Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджет белоруссии на 2021 год в долларах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Законопроект «О республиканском бюджете на 2021 год» (несмотря на призывы к диалогу на «площадках», увещевания о помощи бизнесу и учете его интересов) без всякого обсуждения был принят в Палате представителей сразу в двух чтениях. В тот же день, 18 декабря, его рассмотрели еще и в Совете Республики.
В документе, согласно которому будет развиваться экономика страны в 2021 году, прописано, что бюджет будет дефицитным – «недоимка» составляет 4 млрд рублей (доходы предусмотрены в размере 23,3 млрд рублей, расходы – 27,35 млрд). Напомним, год назад планировалось, что в 2020-м расходы республиканского бюджета превысят доходы на 995 млн рублей, но за январь-сентябрь дефицит составил уже 1,85 млрд, и до конца года наверняка серьезно увеличится.
В 2021 году в бюджет Белоруссии поступит дополнительно $390 млн
Дефицит бюджета в 2,66% ВВП представляется (на фоне 3,6% этого года) крайне оптимистичной цифрой. Как и рост ВВП в номинале (157,3 млрд рублей), который возможен с учетом инфляции, а в долларовом выражении это будет совсем другая цифра. Источники этого роста, по планам, традиционны – рост доходов населения, инвестиции и успех государственных инвестиционно-инновационных программ.
По словам начальника главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Татьяны Астрейко, несмотря на отдельные сложности, в том числе связанные с влиянием пандемии коронавируса, бюджет чувствует себя уверенно:
— Поэтому мы готовы обеспечить социальную сферу всем необходимым как в части заработной платы работников бюджетных организаций, так и в организации лечебного, образовательного процессов, социальной адресной поддержки наиболее нуждающимся категориям населения. Прирост расходов на социальную сферу на 2021 год составляет более трех миллиардов рублей.
Что касается зарплаты бюджетников, она будет повышаться в два этапа. На первом этапе с 1 января 2021 года базовая ставка вырастет до 195 рублей. Такое решение Правительством уже принято. Это обеспечивает рост зарплат бюджетников во всех отраслях на 5,4 %. Дополнительные бюджетные ресурсы выделены на повышение зарплат отдельных категорий работников сферы образования — воспитателей и помощников воспитателей, а также работников библиотек, музеев, клубов, сотрудников учреждений социальной защиты. На втором этапе предусматривается дополнительное повышение оплаты труда бюджетников за счет увеличения во втором полугодии 2021 года базовой ставки со 195 до 201 рубля. Для этого будет использоваться резервный фонд, который хотят сформировать за счет дополнительных поступлений налога на прибыль.
К росту заработной платы привязаны и детские пособия, которые увеличатся примерно на 8 %. Ожидается, что единовременное пособие при рождении первого ребенка вырастет до почти 2,7 тысячи рублей, второго и последующих детей — до 3,8 тысячи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) составит 449 рублей на первого ребенка, 513 — на второго и последующего.
На семейный капитал направят 342 миллиона рублей. Кстати, с момента принятия соответствующего указа Президента в стране открыто уже более 92 тысяч депозитов семейного капитала.
— На наш взгляд, необходимо при разработке стратегических планов вывода экономики из кризиса учитывать наличие субъектов хозяйствования, которые уже по итогам работы в первом квартале 2020 года наиболее пострадали от экономического кризиса, например туроператоры, организаторы выставок и ярмарок, культурных мероприятий. Какие результаты покажут в конце года эти отрасли, нельзя сказать однозначно, но прогнозировать стабилизацию их работы, а еще более того — резкий рост и выход на прибыль — маловероятно, — заявляют эксперты.
При этом правительство предлагает изменения налогового законодательства, соответствующие ситуации относительной экономической стабильности, хотя эксперты видят необходимость принимать срочные антикризисные меры по недопущению банкротства отдельных сфер бизнеса.
Все изменения, в первую очередь, должны отвечать принципу целесообразности их внесения и возможности исполнения (реализуемости). Очевидно, что дополнительное налоговое бремя не приведет к позитивным последствиям и не улучшит ситуацию в бизнес-среде, предупреждают бизнес-союзы.
— С нашей точки зрения, налоговая политика должна отражать степень поддержки правительством реального сектора экономики. Из-за того, что в предлагаемом проекте закона по внесению изменений в Налоговый кодекс не отражены вышеизложенные подходы, проект по своей сути является отражением позиции, которая не соответствует ситуации, на сегодняшний день складывающейся в объективной действительности, мы не видим возможности обсуждать представленную редакцию законопроекта, — подчеркивают эксперты.
Прогнозные документы на будущий год традиционно включают важнейшие параметры социально-экономического развития страны. При этом, по оценке экспертов, на данный момент официальные прогнозы и планы не выполняют одну из ключевых своих задач: они не являются ориентирами для принятия управленческих решений на микроуровне.
— Дело в том, что предлагаемые к рассмотрению проекты разработаны без учета современных реалий, имеющих место на конец 2020 года, связанных с серьезными кризисными явлениями в экономике страны в результате новой волны пандемии COVID-19 и дестабилизации обстановки в обществе. Степень доверия делового сообщества к официальным прогнозным документам за последнее десятилетие существенно снизилась, — предупреждают специалисты.
С 2011-го по 2020 год рост ВВП, в соответствии с официальным прогнозом, был достигнут лишь однажды — в 2017 году (после двух лет рецессии).
Динамика ВВП Беларуси в 2011—2020 гг. в процентах к предыдущему году (100% — уровень предыдущего года).
Год |
Прогноз |
Факт |
2011 |
109−110 |
105,5 |
2012 |
105−105,5 |
101,7 |
2013 |
108,5 |
101,0 |
2014 |
103,3 |
101,7 |
2015 |
100,2−100,7 |
96,2 |
2016 |
100,3 |
97,5 |
2017 |
101,7 |
102,5 |
2018 |
103,5 |
103,1 |
2019 |
104 |
101,2 |
2020 |
102,8 |
98,7 |
Анализ проекта указа «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год» говорит о том, что государство в очередной раз планирует директивным образом таргетировать ключевые показатели социально-экономического развития.
— В частности, до руководителей облисполкомов, райисполкомов, горисполкомов, администраций районов Минска планируется довести задания по темпам роста номинальной начисленной зарплаты и инвестиций в основной капитал. Как показало время, исполкомы для выполнения доведенных заданий доводят соответствующие показатели до субъектов хозяйствования, что в конечном счете негативно сказывается на деловом климате в стране и еще больше снижает доверие бизнеса к качеству экономического прогнозирования на государственном уровне.
Эксперты полагают, что прогноз социально-экономического развития должен быть не директивным планом, а ориентиром для экономических агентов (как принято это во многих странах, включая соседнюю Россию) и регулярно (в течение года) пересматриваться, особенно в случае существенного изменения конъюнктуры на внутреннем рынке и в мировой экономике.
Повысить доверие делового сообщества к прогнозам от органов госуправления могло бы расширение полномочий Нацбанка, считают в РСПП. Уже подготовлен законопроект «О внесении изменений законов по вопросам банковской деятельности», который предполагает переход Нацбанка на режим таргетирования инфляции (при нем цель по инфляции достигается путем управления ожиданиями экономических агентов). В этой связи предлагается в документе законодательно закрепить «возможность для Национального банка осуществлять собственный анализ и прогноз не только тенденций в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом, а также доводить соответствующую информацию до сведения экономических агентов».
— Учитывая достаточно высокое доверие делового сообщества к действиям Нацбанка в последние годы, полагаем, что наделение его возможностью готовить и обнародовать экономические прогнозы отвечает интересам делового сообщества, которому нужны профессиональные прогнозные оценки социально-экономического развития страны.
Комментируя проект указа о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2021 год, в РСПП отмечают, что «в проекте наблюдается явная нестыковка поставленных целей и имеющихся средств». Главной целью провозглашается рост благосостояния населения через доходы (рост номинальных доходов должен превысить 7%), стабильность цен, жилье и занятость. Однако наращивание доходов населения без адекватного роста и производительности труда повлечет увеличение дисбалансов в экономике. Планируемый рост зарплат в бюджетной сфере, а также пенсий выглядит неадекватно завышенным по сравнению с темпами роста экономики, констатирует Союз.
В то же время нет оснований полагать, что производительность труда вырастет на 7,5%, учитывая, что в последние годы этот показатель систематически отставал от прогноза, а разрыв с темпами роста зарплат достиг критических размеров, предупреждают эксперты.
Отдельные макроэкономические показатели (в % к предыдущему году)
ВВП на душу населения в текущих ценах, $ тыс. Большое беспокойство вызывают перспективы запуска нового инвестиционного цикла для восстановления экономики. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП должна составить 21,3−21,7%, а их сумма — 34 млрд рублей, что на 2% больше уровня 2020 года. — Полагаем, что это слишком оптимистичный прогноз. Во-первых, пока по итогам 9 месяцев текущего года инвестиции в основной капитал составляют всего 19,2% ВВП и на 2% меньше, чем годом ранее. Во-вторых, инвестиционные затраты не гарантируют повышения ни качества жизни населения, ни конкурентоспособности экономики. К тому же инфляционные ожидания существенно влияют на инвестиционные планы бизнеса и, следовательно, на объем вложений. Вызывает сомнения оценка источников инвестиций. Прогнозируется, что 40% должны составить собственные средства организаций (14,2 млрд рублей). При этом по итогам 8 месяцев текущего года чистая прибыль крупных и средних организаций составила всего 1,67 млрд рублей, а чистый убыток убыточных организаций — около 7,1 млрд рублей. По последним данным, у организаций имеется около 6 млрд рублей скрытых убытков в виде курсовых разниц, которые числятся в составе расходов будущих периодов в соответствии с тремя указами, принятыми в 2019—2020 годах, при этом 27,1% организаций на 1 июля не имели собственных оборотных средств. Решить проблему предполагается с помощью мер по финансовому оздоровлению организаций госсектора, в т.ч. с применением указа от 24 мая 2018 года № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств». — Однако за 2 года меры, предусмотренные этим указом, дали довольно ограниченный эффект. Конвертация безнадежных долгов в неликвидные акции, формальная реклассификация кредиторской задолженности в собственный капитал обеспечит только временную передышку, но не улучшит платежеспособность и кредитоспособность предприятий, в отношении которых будут применяться меры, установленные указом № 200. Многие из них останутся фактическими банкротами, — считают эксперты. Предлагаемое объединение активов и ресурсов однопрофильных предприятий также видится сомнительным. При отсутствии соответствующих стимулов, компетенций и рыночных условий синергический эффект от укрупнения вполне может быть отрицательным. Правительство в 2021 году не включило динамику ВВП в число контрольных показателей. Среди контрольных остались инвестиции в основной капитал, реально располагаемые денежные доходы населения, индекс потребительских цен на социально значимые товары, уровень безработицы по критериям МОТ, ввод жилья. — Мы полагаем, что отказ от установления параметров темпа роста ВВП — это серьезная ошибка прогнозирования. Показатель ВВП является основным обобщающим параметром, характеризующим состояние экономики. Попытка его подмены набором индикаторов накопления, потребления и внешнего спроса не улучшает прогнозирование. Все они или некоторые в отдельности могут быть выполнены и даже перевыполнены, но их влияние на рост ВВП может оказаться разнонаправленным в зависимости от обстоятельств. Эксперты говорят, что целевой план на 2021 год, который проектом указа поручается утвердить правительству, по сути заменит индексы физического объема, причем не лучшим образом. — Смещение вектора с объемных показателей на качественный рост, в основе которого прибыльность производства (рентабельность продаж) и конкурентоспособность (экспорт) может повлечь утрату чувства реальности. Прибыль и производные от нее показатели (в т. ч. рентабельность продаж) не дают достаточно ясной и достоверной оценки эффективности. Существует много способов манипулирования финансовыми результатами. Ожидается, что реализация мер целевого плана в рамках трех составляющих экономического роста (расширение внутреннего потребления за счет увеличения доходов на 1,6%, рост инвестиций на 2%, наращивание экспорта на 5,7%) обеспечит прирост ВВП на 1,8% в 2021 году. При этом, согласно октябрьскому прогнозу МВФ, объем белорусского ВВП в текущих ценах в долларах вырастет с ожидаемых в этом году 57,71 млрд долларов за 5 лет только до 70,48 млрд, т.е. на 22,1%. За это время мировой ВВП увеличится на 35,7%, а стран с формирующимся рынком — на 45,7%. ВВП на душу населения в нашей стране вырастет на четверть, до 7,68 тыс. долларов, а в мире — на 28,9%. В России ВВП на душу населения вырастет с 9,97 тыс. долларов в текущем году до 12,97 тысяч, в Казахстане — с 8,78 тыс. до 13,09 тыс., в Литве — с 19,88 тыс. до 28,67 тыс., а в Польше — с 15,3 тыс. до 22,7 тысяч долларов. Одна из причин такого отставания — налогово-бюджетная политика, констатируют эксперты. В последние годы неизменно планируется ее сохранение на уровне 26% (отношение налоговых доходов к ВВП). Однако с учетом отчислений в ФСЗН фактически налоговая нагрузка в Беларуси составляла 37,79% в 2019 году, что существенно выше, чем в России (34,91%), остальных странах ЕАЭС, а также соседних странах (Литва — 30,26%, Латвия — 30,74%, Польша — 35,03%). Налоговая нагрузка в странах ЕАЭС
|