Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое имущество является основным средством в 2021 году в бюджетном учреждении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.
- Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
- Изменения с 1 января 2021 года
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
- порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
- единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
- методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности.
С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:
- в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
- действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
- внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.
Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
- Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н
В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.
Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.
- Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
- Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
- Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
- Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
- Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н
ФСБУ 6/2020 вводит понятие «элементы амортизации». Пунктом 37 ФСБУ 6/2020 устанавливается, что «срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации (далее — элементы амортизации) объекта основных средств определяются при признании этого объекта в бухгалтерском учете».
«Элементы амортизации объекта основных средств, — гласит ФСБУ 6/2020, — подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений».
Пункт 15 ФСБУ 6/2020 устанавливает, что «при оценке основных средств по переоцененной стоимости стоимость основного средства регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. [При этом] Для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940)».
Согласно пункту 17 ФСБУ 6/2020, «переоценка … основных средств проводится путем пересчета их первоначальной стоимости и накопленной амортизации таким образом, чтобы балансовая стоимость объекта основных средств после переоценки равнялась его справедливой стоимости. Допустимым является также способ проведения переоценки основных средств, при котором сначала первоначальная стоимость объекта основных средств уменьшается на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученная сумма пересчитывается таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта основных средств».
Данные положения развивают и предписания, определяемые пунктом 38 ФСБУ 6/2020, согласно которым «организация проверяет [должна проверять — М.П.] основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 36 «Обесценение активов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40940).
Возмещение убытков, связанных с обесценением или утратой объекта основных средств, предоставляемое организации другими лицами, признается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором у организации возникает право на получение такого возмещения».
Какие основные понятия содержит стандарт? Каков порядок учета основных средства в учреждениях в соответствии с этим стандартом? Как определятся первоначальная стоимость ОС? Какие новые положения по начислению амортизации включены в стандарт? Как должно учитываться выбытие ОС и каков порядок раскрытия информации о них в отчетности?
Федеральный стандарт «Основные средства» (далее – Стандарт) устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации о них, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт применяется при ведении бухгалтерского учета основных средств, в том числе полученных в рамках арендных отношений, но на основании положений федерального стандарта «Аренда».
В Стандарте даны определения основных понятий, применяемых при раскрытии информации об основных средствах. В Инструкции № 157н[1], которая в настоящее время является основополагающим документом по бюджетному учету основных средств, представлены только некоторые из них. Познакомимся с приведенными в Стандарте понятиями.
Основные средства – материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, в том числе находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также для представления в рамках арендных отношений, в том числе инвестиционная недвижимость.
Не относятся к основным средствам:
- непроизведенные активы;
- имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну;
- права на разработку полезных ископаемых и запасов полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы;
- материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, объектов незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений;
- биологические активы.
Группы основных средств – совокупность активов, выделяемых для целей бухгалтерского учета, сходных по сути или функциям, выполняемым в деятельности субъекта учета, информация о которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем.
Группами основных средств являются:
а) жилые помещения;
б) нежилые помещения (здания и сооружения);
в) машины и оборудование;
г) транспортные средства;
д) инвентарь производственный и хозяйственный;
е) мног��летние насаждения;
ж) инвестиционная недвижимость;
з) основные средства, не включенные в другие группы.
Признание объекта ОС прекращается в случае выбытия имущества в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающего переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору), передачи другой организации госсектора, иным организациям на безвозмездной основе, по иным основаниям, предполагающим прекращение права оперативного управления имуществом, а также в случае выбытия имущества в результате списания.
Выбытие объектов ОС отражается по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств.
При отражении в учете выбытия ОС необходимо соблюдать следующие критерии:
1. Субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением (владением, пользованием) объектом имущества, отраженного в составе ОС.
2. Субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом ОС, ни в его реальном использовании.
3. Величина дохода (расхода) от выбытия объекта ОС может быть надежно оценена.
4. Прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с ОС, а также понесенные или ожидаемые затраты могут быть надежно оценены.
Доходы, причитающиеся к получению при выбытии ОС, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.
Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта ОС, отражается в составе финансового результата текущего периода. Он определяется как разница между поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и остаточной стоимостью объекта ОС.
По каждой группе ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:
а) используемые методы начисления амортизации;
б) применяемые методы определения сроков полезного использования;
в) сумма балансовой стоимости, а также сумма накопленной амортизации в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения ОС на начало и на конец периода по группам ОС;
г) сверка остаточной стоимости на начало и на конец периода.
Дополнительно для каждой группы ОС в отчетности раскрывается следующая информация:
- наличие и размер ограничений прав собственности или иных предоставленных прав, включая стоимость объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые не могут быть использованы субъектом учета в качестве обеспечения по обязательствам, а также остаточная стоимость ОС, переданных в качестве обеспечения, на начало и конец отчетного периода;
- сумма затрат, включенных в стоимость ОС в ходе строительства, на начало и на конец отчетного периода;
- суммы договорных обязательств по приобретению (строительству) ОС на конец отчетного периода;
- суммы компенсаций, причитающихся к получению от третьих сторон в связи с обесценением, утратой или передачей ОС, включенных в доходы текущего периода.
В отношении инвестиционной недвижимости раскрывается следующая информация:
- описание объектов инвестиционной недвижимости;
- критерии для проведения различия между инвестиционной недвижимостью и недвижимостью, занимаемой учреждением, а также недвижимостью, предназначенной для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
- суммы, признаваемые в качестве дохода от предоставления в аренду инвестиционной недвижимости;
- суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, доходы от предоставления в аренду которой отражены в финансовом результате отчетного периода;
- суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, которая не предоставлялась в аренду;
- наличие ограничений в отношении возможности продажи объектов инвестиционной недвижимости или поступлений экономических выгод (доходов) от выбытия, а также суммы указанных ограничений.
В пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнительно отражаются сведения:
- о балансовой и остаточной стоимости временно простаивающих объектов ОС;
- о балансовой стоимости ОС, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость;
- о балансовой и остаточной стоимости ОС, изъятых из эксплуатации и удерживаемых до их выбытия.
В Стандарте приведены основные термины и определения, которые затрагивают учет основных средств. В нем изложен порядок принятия их к бухгалтерскому учету. Даны рекомендации по определению первоначальной стоимости ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций. Рассмотрены порядок начисления амортизации, особенности отражения в учете выбытия ОС и особенности раскрытия данных об ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт планируется применять при ведении учета с 1 января 2018 года.
В.Куницына, эксперт журнала
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», март, 2017 г.
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России № 162н).
В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС (см. план счетов, утвержденный приказом № 162н). Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.
Бюджетный учет основных средств в 2020-2021 годах (нюансы)
\r\n\r\n
Согласно новому стандарту, таких элементов три.
\r\n\r\n
- \r\n\t
- Срок полезного использования (СПИ).
- Ликвидационная стоимость (ЛС).
- Способ начисления амортизации.
\r\n\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
Все элементы определяются в момент принятия ОС к бухгалтерскому учету. Но потом организация должна регулярно проверять, соответствуют ли элементы условиям использования объекта. Проверка проходит в конце каждого отчетного года, а также при изменениях, связанных с объектом.
\r\n\r\n
В случае необходимости элементы меняются. Возникшие при этом корректировки отражаются как изменения оценочных значений.
\r\n\r\n
Это новое понятие. Формула для расчета ЛС основного средства приведена в пункте 30 ФСБУ 6/2020. Нужно найти два значения. Первое — сумма, которую организация получила бы в случае выбытия объекта (включая материальные ценности, оставшиеся после выбытия). Второе значение — предполагаемые расходы на выбытие. Затем из первого значения следует вычесть второе.
\r\n\r\n
Далее сказано следующее, цитируем: «…причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».
\r\n\r\n
ЛС считается равной нулю, если:
\r\n\r\n
- \r\n\t
- в конце срока полезного использования не ожидается никаких поступлений от выбытия объекта;
- поступления ожидаются, но они не существенны;
- нельзя определить, какая сумма будет получена при выбытии ОС.
\r\n\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
\r\n\r\n
В новом стандарте сказано, как следует определять сумму амортизации ОС за отчетный период. Делать это надо таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость объекта равнялась его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020).
\r\n\r\n
Что касается даты начала и окончания начисления амортизации, то здесь тоже есть изменения.
\r\n\r\n
Способ зависит от того, каким образом определяется срок полезного использования объекта.
\r\n\r\n
Если СПИ — это период, в течение которого основное средство будет приносить экономические выгоды, то используется линейный способ, либо способ уменьшаемого остатка.
\r\n\r\n
При линейном методе стоимость объекта погашается равномерно в течение СПИ. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, нужно от балансовой стоимости отнять ликвидационную. Полученную цифру разделить на оставшийся срок полезного использования.
\r\n\r\n
Метод уменьшаемого остатка предполагает, что суммы амортизации за одинаковые периоды должны уменьшаться по мере истечения срока полезного использования. Формулу расчета компания разрабатывает самостоятельно.
\r\n\r\n
Если СПИ определяется исходя из количества продукции (или объема работ), которое организация планирует получить благодаря объекту основных средств, амортизация считается пропорционально количеству продукции. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, следует вычислить две цифры. Первая — разность между балансовой стоимостью и ЛК. Вторая — количество продукции в отчетном периоде, деленное на оставшийся СПИ объекта. Далее полученные цифры нужно перемножить. Вычислять амортизацию исходя из выручки, полученной от продажи указанной продукции, нельзя.
ФСБУ 6/2020 тоже дает компаниям право самостоятельно определить пороговую стоимость основных средств. Но предусмотрены два существенных новшества:
- Лимит не ограничен. Он может быть любым, например, 100 000 или 150 000 руб.
- Объекты, которые стоят ниже заданного лимита, не признаются ОС. Затраты на них сразу списываются на текущие расходы.
Согласно новому стандарту, таких элементов три.
- Срок полезного использования (СПИ).
- Ликвидационная стоимость (ЛС).
- Способ начисления амортизации.
Все элементы определяются в момент принятия ОС к бухгалтерскому учету. Но потом организация должна регулярно проверять, соответствуют ли элементы условиям использования объекта. Проверка проходит в конце каждого отчетного года, а также при изменениях, связанных с объектом.
В случае необходимости элементы меняются. Возникшие при этом корректировки отражаются как изменения оценочных значений.
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов.
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов.
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2020-2021 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина № 297н.
Законодатель предусмотрел широкий перечень типовых проводок для ведения бюджетного учета. Приложение 1 к инструкции № 162н, учитывающее все последние изменения, внесенные в план счетов, поможет бухгалтеру правильно отразить хозяйственные операции на счетах учета.
Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020-2023 годы (приказ Минфина России от 22 мая 2020 г. № 89н).
Так, в этом году предполагается разработать и утвердить пять новых федеральных стандартов, регулирующих порядок составления отчетности по операциям системы казначейских платежей, применения финансовых инструментов, отражения сведений о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам, применения метода долевого участия и составления консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Большинство из них (кроме последних двух) начнут применяться уже с 1 января 2021 года.
Помимо этого, в 2020 году будут внесены изменения и в уже действующие стандарты о планах счетов казначейского, бюджетного, бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и инструкции по их применение. Также будет скорректирован стандарт о порядке составления годовой, квартальной, месячной отчетности об исполнении бюджетов.
На 2021 год запланирована разработка четырех стандартов «Биологические активы», «Государственная (муниципальная) казна», «План счетов казначейского учета и порядок его применения» и «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов». В ряд других стандартов, например, регулирующих порядок составления отчетности по операциям системы казначейских платежей, будут внесены изменения.
В 2022 году пока запланировано только скорректировать четыре федеральных стандарта о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности. Зато в 2023 году должно быть разработано пять новых стандартов.
Амортизация в бухгалтерском учете — это износ или определенная величина стоимости актива компании, отнесенная на текущие финансовые результаты (расходы, затраты), равномерно распределенная пропорционально сроку полезного использования данного актива.
В 2020 году бюджетники обязаны начислять амортизацию по новым стандартам. Теперь учреждениям предоставлено право выбора метода исчисления амортизации в бухучете (АМ).
Выбранный метод исчисления амортизационных отчислений и особенности учета должны быть закреплены в учетной политике (закон № 402-ФЗ, ПБУ 6/01, ФСБУ). Не забудьте о малоценных объектах стоимостью до 100 000 руб. Например телефон, принтер, монитор и прочее.
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».
Срок полезного использования определяется исходя из:
- ожидаемого срока получения экономических выгод;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
- гарантийного срока использования объекта;
- др. методов, описанных в п. 35 Стандарта
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).
Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).
В пп. 19, 20 инструкции к плану счетов (приказ № 162н) рассмотрены частные случаи отражения амортизации, например по безвозмездно полученным ОС.
Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.
- порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
- единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
- методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности.
Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).
- соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
- насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
- в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.
- насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
- в роли собственника такого имущества будет выступать непосредственно государство, отдельный субъект страны либо же муниципалитет;
- бюджетные организации должны отвечать по всем обязательствам относительно управления имуществом, относиться сюда не будет то, которое закреплено собственником.
- ОЦДИ в бюджетном учреждении будет закреплено за предприятием на условиях оперативного управления;
- самостоятельно бюджетная организация не имеет права распоряжаться особо ценным имуществом, для этого потребуется разрешение собственника, который определил право пользования имуществом конкретной организации;
- Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции.
1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок согласования Федеральным агентством лесного хозяйства (далее — Рослесхоз) распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее — Учреждение) либо приобретенным Учреждениями за счет средств, выделенных Рослесхозом на приобретение такого имущества (далее — Порядок) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г.
приводит к уплате налога на имущество, по которому ставки и льготы уточнены в 2021 году. Некоторые ОС после принятия к учету не подпадают под налог.
Есть ли такие у вас – читайте в статье. Воспользуйтесь этими документами по учету основных средств. Наши справочники спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок.
Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт.
Также ознакомьтесь с основными правилами расчета и уплаты ежемесячных и ежеквартальных авансов по налогу на прибыль от ведущих специалистов ФНС. Скачайте бесплатно: Методические указания ФНС.
Скачать бесплатно Методические указания ФНС. Скачать бесплатно Методические указания ФНС. Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно Под налог на имущество подпадает среднегодовая или кадастровая стоимость г., отраженных с помощью счетов 01 или 03.
Это имущественные активы с длительным сроком использования (более 12 месяцев или более операционного цикла) и со стоимостью более 40 000 рублей, которые:
- Предназначены для производственных, торговых, управленческих или арендных целей.
- Не планируются к продаже.
- Могут принести прибыль.
Программа БухСофт учитывает все эти особенности. Она автоматически подготовит все необходимые учетные документы по учету основных средств. Скачайте образец формы ОС-1, который подготовили эксперты программы: К ОС относятся, например, земля, недвижимость, оборудование, компьютеры, автотранспорт, капвложения в арендованные ОС и т.д.
Часть этих активов не подпадает под налог на имущество или льготируется. По льготирование изменено. Во-первых, применение льгот теперь устанавливают регионы.
Во-вторых, ставка по налогу может снижаться до нуля. Читайте об этом в таблице 1. Таблица 1. г. ОС Общая налоговая ставка Льготная налоговая ставка Движимые объекты, полученные с 2013 года 1,1 Региональная Высокоэффективное инновационное оборудование 2,2 Региональная, вплоть до 0% Движимые объекты, полученные не более трех лет назад 1,1 Региональная, вплоть до 0% Лимит стоимости для ОС различный в бухучете и в налоговом учете.
» Автор Дарья Александровна На чтение 9 мин. Просмотров 3 Опубликовано 08/26/2021 Согласно нормам ст.
3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено.18.10.2021 В Минфин России разъяснил вопрос об отнесении бюджетным учреждением движимого имущества к особо ценному и распоряжении им, в случае приобретения за счет приносящей доход деятельности, а также отражении такого имущества в бухучете. Установлено, что под особо ценным движимым имуществом подразумевается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения и требования по включению такого имущества в состав особо ценного установлены Правительством России.для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс.
рублей до 500 тыс. рублей;В соответствии с пунктом 116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, операции по формированию расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, оформляются бухгалтерскими записями по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 021006660 «Уменьшение расчетов с учредителем».
если компания ввела имущество в эксплуатацию
» » 24,438 Просмотры Бюджетная организация согласно требованиям ГК РФ () не имеет права без предварительного согласия владельца распоряжаться его имуществом, закрепленным за организацией, также купленным имуществом за деньги собственника. На прочую имущественную собственность, которая находится в оперативном управлении бюджетной организации, она имеет право принимать самостоятельные решения, если законодательством не предопределены прочие требования.
Какое имущество считается особо ценным имуществом, от какой суммы в 2017 году.
Такие же положения действуют и по отношению к автономным организациям. Казенные учреждения, согласно требованиям ГК (статья №298) не имеют права отчуждать собственность, распоряжаться им прочими методами без предварительного согласия собственника.
Что следует понимать под термином «особо ценное» имущество?
Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности.
Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан (далее в статье – ПП РФ №538). Согласно требованиям ПП РФ №538-п4 при составлении учредителями списков ценной собственности учреждений, в них могут быть включены следующие категории движимого имущества: Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции. Ценовой интервал относительно федеральных учреждений составляет – 200 т.
р. – 500 т. р. Прочее имущество, которое значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом предприятий, также которое соответствует определенной категории ценной собственности.
Отчужденная имущественная собственность согласно законодательным актам России, также предметы, коллекции музеев, которые являются федеральной собственностью и входят в учет Российского Музейного фонда, документация Российского Архивного фонда, бумаги российского Библиотечного фонда.
Рассмотрим, какие новые положения и требования нужно будет учитывать бухгалтерам в 2021 году в учете основных средств в госучреждениях. В связи с вступлением в силу в 2021 году пяти федеральных стандартов, наиболее серьезные изменения произошли в учете ОС.
В статье мы напоминаем, какие дополнения следует внести в учетную политику, как вести налоговый и бухгалтерский учет, начислять амортизацию. Для отнесения объекта учета к ОС в федеральном стандарте «Основные средства» предусмотрены следующие критерии:
- Срок полезного использования не менее 12 месяцев.
- Принадлежность учреждению на основании договоров оперативного управления, аренды или лизинга.
- Допустимые направления применения: осуществление государственных полномочий, управленческие нужды, деятельность по выполнению работ, оказанию услуг.
Активы, соответствующие указанным условиям, признаются ОС, если они находятся:
- в консервации;
- в эксплуатации;
- в пользовании на основе договора аренды.
- в запасе;
Не признаются основными средствами непроизведенные и биологические активы, недвижимость, предназначенная для продажи, объекты незавершенного строительства, имущество казны.
Все основные средства учреждений должны быть отнесены к одной из восьми групп:
- инвестиционная недвижимость;
- жилые помещения;
- машины и оборудование;
- производственный и хозяйственный инвентарь;
- транспортные средства;
- ОС, не вошедшие в другие группы.
- многолетние насаждения;
- нежилые помещения;
Как учесть новые основные средства в учете смотрите в . В 2021 году в учете ОС будут применяться положения, содержащиеся в новом федеральном стандарте 2021 года «». Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (приказ Минфина от 31 декабря 2016 г.
№ 257н) направлены письмом Минфина от 15 декабря 2017 г.
Бухгалтерский учёт основных средств в 2021 году
» Автор Дарья На чтение 10 мин. Просмотров 6 Опубликовано 16/08/2021 В соответствии с пунктом 238 Инструкции 157н счет 021006000 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения.для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс.
рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2021 году?
Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации.
Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.Перечень особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются учредителем.
Таким образом, независимо от того за счет
Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:
1) аналитические коды группы синтетического счета:
-
20 – особо ценное движимое имущество;
-
30 – иное движимое имущество;
-
90 – имущество в концессии;
2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
-
N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Иные объекты интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии» |
0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»; 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»; 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»; 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.
Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:
1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.
2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В пункте 93 Инструкции № 157н уточнено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
Исключены счета |
Введены счета |
0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»; 0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества»; 0 104 39 000 «Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества» |
0 104 0N 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)»; 0 104 0R 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок»; 0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных»; 0 104 0D 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» |
Согласно дополнениям, внесенным в п. 151.1 Инструкции № 157н, на счете 0 111 00 000 «Права пользования активами» также осуществляется учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в силу СГС «Нематериальные активы».
Напомним, до 2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами балансового учета (затраты на их приобретение относятся на расходы текущего финансового года или на расходы будущих периодов, учет таких объектов осуществляется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»).
Пункт 151.2 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что права пользования нематериальными активами учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 60 «Права пользования нематериальными активами» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
-
N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
-
R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
-
I «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
-
D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» |
0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»; 0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»; 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»; 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» |
Кроме того, согласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 157н, с 2021 года:
-
нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 66, 333);
-
приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов не отражается на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 302).
Аналитический учет прав пользования активами ведется по объектам, полученным в пользование, правам пользования нематериальными активами, идентификационным номерам объектов нефинансовых активов (учетным номерам, реестровым номерам, кадастровым номерам (при наличии)) и по правообладателям (арендодателям) в разрезе договоров (иных правовых оснований прав пользования нематериальными активами), мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также ответственных лиц (п. 151.3 Инструкции № 157н в новой редакции).
Вложения в права пользования нематериальными активами учитываютсяна счете 0 106 00 000, содержащем:
1) аналитический код группы синтетического счета 60;
2) аналитические коды вида синтетического счета:
-
N «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Вложения в программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности».
Соответствующие поправки внесены в п. 127 Инструкции № 157н.
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами» Учет имущества казны осуществляется на счетах:
Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
В Единый план счетов введен аналитический счет 0 108 9I 000 «Нематериальные активы концедента, составляющие казну». Инструкция № 157н дополнена следующими положениями: 1. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо – при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке «один квадратный метр – один рубль» (п. 142). 2. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143). 3. Аналитический учет ведется в разрезе объектов в составе имущества казны, идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров), с указанием при учете объектов в составе имущества казны, переданных по концессионным соглашениям (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»), дополнительных аналитических признаков – контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 145). 4. Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровой стоимости земельных участков и (или) справедливой стоимости объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в журнале по прочим операциям (п. 146). Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
В Единый план счетов введены следующие счета:
Пункт 127 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что произведенные в силу концессионного соглашения суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 000 по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета:
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов. В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров). Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
Таким образом, с 2021 года счет 0 114 60 000 применяется для учета снижения стоимости прав пользования нематериальными активами (до 2021 года данный счет использовался для учета снижения стоимости непроизведенных активов). Начиная с 2021 года в части обесценения непроизведенных активов применяется счет 0 114 70 000. В отношении счетов, предусмотренных для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов (0 114 87 000, 0 114 88 000), необходимо отметить следующее. В силу СГС «Запасы» резерв под снижение стоимости формируется в отношении материальных запасов, относящихся к группам «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция», на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась. Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 27.01.2020 № 02-06-10/4743,для определения резерва под снижение стоимости отчетным периодом для сравнения нормативно-плановой стоимости названных материальных запасов с их балансовой стоимостью считается год. Положения СГС «Запасы» в целях определения резерва под снижение стоимости подлежат применению по итогам 2020 года при наличии указанной категории материальных запасов. По мнению автора, учреждение при необходимости вправе по согласованию с учредителем (финансовым органом) предусмотреть в учетной политике порядок отражения резервов под снижение стоимости с применением новых счетов по итогам 2020 года. Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Принятые на баланс основные средства, стоимость которых не превышает 10000 руб. (за исключением библиотечных фондов), списываются сразу при вводе в эксплуатацию. В учреждении должен быть организован забалансовый учет таких основных средств на счете 21. По ОС стоимостью от 10000 руб. до 100000 руб. (по библиотечным фондам – от 0 руб. до 100000 руб.) при вводе в эксплуатацию начисляется полная сумма амортизации. Этим объектам присваиваются инвентарные номера, и они учитываются на балансовых счетах до момента списания и утилизации. ОС, полученное не по договору купли-продажи, отражается в бухучете по справедливой стоимости. Это цена, сложившаяся на рынке на момент поступления основного средства. Допустимые источники сведений о справедливой стоимости перечислены в стандарте «Основные средства» и указаниях Минфина.
Учреждения могут приобретать ОЦДИ по стоимости ниже 3 тысяч рублей. Согласно инструкции № 157н при постановке активов производится одновременное списание за баланс с применением забалансового счета 21. К регистру открываются субсчета для раздельного учета ОЦДИ и прочего имущества. Особо ценное имущество этих организаций определяется по несколько иным критериям. Стоимость для них определяется в зависимости от его уровня. Так, сумма особо ценного имущества автономных организаций, созданных на базе объектов, являющихся региональной собственностью, а также бюджетных учреждений, подведомственных субъекту РФ, составляет 50-500 тыс. руб. Она утверждается высшим исполнительным органом субъекта. Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
В январе 2021 ООО «Путевка на море» приобрела ноутбук стоимостью 60 000 руб. (без НДС) и ввела его в эксплуатацию. Согласно Классификации основных средств, компьютеры и ноутбуки нужно относить к группе со сроком использования от двух до трех лет. Включить имущество в состав основных фондов не получится, если не соблюдены обязательные требования. Если актив не отвечает заявленным характеристикам, то это и амортизировать его стоимость запрещено. Проверьте, все ли условия выполняются: В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете. Конечно, природа бухгалтерских записей при переносе остатков в результате смены правового статуса учреждения и корректировочных бухгалтерских записей, производимых в результате внесения изменений в перечень объектов особо ценного движимого имущества, разная. Однако, по нашему мнению, можно провести параллель между этими операциями и применять счет 0 304 06 000. Таким образом, Постановлением № 538 определены критерии отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. Одним из таких критериев является балансовая стоимость имущества. На основании норм, изложенных в данном постановлении, учредитель для своих подведомственных учреждений разрабатывает нормативный акт, в котором устанавливает перечень особо ценного движимого имущества. Так, в отношении федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минздраву, применяется Приказ Минздрава РФ от 09.08.2021 № 72н. Виды особо ценного движимого имущества государственных бюджетных и автономных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы приведены в приложениях 1 – 6 к Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 17.05.2021 № 448. Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов). Какие ос относятся к особо ценному имуществу бюджетного учреждения в 2021 годуКакие основные понятия содержит стандарт? Каков порядок учета основных средства в учреждениях в соответствии с этим стандартом? Как определятся первоначальная стоимость ОС? Какие новые положения по начислению амортизации включены в стандарт? Как должно учитываться выбытие ОС и каков порядок раскрытия информации о них в отчетности? Федеральный стандарт «Основные средства» (далее – Стандарт) устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации о них, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Стандарт применяется при ведении бухгалтерского учета основных средств, в том числе полученных в рамках арендных отношений, но на основании положений федерального стандарта «Аренда». В Стандарте даны определения основных понятий, применяемых при раскрытии информации об основных средствах. В Инструкции № 157н[1], которая в настоящее время является основополагающим документом по бюджетному учету основных средств, представлены только некоторые из них. Познакомимся с приведенными в Стандарте понятиями. Основные средства – материальные ценности, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, в том числе находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также для представления в рамках арендных отношений, в том числе инвестиционная недвижимость. Не относятся к основным средствам:
Группы основных средств – совокупность активов, выделяемых для целей бухгалтерского учета, сходных по сути или функциям, выполняемым в деятельности субъекта учета, информация о которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем. Группами основных средств являются: а) жилые помещения; б) нежилые помещения (здания и сооружения); в) машины и оборудование; г) транспортные средства; д) инвентарь производственный и хозяйственный; е) многолетние насаждения; ж) инвестиционная недвижимость; з) основные средства, не включенные в другие группы. Инвестиционная недвижимость – объекты недвижимости или их части, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимости, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи. В Стандарте много внимания уделено первоначальной стоимости объектов ОС. В нем отдельно рассматривается первоначальная стоимость ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций. Приобретение ОС в результате обменных операций. Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в результате обменных операций или созданного учреждением, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом НДС, предъявленного поставщиками. Какие именно затраты включаются и не включаются в первоначальную стоимость ОС, представим в таблице.
При приобретении ОС за валюту оценка его первоначальной стоимости производится в рублевом эквиваленте на дату принятия объекта к учету. При перечислении авансов в иностранной валюте, включаемых в фактически произведенные капитальные вложения, рублевый эквивалент исчисляется на дату перечисления аванса. После принятия объекта к учету любые курсовые разницы, связанные с оплатой оставшейся неоплаченной задолженности, относятся на финансовый результат текущего периода. Балансовая стоимость объекта ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, замещения объекта или его составной части, а также переоценки ОС. Первоначальная стоимость объекта ОС, приобретенного в обмен на иные активы, за исключением денежных средств, определяется в справедливой стоимости на дату приобретения. Приобретение ОС в результате необменных операций. Первоначальной стоимостью ОС, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения. Если объект не может быть оценен по справедливой стоимости, его первоначальная стоимость определяется исходя из остаточной стоимости переданного взамен актива. Если остаточная стоимость не определена или нулевая, то объект ОС оценивается в условной оценке – один рубль. Признание объекта ОС прекращается в случае выбытия имущества в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающего переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору), передачи другой организации госсектора, иным организациям на безвозмездной основе, по иным основаниям, предполагающим прекращение права оперативного управления имуществом, а также в случае выбытия имущества в результате списания. Выбытие объектов ОС отражается по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств. При отражении в учете выбытия ОС необходимо соблюдать следующие критерии: 1. Субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением (владением, пользованием) объектом имущества, отраженного в составе ОС. 2. Субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом ОС, ни в его реальном использовании. 3. Величина дохода (расхода) от выбытия объекта ОС может быть надежно оценена. 4. Прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с ОС, а также понесенные или ожидаемые затраты могут быть надежно оценены. Доходы, причитающиеся к получению при выбытии ОС, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости. Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта ОС, отражается в составе финансового результата текущего периода. Он определяется как разница между поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и остаточной стоимостью объекта ОС. Списание основных средств стоимостью до 100000 рублейВ Стандарте приведены основные термины и определения, которые затрагивают учет основных средств. В нем изложен порядок принятия их к бухгалтерскому учету. Даны рекомендации по определению первоначальной стоимости ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций. Рассмотрены порядок начисления амортизации, особенности отражения в учете выбытия ОС и особенности раскрытия данных об ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Стандарт планируется применять при ведении учета с 1 января 2018 года. В.Куницына, эксперт журнала «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», март, 2017 г. Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:
Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу. Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:
Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:
Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.
Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии». В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:
То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов. А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее. Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Во-вторых, для отражения расходов по приобретению неисключительных прав больше не применяется счет 401 50 «Расходы будущих периодов». Так как объекты, в отношении которых организация бюджетной сферы обладает неисключительными правами, теперь относятся к нематериальным активам, то и порядок их учета чем-то напоминает учет нефинансовых активов: они учитываются на балансе (на счете 111 60), амортизируются (с применением соответствующего счета 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»), вложения в них при необходимости формируются на соответствующем счете 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами». Бюджетный учет основных средств
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
\r\n\r\n К основным средствам относится актив, то есть имущество организации, для которого выполняются четыре условия: \r\n\r\n
\r\n\t \r\n\t \r\n\t \r\n \r\n\r\n Примеры основных средств: здания и сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, компьютеры, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, племенной скот, многолетние насаждения и проч. \r\n\r\n Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель. \r\n\r\n Предметы, которые числятся как готовая продукция на складе производителя или как товары на складе торговой компании. Такое имущество предназначено для перепродажи, поэтому его нельзя расценивать как ОС. \r\n\r\n Кроме того, основными средствами не являются материалы и объекты, находящиеся в пути или переданные в монтаж, капитальные и финансовые вложения (кроме капитальных вложений в арендованные объекты ОС и на коренное улучшение земель). \r\n\r\n \r\n\r\n Чтобы принять объект ОС к учету, бухгалтер должен определить его первоначальную стоимость. Это величина затрат на приобретение, сооружение и изготовление основного средства. В первоначальную стоимость, в частности, входят: \r\n\r\n
\r\n\t \r\n\t \r\n\t \r\n\t \r\n\t \r\n\t \r\n\t \r\n \r\n\r\n Обратите внимание: первоначальная стоимость не включает в себя НДС. Например, основное средство обошлось компании в 120 000 руб., в том числе НДС 20% — 20 000 руб. К первоначальной стоимости нужно отнести только 100 000 руб. (120 000 — 20 000), а сумму НДС учесть отдельно. \r\n\r\n Общехозяйственные расходы (зарплата администрации, бухгалтеров, аренда офиса и проч.), как правило, не относятся к первоначальной стоимости. Исключение составляет ситуация, когда такие затраты связаны не со всей организацией, а только с данным основным средством (к примеру, премия, начисленная инженеру за настройку нового оборудования). \r\n\r\n В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения. Так, изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. \r\n\r\n \r\n\r\n Все расходы на приобретение, сооружение и изготовление основного средства учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В итоге здесь формируется величина, равная первоначальной стоимости. В момент, когда объект принят к учету в качестве ОС, бухгалтер списывает данную величину в дебет счета 01 «Основные средства». \r\n\r\n Не существует четких правил относительно того, когда именно объект нужно переводить в состав основных средств. Поэтому компании вправе самостоятельно установить этот момент и зафиксировать его в учетной политике. Чаще всего основное средство ставят на баланс на дату ввода в эксплуатацию, либо на дату, когда объект готов к эксплуатации (например, после успешного тестирования). \r\n\r\n После того, как основное средство принято к учету, бухгалтер должен его амортизировать, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие ОС не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются. \r\n\r\n Согласно правилам бухучета существует четыре способа амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). \r\n\r\n Тот или иной способ устанавливается не для отдельного основного средства, а для группы однородных объектов, например, транспортных средств, зданий и проч. Выбранный метод необходимо применять в течение всего срока полезного использования объекта, изменить метод нельзя. \r\n\r\n К слову, в налоговом учете действуют иные правила. Там предусмотрено всего два метода: линейный и нелинейный. Тот или иной способ устанавливается не для группы, а для всех объектов, принадлежащих организации, причем выбранный метод амортизации можно менять. \r\n\r\n Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод. Для его применения необходимо рассчитать годовую норму амортизации. Она равна 100%, деленным на количество лет полезного использования. Так, если срок полезного использования равен пяти годам, то годовая норма составит 20% (100%: 5 лет). Затем первоначальную стоимость объекта необходимо умножить на норму, и получится годовая сумма амортизационных отчислений. \r\n\r\n Вне зависимости от того, какой способ амортизации применяет компания, бухгалтер ежемесячно должен сделать проводку на сумму, равную величине годовых амортизационных отчислений, деленной на 12. В дебете проводки стоит «затратый» счет, в кредите — счет 02 «Амортизация основных средств». \r\n\r\n Добавим, что начинать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект принят к учету и отражен на счете 01. Прекращать амортизацию следует при выбытии основного средства, либо после полного погашения его стоимости. Приостановить амортизацию нельзя, кроме случаев консервации сроком более трех месяцев и ремонта, модернизации или реконструкции объекта продолжительностью более 12 месяцев. \r\n\r\n Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта. В бухгалтерском балансе необходимо указать именно остаточную стоимость, а данные о первоначальной стоимости и амортизации сообщить в пояснениях. \r\n\r\n Проведение переоценки — это право, а не обязанность организации. Другими словами, компания может от переоценки отказаться. Если же соответствующее решение принято, то переоценивать ОС придется ежегодно по состоянию на 31 декабря. Переоценку проводят в отношении всех основных средств, входящих в группу однородных объектов. \r\n\r\n В результате переоценки стоимость объекта может быть либо уменьшена (уценка), либо увеличена (дооценка). Измененная стоимость называется восстановительной. \r\n\r\n Результаты уценки бухгалтер отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы». \r\n\r\n Проводки будут следующие: \r\n\r\n\r\n ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 — отражена сумма уценки объекта \r\n\r\n\r\n Если в последующие периоды этот же объект будет вновь дооценен на ту же сумму, то величину дооценки нужно показать по кредиту счета 91. \r\n\r\n Результаты дооценки бухгалтер зачисляет в добавочный капитал и отражает по кредиту счета 83. \r\n\r\n Проводки будут следующие: \r\n\r\n\r\n ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83 — отражена сумма дооценки объекта \r\n\r\n\r\n Если в последующие периоды этот же объект будет уценен, то сумму уценки необходимо отнести на уменьшение добавочного капитала и отразить по дебету счета 83. Уценку, которая по величине превышает первичную дооценку, нужно частично списать на уменьшение добавочного капитала, а оставшуюся сумму отразить по дебету счета 91. \r\n\r\n По основным средствам, которые ежегодно переоцениваются, сумма амортизации рассчитывается исходя из восстановительной, а не первоначальной стоимости. \r\n\r\n К основным средствам относится актив, то есть имущество организации, для которого выполняются четыре условия:
Примеры основных средств: здания и сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, компьютеры, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, племенной скот, многолетние насаждения и проч. Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель. Похожие записи:
|