Безналичные расчеты в рф 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безналичные расчеты в рф 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и выше (в том числе сделанные в иностранной валюте, если рублевый эквивалент перевода превышает этот порог);

снятие наличных денег, зачисленных на баланс мобильного телефона, если его сумма 100 000 рублей и более;

ставки в лотерее и других азартных играх на сумму от 600 000 рублей (также в числе контролируемых остается выплата выигрыша по итогам участия в азартных играх на ту же сумму).

Также с 2021 года будут контролироваться расчеты наличными и безналичными деньгами, которые проводятся по сделкам с недвижимостью на сумму не менее 3 млн рублей. Пока же такой контроль обязателен только для сделок по передаче права собственности на недвижимость от 3 млн рублей и выше (купля-продажа, мена и рента).

Иными словами, поправки расширяют перечень контролируемых сделок с недвижимостью: теперь добавляется и аренда, и ипотека, и коммерческий наем жилья и т. д.

Поэтому нужно быть готовым подтвердить легальность происхождения своих средств на покупку недвижимости. Это придется сделать, если Росфинмониторинг установит подозрительный характер сделки. Например:

если цена договора намного ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости;

если по сделке передается крупная сумма наличных денег, которая явно не соответствует социальноэкономическому статусу ее участников (например, человек, не имеющий имущества и доходов, покупает элитное жилье).

Подробный перечень этих признаков представлен в разъяснительном Письме Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты от 4 марта 2019 г. № 2192 / 01-01-40/4546.

Денежные переводы с 10 января 2021 года будут контролироваться. Какие именно?

когда снимаются или зачисляются на счет юридического лица наличные деньги;

когда гражданин покупает иностранную валюту (а вот обычный обмен банкнот с 2021 года исключается из числа подконтрольных операций);

когда открывается банковский вклад в пользу третьего лица и при этом счет пополняется наличными деньгами;

когда гражданин получает выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования.

Безналичные платежи с использованием различных форм расчетов применяются практически во всех сферах предоставления услуг населению, юридическим лицам.

Также безналичный расчет используется для реализации различного рода товаров. Безналичной формой не являются отдельные виды платежей. Сегодня наиболее распространенная форма оплаты безналом – по банковской карте.

Меняются правила приема безналичных платежей

Сегодня на территории Российской Федерации применяется достаточно большое количество различных форма безналичных расчетов. Они бывают по банковским картам, а также иные.

Стоит заранее ознакомиться со следующими вопросами, связанными с расчетами данного типа:

  • классификация видов;
  • основные принципы;
  • необходимые документы;
  • виды, обеспечивающие гарантию платежа;
  • ответственность банков при проведении операций.

На 2021 год основными видами безналичного расчета являются:

  • по платежным поручениям;
  • по аккредитиву;
  • по чекам;
  • по инкассо.

Все обозначенные выше формы безналичного расчета используются как клиентами всевозможных кредитных учреждений, а также подразделений банка РФ, самими банками.

Сам формат осуществления безналичных расчетов выбирается клиентом самостоятельно. Эти данные обязательно должны отражаться в договорах, которые заключаются между клиентом и банком.

Наличный и безналичный расчет в РФ регулируется следующими нормативными актами:

  • гл. 46 Гражданского кодекса РФ;
  • законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ;
  • законом «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ);
  • указанием Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У);
  • положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций …» от 28.01.2018 № 630-П;
  • указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 № 3210-У;
  • указанием ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег…» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У).

1. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

2. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

В целом тем, у кого зарплата белая, волноваться не стоит, а вот получающим её в конверте придётся задуматься, смогут ли они в случае проверки указать источник происхождения средств, отметил Магомедов.

Кроме того, с 2021 года в сферу контроля будут попадать все сделки с недвижимостью с расчётами как в наличной, так и в безналичной форме, если они проводятся на сумму не менее трёх миллионов рублей. Это коснётся не только тех сделок, где происходит передача прав собственности (купля-продажа или мена), но и тех, где права не отчуждаются (например, аренда).

Причём сообщать в Росфинмониторинг о сделках с недвижимостью обязаны будут не только банки, но и нотариусы. Кстати, в фискальных органах утверждена и новая методика контроля, в которой среди прочего отдельно говорится о необходимости внимания к сделкам, где цена, указанная в договоре, явно ниже реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Также у Росфинмониторинга могут возникнуть вопросы, если приобретатель недвижимости выкладывает за неё крупную сумму наличными, не имея при этом декларируемых источников дохода.

Теперь формально по каждому расчёту по сделкам с недвижимостью, если сумма более трёх миллионов рублей, банк будет запрашивать пояснения и документы по договору, копии будут храниться в деле клиента, а в Росфинмониторинг отправится справка о наличии или отсутствии признаков сомнительности сделки. Таким признаком может быть её необычный характер или отсутствие явного экономического смысла договора. Например, если юридическое лицо приобретает за крупную сумму объект недвижимости, никак не связанный с его деятельностью, или если физическое лицо дарит юридическому недвижимость и т.д.

Жесткий контроль наличных и безналичных расчетов ждет россиян с 2021 года

Одно из изменений коснется операций с наличными на сумму свыше 600 тысяч рублей. Снятие такой суммы и выше в банкомате, кассе банка или зачисление ее на счет будет отслеживать Росфинмониторинг. О запрете проведения операций речи нет, но информация о них поступит в надзорное ведомство. Проанализировав сделку, федеральная служба решит, есть ли признаки нарушений и нужно ли передавать информацию в правоохранительные органы.

Эта поправка не повлияет на добросовестных экономических агентов, но может усложнить жизнь тем, кто ведет двойную бухгалтерию, полагают эксперты. Теневикам придется искать новые схемы для обхода регуляторных ограничений и быть готовым к росту издержек. К физлицам, которые не могут доказать законность происхождения полученных доходов, также наверняка возникнут вопросы.

Вторая поправка связана с контролем по сделкам с недвижимостью. Теперь банки будут обязаны отслеживать все расчеты по имущественным сделкам на сумму больше 3 млн рублей. Речь идет о контроле как безналичных расчетов, так и наличных, когда деньги помещаются в банковскую ячейку. Так власти хотят бороться с ситуациями, когда ради экономии на налогах объекты недвижимости по документам продаются за одну сумму, а фактически – за другую, в разы большую.

Новые поправки затронут весь перечень контролируемых сделок с недвижимостью: покупка и продажа, аренда, ипотечные сделки, коммерческий найм недвижимости. Нотариусы, риэлторы и юристы будут обязаны сообщать в Росфинмониторинг о сделке, которая заключена на сумму от 3 млн рублей. При этом гражданам следует быть готовыми подтвердить легальность происхождения средств на покупку недвижимости, если Росфинмониторингу покажется подозрительным характер сделки.

Третье важное изменение ужесточает контроль над денежными переводами по почте и пополнение баланса мобильного телефона на сумму больше 100 тысяч рублей в обоих случаях. Почтовые денежные переводы с учетом доступности операций с банковскими картами сейчас не пользуются большой популярностью. А вот если кто-то отправит на ваш телефон крупную сумму, и вы захотите ее с баланса мобильного вывести, придется отвечать на вопросы оператора связи и контролирующих органов.

Усиление контроля над неиспользованными остатками в качестве аванса за услуги связи и почтовыми переводами – это мера, направленная на противодействие незаконному обналичиванию денежных средств, говорят эксперты. Сейчас во многих случаях такие переводы, а также электронные кошельки используются для реализации незаконных схем и непрозрачных операций, которые нужно скрыть от налогообложения.

Видео 32181

Формы безналичных расчетов 2021

35092

28094

Фото 12004

Фото Видео 10929

Наличные под прицелом: как в 2021 году будут искать серые доходы

  • Наличное денежное обращение в России

Самыми «безналичными» регионами в России в I квартале 2020 года — лидерами по доле безналичного торгового оборота в стране стали Мурманская область, Республика Коми и Республика Карелия. Наиболее развитыми по безналичным торговым платежам городами стали Сыктывкар, Петрозаводск и Аппатиты. Это следует из рейтинга «безналичных» городов и регионов Сбербанка, опубликованного на его сайте 16 апреля 2020 года. [2]

Лаборатория «СберДанные» Сбербанка совместно с оператором фискальных данных «Платформой ОФД» ежеквартально проводит серию исследований, посвященных развитию безналичных платежей в России, основываясь на данных этих двух организаций, а также Банка России.

По итогам I квартала 2020 года авторы исследования выявили пять регионов, где доля безналичных платежей превысила 60%, тогда как в 2019 году такой показатель наблюдался лишь в одном регионе.

Финансовые организации являются наиболее защищенной в плане информационной безопасности экономической сферой. Причины очевидны – риски именно экономических потерь в случае киберинцидентов – прямые и наблюдаемые. В то же время, финансовые организации обладают достаточными бюджетами и мотивацией для качественного развития ИТ- и ИБ-систем. Тем не менее, инциденты ИБ, связанные с нелегитимными транзакциями, в настоящее время распространены и не теряют актуальности. Автором статьи «Основные тренды в сфере защиты банковских платежей» рассматривается, какие именно процессы сейчас находятся в зоне риска, а какие уже достаточно продуманы, и их риски на текущий момент минимизированы. Подробнее здесь.

В России вступили в силу новые правила контроля за операциями с наличными

18 февраля 2020 года Госдума приняла законодательные поправки, которые обяжут малый бизнес принимать к оплате банковские карты или проводить операции через Систему быстрых платежей (СБП) по QR-коду.

Согласно документу, постепенно будет снижаться порог годовой выручки, при которой торговое предприятие должно будет принимать безналичные платежи. К 1 сентября 2020 года порог выручки уменьшится с 40 млн рублей в год до 30 млн рублей, а к 1 января 2021 года — до 20 млн рублей в год.

Безналичные расходы россиян впервые превысили наличные. Это произошло в четвёртом квартале 2019 года, сообщили в Сбербанке 31 января 2020-го на основе информации, собранной внутренним проектом «СберДанные» (инициатива банка по анализу и обработке больших данных).

По оценке аналитиков банка, в октябре-декабре 2019 года доля безналичных расходов составила 50,4%. В 36 российских регионах покупки по карте составили более половины общих расходов, а в крупнейших городах, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, доля безналичного торгового оборота уже преодолела порог 50% по итогам всего 2019 года.

Настоящее Положение на основании части 9 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2019, N 31, ст. 4423), статьи 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2011, N 27, ст. 3873) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 18 сентября 2020 года N ПСД-21) устанавливает критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе Банка России, порядок взаимодействия между Банком России и участниками платежной системы Банка России, порядок осуществления перевода денежных средств в платежной системе Банка России и применяемые формы безналичных расчетов, порядок осуществления платежного клиринга и расчета, регламент функционирования платежной системы Банка России, порядок взаимодействия платежной системы Банка России с другими платежными системами.

1.1. Банк России, являясь оператором услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России и оператором по переводу денежных средств платежной системы Банка России, осуществляет перевод денежных средств в платежной системе Банка России (далее — перевод денежных средств) по счетам участников платежной системы Банка России (далее — участники платежной системы), а также клиентов Банка России, не являющихся участниками платежной системы, предоставляя им операционные услуги, услуги платежного клиринга и расчетные услуги.

1.2. Банк России осуществляет перевод денежных средств участников платежной системы с использованием сервиса срочного перевода, сервиса несрочного перевода и сервиса быстрых платежей.

Сервис срочного перевода предусматривает выполнение процедур приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств (далее — распоряжения), в том числе проверку достаточности денежных средств, незамедлительно по мере поступления распоряжений в Банк России и процедур исполнения распоряжений незамедлительно после успешного завершения процедур приема к исполнению распоряжений.

Сервис несрочного перевода предусматривает выполнение процедур приема к исполнению распоряжений, в том числе проверку достаточности денежных средств, а также процедур исполнения распоряжений не ранее наступления периодов времени, определенных регламентом

функционирования платежной системы Банка России в соответствии с главой 6 настоящего Положения.

Сервис быстрых платежей предусматривает выполнение круглосуточно в режиме реального времени процедур приема к исполнению распоряжений на сумму менее шестисот тысяч рублей незамедлительно по мере поступления распоряжений в операционный центр, платежный клиринговый центр (далее при совместном упоминании — ОПКЦ) другой платежной системы (далее — внешняя платежная система) и процедур исполнения распоряжений Банком России незамедлительно после успешного завершения процедур приема к исполнению распоряжений.

1.3. При осуществлении перевода денежных средств с использованием сервиса срочного перевода и сервиса несрочного перевода операционные услуги, услуги платежного клиринга и расчетные услуги предоставляются Банком России.

При осуществлении перевода денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей операционные услуги, услуги платежного клиринга (за исключением проверки достаточности денежных средств) предоставляются ОПКЦ внешней платежной системы на основании договора о взаимодействии, заключенного между Банком России и оператором внешней платежной системы в соответствии с частью 37 статьи 15 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2020, N 30, ст. 4738) (далее — договор о взаимодействии). Услуги платежного клиринга в части проверки достаточности денежных средств и расчетные услуги предоставляются Банком России.

Предоставление операционных услуг, услуг платежного клиринга и расчетных услуг при переводе денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей осуществляется в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.

1.4. Кредитные организации (их филиалы) обязаны использовать зарегистрированный Банком России знак обслуживания сервиса быстрых платежей при предоставлении своим клиентам услуг по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей, в том числе путем размещения знака обслуживания сервиса быстрых платежей в программном обеспечении, используемом клиентами кредитных организаций (их филиалов) для осуществления операций с использованием сервиса быстрых платежей.

3.1. Взаимодействие между Банком России и участниками платежной системы, не являющимися подразделениями Банка России, в целях осуществления перевода денежных средств обеспечивается посредством предоставления Банком России участникам платежной системы, не являющимся подразделениями Банка России, доступа к услугам по переводу денежных средств по банковским (корреспондентским) счетам (субсчетам), открытым прямым участникам, в том числе с участием ОПКЦ внешней платежной системы.

3.2. Доступ к услугам по переводу денежных средств для прямых участников — клиентов Банка России обеспечивается Банком России с использованием распоряжений, предусмотренных частью 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и направляемых в виде электронных сообщений, предусмотренных частью 24 статьи 3 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — распоряжения в электронном виде), распоряжений на бумажном носителе.

Доступ к услугам по переводу денежных средств для кредитных организаций может обеспечиваться Банком России через их филиалы в соответствии с договором счета, если филиалу кредитной организации открыт корреспондентский субсчет в Банке России.

Доступ к услугам по переводу денежных средств для подразделений Банка России обеспечивается Банком России с использованием распоряжений в электронном виде, на бумажном носителе.

Условиями договора счета, заключенного между Банком России и кредитной организацией (ее филиалом) — прямым участником, определяется один из следующих способов доступа косвенного участника к услугам по переводу денежных средств: непосредственный доступ с использованием распоряжений в электронном виде (далее — непосредственный доступ) либо доступ через прямого участника.

Абзац четвертый пункта 3.2 действует с 01.10.2021 (пункт 8.1.)

3.3. Прямые и косвенные участники имеют доступ к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса срочного перевода и сервиса несрочного перевода.

Прямые участники, являющиеся кредитными организациями (их филиалами), Федеральным казначейством или его территориальными органами, которым предоставлен доступ к услугам по переводу денежных средств с использованием распоряжений в электронном виде, за исключением клиентов полевых учреждений Банка России, имеют возможность доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей (далее — участник СБП).

Для предоставления доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей прямые участники, указанные в абзаце втором настоящего пункта, заключают с ОПКЦ внешней платежной системы договор об оказании операционных услуг, услуг платежного клиринга, предусмотренный частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Клиенты Банка России, не являющиеся участниками платежной системы, имеют доступ к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса срочного перевода при наличии соответствующих условий в договоре счета.

Подразделения Банка России, за исключением полевых учреждений Банка России, осуществляют перевод денежных средств с использованием сервиса срочного перевода (далее — срочный перевод) и перевод денежных средств с использованием сервиса несрочного перевода (далее — несрочный перевод).

Полевые учреждения Банка России осуществляют несрочный перевод. Осуществление срочного перевода полевыми учреждениями Банка России возможно в случае применения платежных поручений, по которым плательщиком или банком плательщика является полевое учреждение Банка России.

3.4. Системно значимые кредитные организации, являющиеся участниками внешней платежной системы, ОПКЦ которой предоставляет операционные услуги, услуги платежного клиринга при переводе денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей, обязаны использовать сервис быстрых платежей для обеспечения возможности осуществления своими клиентами следующих операций:

платежей физических лиц в пользу физических лиц по инициативе плательщика;

4.1. Перевод денежных средств в платежной системе Банка России осуществляется в валюте Российской Федерации.

4.2. Перевод денежных средств осуществляется:

для прямого участника, являющегося кредитной организацией (ее филиалом), — за счет денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации (субсчете ее филиала), с учетом лимита внутридневного кредита и кредита овернайт, если лимит установлен по корреспондентскому счету кредитной организации (субсчету ее филиала), за исключением суммы денежных средств, в отношении которой установлены ограничения по распоряжению денежными средствами на счете в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — арест и другие ограничения);

для прямого участника, являющегося кредитной организацией (ее филиалом), суммы денежных средств на счетах которой объединены в пул ликвидности, — за счет денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации и корреспондентских субсчетах ее филиалов, в том числе на временно сохраняемом корреспондентском счете (субсчете), с учетом лимита внутридневного кредита и кредита овернайт, если лимит установлен по корреспондентскому счету (субсчету) главного участника пула ликвидности, определяемого в соответствии с приложением 6 к настоящему Положению, за исключением сумм арестов или других ограничений на счетах, включенных в пул ликвидности;

для прямого участника, являющегося Федеральным казначейством или его территориальным органом, — за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах Федерального казначейства или его территориального органа соответственно, а в случае объединения денежных средств, находящихся на банковских счетах Федерального казначейства, его территориальных органов, в пул ликвидности — за счет денежных средств, находящихся на таких банковских счетах Федерального казначейства и его территориальных органов;

для иного прямого участника, не являющегося подразделением Банка России, — за счет денежных средств, находящихся на его банковском счете, открытом в Банке России, за исключением сумм арестов или других ограничений на счете;

для косвенного участника, имеющего непосредственный доступ к услугам по переводу денежных средств с использованием распоряжений в электронном виде, — за счет денежных средств, находящихся на открытом в Банке России корреспондентском счете (субсчете) прямого участника, клиентом которого является данный косвенный участник, либо на корреспондентском счете (субсчетах) такого прямого участника, открытых в Банке России, если денежные средства на счетах прямого участника объединены в пул ликвидности, за исключением сумм арестов или других ограничений на корреспондентском счете (субсчетах) прямого участника.

Абзац шестой пункта 4.2 действует с 01.10.2021 (пункт 8.1.)

Требования абзаца четвертого настоящего пункта распространяются на осуществление перевода денежных средств с банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета, открытого территориальному органу Федерального казначейства (далее — единый казначейский счет).

Абзац седьмой пункта 4.2 действует с 01.01.2021 (пункт 8.1.)

Для косвенного участника, имеющего доступ к услугам по переводу денежных средств через прямого участника, перевод денежных средств осуществляется прямым участником в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Абзац восьмой пункта 4.2 действует с 01.10.2021 (пункт 8.1.)

Условия формирования пула ликвидности, перевода денежных средств с использованием пула ликвидности, расформирования пула ликвидности определяются приложением 6 к настоящему Положению.

4.3. В случае поступления от кредитной организации, корреспондентский счет (субсчет филиала) которой планируется закрыть (в том числе при прекращении ее (его) деятельности), или от кредитной организации, к которой произошло присоединение другой кредитной организации, или от вновь созданной кредитной организации в результате слияния, разделения или выделения, осуществляемого одновременно со слиянием или присоединением (далее — кредитная организация — преемник), обращения о временном сохранении корреспондентского счета (субсчета) в подразделение Банка России, обслуживающее подлежащий закрытию корреспондентский счет (субсчет), временное сохранение корреспондентского счета кредитной организации (субсчета ее филиала) в Банке России с его функционированием в ограниченном режиме (далее — счет с ограниченным режимом функционирования) предоставляется в соответствии с приложением 7 к настоящему Положению.

5.1. Платежный клиринг и расчет осуществляются в период времени, в течение которого Банком России выполняются процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) и исполнения распоряжений (далее — операционный день), в порядке, предусмотренном настоящей главой, а в части сервиса быстрых платежей — в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.

5.2. Процедуры удостоверения права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжений в электронном виде, контроля целостности распоряжений в электронном виде, поступивших в Банк России, выполняются в соответствии с пунктом 6 приложения 2 к настоящему Положению.

Структурный контроль, контроль дублирования и контроль значений реквизитов распоряжений в электронном виде, поступивших в Банк России, контроль наличия заранее данного акцепта плательщика осуществляются в соответствии с Альбомом распоряжений и форматами электронных сообщений, предусмотренными Альбомом электронных сообщений (далее — Альбом ЭС).

Процедуры удостоверения права направления электронного сообщения, контроля целостности, структурного контроля, контроля дублирования, контроля значений реквизитов электронных сообщений осуществляются в соответствии с Альбомом ЭС.

5.2.1. В Альбом ЭС включаются перечень и форматы электронных сообщений, а также описание структуры и реквизитов данных сообщений, порядка их формирования, описание защиты электронных сообщений, кодов структурного контроля и контроля значений реквизитов распоряжений, их допустимости и взаимного соответствия при осуществлении обмена электронными сообщениями.

Альбом ЭС используется на всей территории Российской Федерации при осуществлении Банком России обмена электронными сообщениями с участниками обмена.

Альбом ЭС ведется Банком России в электронном виде и размещается на официальном сайте Банка России.

Изменения в Альбом ЭС, в том числе описание изменений с указанием даты ввода их в действие, размещаются на официальном сайте Банка России и вводятся в действие не ранее трех месяцев после дня размещения на официальном сайте Банка России указанных изменений.

5.2.2. Процедуры приема к исполнению распоряжений, поступивших от клиентов Банка России — иностранных банков (иностранных кредитных организаций), выполняются в соответствии с настоящей главой и условиями договора счета.

5.3. Процедуры удостоверения права распоряжения денежными средствами, контроля целостности, структурного контроля и контроля значений реквизитов распоряжений на бумажном носителе выполняются в соответствии с приложением 11 к настоящему Положению.

5.4. Процедуры приема к исполнению распоряжений при использовании сервиса срочного перевода и сервиса несрочного перевода осуществляются в соответствии с настоящей главой с учетом следующего.

5.4.1. Процедуры приема к исполнению распоряжений включают в себя контроль лимитов, определенных подпунктами 5.4.5 и 5.4.6 настоящего пункта, абзацем первым пункта 5.10 и абзацем первым пункта 5.11 настоящего Положения, приложением 10 к настоящему Положению, на соответствие значениям параметров нормативно-справочной информации платежной системы Банка России (далее — контроль лимитов).

Прямые участники — клиенты Банка России при использовании сервиса срочного перевода и сервиса несрочного перевода могут устанавливать лимиты, определенные подпунктами 5.4.5 и 5.4.6 настоящего пункта, абзацем первым пункта 5.10 и абзацем первым пункта 5.11 настоящего Положения, приложением 10 к настоящему Положению, путем направления Банку России в течение операционного дня электронных сообщений, содержащих запрос об установлении, изменении (увеличении, уменьшении) или отмене лимита.

Установление каждого лимита осуществляется на основании запроса в электронном виде прямого участника — клиента Банка России об установлении, изменении (увеличении, уменьшении) или отмене лимита, который может быть направлен в Банк России:

для незамедлительного исполнения;

для исполнения в течение операционного дня, следующего за днем направления запроса;

для исполнения в один из дней, следующих за днем направления запроса, но не позднее десяти календарных дней после дня направления запроса.

Абзац шестой подпункта 5.4.1 пункта 5.4 действует с 01.04.2021 (пункт 8.1.)

В запросах об установлении, изменении (увеличении, уменьшении) или отмене лимитов, направленных в Банк России для исполнения в один из дней, следующих заднем направления запроса, указывается дата, в которую участник обмена просит исполнить запрос (далее — признак даты исполнения запроса).

7.1. Взаимодействие платежной системы Банка России с внешними платежными системами в целях перевода денежных средств участников внешней платежной системы, оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга прямым участникам при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России (в том числе по платежам косвенных участников) осуществляется при наличии договора о взаимодействии.

При заключении договора о взаимодействии оператор внешней платежной системы направляет в Банк России информацию о порядке оказания операционных услуг и услуг платежного клиринга, о форматах применяемых электронных сообщений, а также информацию об осуществлении им деятельности оператора внешней платежной системы в случае его нахождения вне территории Российской Федерации.

7.2. В целях осуществления перевода денежных средств центральный платежный клиринговый контрагент, расчетный центр, действующие по поручению оператора внешней платежной системы, могут являться прямыми участниками, если это предусмотрено договором о взаимодействии.

7.3. Перечень внешних платежных систем, с которыми осуществляется взаимодействие платежной системы Банка России, размещается на официальном сайте Банка России.

7.4. Центральный платежный клиринговый контрагент, платежный клиринговый центр, расчетный центр внешней платежной системы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются уполномоченными составителями требований, если это предусмотрено договором счета или договором о взаимодействии, и наделяются правом направления в Банк России с использованием сервиса срочного перевода распоряжений в электронном виде (платежных поручений, инкассовых поручений, платежных требований, распоряжений в форме реестров клиринговых позиций) для осуществления перевода денежных средств по банковским счетам участников внешней платежной системы, открытым в Банке России, по итогам определения платежных клиринговых позиций во внешней платежной системе, а также по своим банковским счетам, если они открыты в Банке России.

Согласие участников внешней платежной системы на осуществление списания денежных средств с их банковских счетов в Банке России отражается в договорах счета и нормативно-справочной информации платежной системы Банка России.

7.5. Распоряжения, направляемые центральным платежным клиринговым контрагентом, платежным клиринговым центром, расчетным центром внешней платежной системы в форме реестров клиринговых позиций, могут исполняться при выполнении условий, в соответствии с которыми либо все распоряжения исполняются в период времени, указанный в распоряжении в соответствии с договором счета или договором о взаимодействии, либо все распоряжения возвращаются без исполнения, если хотя бы одно из них по окончании указанного периода времени не может быть исполнено. При исполнении указанных распоряжений применяется резервирование сумм денежных средств до окончания внутридневного консолидированного рейса в начале периода урегулирования.

7.6. В состав реестра клиринговых позиций включаются распоряжения, направляемые центральным платежным клиринговым контрагентом, платежным клиринговым центром, расчетным центром внешней платежной системы, на сумму определенных им платежных клиринговых позиций, признак, идентифицирующий внешнюю платежную систему, а также могут включаться признак клиринговой схемы, номер счета результатов платежного клиринга, информация о необходимости использования денежных средств гарантийного фонда.

Работать по безналичному расчету могут как юрлица, так и физлица. При этом чек пробивать не нужно в одном-единственном случае: когда юридические лица и предприниматели рассчитываются между собой, перечисляя деньги с расчетного счета одной компании на счет другой. Для этого вида безналичного расчета кассовый аппарат не требуется. Но на практике дело редко ограничивается исключительно такими операциями.

При остальных видах безналичных расчетов в 2020 уже нужна ККТ:

  • Если товары или услуги для компании покупает и оплачивает подотчетное лицо. Тогда продавец обязан выдать чек — по нему подотчетник потом отчитается перед бухгалтерией.
  • Если компания ведет безналичный расчет с физическими лицами, ККТ нужна, и исключений быть не может. Клиенты-физлица могут платить банковской картой, перечислять деньги через онлайн-банк или вводить реквизиты карты для оплаты на сайте продавца.
  • Даже если клиент перевел деньги по квитанции через операциониста в банке — все равно нужна онлайн-касса.

В самом общем виде эквайринг – это обеспечение покупателям возможности оплачивать товары и услуги при помощи банковской карты. Одновременно с этим под эквайрингом понимается специальная банковская услуга, которая позволяет магазинам и другим торговым объектам принимать оплату при помощи платежных карт. Также иногда эквайрингом называют снятие наличных денег через банкомат. Однако в этом значении данное понятие используется крайне редко. Чаще всего под эквайрингом подразумеваются именно расчеты банковскими картами.

В процессе эквайринга владелец банковской карты, желающий приобрести ту или иную услугу/товар, может их оплатить удобным ему образом: либо через терминал продавца, либо по интернету. Для этого ему необходимо только указать пин-код карты. Далее система сверяет введенный пин-код и отправляет данные карты в процессинговый центр банка, где эта карта была выпущена. Банк проверяет остаток денег на счете владельца карты, после чего списывает необходимую сумму в счет оплаты товара или услуги. Далее списанная сумма за вычетом банковской комиссии перечисляется на расчетный счет продавца.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Продавцы обязаны обеспечить покупателю возможность оплаты товаров и услуг как за наличный, так и безналичный расчет при помощи банковской карты.

2. Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров, работ и услуг при помощи платежных карт распространяется на всех продавцов, выручка которых за предшествующий календарный год превышает 40 млн рублей.

3. Если торговая точка находится в месте, где не предоставляются услуги доступа в интернет, продавец освобождается от обязанности принимать к оплате карты.

4. Продавец освобождается от эквайринга в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором за предшествующий календарный год составила менее 5 млн рублей.

5. Услуга эквайринга для организаций и ИП является платной, банк за нее взимает с них отдельную комиссию. Величина комиссии зависит от вида эквайринга — товарный, интернет или мобильный эквайринг.

6. Необеспечение покупателю возможности оплаты товаров (работ, услуг) платежной картой повлечет наложение штрафов на организации, ИП и должностных лиц.

Для покупателя, ожидающего на кассе свой товар, все вышеуказанные действия занимают несколько секунд. При этом до счета продавца деньги идут заметно дольше. Как правило, с момента оплаты товара картой до момента поступления средств на расчетный счет организации-продавца проходит от одного до нескольких дней. Все зависит от банка, с которым продавец заключил договор эквайринга.

На данный момент условия введения безналичного расчета оговорены в ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей». Безналичный расчет обязателен в том случае, если доход организации за предыдущий год составляет более 40 000 000 рублей.

Но сейчас члены Правительства обсуждают возможность постепенного снижения этого лимита. Сначала планируется снизить показатель годового оборота до 20 млн рубл, а затем сократить его до 5 млн рубл. Последний шаг – полное снятие лимитов. То есть, безналичный расчет должны будут ввести все компании вне зависимости от размера дохода.

Соответствующее заявление сделал Анатолий Аксаков, председатель комитета по финрынку. Предполагается, что постепенное снижение лимитов будет реализовано с 2020 года.

ИП тоже обязаны использовать ККТ при любых безналичных расчетах с физическими лицами и пробивать электронные чеки.

Исключение — только те предприниматели, которым дали отсрочку по онлайн-кассам. До 2021 года чеки могут не пробивать ИП без наемных сотрудников, которые:

  • продают товары собственного производства,
  • выполняют работы,
  • оказывают услуги.

Отсрочка сгорает, как только предприниматель нанимает работника. После заключения трудового договора такой ИП обязан поставить онлайн-кассу в течение 30 дней.

В 2021 году меняются правила приема безналичных платежей

Чтобы сделать возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету, продавец должен получить от покупателя чек и заявление на возврат денег.

По закону продавец при безналичном расчете должен вернуть деньги в течение 10 дней. Если возврат делается за некачественный товар — в течение 14 дней.

При безналичном расчете вернуть покупателю деньги можно только на карту или банковский счет. Наличные из кассы возвращать нельзя.

Процесс эквайринга начинается с заключения организацией/ИП договора с банком, который обязуется зачислять принятую через платежные карты оплату на счет организации/ИП. После заключения договора организации поставляется специальное оборудование (например, POS-терминал), которое используется для приема платежей и перевода средств с карты покупателей на счет продавца.

Также банк обязуется передать организации все необходимое программное обеспечение для работы с терминалами и произвести обучение персонала, который будет работать на этом оборудовании. Кроме того, банк берет на себя техническое сопровождение эквайринга и устранение возможных ошибок/сбоев, случающихся в процессе приема платежей.

Услуга эквайринга для организаций и ИП является платной, банк за нее взимает отдельную комиссию. Причем эту комиссию платят сами организации/предприниматели, а не их клиенты.

Величина комиссии зависит от вида эквайринга. Сейчас принято различать товарный, интернет и мобильный эквайринг. Все они задействуют банковские карты, но конкретный способ перевода денег на счет продавца и используемое при этом техническое оборудование существенным образом отличаются.

1. Комментируемая статья открывает главу, посвященную расчетным правоотношениям. Специфика расчетных отношений состоит в их субъектном составе (в безналичных расчетах обязательными участниками являются кредитные организации), а также в их вспомогательном характере применительно к возмездным сделкам <1>.

———————————
<1> О принципах расчетных отношений см.: Новоселова Л.А. Расчеты (гл. 46) // Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 464 — 465.

В основном ГК РФ определяет особенности безналичных расчетов, наличным расчетам уделено лишь два пункта комментируемой статьи.

Наличные денежные расчеты в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» <1> (далее — Закон о применении контрольно-кассовой техники) представляют собой произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

Только банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Наличные расчеты производятся в соответствии со ст. 140 ГК РФ в рублях с использованием как купюр, так и монет. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр. Исключения из данного правила предусмотрены ст. 2 Закона о применении контрольно-кассовой техники.

Для физических лиц ограничений в наличных расчетах не предусматривается, если это не связано с предпринимательской деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Организация наличного обращения возлагается на Банк России в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <1> (далее — Закон о Банке России). Наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П <2>.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

<2> Вестник Банка России. 1998. N 1.

Для наличных расчетов с участием юридических лиц действуют ограничения. В соответствии с п. 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» <1> расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей.

———————————
<1> Вестник Банка России. 2007. N 39.

Поскольку в п. 1 указания ЦБ РФ N 1843-У используется категория «в рамках одного договора», запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тыс. рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

1. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

3. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее — банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

1. Комментируемая статья открывает главу, посвященную расчетным правоотношениям. Специфика расчетных отношений состоит в их субъектном составе (в безналичных расчетах обязательными участниками являются кредитные организации), а также в их вспомогательном характере применительно к возмездным сделкам .

——————————— О принципах расчетных отношений см.: Новоселова Л.А. Расчеты (гл. 46) // Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 464 — 465.

В основном ГК РФ определяет особенности безналичных расчетов, наличным расчетам уделено лишь два пункта комментируемой статьи.

Наличные денежные расчеты в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении контрольно-кассовой техники) представляют собой произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

——————————— Собрание законодательства РФ. 2003. № 21. Ст. 1957.

Только банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Наличные расчеты производятся в соответствии со ст. 140 ГК РФ в рублях с использованием как купюр, так и монет. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр. Исключения из данного правила предусмотрены ст. 2 Закона о применении контрольно-кассовой техники.

Для физических лиц ограничений в наличных расчетах не предусматривается, если это не связано с предпринимательской деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Организация наличного обращения возлагается на Банк России в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России). Наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П .

——————————— Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

Вестник Банка России. 1998. №

1.

Для наличных расчетов с участием юридических лиц действуют ограничения. В соответствии с п. 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей.

——————————— Вестник Банка России. 2007. № 39.

Поскольку в п. 1 указания ЦБ РФ № 1843-У используется категория «в рамках одного договора», запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тыс. рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Указание не устанавливает каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами (например, один рабочий день), а содержит ограничение по сумме (100 тыс. рублей) в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему.

Статья

15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выражающееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

ЦБ РФ разъяснил, кого затронут новые правила контроля наличных расчетов

Чем регулируется порядок организации наличных и безналичных расчетов в 2018 — 2019 году

Наличный и безналичный расчет в РФ регулируется следующими нормативными актами:

  • гл. 46 Гражданского кодекса РФ;
  • законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ;
  • законом «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ);
  • указанием Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У);
  • положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций …» от 28.01.2018 № 630-П;
  • указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 № 3210-У;
  • указанием ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег…» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У).

ЦБ РФ в указании № 3073-У разъяснил все вопросы относительно наличного расчета на территории РФ. При этом действие документа распространяется на правоотношения, возникшие по вопросам:

  • банковских платежей;
  • таможенных платежей;
  • наличных расчетов между физическими лицами (не ИП).

Законодатель вводит ограничения на использование денежных средств, которые поступили в кассу ИП и организаций. Согласно п. 2 указания № 3073-У их можно использовать при наличном расчете исключительно на следующие цели:

[2]

Обратимся к тексту ст. 34 закона «О контрактной системе в сфере…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), которая определяет цену контракта. В ней не сказано, что расчеты в рамках данных правоотношений в наличной форме запрещены.

Более того, п. 15 ст. 34 предусматривает, что требования о твердой цене и форме заключения соглашения могут не применяться, если речь идет, например, о соглашении с единственным поставщиком. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наличным расчетом с единственным поставщиком можно воспользоваться в 2 случаях:

  1. При заключении контракта, сумма которого не превышает 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
  2. При подписании соглашения, сумма которого не превышает 400 000 руб., для некоторых организаций в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ (например, физкультурно-спортивной).

Во всех остальных случаях наличным расчетом пользоваться не допускается.

Все поступления и выдачи из кассы денежных средств должны оформляться приходными и расходными кассовыми ордерами. При этом допускается хранение в кассе небольших денежных сумм в пределах лимита, размер которого руководитель организации определяет самостоятельно согласно п. 2 указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У). Допускается превышение лимита, например, в период выплаты заработной платы.

Приходный ордер должен быть подписан главным бухгалтером, а расходный — руководителем, главным бухгалтером или иным уполномоченным лицом. Документы должны быть написаны четким почерком или с применением технических средств.

Если при наличном расчете использовалась доверенность, то об этом необходимо указать в расходных документах. Оригинал доверенности остается в кассе предприятия.

Все операции в кассе должны быть записаны в кассовую книгу (п. 4.6 указания № 3210-У), которая прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации. В конце рабочего дня кассир должен подвести итоги проведенных операций и записать, сколько наличных средств осталось в кассе. При этом законодатель допускает ведение книги автоматизированным способом (п. 4.7 указания № 3210-У).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *