Субсидирование лизинга в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидирование лизинга в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Субсидирование лизинга – это частичное возмещение государством из федерального бюджета затрат, связанных с финансовой арендой производственных активов. Государственными программами предусматривается этот вид содействия бизнесу, особенно его приоритетным направлениям. Юридическим основанием служит Постановление Правительства РФ № 958 от 23.09.16, изменения и дополнения к этому акту и другие нормативные документы.

Лизинг с субсидией от государства означает возможность воспользоваться скидкой на всю сумму платежа. Кроме этого, госпрограмма МПТ подразумевает следующие условия:

  • предмет льготного лизинга – легковые и грузовые автомобили, специальная техника, производственное оборудование и другие основные средства;
  • срок договора – 1–3 года;
  • Величина компенсации не должна превышать 10–12,5% стоимости предмета лизинга и ограничивается предельной суммой, устанавливаемой для каждого случая.

Воспользоваться возможностью субсидирования лизинга в Российской Федерации могут юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Требования к юридическим лицам предъявляются следующие:

  • предприятие действует не менее года;
  • отсутствуют просроченные кредитные обязательства;
  • нет задолженностей по налогам и сборам;
  • компания не находится в состоянии банкротства;
  • фирма не оштрафована в административном порядке;
  • текущая прибыль позволяет оплачивать услугу лизинга;
  • наличие всех необходимых лицензий.

Организация, претендующая на получение субсидии, не может быть иностранной или иметь в уставном капитале более половинной доли, принадлежащей иностранному юридическому лицу. Также учитывается факт регистрации акционеров и бенефициаров в офшорных зонах.

Поддержка российского промышленного производства государством выражается в том, что желающим участвовать в льготной финансовой аренде, Минпромторг предлагает список автомобилей, подпадающих под его условия. При этом помимо отечественных машин, субсидия на лизинг распространяется и на иномарки, если их сборка осуществляется на российских заводах. Пределы скидок – от 10 до 12,5%, но не более определенной суммы в абсолютном денежном выражении.

Развитие лизинговых отношений в легкой промышленности стимулируется Постановлением №2 Правительства РФ, принятым 2 января 2017 года. Реализация положений этого документа поручена Минпромторгу России.

Предприятиям, отвечающим требованиям льготного пользования заемными средствами (в том числе и по лизингу) из госбюджета компенсируется до 70% затрат на уплату процентов (в данном случае лизинговых платежей) в российских и зарубежных денежных единицах (по курсу ЦБ РФ на момент несения издержек).

Критерии предприятий, подпадающих под условия льготного кредитования:

  • Победа в целевом конкурсе, проводящемся дважды в год (или реже).
  • Расчетный рост сбыта продукции в результате реализации субсидируемого проекта (в данном случае приобретения оборудования на условиях лизинга) – свыше 104%.
  • Годовая стоимость произведенной продукции предприятия легпрома – вдвое больше суммы субсидии, указанной в заявке.

Отбор проектов осуществляется на основе списка приоритетных направлений, утвержденного Минпромторгом РФ.

Информация о проведении конкурсов доступна на сайте Министерства промышленности и торговли.

Субсидию не сможет получить предприятие легкой промышленности, допустившее:

  • нарушение сроков погашения ссудных и кредитных задолженностей;
  • пользование овердрафтом;
  • другие формы финансово-кредитной несостоятельности.

Субсидирование лизинга состоит в предоставлении скидок на выплаты по условиям финансовой аренды.

Льготные условия предусмотрены для юридических лиц, приобретающих отечественную технику и оборудование, изготовленное на территории России.

Претендовать на получение лизинговой субсидии может любое предприятие. Преимущества имеют те из них, которые работают в приоритетных хозяйственных направлениях.

  • договором лизинга установлен срок лизинга не менее 12 месяцев (не менее 18 месяцев — для договоров операционного лизинга);
  • авансовый платеж по договору лизинга составляет не менее 10% и не более 50% стоимости транспортного средства;
  • на момент передачи в лизинг транспортное средство не было в собственности какого-либо физического лица и не находилось на регистрационном учете (за исключением случая, если регистрация осуществлена во исполнение договора лизинга с этим лизингополучателем);
  • транспортное средство произведено в году, в котором предоставляется субсидия;
  • наличие электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) или паспорта шасси транспортного средства (ЭПШТС);
  • наличие необходимого количества баллов, подтверждающих производство транспортного средства на территории РФ.
  • Программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» с 1 января 2021 — 29/12/2020
  • Цены на заправках в декабре 2020 года [+видео] — 26/12/2020
  • Что будет с ценами на бензин с 1 января 2021 года? — 23/12/2020
  • Кому нужно проходить техосмотр в 2021 году [список] — 23/12/2020
  • Баллы «Лукойл» в рублях 2021 — 20/12/2020
  • Баллы «Лукойл» в рублях 2020 — 17/03/2020
  • Кому нужно проходить техосмотр в 2021 году [список] — 23/12/2020
  • Цена метана на заправках с 1 июля 2020 года — 01/07/2020
  • Программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль»: изменения с 1 июня 2020 — 01/06/2020
  • Кому нужно проходить техосмотр в 2020 году [список] — 16/04/2020

В конце прошлого года правительство России установило правило так называемой единой лизинговой субсидии — когда напрямую из бюджета компенсируется часть затрат на технику. Предполагалось, что это стимулирует спрос и повысит конкурентоспособность продукции российских предприятий.

Однако затем от единой субсидии правительство решило отказаться. Вместо этого, например, производителям техники, работающей на газе, выдадут напрямую 3,3 млрд рублей. Льготный лизинг останется для любого «колесного транспорта» и «спецтехники и оборудования» — на эти цели бюджет может потратить от 5 до 10 млрд рублей.

Звучит, конечно, хорошо. Но что с этого покупателю?

Возвратный лизинг: удобный способ получить деньги, когда они срочно нужны

  • Размер предоставляемой клиенту субсидии — до 10% от стоимости колесного транспортного средства.
  • Максимальный размер субсидии не более 500 тыс. рублей на одно колесное транспортное средство.

В рамках данной программы господдержки вы можете приобрести серийные автомобили КАМАЗ (бортовые, самосвалы, тягачи), спецтехнику на шасси КАМАЗ, а также автопоезда КАМАЗ (тягач с прицепом)!

Обращаем ваше внимание, что в программе принимают участие все самые современные автомобили КАМАЗ 2021 года выпуска!

Оставьте заявку в отделе продаж компании ТЕХИНКОМ и мы подробно ответим на все ваши вопросы и подберем для вас нужный автомобиль!

Порядок предоставления скидок конечным потребителям грузовой автотехники регулируется следующими нормативными актами:

  • Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 N 2036 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования»
  • Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. N 2252 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2020 г. N 649.»

Возврат к списку

— Правительство России рассматривает лизинг как один из драйверов развития экономики. Учитывая, что в этот сектор вливаются значительные объемы государственных денег, необходимо обеспечить его прозрачность, надежность и устойчивость. Для этого необходимо вывести институт в отдельный сектор, сделать так, чтобы он стал самостоятельным, самодостаточным, необходимо определить его периметр.

Сейчас лизингодателем может стать любое юридическое или физическое лицо. Поэтому Минфин РФ совместно с Банком России разработали поправки в федеральное законодательство, которые касаются главным образом тех игроков лизингового рынка, которые каким-либо образом претендуют на получение субсидий из федеральных и региональных бюджетов, получают государственные деньги себе в капитал, либо пользуются другими государственными льготами. Все они в обязательном порядке получат статус «Лизинговая компания» — официальный юридический статус. Сведения о них будут внесены в специальный государственный реестр.

Это позволит определить периметр рынка. Будет понятен его размер, потому что сейчас официальная статистика по нему отсутствует – компании публикуют данные о своей деятельности на добровольной основе. Сейчас мы не знаем характер лизингового рынка в России. Только после того, как на рынке появится официальный перечень компаний, будет отчетность по международным стандартам (МСФО), будет статистика по отрасли, можно будет сказать, что на самом деле лизинг из себя представляет, куда надо двигаться в плане его развития для обеспечения экономического роста.

— В ходе подготовки законопроекта мы поддерживали тесный контакт с рынком, были открыты для всех замечаний, предложений и ряд из них учли, поэтому сейчас законопроект стал более либеральным, чем во время начальной стадии его проработки.

Например, изначально мы планировали обязать абсолютно все лизинговые компании входить в реестр. Теперь же обязанность по вхождению в реестр и переходу на МСФО планируется возложить только на компании с госучастием или те организации, которые получают от государства субсидии.

Для остальных компаний это будет добровольное решение. Если они хотят, чтобы их контрагенты, клиенты и кредиторы думали о них, как о надежных партнерах, они будут заинтересованы в том, чтобы войти в государственный реестр. В этом смысле какого-то принуждения либо запрета нет. Эти опасения фактически сняты. Это раз.

Второй момент: для тех, кто будет зарегистрирован, появится требование о минимальном капитале. До этого можно было жить с отрицательным капиталом, фактически быть банкротом и продолжать наращивать свою деятельность. После принятия законопроекта это станет невозможно. Поэтому в реестр войдут только надежные компании.

— Лизинг для физлиц – это, как правило, лизинг автомобилей. Есть несколько причин, почему лизинг не так популярен.

Во-первых, клиенту нужно понять стоимость, сравнить его с автокредитом. Он должен быть уверен, что лизингодатель надежен, что он не исчезнет через неделю, а к нему не придут и не заберут автомобиль.

Во-вторых, должна быть решена проблема налогообложения. Автокредит сейчас действительно в некоторых случаях дешевле, чем лизинг, несмотря на то, что лизингодатель может иметь скидки от дилеров, дополнительное сопровождение в виде скидок на бензин, ремонт, обслуживание и так далее.

В-третьих, лизинг ориентирован на юрлиц, так как его использование позволяет им пользоваться налоговыми льготами и субсидиями, для физлиц это не актуально.

— Мы имеем самые приблизительные представления об этом рынке, потому что по нему отсутствует какая бы то ни было государственная статистика. Если считать по базе Росфинмониторинга, то мы имеем примерно три тысячи компаний, но это не означает, что лизинг для них основной вид деятельности, это могут быть и единичные договоры.

Профессиональных игроков, мы полагаем, порядка 300. Объемы рынка определяются на добровольных началах – анкетированием. Судя по анкетированию, лизинговый портфель сейчас примерно составляет 3,5 триллиона рублей. Это выводит лизинговый рынок по уровню кредитных требований на второе место после банковского сектора.

Несмотря на рост рынка, о котором говорит добровольное анкетирование, понять качество этого роста довольно сложно, потому что в секторе отсутствуют международные стандарты финансовой отчетности. Размеры и структуру рынка пока что еще предстоит выяснить.

— Я думаю, что есть несколько уроков, они носят как общий, так и частный характер. Общий характер – это техническое состояние того имущества, которое было передано.

Поэтому первый вопрос – технический аудит, который был далеко не на высоком уровне у многих: компании не могли потом собрать по частям свои самолеты из-за перемешивания компонент разных лизингодателей.

Второй вопрос – финансовый. Были нарушены некоторые правила, которые являются основ риск-менеджмента. В том числе, концентрация на клиента, концентрация на виде деятельности.

Другие выявленные проблемы были связаны со структурой фондирования. Лизинг мог быть рублевый или валютный, а привлечение финансирования под эти сделки могло быть в другой валюте, отличной. Отсюда возникали валютные риски плюс процентные риски. Это все в комплексе говорит о качестве управления и риск-менеджмента.

— Нужно своевременно видеть финансовое положение – для этого вводится отчётность. Мы полагаем, что какие-то элементы разумного управления рисками могут быть введены через институт саморегулирования. Введение саморегулирования на этом рынке позволит в будущем избежать подобных дефолтов и потери денег налогоплательщиков.

— Валюта волатильна, и это отражается на компаниях. Как себя вести в таких непростых условиях небольшим лизинговым компаниям?

— Правила следующие: нужно, чтобы валюты в активе было столько же, сколько и валюты в пассиве. То есть, если у тебя валютный кредит в пассивах, чтобы сбалансировать риски, нужно иметь такой же валютный лизинг на такую же сумму. И желательно, чтобы сроки кредита и лизинга совпадали. Это первый способ. Еще один – не иметь валютных кредитов.

Валютой занимаются в основном крупные федеральные компании, как правило, это лизинг самолетов. Маленькие компании занимаются розницей, МСП, автомобилями разных типов. Поэтому маленьким компаниям лучше не иметь дело с валютными рисками.

Если компания имеет дело с импортными операциями, таким компаниям понадобится иметь валютный буфер. Это все правила финансового менеджмента. Разумное следование им позволит избежать вот таких нехороших историй.

Машина в аренду со скидкой: кому положен льготный лизинг


Уточнен порядок предоставления субсидий АО «Росагролизинг» на возмещение недополученных доходов по договорам лизинга, заключенным на льготных условиях.

Соглашение о предоставлении средств заключается в ГИС «Электронный бюджет». Оно должно содержать в т. ч. требование о согласовании его новых условий или о его расторжении при недостижении согласия по ним в случае уменьшения Минсельхозу ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении.

Для заключения соглашения организация должна подтвердить в т. ч., что ее деятельность не приостановлена и в отношении нее не введена процедура банкротства. Также она обязана представить в Минсельхоз отчет о достижении результата предоставления средств и показателя, необходимого для его достижения, не позднее 20-го рабочего дня, следующего за отчетным годом, по установленной форме.

Сведения о субсидии будут размещаться на едином портале бюджетной системы.

В 2021 году срок и ставка по кредитам в рамках госпрограммы — на усмотрение банка. В постановлении правительства ограничений нет. Раньше кредит давали не более чем на три года, но с 2020 года это условие отменили.

Ставку государство тоже не регулирует. Заемщик получает только скидку, а субсидии на проценты больше нет. У автосалонов бывают договоренности с банками, так что есть шанс взять автокредит по низкой ставке — например не 12, а 5%.

Первоначальный взнос тоже может быть любым, если он подходит заемщику и банку. Например, в качестве взноса могут учесть стоимость предыдущего автомобиля, если он сдается в трейд-ин в том же салоне.

В любом случае первоначальный взнос будет увеличен на сумму скидки — 10 или 25% от конечной стоимости машины. Максимальная сумма скидки составит 375 000 Р: 1 500 000 Р × 25%. Ее банк получит от государства.

При оформлении автокредита автомобиль должен быть в залоге у банка. Это автоматически означает его добровольное страхование: банк не одобрит кредит без страховки.

Если для покупки той же машины взять потребительский кредит, то скидки не будет, зато и каско оформлять не придется. А ставка порой бывает даже ниже, чем по льготной программе.

В любом случае после оформления кредита от каско можно отказаться — на это отводится 14 дней, так называемый период охлаждения. Если с машиной ничего не случилось, страховая компания или банк обязаны вернуть деньги за полис.

Иногда сумма скидки больше или равна стоимости каско. Получится, что хоть реальной экономии и нет, но машина застрахована за счет бюджета — тоже неплохая гарантия.

Если не хотите отказываться от каско, можно вернуть деньги за страхование жизни — период охлаждения тоже составляет две недели.

В условиях программы нет никаких ограничений на досрочное погашение. У банка их тоже быть не может. Полностью погасить кредит можно хоть на следующий день после покупки машины. Иногда работники банков, которые оформляют кредиты прямо в салонах, говорят, что нужно платить проценты хотя бы три месяца. Это лукавство — но вы соглашайтесь. Получайте скидку и гасите кредит через неделю, никто вам не запретит.

Для погашения льготного кредита иногда выгоднее оформить потребительский — без залога и даже по более низкой ставке. Вы берете льготный автокредит под 14%, получаете скидку 10%, оформляете каско. А потом оформляете в другом банке потребительский кредит под 11% и возвращаете деньги за каско. Гасите автокредит с господдержкой, чтобы не переплачивать проценты, — а скидку при этом возвращать не нужно. И машина будет свободна от обременений.

Объем лизинговой поддержки предпринимателей через Минэкономразвития в период с 2017 года по октябрь текущего года составил 6,04 млрд руб.

Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) является оператором лизинговой программы. Проект реализуется через сеть дочерних региональных лизинговых компаний (РЛК) в четырех субъектах РФ: Татарстане, Башкирии, Республике Саха (Якутия) и Ярославской области. Уставный капитал каждой РЛК — 2 млрд руб. (75% — доля Корпорации, 25% — региональных бюджетов). Причем РЛК работают без привязки к свое локации — за время действия программы поддержку получили около 200 лизинговых проектов из 54 субъектов РФ.

Программа от Минэкономразвития предполагает лизинговое финансирование малого и микробизнеса на приобретение промышленного оборудования и оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции по льготным ставкам: 6% годовых — для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Предприниматель должен работать на рынке не менее одного года, иметь хорошую кредитную историю и не иметь долгов по налогам. «За финансированием могут обратиться предприниматели, которые заинтересованы в приобретении оборудования стоимостью от 1 млн до 200 млн руб. сроком до семи лет», — сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.

При этом требования по размеру авансового платежа ниже, чем в коммерческих лизинговых компаниях. Как правило, он составляет 10%, а в случае привлечения поручительства региональной гарантийной организации (РГО действуют во всех субъектах РФ) вообще не требуется. Кроме того, отсутствуют какие-либо комиссии за совершение сделки. «Для субъектов МСП зачастую не столько критичен размер процентной ставки, сколько размер аванса по лизинговой сделке», — комментирует директор Объединенной лизинговой ассоциации Татьяна Позднякова.

Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, на текущий квартал наибольшая доля профинансированных лизинговых проектов в портфеле приходится на машиностроение (17,8%), химическую промышленность (16,3%), пищевую промышленность (14,9%), металлургию (12,7%), текстильную промышленность (5,8%), а также сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство (5,6%). «По статистике количество отказов — минимальное. В основном речь идет о случаях, когда потенциальный пользователь программы невнимательно ознакомился с условиями и требованиями», — предупреждают в ведомстве.

В перспективе планируется расширение географии льготной лизинговой поддержки, в частности, увеличение доли проектов из регионов Дальнего Востока и Северного Кавказа. Также, в случае докапитализации РЛК в рамках нацпроекта по МСП в 2020–2024 годах станет возможным включение в программу субъектов среднего предпринимательства. Активно обсуждается возможность расширения перечня финансируемых видов имущества — например, дополнительно к оборудованию, — для предпринимателей, работающих в туристической индустрии, сообщают представители пресс-службы Минэкономразвития.

На сегодняшний день в реализации данной программы не участвуют коммерческие компании. В корпорации объясняют это тем, что РЛК работают в сегменте лизинга оборудования, где частный бизнес на сегодняшний день не очень активен. РЛК — это структуры с узкой специализацией и компетенцией, которые предлагают предпринимателям возможность заключения сделок с низкими авансами, низкими ставками и длинными сроками. При этом инвестированные однажды средства в капитал РЛК позволяют гарантированно поддерживать реализацию программы на протяжении многих лет, повторно реинвестируя полученные в составе лизинговых платежей деньги в новые лизинговые проекты, говорят операторы программы.

Так, сформированный капитал в размере 8 млрд руб. и плановая докапитализация действующих РЛК в 2020–2024 годах в сумме 9,3 млрд руб. обеспечат оказание лизинговой поддержки предпринимателям по итогам восьми лет (с 2017-го по 2024-й) в размере не менее 29,8 млрд руб. «Подобного мультипликативного эффекта можно добиться только через реализацию механизма возвратного государственного финансирования», — отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.

Кроме того, Минэкономразвития и Корпорация в рамках паспорта нацпроекта по МСП разрабатывают новый механизм субсидирования по договорам лизинга, который может быть запущен уже в следующем году. К работе в числе прочего привлечены профучастники лизингового сообщества, поскольку планируется привлечь в данную программу рыночные лизинговые компании. Оценивать потенциал такого взаимодействия пока сложно, говорит Роман: «Но любая льготная программа — это хорошо, если она будет рабочей».

Возобновлены госпрограммы льготного автокредитования и лизинга

В свою очередь, программа Минпромторга, которая реализуется с мая 2015 года, основана именно на принципе субсидирования льготного лизинга с привлечением частных лизинговых компаний и в целом рассчитана на бизнес разных масштабов. Впрочем, в ее структуре есть отдельные направления, которые подразумевают поддержку и МСП. Названия подпрограмм говорят сами за себя: «Российский тягач» (лизинг магистральных седельных тягачей «КамАЗ»), «Российский фермер» (поддержка сельхозпроизводителей) и «Свое дело» (помощь МСП). Малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на льготный лизинг по всем трем подпрограммам.

Программа предусматривает субсидирование выпадающих доходов лизинговым компаниям (от 10 до 15% цены техники в зависимости от региона передачи), предоставляющим предпринимателям колесную технику, автобусы, строительно-дорожные, коммунальные, лесозаготовительные и снегоболотоходные машины со скидкой 12,5%.

С 2017 по 2018 год Минпромторгом были заключены соглашения о предоставлении субсидий почти с 90 лизинговыми компаниями, сообщают в министерстве. Льготные условия финансовой аренды бизнес может получить непосредственно в этих лизинговых компаниях, в том числе «Европлан», «Сбербанк Лизинг», «Росагролизинг», «ВЭБ-Лизинг» и другие (полный список компаний опубликован на официальном сайте ведомства). Чтобы получить лизинг на льготных условиях, претендент должен выбрать оптимальную модель техники из списка, предусмотренного государственной программой; подать в лизинговую компанию заявление, в котором указано намерение участвовать в программе льготного лизинга; дождаться одобрения сделки и подписать договор. После чего субъект МСП получает выбранное транспортное средство в пользование и оплачивает стоимость предмета лизинга по льготной цене.

В прошлом году в рамках программы было реализовано более 2,6 тыс. единиц техники 73 российских производителей на общую сумму порядка 28 млрд руб. В 2017 году на программу было выделено 13,75 млрд руб., в 2018-м — 6,1 млрд руб., в 2019-м — 4,9 млрд руб. В июле 2018 года программа льготного лизинга была продлена до 2020 года.

Как говорит Татьяна Позднякова, за долгую лизинговую практику в случае с программой Минпромторга государство предложило действительно эффективный механизм поддержки внутреннего спроса за счет удобного потребителям механизма лизинга. Важно, например, что субсидии Минпромторга предлагаются на стадии авансового платежа. Как уточняет Татьяна Позднякова, это предпочтительнее и для субъекта МСП — меньше денег приходится отвлекать из оборота, чтобы заплатить аванс лизинговой компании, и для лизинговой компании (улучшается структура лизинговой сделки). «Механизм, когда субсидия конечному потребителю предоставляется в момент заключения договора, без необходимости возмещать уже понесенные затраты и без необходимости собирать дополнительные справки гораздо доступней, надежней и эффективней», — считает эксперт. В целом, по словам Татьяны Поздняковой, многие программы поддержки, которые разрабатываются на федеральном и региональном уровнях, необходимо оптимизировать — делать их менее запутанными и снижать сопровождающие их высокие издержки. А также повышать информированность бизнеса о возможностях финансовой поддержки, говорит Татьяна Позднякова: «Конечные потребители зачастую не знают о программах для них».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *