Справочник руководителя гражданской обороны 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Справочник руководителя гражданской обороны 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Инструктаж по гражданской обороне (далее – инструктаж по ГО) является частью системы обучения по гражданской обороне, которая включает в себя:

  1. Вводный инструктаж по ГО

  2. Обучение по ГО:

  • сотрудников рабочих профессий

  • руководителей и специалистов

  • отдельных категорий застрахованных граждан

Остановимся подробнее на том разделе законодательства, который затрагивает инструктаж и обучение сотрудников по теме гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В 2017 году МЧС России ужесточило требования в отношении вводного инструктажа по ГО, который обязателен для проведения на всех предприятиях. Вид деятельности и число сотрудников предприятия при этом значения не имеют.

Законы, которые устанавливают необходимость по организации и проведению вводного инструктажа по ГО:

  • Федеральный закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» (п.1 ст.9)
  • Положение о подготовке населения в области гражданской обороны

(постановление Правительства РФ от 02.11.2000 №841 ред. от 30.09.2019) (п.5)

  • Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.11.2007 №804 ред. от 30.09.2019) (п.7)
  • Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (Приказ МЧС России от 14.11.2008 №687 ред. от 01.08.2016) (п.16.1)

Инструктаж работников организаций и предприятий, по действиям в чрезвычайных ситуациях (далее – инструктаж по ЧС) проводится в организациях на основании следующих документов:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.1 ст.20 главы V)

  2. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (п.4).

Вводный инструктаж по ГО – это форма подготовки работников в области гражданской обороны.

Специалист, ответственный за проведение инструктажа по ГО, назначается приказом руководителя проедприятия.

  • работник предприятия, уполномоченный на решение задач в области ГО и (или) защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  • руководитель занятий по ГО

  • непосредственный руководитель организации при условии прохождения им соответствующей подготовки

Вводный инструктаж по ГО может проводить сотрудник, который прошел специальную подготовку по ГО и регулярно повышает уровень своих знаний в этой области. Это может быть специалист, занимающийся только вопросами ГО, или сотрудник, совмещающий несколько функций (например, проводящий вводный инструктаж по охране труда).

Этот инструктаж знакомит нанимаемых работников предприятия с вероятными опасностями, которые возникают при военных конфликтах (или вследствие этих конфликтов) с учетом специфики предприятия и местности, в которой оно расположено.

Вводный инструктаж по ГО проводится для:

  • новых сотрудников, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;

  • лиц, командированных в организацию на срок более 30 календарных дней

Проведение такого инструктажа обязательно для любых зарегистрированных в установленном порядке организаций, которые используют наемный труд работников.

Инструктаж по ЧС обычно совмещают с вводным инструктажем по ГО, который проводится при приеме сотрудника на работу.

Инструктаж по ЧС – это форма подготовки работников в области формирования правильности и согласованости действий на территории предприятия, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Специалист, ответственный за проведение инструктажа по действиям в режиме ЧС, назначается приказом руководителя.

Кто имеет право и обязан проводить данный инструктаж:

  • работник предприятия, уполномоченный на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

  • руководитель занятий по ЧС

  • непосредственный руководитель организации после прохождения им соответствующей подготовки

Такой инструктаж знакомит новых работников с наиболее вероятными опасностями, которые возникают при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Работнику объясняются способы защиты от опасностей, которые могут возникнуть при ЧС природного и техногенного характера и правила поведения и действий при возникновении ЧС.

Инструктаж по действиям в режиме ЧС проводят для:

  • новых сотрудников, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;

  • лиц, командированных в организацию на срок более 30 календарных дней.

Проведение такого инструктажа обязательно для любых зарегистрированных в установленном порядке организаций, которые используют наемный труд работников.

№ п/п

Наименование тем занятий

Форма занятия

1.

Поражающие факторы источников ЧС, характерных для мест расположения и производственной деятельности организации, а также оружия массового поражения и других видов оружия

Лекция

2.

Порядок доведения до населения сигнала ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления, о других опасностях и действий работников организации по ним

Лекция

3.

Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации

Тренировка

4.

Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации

Комплексное занятие

5.

Действия работников организации при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов

Комплексное занятие

6.

Оказание первой помощи

Тренировка

7.

Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера

Лекция

Общее количество часов 12

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В нем подробно перечислены все категории граждан, которым необходимо пройти подготовку в области защиты от ЧС, основные задачи обучения и периодичность обучения для всех категорий населения.

Учебники, книги и пособия по гражданской обороне (ГО)

7

1.1. Полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны в пределах границ муниципальных образований.…….….

7

1.2. Общие обязанности руководителей органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны…………………..…

8

1.3. Обязанности органов управления муниципальных образований, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.….

10

1.4. Обязанности руководителей структурных подразделений (работников) организаций, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны…………………………………………………………….

11

II. Рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в муниципальном образовании…………………………………….…….

13

2.1. Основы организации гражданской обороны в муниципальном образовании……………………………………………………..……….

13

2.1.1. Управление гражданской обороной муниципального образования………………………………………………………………………………..

15

2.1.2. Организация проведения мероприятий по обеспечению действий сил гражданской обороны муниципального образования………..

17

2.1.3. Организация оповещения об угрозе нападения и применение современных средств поражения……………………………………..……

20

2.2. Планирование мероприятий гражданской обороны в муниципальном образовании………………………………………….……………

21

2.2.1. Основы планирования гражданской обороны……………………

21

2.2.2. Планирование защиты рабочих и служащих, организаций и населения муниципального образования…………………………………..

27

2.2.3. Планирование эвакуационных мероприятий………………….….

29

2.2.4. Рекомендации по разработке комплекса мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования………………………………………….…….

60

2.2.5. Организация и проведение мероприятий по противопожарной защите при проведении мероприятий гражданской обороны………………………………………………………………………………….

75

2.3. Ведение гражданской обороны в муниципальном образовании при угрозе нападения противника и в военное время……………………..…

77

2.3.1. Организация перевода гражданской обороны муниципального образования с мирного на военное время……………………….……

77

2.3.2. Организация и ведение аварийно-спасательных работ в муниципальном образовании…………………………………………….….

80

2.3.3. Обеспечение ведения аварийно-спасательных работ………..

97

3.2. Варианты основных документов по гражданской обороне, разрабатываемых в муниципальном образовании ………………………………….

98

3.2.1. Вариант положения об органе управления гражданской обороны муниципального образования………………………………………….

98

Положение об отделе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования …………………….…

98

3.2.2. Варианты документов по эвакуации муниципального образования..…………………………………………………………………………….

103

Постановление главы муниципального образования «О создании эвакуационной комиссии муниципального образования» ………….

103

Положение об эвакуационной комиссии муниципального образования ………………………………………………………….……………

104

Положение о сборном эвакуационном пункте …… …….……………

116

Положение о приемной эвакуационной комиссии……………………

120

Положение об организации работы приемного эвакуационного пункта……………………………………………………………………

122

Положение о промежуточном пункте эвакуации…………………….

123

3.2.3. Варианты документов спасательных служб муниципального образования ………………………………………………………………..……

125

Распоряжение главы муниципального образования о создании спасательных служб ……………………………………………………………..

125

Положение о спасательной службе оповещения и связи муниципального образования ……………………..………….……………………………………….

128

Положение о спасательной службе охраны общественного порядка муниципального образования ………..…………………………………

134

Положение о спасательной службе убежищ и укрытий муниципального образования………………………………….. ………………….…

139

Положение о спасательной службе торговли и питания муниципального образования ………………………………….………………..

144

Положение о пункте выдачи средств индивидуальной защиты

149

3.2.4. Варианты документов по устойчивости функционирования объектов экономики муниципального образования…………………..…

152

Постановление главы муниципального образования «О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики»………………..………………………………………..

152

Положение о комиссии по повышению устойчивости

функционирования объектов экономики муниципального образования …………………………………………………………..……..…

154

3.2.5. Документы системы гражданской обороны муниципального образования……………………………………………………………………..

158

Постановление главы муниципального образования «О создании системы гражданской обороны в муниципальном образовании»…..

158

Положение о гражданской обороне в муниципальном образовании……………………………………………………………………….

159

Постановление главы муниципального образования «Об организации обучения неработающего населения в учебно-консультационных пунктах при предприятиях ЖКХ»…………………………..

169

Приказ руководителя ДЕЗ « Об итогах обучения сотрудников ДЕЗ в области гражданской обороны…»……………………………………

176

Доклад о состоянии гражданской обороны муниципального образования………………………………………………………………………..

183

3.5. Рекомендуемый перечень документов по гражданской обороне для организаций (объектов)………………………………………………………

186

IV. Аварийно-спасательные средства для решения задач гражданской обороны ………………………………………………………………..

189

4.1. Порядок оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны……………………………

189

4.2. Средства первичного жизнеобеспечения пострадавшего населения ……………………………………………………….……….

196

4.3. Средства оказания первой медицинской помощи…………..

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Закон об объединении систем гражданской обороны и РСЧС реализуют в 2021 году

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ

      «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68

      «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 69

      «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 66

      «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Исламской Республике Мавритании»

    • Постановление Правительства РФ от 05.02.2021 N 116

      «О внесении изменений в приложение N 8(3) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

    • Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 04.02.2021)

      «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах»

    • Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2021 N 228-р

      «О внесении изменений в распоряжения Правительства РФ»

    Новые документы по ГОЧС! Порядок обучения и ГОСТы!

    Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

    • планирование и организацию штатных действий по ГО;
    • составление программы образования сотрудников в области ГО;
    • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
    • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
    • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
    • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

    К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

    1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
      • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
      • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
      • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
      • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
      • регламент аварийных и спасательных работ;
      • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
      • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
      • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
      • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
    2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

    3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
      • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
      • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
      • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
      • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
      • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
      • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
      • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
      • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.

Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

С 2021 года у работодателей появятся новые ежегодные обязанности

Одним из ключевых изменений, введенных Постановлением № 1485, является отказ от курсового обучения по защите от чрезвычайных ситуаций. С 1 января 2021 года оно просто перестанет существовать как вид подготовки. Взамен вводится новый вид инструктажа – периодический инструктаж по действиям в ЧС.

Если в программах по ГО по-прежнему используется термин «работающее население», то для инструктажа по ЧС новым постановлением вводится другая формулировка – «физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем».

Неизменными остаются основные виды подготовки по ЧС, включающие в себя:

  • дополнительное профессиональное образование (ДПО) для некоторых категорий работников;
  • учения и тренировки;
  • самостоятельное изучение нормативных материалов.

Таким образом, с 1 января 2021 года подготовка по ГО и ЧС непосредственно на предприятиях и в организациях будет сводиться к обучающим мероприятиям трех типов:

  • вводный инструктаж по ГО (введен с мая 2017 года новой редакцией Постановления Правительства РФ № 841);
  • курсовое обучение по ГО («Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны», утвержденная Приказом МЧС России от 20.11.2020 № 2-4-71-27-11);
  • периодический инструктаж по действиям в ЧС (Постановление № 1485).

Как уже говорилось, Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области ГО» в части гражданской обороны пока продолжает действовать. А это значит, что с 1 января 2021 года начнется переходный период, в который теоретическая подготовка работников фактически разделится на два потока – по ГО и по защите от ЧС.

Подготовка по ГО включает в себя:

  • вводный инструктаж по ГО по месту работы (Постановление № 841);
  • курсовое обучение по ГО («Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны», утвержденная Приказом МЧС России от 20.11.2020 № 2-4-71-27-11).

Подготовка по защите от ЧС исчерпывается периодическим инструктажем по действиям в ЧС (Постановление № 1485).

Таким образом, одновременное обучение (подготовка) по ГО и по защите от ЧС фактически не проводится, и эти направления окончательно разделяются на два разных бизнес-процесса.

– У нас пока нет достоверной информации о планах изменения Постановления № 841 и подготовке заменяющих его нормативных актов, – сообщил участникам вебинара Дмитрий Черняев. – Хотя очевидно, что должны произойти перемены. Мы следим за ситуацией и будем оперативно реагировать на любые изменения.

Вводный инструктаж по ГО по месту работы проходят:

  • вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности) и гражданства;
  • лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.

Вводный инструктаж по ГО проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).

Согласно Письму МЧС России от 27.02.2020 № 11-7-605 «О примерном порядке реализации вводного инструктажа по ГО» для проведения с работниками вводного инструктажа по ГО в организации необходимо:

  • назначить ответственное лицо;
  • разработать и утвердить программу проведения вводного инструктажа по ГО;
  • утвердить форму журнала учета его прохождения.

Лицо, ответственное за проведение инструктажа по ГО, назначается приказом (распоряжением) руководителя организации из числа работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и (или) защиты от ЧС природного и техногенного характера, руководителей занятий по ГО. Инструктаж также может проводиться непосредственно руководителем организации при условии прохождения им соответствующей подготовки.

Программа проведения инструктажа разрабатывается на основании Примерной программы вводного инструктажа по ГО, а форма журнала учета – на основе Типовой формы журнала учета проведения вводного инструктажа по ГО. Программа и форма подлежат утверждению у руководителя организации.

Чтобы облегчить работу специалистов, ответственных за проведение вводных инструктажей по ГО, компания «ТЕРМИКА» создала электронный учебный курс GO_990 «Вводный инструктаж по гражданской обороне». Он разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
В мультимедийном формате до работника последовательно доносится вся необходимая информация. Иллюстрации и интерактивные фрагменты способствуют легкому восприятию и быстрому усвоению материала. Тестовые задания по окончании инструктажа позволят закрепить полученные знания.
Как отметил в своем выступлении Дмитрий Черняев, продукт также позволяет экономить время ответственного за инструктаж в части документирования: система фиксирует факт прохождения инструктажа, отмечает его дату и время. Остается только получить подпись работника в журнале.

С 1 января 2021 года в части защиты от ЧС курсовое обучение перестает применяться. Единственной формой теоретической подготовки, проводимой непосредственно в организациях, будет инструктаж по действиям в ЧС. Порядок его реализации подробно описан в Письме МЧС от 27.10.2020 № ИВ-11-85 «О примерном порядке реализации инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях».

Согласно этому документу, инструктаж по ЧС проходят:

  • вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
  • лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.

Инструктаж предполагается проводить:

  • при приеме на работу в течение первого месяца (его можно совместить с вводным инструктажем по ГО, но каждый должен фиксироваться в отдельном журнале учета инструктажей);
  • далее – один раз в год.

– В настоящее время нормативными документами не утверждены требования к лицам, которые должны проводить инструктаж по защите от ЧС, – отметил в своем выступлении Дмитрий Черняев. – Вероятно, эти требования будут такими же, как для вводного инструктажа по гражданской обороне, а значит, назначать ответственных будет руководитель предприятия.

Что касается объема знаний, который необходимо получить в ходе нового инструктажа, то он примерно соответствует тому объему, что был заложен в курсовом обучении в части защиты от ЧС. Одним часом тут не обойтись – потребуется однодневная подготовка. Этим инструктаж по защите от ЧС отличается от привычных инструктажей по охране труда или пожарной безопасности, в которых передается гораздо меньше информации.

По мнению Дмитрия Черняева, в скором времени программа инструктажа по ЧС будет уточнена. На сегодняшний день она содержится только в Письме МЧС № ИВ-11-85.

ДПО по ГО и по защите от ЧС получают разные должностные лица, и сам процесс получения ДПО по каждому из двух направлений регламентируется разными нормативными актами.

Получение ДПО возможно только в специализированных образовательных учреждениях – региональных учебно-методических центрах (УМЦ) ГО и ЧС, а также вузах МЧС России. Именно здесь проходят обучение:

  • работники Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
  • руководители и специалисты органов власти;
  • руководители предприятий, отнесенных к категориям по ГО.

В настоящее время компания «ТЕРМИКА» не разрабатывает и не планирует начинать разработку тиражных продуктов для автоматизации процессов ДПО в части ГО и защиты от ЧС. По словам Дмитрия Черняева, причиной является то, что методические материалы, необходимые для изучения в рамках программ ДПО, связаны с региональными особенностями, спецификой отдельных отраслей или даже отдельного предприятия.

– Нередко эти материалы содержат закрытую информацию, имеющую уровень секретности, – отметил заместитель руководителя КГ «ТЕРМИКА» по развитию. – Ее обработка требует специального разрешения, которое для тиражного продукта получить едва ли возможно.

По словам спикера, «ТЕРМИКА» тесно взаимодействует со многими УМЦ и вузами МЧС России. Компания предоставляет им инструментарий для формирования собственных учебных курсов, дает возможность автоматизировать учебный процесс, повышая его эффективность.

  • Свежие
  • Посещаемые

В целях проведения с работниками инструктажа по ЧС в организации рекомендуется назначить ответственное лицо.

Лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, рекомендуется назначить приказом (распоряжением) руководителя организации из числа работников, уполномоченных на решение задач в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, руководителей занятий по ЧС, либо осуществлять инструктаж непосредственно руководителем организации при условии прохождения им соответствующей подготовки.

Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Инструктаж по ЧС проводится в организациях, зарегистрированных в установленном порядке и использующих в своей деятельности наемный труд (работников).

Инструктаж по ЧС проходят:

  • вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
  • лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.

Инструктаж по ЧС проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица), далее ежегодно.

Информация о трудоустройстве новых работников или прибытия в организацию командированных лиц доводится под роспись лицу, ответственному за проведение инструктажа по ЧС, кадровым органом в срок не превышающий 7 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).

Программу проведения инструктажа по ЧС работников организации и журнал учета прохождения инструктажа по ЧС целесообразно разрабатывать на основании соответственно примерной программы инструктажа по ЧС и типовой формы журнала учета проведения инструктажа по ЧС, а также утверждать у руководителя организации.

При разработке программы инструктажа по ЧС рекомендуется учитывать:

  • особенности деятельности (опасные производственные факторы) и месторасположения (топо-, географические, административно-юридические) организации;
  • положения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других документов, регулирующих организацию и планирование мероприятий по защите от ЧС природного и техногенного характера.

В случае наличия в организации филиалов и представительств, удаленно расположенных от головного офиса, в целях проведения инструктажа по ЧС предлагается в каждом филиале и представительстве организации назначать в установленном порядке лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, производить регистрацию и ведение журнала учета проведения инструктажа по ЧС, либо организовать проведение инструктажа по ЧС в дистанционной форме.

Справочник руководителя гражданской обороны муниципального образования (стр. 1 )

N п/п Примерный перечень учебных вопросов Время <*> на отработку (минут)
1. Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации 5–15
2. Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС 5–20
3. Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации 5–20
4. Установленные в организации способы доведения информации об угрозе и возникновении ЧС 2–10
5. Порядок действий работника при получении сигналов оповещения о возникновении ЧС 2–10
6. Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) аварийно химически опасных веществ и радиоактивным загрязнением, в том числе по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания 6–30
7. Порядок действий работника при получении и использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (при их наличии в организации) 6–30
8. Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты) 6–30
9. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС природного и техногенного характера 2–15

<*> Рекомендуемая продолжительность программы инструктажа по ЧС.

При проведении инструктажа по ЧС в дистанционной форме предлагается:

  • использовать аппаратно-программные средства, поддерживающие аудиовизуальную связь инструктора и инструктируемого лица в режиме реального времени с возможностью дистанционного ведения электронного журнала учета прохождения инструктажа по ЧС, либо обеспечить оформление акта, содержащего запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС с последующим направлением данного акта в головной офис организации в течение 20 календарных дней с даты проведения инструктажа;
  • приказом (распоряжением) руководителя организации утвердить порядок проведения инструктажа по ЧС для удаленных филиалов и представительств, содержащий следующие сведения:
    • ФИО, должность лица, ответственного за проведение инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
    • программу проведения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
    • журнал учета прохождения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
    • данные об аппаратно-программных средствах, применяемых для проведения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства.

В журнал учета проведения инструктажа по ЧС, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС, содержащую:

  • дату проведения инструктажа;
  • ФИО, наименование должности, подписи инструктируемого и инструктирующего лиц;
  • отметку о проверке усвоения информационного материала.
  • Стратегия социально-экономического развития
  • Паспорт региона
  • Районы и города
  • Знаменитые вятчане
    • Знаменитые вятчане
    • Почетные граждане
    • Награды и премии Кировской области
  • Герои Отечества
  • О награждении государственными наградами
  • История и символика
    • История
    • Символика
  • Культурное наследие
  • Великорецкий крестный ход
  • Народные промыслы
    • Народные промыслы Вятского края
    • Дымковская игрушка
  • Средства массовой информации
  • Общественная палата

Основными положениями по гражданской обороне и ЧС являются положения об объектовом звене РСЧС и комиссии по ЧС и ПБ в школе, Положение о гражданской обороне, штабе гражданской обороны и системе оповещения и информирования в общеобразовательной организации.

  1. Положение об объектовом звене РСЧС школы
  2. Положение о комиссии по ЧС и ПБ в школе
  3. Положение о гражданской обороне в школе
  4. Положение о штабе гражданской обороны в школе
  5. Положение о системе оповещения и информирования в школе

С целью четкого планирования мероприятий по гражданской обороне (ГО) и ЧС в школе необходимо заранее составить план основных мероприятий по вопросам ГОЧС, работы КЧС и ПБ, а также месячника и Дня гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

  1. План основных мероприятий по вопросам ГОЧС
  2. План месячника гражданской обороны в школе
  3. План работы КЧС и ПБ школы
  4. Сигналы оповещения ГО и ЧС и действия по ним
  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ
  • Должностные Профстандарт
  • Должностные по ЕКС
  • Должностные заместителей
  • Должностные администрации
  • Должностные учителей
  • Должностные персонала
  • Должностные лаборантов
  • Перечень должностных
  • Охрана труда администрации
  • Охрана труда учителя
  • Охрана труда учебно-вспомогательного персонала
  • Охрана труда обслуживающего персонала
  • Вводный инструктаж для работников школы
  • Техника безопасности классного руководителя
  • Техника безопасности для учащихся
  • Инструктажи для учащихся
  • Охрана труда психолога
  • Техника безопасности в библиотеке
  • Охрана труда в школьной столовой
  • Перечень инструкций по охране труда в школе

Автоматизация обучения в области ГО и ЧС: перемены и перспективы

  • Кабинет начальной школы
  • Кабинет физики
  • Кабинет информатики
  • Кабинет биологии
  • Кабинет химии
  • Кабинет технологии
  • Учебные мастерские
  • Спортивный зал
  • Кабинет ОБЖ
  • Кружки, студии, секции

Возможно, в скором будущем такое хорошо знакомое еще с советских времен понятие, как «гражданская оборона», перестанет существовать и в памяти потомков останется только как название известной рок-группы.

Такая ситуация может произойти в результате радикального реформирования системы ГО, которым занялось МЧС России. Об изменении подходов к гражданской обороне в МЧС стали говорить с тех самых пор, как в России было создано спасательное ведомство, то есть еще с начала 90-х годов.

Так получилось, что система гражданской обороны досталась стране в наследство со времен Советского Союза. И как наследие «холодной войны» она в основном была «заточена» именно под военное время.

А потому не случайно, что, когда МЧС формировалось как ведомство, призванное бороться с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера в мирное время, система гражданской обороны в МЧС не вошла. Она осталась в ведении Минобороны и продолжала там оставаться до тех пор, пока в МЧС не создали свою систему защиты населения. То есть система ГО перешла к МЧС, когда новая система реагирования на ЧС была уже сформирована. До недавнего времени в МЧС России структурно действовали как Департамент гражданской обороны, так и Департамент гражданской защиты. Они зачастую по многим направлениям дублировали друг друга. С приходом в министерство нового руководства оба департамента объединили.

Чтобы изменить систему гражданской обороны, придется в 2020-2021 годах пересмотреть тысячи документов.

Теперь пришло время поменять и пересмотреть тысячи, если не десятки тысяч документов, которые регулируют деятельность всей системы защиты россиян от всех возможных угроз хоть в мирное, хоть в военное время. Об этом на днях говорили на тематической межведомственной конференции, которая и была посвящена именно этой проблеме.

Заместитель главы МЧС Павел Барышев сказал, что объединение двух систем позволит оптимизировать работу и снизить административные барьеры, повысить роль и эффективность гражданской обороны.

Но вот само это понятие все же может кануть в небытие. По крайней мере, в кулуарах форума ее участники говорили, что сам термин «гражданская оборона» звучит слишком милитаристски угрожающе. А хорошо выстроенная уже в постсоветское время региональная система реагирования на ЧС вполне может вместить от ГО все нужное и полезное.

В настоящее время существуют 3 категории по гражданской обороне: особой важности, первая и вторая категория.

Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утверждены Постановлением Правительства РФ N 804. Документ определяет порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. До этого времени действовало Постановление Правительства РФ N1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат:

— организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение;
— организации, имеющие мобилизационные задания (заказы);
— организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
— организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.

Для организаций, отнесенных в 2020-2021 годах к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне:

— категория особой важности;
— первая категория;
— вторая категория.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне (далее – показатели).

Показатели устанавливает МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.

Категория по гражданской обороне устанавливается для организации по наивысшему показателю ее обособленных подразделений вне зависимости от ее месторасположения.

Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет, в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

План гражданской обороны организации является разработанным комплексом документов, с помощью которых оценивается текущая обстановка и подготавливаются мероприятия по защите работающих на предприятии сотрудников от потенциальных ЧС.

Каждый разработанный план по ГО на малом предприятии подлежит обязательному согласованию с региональным МЧС и утверждается непосредственным руководителем объекта, а также начальником штаба по ГО.

С весны текущего года разработкой плана мероприятий по гражданской обороне должны заниматься все без исключения действующие предприятия и организации. Оперативное планирование обеспечивает организованный перевод системы ГО с мирного времени на период военного конфликта, проведение важнейших мероприятий по обеспечению защиты проживающего вблизи промышленного объекта населения, проведение спасательных работ в очаге произошедшего поражения и многие другие цели.

СПРАВОЧНИК РУКОВОДИТЕЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

  • Приказ от непосредственного руководителя о проведении планируемых мероприятий ГО.
  • Создание приказа о принятии на работу сотрудника, который будет заниматься решением различных вопросов ГО.
  • Приказ об образовании специальной комиссии, решающей задачи по экстренной эвакуации работающего персонала.
  • Календарный подготовленный план занятий по вопросам ГО.
  • Определение ряда обязанностей сотрудников комиссии, занимающихся эвакуацией.
  • План предстоящей работы специальной комиссии по обеспечению деятельности предприятия при экстренных ситуациях.
  • Положение об образовании аварийно-спасательного специального формирования, необходимого для обеспечения защиты персонала при ЧС.

Срок действия таких документов по ГО для действующих предприятий является бессрочным. Но все же такие документы должны подвергаться ежегодной корректировке. При существенных произошедших структурных изменениях органов управления выполнение переработки планов выполняется по отдельным подготовленным указаниям, поступившим от руководителей ГО.

Образец плана гражданской обороны предприятия может быть подготовлен квалифицированными специалистами соответствующих компаний.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в редакции ФЗ 448 от 30 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны»

Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»

Постановление Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. №182-ПП «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в г. Москве»

Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2005 г. №715-ПП «Об утверждении Положения о Московской городской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Постановление Правительства Москвы от 3 ноября 2015 г. №715-ПП «Об утверждении Порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве»

Приказ МЧС РФ от 23 мая 2017 г. № 230 «Об утверждении положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»

Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности “Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций”»

Алгоритм действий при ЧС природного происхождения

Инструкция по действиям диспетчеров Единой дежурно-диспетчерской службы г. Москвы при поступлении информации, связанной с обнаружением разливов ртути

Что необходимо делать, если разбился ртутный термометр?

Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях (Памятка населению)

Обеспечение пожарной безопасности в осенне-зимний период

Простейшие правила безопасности абонентам сети сотовой связи

Правила поведения при аварии на радиационно опасном объекте

Правила поведения при аварии на химически опасном объекте

Правила поведения при наводнении

Правила поведения при пожаре в квартире

Правила поведения при сигнале «Внимание всем!»

Что нужно знать об одноразовой посуде

Инструкция по действиям должностных лиц учреждений при угрозе или совершении террористического акта

Памятка руководителю предприятия (организации)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *