Реформа пенсионного возраста с 2021 года последние

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реформа пенсионного возраста с 2021 года последние». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если в 2020 году россияне выходили на пенсию в 55,5 (женщины) и в 60,5 лет (мужчины), то со следующего года это будет происходить на год позже. В 2028 году для женщин пенсионный возраст будет установлен в 60 лет, для мужчин — в 65 лет. Но если человек никак не может найти работу, он сможет выйти на пенсию на два года раньше срока.

«Подтверждение того, что человек не может трудоустроиться, выдает центр занятости», — пояснили в ПФР. К тому же важную роль играет тот факт, что человек не сам уволился с прежнего места работы, а был сокращен или потерял место в связи с ликвидацией организации или предприятия.

При этом страховой стаж оставшегося без работы предпенсионера должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

В 2021 году изменится пенсионный возраст, вырастут пенсии и налоги для богатых

В России с 1 января вводится прогрессивная шкала налогообложения вместо плоской. Это означает, что теперь не абсолютно все граждане будут платить НДФЛ по одной и той же ставке в 13%. Доходы россиян, зарабатывающих больше 5 млн рублей в год (это около 416 тысяч рублей в месяц) будут облагаться по повышенной ставке в 15%.

С предложением повысить НДФЛ для обеспеченных россиян до 15% выступил летом президент Владимир Путин. Тогда же он уточнил, что повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн рублей в год. Мера касается периодических и активных доходов, связанных непосредственно с трудовой деятельностью (включая зарплату и дивиденды). По ставке 13%, как и ранее, будут облагаться средства, вырученные с продажи личного имущества (за исключением ценных бумаг), и выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

С 1 января распорядиться маткапиталом можно быстрее. Вступает в силу закон, согласно которому сокращены сроки рассмотрения обращений граждан.

Так, решение по заявлениям о распоряжении средствами сертификата Пенсионный фонд теперь будет принимать в течение десяти дней, а не целый месяц, как это было раньше. В отдельных случаях сроки могут продлеваться до пятнадцати и двадцати дней, если возникнет необходимость запросить информацию в других ведомствах. В случае принятия Пенсионным фондом положительного решения, деньги он перечислит в течение трех рабочих дней.

С 1 января вступает в силу еще одна часть списка отходов, которые запрещается захоранивать без переработки. Документ был принят правительством еще в 2017 году. Сам список состоит из трех частей: сначала вступили в силу требования, касающиеся металлолома, затем — макулатуры и пластика, теперь пришло время техники и элементов питания.

«На сегодняшний день на сортировочные мощности направляется 20% от всего объема твердых коммунальных отходов, — сказала вице-премьер Виктория Абрамченко, выступая на заседании Госсовета в декабре. — К 2024 году такой показатель составит более 50%, к 2030 году — 100%. На утилизацию к 2024 году будет направлено 12% твердых коммунальных отходов, к 2030 году — 50%». Запланированное увеличение произойдет, в том числе, за счет отправляемой на переработку электроники.

Пенсионный возраст в России с 2021 года

Новые правила охоты, вступающие в силу с 1 января, содержат в себе несколько очень важных изменений. Одно из главных новшеств — разрешение на использования луков и арбалетов. Раньше такое бесшумное оружие было под запретом.

Еще один блок касается правил охоты в темное время суток. С одной стороны, можно будет использовать световые устройства, тепловизоры, приборы ночного видения при охоте на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров. Но при этом самим охотникам надо будет облачиться в одежду со светоотражающими элементами. Это делается для уменьшения вероятности случайного ранения кого-либо из участников охоты.

С 1 января становится обязательной маркировка товаров легкой промышленности. В первую очередь под нее попадает мужская, женская, детская верхняя и спортивная одежда, а также домашний текстиль всех видов. Соответствующие таможенные коды перечислены в распоряжении правительства от 28 апреля 2018 года.

Согласно документу, под маркировку подпадают следующие виды товаров легкой промышленности: предметы одежды, включая рабочую, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

С 2019 года в России начался переходный период касательно возраста выхода на пенсию. Это коснулось получателей страховых и социальных пенсий по старости – то есть, большей части будущих пенсионеров. Сам закон о повышении пенсионного возраста был принят относительно быстро – от первоначальной идеи до вступления в силу новых правил прошло около полугода.

2020-й – уже второй год, когда действовали новые правила выхода на пенсию. Но, по сути, все новые пенсионеры последних 2 лет вышли на пенсию лишь на полгода позже, чем сделали бы это по старому законодательству (то есть, женщины вышли на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, мужчины – в 60 лет и 6 месяцев).

Это стало возможно, потому что еще в 2018 году президент Владимир Путин распорядился включить в законопроект о пенсионной реформе пункт о «льготе» в 6 месяцев для тех, чей возраст выхода на пенсию по старым правилам был бы достигнут в ближайшие 2 года.

Соответственно, в 2021 году на пенсию будут выходить:

  • женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1965 года (в возрасте 56,5 лет, то есть на полтора года позже, чем по старым правилам). Учитывая «льготу», их выход на пенсию приходится на даты между 1 июля и 31 декабря 2021 года – в соответствии с датой рождения;
  • мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – на те же полтора года позже). Дата выхода на пенсию – с 1 июля по 31 декабря 2021 года.

Это пенсионный возраст в «стандартной» ситуации – когда пенсионер не имеет специального стажа, но набирает достаточно страхового стажа и пенсионных баллов.

Кстати, со стажем и пенсионными баллами произойдут очередные изменения – как и каждый год, их для выхода на пенсию будет нужно больше:

  • минимум 12 лет страхового стажа;
  • минимум 21 пенсионный коэффициент (балл).

Если для выхода на пенсию человеку не хватает баллов или стажа (и их дополнительно негде взять), то такому человеку придется ждать еще 5 лет, но и тогда он будет иметь право лишь на социальную пенсию.


Она в 2021 году будет назначаться для таких граждан:

  • женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – плюс полтора года к тому, что было раньше);
  • мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1955 года (в возрасте 66,5 лет – на те же полтора года позже).

Правда, для таких людей есть возможность устроиться на работу и получить необходимый стаж и пенсионные баллы – а при желании даже «докупить» их, вступив в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом.

Чуть позже выйдут на пенсию и государственные служащие – как известно, пенсионный возраст для них начали повышать еще до начала всей реформы.


И в 2021 году они будут выходить на пенсию так:

  • женщины – в 58 лет;
  • мужчины – в 63 года.

С другой стороны, госслужащий может уволиться, без проблем выйти на пенсию по обычным правилам, а затем снова устроиться на работу, сохранив за собой пенсию. А чтобы получать не страховую, а государственную пенсию, госслужащему к этому моменту нужно иметь минимум 17 с половиной лет выслуги на государственной службе.

Вместе с повышением пенсионного возраста для большей части россиян, для некоторых категорий граждан его оставили прежним, или даже ввели новые послабления.

Так, выйти на пенсию по прежним правилам могут такие категории:

  • занятые на работах с вредными условиями труда;
  • занятые на тяжелых работах – в транспорте, горных работах, спасатели, моряки, и т.д.

Остались льготы по досрочному выходу на пенсию и по ряду других профессий – например, врачи, учителя, работникb культуры могут выйти на пенсию, имея стаж в профессии в 25-30 лет. Однако с 2019 года для них вводится отсрочка – то есть, выйти на пенсию по специальному льготному стажу можно не сразу по факту его наличия, а спустя какое-то время.

В 2019-м это было полгода, в 2020-м – полтора года (учитывая «льготу» в 6 месяцев), но те, кто наберет необходимый льготный стаж в 2021 году, смогут выйти на пенсию лишь спустя 3 года. В данном случае неважно, будет ли человек работать в эти 3 года – суть именно в отсрочке.

Особые правила сохраняются для жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – для них возраст выхода на пенсию поэтапно повышается на 5 лет, но все равно он на 5 лет меньше, чем для жителей остальной части России. А если человек какое-то время проработал на Крайнем Севере, его пенсионный возраст снижается на 4 месяца за каждый год работы.

А представители коренных малых народов Севера могут выйти на пенсию по старым правилам – в 50 и 55 лет.

Кроме того, были введены новые основания для досрочного выхода на пенсию:

  • стаж минимум 37 лет для женщин и 42 года для мужчин сокращает пенсионный возраст на 2 года (но даже в переходный период нельзя будет выйти на пенсию раньше, чем в 55/60 лет). При этом в такой стаж не включается учеба, служба в армии и многие другие нестраховые периоды;
  • женщины, воспитавшие 3 и более детей, могут выйти на пенсию раньше. Если детей трое – то на 3 года, если четверо – то на 4 года, а если детей 5 и более – то, как и раньше, в 50 лет. Для выхода на пенсию обязательно нужно иметь минимум 15 лет страхового стажа (а по уходу за детьми можно получить не более 6 лет стажа суммарно);
  • предпенсионеры по-прежнему могут выйти на пенсию на 2 года раньше, если их сократили с работы, а новой работы не нашлось.

Как назначаются пенсии по возрасту в 2021 году

Сейчас данный вопрос является актуальным среди трудящихся пенсионеров, оставшихся обделенными. В данный период времени власти занимаются рассмотрением данного вопроса. С большой долей вероятности индексацию вернут уже в текущем периоде.

Сафонов отмечает, что индексация сейчас может быть проведена только за текущий год. За остальные годы ее могут провести, но только после окончания работы.

Следует помнить, до 2016 г. ежегодная индексация пенсий касалась всех пенсионеров и неважно работающие они или нет. Однако в связи с дефицитом федерального бюджета 2015 г. индексацию накоплений работающим пенсионерам отменили. Они стали получать только небольшую надбавку.

Реформа предполагает, что каждый год после принятия закона возраст граждан, выходящих на пенсию, будет увеличиваться сначала на 6 месяцев, затем на год. Согласно разработанному графику, в 2021 году на пенсию начнут выходить граждане, которым исполнилось 56,5 и 61,5 лет (в зависимости от пола).

Помимо этого, каждый год увеличивается количество баллов, которые нужно накопить в течение трудовой деятельности, чтобы получить право на заслуженный оплачиваемый отдых, а также растет минимально необходимый трудовой стаж.

Год рождения Условия, которые необходимо соблюсти Дата выхода на пенсию
Возраст Пенсионные баллы Трудовой стаж
1960 (Первое полугодие) 61,5 21 12 2021 год (2 полугодие)
1960 (Второе полугодие 61,5 23,4 13 2022 год (1 полугодие)

Граждане, которые надеялись на возврат пенсионного возраста, должны забыть о подобной перспективе: пересмотра не будет, Россия вступила на путь реформирования системы окончательно и бесповоротно. Остается только узнавать последние новости о событиях и пытаться найти плюсы, которые все же имеются наряду с явными минусами.

Плюсы реформы касаются государства в целом: новая система позволит уменьшить давление на бюджет, снизит государственные расходы, поможет перекинуть освободившиеся средства на другие сферы. Обещается также, что размеры пенсий после нововведения возрастут.

Минусы реформы связаны с низкой продолжительностью жизни россиян, ухудшением состояния здоровья уже после 50-ти лет. Граждан преклонного возраста стараются не брать на работу. Но самое серьезное – то, что по всем статистическим данным, большинство граждан не доживают до возраста, на котором правительство желает установить минимальную планку выхода на пенсию.

Пенсионный возраст в России в 2021 году увеличится всего на 1,5 года в сравнении с прежними стандартами. Это не так уж и много, если учесть, что в обозримом будущем уходить на заслуженный отдых будут гораздо позже.

Пенсионная реформа в 2021 году — последние новости

Два обязательных условия для получения государственных ежемесячных пенсионных выплат – трудовой стаж и минимальное количество специальных баллов. Понятие пенсионных баллов (пенсионного коэффициента) появилось после внедрения пенсионной реформы в 2015 году.

Соответственно, накопление баллов стало возможным только после 2015 года. Минимальное их количество для выхода на заслуженный отдых составляло 6,6. Затем ежегодно к этой цифре стали прибавлять по 2,4 балла. Так, к 2020 году минимальное значение баллов составило 18,6. Без этого количества получение государственной пенсии невозможно.

Законодательством установлены четкие требования. Многие люди, находящиеся в предпенсионном возрасте, переживают, что по ряду причин одно или несколько условий выхода на пенсию могут быть ими не выполнены. Как поступить в таком случае?

Если у гражданина РФ нет минимального значения трудового сажа, но есть официальное место работы, он продолжает свою деятельность на этого работодателя до момента выработки минимального значения стажа или назначения государством социальной ежемесячной пенсии. Она положена любому гражданину Российской Федерации при достижении им возраста 65 лет (если это женщина) и 70 лет (если это мужчина).

Для отдельных категорий граждан предусмотрены индивидуальные сроки выхода на пенсию:

  1. Медицинские работники. Их пенсия зависит не от его календарного срока, а от выслуги лет, то есть непрерывного медицинского стажа. Для врачей, фельдшеров и медицинских сестер, работающих в сельской местности, этот срок составляет 30 лет, для работников городов – 35 лет.
  2. Воспитатели и учителя. К 2023 году их стаж работы должен составить 30 лет.
  3. Работники сферы культуры – актеры театра и кино, худруки и все, кто с этим связан, также могут уйти на пенсию по выслуге лет.
  4. Государственные служащие. Эту категорию граждан не обошла стороной пенсионная реформа, а изменения начались в 2017 году. Мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет (с 2028 года). Для женщин реформа затянется до 2034 года, а пенсионный возраст увеличится до 63 лет.
  5. Лица, работающие на важных субъектах, расположенных на севере страны. Такая работа считается тяжелым физическим трудом в сложных условиях. Это диктует другие сроки выхода на пенсию. С 2021 года мужчины будут уходить в 60, а женщины – в 55 лет. А вот местных жителей, работающих на промысловых предприятиях, ни одно из нововведений не коснется, и сроки выхода на заслуженный отдых останутся прежними – 45 лет у женщин и 50 у мужчин.
  6. Многодетные матери. При наличии в трудовой книжке записи о 15 годах стажа мать, воспитывающая троих и более детей, имеет право выйти на пенсию на три года раньше установленного пенсионной реформой срока.

И еще одна категория – люди предпенсионного возраста, не имеющие возможности выхода на работу. Они могут стать пенсионерами на 2 года раньше.

С 2021 года произойдет полный переход на электронные трудовые книжки (ЭТК). Новым работникам больше не будут выдавать их бумажные аналоги. При желании можно в заявлении попросить работодателя оставить трудовую в привычном виде, тогда ее будут вести наравне с электронной.

Если же перейти на ЭТК, в нее будут вноситься только записи, начиная с 2020 года. Но если бумажная версия вдруг потеряется, придется доказывать свой стаж, тратя время и силы на сбор справок.

Поэтому с 2021 года можно будет перенести в электронную трудовую книжку все записи, а не только с января 2020-го. Для этого нужно направить заявление в Пенсионный фонд. Соответствующие изменения в закон обещают внести до конца года. Информацию о своем трудовом стаже можно будет в дальнейшем получить и на портале «Госуслуги».

Вместе с повышением пенсионного возраста для большей части россиян, для некоторых категорий граждан его оставили прежним, или даже ввели новые послабления.

Так, выйти на пенсию по прежним правилам могут такие категории:

  • занятые на работах с вредными условиями труда;
  • занятые на тяжелых работах – в транспорте, горных работах, спасатели, моряки, и т.д.

Переходный период по увеличению пенсионного возраста продолжается. И, учитывая, сколько новых нюансов появилось при определении возраста выхода на пенсию, теперь не так-то просто стало ответить на вопрос читателей: «А когда уже можно подавать заявление в ПФР?».

До тех пор, пока переходный период не будет окончательно завершен, с наступлением каждого очередного года правила выхода на пенсию будут меняться.

Поэтому предлагаем еще раз внимательно изучить рассмотренную в данной статье тему, какой возраст выхода на пенсию в 2021 году по новому закону в России, кто выходит на пенсию с 1 января 2021 года на страховую, льготную, северную, по выслуге лет и другие виды пенсий.

Напоминаем, что согласно утвержденному плану поэтапного повышения пенсионного возраста, в 2021 году подходит очередь для выхода на пенсию:

  • женщинам, рожденным в 1-м полугодии 1965 года,
  • и мужчинам, рожденным в 1-м полугодии 1960 года.

У них по графику пенсионный возраст наступает в 56,5 лет и в 61,5 год соответственно. Подавать заявление в ПФР о назначении пенсии можно уже за месяц до наступления этого возраста.

Но есть важное условие: для назначения страховой пенсии по старости в 2021 году требуется подтвердить не менее 12 лет стажа и иметь на лицевом счете не менее 21 пенсионного балла.

В противном случае в назначении пенсии будет отказано.

А вот перейти на пенсию супруга в 2021 году (это касается пережившего супруга, у которого пенсия была намного ниже) можно будет только женщинам не моложе 1964 г.р. и мужчинам не моложе 1959 г.р.

  • Дело в том, что возраст для перехода на пенсию по случаю потери кормильца в 2020 году повышается на 2 года, а в 2021 году — на 3 года.
  • Поэтому граждане из следующей возрастной группы (женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.) смогут перейти на пенсию супруга не раньше 2022 года, по достижении 57 и 62 лет соответственно.
  • Исключение составляют только супруги военнослужащих и приравненных к ним по статусу сотрудников правоохранительных органов. Для них возраст перехода на ведомственную пенсию по потере кормильца остался прежним (55 и 60 лет — для женщин и мужчин соответственно).

Это были все подробности выхода на пенсию в 2021-ом году. Поэтапная реформа продолжается, и возрастные показатели постепенно увеличиваются. Зная условия выхода на отдых, можно строить дальнейшие планы на будущее.

В соответствии с новой пенсионной реформой женщины смогут выходить на пенсию в 63 года, а мужчины в 65 лет. Это позволит улучшить финансовое положение пожилых людей, поскольку ежегодно размер индексации будет увеличиваться в 2 раза. Конечно, если экономика государства будет показывать стабильный рост. Премьер-министр заявил, что только 25% россиян уходят на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, а остальные продолжают работать.

В соответствии с предложением Кабинета министров в 2021 году должны были выходить на пенсию женщины 1964 года рождения и мужчины 1959 года рождения. Однако Владимир Путин не утвердил нововведения в таком виде. Он внес предложение, по изменению возрастных рамок для будущих пенсионеров, которое было учтено Кабмином. В пенсионную реформу внесли правки — теперь в 2021 году должны выходить на пенсию женщины, рожденные с 1 января по 30 июня 1965 года, и мужчины, которые появились на свет с 1 января по 30 июня 1960 года.

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

11 изменений в пенсионной системе в 2021 году

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

  1. Еще немного повысится пенсионный возраст, требования к стажу и накопленным баллам
  2. В 2021 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат
  3. Граждане теперь могут пожаловаться финомбудсмену на НПФ
  4. Граждан оградили от пенсионных агентов
  5. НПФ будут обязаны раскрыть состав своих портфелей по эмитентам
  6. НПФ будут инвестировать добровольные пенсионные сбережения россиян по новым правилам
  7. В России изменился срок дожития
  8. Для пенсионеров по-новому рассчитывают прожиточный минимум

Условия для назначения пенсии по старости регламентирует ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года. В принципе, закон в связи с реформой не поменялся. Подлежат лишь корректировке существующие сейчас нормативы.

Для получения страховой пенсии нужно выполнить ряд условий:

  • необходимо достичь пенсионного возраста;
  • нужно иметь необходимый страховой стаж;
  • необходимо заработать предусмотренное число пенсионных баллов.

Возраст выхода на пенсию начал увеличиваться с 1 января 2019 года. Он будет повышаться для женщин до 60 лет, а для мужчин до 65 лет. Изменения коснуться всех, кто имел право получать пенсионные выплаты, начиная с 2019 года.

Ныне действующий закон о пенсиях предполагает такой график увеличения пенсионного возраста:

  • он будет расти до 2023 года, пока не достигнет норматива.
  • увеличение будет происходить на 12 месяцев каждый год.

Граждане, которые по старому закону могли оформить пенсию в 2019-2020 годах, имели право выйти на заслуженный отдых на полгода раньше. Такая поправка была сделана по инициативе В. Путина.

Итак, получилось, что:

  • в 2019 году фактически пенсионный возраст вместо года увеличили на шесть месяцев;
  • в 2020 году – его увеличили на 1,5 года (для женщин до 56,5 лет, а для мужчин – до 61,5 лет).
Пенсионный возраст: Для женщин 58 59 60
Для мужчин 63 64 65
Дата выхода на пенсию по новому закону: 2024 2026 2028

«Такое впервые». В ПФР объявили о снижении пенсионного возраста с 2021 года

Норматив обязательного стажа работы для получения страховых пенсий увеличивается с 2015 года. Окончательное значение в 15 лет зафиксируют в 2024 году.

Обновленный закон о пенсиях предусматривает льготы для женщин, имеющих страховой стаж 37 лет и для мужчин, проработавших 42 года. Они могут выйти на пенсию раньше положенного срока на два года.

В п.3 ст.8 ФЗ № 400 указано, что выйти на пенсию можно при достижении 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. ИПК растет с 2015 года и достигнет окончательного значения лишь в 2025 году.

В переходный период необходимое количество пенсионных баллов распределится до следующего года:

Год 2021 2022
Минимально необходимое число ИПК 21 23,4

Как было уже сказано выше, ИПК каждый год растет на 2,4 балла.

Пенсионная реформа не коснулась некоторых категорий граждан, которые имеют право на льготное пенсионное обеспечение. Им не надо будет ждать достижения 60 или 65 лет. Список льготников регламентируют ст. 30—32 ФЗ № 400. Они имеют свои возрастные требования и критерии по стажу.

Речь идет:

  • о лицах, работавших во вредных и тяжелых условиях;
  • о гражданах, которые имеют право на досрочную пенсию по социальным мотивам;
  • о чернобыльцах и лицах, пострадавших от радиации и вредных выбросов;
  • об испытателях летной и опытной техники;
  • об учителях и врачах
  • о гражданах, которые трудятся в условиях Крайнего Севера и др.

Возраст выхода на пенсию в Российской Федерации составляет 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин, но стоит отметить, что до 2028 года запланирован переходный период, в рамках которого будет осуществляться плавный переход к новым показателям.

С каждым годом увеличиваются и требования, предъявляемые к размеру минимального трудового стажа гражданина. Если в 2015 для оформления страховой пенсии по старости достаточно было иметь всего лишь 6 лет страхового стажа, то в 2021 этот показатель увеличился уже до 12 лет, а к 2024 достигнет своего итогового значения – 15 лет.

Таким образом, начиная с 2024 года, получить право на получение страховой пенсии смогут лишь те граждане, чей совокупный стаж превысит отметку в 15 лет.

Кроме страховой пенсии, размер и срок назначения которой зависит от количества трудового стажа гражданина и накопленных им пенсионных баллов, существует еще и социальная пенсия, которая назначается в тех случаях, когда требования, необходимые для назначения страховой пенсии, не соблюдены.

Право на получение этой выплаты возникает на 5 лет позже, чем для оформления страховой. Так, например, после завершения переходного периода социальную пенсию будут назначать женщинам по достижении ими 65 лет, а мужчинам – 70.

Понятно, что никакие льготы полностью не компенсируют более поздний выход на пенсию. Иначе проще было ничего не менять. В выигрыше в любом случае остаётся государство и казна. Звание предпенсионера может чем-то выручить в редких ситуациях, а прямая экономия денег даёт не так уж много.

Арифметика вполне простая. Даже минимальная ежемесячная пенсия в России, в зависимости от региона, колеблется в районе суммы в 9-10 тысяч рублей. Средняя – выше примерно в полтора раза. Освобождение от уплаты некоторых налогов (а это одна из основных льгот!) на этом фоне – копейки.

Проще всего разобраться с моментом наступления права на налоговые льготы. Освобождение от уплаты налога на квартиру или дом, а также от налога на 6 соток земельного участка наступает в момент, когда человек достигает старый пенсионный возраст. То есть в 55 лет для женщин и в 60 лет – для мужчин.

Переходный период пенсионной реформы на эту льготу никак не влияет. Строго говоря, льготы по налогам вообще мало связаны с пенсией, а наступают по возрасту. Скажем, люди, которые вышли на пенсию досрочно (представители опасных профессий или военнослужащие) всё равно оплачивают имущественные налоги, пока им не исполнится 55 или 60 лет.

С другими льготами всё немного сложнее и запутаннее. Пока идёт переходный период реформы, возникают некоторые парадоксы с предпенсионным возрастом.

Предпенсионный возраст вообще – это пять лет и меньше до выхода на пенсию. Но так это будет работать только когда переходный период по повышению пенсионного возраста завершится. А пока ПФР ориентируется не на возраст выхода на пенсию конкретного человека, а на действующий сейчас пенсионный возраст, отнимая пять лет именно от него.

На самом деле, это даже выгоднее для простых людей. Предпенсионерами сейчас фактически становятся уже за семь-восемь лет до выхода на пенсию.

Разобраться с этим парадоксом проще, если посмотреть на таблицу от Пенсионного фонда России.

Новый ФЗ № 350 от 03.10.2018 действует с января 2019 года. Он увеличивает пенсионный возраст для россиян:

  • мужчин — с 60 до 65 лет;
  • женщин — с 55 до 60 лет.

Повышение идет поэтапно и завершится полностью в 2028 году. Вот таблица выхода на пенсию на переходный период:

Период Мужчины, дата рождения Женщины, дата рождения
январь–июнь 2019 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
июль–декабрь 2019 январь–июнь 1959 года январь–июнь 1964 года
январь–июнь 2020 июль–декабрь 1959 года июль–декабрь 1964 года
июль–декабрь 2020 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
январь–июнь 2021 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
июль–декабрь 2021 январь–июнь 1960 года январь–июнь 1965 года
январь–июнь 2022 июль–декабрь 1960 года июль–декабрь 1965 года
июль–декабрь 2022 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2024 1961 1966
2025 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2026 1962 1967
2027 на пенсию никто не выходит на пенсию никто не выходит
2028 1963 1968

Какие пенсионные изменения ждут россиян в 2021 году

За 5 лет до выхода на заслуженный отдых граждане получают официальный статус «предпенсионеров» (в 2021 году — женщины 51 года и мужчины 56 лет).

Последние новости о реформе касаются накопительной пенсии. Действующую систему планируют заменить на условно-добровольную, предполагающую формирование индивидуального пенсионного капитала.

В рамках нововведения трудящимся предлагают самим инвестировать в свое будущее.

Формировать накопления будет не наниматель, как раньше, а работник из своей личной зарплаты и на добровольной основе.

Эти средства — собственность гражданина. Их можно полноценно наследовать, использовать на лечение тяжелой, угрожающей жизни болезни.

Будет введен также «период охлаждения» — 1,5 года с совершения первого взноса. В течение этого времени будущий пенсионер сможет отказаться от участия в системе и забрать деньги назад.

Идею разрабатывают совместно Центробанк, ПФР и Минфин. В Госдуму законопроект еще не внесен; скорее всего, это произойдет перед осенней сессией 2020 г.

Видео: Новая пенсионная реформа-2020. Чем опасен индивидуальный пенсионный капитал (ИПК)?

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Пенсионный возраст в России с 2021 года — последние новости

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

103982

Фото 50657

Фото 22135


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *