Специальная Оценка Условий Труда 2021 Доклад

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная Оценка Условий Труда 2021 Доклад». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ, могли самостоятельно подбирать методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

Иначе при возникновении спорных ситуации закон будет не на вашей стороне. Администрацией района в лице ведущего специалиста по охране труда осуществляется постоянный мониторинг проведения СОУТ в организациях Брединского района. Задекларированные данные считаются действительными в течение 5-ти лет. Если за это время в организации не произошло несчастных случаев, профессиональных заболеваний и не было выявлено нарушений государственных нормативных требований охраны труда, декларация автоматически продлевается на следующие 5 лет.

НПА для официального опубликования. Программы Архив программ Сводный отчет по муниципальным программам г. Перечень муниципальных программ Брединского муниципального района Муниципальные программы г. Перечень муниципальных программ Брединского муницпального района Экспертиза проектов муниципальных программ. Опрос населения год. Газета «Сельские новости». Бюджет для граждан.

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды, источников вредных или опасных факторов;
  • сопоставление и установление их совпадения с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных или опасных производственных факторов;
  • принятие решения об исследовании и измерении вредных или опасных факторов;
  • оформление итогов идентификации комиссией по проведению СОУТ.

Кроме отчета о спецоценке, на допустимые рабочие места нужно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям ОТ. Этот документ работодатель заполняет самостоятельно и отправляет по почте в территориальное отделение трудинспекции в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета.

При этом расходы, которые фирма произведет на СОУТ, могут компенсироваться ей за счет финансирования из соцстраха при предоставлении необходимых документов. В случае установления для условий труда удовлетворительного класса, у субъекта могут быть уменьшены отчисления в соцфонды.

  • Деятельность, осуществляемая субъектом бизнеса;
  • Сколько всего на предприятии мест, где трудятся работающие;
  • Какой класс установлен для условий труда на них;
  • Сколько по штатному расписанию числится равнозначимых рабочих мест.

Важные изменения с 1 января 2021 года при заключении договоров по СОУТ!

  • о результатах специальной оценки рабочего места должен быть уведомлен под роспись каждый сотрудник;
  • если в отчете экспертов были указаны рекомендации по устранению вредных факторов, проверять их выполнение будет трудовая инспекция (за невыполнение предписаний грозит значительный штраф или приостановление деятельности);
  • к каждому трудовому договору с сотрудником нужно оформить дополнительное соглашение с указанием класса условий труда.

При выявлении опасных условий работы, предприятие будет находиться под контролем и надзором трудовой инспекции. Для устранения негативных факторов или минимизации вредных последствий, работодатель должен утвердить план мероприятий по обеспечению работников дополнительными средствами защиты, спецпитанием, введению системы доплат и компенсаций. Для отдельных категорий работников, выявление определенного класса опасности повлечет перевод на другую работу, соответствующую медицинским или санитарным требованиям.

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2021 г.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

После заключения договора с организацией, проводящей специальную оценку рабочих мест, специалист приезжает на предприятие заказчика и осуществляет проверку сырья, материалов и оборудования на предмет наличия вредных/опасных факторов производства. Результаты выявления таких факторов утверждает собранная руководством комиссия, после чего необходимо измерить фактические показатели вредных/опасных факторов.

В том случае, если вредные/опасные факторы не обнаружены специалистами специализированной организации, рабочие места могут быть признаны оптимальными/допустимыми — об этом следует сообщить в Роструд. Когда отчет о проведении проверки будет утвержден комиссией, необходимо в течение 30 рабочих дней с даты подписания данного документа членами комиссии и председателем сдать в Роструд Декларацию соответствия.

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ)

Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.

Перечень статей, содержащих обязательные требования:

  • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
  • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
  • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда 2021 доклад

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее — Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 — 7 постановления Правительства № 614).

Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 — 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).

Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 — 42 постановления Правительства № 614).

  • Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
  • Декларацию соответствия условий труда сделали бессрочной
  • Утвердили новый перечень работ, которые связаны с управлением ТС. Работникам из перечня нельзя работать по совместительству по аналогичной профессии
  • Новый порядок паспортизации отходов и отнесения их к классу опасностей
  • МЧС подготовило новые проверочные листы для плановых проверок по пожарной безопасности
  • Обновили порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Продлили действие шести отмененных СанПиНов
  • Правительство предложило вести мониторинг состояния здоровья работников на вредных условиях труда
  • С 1 февраля начнется эксперимент по внедрению системы дистанционного контроля промбезопасности
  • Установили новые критерии отнесения объектов НВОС к категориям
  • ФФОМС уточнил, за чей счет проходит тестирование на коронавирус

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ

  • Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
  • Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам
  • Специалист по охране труда: требования к квалификации и профессиональному обучению
  • Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах
  • Новые правила работы на высоте в 2021 году
  • Новые требования к работам на высоте, погрузочно‑разгрузочным работам и отчетности по экосбору

Первый этап подготовительный, проводится силами предприятия. Задачи первого этапа спецоценки условий труда:

  • проанализировать, на каких рабочих местах производить оценку;
  • сформировать список рабочих мест, где нужно провести СОУТ.Это для технического задания — основы договора на спецоценку;
  • выбор экспертной организации.

Определите какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда — те, на которых за текущие полгода закончится предыдущая СОУТ.

Важно!

Спецоценка новых рабочих мест осуществляется в течение 12 месяцев после их создания. Места, где произведена замена оборудования и сырья проверяются в течение полугода. Это условие для внеплановой специальной оценке условий труда.

Совет

Аналогичными считаются места, расположенные в идентичных помещениях, оснащенных одинаковым оборудованием, инструментарием, системами вентиляций, отопления, освещения и т.д.. Обязательна принадлежность работников к одинаковой должности, профессии, специальности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей.

На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.

Параллельно подготовьте пакет документов:

  • приказ о проведении СОУТ с перечислением тех, кто входит в комиссию;
  • утвержденный график проведения;
  • перечень мест, подлежащих оценке;
  • проект договора с экспертной организацией.

Что будут проверять в рамках СОУТ в 2021 году? Новый список правовых норм!

После завершения обследования и замеров экспертная организация передает работодателю отчет. Он содержит:

  • сведения об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, где проводили СОУТ, с перечислением вредных опасных производственных факторов;
  • карты СОУТ со сведениями об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения испытаний, измерений найденных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
  • сводная ведомость СОУТ;
  • рекомендации по улучшению условий и охраны труда для тех мест, где проводилась СОУТ;
  • заключение эксперта, проводившего СОУТ.

С отчетом знакомятся, его подписывают члены комиссии. При наличии замечаний составляется отдельный документ и прикладывается к отчету.

После завершения обследования и замеров экспертная организация передает работодателю отчет. Он содержит:

  • сведения об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, где проводили СОУТ, с перечислением вредных опасных производственных факторов;
  • карты СОУТ со сведениями об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения испытаний, измерений найденных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
  • сводная ведомость СОУТ;
  • рекомендации по улучшению условий и охраны труда для тех мест, где проводилась СОУТ;
  • заключение эксперта, проводившего СОУТ.

С отчетом знакомятся, его подписывают члены комиссии. При наличии замечаний составляется отдельный документ и прикладывается к отчету.

Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.

Перечень статей, содержащих обязательные требования:

  • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
  • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
  • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее — Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 — 7 постановления Правительства № 614).

Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 — 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).

Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 — 42 постановления Правительства № 614).

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
  • условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. п��сьмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:

Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:

  • ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
  • изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;

Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:

  • НС по вине работника или профзаболевание;
  • изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
  • мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
  • предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.

Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
  • юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

  • гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
  • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
  • ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.

Если руководство компании вовремя не позаботилось об организации специальной оценки условий труда, либо на фирме был нарушен порядок проведения проверки, закон предусматривает следующие меры ответственности:

  • для юридических лиц – штраф в размере 60-80 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций – штраф в размере 5-10 тысяч рублей.

Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.

Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.

Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.

Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.

Вопрос №1: Последняя аттестация рабочих мест на предприятии была проведена сравнительно недавно. Необходимо ли позаботиться о том, чтобы была проведена специальная оценка условий труда в 2021 году, или можно провести данное мероприятие позднее?

Ответ: В Вашем случае специальная оценка условий труда может быть проведена через 5 лет после завершения последней аттестации рабочих мест.

Вопрос №2: Как найти специализированную организацию, имеющую законное право на проведение специальной оценки условий труда на предприятиях?

Ответ: Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Министерства труда РФ.

Спецоценка условий труда была введена Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, она сменила аттестацию рабочих мест. Всем организациям и ИП давалось 5 лет, чтобы провести новую процедуру, но многие, как это обычно бывает, любят всё откладывать в долгий ящик.

А многие и не знают о том, что это вообще нужно сделать. Ведь раньше от аттестации рабочих мест освобождались офисные рабочие места, то есть такие рабочие места, на которых сотрудники большую часть своего рабочего времени проводят за компьютером. Теперь же и их условиях труда нужно проверять.

Результатом проведения спецоценки становится определение класса условий труда. Работник может получить доплаты и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, а работодатель поймёт, должен ли он закупать спецодежду и выдавать за вредность молоко.

Кроме того, в зависимости от результатов СОУТ производится расчёт страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Только специально аттестованные организации, все они зафиксированы в Единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда. Мы проводим СОУТ при поддержке нашего партнёра, который, в свою очередь, и является аттестованной организацией. Самому себе провести спецоценку никак не получится.

Специалисты этих фирм должны обладать определёнными знаниями и необходимыми приборами, а также иметь сертификаты на свою деятельность. Эти эксперты придут к вам, посмотрят, сделают необходимые на их взгляд замеры и напишут об этом в отчёте. Исходя из него можно будет составить д��кларацию о проведённой СОУТ.

Все подробности можно узнать, заполнив простую форму заявки на нашем сайте. Мы перезвоним и всё расскажем.

На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.

Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.

Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.

Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.

Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.

Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:

  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ. В отчете экспертной организации есть перечень рекомендованных мероприятий по отдельным рабочим местам;
  • план действий по выполнению мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Например, эксперт может написать в рекомендации: «на рабочем месте № 078А снизить воздействие вредного производственного фактора (тяжесть труда)». Поскольку специалист по охране труда присутствовал во время замеров, он знает, что на этом рабочем месте нужно заменить стул на компьютерное кресло с регулируемой по высоте подставкой и подвижной спинкой. Это снизит нагрузку на позвоночник во время вынужденной позы сидя.

Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.

Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.

  • Скачайте образец в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: приказ о применении результатов СОУТ.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • График проведения СОУТ по договору оказания услуг 618.1 КБ

  • Образец приказа о проведении СОУТ 570 КБ

  • Приказа о применении результатов СОУТ 601.7 КБ

  • Дайджест за ноябрь. Топ‑3 главных изменений по охране труда
  • Самое важное за сентябрь. Топ‑3 изменений для специалистов по охране труда
  • 8 типичных ошибок специалистов по охране труда при проведении СОУТ

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Прежде чем рассказать об особенностях каждого этапа СОУТ, выделим алгоритм действий работодателя:

  1. необходимо определить перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводиться обследование;
  2. выбирается экспертная организация, заключается договор;
  3. на предприятии издается приказ о создании комиссии, которая будет участвовать в обследовании рабочих мест;
  4. эксперты и комиссия проводят фактическое обследование, опрашивают сотрудников, делают необходимые замеры и анализы;
  5. формируется отчет с указанием всех выявленных факторов, негативно влияющих на безопасность труда;
  6. для каждого рабочего места присваивается класс условий труда;
  7. после утверждения отчета экспертной организации, работодатель обязан подать декларацию о соответствии условий труда государственным стандартам.

При выявлении опасных условий работы, предприятие будет находиться под контролем и надзором трудовой инспекции. Для устранения негативных факторов или минимизации вредных последствий, работодатель должен утвердить план мероприятий по обеспечению работников дополнительными средствами защиты, спецпитанием, введению системы доплат и компенсаций. Для отдельных категорий работников, выявление определенного класса опасности повлечет перевод на другую работу, соответствующую медицинским или санитарным требованиям.

Точный перечень мероприятий, которые будут проводить эксперты, определяется в условиях договора. Он будет напрямую зависеть от условий производственной или управленческой деятельности, количества персонала, статуса наемных работников. Выделим перечень ключевых мероприятий и действий, которые должны провести эксперты:

  1. проводится опрос каждого сотрудника, чье рабочее место подлежит оценке – устанавливается график рабочего времени, регламентированные перерывы, составляется карта рабочего дня;
  2. со слов сотрудников формируется перечень претензий к обустройству рабочего места и соблюдению правил охраны труда;
  3. проводится фактическое обследование производственных помещений и офисных рабочих мест – например, измеряется уровень освещенности помещений, состав стройматериалов в кабинетах, характеристики компьютерного и иного оборудования;
  4. проводятся диагностические процедуры с использованием спецоборудования и приборов – замеряется уровень шумового воздействия, вредных испарений или иных негативных факторов;
  5. итоги обследования фиксируются в отчете, с заключением по каждому рабочему месту.

Работодатель не вправе вмешиваться в работу экспертов, влиять на выбор способов и методов оценки. Если в процессе обследования будут выявлены дополнительные негативные факторы, эксперт обязан указать их в своем отчете.

Обследование проводится в соответствие с графиком, утверждаемым комиссией по спецоценке и руководителем предприятия. Форма графика не утверждена на законодательном уровне, и составляется в произвольном виде. Хранить график нужно вместе с приказом и перечнем рабочих мест.

  • 22.09.2020 Невидимая и неслышимая «вредность»

    Мы их не чувствуем, но они есть: на производстве есть немало вредных факторов, которые не воспринимаются обычными органами чувств. Но это не значит, что они не действуют. Более того, вред, наносимый ими, вполне реален и опасен и так же может повышать риск возникновения профессиональных заболеваний. Поэтому при проведении специальной оценки условий труда они тоже должны учитываться

  • 08.09.2020 Инфографика: зачем нужна внеплановая спецоценка?

    Работник может не согласиться с результатами проведения плановой специальной оценки условий труда и вправе после этого обратиться в соответствующие органы для проведения внеплановой СОУТ. Рассказываем, в каких случаях проводится внеплановая спецоценка и куда обращаться

  • 27.01.2020 Тест на совесть работодателя

    Некачественная спецоценка условий труда невыгодна ни работнику, ни работодателю. Однако случаи такой спецоценки все же есть. Почему так происходит и что делать, чтобы этого избежать, нам рассказал региональный эксперт в вопросах СОУТ Денис Семериков, заведующий лабораторией исследования условий труда НИИ охраны труда ФНПР (Екатеринбург). Не так давно он выступал на пленуме комитета областной организации ГМПР

Если руководство компании вовремя не позаботилось об организации специальной оценки условий труда, либо на фирме был нарушен порядок проведения проверки, закон предусматривает следующие меры ответственности:

  • для юридических лиц – штраф в размере 60-80 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций – штраф в размере 5-10 тысяч рублей.

Вопрос №1: Последняя аттестация рабочих мест на предприятии была проведена сравнительно недавно. Необходимо ли позаботиться о том, чтобы была проведена специальная оценка условий труда в 2021 году, или можно провести данное мероприятие позднее?

Ответ: В Вашем случае специальная оценка условий труда может быть проведена через 5 лет после завершения последней аттестации рабочих мест.

Вопрос №2: Как найти специализированную организацию, имеющую законное право на проведение специальной оценки условий труда на предприятиях?

Ответ: Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Министерства труда РФ.

СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.

Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить:

проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2020 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.

Второстепенным законодательным актом является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда (далее — Приказ 33н). Разработан он для Экспертов и аккредитованных лабораторий проводящий СОУТ в организациях заказчика.

Согласно статье 212 ТК РФ все работодатели обязаны проводить СОУТ на своих рабочих местах, если это не исключено в других законодательных актах. Исключением для не проведения служат:

Религиозные организации, согласно Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ;
Индивидуальные предприниматели не являющиеся Работодателями (отсутствуют работники с трудовыми договорами);
Самозанятые т.к. они не являются Работодателями.

ВАЖНО! Юридические лица и ИП у которых есть хоть один работник по трудовому договору обязаны проводить СОУТ!

Пункт 3, статьи 3, 426-ФЗ допускает не проводить СОУТ на рабочих местах:

СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП, или с работодателями — религиозных организаций

Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке

Пункт 2, статьи 8, 426-ФЗ указывает что СОУТ проводится Работодателем совместно с Аккредитованной организацией по гражданско-правовому договору. Перед заключением договора с такой организацией, обязательно запросите следующие подтверждающие документы:

  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);
  • аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).

пункт 4, статьи 8, 426-ФЗ, указывает что СОУТ требуется проводить на каждом рабочем месте не реже 1 раза в 5 лет. Срок исчисляется с даты внесения отчета СОУТ в информационную систему ФГИС аккредитованной организацией проводящий СОУТ. В среднем, это 10 дней после даты утверждения отчета.

согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:

Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:

  • ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
  • изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;

Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:

  • НС по вине работника или профзаболевание;
  • изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
  • мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
  • предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.

Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
  • юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

  • гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
  • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
  • ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.

Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент. После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации. Примерно так…

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП;
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

НА 2021 ГОД ЗАПЛАНИРОВАНЫ ГЛОБАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОХРАНЕ ТРУДА

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Актуально на

Прежде чем рассказать об особенностях каждого этапа СОУТ, выделим алгоритм действий работодателя:

  1. необходимо определить перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводиться обследование;
  2. выбирается экспертная организация, заключается договор;
  3. на предприятии издается приказ о создании комиссии, которая будет участвовать в обследовании рабочих мест;
  4. эксперты и комиссия проводят фактическое обследование, опрашивают сотрудников, делают необходимые замеры и анализы;
  5. формируется отчет с указанием всех выявленных факторов, негативно влияющих на безопасность труда;
  6. для каждого рабочего места присваивается класс условий труда;
  7. после утверждения отчета экспертной организации, работодатель обязан подать декларацию о соответствии условий труда государственным стандартам.

При выявлении опасных условий работы, предприятие будет находиться под контролем и надзором трудовой инспекции. Для устранения негативных факторов или минимизации вредных последствий, работодатель должен утвердить план мероприятий по обеспечению работников дополнительными средствами защиты, спецпитанием, введению системы доплат и компенсаций. Для отдельных категорий работников, выявление определенного класса опасности повлечет перевод на другую работу, соответствующую медицинским или санитарным требованиям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *