Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение О Специальной Оценке Условий Труда В Школе 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ
- Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
- Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам
- Специалист по охране труда: требования к квалификации и профессиональному обучению
- Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах
- Новые правила работы на высоте в 2021 году
- Новые требования к работам на высоте, погрузочно‑разгрузочным работам и отчетности по экосбору
Организации, проводящие специальную оценку условий труда, согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ, могли самостоятельно подбирать методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
Генеральный прокурор РФ И. Краснов дал поручение организовать в субъектах РФ проверку исполнения действующего законодательства в сфере охраны труда.
Как пояснили в пресс-службе ведомства, интерес надзорного органа к выполнению норм охраны труда связан с сохранением актуальности проблемы производственного травматизма. Повсеместно продолжают фиксироваться несчастные случаи на рабочих местах, включая эпизоды с летальным исходом.
В периметр прокурорской проверки попадут организации и предприятия различных форм собственности, а также органы государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники проверят порядок соблюдения норм трудового законодательства.
Как утверждают в Генпрокуратуре, в минувшем году было выявлено свыше 70,3 тысяч фактов несоблюдения законодательства об охране труда. Сотрудники прокуратуры принесли 2700 протестов на противозаконные нормативные акты, направили в судебные инстанции 5,5 тысяч исковых заявлений и внесли около 15 тысяч представлений. Дисциплинарная и административная ответственность была вынесена в отношении свыше 27,7 тысяч должностных лиц. На основании материалов прокурорских проверок было инициировано возбуждение 108 уголовных дел.
К наиболее частым нарушениям, которые могут привести к проведению прокурорской проверки относится необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, непроведение спецоценки условий труда, неорганизация обязательных медицинских осмотров, отсутствие инструктажей по технике безопасности, а также отсутствие организации фактических рабочих мест с учетом требований охраны труда.
Напомним, некоторое время назад на рассмотрение депутатов Госдумы был внесен законопроект о дополнительных трудовых гарантиях для работников, имеющих детей. Документ предполагает использование труда в ночное время некоторых категорий родителей лишь после их личного согласия, при этом возраст детей, выступающий основанием для получения подобного права, предлагается изменить с 5 до 14 лет.
Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349
«Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
Определен новый перечень должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Проверьте, не включили ли в этот перечень позиции, которые занимают ваши работники
Правительство утвердило новый перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами (далее — Перечень). Действующий Перечень шире предыдущего. Там появились такие позиции, как, например, машинист рельсового автобуса, матрос-спасатель, составитель поездов.
Отметим, что в отношении работников, чья должность или профессия есть в Перечне, действуют специальные правила. В частности, таким сотрудникам запрещена работа по совместительству, связанная с управлением транспортным средством (ч. 1 ст. 329 ТК). Поэтому рекомендуем проверить, не включили ли должности, которые занимают ваши работники, в Перечень.
Также напомним, что для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, установлены особенности режима рабочего времени и условий труда. Недавно обновили соответствующие правила, касающиеся водителей автомобилей (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424).
Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и
Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
Вступает в силу: 1 апреля 2021 года
Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.
Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.
Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.
Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.
Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:
- периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
- результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
- работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Правительство утвердило перечень 1275 НПА, которые продолжают действовать вопреки правилу гильотины. Часть из документов будет работать без срока, по другим разработчикам дали время на замену. Работодатели должны соблюдать их, контролеры — использовать при проверках.
Продолжайте применять в работе приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми утвердили типовые норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В перечень актуальных НПА также внесли:
- Порядок предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н;
- Межотраслевые правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н;
- Типовые нормы бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств и стандарт безопасности, утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н;
- Формы документов для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73;
- Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н;
До 1 сентября 2021 года имеют силу Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, Правила обязательного психиатрического освидетельствования, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695, а также Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Также до этого срока будут действовать нормы пожарной безопасности для обучения по приказу МЧС от 12.12.2007 № 645.
До 1 апреля 2021 года нужно применять Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ для предварительных и периодических медосмотров и Порядок их проведения, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.
Документ: Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
Все декларации соответствия условий труда стали бессрочными, в том числе уже действующие.
До 30 декабря 2020 года декларация действовала пять лет. Теперь декларация действует бессрочно при условии, что сохраняются условия труда на соответствующем рабочем месте.
Декларация прекратит действие в трех случаях, если:
- у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание;
- произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов;
- инспектор ГИТ при проверке обнаружит нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит наказание по статье 5.27.1 КоАП.
В каждом из этих случаев нужно будет провести внеплановую спецоценку на соответствующем рабочем месте (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).
Важные изменения с 1 января 2021 года при заключении договоров по СОУТ!
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
1. Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями — религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 553-ФЗ)
4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
1. Работодатель вправе:
- требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;
- проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
- обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
- требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
2. Работодатель обязан:
- обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
- предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений); (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
- не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;
- ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
- рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
1. Работник вправе:
- присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также — эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
- обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;
- представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:
- отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
- обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.
2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:
- предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
- предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;
- применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, и (или) методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений и соответствующие им средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее — поверка); (в ред. Федеральных законов от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
- не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:
- непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
- отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
- хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
1. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценки уровней профессиональных рисков;
- иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 451-ФЗ)
С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:
- не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
- условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.
Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.
Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.
Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.
Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):
- когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
- когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
- когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).
Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.
- Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Декларацию соответствия условий труда сделали бессрочной
- Утвердили новый перечень работ, которые связаны с управлением ТС. Работникам из перечня нельзя работать по совместительству по аналогичной профессии
- Новый порядок паспортизации отходов и отнесения их к классу опасностей
- МЧС подготовило новые проверочные листы для плановых проверок по пожарной безопасности
- Обновили порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
- Продлили действие шести отмененных СанПиНов
- Правительство предложило вести мониторинг состояния здоровья работников на вредных условиях труда
- С 1 февраля начнется эксперимент по внедрению системы дистанционного контроля промбезопасности
- Установили новые критерии отнесения объектов НВОС к категориям
- ФФОМС уточнил, за чей счет проходит тестирование на коронавирус
Департамент государственной службы и кадров Минпросвещения России по согласованию с Общероссийским профсоюзом образования направляет для использования в работе примерные Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях.
Приложение:
1. Примерное Положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации — 55 стр.;
2. Примерное Положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации — 55 стр.;
3. Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательной организации дополнительного образования — 66 стр.;
4. Примерное положение о системе управления охраной труда в средней профессиональной образовательной организации — 96 стр.
Директор Департамента | М.В. Бакутин |
Охрана труда
Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — Примерное положение) разработано в соответствии c Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
Настоящее Примерное положение определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — образовательная организация), служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.
Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.
Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Допустимые условия труда — условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные производственные факторы, не удовлетворяющие установленным гигиеническим нормативам, но функциональные изменения в организме работающих в данных условиях восстанавливаются к нормальным за время регламентированного отдыха или к началу следующей рабочей смены.
Знаки безопасности — представляющие собой цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и/или поясняющих надписей знаки, предназначенные для предупреждения работающих о непосредственной или возможной опасности, запрещении, предписании или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает риск воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов.
Идентификация риска — процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
Локальный нормативный акт — документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.
Непрерывное совершенствование — последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по охране труда в целом.
Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур.
Опасность — фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья.
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Специальная оценка условий труда — комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.
Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Тяжесть труда — характеристика трудовой деятельности, определяемая степенью совокупного воздействия всех элементов условий труда на функциональное состояние человека — его работоспособность, состояние здоровья и процесс воспроизводства рабочей силы.
Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса (далее — СУОТ) является неотъемлемой частью общей системы управления образовательной организацией.
Основа функционирования СУОТ — Положение о СУОТ в образовательной организации, утвержденное приказом работодателя (руководителя образовательной организации) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
Положение о СУОТ содержит следующие разделы (подразделы):
1. Политика и цели в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.
2. Обеспечение функционирования СУОТ:
3. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательного процесса:
4. Планирование мероприятий по реализации процедур.
5. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
6. Планирование улучшений функционирования СУОТ.
7. Управление документами СУОТ.
Политика является самостоятельным документом (разделом документа) образовательной организации, содержащим основные направления деятельности и обязательства работодателя (руководителя образовательной организации) в области охраны труда и безопасности образовательного процесса. Политика в области охраны труда и безопасности образовательного процесса (далее — Политика по охране труда) обеспечивает:
— приоритет сохранения жизни и здоровья работников и детей в процессе трудовой и образовательной деятельности;
— соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
— выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников и детей, профилактике производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
— непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
— обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;
— установление гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
— выделение необходимых ресурсов для достижения целей в области охраны труда;
— предоставления необходимых условий и гарантий деятельности лицам, ответственным за обеспечение охраны труда, уполномоченным лицам по охране труда, членам комиссии по охране труда для правильного выполнения ими своих функций.
В Политике по охране труда отражаются:
— положения о соответствии условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
— обязательства работодателя (руководителя образовательной организации) по предотвращению производственного и детского травматизма и ухудшения здоровья работников и детей;
— положения об учете специфики деятельности организации, обусловливающей уровень профессиональных рисков;
— порядок совершенствования функционирования СУОТ.
При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда в образовательной организации и обсуждение Политики по охране труда.
Политика по охране труда, как правило, включается в раздел «Условия и охрана труда» коллективного договора.
Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам образовательной организации, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях образовательной организации.
Основные цели работодателя в области охраны труда определяются Политикой по охране труда, направленной на обеспечение охраны труда и здоровья работников и детей в процессе трудовой и образовательной деятельности, предупреждение производственного и детского травматизма, профессиональной заболеваемости, и достигаются путем реализации работодателем процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.
Общее руководство работой по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах возлагается на работодателя (руководителя образовательной организации).
Руководитель образовательной организации возлагает конкретные обязанности по обеспечению охраны труда и безопасности образовательного процесса на заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений и других работников образовательной организации, включив указанные обязанности в должностные инструкции или утвердив их приказом. Утвержденные руководителем должностные инструкции или приказ доводятся до соответствующего работника под роспись при приеме на работу или назначении на новую должность.
Руководители, специалисты и другие работники образовательной организации в соответствии с распределением обязанностей и требованиями должностных инструкций, допустившие нарушения законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в установленном законодательством порядке.
Руководитель образовательной организации обеспечивает:
— безопасность работников и обучающихся при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в процессе трудовой и образовательной деятельности инструментов, сырья и материалов;
— создание и функционирование системы управления охраной труда;
— создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в образовательной организации с численностью работников свыше 50 человек, либо привлечение специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору;
— разработку организационно-распорядительных документов и распределение обязанностей и ответственности работников в сфере охраны труда и безопасности образовательного процесса;
— соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
— режим труда и отдыха работников;
— ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
— приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
— организацию и проведение контроля за состоянием условий труда, обучения и воспитания, обеспечивающих жизнь и здоровье работников и детей;
— проведение специальной оценки условий труда;
— организацию управления профессиональными рисками;
— проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников и обучающихся; обязательных психиатрических освидетельствований работников образовательной организации;
— проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;
— лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующий контингент работников в соответствии с условиями труда и согласно установленным нормам;
— содействие работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза;
— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также предоставляемых работникам гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
— принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и детей при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
— расследование и учет в установленном законодательством порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также несчастных случаев с детьми во время пребывания в образовательной организации;
— санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение, а также доставку пострадавших в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— ознакомление работников с требованиями охраны труда;
— разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
— своевременное информирование органов государственной власти (в том числе орган управления образованием) о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
— организацию исполнения указаний и предписаний представителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), представлений технической инспекции труда Профсоюза, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
— наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.
Федеральный закон N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда от 28.12.2013
Организация работ по охране труда возлагается на специалиста по охране труда.
Специалист по охране труда:
организует и координирует работу по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, координирует работу структурных подразделений в области охраны труда;
проводит с работниками организации вводный инструктаж, контролирует проведение руководителями подразделений инструктажей по охране труда (первичных, повторных, внеплановых, целевых).
участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в образовательной организации;
участвует в управлении профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
участвует в разработке локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, раздела по охране труда коллективного договора;
осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
участвует в организации и проведении подготовки по охране труда и оказанию первой помощи, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работников образовательной организации;
участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам и психиатрическим освидетельствованиям;
оказывает методическую помощь заместителям руководителя, руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы;
осуществляет проведение проверок состояния охраны труда в образовательной организации; выдает предписания об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
осуществляет контроль за соблюдением в организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса.
информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты;
организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения обучения по охране труда;
осуществляет координацию и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности;
осуществляет контроль за обеспечением работников нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.
- тем, у кого со времени предыдущей проверки прошло больше 5 лет;
- организациям, у которых невыполненная спецоценка условий труда была обнаружена во время комплексной проверки вышестоящими органами;
- предприятиям, нуждающимся во внеплановой СОУТ по причине изменения старых или возникновения дополнительных мест работы, модернизации оснащения, смены адреса.
Спецоценка условий труда с 1 января 2021 года может проводиться только компанией с аккредитацией, занесенной в реестр субъектов, уполномоченных заниматься такой деятельностью. Всех представителей инспектирующей фирмы сертифицирует роструд. Наличие лаборатории для осуществления измерений или договора с субподрядчиком, имеющим ее, обязательно.
- сведения об организации, которая провела оценку;
- перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
- карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
- протоколы проведенных исследований и измерений;
- протокол определения степени эффективности средств защиты;
- единую ведомость спецоценки;
- перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
- экспертное заключение.
Также, компании и бизнесмены не должны проводить спецоценку вакантных рабочих мест. Это связано с тем, что сотрудник отсутствует, а значит, на таком рабочем месте не происходят штатные производственные процессы. Однако, помните, что когда работника примут на вакантную должность, придется провести внеплановую спецоценку. Это правило качается и случаев, когда появляются временные рабочие места. Об этом сказано в пункте 15 Методики, утв. приказом Минтруда № 33н (письма Минтруда от 14.03.16 № 15-1/ООГ-1041, от 07.06.17 № 15-1/ООГ-1568).
У работодателей есть 30 дней на то, чтобы опубликовать результаты спецоценки условий труда на своем корпоративном сайте (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Учтите, что не всю информацию компания обязана делать общедоступной. Публиковать обязательно только сводные данные. Если у компании нет своего официального сайта, то и публиковать ничего не нужно.
- гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
- юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
- ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р , но деятельность ему приостановят как компании.
В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис.
Шаг 3. Подписывается договор со сторонней организацией, которая будет проводить проверку. Проверка должна быть независимой для объективной оценки. Наниматель должен предоставить всю необходимую документацию и обеспечить доступ на производство. Обратите внимание на критерии выбора организации
Специальную оценку по новым правилам проводят все компании со штатными сотрудниками. Это касается и индивидуальных предпринимателей. К 1 января 2021 года у всех компаний должны быть на руках результаты аттестации или специальной оценки труда по новым правилам, это касается в том числе компаний, который проводят поэтапную проверку условий труда.
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также ‒ вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. (ст. 3 ФЗ № 426)
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Положение об оценке условий труда можно условно разделить на следующие разделы:
- общие положения;
- термины и определения, применяемые в инструкции;
- этапы проведения спецоценки;
- права и обязанности, порядок взаимодействия в ходе проведения спецоценки;
- заключительные положения.
В качестве образца при подготовке к написанию этого нормативного документа рекомендуем использовать порядок, изложенный в разделе I Правил подготовки нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009.
Обзор новостей по охране труда с 1 по 17 января 2021 года
- о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации (требование будет действовать с 1 января 2021 до 31 декабря 2021 года);
- об изменении состава экспертов организации, имеющих сертификат на право выполнения работ по СОУТ.
Методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда, установленных методикой проведения СОУТ.
Проводить спецоценку должны все работодатели (ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ ). Напомним, что плановая специальная оценка условий труда проводится не реже 1 раза в 5 лет. Этот срок считается со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ ). В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2021 № 426-ФЗ (например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест или получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда), проводится внеплановая спецоценка.
Проведение спецоценки условий труда для контроля соблюдения законных прав и интересов работников стало обязательным в России с 2021 года. Такой порядок был установлен положениями федерального закона № 426-ФЗ. Однако несмотря на то, что данная процедура уже стала привычной для многих российских работодателей, в процесс ее реализации продолжают вносить некоторые изменения, направленные на повышение ее эффективности. В 2021 году систему также ожидают достаточно серьезные корректировки, с которыми организациям целесообразно ознакомиться заранее.
Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам
В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда. Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.
СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.
Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.
Образовательные учреждения бывают разных видов, такие как общеобразовательные, технические, высшие образовательные учреждения и т. п. Специальная оценка условий труда преподавателей, так же как и других рабочих мест, проводится один раз в пять лет. Как правило, условия труда в образовательных учреждениях не являются сложными и оцениваются на уровне офисных рабочих мест.
Эксперт, проводящий спецоценку, вначале идентифицирует вредные и опасные факторы. Их выявление происходит на основе изучения предоставленных работодателем:
- технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочих местах конкретных работников;
- технологической документации, характеристик технологического процесса;
- должностных инструкций и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
- проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
- характеристик применяемых в производстве веществ, материалов, сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
- деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
- результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
Если экспертом вредные факторы не идентифицированы, условия труда признаются допустимыми. При этом исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. На такие рабочие места оформляется декларация соответствия. Если же вредные и (или) опасные производственные факторы идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов.
Процедура идентификации не предполагает измерений. Но и не запрещает эксперту, если тот сочтет нужным, провести какие-либо выборочные измерения. Их результаты не войдут в отчет о проведении спецоценки.
В ходе идентификации эксперт вправе самостоятельно предложить комиссии по спецоценке совокупность факторов производственной среды, которые могут быть измерены. При этом те же самые факторы могут замеряться в рамках производственного контроля, несмотря на то, что они уже измерялись в процессе спецоценки.
В ходе спецоценки в общеобразовательных учреждениях рассматриваются и измеряются параметры гигиенических условий труда, степень сложности и напряженности трудового процесса, уровень освещенности рабочего места.
В группу рабочих мест, наиболее подверженных вредным воздействиям, входят кабинеты химии, физики, информатики, биологии, физической культуры, столовой и кабинет директора. Эти помещения являются наиболее сложными объектами при проведении спецоценки, так как в них используется большое количество оборудования, применяемого для выполнения технических процессов.
Одна из особенностей спецоценки в школах заключается в том, что не все работники, которые там трудятся, состоят в штате заведения. Например, медсестра является сотрудником поликлиники. И проводить спецоценку ее рабочего места должна не школа, а поликлиника. Кроме того, не проводится обследование мест учащихся, так как они тоже не являются работниками школы.
Перед началом проведения спецоценки важно правильно определить аналогичные рабочие места (ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Это снизит финансовую нагрузку на бюджет учреждения. Аналогичными могут считаться рабочие места учителей, если сотрудники выполняют одинаковый функционал и работают в аналогичных условиях.
В ходе спецоценки труда в общеобразовательных учреждениях рассматриваются и измеряются параметры гигиенических условий труда, степень сложности и напряженности трудового процесса, уровень освещенности рабочего места.
Обратите внимание, что теперь не оцениваются:
- естественное освещение;
- яркость;
- коэффициент пульсации освещенности.
Причем прямая блесткость и отраженная блесткость оцениваются, но класс условий труда можно определить только по параметру «освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении». Значение освещенности рабочей поверхности установлено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03«Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. № 34.
Электромагнитные поля от ПЭВМ в рамках проведения СОУТ не идентифицируются как вредный и (или) опасный фактор и не измеряются. Однако это не отменяет возможность провести такие замеры в процессе производственного контроля.
Измерения ионизирующего излучения и химического фактора также проводиться не будут. Но это можно сделать во время производственного контроля.
Тяжесть трудового процесса измеряется только на рабочих местах, на которых работники выполняют обусловленные технологическим процессом (трудовой функцией) работы по поднятию и переноске грузов вручную, работы в вынужденном положении или положении стоя, при перемещении в пространстве. Поскольку у учителя присутствует работа стоя, то данный фактор оценивается.
Напряженность трудового процесса измеряется и оценивается:
- при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов;
- производственных процессов конвейерного типа;
- на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования;
- при управлении транспортными средствами.
Количество параметров напряженности в Классификаторе вредных и опасных производственных факторов значительно сокращено по сравнению с Руководством Р 2.2.2006-05. И фактор напряженности из трудового процесса преподавателей исключили.
Положение О Специальной Оценке Условий Труда В Школе 2021
Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.
Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».
Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.
Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:
- название должности;
- наименование оборудования;
- одинаковые должностные и функциональные обязанности;
- помещение;
- оснащение и прочее.
Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.
Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.
А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.
Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.
Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.
Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:
- Полное наименование компании.
- Основной регистрационный номер.
- ИНН.
- Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.
Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.
Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:
- штатное расписание;
- СНИЛСы работников;
- используемое оборудование на каждом рабочем месте;
- продолжительность рабочего дня;
- график работы
- должностные инструкции на каждого работника;
- результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
- марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
- карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).