Надомное обучение перечень заболеваний 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надомное обучение перечень заболеваний 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 июня 2016 года N 436н

Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому



В соответствии с подпунктом 5.2.88_1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3526; 2013, N 16, ст.1970; N 20, ст.2477; N 22, ст.2812; N 33, ст.4386; N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1296; N 26, ст.3577; N 30, ст.4307; N 37, ст.4969; 2015, N 2, ст.491; N 12, ст.1763; N 23, ст.3333; 2016, N 2, ст.325; N 9, ст.1268),

приказываю:

Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

Министр
В.И.Скворцова


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
20 июля 2016 года,
регистрационный N 42916

Заболевания для домашнего (надомного) обучения ребенка

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 30 июня 2016 года N 436н


N п/п

В соответствии с пунктом 5.2.88(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526; 2013, № 16, ст. 1970; № 20, ст. 2477; № 22, ст. 2812; № 33, ст. 4386; № 45, ст. 5822; 2014,№ 12, ст. 1296; № 26, ст. 3577; № 30, ст. 4307; № 37, ст. 4969; 2015, № 2, ст. 491; № 12, ст. 1763; № 23, ст. 3333; 2016, № 2, ст. 325; № 9, ст. 1268) приказываю:

Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому.

Министр В.И. Скворцова

3 формы домашнего обучения: в чём разница, плюсы и минусы

  • Подагра на руках и ногах, симптомы и причины заболевания суставов
  • Симптомы адинамии, частые причины мышечной слабости и лечение
  • Непроходимость кишечника – симптомы нарушения, виды и лечение синдрома
  • Синдром Золлингера Эллисона или гастринома, симптомы и лечение
  • Острый и хронический аднексит, симптомы и лечение воспаления придатков (яичников и маточных труб)

Существует много объективных причин, по которым дети не могут посещать образовательное учреждение. Чаще всего это происходит при наличии у ребёнка хронического заболевания или по причине ухудшения состояния здоровья. Когда состояние здоровья ребенка не позволяет ему систематически посещать школу, ему могут предложить альтернативное обучение на дому.

Домашнее обучение по состоянию здоровья — это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для особых детей. В этом случае ученик официально закреплен за образовательным учреждением, и оно несет полную ответственность за его обучение и успешную аттестацию. В то время как рассмотренная в предыдущем материале «Семейное образование: Компенсации родителям за семейное обучение?» форма «семейного обучения», предусматривает открепление ребенка от школы и возложение ответственности за его подготовку целиком на родителей.

В отличие от семейного обучения дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноценными участниками образовательного процесса.

Право ребенка на предоставление ему специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

В соответствии с принятым в 2012 году Законом об образовании дети могут получать общее образование как в образовательных учреждениях, так и вне их.

Ребенок по медицинским показаниям имеет право:

  • на индивидуально разработанные параметры преподавания ему предметов, в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании».

Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает:

  • перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.

Признание за ребенком статуса инвалида учреждениями медико-социальной экспертизы для домашнего обучения возможно в том случае, если:

  • у ребенка имеются стойкие умеренные нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые приводят к ограничениям жизнедеятельности, начиная с первой степени;

  • одной из категорий жизнедеятельности, используемых для оценки социальной недостаточности несовершеннолетнего ребенка при проведении медико-социальной экспертизы является способность к обучению, под которой понимают способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.

Исходя из приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н:

  • вторая степень ограничения способности к обучению предполагает необходимость обучения на дому.

Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (ред. от 05.07.2016) «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н утвержден перечень заболеваний, наличие которых дает право на домашнее обучение по основным общеобразовательным программам.

Напомним, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к основным общеобразовательным программам относит:

  • образовательные программы дошкольного образования,
  • образовательные программы начального общего образования,
  • образовательные программы основного общего образования и
  • образовательные программы среднего общего образования,

т.е. те образовательные программы, которые должны осваиваться детьми в школе.

Таким образом, если у ребенка есть заболевание с той особенностью течения, которое изложено в приказе 436н, он имеет не только право на домашнее обучение, но и может претендовать на статус ребенка инвалида.

Почему может претендовать:

  • потому что необходимо еще и заключение психолого-медико-педагогической комиссии, которое должно подтвердить нуждаемость в таком виде обучения, то есть в домашнем обучении.

На основании статьи 19 «Образование инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

  • органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ определена Письмом Минобрнауки РФ от 30.09.2009 № 06–1254. В соответствии с этими законодательными нормами при наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

Количество часов в неделю в рамках домашнего обучения по общей программе предполагает следующее:

  • для 1 – 4 классов — 8 уроков в неделю;
  • для 5 – 8 классов — 10 уроков в неделю;
  • для 9 классов — 11 уроков в неделю;
  • для 10 – 11 классов — 12 уроков в неделю.

Эти нормативы утверждаются пояснительной запиской к учебному плану каждого образовательного учреждения.

Домашнее обучение детей может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителями:

  • желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем;

  • для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах);

  • при наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в домашнем обучении:

  • включая объем его учебной нагрузки,

  • а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или

  • путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся,

  • определяется индивидуально.

Во время домашнего обучения школа обязана:

  • предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

  • условия для промежуточной и итоговой аттестации;

  • документ государственного образца о соответствующем образовании.

Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем образовательного учреждения, которые должны с ним заниматься.

Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении:

  • то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования;

  • длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.

Шаг 1. Получить медицинскую справку о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение

Чтобы получить разрешение на домашнее обучение ребенка по состоянию здоровья, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии из поликлиники, к которой приписан ребёнок.

Для получения справки нужно:

  • обратиться к участковому врачу. Он выдаст направления на анализы, а также к другим врачам-специалистам для постановки диагноза;

  • далее лечащий врач выносит заключение о рекомендации перехода на домашнее обучение.

Со справками, результатами анализов (или с медкартой ребёнка) и заключением необходимо:

  • обратиться к заместителю главного врача по клинико-экспертной работе в поликлинике, отдать документы и

  • получить решение комиссии в назначенное время.

В справке о необходимости перевода ребенка на домашнее обучение должны быть 3 подписи:

  • врача, который выдал документ,

  • лечащего и главного врача поликлиники, и

  • круглая печать поликлиники.

Данная справка действительна 1 год.

Шаг 2. Изучить документы школы, в которой учится ребенок.

Несмотря на то, что домашнее обучение официально признано, далеко не каждая школа может его предоставить. Для того, чтобы узнать возможен ли перевод на домашнее обучение по причине здоровья в школе, нужно посмотреть устав школы. Устав можно попросить у завуча школы или найти на интернет-сайте школы.

После того как убедитесь, что школа позволяет осуществить перевод ребенка на домашнее обучение, необходимо приступать к сбору документов.

Шаг 3. Собрать комплект документов.

Если в школе предусмотрена возможность перевода на домашнее обучение, то нужно собрать следующие документы:

  • справку о переходе на домашнее обучение, которую получили в поликлинике;

  • заявление на имя директора школы;

  • свидетельство о рождении ребёнка;

  • заявление в департамент образования.

Чтобы написать заявление на имя директора школы понадобится помощь педагогов или завуча, так как в заявлении должен быть указан перечень предметов, которые будут изучаться ребёнком и количество их часов.

Заявление в департамент образования стоит отправить (передать) одновременно с заявлением на имя директора. Это обусловлено тем, что несмотря на то, что школа обязана перевести ребёнка на домашнее обучение на основании врачебных показаний, директор школы может побояться брать на себя ответственность и перенаправить заявление в департамент образования.

Шаг 4. Составить индивидуальный график и подписать договор со школой.

Далее, с комплектом документов нужно прийти в школу, чтобы составить индивидуальный график домашнего обучения для ребёнка.

В нём должны быть отображены:

  • предметы и количество их часов;

  • также расписание, какие и в какие дни будут приходить преподаватели к на дом, чтобы проводить занятия и

  • график аттестаций, по которым будет видна успеваемость ребёнка.

При домашнем образовании услуги преподавателей бесплатны, также школьник получает право пользоваться школьной учебной литературой. Во время составления индивидуального графика домашнего обучения, необходимо учитывать, что для преподавателей — это дополнительная нагрузка и не каждый учитель сможет приходить к ребенку на дом в самое удобное для вас время.

Помимо индивидуального графика домашнего обучения:

  • между родителями и школой должен быть заключён договор на домашнее обучение, в котором указываются права и обязанности всех сторон (школы, родителя и ребёнка, как учащегося) и

  • указываются сроки контрольных аттестаций.

Шаг 5. Получить журнал учёта проведённых занятий.

На основе индивидуального графика школа должна выдать личный журнал учёта проведённых занятий. В него должны заноситься данные по обучению ребёнка. В идеальном варианте, журнал должен полностью соответствовать заявленному плану домашнего обучения.

Приходящие преподаватели заполняют журнал, указывая пройденные темы, полученные оценки и заданное домашнее задание. Это почти тот же классный журнал, только для ребёнка, обучающегося на дому.

Если к ребёнку приходит репетитор, то пройденные темы, также должны быть отображены в журнале.

Шаг 6. Получить аттестат.

В отличие от семейного образования — на домашнем обучении ребёнок остаётся приписан к школе на время обучения. В зависимости от сложности заболевания, ребёнок может периодически посещать школу и общие уроки, также приходить на контрольные, промежуточные и итоговые аттестации. Всю эту информацию родители должны будут согласовывать, составляя индивидуальный график.

60 детских болезней, дающих основание для домашнего обучения

Каждый субъект РФ вправе самостоятельно утверждать законы, касающиеся домашнего обучения лиц с ограниченными возможностями. Например, в Москве это Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 № 16 (ред. от 14.12.2016). Положения данного Закона распространяются на домашнее обучение детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья.

Отдельной статьей в Законе выделены положения, раскрывающие особенности организации обучения детей на дому:

  • для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения, с согласия их родителей органами государственной власти города Москвы создаются условия для обучения на дому;

  • обучение на дому осуществляется образовательными учреждениями на основании медицинского заключения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

  • обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями. Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования;

  • лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы;

  • коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования.

Статья 7 «Обучение на дому» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

Прием детей с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам приема граждан в школу:

  • образовательное учреждение не в праве отказать ребенку, у которого имеются ограниченные возможности здоровья.

п.1, п.2 статьи 14 «Особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственные образовательные учреждения» Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»

Отдел здравоохранения администрации Адмиралтейского района в связи с приказом министерства здравоохранения Российской Федерации N 436н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, НАЛИЧИЕ КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НА ДОМУ» от 30 июня 2016 г приводит актуальный перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому

N п/п

Код по МКБ 10 Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра.»><1>

Нозологические единицы

Особенности течения заболевания, требующие обучения на дому (форма, стадия, фаза, степень тяжести заболевания, течение заболевания, осложнения, терапия)

Новообразования

1.

C00 — C97

Злокачественные новообразования

В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

2.

D60 — D61

Апластические анемии

В условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1 месяца) при наличии побочных действий и (или) нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата; состояние после трансплантации костного мозга

3.

D66 — D67

Нарушение свертываемости крови

Тяжелой степени

4.

D69

Пурпура и другие геморрагические состояния

Тяжелой степени и (или) в условиях длительного применения иммуносупресивной терапии (более 1

5.

D89

Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

месяца) при наличии побочных действий и нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата

Болезни эндокринной системы

6.

E10

Сахарный диабет I типа

Тяжелой степени

Психические расстройства и расстройства поведения

7.

F06.6

Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство

Со стойкими значительными неконтролируемыми нарушениями поведения, но не представляющими опасность для себя и (или) окружающих, на фоне фармакорезистентности или длительного подбора терапии (более 1 месяца)

8.

F07

Расстройства личности и поведения вследствие болезни повреждения и дисфункции головного мозга

9.

F20 — F29

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

10.

F30 — F39

Расстройства настроения (аффективные расстройства)

11.

F70 — F79

Умственная отсталость

12.

Образовательная деятельность (в том числе образовательная деятельность образовательных и иных организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей) подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации <11>. В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности <12> на территории медицинских организаций.

<11> Часть 1 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ.

<12> Часть 4 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ.

Вместе с тем специфика осуществления образовательной деятельности в условиях медицинских организаций в ряде случаев объективно не позволяет в полном объеме выполнять отдельные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, такие как:

— наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; — наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

— наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которое предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего, в том числе, требования статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ).

Сложность выполнения перечисленных выше требований объясняется отсутствием возможностей у госпитальной школы обеспечить условия обучения в медицинском стационаре, равноценные массовой школе, а в ряде случаев — наличием требований, связанных с особенностями нахождения детей на лечении в медицинских организациях.

Так, например, в связи с испытываемым большинством медицинских организаций дефицитом площадей для обучения детей вне зависимости от их возраста и преподаваемых учебных предметов может быть предоставлено только одно небольшое помещение либо часть помещения (часть игровой комнаты, холла лечебного отделения и других помещений). Учитывая обозначенные проблемы, у госпитальных школ, как правило, отсутствуют помещения библиотек, помещения и площадки для занятий спортом, актовые залы, столовые и многие другие обязательные для общеобразовательных организаций помещения. Многие занятия в госпитальных школах проходят непосредственно в больничных палатах и боксах, которые не могут выступать в качестве объектов лицензирования образовательной деятельности.

Санитарные правила, применяемые медицинскими организациями, как правило, не позволяют объединять на занятии в одном помещении детей из разных отделений, в связи с чем у госпитальной школы отсутствует возможность организации единого школьного сектора для детей, проходящих лечение в больнице.

При ряде заболеваний во избежание распространения или передачи инфекции запрещается использование разными детьми одних и тех же учебников, пособий на бумажных носителях. Необходимость библиотеки в такой госпитальной школе отсутствует. В таких случаях педагоги госпитальных школ вынуждены использовать вместо материалов на бумажных носителях соответствующие материалы на электронных носителях (планшетах, ноутбуках), которые до и после занятий с детьми обрабатываются дезинфицирующими средствами.

Отсутствие в настоящее время законодательных механизмов регламентации образовательной деятельности, учитывающих специфику обучения детей в условиях стационаров медицинских организаций, не может являться основанием для ограничения конституционного права ребенка на получение общего образования вне зависимости от жизненной ситуации, в которой он находится.

Образовательная деятельность, осуществляемая образовательной организацией с обучающимися, находящимися на длительном лечении, на дому, не требует внесения изменений в ее действующую лицензию.

Образовательная организация по месту жительства ребенка обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, а также соответствие подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся <13>. При необходимости обучение длительно болеющих детей организуется в медицинских организациях или на дому <14>.

<13> Пункт 1 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ.

<14> Часть 5 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ <15> обучающимся предоставляются академические права на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня.

<15> Пункт 15 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ.

Применение мер дисциплинарного взыскания, включая отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся во время их болезни не допускается <16>.

<16> Часть 6 статьи 34 и части 4, 8, 9 статьи 43 Федерального закона N 273-ФЗ.

Вместе с тем, несмотря на временное прекращение посещения занятий по состоянию здоровья, дети имеют право на продолжение обучения в образовательной организации именно по месту жительства.

Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию, которая организует его обучение на период, пока такой обучающийся по состоянию здоровья находится в медицинской организации и не может посещать образовательную организацию по месту жительства.

Длительное лечение, независимо от продолжительности свыше 21 дня, носит временный характер в жизни ребенка и образовательная организация по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей. Более того, весь процесс обучения в период длительного лечения ребенка нацелен на его возвращение без потерь к обычной школьной жизни в период выздоровления.

Образовательная организация по месту жительства ребенка обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение. Руководителям образовательных организаций рекомендуется организовать мониторинг отсутствия обучающихся в образовательной организации по уважительным причинам и определить сотрудников, ответственных за оперативное реагирование и взаимодействие в таких случаях с родителями (законными представителями) ребенка.

В рамках взаимодействия рекомендуется совместно с родителями (законными представителями) ребенка определить документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т.д.):

— форму обучения и индивидуальный учебный план, расписание занятий и режим обучения;

— особые образовательные потребности, вызванные лечением и текущим состоянием здоровья, влияющие на организацию обучения;

— способы, формы, каналы информирования родителями (законными представителями) образовательной организации о перемещении обучающегося в медицинские стационары и об иных образовательных организациях (госпитальных школах), осуществляющих его обучение непосредственно в детской больнице;

— необходимость информирования родителями (законными представителями) о текущих результатах обучения и корректировках индивидуального учебного плана;

— любые другие формы социальной поддержки больного ребенка со стороны образовательной организации, участников образовательного процесса.

Перечень заболеваний для надомного обучения

Промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) указанных обучающихся должна проводиться организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту жительства, в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность <23>, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации.

<23> Пункт 7 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ.

При выборе форм текущего контроля успеваемости следует особый акцент сделать на информирование родителей и ребенка о применяемой системе оценивания, акцентировав внимание не на текущей оценке, а на важности достижения поставленных совместно с ним целей обучения на каждом занятии.

Вместе с тем не следует завышать оценки больным детям, так как в силу этого могут быть сформированы ложные представления о результатах обучения.

Каждое занятие с ребенком необходимо завершать рассмотрением достигнутого прогресса и оставшихся вопросов для работы, при этом следует избегать категоричных оценочных суждений.

По окончании длительного лечения госпитальная школа выдает обучающемуся, освоившему часть образовательной программы, справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому данной организацией, с результатами текущего контроля успеваемости по каждому учебному предмету.

Данная справка является обязательной к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося.

Образовательная организация по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в части в госпитальной школе, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.

Родителям необходимо знать и видеть, что их больной ребенок вовлечен в обычную школьную жизнь. Это помогает справиться с каждодневными требованиями, которые предъявляет болезнь ребенка. Ключевую роль в этом процессе занимает подготовленный к работе с таким ребенком педагог.

Образовательная организация, осуществляющая свою деятельность на базе медицинской организации, либо образовательная организация, специально созданная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), либо специализированное структурное образовательное подразделение медицинской организации, как правило, имеет специально подготовленный для работы с длительно болеющими детьми состав педагогических работников.

При организации обучения такого ребенка на дому или в стационаре рекомендуется образовательной организации, закрепленной за территорией, на которой проживает обучающийся, и руководителям образовательных организаций организовать предварительную специальную подготовку педагогов, направленную на понимание ими особых образовательных потребностей конкретного ребенка и форм взаимодействия в процессе его длительного лечения.

С этой целью с учетом тщательного анализа сложившейся ситуации и контингента обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в субъекте Российской Федерации возможно создание образовательной организации — ресурсного центра по вопросам обучения таких детей, который мог бы оказывать консультационную поддержку педагогам массовых образовательных организаций, работающих с больными детьми, а также информационную поддержку их родителям (законным представителям).

Исходя из положительного опыта организации образовательного процесса для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях, в ряде субъектов Российской Федерации рекомендуется введение в штат образовательных организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей в медицинских организациях, 1 — 3 штатных единиц тьюторов, в обязанности которых входит взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся и лечащими врачами по вопросам согласования индивидуальных учебных планов и составления расписаний занятий, а также координации работы педагогов.

Такое решение позволяет в максимально короткий срок учитывать при организации учебного процесса изменения, связанные с состоянием здоровья детей и особенностями проводимого лечения, и минимизировать количество отмененных по медицинским причинам занятий.

Именно тьютор образовательной организации, работающий в медицинском стационаре, составляет карту индивидуальных образовательных потребностей ребенка, в которой отражаются нужды, связанные с передвижением, усаживанием и подъемом, утомляемостью и седацией; требования к режиму питания, приему лекарств, физической активности; ограничения, связанные со зрением, слухом, состоянием памяти, речи, графомоторных навыков и другие.

В индивидуальной карте образовательных потребностей ребенка важно отразить и описать процедуры, которым необходимо следовать в любых предполагаемых критических ситуациях (например, в случае приступа или сильного ухудшения состояния здоровья ребенка во время занятия).

Также в данной карте должны быть отражены ограничения, которые обязан соблюдать педагог при встрече с ребенком и проведении занятий, а именно: использование медицинского халата и маски, обработка рук и средств обучения антисептиками, ограничения на использование парфюмерных средств, которые могут вызвать аллергические или рвотные реакции ребенка, и другое.

Ранее Минпросвещения России даны разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью <27>.

<27> Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

Так, обозначены обязанности тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ как педагогического работника, участвующего в разработке и реализации образовательной программы.

Решение о введении штатной единицы тьютора принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций ПМПК или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность в медицинских организациях, совместно с медицинскими организациями создается образовательная среда для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, режима лечения и реабилитации, состояния здоровья, а также осуществляются подбор и адаптация педагогических средств и методического обеспечения для реализации образовательного процесса на дому или в медицинской организации.

С этой целью в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность <28>, в детских отделениях стационара предусматриваются помещения для обучения и игровые комнаты. Данные помещения являются ресурсом медицинской организации, который используется образовательной организацией при реализации сетевой образовательной программы в рамках соответствующего договора.

<28> Пункт 10.7.5 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Вместе с тем образовательный процесс может быть организован также в больничных палатах, боксах и иных помещениях лечебных отделений медицинской организации.

Образовательная среда в условиях медицинского стационара призвана обеспечить развитие ребенка и его способностей, формирование положительной самооценки, мотивации, быть средой исследований, открытий и познания, давать возможность ребенку проявить себя. Образовательная среда детской больницы должна помочь больному ребенку отвлечься от тревог и переживаний, связанных с заболеванием.

В медицинском стационаре рекомендуется создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися общеобразовательных программ в полном объеме.

При организации обучения болеющих детей педагогическим работникам необходимо соблюдать особый санитарно-гигиенический режим. Например, нельзя использовать дидактические средства обучения, которые передаются от ребенка к ребенку, в ряде случаев необходимо проводить обработку средств обучения антисептиками.

Образовательная среда в медицинском стационаре должна иметь мебель с характеристиками регулирования под возраст ребенка, быть легкой и мобильной. Внутреннее оформление учебного класса должно создавать яркое и позитивное настроение.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования и охраны здоровья, рекомендуется для обучающихся, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях, и педагогических работников госпитальных школ обеспечить доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с ФГОС образовательная среда — это «совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей» <29>. Руководствуясь этим общим принципом, необходима организация специальных игровых зон для детей дошкольного возраста, оснащенных разнообразными развивающими материалами. Целесообразно организовать специальные тематические зоны (для предметной деятельности, конструирования, творчества, настольных игр, сюжетных игр и др.), а также выставки детских поделок, детскую библиотеку (с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и правил). Наличие в игровых зонах гибких модулей, ширм, кубов, стульев, качалок позволит трансформировать окружающее пространство. Также важно разместить в игровой зоне кресла или диван, специальные сенсорные элементы для спокойного отдыха и релаксации детей и родителей. Взрослым следует регулярно обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), что позволит активизировать у детей желание ставить и решать игровые задачи.

<29> От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

раскрыть » / « свернуть

При организации надомного обучения, учителя осуществляют индивидуальный подход, ориентируясь на индивидуальный темп усвоения учебного материала учащимся и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности. Отрицательная сторона в том, что эти дети лишены общения со сверстниками, а следовательно нуждаются в социальной адаптации, позволяющей иметь определённые бытовые навыки, представления о жизни.

Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Практика показывает, что многие дети, обучающиеся на дому, оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что дети:

— не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

— не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально – поведенческих особенностей;

— у них низкий уровень знаний об окружающей среде;

— им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

— они не могут применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Социальная адаптация ребёнка обучающегося на домашнем обучении – это непрерывный процесс, в котором участвуют личность и общество. Главным приоритетом в работе с такими детьми, является индивидуальный подход, с учётом степени психики и здоровья каждого ребёнка. Дети, обучающиеся на дому, — это дети с разными нарушениями развития: нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и т.д. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они могут быть не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов и возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребёнка.

Коррекционная работа с детьми должна быть направлена на уменьшение зависимости ребёнка от посторонней помощи. Она должна стимулировать его активность, адаптацию к окружающей и социальной среде.

Помочь ребёнку овладеть простейшими трудовыми навыками, что позволит ему в дальнейшем занять своё место в обществе, и не чувствовать себя в изоляции от других людей – задача учителя надомного обучения.

Пути формирования социально-бытовой адаптации детей в условиях надомного обучения видятся мне следующим образом:

Так как дети в силу своих ограничений вынуждены получать образование в форме надомного обучения, следовательно, родители ( или лица их заменяющие) играют большую роль в подготовке детей к самостоятельной жизни. Поэтому учителю надомного обучения важно сделать родителей партнёрами в обучении и воспитании ребёнка. Конечно чаще всего, семьи, у которых есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, не подготовлены и не могут дать ребёнку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример, жалея и «погружая» его в болезнь. С такими родителями учителю необходимо постоянно проводить соответствующую разъяснительную работу. Необходимо дать почувствовать им, что их «особенный» ребёнок является не только личным делом семьи. Процесс образования должен строиться с учётом особенностей ребёнка, образа жизни ученика и его семьи. Мы вместе с родителями должны максимально приближать учащихся к реальной жизни, поддерживать ребёнка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и адаптироваться в обществе.

Локальные акты, регламентирующие обучение на дому.

Все права учащихся, обязанности родителей и образовательных учреждений расписаны в федеральном законе N 273-ФЗ, который вступил в силу 29.12.2012 года. При переводе на самообучение нужно знать несколько статей закона, это:

  • Статья 17. В ней расписаны формы получения образования. Согласно данной статье, знания можно получить в форме самообразования или семейного обучения. Допускается сочетанное получение знаний, то есть можно некоторые предметы проходить в школе, а другие осваивать дома. Знания обучающегося оцениваются в учебном заведении путем проведения промежуточных и итоговых аттестаций;
  • Статья 44. Регламентирует права родителей брать на себя ответственность за образование детей. После получения документа о среднем образовании учащийся может уже сам выбрать форму обучения;
  • Статья 63. Расписывает особенности получения общего образования.

Закон об образовании не устанавливает возрастных ограничений на домашнее обучение. Однако родителям, если они желают перевести ребенка на альтернативный вариант усвоения школьной программы, необходимо тщательно изучить данный закон РФ. Это поможет понять, что они обязаны дать своему ребенку и какую помощь при этом может предоставить государство.

В законе об образовании РФ надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет инвалидность. Надомное образование позволяет получить аттестат о среднем или общем образовании. Учащиеся с инвалидностью могут учиться либо по общей школьной программе, либо по индивидуальным, составленным с учетом их возможностей, планам. Уроки на дому могут быть сокращены до 20-25 минут или удлинены до 2-х часов. По завершении учебы по школьной программе выдается аттестат об основном или среднем общем образовании.

Перевести ребенка на надомную форму учебы на самом деле не так сложно. Однако процесс упростится, если родители заранее будут знать, в какие учреждения следует обращаться.

Чтобы перевести ребенка на надомный вариант обучения, необходимо выполнить следующее:

  • Взять медсправку у участкового педиатра, о том, что ребенок по состоянию здоровья нуждается в домашнем обучении. Педиатр только выдает такую справку, а решение принимает комиссия МСЭ.
  • Написать заявление директору общеобразовательного учреждения, в котором учится ребенок. Если решение о надомном образовании принимается перед поступлением в первый класс, то заявление пишется на имя начальника Департамента образования города.
  • При необходимости составления индивидуальной программы родители или законные представители совместно с завучем или директором школы подбирают индивидуальный учебный план. В нем указывают необходимые для изучения предметы и их количество в неделю.
  • На основании медицинской справки и заявления составляют приказ. В нем указывают преподавателей, которые будут обучать ребенка на дому, и периодичность проверки знаний в течение всего года.
  • Родители получают журнал. В нем учителя должны отмечать пройденные материалы и количество отведенных часов, а также успеваемость учащегося. По окончании учебного года журнал сдают в образовательное учреждение.

Перечень патологий, дающих право на надомное обучение, утвержден Министерством здравоохранения РФ. Образованием детей на дому должна заниматься школа, ближайшая к месту проживания семьи.

Образовательное учреждение обязано:

  • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
  • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

Родители имеют право приглашать педагогов из других школ, которые могут принимать участие и в проверке знаний школьника.

Чтобы получать школьное образование в домашних условиях, необходимо выполнить следующее:

  • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.

При домашнем обучении педагоги школы не обязаны приходить на дом. Родители дают знания либо сами, либо приглашают репетиторов, либо ищут альтернативные варианты. Сроки итоговых и промежуточных экзаменов у обучаемого на дому могут совпадать с аттестацией у одноклассников. Однако многим более удобен вариант, при котором подбирается индивидуальный план оценки знаний.

При домашнем обучении в России закон предусматривает:

  • возможность перевода ребенка как из школы для обучения на дому, так и обратно в любом классе;
  • обеспеченин учащегося учебниками, консультативную помощь педагогов.

В Законе об образовании указано, что родители, по усмотрению субъектов РФ, где проживает семья, могут получать денежные средства, которые государство тратит на обучение каждого школьника, в качестве компенсации. Конкретные цифры могут разниться, а в некоторых районах и вовсе не предусмотрены такие субсидии, поэтому сумму денежных средств нужно уточнять по месту жительства.

Получение школьных знаний с помощью интернета подходит тем детям, которые могут самостоятельно контролировать учебный процесс. Контакт с преподавателями происходит через системы телекоммуникации или очно. Практически нет единого плана дистанционного получения знаний, технических средств и специальной методической литературы. Но постепенно появляются частные учреждения, готовые работать со школьниками дистанционно.

Минздрав назвал болезни, дающие ребенку право на домашнее обучение

У обучения ребенка вне стен традиционной школы есть свои плюсы и минусы.

Основные преимущества получения школьных знаний дома:

  • Более комфортная организация процесса: возможность заниматься в любое удобное время и из любого места, по своему собственному расписанию.
  • Возможность получать знания из разнообразных источников: учебников, электронной литературы, энциклопедий, видеоуроков.
  • Возможность обучать ребенка по интересующим его предметам в той степени, которая ему нужна.
  • Больше свободного времени на увлечения: музыку, спорт, научные кружки, изучение иностранных языков и т.д.
  • Выше эффективность усвоения темы: не отвлекают одноклассники, не тратится время на решение дисциплинарных вопросов.
  • Отсутствие стресса от пребывания в детском коллективе. Не все дети по своему характеру хорошо адаптируются в школах, что негативно сказывается на психическом здоровье и общем самочувствии.

При семейной и дистанционной форме самообразования семья может путешествовать в любое время года, так как нет необходимости учитывать школьное расписание.

К самым явным минусам домашнего получения знаний относят отсутствие социальной адаптации, особенно при отсутствии каких-либо групповых занятий, а также необходимость контроля со стороны родителей.

Закон ФЗ-№273 не совершенен, поправки в него вносятся практически ежегодно. Основная причина вносимых корректировок – несоответствие разработок закона реальному состоянию образования в РФ.

В новых поправках существенных изменений, касающихся среднего и общего школьного образования, нет. Единственное, что заслуживает внимание, – это то, что правительство на законодательном уровне закрепило такие формы обучения как семейное, сетевое, дистанционное.

Часто бывает так, что ребенок тяжело болен и не может посещать уроки вместе со здоровыми сверстниками, но инвалидности у него нет. Надомное образование при таких условиях невозможно по закону. Но выход есть — домашнее, или семейное обучение.

Также как и при дошкольном обучении с ребятами занимаются сами родители, без привлечения школьного персонала. В отличие от надомной формы получения образования, семейную можно выбрать при любом состоянии здоровья, диагноз иметь не обязательно. Достаточно желания родителей.

На обучение дома можно перейти в любой момент, дожидаться окончания четверти необязательно. Отказать дирекция школы не имеет права.

Государство не контролирует процесс семейного обучения, давая родителям полное право решать, как, чему и по какому графику заниматься со своими отпрысками. Естественным критерием успешности их усилий будет являться сдача ребенком итоговых испытаний.

Если экзамен будет сдан неудовлетворительно, будет назначена пересдача. Если и со второй попытки не погасить академическую задолженность, ребенок будет переведен на школьное обучение

Для перехода на семейное обучение нужно:

  1. Написать заявление на имя директора;
  2. Уведомить о своем выборе департамент образования. Можно подать туда заявление самостоятельно или через школьную администрацию.

Часто в этот период родителям звонят чиновники из департамента образования. Паниковать в этих случаях не стоит. Звонок является рутинной проверкой готовности взрослых членов семьи заниматься образованием детей.

Законным представителям несовершеннолетних инвалидов могут выплачиваться ежемесячные выплаты за обучение на дому. Согласно текущей редакции закона «Об образовании», возможность их выплаты не исключается, но регулируется только региональными властями.

На практике в 2021 году выплаты осуществляют два субъекта РФ — Пермский край и Свердловская область. Муниципалитет Омской области отменил выплаты в 2018 году.

Инвалиды имеют законодательно закрепленное право на особый порядок сдачи ЕГЭ. Для того чтобы воспользоваться этой льготой, не позднее 1 февраля необходимо подать заявление на регистрацию. В нем следует описать условия, которые должны быть обеспечены инвалиду исходя из его диагноза.

К заявлению необходимо приложить:

  • Справку об инвалидности;
  • Рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Вместо этих документов предусмотрено предоставление копий.

  1. Льготы и пособия для родителей детей-инвалидов
  2. Социальные выплаты неработающим родителям детей-инвалидов
  3. Льготы для детей имеющих родителей инвалидов
  4. Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

    Обучение на дому разрешено в ряде случаев. Родителям полезно знать, при каких заболеваниях ребенок может не посещать школу и как перейти на домашнее обучение.

    Домашнее или надомное обучение подразумевает учебу ребенка дома по основным общеобразовательным программам. Полный перечень заболеваний для домашнего обучения зависит от страны проживания школьника. Тем не менее, список похожий и включает заболевания, делающие невозможным посещения общественных мест, или чье лечение мешает обычному учебному процессу. Для таких детей также существует возможность выбора программы учения: общей или вспомогательной.

    В приказе Минздрава был опубликован перечень заболеваний для домашнего обучения в России, касающийся состояния здоровья. С недавних пор его обновили, и добавили конкретной информации по характеру течения заболеваний. Список заболеваний, дающих право на домашнее обучение:

    • злокачественные новообразования;
    • расстройство кроветворения тяжелой степени и нарушение свертываемости;
    • окрашивание кожи пациента;
    • заболевания, связанные с иммунным механизмом;
    • сахарный диабет 1 типа;
    • истощение, снижение физической способности, усталость, невозможность к умственным занятиям (астения);
    • психические заболевания, связанные с расстройствами личности (шизофрения), бред;
    • дисфункция головного мозга;
    • расстройства настроения и отсталость;
    • отклонения в поведении;
    • синдром де ла Туретта;
    • недержание кала;
    • атрофия мышц;
    • расстройство мышечного тонуса генетически обусловленное, неправильное сокращение мышечных волокон;
    • патология нервной системы (хорея);
    • нарушения двигательного аппарата;
    • неврологические заболевания (эпилепсия);
    • мигрень;
    • дистрофия, нарушения в строении мышечной ткани генетически обусловленные, множественное поражение суставов, системные нарушения соединительной ткани;
    • остеохондроз юношеский (Легга-Кальве-Пертеса);
    • детский церебральный паралич;
    • паралич, спровоцированный травмой, в т. ч. спинного мозга;
    • воспаление роговицы глаза, глаукома, радужной оболочки, сетчатки и сосудистой оболочки, поражение зрительного нерва, разрыв сетчатки;
    • сердечная недостаточность
    • заболевание дыхательных путей, обструктивная легочная болезнь хронического характера, респираторная недостаточность;
    • хроническое воспаление тонкой и толстой кишки;
    • хроническая печеночная недостаточность, цирроз печени и фиброз;
    • экзема, дерматит, буллезные патологии;
    • тяжелые заболевания почек, почечная недостаточность;
    • травмы туловища, шеи, головы, нижних конечностей или нескольких областей тела.

    Для перевода ребенка на домашнее обучение по состоянию здоровья необходимо, прежде всего, собрать все медицинские документы. После этого родители должны обратиться в поликлинику по месту жительства к заместителю главного врача, занимающегося клинико-экспертной работой. После прохождения комиссии выдадут справку, подтверждающую необходимость надомного обучения. На этой справке должно быть 3 подписи, круглая и прямоугольная печать.

    Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения. По данным Минздрава России, в нашей стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить среднего образования. По официальной статистике, в 2002/2003 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные детишки либо вообще не получают образование, либо учатся дома, но не имеют никаких документов о получении образования. Для таких детей надомное обучение — единственная возможность получить аттестат зрелости.

    Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:

    • для 1-4 классов — 8 уроков в неделю;
    • для 5-8 классов — 10 уроков в неделю;
    • для 9 классов — 11 уроков в неделю;
    • для 10-11 классов — 12 уроков в неделю.

    По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам, учащимся в школе.

    Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.

    • Прежде всего, необходимо собрать все медицинские справки для оформления обучения на дому по медицинским показаниям. Родители или законные представители ребенка должны предоставить администрации школы медицинскую справку из детской поликлиники с заключением медицинской комиссии на обучение на дому.
    • Одновременно родители (или заменяющие их лица) должны написать заявление на имя директора образовательного учреждения.
    • Если ребенок не в состоянии проходить обучение по общей программе родители вместе с представителями образовательного учреждения составляют вспомогательную программу, в которой подробно описывается перечень изучаемых предметов и количество часов в неделю, отведенных на изучение каждого предмета.
    • На основании представленных справок и заявления издается приказ по образовательному учреждению о назначении преподавателей для домашнего обучения и периодичность аттестестации ребенка в течение года.
    • Родителям выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители сдают этот журнал в школу.

    Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому». Вот самые основные из них:

    • Основанием для организации обучения на дому ребенка — инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
    • Обучение на дому детей — инвалидов осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства.
    • Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
    • Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
    • Родителям (законным представителям), имеющим детей — инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

    Вынесен на обсуждение список болезней, дающих право на домашнее обучение

    Каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно утверждать законы, касающиеся образования лиц с ограниченными возможностями. Например, в г. Москве это Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 N 16 (в ред. Закона г. Москвы от 25.06.2014 N 37) (далее — Закон). Положения данного Закона распространяются на детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья. Отдельной статьей в Законе выделены положения, раскрывающие особенности организации обучения на дому.

    Выделим основополагающие моменты.

    • Обучение на дому осуществляется на основании договора между образовательным учреждением и обучающимся/его родителями (законными представителями) (п. 3 ст.7 Закона).
    • Лицам, обучающимся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы. (п.4 ст.7 Закона).
    • Прием детей с ограниченными возможностями осуществляется по общим правилам приема граждан в школу. Образовательное учреждение не в праве отказать ребенку, у которого имеются ограниченные возможности здоровья. (п.1, п.2 ст. 14 Закона).
    • Закон предусматривает перевод ребенка с ограниченными возможностями здоровья в другое учреждение или на другую форму обучения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей), в случае неосвоения им образовательной программы в избранном образовательном учреждении и по избранной форме (п.1 ст. 15 Закона).
    • Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Аттестация для таких учащихся должна проходить в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья таких лиц, и организуется с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (п. 1 ст.16 Закона).
    • Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучался по индивидуальному учебному плану и не освоил образовательную программу, то ему выдается свидетельство об окончании образовательного учреждения, в котором указываются учебные предметы по годам обучения, программы которых освоены (п.3 ст. 16 Закона).

    На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучениядетей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.(п.3.4 Письма Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254 «О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»).

    При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

    Количество часов в неделю в рамках надомное обучения по общей программе предполагает следующее:

    • для 1–4 классов — 8 уроков в неделю;
    • для 5–8 классов — 10 уроков в неделю;
    • для 9 классов — 11 уроков в неделю;
    • для 10–11 классов — 12 уроков в неделю.

    Эти нормативы утверждаются пояснительной запиской к учебному плану каждого образовательного учреждения.

    Обучение детей на дому может осуществляться при помощи дистанционного обучения, которое предполагает обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать работу с детьми — инвалидами, которые в силу физиологических особенностей не могут посетить образовательное учреждение.

    Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). (Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254).

    Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

    При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. (Письмо Минобрнауки РФ от 30.09.2009 N 06–1254).

    Организация образовательного процесса для каждого обучающегося, нуждающегося в индивидуальных занятиях на дому, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально.

    Во время обучения на дому школа обязана предоставить детям, обучающимся в условиях домашнего обучения, на время обучения бесплатные учебники, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; условия для промежуточной и итоговой аттестации; документ государственного образца о соответствующем образовании.

    Когда ребенок переведен на домашнее обучение, он проходит образовательную программу при помощи педагогов школы, определённых руководителем учреждения, которые должны с ним заниматься. Если ребенок проходит основную общеобразовательную программу, находясь на домашнем обучении, то он, так же, как и его сверстники в школе, изучает предметы, пишет контрольные и самостоятельные работы, тестирования. Длительность урока при обучении на дому может составлять не 45 минут, а меньше.

    К заявлению родителей о переводе на домашнее обучение должно быть приложено заключение врачебной комиссии. У ребенка, находящегося на такой форме обучения, сохраняются все права, предусмотренные законодательством об образовании.

    Обязательным документом, который является подтверждением права ребенка на получение обучения на дому, является справка врачебной комиссии (когда ребенок на инвалидности). Получив такой документ, родители относят его в школу, директор издает приказ об организации надомного обучения. Если такой справки нет, то соответственно нет подтверждения тому, что ребенок нуждается в надомном обучение.

    Перевод на домашнее обучение возможен с любого класса, при этом всегда можно вернуться к занятиям в школе. Это означает, что в случае выздоровления, ребенок может быть переведен на обычную форму обучения.

    • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
    • Все консультации автора

    1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
    2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
    3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
    4. Практически полное отсутствие социализации.

    Список заболеваний для домашнего обучения

    1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
    2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
    3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

    Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

    В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

    Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

    • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
    • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
    • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
    • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

    Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

    Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью.

    Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем.

    Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

    Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

    1. Это полноценная форма получения образования.
    2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
    3. Доступно всем.
    4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
    5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

    Злокачественные новообразования (которые требуют иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии больше месяца, но не требующие стационарного лечения)

    Апластические анемии (также требуют длительной (более 1 месяца) иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии, но без стационарного лечения)Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени тяжести, ‎не требующие стационарного лечения)

    Пурпура и другие геморрагические состояния, отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (тяжелой степени тяжести, требующие длительной (более 1 месяца) гормональной и/или иммуномодулирующей терапии)


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © Юридический портал, 2021 | Все права защищены