Бюджет белоруссии на 2021 год в долларах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджет белоруссии на 2021 год в долларах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законопроект «О республиканском бюджете на 2021 год» (несмотря на призывы к диалогу на «площадках», увещевания о помощи бизнесу и учете его интересов) без всякого обсуждения был принят в Палате представителей сразу в двух чтениях. В тот же день, 18 декабря, его рассмотрели еще и в Совете Республики.

В документе, согласно которому будет развиваться экономика страны в 2021 году, прописано, что бюджет будет дефицитным – «недоимка» составляет 4 млрд рублей (доходы предусмотрены в размере 23,3 млрд рублей, расходы – 27,35 млрд). Напомним, год назад планировалось, что в 2020-м расходы республиканского бюджета превысят доходы на 995 млн рублей, но за январь-сентябрь дефицит составил уже 1,85 млрд, и до конца года наверняка серьезно увеличится.

В 2021 году в бюджет Белоруссии поступит дополнительно $390 млн

Дефицит бюджета в 2,66% ВВП представляется (на фоне 3,6% этого года) крайне оптимистичной цифрой. Как и рост ВВП в номинале (157,3 млрд рублей), который возможен с учетом инфляции, а в долларовом выражении это будет совсем другая цифра. Источники этого роста, по планам, традиционны – рост доходов населения, инвестиции и успех государственных инвестиционно-инновационных программ.

По словам начальника главного управления финансирования социальной сферы и науки Министерства финансов Татьяны Астрейко, несмотря на отдельные сложности, в том числе связанные с влиянием пандемии коронавируса, бюджет чувствует себя уверенно:

— Поэтому мы готовы обеспечить социальную сферу всем необходимым как в части заработной платы работников бюджетных организаций, так и в организации лечебного, образовательного процессов, социальной адресной поддержки наиболее нуждающимся категориям населения. Прирост расходов на социальную сферу на 2021 год составляет более трех миллиардов рублей.

Что касается зарплаты бюджетников, она будет повышаться в два этапа. На первом этапе с 1 января 2021 года базовая ставка вырастет до 195 рублей. Такое решение Правительством уже принято. Это обеспечивает рост зарплат бюджетников во всех отраслях на 5,4 %. Дополнительные бюджетные ресурсы выделены на повышение зарплат отдельных категорий работников сферы образования — воспитателей и помощников воспитателей, а также работников библиотек, музеев, клубов, сотрудников учреждений социальной защиты. На втором этапе предусматривается дополнительное повышение оплаты труда бюджетников за счет увеличения во втором полугодии 2021 года базовой ставки со 195 до 201 рубля. Для этого будет использоваться резервный фонд, который хотят сформировать за счет дополнительных поступлений налога на прибыль.

К росту заработной платы привязаны и детские пособия, которые увеличатся примерно на 8 %. Ожидается, что единовременное пособие при рождении первого ребенка вырастет до почти 2,7 тысячи рублей, второго и последующих детей — до 3,8 тысячи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) составит 449 рублей на первого ребенка, 513 — на второго и последующего.

На семейный капитал направят 342 миллиона рублей. Кстати, с момента принятия соответствующего указа Президента в стране открыто уже более 92 тысяч депозитов семейного капитала.

— На наш взгляд, необходимо при разработке стратегических планов вывода экономики из кризиса учитывать наличие субъектов хозяйствования, которые уже по итогам работы в первом квартале 2020 года наиболее пострадали от экономического кризиса, например туроператоры, организаторы выставок и ярмарок, культурных мероприятий. Какие результаты покажут в конце года эти отрасли, нельзя сказать однозначно, но прогнозировать стабилизацию их работы, а еще более того — резкий рост и выход на прибыль — маловероятно, — заявляют эксперты.

При этом правительство предлагает изменения налогового законодательства, соответствующие ситуации относительной экономической стабильности, хотя эксперты видят необходимость принимать срочные антикризисные меры по недопущению банкротства отдельных сфер бизнеса.

Все изменения, в первую очередь, должны отвечать принципу целесообразности их внесения и возможности исполнения (реализуемости). Очевидно, что дополнительное налоговое бремя не приведет к позитивным последствиям и не улучшит ситуацию в бизнес-среде, предупреждают бизнес-союзы.

— С нашей точки зрения, налоговая политика должна отражать степень поддержки правительством реального сектора экономики. Из-за того, что в предлагаемом проекте закона по внесению изменений в Налоговый кодекс не отражены вышеизложенные подходы, проект по своей сути является отражением позиции, которая не соответствует ситуации, на сегодняшний день складывающейся в объективной действительности, мы не видим возможности обсуждать представленную редакцию законопроекта, — подчеркивают эксперты.

Прогнозные документы на будущий год традиционно включают важнейшие параметры социально-экономического развития страны. При этом, по оценке экспертов, на данный момент официальные прогнозы и планы не выполняют одну из ключевых своих задач: они не являются ориентирами для принятия управленческих решений на микроуровне.

— Дело в том, что предлагаемые к рассмотрению проекты разработаны без учета современных реалий, имеющих место на конец 2020 года, связанных с серьезными кризисными явлениями в экономике страны в результате новой волны пандемии COVID-19 и дестабилизации обстановки в обществе. Степень доверия делового сообщества к официальным прогнозным документам за последнее десятилетие существенно снизилась, — предупреждают специалисты.

С 2011-го по 2020 год рост ВВП, в соответствии с официальным прогнозом, был достигнут лишь однажды — в 2017 году (после двух лет рецессии).

Динамика ВВП Беларуси в 2011—2020 гг. в процентах к предыдущему году (100% — уровень предыдущего года).

Год

Прогноз

Факт

2011

109−110

105,5

2012

105−105,5

101,7

2013

108,5

101,0

2014

103,3

101,7

2015

100,2−100,7

96,2

2016

100,3

97,5

2017

101,7

102,5

2018

103,5

103,1

2019

104

101,2

2020

102,8

98,7

Анализ проекта указа «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год» говорит о том, что государство в очередной раз планирует директивным образом таргетировать ключевые показатели социально-экономического развития.

— В частности, до руководителей облисполкомов, райисполкомов, горисполкомов, администраций районов Минска планируется довести задания по темпам роста номинальной начисленной зарплаты и инвестиций в основной капитал. Как показало время, исполкомы для выполнения доведенных заданий доводят соответствующие показатели до субъектов хозяйствования, что в конечном счете негативно сказывается на деловом климате в стране и еще больше снижает доверие бизнеса к качеству экономического прогнозирования на государственном уровне.

Эксперты полагают, что прогноз социально-экономического развития должен быть не директивным планом, а ориентиром для экономических агентов (как принято это во многих странах, включая соседнюю Россию) и регулярно (в течение года) пересматриваться, особенно в случае существенного изменения конъюнктуры на внутреннем рынке и в мировой экономике.

Повысить доверие делового сообщества к прогнозам от органов госуправления могло бы расширение полномочий Нацбанка, считают в РСПП. Уже подготовлен законопроект «О внесении изменений законов по вопросам банковской деятельности», который предполагает переход Нацбанка на режим таргетирования инфляции (при нем цель по инфляции достигается путем управления ожиданиями экономических агентов). В этой связи предлагается в документе законодательно закрепить «возможность для Национального банка осуществлять собственный анализ и прогноз не только тенденций в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом, а также доводить соответствующую информацию до сведения экономических агентов».

— Учитывая достаточно высокое доверие делового сообщества к действиям Нацбанка в последние годы, полагаем, что наделение его возможностью готовить и обнародовать экономические прогнозы отвечает интересам делового сообщества, которому нужны профессиональные прогнозные оценки социально-экономического развития страны.

Комментируя проект указа о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2021 год, в РСПП отмечают, что «в проекте наблюдается явная нестыковка поставленных целей и имеющихся средств». Главной целью провозглашается рост благосостояния населения через доходы (рост номинальных доходов должен превысить 7%), стабильность цен, жилье и занятость. Однако наращивание доходов населения без адекватного роста и производительности труда повлечет увеличение дисбалансов в экономике. Планируемый рост зарплат в бюджетной сфере, а также пенсий выглядит неадекватно завышенным по сравнению с темпами роста экономики, констатирует Союз.

В то же время нет оснований полагать, что производительность труда вырастет на 7,5%, учитывая, что в последние годы этот показатель систематически отставал от прогноза, а разрыв с темпами роста зарплат достиг критических размеров, предупреждают эксперты.

Отдельные макроэкономические показатели (в % к предыдущему году)

ВВП на душу населения

в текущих ценах,

$ тыс.

Большое беспокойство вызывают перспективы запуска нового инвестиционного цикла для восстановления экономики. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП должна составить 21,3−21,7%, а их сумма — 34 млрд рублей, что на 2% больше уровня 2020 года.

— Полагаем, что это слишком оптимистичный прогноз. Во-первых, пока по итогам 9 месяцев текущего года инвестиции в основной капитал составляют всего 19,2% ВВП и на 2% меньше, чем годом ранее. Во-вторых, инвестиционные затраты не гарантируют повышения ни качества жизни населения, ни конкурентоспособности экономики. К тому же инфляционные ожидания существенно влияют на инвестиционные планы бизнеса и, следовательно, на объем вложений.

Вызывает сомнения оценка источников инвестиций. Прогнозируется, что 40% должны составить собственные средства организаций (14,2 млрд рублей). При этом по итогам 8 месяцев текущего года чистая прибыль крупных и средних организаций составила всего 1,67 млрд рублей, а чистый убыток убыточных организаций — около 7,1 млрд рублей. По последним данным, у организаций имеется около 6 млрд рублей скрытых убытков в виде курсовых разниц, которые числятся в составе расходов будущих периодов в соответствии с тремя указами, принятыми в 2019—2020 годах, при этом 27,1% организаций на 1 июля не имели собственных оборотных средств.

Решить проблему предполагается с помощью мер по финансовому оздоровлению организаций госсектора, в т.ч. с применением указа от 24 мая 2018 года № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств».

— Однако за 2 года меры, предусмотренные этим указом, дали довольно ограниченный эффект. Конвертация безнадежных долгов в неликвидные акции, формальная реклассификация кредиторской задолженности в собственный капитал обеспечит только временную передышку, но не улучшит платежеспособность и кредитоспособность предприятий, в отношении которых будут применяться меры, установленные указом № 200. Многие из них останутся фактическими банкротами, — считают эксперты.

Предлагаемое объединение активов и ресурсов однопрофильных предприятий также видится сомнительным. При отсутствии соответствующих стимулов, компетенций и рыночных условий синергический эффект от укрупнения вполне может быть отрицательным.

Правительство в 2021 году не включило динамику ВВП в число контрольных показателей. Среди контрольных остались инвестиции в основной капитал, реально располагаемые денежные доходы населения, индекс потребительских цен на социально значимые товары, уровень безработицы по критериям МОТ, ввод жилья.

— Мы полагаем, что отказ от установления параметров темпа роста ВВП — это серьезная ошибка прогнозирования. Показатель ВВП является основным обобщающим параметром, характеризующим состояние экономики. Попытка его подмены набором индикаторов накопления, потребления и внешнего спроса не улучшает прогнозирование. Все они или некоторые в отдельности могут быть выполнены и даже перевыполнены, но их влияние на рост ВВП может оказаться разнонаправленным в зависимости от обстоятельств.

Эксперты говорят, что целевой план на 2021 год, который проектом указа поручается утвердить правительству, по сути заменит индексы физического объема, причем не лучшим образом.

— Смещение вектора с объемных показателей на качественный рост, в основе которого прибыльность производства (рентабельность продаж) и конкурентоспособность (экспорт) может повлечь утрату чувства реальности. Прибыль и производные от нее показатели (в т. ч. рентабельность продаж) не дают достаточно ясной и достоверной оценки эффективности. Существует много способов манипулирования финансовыми результатами.

Ожидается, что реализация мер целевого плана в рамках трех составляющих экономического роста (расширение внутреннего потребления за счет увеличения доходов на 1,6%, рост инвестиций на 2%, наращивание экспорта на 5,7%) обеспечит прирост ВВП на 1,8% в 2021 году.

При этом, согласно октябрьскому прогнозу МВФ, объем белорусского ВВП в текущих ценах в долларах вырастет с ожидаемых в этом году 57,71 млрд долларов за 5 лет только до 70,48 млрд, т.е. на 22,1%. За это время мировой ВВП увеличится на 35,7%, а стран с формирующимся рынком — на 45,7%.

ВВП на душу населения в нашей стране вырастет на четверть, до 7,68 тыс. долларов, а в мире — на 28,9%. В России ВВП на душу населения вырастет с 9,97 тыс. долларов в текущем году до 12,97 тысяч, в Казахстане — с 8,78 тыс. до 13,09 тыс., в Литве — с 19,88 тыс. до 28,67 тыс., а в Польше — с 15,3 тыс. до 22,7 тысяч долларов.

Одна из причин такого отставания — налогово-бюджетная политика, констатируют эксперты. В последние годы неизменно планируется ее сохранение на уровне 26% (отношение налоговых доходов к ВВП). Однако с учетом отчислений в ФСЗН фактически налоговая нагрузка в Беларуси составляла 37,79% в 2019 году, что существенно выше, чем в России (34,91%), остальных странах ЕАЭС, а также соседних странах (Литва — 30,26%, Латвия — 30,74%, Польша — 35,03%).

Налоговая нагрузка в странах ЕАЭС

Страна

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Армения

22,20

22,05

21,49

21,42

21,24

21,65

23,52

Беларусь

39,83

38,93

38,81

39,02

38,71

39,88

37,79

Казахстан

24,75

23,74

16,61

17,01

20,30

22,22

21,01

Кыргызстан

34,45

35,55

35,55

33,47

33,72

32,80

33,32

Россия

33,48

33,86

31,88

32,76

33,27

35,54

34,91

Средняя по ЕАЭС (кроме России)

Бюджет-2021: сколько заработаем и на что потратим

Наиболее наглядная таблица, где можно проследить приоритеты в распределении бюджетов по функциональным направлениям, а не по министерствам и органам (приложение 3 в проекте закона).

Согласно таблице на пункт «промышленность, строительство и архитектура» собираются в 2021 году потратить 1.007.931.291 рубль. Из них на строительство и архитектуру (подпункт в пункте «промышленность, строительство и архитектура») пойдет всего лишь 3.221.095 рублей. Для сравнения, на органы внутренних дел (подпункт пункта «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности») выделили 1.025.360.760 рублей. Что в 318 раз больше, чем планируют потратить на строительство и архитектуру.

Мы сравнили статьи расходов бюджета по направлениям и доле, которую они занимают от потребления общего бюджета, выделенного на 2021 год. Физически невозможно в одной инфографике отобразить все направления, которые указаны в проекте Закона, поэтому мы выбрали смежные со строительством, а также наиболее интересные, по мнению редакции. Стоит понимать, что выбранные нами классификации потребляют лишь 38% средств всего бюджета.

В приложении 4 к проекту Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2021 год» приведена таблица распределения «бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета». Простыми словами: сколько выделят денег тому или иному министерству или государственному ведомству.

Бюджет каждого ведомства формировался из таблицы расходов республиканского бюджета по функциональной классификации. К примеру, на Министерство здравоохранения выделили 1.568.758.387 рублей. Однако вся сумма разбита на классификации расходов из таблицы приложения 3. То есть в расходы Министерства здравоохранения входят: национальная оборона, образование, общегосударственная деятельность и само здравоохранение.

Так и во всех остальных пунктах. Но если сложить все подпункты «образование» всех ведомств, то получим цифру, которую выделили на образование в таблице приложения 3.

В инфографике ниже представили суммы, которые собираются выделить Министерству архитектуры и строительства, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, а также сравнили с некоторыми другими министерствами и госведомствами.

— Предыдущий год для экономики был очень тяжелым. У нас была целая серия шоков — внешних и внутренних. Началось все с того, что мы вступили в нефтяной конфликт с Россией и фактически были лишены большей части поставок нефти. Это очень негативно отразилось на нашем экспорте. Затем пришел коронавирус. Ну а следующим шоком было политическое противостояние, которое продолжается до сих пор. Возможно, оно имело не такой острый эффект на нашу экономику, но, боюсь, долгосрочный. Учитывая весь поток шоков, наша экономика справилась неплохо.

Падение ВВП, скорее всего, будет менее 1% за год. Но это произошло за счет некоторых негативных моментов.

Самый серьезный — это решение нашего правительства не вводить карантин и пожертвовать жизнями для того, чтобы не жертвовать экономикой.

— С экономической точки зрения результаты несколько противоречивы. С одной стороны, мы имеем падение ВВП. Скорее всего, это будет меньше процента. Я думаю, что на фоне пандемии это лучший результат в регионе и, возможно, один из лучших результатов в мире. Но парадокс заключается в том, что это менее серьезное, чем в других странах, падение дорого обошлось экономике. И дальше, скорее всего, оно обойдется еще дороже. Дело в том, что нормальная реакция в любой стране, на любом предприятии такова: если из-за «ковида» снижается спрос, то нужно уменьшать предложение и снижать производство. Если не покупают, то нет смысла делать то, что не покупают, и помещать это на склад.

У Беларуси, как обычно, свой путь. Несмотря на снижение спроса, производство активно продолжалось.

Наращивались складские запасы. Они идут в плюс к ВВП, благодаря им ВВП упал не так сильно. Но это большой удар по финансам предприятий, когда тратятся деньги, ресурсы, что-то производится, замораживается на складе, не находит своего покупателя. У нас в этом году рекорд по убыточным предприятиям и рекорд по сумме убытков этих убыточных предприятий. Все это производство, не имевшее своего покупателя, в большей степени обеспечивалось за счет кредитов. То есть это еще и увеличение кредитной нагрузки.

Лев Марголин, экономист:

– Дешеветь доллар и евро точно не начнут, а их курс будет расти и дальше, вопрос только в том, насколько быстро. Если говорить о курсе белорусского рубля, то он, я думаю, как раз-таки будет снижаться. Скорость будет связана с действиями правительства и Национального банка. Если правительство… точнее Лукашенко, от которого у нас все зависит, решит, что надо начать печатать деньги для того, чтобы продолжить так называемое директивное кредитование госпредприятий – значит, рубль будет падать быстрее. Если им удастся удержаться пока от включения печатного станка – значит, рубль будет падать медленнее.

Лев Марголин, экономист:

– Снижение курса белорусского рубля может быть связано с десятком разных вещей. Например, с тем, что в конце года цены росли достаточно быстро, или же это может быть реакция бизнеса на отмену льготного НДС на некоторые товары. Пока еще курс белорусского рубля в пределах, скажем так, допустимых колебаний: сегодня чуть больше вперед, завтра может быть какой-то даже откат назад, а может и укрепиться на какое-то время. Но если смотреть в достаточно далекой перспективе, то рубль будет падать.

Леонид Злотников, экономист:

– Прежде всего снижение курса белорусского рубля связано с тем, что ВВП в последние годы практически не рос, а номинальная зарплата росла. В 2020 году рост реальной зарплаты, как говорит статистика, составил 6–8%, а роста ВВП практически не было. Надо понимать основы рынка, что если денег на руки дали больше, а товаров и услуг предложено столько же, то деньги будут обесцениваться.

Например, в период с 2011-го по 2020 год реальная зарплата, согласно данным белорусской статистики, выросла на 160%, а ВВП повысился на 12%. Чувствуете, какая разница? Но тогда был вброс денег в экономику не за счет ее развития, а, как известно, за счет субсидии России.

Лев Марголин, экономист:

– Копить деньги можно в любой валюте, которая подчиняется экономическим законам. Угадать, что будет более устойчивым: доллар, евро или швейцарский франк, сейчас очень сложно. Более того, я бы сказал, что в предыдущие четыре года, когда президентом Америки был Трамп, наверное, был смысл делать сбережения в евро, потому что политика Трампа была достаточно непредсказуемой. Сейчас, я думаю, что соотношение доллара и евро перестанет колебаться и курс этих валют будет относительно ровным довольно долго. Так что накопления можно делать в любой валюте, которой не руководит отдельно взятый человек.

Леонид Злотников, экономист:

– Есть золотое правило – не класть все яйца в одну корзину. Существуют разные прогнозы о том, что доллар может обрушиться, но, во всяком случае, сделать это не так-то просто, потому что это международная резервная валюта. Ну и уже не Трамп в США начальник, а Байден, что подразумевает более разумную экономическую политику.

Поэтому можно вложить деньги и в доллар, можно и в евро. Можно попробовать поискать и другие устойчивые валюты. Например, после брексита британский фунт может быть относительно устойчивым. Хотя больше и валют-то нет, чтобы выбирать: с юанями непонятно, что будет, российский рубль будет слабеть, потому что экономика России в ближайшие годы расти не будет, но падать он точно не будет.

По моему мнению, все валюты сегодня не гарантируют сохранность сбережений. Самое надежное вложение – это золото. Но если у вас не очень большие сбережения, то можно подумать о старости и открыть счета для накопления пенсии, скажем, в Швейцарии. Также сейчас есть возможность вложить деньги в инвестиционные фонды и зарубежные банки.

  • Долговой тупик: Беларусь в 2020 году привлекла более 3 млрд. средств по линии госдолга
  • Повышение налогов принесет дополнительно около 1 млрд. доходов в бюджет — Минфин
  • Беларусь получила первый транш российского кредита
  • Беларусь за 10 месяцев привлекла более 2,5 млрд. долларов по линии госдолга
  • ЗВР Беларуси выросли в октябре за счет кредита ЕФСР

После бурных событий прошлого года, ситуация на валютном рынке Беларуси стабилизировалась, но это обманчивое спокойствие: в текущем году курс доллара на БВФБ может предпринять по крайней мере три попытки вырасти на величину более 10% и превысить уровень 3 рубля за доллар. На стабилизацию валютного рынка указывают итоги января, опубликованные Национальным банком РБ на прошлой неделе.

Минфин обнародовал проект бюджета на 2021 год

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Денежные переводы
Рекламные акции
Платежные системы

Председатель Парламентского собрания Союзного государства (СГ), спикер Госдумы Вячеслав Володин на 59-й сессии указал на то, что объем бюджета соответствует высказанным парламентариями предложениям. «Поэтому было бы правильным попросить, если наши коллеги, белорусская сторона поддержит, наши профильные комиссии, не откладывая эту работу в долгий ящик, проанализировать, что мы могли бы с вами сделать, и какие предложения внести в рамках увеличения бюджета СГ, какие работы, мероприятия правильно было бы на будущий год запланировать», — продолжил спикер.

Он пояснил, что речь идет о возможных корректировках, которые можно было бы обсудить по итогам первого полугодия, когда в рамках 60-й сессии будет рассматриваться текущая повестка.

«Мы с вами должны планировать активизацию работы, и правильно было бы посмотреть, какие направления выберем для себя стратегическими в этой части. Мы по ряду тем совершенно очевидно, недорабатываем. Поэтому давайте обсудят их наши комиссии», — предложил Володин.

Не только госдолг Белоруссии привязан к доллару — финансовый сектор республики сохраняет высокий уровень долларизации, несмотря на официальные усилия Нацбанка по дедолларизации белорусской экономики. Так, 65% депозитов физических и юридических лиц в белорусских банках и 52% банковских кредитов — в иностранной валюте.

В 2020 году республиканский бюджет Белоруссии будет исполнен с дефицитом впервые с 2013 года. По итогам года он может составить до 5 млрд белорусских руб. (около $1,9 млрд по курсу на конец августа), сообщал Минфин республики. «5 млрд белорусских руб. — это приличная сумма», — признал министр финансов Юрий Селиверстов. Но пока это не представляет большой проблемы, поскольку у государства есть остатки, накопленные за профицитные годы.

Госпредприятия играют огромную роль в экономике Белоруссии: на их долю приходится около 43% всей занятости в стране и 70% промышленного производства. На фоне пандемии Лукашенко был вынужден поддерживать производство на госпредприятиях вопреки просадке спроса. Чтобы поддержать занятость и зарплаты в госсекторе, власти активизировали меры финансовой поддержки предприятий, включая реструктуризацию их долгов и так называемые директивные кредиты, указывает BEROC. «В конечном итоге это влияет на финансовую стабильность в масштабе страны, делая ее все более хрупкой и расширяя ее точки уязвимости», — предупреждает центр.

Показатель Значение Период
Государственный бюджет -1244115 Byn Тысяча / -0.483 млрд. USD дек. 2020
Государственные расходы 4771 BYN млн. / 1.85 млрд. USD 3 кв./20
Государственные доходы 3329803 BYN тыс. / 1.291 млрд. USD дек. 2020
Государственный бюджет от ВВП 2.3 % 2019
  • Дефицит государственного бюджета в Беларуси упал до 1244115 Byn Тысяча (0.483 млрд. USD) в декабре 2020. Максимальный профицит достигал 1885464 Byn Тысяча , а дефицит -1714213 Byn Тысяча
  • Данные публикует Ежемесячно Министерство экономики.

Данные Период Дата

-1244115 дек. 2020 30.01.2021
-39802 ноя. 2020 02.01.2021
1299552 окт. 2020 05.12.2020
-322501 сен. 2020 31.10.2020
-62776 авг. 2020 03.10.2020
374211 июл. 2020 05.09.2020
-1714213 июн. 2020 01.08.2020
-707438 май 2020 04.07.2020
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — -87556.0000 1407843.0000 1407843.0000 -389151.0000 -1707.93%

В бюджете Беларуси на 2021 год заложен курс доллара в 2,4 рубля

Данные Период Дата

4771 3 кв./20 02.01.2021
2692 2 кв./20 03.10.2020
2737 1 кв./20 04.07.2020
2730 4 кв./19 04.04.2020
2744 3 кв./19 04.01.2020
2728 2 кв./19 29.10.2019
2713.2 1 кв./19 29.06.2019
2690.2 4 кв./18 30.03.2019
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Александр Лукашенко 20.07.1994 — 2743.6000 2689.6000 2753.0000 2689.6000 -1.97%

– Жанна, наш бюджет на 2020 год – это много или мало? С чем сравнить эту сумму?

– Говорить только о сумме республиканского бюджета – это не очень информативно, есть еще местные бюджеты. Сейчас в республиканский бюджет заложено 25 млрд расходов, и еще около 15 млрд будет в местных. Плюс около 17 млрд – в ФСЗН (Фонд социальной защиты населения, из которого идут выплаты на пенсии, пособия, больничные). В итоге мы выходим на сумму в 55-60 млрд рублей. Это почти 30 млрд долларов. Для сравнения: по данным Bloomberg, состояние Билла Гейтса – 110 млрд долларов, основателя Amazon Джеффа Безоса – 109 млрд. Так что один из них мог бы содержать нашу страну 3,5 года.

Кстати, швейцарский банк Credit Suisse недавно подсчитал, что совокупное богатство всех белорусов составляет 123 млрд долларов. Если всем белорусам все распродать и скинуться, на эти деньги можно купить четверть состояния Фейсбука, половину компании «Самсунг», «Макдональдс» или «Лукойл». На выбор.

– А дефицит бюджета в 2020 году в 1 млрд – это критично или нет? Откуда он взялся?

– Дефицита в бюджете у нас давно не было. Причем Минфин недавно заявил, что его следует ждать и в следующем году, и через год. К балансу мы планируем прийти только в 2023 году. То есть настали сложные времена. Основная причина – отсутствие компенсации за налоговый маневр России в нефтяной сфере (из-за него Беларусь лишается доходов от экспортных пошлин на нефтепродукты), прекращение поступлений от перетаможки нефти. Из-за этого мы теряем значительную долю поступлений, а расходы сократить не можем. Но если верить Минфину, то дефицит можно покрыть с помощью остатков бюджетов прошлых лет.

Дефицит в 1 млрд нельзя назвать критическим. Грубо говоря, государству для покрытия всех расходов не хватает по 105 рублей на каждого жителя страны. Сумма вроде не такая и большая, но, к примеру, 1,3 млрд – это наши расходы на всю национальную оборону.

– Насколько прозрачны суммы расходов бюджета и может ли налогоплательщик влиять на них?

– Некоторые данные есть в открытом доступе на сайте Минфина или на сайтах исполкомов. Но у нас публикуют далеко не всю информацию, как это принято в развитых странах. Несколько лет назад Всемирный банк вместе с экспертами SYMPA/BIPART провел в Беларуси исследование, которое показало: с точки зрения прозрачности есть куда стремиться…

К сожалению, влиять простые граждане на бюджетную политику практически не могут. Существует обсуждение бюджета, где депутаты выступают от лица избирателей и могут изменить проект бюджета Минфина. Но на практике это не работает, обсуждения носят формальный характер. Напрямую куда-то обратиться сложно, но можно использовать петиции – есть удачные примеры, когда жители города решали с их помощью свои проблемы.

– Почти 83% бюджета составляют выплаченные людьми и предприятиями налоги. Не многовато ли мы платим?

– У нас действительно высокая налоговая нагрузка – среднестатистический белорус отдает в казну примерно половину своей зарплаты, если учесть взносы в ФСЗН, которые теоретически налогами не считаются. По расчетам Всемирного банка, Беларусь входит в топ-3 европейских стран по налоговой нагрузке.

Формально мы платим только 13% подоходного налога и 1% в пенсионный фонд, но основную часть налогов мы просто не видим (подсчитать конкретно свои можно с помощью калькулятора на сайте коштурада.бел). Именно граждане, а не юрлица в конечном итоге платят НДС 20% с каждой покупки. 34% ФСЗН с каждой зарплаты перечисляют работодатели, но ведь, по сути, работнику изначально платят на треть меньшую зарплату. У нас очень большие взносы в ФСЗН, их обычный размер европейских странах – около 20%. При этом в Европе пенсии выше. Минтруда недавно заявил, что в Европе пенсионеры живут хорошо, потому что на пенсию копят самостоятельно. Но и без дополнительных накоплений они получают пенсию гораздо достойнее, чем в Беларуси.

Юрлицам не лучше: по последним данным рейтинга Doing business, Беларусь по налогообложению оказалась на 99-м месте из 190 стран. Выходит, налоги у нас большие, но рационально расходовать полученные от них средства мы так и не научились.

– Из года в год многие критикуют бюджет за суммы на оборону: мы не ведем войн, нам никто не угрожает, но денег на оборону уходит больше, чем на социалку.

– Смотреть на то, как много заложено в республиканском бюджете на национальную оборону, судебную власть и милицию, и говорить, что мы финансируем только военных и силовиков, неправильно. Социально значимые затраты – здравоохранение, образование, благоустройство – идут в основном из местных бюджетов. Есть еще внебюджетный фонд ФСЗН, из которого выплачивают пенсии, пособия, больничные. Если сложить все эти деньги, то окажется, что доля затрат на оборону (обычно 2-3%) не такая уж и большая по сравнению с социальными расходами, на которые традиционно идет больше половины всех средств сектора госуправления. В следующем году на социальную сферу планируют потратить на 7,2% больше, чем в 2019-м. Эффективно ли расходуются эти средства – другой вопрос.

– Кстати, о социалке. Одни жалуются, что пособия и пенсии низкие, а другие – что им приходится содержать армию пенсионеров и многодетных.

– Нашему ФСЗН, к сожалению, денег всегда не хватает. Поэтому каждый год туда из республиканского бюджета перечисляются значительные суммы – больше, чем многим другим ведомствам. И это несмотря на повышение пенсионного возраста. В этом году туда направят примерно 1,3 млрд, в следующем – 2 млрд рублей.

Можно понять тех, кто возмущается: «Я своими налогами содержу чужих троих детей». Но так устроено во всем мире: налогами скидываются все, а получают эти деньги самые уязвимые слои населения.

Наше государство говорит, что оно социально ориентированное, и это не пустое утверждение. По этой причине у нас не хотят резко повышать тарифы ЖКХ до 100%. И по этой же причине у нас не хотят приватизировать госпредприятия, которые тянут экономику на дно. Ведь эти предприятия выполняют важную социальную функцию – обеспечивают работой, пусть и низкооплачиваемой, почти всех желающих. Но если мы посмотрим на размер пособий и пенсий, зарплат на убыточных предприятиях, то поймем, что работает система соцподдержки не очень эффективно.

Минфин: общий объем госдолга Беларуси на уровне 21 млрд долларов

– Какие предприятия в стране являются самыми крупными налогоплательщиками – а значит, умеют зарабатывать?

– Топ белорусских налогоплательщиков практически ежегодно состоит из «Беларуськалия», предприятий, работающих в нефтегазовой сфере, производителей табака и алкоголя, мобильных операторов. Они платят в бюджет довольно весомые налоги.

– Глава представительства Всемирного банка Алекс Кремер говорил: даже если расширить соцпомощь в пять раз, она выйдет бюджету в 95 раз дешевле, чем сумма поддержки убыточных госпредприятий в 2015 году. Почему мы продолжаем содержать такие предприятия?

– У нас на самом высоком уровне есть мнение, что наши предприятия – это фамильное серебро, которое надо беречь. При этом многие из них убыточны и нерентабельны. После развала СССР многие Балтийские страны получили толчок в развитии как раз из-за вовремя проведенной приватизации. У нас момент уже упущен – многие предприятия уже невозможно выгодно продать. Да и, скажем прямо, не каждый инвестор польстится даже на относительно перспективный завод с учетом дополнительных требований от государства: сохранить рабочие места, нарастить определенные показатели… Ведь если эти требования не соблюсти – последствия для инвестора могут быть печальными.

– А на чем государству можно было бы реально сэкономить?

– На модернизации цементных заводов, например – она длилась семь лет, а общие расходы на нее превысили 1 млрд долларов. У нас не часто бывает такое, чтобы власти вслух признали, что модернизация провалилась… Для сравнения, потраченных денег хватило бы, чтобы два раза покрыть дефицит бюджета следующего года.

– А затраты на Европейские игры, которые в этом году много обсуждали?

– И тут тоже можно было сэкономить. С ними вообще вышло интересно: каждый раз фигурировала новая цифра расходов. Последняя – 840 млн рублей. Конечно, не все деньги были взяты из бюджета, и значительная часть этой суммы пошла на развитие инфраструктуры, строительство, транспорт. Так что некоторые вещи могут оказаться полезны нам в будущем. Но все же такие мероприятия Беларуси не по карману.

У нас вообще любят тратить деньги, чтобы пустить пыль в глаза. Классический комплекс бедняка – блеснуть и показать, что на самом-то деле я богат. Для такой, скажу прямо, бедной страны купить для здания Верховного суда люстру за 187 тысяч рублей и фонтан за 418 тысяч рублей – слишком роскошно. Или, например, потратить полмиллиона долларов на флагштоки для стадиона «Динамо». И это притом что у нас постоянная нехватка чего-то важного: медицинского оборудования в больницах, хороших местных дорог… У нас многие правительственные здания делают с золотом и вензелями, чтоб выглядело богато. Я бывала в госорганах некоторых европейских стран и никогда не встречала ничего подобного – там все очень скромно.

716 рублей каждый житель страны в первом полугодии внес в бюджет в виде косвенных налогов – НДС и акцизов на товары.

164 рубля каждый работающий белорус направил на зарплаты чиновникам за январь – август 2019 года.

265 рублей каждый работающий белорус потратил на оплату процентов по госдолгу за первое полугодие 2018 года.

80 рублей каждый работник страны отдаст на программу семейного капитала в 2020 году.

2 667 100 белорусов не могут позволить себе минимальный набор товаров и услуг. В месяц они имеют меньше 344 рублей.

*По данным «Кошт урада».

Таисия ЧЕРНУХО

Традиционно замыкает топ-3 самых финансируемых разделов расходов «Cудебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности». В 2021 году на эти цели выделили 2,77 млрд, или на 290 млн больше, чем годом ранее. Органы внутренних дел получат свыше миллиарда, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – около 300 млн. На другие вопросы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности выделят 315 млн.

Отдельно нужно сказать о сфере здравоохранения, ставшей приоритетной в контексте пандемии. В 2021 году на неё выделят 1,67 млрд рублей, тогда как год назад – 1,27 млрд. Прирост – 400 млн, 684 млн потратят на медицинскую помощь населению, свыше 7,3 млн – на государственный санитарный надзор, 19 млн – на прикладные исследования в области здравоохранения, наконец, 958 млн уйдет на другие вопросы в области здравоохранения.

Бюджет Союзного государства на 2021 год составил 4,7 млрд рублей

  • Куда вложить доллары, биткоины и другие сбережения — рекомендации
  • Как кризис и пандемия меняют цены и спрос на недвижимость в Беларуси
  • Пустые банки, «невидимые» кредиты и «мертвые» госпредприятия: экономический прогноз Вадима Иосуба

По мнению экспертов, в 2021 году развитие экономики будут определять два основных сценария. При первом политический кризис не будет урегулирован, при втором – он будет преодолен. От этих сценариев будут зависеть такие показатели, как инфляция и курс национальной валюты, подчеркнул аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

Александр Муха также прогнозирует, что в 2021 году может произойти достаточно глубокое падение доступных доходов населения как в реальном выражении (цены будут расти быстрее доходов), так и в долларовом. Это может привести к усилению социального и политического недовольства в стране.

«Беларусь по средней зарплате существенно отстает и от Российской Федерации, не говоря уже о странах Балтии, Польше. Более того, существует вероятность, что с учетом возможной девальвации белорусского рубля к доллару США в следующем году по средней зарплате нашу Беларусь может обогнать и Украина», – считает экономист.

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что власти с большой вероятностью используют инфляцию и девальвацию, чтобы «конфисковать деньги у предприятий, юридических и физических лиц».

«Будет еще большим кризис банковской системы, будет огромное давление на бюджет, так как будут банкротить государственные предприятия. Инфляция ожидает более 10%. Курс при ОМОН-экономике будет более Br 3,3 за доллар. Зарплаты могут упасть до $ 400. Количество людей, которые окажутся за чертой нищеты, достигнет 10-15%», – заявил он.

По мнению Ярослава Романчука, «это будет испытание страны».

«И если к политическому кризису присоединятся еще факторы социально-экономические, думаю, даже покорные пролетарии, которые сидели и ждали, чем закончится, будут выдвигать к властям совсем другие требования», – отметил экономист.

18:10 Вяскоўцы сейчас
18:45 «Наша Ніва». Традыцыя і сучаснасць, рэпартаж
19:05 Эканоміка з Чалым

Блеск и нищета белорусской экономики

Госбюджет состоит из доходной и расходной части. В первой из них отражаются все безвозвратные поступления, основными статьями формирования доходов являются:

  • Налоги, уплачиваемые субъектами хозяйствования и гражданами страны в порядке, установленном законодательством. Они взимаются и центральными, и региональными органами власти.
  • Неналоговые поступления. К ним относятся доходы от имеющегося в государственной собственности имущества, а также от внешнеэкономической деятельности.
  • Безвозмездные поступления. Это доходы необязательного характера, которые могут поступать от международных институтов или иностранных государств, а также из других источников.

Наиболее значимой статьей дохода являются налоги, за счет которых формируется примерно 80% доходной части госбюджета.

Что касается расходной части бюджета, то важными статьями являются расходы на:

  • оборону государства;
  • социальные нужды;
  • образование;
  • здравоохранение.

Государство расходует деньги на оплату труда работников бюджетной сферы и силовых ведомств, на поддержку сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на строительство и реконструкцию объектов госсобственности, проведение выборных кампаний и пр.

Суммы доходной и расходной частей бюджета в идеале должны быть равными – в этом случае он называется сбалансированным. Если доходы государства выше, чем его расходы, бюджет называют профицитным, в обратном случае – дефицитным. Превышение расходов над доходами не является критическим фактором, если это предусмотрено заранее, поскольку экономические власти страны предварительно определяют, за счет чего можно будет компенсировать бюджетный дефицит. Распространенными вариантами являются:

  • привлечение заемных средств в виде кредитов;
  • эмиссия государственных ценных бумаг;
  • приватизация объектов госсобственности;
  • привлечение прямых инвестиций.

Решения о механизмах компенсации бюджетного дефицита в течение финансового года принимаются соответствующими органами и согласовываются с руководством страны.

люты 2021
П А С Ч П С Н
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28

31067


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Юридический портал, 2021 | Все права защищены