Приказ минобр о федеральном перечне учебников на 2021 2021 учебный год утвержденный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ минобр о федеральном перечне учебников на 2021 2021 учебный год утвержденный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 22 ноября 2019 г. N 632

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, СФОРМИРОВАННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2018 Г. N 345

В соответствии с пунктом 25 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 870 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 августа 2016 г., регистрационный N 43111), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 471 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2017 г., регистрационный N 47351), на основании протокола заседания Научно-методического совета по учебникам от 18 сентября 2019 г. N ТС-73/04пр приказываю:

1. Включить в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345, с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 233, учебники согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту государственной политики в сфере оценки качества общего образования (Четвертков А.Е.) в установленном порядке опубликовать настоящий приказ в официальных печатных изданиях Министерства просвещения Российской Федерации и разместить его на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

Приложение
к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации
от 22 ноября 2019 г. N 632

Порядковый номер учебника
Автор/авторский коллектив
Наименование учебника
Класс
Наименование издателя учебника
Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства)

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ

      «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68

      «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 69

      «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 66

      «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Исламской Республике Мавритании»

    Внимание! Новый Федеральный перечень учебников!

    • Постановление Правительства РФ от 05.02.2021 N 116

      «О внесении изменений в приложение N 8(3) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

    • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 04.02.2021)

      «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах»

    • Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2021 N 228-р

      «О внесении изменений в распоряжения Правительства РФ»

    • Информационное письмо об использовании УМК Пёрышкина И.М., Иванова А.И.
    • Информационное письмо по УМК А.Н. Архангельского «Литература»
    • Приказ №254 от 20 мая 2020 г.
    • Учебники ГК Просвещение в ФПУ
    • Презентация «Федеральный перечень учебников. Приказ №254»
    • Письмо по ФПУ от ГК «Издательство «Просвещение»
    • Информационное письмо о предоставлении образовательным организациям доступа к ЭФУ и онлайн-сервисам
    • Информационное письмо Обществознание.
    • Информационное письмо по линии учебников «Математика» Мираковой Т.Н.
    • Информационное письмо по линиям УМК «Рисунок» и «Живопись» для дополнительного образования
    • Письмо по ФПУ от АО «Издательство «Просвещение»
    • Учебники АО «Издательство «Просвещение» в ФПУ по предмету «Обществознание» (информационное письмо)
    • Учебники АО «Издательство «Просвещение» в ФПУ по предмету «Всеобщая история» (информационное письмо)
    • Учебники АО «Издательство «Просвещение» в ФПУ по предмету «География», УМК «Полярная звезда» (информационное письмо)
    • Учебники АО «Издательство «Просвещение» в ФПУ по предмету «Биология» (информационное письмо)
    • Учебники АО «Издательство «Просвещение» в ФПУ по предмету «Технология» (информационное письмо)
    • Системы для начального образования «Издательство «Просвещение» и «БИНОМ. Лаборатория знаний»
    • Информационное письмо по учебникам УМК «Русский родной язык»
    • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями 2017)
    • Приказ № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
    • Приказ № 581 от 20 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
    • Приказ № 535 от 08 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
    • Дополнение к ФП 2017 года
    • Методические рекомендации по пополнению фондов школьной библиотеки
    • Рекомендации о формировании библиотечных фондов образовательных организаций Томской области на 2017/2018 учебный год
    • Методические рекомендации
    • Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. N МД-1634/03 Об использовании учебников в образовательном процессе
    • ФП_14-16_(2016-17 уч.год.)
    • Приказ № 1677 от 29 декабря 2016 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
    • Приказ № 459 от 21 апреля 2016 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования»

    Утверждён федеральный перечень учебников на 5 лет

    • Приказ № 253 от 31.03.2014 г.
    • Письмо в субъекты
    • Заместитель министра
    • Методические рекомендации для образовательных учреждений по выбору учебников, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год». Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.
    • Письмо Министерства образования «Об использовании учебников в образовательном процессе»
    • Приказ от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год». Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.

    • Приказ от 23 декабря 2009 г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4.

    Приказ о федеральном перечне учебников

    Некая «чехарда» со сменой учебной литературы, возникающая на протяжении последних двух десятилетий, начала обретать определенную упорядоченность. Недавно разрешили спешно менять методическую литературу раз в три года. Это было связано с тем, что утвержденный ФГОС уже обрел какую-то целостность, кардинальных модификаций в нем пока делать не планируют, что и позволяет реже менять учебную литературу.

    Декабрьский приказ №345, касающийся регламентации федерального перечня учебников (ФПУ), оказал заметное влияние на количество разрешенных пособий. На тот момент из списка методических пособий было «выкинуто» множество позиций, интересных для родителей и учителей. В частности по какой-то причине были исключены учебники по английскому языку, используемые по всей России в подавляющем большинстве школ. Достойной альтернативы предложено не было. Причем подразумевалось, что численный состав учебных пособий не будет меняться в течение трех лет — с 2018 по 2021 год.

    Если в начальном звене количество школьных предметов невелико, то уже с 5 класса их перечень заметно возрастает. Совокупный рекомендуемый список всех учебников по разным дисциплинам уже переваливает за несколько сотен. Для удобства ознакомления составлены разные таблицы с вариантами учебников по годам обучения.

    5 класс

    Предметы

    Автор/Составители

    Издательство

    Русский язык

    Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др.

    ООО «Русское слово-учебник»

    Русский язык

    Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

    ООО «ДРОФА»

    Русский язык (в 2 )

    Рыбченкова Л.М., Александрова О.М.,
    Глазков А.В. и др.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Литература (в 2 ч)

    Меркин Г.С.

    ООО «Русское слово-учебник»

    Литература (в 2 ч)

    Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Математика (в 2 ч)

    Башмаков М.И.

    ООО «Издательство Астрель»

    Математика (в 2 ч)

    Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.

    ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

    Математика (в 2 ч)

    Виленкин А.Н., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др

    АО «Издательство «Просвещение»

    Математика

    Козлов В.В., Никитин А.А., Белоносов В.С. и др.

    ООО «Русское слово-учебник»

    Биология

    Сивоглазов В.И., Плешаков А.А.

    ООО «ДРОФА»

    Биология. Организмы

    Никишов А.И.

    ООО «ГИЦ ВЛАДОС»

    Естествознание.
    Введение в
    естественные науки

    Введенский Э.Л., Плешаков А.А.

    ООО «Русское слово-учебник»

    Введение в
    естественно-научные предметы

    Пакулова В.М., Иванова Н.В.

    ООО «ДРОФА»

    Информатика

    Босова Л.Л., Босова А.Ю.

    ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

    Информатика

    Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Физическая культура

    Матвеев А.П.

    АО «Издательство «Просвещение»

    ОДНКНР/ОПК

    П. В. Дорофеев, Янушкавичене О.Л.

    ООО «Русское слово-учебник»

    ОДНКНР/ОРКНР

    Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М.

    ООО «Русское слово-учебник»

    ОДНКНР/ОСЭ

    Студеникин М.Т.

    ООО «Русское слово-учебник»

    Изобразительное
    искусство

    Горяева Н.А., Островская О.В.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Музыка

    Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Технология

    Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Всеобщая история.
    История Древнего мира

    Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Всеобщая история.
    Древний мир

    Уколова В.И.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Всеобщая история.
    История Древнего мира

    Никишин В.О., Стрелков А.В.,
    Томашевич О.В., Михайловский Ф.А.

    Учебная литература старшеклассников отличается разнообразием, поэтому для облегчения восприятия таблицы так же разбиты 2 учебных года. При этом не стоит забывать, что новый перечень учебников в полном виде значительно шире — это лишь наиболее востребованные и вероятные школьные книги.

    10 класс

    Предметы

    Автор/Составители

    Издательство

    Русский язык (б/уровень)

    Воителева Т.М.

    ООО «Образовательно-издательский центр «Академия»

    Русский язык (баз/углуб уровни)

    Львова С.И., Львов В.В.

    ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА»

    Литература (б/уровень) (в 2 ч)

    Лебедев Ю.В.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Литература (баз/углуб уровни) (в 2 ч)

    Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Математика:
    Алгебра и НМА/Геометрия
    (баз/углуб уровни)

    Гусев В.А., Рубин А.Г.

    ООО «Баласс»

    Математика: Алгебра, геометрия (баз/углуб уровни)

    Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Математика:
    Алгебра и НМА/Геометрия
    (баз/углуб уровни)

    Смирнова И.М., Смирнов В.А.

    ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА»

    МХК (в 2 ч)

    Рапацкая Л.А., Петрова Т. А.

    ООО «ГИЦ ВЛАДОС»

    Искусство (б/уровень)

    Данилова Г.И.

    ООО «ДРОФА»

    Экология (б/уровень)

    Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.

    ООО «Русское слово-учебник»

    Естествознание (б/уровень)

    Титов С.А., Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

    ООО «ДРОФА»

    Биология (б/уровень)

    Каменский А.А., Касперская Е.К., Сивоглазов В.И.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Биология (баз/углуб уровни)

    Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

    ООО «ДРОФА»

    Химия (б/уровень)

    Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И. и др.

    ООО «ДРОФА»

    Химия (б/уровень)

    Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А.

    ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА»

    Химия (угуровень)

    Пузаков С.А., Машнина Н.В., Попков В.А.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Физика.
    Механика (уг/уровень)

    Мякишев Г.Я., Синяков А.З.

    ООО «ДРОФА»

    Физика (б/уровень)

    Касьянов В.А.

    ООО «ДРОФА»

    Физика (баз/углуб уровни) (в 2 ч)

    Генденштейн Л.Э., Булатова А.А., Корнильев И.Н., Кошкина А.В.

    ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

    Информатика (б/уровень)

    Босова Л.Л., Босова А.Ю.

    ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

    Информатика (баз/углуб уровни)

    Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Обществознание (б/уровень)

    Котова О.А., Лискова Т.Е.

    АО «Издательство «Просвещение»

    Право:
    основы правовой культуры
    (баз/углуб уровни) (в 2 ч)

    Певцова Е.А.

    ООО «Русское слово-учебник»

    География (б/уровень)

    Гладкий Ю.Н., Николина В.В.

    АО «Издательство «Просвещение»

    География
    (уг/уровень)

    Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.

    В сети уже появились высказывания, касающиеся ситуаций «выбора без выбора». По факту условный выбор у преподавателей есть, но в реальности он сильно ограничен, а в ряде случаев просто исключен. В частности мало кто из педагогов захочет начинать вести первый класс школьников по учебнику автора, исключенного из числа разрешенных на 3 и 4 год обучения. Педагоги будут вынуждены работать по полной версии программы, представленной всеми 4 первыми классами или полным средним звеном от другого автора, а не от того, кого хотелось бы.

    Стоит подчеркнуть и некое предметное «неравенство». Если математика, русский язык и литература еще как-то представлены в ассортименте, то по химии или физики обычно не 5-7-8 комплектов учебников от разных издательств, а не больше 2-3. Более того, есть школьные дисциплины, по которым представлено лишь 1-2 УМК — это в прямом смысле полное отсутствие выбора.

    С углубленным изучением любого предмета еще большая беда — по некоторым дисциплинам просто нет полноценных методических пособий, реально обладающих более развернутой информацией. Педагогам приходится дополнительно давать внеучебные знания, чтобы обучение было действительно углубленным. Причем все это лишь верхушка имеющихся недочетов текущего ФПУ.

    Федеральный перечень учебников

    В таблицах приведены линейки УМК по предметам начальной, средней и старшей школы (без так называемой углубленки и инклюзии):

    • Начальная школа (1-4 класс):
    Предмет Авторы учебника Издательство
    Русский язык. Азбука (в 2 частях) Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. АО «Издательство «Просвещение»
    Русский язык (1-4 кл) Букварь (в 2 частях) Журова Л.Е., Евдокимова А.О. ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»
    Русский язык (1-4 кл)

    Букварь (обучение грамоте)

    Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И. ООО «Русское слово-учебник»
    Русский язык (1-4 кл)

    Азбука (в 2 частях)

    Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АО «Издательство «Просвещение»
    Русский язык (1-4 кл)

    Букварь (в 2 частях)

    Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
    Русский язык (1-4 кл)

    Букварь (в 2 частях)

    26 февраля О.Ю. Васильева на заседании президиума РАН отметила, что более трети учебников из официального списка не востребованы! Это прямо говорит о его качестве, провальной экспертизе и недопустимом пренебрежении мнением учителей и родителей. Огромная коррупционная составляющая перечня мешает его главной цели — созданию единого качественного образовательного пространства!

    Основные минусы ФПУ:

    • огромная коррупционная составляющая;
    • не учитывает мнение учителей и родителей;
    • по каким-то предметам очень много вариантов выбора, а по другим 1-2 УМК;
    • неожиданно может быть выброшен привычный автор (например, на этот раз эта участь постигла учебники по русскому языку под ред. В.В. Бабайцевой);
    • нет достойной линейки единых учебников по истории;
    • очень скудный выбор для углубленки;
    • из-за опасений потерять доход авторы пытаются издать практически идентичные УМК в разных издательствах и т.д.

    Но нельзя сказать, что Минпросвещения совсем ничего не делает для улучшения ситуации. Есть и положительная динамика.

    Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

    Каждый год в Российской Федерации создается множество учебников. Однако, не все они соответствуют современным требованиям. Поэтому попасть в список, рекомендованный Министерством просвещения, они не могут. Перед тем, как попасть в руки учителей и учащихся, каждое учебное пособие подвергается строгому контролю. Оно должно соответствовать ФГОС и учитывать возрастные особенности учеников. Немаловажное значение имеет сбалансированное сочетание практической и теоретической части. Каждый учебник должен сочетаться с актуальной программой обучения.

    Новые учебники могут попасть в рекомендованный перечень только после ознакомления и обсуждения экспертами.

    В Министерстве просвещения со всей серьезностью относятся к выбору новых учебников. Они являются важным элементом образовательного процесса. В них теоретический материал должен быть изложен в доступной для учащихся форме. Практические задания должны формировать и закреплять навыки использования полученных знаний в практической деятельности.

    Указ, изданный Министерством просвещения, включает в себя полный список разрешенных к применению учебных пособий. Документ имеет структуру, которая повторятся из года в год. В указе перечислены учебные издания для:

    • начального образования – 1-4 классы;
    • средней школы – 5-9 классы;
    • старшего образования – 10-11 классы.

    В разрешенный перечень включены также учебники для учащихся, имеющих особые потребности. Учебные пособия для школ регионов РФ учитывают этническую специфику разных народностей, населяющих Россию.

    Новый Федеральный список учебников на 2020-2021 год

    В перечне, который рекомендуется для младших классов, представлены авторы, которые помогают педагогам организовать процесс обучения с опорой на книгу. Такой вариант считается наиболее удачным. Учителя могут выбрать единую линейку 1-4 класс. Таким образом, реализуется преемственность, что позволяет ученикам легче адаптироваться на начальных этапах обучения. Учебные издания имеют единую стилистику и понятны для детей младших классов. Учебники имеют хорошо визуализированные смысловые блоки, которые помогают легче закрепить материал.

    Ежегодно библиотекари учебных заведений подают сведения о наличии учебной литературы и о том, каких учебников не хватает.

    Обычно, заказ новых изданий происходит:

    • если увеличилось количество классов;
    • обновились учебные программы;
    • изменились рекомендации учебного ведомства.

    Важно! Во всех школах РФ обеспечение учебниками происходит бесплатно, за исключением карт, атласов и другой дополнительной литературы, которые часто используются в учебном процессе.

    Вопрос о необходимости учебных пособий рассматривается обычно на методическом совете. Решение согласовывается с директором школы. После этого библиотекарем школы формируется заказ.

    Надо отметить, что вся учебная литература 2020-2021 годов имеет электронные копии. Поэтому преподавательский состав и учащиеся могут воспользоваться электронным вариантом учебников.

    Подобная практика в последнее время становится очень популярной. Согласитесь, что намного лучше ученику иметь в портфеле один планшет или электронную книгу, нежели несколько тяжелых печатных изданий.

    Изменения в список учебных пособий происходят каждый год. Ежегодно федеральный документ публикуется до 15 марта. Поэтому в основном в этом месяце происходит согласование закупок новой литературы на ШМО и размещение тендера.

    В списке 2020-2021 год огромных изменений не произошло, за исключением нескольких неприятных моментов для учителей отдельных предметов.

    В перечень учебников вернулась часть методических комплексов, которые ранее были удалены. Это касается английского языка и математики.

    Вернулись в список УМК, не прошедшие допуск ранее, но которые пользуются заслуженной положительной репутацией.

    Директора школ могут особенно не беспокоиться о закупке новой литературы. Библиотекарям также не придется списывать старую литературу и регистрировать в срочном порядке новые учебные пособия. Учителям в новом учебном году не нужно будет в очередной раз менять рабочие программы и тратить время на изучение новых учебников, меняя при этом иногда полностью методику преподавания.

    Изменения в текущую версию федерального документа вносятся каждый год до 15 марта и публикуются на сайте министерства, т.к. школы должны именно в марте согласовывать закупку наименований учебников на ШМО и размещать тендер.

    Существенных тектонических изменений в списке УМК на 2020-2021 учебный год нет, лишь несколько неприятных сюрпризов для некоторых предметников. Это радует директоров школ, которые могут не думать о срочной закупке новых линеек, библиотекарей, которым не надо списывать старые и регистрировать новые книги, и учителей, которым не надо по 33 раза переделывать рабочие программы и изучать совершенно новые учебники, иногда ломая свой подход к преподаванию.

    Предметы Автор/Составители Издательство
    Русский язык Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. ООО «Русское слово-учебник»
    Русский язык Чердаков Д.Н., Дунев А.И., Пугач В.Е. АО «Издательство «Просвещение»
    Литература (в 2 ч) Гулин А.В., Романова А.Н. ООО «Русское слово-учебник»
    Литература (в 2 ч) Малкова Ю.В., Гуйс И.Н., Рыжкова Т.В., Сухих И.Н. ООО «Образовательно-издательский центр «Академия»
    Математика: алгебра и геометрия Козлов В.В., Никитин А.А., Белоносов В.С. и др. ООО «Русское слово-учебник»
    Алгебра Рубин А.Г., Чулков П.В. ООО «Баласс»
    Алгебра (в 3 частях) Петерсон Л.Г., Абраров Д.Л., Чуткова Е.В. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
    Геометрия Берсенев А. В., Сафонова Н. В. АО «Издательство «Просвещение»
    Геометрия Мерзляк А.Г., Поляков В.М.; под ред. Подольского В.Е.
    История России XVI — конец XVII века Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. ООО «ДРОФА»
    История России. XVI-XVII века Пчелов Е.В., Лукин П.В. ООО «Русское слово-учебник»
    Всеобщая история. Новое время Ведюшкин В.А., Бовыкин Д.Ю. АО «Издательство «Просвещение»
    География Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. АО «Издательство «Просвещение»
    География Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. ООО «ДРОФА»
    Обществознание Котова О.А., Лискова Т.Е. АО «Издательство «Просвещение»
    Обществознание Пушкарева Г.В., Судас Л.Г. и др. ООО «Русское слово-учебник»
    Физика Перышкин А.В. ООО «ДРОФА»
    Физика Изергин Э.Т. ООО «Русское слово-учебник»
    Биология Сивоглазов В.И., Сапин М.Р., Каменский А.А. ООО «ДРОФА»
    Биология. Живые организмы. Животные С. В. Суматохин, Д. И. Трайтак ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА»
    Химия. Вводный курс Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. ООО «ДРОФА»
    Технология Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др. АО «Издательство «Просвещение»
    Музыка Сергеева Г.П., Критская Е.Д. АО «Издательство «Просвещение»
    Изобразительное искусство Питерских А.С., Гуров Г.Е. АО «Издательство «Просвещение»
    Информатика Босова Л.Л., Босова А.Ю. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
    Информатика (в 2 ч) Поляков К.Ю., Еремин Е.А. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
    Английский язык Комарова Ю.А., Ларионова И.В. ООО «Русское слово-учебник»
    Английский язык Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. ООО «ДРОФА»
    Немецкий язык Радченко О.А., Хебелер Г. ООО «ДРОФА»
    Французский язык Кулигина А.С., Иохим О.В. АО «Издательство «Просвещение»
    Испанский язык (в 2 ч) Кондрашова Н.А. АО «Издательство «Просвещение»
    Предметы Автор/Составители Издательство
    Русский язык Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. ООО «ДРОФА»
    Русский язык Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. ООО «Русское слово-учебник»
    Литература (в 2 ч) Гулин А.В., Романова А.Н., Фёдоров А.В. ООО «Русское слово-учебник»
    Литература (в 2 ч) Сухих И.Н. ООО «Образовательно-издательский центр «Академия»
    Алгебра Рубин А.Г., Чулков П.В. ООО «Баласс»
    Алгебра Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. и др. АО «Издательство «Просвещение»
    Геометрия Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. АО «Издательство «Просвещение»
    Геометрия Берсенев А. В., Сафонова Н. В. АО «Издательство «Просвещение»
    Биология Сивоглазов В.И., Каменский А.А., Сарычева Н.Ю. и др. АО «Издательство «Просвещение»
    Биология Т. М. Ефимова, А. О. Шубин, Л. Н. Сухорукова ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА»
    Химия Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. АО «Издательство «Просвещение»
    Химия Журин А.А. АО «Издательство «Просвещение»
    Физика Перышкин А.В., Гутник Е.М. ООО «ДРОФА»
    Физика Кабардин О.Ф. АО «Издательство «Просвещение»
    Информатика Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
    Информатика Поляков К.Ю., Еремин Е.А. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
    География Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. АО «Издательство «Просвещение»
    Обществознание Кудина М.В., Чурзина И.В. Под ред. Никонова В.А. ООО «Русское слово-учебник»
    Обществознание Котова О.А., Лискова Т.Е. АО «Издательство «Просвещение»
    Всеобщая история. Новое время Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. АО «Издательство «Просвещение»
    История России. 1801−1914 гг. Соловьёв К.А., Шевырёв А.П./Под ред. Петрова Ю.А. ООО «Русское слово-учебник»
    Английский язык Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. АО «Издательство «Просвещение»
    Немецкий язык Бим И.Л., Садомова Л.В. АО «Издательство «Просвещение»
    Французский язык Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. АО «Издательство «Просвещение»
    Испанский язык (в 2 ч) Кондрашова Н.А., Костылева С.В. АО «Издательство «Просвещение»

    Госпожа Васильева уже не раз высказывалась о том, что без кардинальных мер в плане борьбы с коррупцией будет сложно даже приблизиться к реальному изменению структуры школьного обучения в плане качества. В прошлом году она заявляла о том, что более трети официального перечня учебников просто не используются, но почему-то попадают и сохраняют свое место в ФПУ. При этом множество УМК, востребованные учителями и желанные для родителей выпали из перечня, хотя для сохранения места в нем в методпособиях нужно было внести лишь незначительные изменения, но время на них не было выделено.

    • Новости
    • Колонки
    • Аналитика
    • Интервью
    • Рецензии
    • Видео
    • Образовательная политика
    • Экономика
    • Качество образования
    • Интервести
    • Big data

    Министерство Образования и Науки РФ опубликовало протокол от 29.12.2015 года № НТ-51/08пр о внесении изменений в федеральный перечень учебников:
    2- раздел
    Об учебниках и учебных пособиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Приложение 2.1 и 2.2.

    Списки учебников, рекомендованных к исключению из ФП учебников

    Приложение №3

    Перечень учебников на 2020-2021 учебный год

    Те, кто уже окончил школу, наверняка много слышали об указанной аббревиатуре, хотя кому-то понятие вовсе незнакомое. Расшифровка предполагает образовательный стандарт. Он рассчитан на список требований, оптимальный для общеобразовательных организаций на территории РФ.

    С учетом законного основания, ФГОС, будто прототип закона, соответственно, используется всеми школами, вне зависимости от наличия желания.

    На Западе данная программа не важна, ведь ее никто не понимает. Там вовсе не придерживаются программ, и школьных стандартов. Любое из учреждений на личное усмотрение решает, какой будет программа, добавляя в нее ряд качественных учебников. Более того, там ребята самостоятельно выбирают предметы, которые могут пригодиться в профессии и жизни.

    В принципе, каждый ребенок и подросток в школе акцентирует внимание на личной универсальности. Поэтому пытается своими силами искать информацию, задействовать инновации, стабильно дружить со сверстниками. В итоге, ребята оттачивают толерантность, уважение к Родине, остаются законопослушными гражданами, стараются вести здоровый образ жизни.

    Не считая изучения основных предметов, руководство школы обязательно предусматривает время, чтобы проводить внеурочные мероприятия. Но процесс учебы в полной мере отвечает запросам ФГОС. Перед тем, как будут закуплены учебники, нужно получить подтверждение из Минобразования. Как известно, закупка книг возможна исключительно единожды в пять лет.

    Информация, пропечатанная в книгах, должна быть понятной и доступной для детей всех возрастов. Прекрасно, если имеется аналог в электронном виде. Не считая всего сказанного, книга обязана располагать приличной обложкой, с познавательными нюансами. Конечно, для учеников младшей школы текст печатают крупным шрифтом. Те, кто пока на 1 ступени обучения, получают книги с огромным количеством картинок, чтобы развивать индивидуальное креативное мышление. Уже в старших классах в этом нет смысла, так как человек способен самостоятельно выполнить задание.

    Ознакомиться с актуальной информацией можно, как преподавателям, так и родителям, в частности, на официальном ресурсе. Наверняка каждый не будет спорить с фактом, что стабильно перечень пополняется, меняется, корректируется, поэтому нужно внимательно следить за этим, чтобы не пропустить задания по ЕГЭ. Что это означает? Все предельно просто, ведь ситуация влечет за собой много серьезных изменений, когда пересматривают перечень литературы. Если проанализировать некоторые аспекты школьной системы, то главный акцент делают на технических предметах, а после – на гуманитарном образовании.

    1. Технология — Геронимус Т.М.
    2. Физическая культурa — Лях В.И.
    3. Музыка — Красильникова М.С., Яшмолькина О.Н., Нехaевa О.И.
    4. Окружающий мир (в 2 ч.) — Калинова Г.С., Виноградова Н.С.
    5. Математика (в 2 ч.) — Александрова Э.И.
    6. Изобразительноe искусство — Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М.
    7. Азбука (в 2 ч.) — Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др.
    8. Литературное чтение (в 2 ч.) — Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.
    9. Русский язык — Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О./Под ред. Иванова С.В.

    Действующие приказы Минпросвещения России 2020 и 2021

    1. Технология — Лутцева Е.А.
    2. Физическая культура — Погадаев Г.И.
    3. Окружающий мир (в 2 ч.) — Плешаков А.А.
    4. Математика ( в 2 ч.) — Башмаков М.И., Нефедова М.Г.
    5. Русский язык (в 2 ч.) — Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
    6. Изобразительное искусство — Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
    7. Литературное чтение (в 2 ч.) — Кудрина Г.И., Новлянская З.Н.
    8. Музыка — Яшмолькина О.Н., Красильникова М.С., Нехаева О.И.
    9. Иностранный язык (в 2 ч.) — Афанасьева О.В., Михеева И.В. (англ)/Захарова О.Л., Цойнер К.Р.(нем).
    1. Технология ( в 2 ч.) — Огерчук Л.Ю.
    2. Физическая культура — Матвеев. А.П.
    3. Литературное чтение (в 4 ч.) — Кубасова О.В.
    4. Музыка — Критская Е. Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
    5. Окружающий мир (в 2 ч.) — Самкова В.А., Романова Н.И.
    6. Математика ( в 2 ч.) — Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
    7. Основы РК и СЭ — Амиров Р.Б., Горбачева Т.М., Воскресенский О.В.
    8. Русский язык (в 2 ч.) — Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
    9. Изобразительное искусство — Неменская Л.А./Под ред. Неменского Б.М.
    10. Иностранный язык (в 2 ч.) — Баранова К.М., Копылова В.В., Дули Д. и др. (англ)/Бим И.Л., Рыжова Л.И.(нем).

    Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения прописаны во ФГОС ОВЗ и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.79 п.3):

    Реализация АООП НОО для обучающихся с ЗПР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья.

    С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АООП НОО.

    Нельзя. В Письме МОиН РФ «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 18.08.2016 говорится: «..Обучение умственно отсталых в условиях инклюзии должно быть организовано с использованием только специальных учебников».

    Эти учебники исключены новым приказом:

    2.2.1.1.1.1

    Галунчикова Н.Г.,

    Якубовская Э.В.

    Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) <*> 5 АО «Издательство «Просвещение»
    2.2.1.1.1.2

    Галунчикова Н.Г.,

    Якубовская Э.В.

    Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) <*> 6 АО «Издательство «Просвещение»
    2.2.1.1.1.3

    Галунчикова Н.Г.,

    Якубовская Э.В.

    Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) <*> 7 АО «Издательство «Просвещение»
    2.2.1.1.1.4

    Галунчикова Н.Г.,

    Якубовская Э.В.

    Федеральный перечень учебников на 2020-2021 год

    В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5063), в соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации,

    2019,N 16, ст. 1942), приказываю:

    Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся.

    Исполняющий обязанности Министра
    А.А. КОРНЕЕВ

    Структура федерального перечня учебников на 2017-2018 учебный год, утвержденного Минобрнауки, представляет собой три списка:

    1. Учебники, которые рекомендуются для использования при реализации обязательной части основного образования.
    2. Учебники, которые рекомендуются для использования при реализации дополнительного образования.
    3. Учебники, которые рекомендуются для использования в национальных республиках и других местностях, где необходимо сохранять и сберегать местные этнические и культурные особенности.

    Очевидно, что самый большой список – первый, где перечислены учебники, которые рекомендуются для всех без исключения российских школ для реализации обязательной для всех российских школьников с первого по одиннадцатый классы программы. Второй и третий списки – дополнительные, они способствуют углублению определённых знаний сверх стандартной программы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © Юридический портал, 2021 | Все права защищены