средства для решения текущих вопросов поддержки и ведения деятельности;
  • появится возможность работать с субъектами, применяющими спецрежимы;
  • сохранятся рабочие места для населения.

«Конституционный суд не опровергает неправомерность выставления счета-фактуры с выделенным НДС, – настаивает Федеральная налоговая служба, – но из-за неясности толкования законодательства считает возможным предоставлять право на вычет с учетом ограничений». КС предписал не возмещать НДС, если покупатель и конкурсный управляющий знали, что банкрот не может уплатить этот налог. Когда они об этом знали? Это и разъясняет письмо Федеральной налоговой службы. Судя по практике банкротств, во многих случаях получить вычет будет невозможно. Такой вывод можно сделать из позиции, изложенной в письме ФНС. Оно направлено на защиту интересов бюджета, если должник очевидно не заплатит НДС. Например, когда банкротство используется как способ ухода от налогов.

Как разъяснил КС, отказать в вычете можно, если о невозможности заплатить НДС заведомо знали покупатель и конкурсный управляющий. Как пишет ФНС в своем письме, осведомленность конкурсного управляющего об этих обстоятельствах презюмируется. Ведь все эти данные есть в бухгалтерской или налоговой отчетности, где ставит подпись управляющий, или в документах, которые обязательно составляются в банкротстве. Например, анализ финансового состояния должника, отчет конкурсного управляющего о конкурсном производстве и так далее.

Кроме того, в письме рассказывается, как определить осведомленность покупателя. ФНС предлагает ее презюмировать, если:

  • покупатель – заинтересованное лицо по отношению к должнику, арбитражному управляющему, кредитору по смыслу закона о банкротстве, а также есть другие доказательства взаимозависимости;
  • покупатель получил уведомление от налогового органа об указанных обстоятельствах;
  • есть другие основания полагать, что контрагент знал или должен был знать об этих обстоятельствах.

ФНС предлагает считать осведомленным также бенефициара (выгодоприобретателя) от продолжения заведомо убыточной деятельности. В том числе банк, который пользуется ситуацией, чтобы сохранить стоимость предмета залога.

Конституционный суд поставил ограничения не только для покупателя, но и для самого налогового органа. Он запретил чиновникам отказывать в вычете, если они в банкротстве в качестве уполномоченного органа не принимали меры к тому, чтобы должник прекратил выпуск продукции. ФНС растолковала и этот пункт. Она считает, что, согласно смыслу разъяснений КС, не так важно, удалось ли достичь цели. Достаточно того, что уполномоченный орган принял меры. Кроме того, запрет не действует, если налоговый орган выступает как текущий кредитор.

В письме ФНС ориентирует во всех случаях конкурсного производства принимать меры к тому, чтобы банкрот прекращал текущую хозяйственную деятельность «при отсутствии убедительного обоснования безубыточности».

В конкурсную массу при банкротстве гражданина включается все имущество, которое есть у должника к началу этой стадии, за исключением видов имущества, призванных обеспечить минимальный набор потребностей должника. Во многом данный перечень совпадает с перечнем имущества, на которое нельзя обратить взыскание в рамках исполнительного производства.

Так, не может быть продано единственное не ипотечное жилое помещение (целое или части) и земельные участки под ним; обычные предметы домашнего обихода (к которым не относятся драгоценности и предметы роскоши); профессионально необходимые вещи с ценой до 100 МРОТ; предметы (в том числе транспортные средства), которые требуются по причине наличия инвалидности.

После завершения расчетов по долгам в суд предоставляется отчет управляющего, после чего судом может быть принято определение о завершении банкротства.

По окончании указанных формальностей, физическое лицо признается свободным от оставшихся долгов, но признание его банкротом влечет последствия, предусмотренные законом.

Порядок продажи имущества должен быть предоставлен арбитражным управляющим на утверждение собрания кредиторов не позднее одного месяца со дня окончания инвентаризации (или оценки).

Много судебных споров связано с формированием лотов.

Оспаривают объединение в одном лоте разнородного имущества (оборудования, недвижимости, ценных бумаг, дебиторской задолженности) с целью искусственного ограничения круга участников торгов (Постановление АС Северо-Западного оруна от 11.07.2018 по делу А56-4790/2014).

Оспаривают также величину задатка для участия в торгах.

Верховный суд разъяснил, что задаток должен быть таким, чтобы потенциальные участники боялись потерять его сумму при отказе от заключения договора, но при этом он по закону не может быть более 20% стоимости имущества, чтобы не ограничивать потенциальный круг участников (Определение ВС РФ от 01.07.2016 №305-ЭС16-3457).

Торги по банкротству осуществляются в электронной форме на специализированных электронных площадках.

Торги проводятся в форме аукциона (реже – конкурса, если установлены специальные условия для покупателя предприятия).

Все заявки участников регистрируются на сайте.

Все зарегистрированные заявки рассматривает организатор торгов и формирует электронный протокол о допуске или недопуске участников к торгам.

Организатором торгов выступает сам конкурсный управляющий или специализированная организация.

  • публикуется уведомление о торгах;
  • формируется карточка торгов на специализированной электронной площадке;
  • принимаются заявки;
  • проводится аукцион, конкурс;
  • определяется победитель торгов;
  • возвращаются задатки;
  • заключается договор с победителем.

Вся процедура торгов проходит в электронной форме.

Если в течение 60 минут с начала торгов нет ни одного предложения, то они автоматически признаются несостоявшимися.

Если в течение 30 минут после последнего предложения о цене не поступило более ни одного нового предложения, торги автоматически завершаются.

Если торги по банкротству не состоялись, проводятся повторные. Если и они признаны несостоявшимися, осуществляется продажа имущества путем публичного предложения.

После завершения торгов организатору направляется автоматически сформированный протокол или решение о признании их несостоявшимися. Организатор рассматривает и подписывает полученные документы.

В случае уклонения победителя от подписания договора задаток ему не возвращается, а предложение заключить договор направляется участнику, предложившему вторую по величине цену.

Много споров связано с объемом информации о продаваемом имуществе, содержащемся в опубликованном сообщении о проведении торгов.

Например, в одном деле организаторы написали, что лот состоит из здания и земельного участка, а на самом деле – это было здание и право аренды участка. Суд признал торги недействительными (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.05.2018 по делу А25-840/2013).

Но, если информация достоверная, но неполная, участники всегда могут связаться с организатором торгов и уточнить сведения по телефонам, электронным адресам, опубликованным на электронной площадке.

НДС при банкротстве

В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

Если налогоплательщик, осуществляющий экспортную деятельность, не может обосновать применение нулевой ставки НДС, то в соответствии с 7 ст. 164 НК РФ, он имеет право отказаться от её использования. Для этого до 1 числа налогового периода необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением должен составлять не менее 12 месяцев.

В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.

Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.

Реализация имущества банкротами не облагается НДС с 01.01.2021

Итак, подход компетентных органов понятен. Результатом его является отказ в вычете «входного» НДС по товарам (работам, услугам), используемым для изготовления имущества (продукции, изготовленной в ходе текущей производственной деятельности), реализованной в дальнейшем. «Входной» налог к вычету не принимается, а учитывается в стоимости товаров, работ, услуг.

Причем если НДС уже принят к вычету, его нужно восстановить. На это указывает пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которому суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе объектам ОС и НМА, имущественным правам, подлежат восстановлению в случае их дальнейшего использования для осуществления операций, предусмотренных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в том числе операций по реализации (передаче) товаров, не признаваемых объектом обложения НДС в соответствии п. 2 ст. 146 НК РФ (письма Минфина России от 20.06.2018 № 03-07-11/42118, от 21.12.2017 № 03-07-11/85421, от 20.11.2017 № 03-07-14/76331 и др.).

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе объекты ОС и НМА, имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 146 НК РФ.

При этом налог восстанавливается:

  • по товарам (работам, услугам) – в полной сумме;

  • по основным средствам и нематериальным активам – в сумме, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

К сведению: порядок восстановления НДС, предусмотренного п. 3 – 5 ст. 171.1 НК РФ, с учетом установленного механизма его реализации (расчета доли, исходя из которой определяется сумма налога, подлежащая восстановлению) должен применяться в случае, если налогоплательщик меняет назначение объекта недвижимости и данное имущество начинает использоваться им в дальнейшей деятельности для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом. Поэтому при реализации объекта недвижимости организации-банкрота положения ст. 171.1 НК РФ не применяются (Письмо Минфина России от 31.10.2016 № 03-07-14/63453).

Восстановленные суммы НДС учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Опять спор с Машзаводом. По сути, схожие (с предыдущим) обстоятельства дела. Плюс в деле (проигранном налогоплательщиком) имеется ссылка на правовую позицию, изложенную в Решении ВС РФ от 15.03.2018 № АКПИ17-1162 (см. выше).

Стоит также отметить, что Определением ВС РФ от 28.06.2018 № 309-КГ18-12077 отказано в удовлетворении ходатайства предприятия об отсрочке уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы. Кассационная жалоба на решения первых трех инстанций суда возвращена без рассмотрения по существу.

Но есть одно дело, которое обращает на себя особое внимание – хотя бы потому, что передано на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. Суть его в следующем.

Предприятие, признанное по Решению суда Кемеровской области от 30.06.2015 банкротом, осуществляет реализацию покупателям (юридическим лицам, а также напрямую «физикам») произведенную тепловую энергию – пар и горячую воду.

За II квартал 2016 года предприятие представило декларацию по НДС, согласно которой:

  • исчислен НДС с реализованной тепловой энергии;

  • исчислен «авансовый» НДС с полученных денежных средств;

  • восстановлен НДС;

  • принят к вычету «входной» НДС;

  • принят к вычету «авансовый» НДС, подлежащий вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг).

В итоговой сумме налог к возмещению из бюджета заявлен в размере более 12,5 млн руб.

По результатам «камералки» в возмещении налога было отказано (передача тепловой энергии, указали налоговики, в ходе конкурсного производства по договорам теплоснабжения, изготовленной в процессе хозяйственной деятельности предприятия, не признается объектом обложения НДС в силу пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, значит, «входной» налог к вычету не принимается).

Обратите внимание: по мнению контролеров, пар, горячая вода – это товар, а не коммунальные услуги (как и деятельность предприятия, не относящаяся к оказанию коммунальных услуг, – см. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.07.2017 по указанному делу).

Предприятие сочло решения инспекции незаконными. По его мнению, обозначенной нормой (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ) устранено существовавшее противоречие с п. 4.1 ст. 161 НК РФ, поскольку порядок применения НДС в отношении операций по реализации имущества должника с торгов шел вразрез с положениями Закона о банкротстве (разрешению правовой коллизии, сложившейся между положениями ст. 161 НК РФ и ст. 134 Закона о банкротстве, посвящено Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 № 11 «Об уплате НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом»).

К тому же предприятие полагает, что разделение организаций-банкротов, производящих товары, чья деятельность не подлежит обложению НДС, и организаций-банкротов, оказывающих услуги, чья деятельность попадает под обложение НДС в общем порядке, незаконно. Более того, безоснователен вывод инспекции, что результатом деятельности предприятия является товар.

Надо сказать, что первые две судебные инстанции заняли сторону налогоплательщика. Формулируя свой вывод, они исходили, среди прочего, из нормы пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ.

К сведению: налог подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.

При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями гл. 21 НК РФ необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Но кассация коллег не поддержала: в пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ упоминаются операции реализации, не подлежащие налогообложению, перечень которых установлен ст. 149 НК РФ, а не пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ. Следовательно, приведенные разъяснения (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 33) на рассматриваемую ситуацию не распространяются. То есть вывод судов, что при выставлении во II квартале 2016 года по рассматриваемым операциям счетов-фактур с выделенным НДС общество вправе было применять и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления указанных операций, основан на неправильном толковании норм материального права.

Однако предприятие не сдавалось – оно подало кассационную жалобу в ВС РФ (см. Определение от 14.08.2018 № 304-КГ18-4849). И его аргументы услышали! Перечислим их еще раз:

  • подпункт 15 п. 2 ст. 146 НК РФ подлежит пониманию в узком контексте, то есть только касательно имущества, вошедшего в конкурсную массу;

  • понятие «реализация имущества должника» имеет определенное значение, которое охватывает процедуру, закрепленную ст. 139 Закона о банкротстве, и именно в этом смысле должно применяться в рамках налогового законодательства в силу правила ст. 11 НК РФ;

  • предприятие, являясь теплоснабжающей организацией, осуществляет регулируемый вид деятельности и лишено возможности самостоятельно устанавливать цены на свои товары и услуги (действующий тариф при этом устанавливался с расчетом на то, что реализуемая предприятием продукция подлежит обложению НДС);

  • поскольку предприятие не вправе самостоятельно увеличить продажную стоимость услуг на 18%, начиная с момента введения процедуры конкурсного производства из его оборота будет извлечено 18% дохода. Средства, которые должны быть направлены на погашение кредиторской задолженности второй, третьей и четвертой очереди, будут направляться в бюджет на погашение НДС, то есть задолженности пятой очереди;

    Активы, включенные в конкурсную массу, облагаются НДС (в том числе и недвижимость должника). Предприятие обязано уплатить его до 25 числа месяца, который следует за отчетным периодом.

    «Предприятие-банкрот, являясь подрядчиком, занималось строительством зданий для заказчиков. Часть объектов – самострой. Недвижимость этого типа переходит к заказчику только после признания судом права на самовольную постройку. При этом объектом обложения НДС она становится с момента ее отражения на бухгалтерском балансе в качестве основного средства».

    Следует упомянуть и практику применения права налогового вычета. Формальный подход к НК РФ подразумевает регламентированный срок давности представления документов для получение этой льготы – не более 3 лет. Иногда суд идет навстречу должнику и принимает соответствующие бумаги до окончания реального периода уплаты налога. При этом срок давности может превысить формальный.

    При взыскании земельного сбора и налога на прибыль надзорный орган должен учитывать объем уплаченных организацией авансовых платежей. Они не являются текущими, если завершение отчетного периода по ним наступает до принятия судом ходатайства о признании финансовой несостоятельности организации.

    Суды учитывают и обратную ситуацию. Надзорный орган вправе потребовать уплаты фискального сбора в режиме текущего платежа, определяемого как разница между суммой реального налога и объемом авансовых платежей. Такая ситуация складывается, если отчетный период погашения авансового платежа наступает после принятия судебной инстанцией ходатайства о признании предприятия-должника банкротом.

    Сумма налога может оказаться меньше перечисленного авансового платежа, ранее не учтенного в реестре кредиторских требований. При таких обстоятельствах суд включит фискальную задолженность в реестр. Ее объем не будет превышать сумму реального налога, заявленного к уплате по итогам отчетного года.

    В некоторых случаях требование о перечислении авансового платежа устанавливается судом до завершения налогового периода и итогового расчета суммы фискального сбора.

    Решением суда оно может быть исключено из реестра кредиторских требований по заявлению конкурсного управляющего, должника или по ходатайству иного уполномоченного лица согласно ст. 81 Закона о банкротстве.

    Это возможно, если сумма налога не превышает авансового платежа.

    Решение о доначислении налогов или пеней, вынесенное надзорным органом до момента принятия судебной инстанцией заявления о банкротстве организации, не является основанием считать упомянутые обязательства текущими платежами. Согласно п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве требование по уплате пеней учитывается отдельным пунктом реестра. Оно подлежит удовлетворению только после погашения основной задолженности и начисленных по ней процентов.

    Штрафы могу быть признаны текущими платежами, если правонарушение совершено должником после возбуждения дела о финансовой несостоятельности. При таких обстоятельствах следует учитывать положения ст. 120 и 126 НК РФ. Правонарушение считается совершенным не в момент, когда оно реально состоялось, а по факту его выявления налоговым органом.

    «Судебный пристав добился возбуждения исполнительного производства и назначения штрафа в отношении акционерного общества (АО – банкрота). Арбитражный управляющий от лица АО направил в суд заявление о признании этого постановления незаконным. Если организация признана банкротом, к ней не применимо требование об уплате штрафа в принудительном порядке».

    Читать еще: Объект налогообложения при УСН — какой лучше выбрать?

    Разбирательство дошло до Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. Вердикт высшей инстанции: правонарушение совершено после возбуждения в отношении должника дела о банкротстве – уплата штрафа квалифицирована как текущая. Требование подлежит включению в кредиторский реестр».

    1. Самым простым способом уменьшения размера фискальных платежей является переход организации-банкрота на упрощенную систему налогообложения (УСН).

    На практике конкурсное производство может длиться несколько отчетных периодов. Если руководитель должника успеет в период с 1 октября по 30 ноября подать в ФНС заявление о переходе на УСН, с 1 января следующего года он получит право реализовывать конкурсную массу без НДС.

    2. ФНС рассчитывает обязательные к уплате налоги не с даты регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, а с момента заключения соответствующего договора.

    Организациям-банкротам необходимо провести аудит реализуемой продукции. Своевременная оценка достоверности бухгалтерских данных, как правило, помогает снизить объем налоговых требований.

    Компаниям, связанным с недвижимостью, следует очень внимательно изучить Постановления Конституционного суда РФ (КС РФ) от 2011 и 2012 гг. Регистрация прав собственности на объект занимает около 2 месяцев.

    При этом процедура исчисления и уплаты налогов начинается с момента подписания соответствующего договора.

    Опытный налоговый инспектор может обратить на это внимание, сослаться на решения КС РФ и увеличить сумму фискального сбора.

    3. Перевод активов в криптовалюту не избавляет банкрота от обязанности уплачивать налог на прибыль и НДС. 7 мая 2018 г. 9 Арбитражный апелляционный суд РФ признал криптовалюту имуществом. Инстанция санкционировала доступ арбитражного управляющего к электронному кошельку должника. С этого момента криптовалюта считается активом, подлежащим включению в конкурсную массу.

    4. Не следует пренебрегать правом получения налоговых вычетов.

    Даже старые (сроком давности более 3 лет) бухгалтерские документы, обосновывающие право получения вычета по НДС и уменьшения налога на прибыль, могут помочь снизить фискальную нагрузку на имущество, включенное в конкурсную массу.

    Урегулировать вопросы с ФНС непросто. Так как позиция налоговой обычно подкреплена убедительной доказательной базой. Если у вас есть сложности с налоговой не ждите, когда проблема усугубится, закажите консультацию у экспертов прямо сейчас

    В настоящий момент, согласно подп. 15 п. 2 ст.

    146 НК РФ не признаются объектом в целях налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами). Согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

    Таким образом, если организация – должник признана банкротом, доход от реализации ее имущества НДС не облагается.

    Эта позиция разъяснена Минфином (письмо от 30 сентября 2015 г. N 03-07-14/55736), ФНС (письмо от 17 августа 2016 г. N СД-4-3/[email protected]) и подтверждается судебной практикой.

    По налогу на прибыль организаций налоговым периодом признается календарный год. Отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев.

    Погашение требований кредиторов в данном случае не является расходом, поскольку учетная политика строится на движении товара, а не на движении денег.

    ФЗ «О банкротстве» устанавливает определенные последствия и очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства. В частности, вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

    По иным текущим платежам требования удовлетворяются в пятую очередь. Это касается и обязательных платежей, которые возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

    При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг («Обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

    В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого налог должен быть исчислен и уплачен.

    Окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей.

    Если налоговый орган предъявил требования об уплате налога на прибыль от реализации имущества организации-банкрота в процессе конкурсного производства, оно должно быть удовлетворено в порядке статьи 134 ФЗ «О банкротстве» — вне очереди за счет конкурсной массы.

    Требование не может возникнуть ранее срока, установленного на уплату налога (ст. 69 НК РФ). Но что делать, если организация получила доход от реализации имущества, а арбитражный суд прекратил конкурсное производство и ликвидировал организацию до истечения срока, когда у налогового органа появилось право предъявить требование об уплате налога на прибыль?

    ФНС считает, что при завершении конкурсного производства до истечения налогового периода, конкурсный управляющий должником, заведомо зная о том, что в связи с реализацией имущества возникла обязанность по уплате налога, обязан в соответствии с пунктом 4 статьи 55 НК РФ заблаговременно обратиться в налоговый орган с заявлением об изменении налогового периода. Он должен исчислить и уплатить суммы налога за время со дня начала налогового периода до дня завершения ликвидации, действуя при этом в ущерб интересам других кредиторов.

    Фактически эта позиция поддержана ВС РФ (определение ВС РФ от 12 мая 2017 г. N 305-ЭС17-1599), дело по иску ФНС направлено на новое рассмотрение, первое судебное заседание в арбитражный суд г. Москвы назначено на 31 августа 2017 г.

    Таким образом, если организация, признанная арбитражным судом банкротом, в ходе конкурсного производства реализовала имущество:

    • полученный доход не облагается НДС;
    • налог на прибыль должен быть уплачен вне очереди за счет конкурсной массы, а попытка завершить конкурсное производство до завершения налогового периода, без уплаты налога на прибыль, представляется достаточно рискованной.

    НДС-неопределенность при реализации продукции банкрота устранена

    Минфин России в письме от 20.06.2018 № 03-07-11/42118 в очередной раз разъяснил вопрос о восстановлении НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом.

    Если фирма приняла НДС к вычету, то его нужно восстановить, когда товары (работы, услуги):

    • применяются в производстве продукции, не подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость (перечень товаров, которые не подлежат обложению НДС, дан в статье 149 НК РФ);
    • используются для реализации, местом которой не является территория России;
    • используются для операций, не признаваемых объектом налогообложения (такие операции перечислены в пункте 2 статьи 146 НК РФ).

    НДС восстанавливают в том квартале, в котором перечисленное имущество передано или начинает использоваться для указанных операций.

    Восстановить налог нужно в том размере, в каком он ранее был принят к вычету. Однако данное положение не касается основных средств и нематериальных активов. По этому имуществу вы должны восстановить НДС пропорционально его остаточной стоимости (без учета переоценок).

    Особенность налогообложения НДС при банкротстве в том, что с момента признания должника банкротом начислять налог при продаже его имущества не нужно. А при выполнении им работ и оказании услуг НДС начисляется в обычном порядке.

    Поэтому нужно восстановить принятый к вычету НДС по имуществу, которое вы продаете или используете для производства товаров после признания банкротом.

    Не принимайте к вычету «входной» НДС по имуществу, купленному для перепродажи или для производства товаров с момента банкротства. Учитывайте этот НДС в его стоимости.

    Ведите раздельный учет, если одновременно продаете товары и выполняете работы (оказываете услуги).

    Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2008 № Ф08-6177/2008 указано: «Вопрос о взыскании с предприятия налогов, возникших после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника». Реализуя имущество, арбитражный управляющий начислял НДС на его стоимость, но обязанность по уплате НДС возникала только после удовлетворения требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр.

    В практике банкротств с 1992 г. существуют различные мнения заинтересованных сторон о моменте уплаты налогов, исчисленных в ходе конкурсного производства. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введены специальные правила уплаты налогов в отдельных стадиях банкротства. Правила Налогового кодекса РФ корректируются нормами специального неналогового закона. В то же время осталась неурегулированной проблема взыскания налоговых санкций в период конкурсного производства, судебная практика по которой весьма противоречива.
    В конкурсном производстве исчисление налога и составление налоговой декларации не обусловливают его перечисление в бюджет, поскольку с момента признания организации банкротом исполнение обязательств должника допускается только в порядке, установленном ст. ст. 134 и 142 Закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Налоговые обязательства, возникшие до принятия арбитражным судом решения о признания организации банкротом, подлежат удовлетворению в претензионном порядке согласно реестру требований кредиторов в третью очередь. Налоговые платежи, обязанность по уплате которых возникает после признания организации банкротом и открытия конкурсного производства, погашаются после всех требований 1 — 3-й очередей по реестру. Таким образом, правовое значение при банкротстве имеет дата наступления обязанности по уплате соответствующих сумм налога. Налоговые органы лишаются права взыскивать обязательные платежи в общем, бесспорном порядке и налоговые санкции в судебном. Следует соблюдать очередность взыскания.

    В специальных законах могут устанавливаться исключения из общих правил взимания налогов и привлечения к налоговой ответственности. Нормы налогового законодательства должны применяться с учетом установленных исключений, даже если они содержатся в гражданском законодательстве. При этом налоговое законодательство не изменяется и не дополняется. Изменяются лишь принципы применения отдельных налоговых норм к организации, находящейся в процессе банкротства.

    Согласно абз. 5 п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве только требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в конкурсном производстве, отнесены к текущим платежам. Обязательные платежи (т.е. налоги) в текущие обязательства, погашаемые вне очереди, не включены. Исключением являются единый социальный налог и страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что особо оговорено п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве. Работодатель обязан производить указанные платежи, возложенные на него Налоговым кодексом РФ.

    При перечислении в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных из заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому установленная очередность платежей для должника не распространяется на случаи перечисления в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, который должен быть уплачен по мере выплаты заработной платы работникам. Соответствующие разъяснения даны в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике».

    Налоги, связанные с реализацией конкурсной массы, и имущественные налоги относятся к требованиям, погашаемым после всех долгов по реестру в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве. В их число входят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, плата за загрязнение окружающей среды, а в случае применения организацией-банкротом специальных налоговых режимов — единый налог или единый налог на вмененный доход. Они уплачиваются в бюджет только после удовлетворения требований кредиторов 1 — 3-й очередей, заявленных в установленный срок.

    После признания банкротом у организации существует обязанность исчисления и представления налоговых деклараций в случае возникновения объектов налогообложения. Уплата данных налогов в бюджет производится после погашения всех задолженностей по реестру, что в большинстве случаев нереально на практике. Предприятие потому и признано банкротом, что не может рассчитаться со всеми своими кредиторами. Следовательно, налоги не уплачиваются в бюджет, а только начисляются.

    Законодатель определил момент перечисления налогов, исчисленных в ходе конкурсного производства, в бюджет после выплат кредиторам по реестру и таким образом технически обеспечил права социально незащищенных кредиторов первой и второй очередей. Это было действительно необходимо. В практике банкротств до 2002 г. имели место случаи, когда по причине уплаты текущих налоговых платежей, связанных с продажей имущества, предприятие-банкрот не могло удовлетворить даже требования кредиторов по возмещению вреда жизни и здоровью и по заработной плате.

    В таблице приведены показатели по одному из таких должников. Налоговые платежи, обязанность по уплате которых возникла в конкурсном производстве, были списаны на основании инкассовых поручений налогового органа.

    В связи с недостаточной квалификацией юристов должник не смог выиграть дело по возврату этих средств. В итоге не была погашена задолженность второй очереди по заработной плате при достаточности средств в конкурсной массе.

    Наряду с существованием в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет, установленной статьями 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» урегулированы отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Нормы Закона о банкротстве, регулирующие порядок взыскания недоимок по налогам и сборам с организаций, в отношении которых открыто конкурсное производство, являются специальными по отношению к общим нормам Налогового Кодекса.

    Нередко организации, покупая имущество у организации-банкрота, совершают достаточно выгодные сделки, ибо из-за необходимости быстро продать цена на имущество может быть существенно ниже рыночной. Но, как правило, выиграв в чем-то одном, нужно быть готовым к сложностям в другом.

    Скажем сразу, что все аукционы делятся на две категории: открытые и закрытые. В первом случае участвовать в торгах могут все желающие, при условии соблюдения определенных правил, об основных из них расскажем ниже, а во втором случае имущество заемщика, выставленное на торги, ограничено, поэтому приобрести его могут не все. За 30 дней до начала проведения аукциона информация о нем должна появиться в национальных и региональных печатных изданиях (например, газета «Коммерсант») и во Всероссийском реестре сведений о банкротстве. К тому же в Интернете работает множество порталов, через которые можно покупать имущество на аукционах (торгах) по банкротству, продажа на которых осуществляется по заманчивым скидкам. При этом цена лотов иногда оказывается значительно ниже рыночных. Как только данная информация опубликована, можно заявлять о своем желании участвовать в торгах.

    Обстоятельная статья от юриста.

    В статье анализируются спорные вопросы правоприменения подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Исследуются пороки правового подхода к толкованию судами указанной нормы налогового законодательства и причины длящихся противоречий в правоприменительной практике арбитражных судов в вопросе квалификации перечня имущества должника, реализация которого подлежит обложению НДС.

    Нормативная основа вопроса состоит в том, что подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не признает объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами). Изложенная норма действует с 01.01.2015 г.

    Облагается ли НДС арестованное имущество на торгах?

    В письмах Минфина России от 31.10.2020 № 03-07-14/63453 и ФНС России от 08.11.2020 № СД-4-3/ чиновники рассмотрели вопрос о восстановлении НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом. Подробности — в нашем комментарии.

    В письме от 08.11.2020 № СД-4-3/ налоговики указали, что восстановление сумм НДС производится в том периоде, в котором активы переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для операций, указанных в п.

    2 ст. 170 НК РФ. Такой порядок установлен в абз.

    3 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Исходя из этого, организация, признанная банкротом, должна восстановить суммы ранее принятого к вычету НДС в том налоговом периоде, в котором имущество начало использоваться в операциях, не признаваемых объектом налогообложения по НДС.

    Рекомендуем прочесть: Какие документы нужны уволившемуся пенсионеру для пфр

    А вот в письме от 31.10.2020 № 03-07-14/63453 финансовое ведомство уточнило правила восстановления НДС в случае продажи основных средств организации-банкрота.

    Вот что сообщили финансисты.

    Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-30543

    об>о>

    В частности, вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом. По иным текущим платежам требования удовлетворяются в пятую очередь. Это касается и обязательных платежей, которые возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

    Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016). В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

    Постоянно возникающие в судебной практике вопросы и спорные ситуации относительно налога на добавленную стоимость при продаже имущества банкрота привели к острой необходимости четкого определения порядка уплаты НДС. Высший Арбитражный Суд России установил особые правила для распределения имущества компании-банкрота.

    На сегодня налог на добавленную стоимость при продаже имущества компании-должника уплачивается самим должником и относится к четвертой очереди. Сумма, полученная от продажи имущества, полностью перечисляется компании-кредитору, без учета налогам на добавленную стоимость, а сам налог причисляется к числу долгов компании.

    Оплатить НДС предприятие банкрот должно будет после того, как будут удовлетворены требования всех кредиторов. Покупатель при этом перечисляет полную стоимость компании-должнику или, если проводятся торги, их организатору.

    Принципиальным положением относительно оплаты НДС является тот факт, что если банкрот не является плательщиком НДС, то налог просто не начисляется на это имущество, а не переходит на каких-либо других юридических лиц. То же самое качается и организаций, реализующих не облагаемые НДС по закону виды имущества, или тех, которые имеют специальный режим налогообложения.

    Организации, проводящие конкурсную реализацию имущества банкрота, организующие торги, а также покупатели налоговыми агентами в данной ситуации не становятся.

    Если же организация должна выплатить НДС, то к его оплате приступают после того, как все кредитные задолженности закрыты. Оставшееся у организации имущество реализуется таким же способом, как и использованное для погашения долгов, а полученные средства перечисляются в счет уплаты НДС, в том числе и за эту сделку.

    Очередность по уплате долгов при ликвидации обанкротившегося предприятия предусматривает первоочередные платежи и второстепенные обязательства, а также платежи, которые осуществляются вне очереди


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *