Закон о кооперации 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о кооперации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ФЗ 3085-1 впервые был утвержден депутатами Госдумы в 1992 году. Официальный текст документа включает 9 глав и 40 статей. Он устанавливает следующие основные задачи:

  • образование и совершенствование торговых компаний, которое позволит обеспечить потребительские кооперативы товарами и услугами разного назначения;
  • разрешена закупка продуктов у физических либо юридических лиц для их дальнейшей переработки и продажи;
  • реализация товаров (продуктовых или непродовольственных) может осуществляться посредством розничной торговли;
  • членам потребительских сообществ могут быть оказаны разные услуги;
  • информация о принципах деятельности кооперативов должна находиться в свободном доступе.

Согласно положениям действующего законодательства, все граждане, являющиеся членами потребительских сообществ, вправе рассчитывать на помощь государства. Юридический документ обеспечивает соблюдение правовых норм наравне с Гражданским Кодексом и прочими законами.

Что касается вносимых поправок, их принимали неоднократно. Законопроект несколько раз дорабатывался и окончательно был сформирован лишь несколько лет назад. Последние изменения в действующую редакцию внесли в 2013 г.

Закон о кооперации в 2021 году

Документ разделен на несколько глав, формирующих основные смысловые блоки закона:

  • в 1 главе определены общие стандарты и положения;
  • 2 глава устанавливает порядок создания кооперативов и определяет разработку устава;
  • 3 раздел содержит сведения о правах и обязанностях членов сообщества;
  • 4 глава регулирует вопросы по управлению потребительским обществом;
  • в 5 главе определены имущественные вопросы;
  • 6 раздел касается бухгалтерского учета и особенностей ведения документации;
  • в 7 разделе содержатся сведения о реорганизации и ликвидации кооператива;
  • 8 глава посвящена союзу потребительских сообществ;
  • в 9 главе приведены переходные положения.

Изменения в федеральном законе относятся к середине 2013 года. Тогда дополнили и исправили несколько положений:

  • в 11 статье сократили формулировку «образованием, профессиональной подготовкой». Вместо нее теперь используют просто «квалификацией». Фразу «на учебу в образовательные учреждения» заменили на «обучение в образовательной организации»;
  • еще в двух статьях документа слова «учреждения» изменили на «организации».

Дополненная в 2013 г. редакция законопроекта действует и сегодня. Предлагаем скачать закон о кооперации по следующей ссылке. Текст содержит наиболее полные сведения, касающиеся деятельности потребительских сообществ.

В законы о деятельности кредитных кооперативов, МФО и ломбардов внесены поправки

1. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива (пункт в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 183-ФЗ.

2. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (далее — коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи.

3. Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова «сельскохозяйственная артель» или «колхоз» либо «рыболовецкая артель» или «рыболовецкий колхоз». Иные требования к фирменному наименованию сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт дополнен с 13 марта 1997 года Федеральным законом от 7 марта 1997 года N 47-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 23 февраля 1999 года Федеральным законом от 18 февраля 1999 года N 34-ФЗ; дополнен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ.

4. Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом коопхоза. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, находящиеся в собственности членов крестьянских (фермерских) хозяйств или ведущих личные подсобные хозяйства граждан, и право аренды земельных участков, используемых ими на основании договора аренды, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово «коопхоз». Иные требования к фирменному наименованию коопхоза устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2007 года Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ; дополнен с 1 января 2008 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 231-ФЗ.

5. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти.

6. Число работников производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива (пункт в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 183-ФЗ.

1. Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива (пункт в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 183-ФЗ.

2. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, растениеводческие, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ.

3. К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других).

4. Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

5. Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 196-ФЗ.

6. Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).

7. Растениеводческие и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ.

8. Кредитные кооперативы создаются в целях организации финансовой взаимопомощи членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов посредством:

1) объединения паевых взносов членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов, средств, привлекаемых в кредитные кооперативы в форме займов, полученных от членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов, и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и уставами кредитных кооперативов;

1. Кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами — сельскохозяйственными товаропроизводителями — в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов, осуществления ревизий кооперативов, союзов (ассоциаций) кооперативов — членов союза (ассоциации) могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов (далее — союз (ассоциация), являющихся некоммерческими организациями (пункт дополнен с 23 февраля 1999 года Федеральным законом от 18 февраля 1999 года N 34-ФЗ; дополнен с 28 июня 2003 года Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 73-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 183-ФЗ.

2. Если по решению членов союза (ассоциации) на союз (ассоциацию) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такой союз (ассоциация) преобразуется в хозяйственное общество или в товарищество в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или может участвовать в таком обществе.

3. Члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Учредительными документами союза (ассоциации) являются учредительный договор, подписанный его членами, и утвержденный ими устав.

5. Члены союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами, если иное не определено настоящим Федеральным законом (пункт дополнен с 23 февраля 1999 года Федеральным законом от 18 февраля 1999 года N 34-ФЗ.

6. Член союза (ассоциации) вправе по своему усмотрению выйти из союза (ассоциации) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

7. Член союза (ассоциации) может быть исключен из него по решению остающихся членов союза (ассоциации) в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами союза (ассоциации). В отношении ответственности исключенного члена союза (ассоциации) применяются правила, относящиеся к выходу из союза (ассоциации).

8. Прием в союз (ассоциацию) новых членов осуществляется в порядке, предусмотренном уставом союза (ассоциации). Вступление в союз (ассоциацию) новых членов может быть обусловлено их субсидиарной ответственностью по обязательствам союза (ассоциации), возникшим до их вступления.

8_1. Союзы (ассоциации) вправе создавать по договору между собой объединения в форме союза (ассоциации) последующего уровня, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны создавать указанные объединения (пункт дополнительно включен с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 183-ФЗ).

9. Наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет его деятельности и территорию, на которой он осуществляет свою деятельность, с включением слов «союз сельскохозяйственных кооперативов» или «ассоциация сельскохозяйственных кооперативов», «союз рыболовецких колхозов» или «ассоциация рыболовецких колхозов» (пункт в редакции, введенной в действие с 28 июня 2003 года Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 73-ФЗ.

Кооператив, созданный в соответствии с настоящим Федеральным законом, является юридическим лицом и имеет следующие правомочия:

создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории Российской Федерации и за ее пределами;

осуществлять виды деятельности, предусмотренные статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона, и иные не запрещенные законом виды деятельности;

иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 3 июля 2007 года Федеральным законом от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ;

создавать резервный и другие неделимые фонды кооператива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество. Средства резервного фонда кредитного кооператива вкладываются только в банки, участвующие в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2018 года Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 99-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 322-ФЗ.

привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива;

заключать договоры, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом кооператива;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива;

осуществлять реорганизацию или ликвидацию кооператива.

Потребительские кооперативы 2021 рф признаки

10.06.2018, Несколько дней назад, а конкретно 31 мая 2021 года, на сайте Центросоюза была опубликована информация под названием «Проект закона «О потребительской кооперации» обсудили в Совете Федерации.» Где сказано, (цитирую): «Центросоюз провел V заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства РФ в области развития потребительской кооперации.

01 февраля 2021 / / / его известны не всем, поэтому данной теме мы посвятили отдельную статью.

Также из нее вы узнаете о порядке создания потребительского кооператива и сможете ознакомиться с образцом его устава. Основные положения о потребительском кооперативе содержатся в ст.

123.2 Гражданского кодекса РФ: Потребительский кооператив (ПК) — это объединение граждан и/или юрлиц (одни юрлица вправе создавать ПК исключительно в форме общества взаимного страхования), основанное на членстве и созданное для удовлетворения материальных или других потребностей членов кооператива.

ПК является некоммерческой организацией, не стремящейся специально к получению прибыли (при наличии последней она распределяется между членами).

Члены ПК совершают вступительные взносы в уплату

Первые кооперативы – это были благотворительные компании, учрежденные состоятельными промышленниками и землевладельцами Англии.

Целевым назначением этих организаций было решение социальных вопросов, чтобы скудная жизнь рабочих стала легче и комфортнее. На начало девятнадцатого века весьма прогрессивное решение и солидная мотивация для простых тружеников. Позднее эти хозяйствующие субъекты стали расширяться, традиционно граждане одного населенного пункта, располагавшегося преимущественно в сельской местности, вносили вклады и создавали определенный .

Кооперативное объединение принимало орудия труда, денежные средства и иные паи для получения определенных материальных ценностей. Что же представляет собой подобное объединение в наши дни и в чем его основные приоритеты?

Является ли такой потребительский кооператив коммерческой или некоммерческой организацией, какова его организационно-правовая форма? Давайте все это выясним сегодня.

/ / 10 ноября 2021 0 Поделиться Потребительский кооператив являет собой объединение граждан или граждан и организаций для достижения каких-либо общих целей. Однако такой союз представляется не самым популярным правовым образованием, поэтому об особенностях потребительской кооперации, видах кооперативов такого рода, способах создания расскажем подробнее.

ЗАКОН

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
(ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ)
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Закон о потребительских кооперативах 2021

Информация Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от — О потребительских обществах и кооперативах

По сути, члены КПК — это пайщики, которые вступают в кооператив с целью либо получения займа, либо внесения сбережений. Поскольку все пайщики являются владельцами кооператива, они сами управляют политикой организации: вырабатывают правила согласно Закону N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», устанавливают процентные ставки по сбережениям, условия выдачи займов. Вся прибыль кооператива формируется в результате выдачи займов, и после выплаты установленных процентов по сбережениям распределяется между пайщиками пропорционально, в зависимости от размера паевого взноса.

В каждом КПК создается Правление, должности которого выборные.

Определены условия, при которых считается принятым решение общего собрания потребительского общества по вопросу отчуждения недвижимого имущества потребительского общества (вопрос включен в повестку дня не позднее чем за семь дней до дня проведения данного собрания, и за отчуждение недвижимого имущества проголосовало определенное законом количество пайщиков потребительского общества). Кроме того, установлены требования к кандидатурам председателя и членов совета потребительского общества и союза потребительских обществ в целях недопущения ими нарушений прав пайщиков и настоящего Закона.

4. Потребительские общества по решению пайщиков могут объединяться в союзы, ассоциации и другие объединения, имеют право свободного выхода из них с получением своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части имущества, приращенного за время совместной деятельности. Решение вопроса о вступлении в союз или выходе из него принимается на общем собрании пайщиков (или уполномоченных) тайным голосованием, если за него проголосовало более 50 процентов пайщиков (их уполномоченных).

  • образование и дальнейшее развитие торговых организаций, предназначение которых связано с обеспечением товарами членов потребительских обществ;
  • осуществление закупок у юридических лиц, граждан сельскохозяйственной продукции, изделий, сырья (в том числе лекарственно-технического), а также продукции, изготовленной с помощью ведения личного подсобного хозяйства (промысла);
  • сбор, переработка и реализация дикорастущих ягод, плодов, грибов;
  • производство продукции (пищевой и непродовольственной) с последующей реализацией через компании розничной торговли;
  • оказание услуг (бытовых, производственных) лицам, состоящим в членстве потребительских обществ;
  • пропаганда и обнародование через средства массовой информации кооперативных идей, в основе которых лежат международные принципы, с целью доведения их до каждого пайщика, состоящего в потребительском обществе.

Souzinvest — инвестиции в международную кооперацию

Комментарий к статье 123.2

  1. Комментируемая статья предлагает общие положения, регламентирующие организацию и деятельность потребительских кооперативов. Особенности отдельных видов потребительских кооперативов, их создание и функционирование, а также права и обязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах.

Российская газета. 19.06.1992. N 139.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3627.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 22. Ст. 355.

Таким образом, мы видим, что по сути в отношении одной организационно-правовой формы некоммерческой организации – потребительских кооперативов – действуют несколько федеральных законов, которые в значительной части дублируют друг друга. Полагаем, что комментируемая статья и ст. 123.3 ГК РФ внесут большую ясность в законодательство, посвященное потребительским кооперативам.

  1. Для удовлетворения материальных и иных потребностей граждане и юридические лица вправе создать некоммерческую организацию в виде потребительского кооператива. Как и другие организации, кооператив приобретает статус юридического лица с момента государственной регистрации, с этого же момента учредители потребительского кооператива становятся его членами.

В уставе потребительского кооператива должны быть обязательно указаны:

– наименование с указанием на основную цель его деятельности, а также слово “кооператив”, например: “Северо-западный жилищно-строительный кооператив” либо “Садовый кооператив “Земляника”;

– место нахождения кооператива, которое определяется местом его государственной регистрации;

– порядок управления деятельностью потребительского кооператива;

– предмет и цели деятельности кооператива;

– порядок вступления в члены кооператива;

– порядок выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат;

– размер вступительных и паевых взносов;

– состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов;

– ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов;

– состав и компетенция органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

– порядок покрытия членами кооператива понесенных им убытков;

– порядок реорганизации и ликвидации кооператива.

Кроме того, в устав могут включаться и другие не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности конкретного кооператива.

ЗАКОН

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
(ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВАХ, ИХ СОЮЗАХ)
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.

Основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Настоящий Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Процедура создания потребительского кооператива должна включать в себя определение учредителя (ей), выбор режима налогообложения, видов деятельности, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложение в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущего потребительского кооператива, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы потребительского кооператива быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей потребительского кооператива необходимо учитывать следующие положения закона:

  • Гражданский кодекс РФ не содержит положений о количестве учредителей, однако предусматривает, что учредителями потребительского кооператива могут быть физические и юридические лица, однако единственной формой кооператива, когда состав учредителей может включать в себя только юрлица, является общество взаимного страхования, в иных случаях обязательно участие физических лиц в потребительском кооперативе. Так как законом предусматривается, что кооператив является объединением, то учредителей должно быть не менее 2. Порядок создания отдельных видов потребительских кооперативов (обществ), включая состав учредителей, определен в законах, регламентирующих деятельность этих кооперативов (ст. 8 Закона о сельскохозяйственной кооперации, ст. 7 Закона о кредитной кооперации, ст. 12 Закона о жилищных накопительных кооперативах, ст. 5 Закона о взаимном страховании).

Специальные законы устанавливают следующие требования к составу учредителей:

  • для кредитной кооперации: не менее чем 15 физических лиц, или 5 юридических лиц, или 7 учредителей, если состав смешанный
  • для жилищного накопительного кооператива: не менее 50 и не более 5 000 человек
  • для общества взаимного страхования: не менее 5 и не более 2000 физических лиц или не менее 3 и не более 500 юридических лиц
  • для потребительских обществ — не менее 5 граждан, достигших 16 лет, и (или) 3 юридических лиц
  • для жилищного, жилищно-строительного кооператива — не менее 5 учредителей, но количество учредителей не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме (учредителями могут быть граждане, достигшие 16 лет, и юрлица в установленном законом порядке)

При определении структуры органов управления потребительского кооператива нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

Гражданский кодекс РФ не содержит положений о составе органов управления потребительского кооператива, данный вопрос также регулируется специальными законами об отдельных видах кооперативов.

Специальные законы устанавливают следующую структуру органов управления соответствующего кооператива:

Все законы РФ о кооперации

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] Для регистрации потребительского кооператива нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации потребительского кооператива может быть отказано.

Как заполнить заявление по форме Р11001?

    Титульный лист заявления по форме Р11001

    На титульном листе обязательно заполните первые два раздела. При заполнении титульного листа укажите:

    • разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование НКО, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (вид НКО), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе.

    • разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес руководителя (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. НКО, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.

Сведения об учредителях

    Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д.

    На каждого учредителя заполните отдельный лист, т.е. сколько учредителей, столько листов должно быть. Выберите лист в зависимости от того, кем является учредитель:

  • учредитель является российским юрлицом — лист А
  • учредитель является иностранным юрлицом — лист Б
  • учредитель является физическим лицом (гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства) — лист В

Сведения о лице, действующем без доверенности от имени потребительского кооператива

    В отношении сведений о руководителе (лице, действующем от имени потребительского кооператива без доверенности) в форме предусмотрены листы Е, Ж и З. Выберите лист в зависимости от того, кто будет выполнять полномочия единоличного исполнительного органа.

    Если в соответствии с уставом НКО лиц, действующих без доверенности, предусмотрено несколько, то необходимо на каждое лицо заполнить лист заявления.

Сведения о заявителе

    Эти сведения вносятся в лист Н. Заявителями при создании потребительского кооператива являются все ее учредители, поэтому лист Н заполните на каждого из них. В разд. 1 листа «Н» проставьте цифровое значение в зависимости от того, кем является заявитель. Далее заполните разделы, относящиеся к соответствующему заявителю. Если заявителем является физлицо, то в разд. 1 проставьте значение 1 и заполните разд. 4. Если заявителем является руководитель юрлица-учредителя, то в разд. 1 проставьте значение 2 и заполните разд. 2 и 4. Для остальных заявителей в разд. 1 проставьте значение 3. При этом, если заявителем является:

  • управляющая организация юрлица-учредителя, заполните разд. 2, 3 и 4
  • управляющий юрлица-учредителя, заполните разд. 2 и 4
  • лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного актом специально уполномоченного на то госоргана или актом органа местного самоуправления, заполните разд. 2 и 4.
  • Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

  • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
  • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью

Размер госпошлины за регистрацию потребительского кооператива при создании составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). При подаче документов электронном виде, в том числе через нотариуса или МФЦ, пошлина за регистрацию не уплачивается.

Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:

  • заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
  • протокол общего собрания о создании потребительского кооператива/иной документ о создании в соответствии со специальным законом (2 экз.)
  • устав (3 экз.)
  • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
  • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
  • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
  • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
  • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
  • разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
  • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации потребительского кооператива подать заявление о применении УСН

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения потребительского кооператива. Заявителями являются учредители потребительского кооператива или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации НКО — населенный пункт, в пределах которого находится НКО (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения НКО определяется местом его госрегистрации.

Регистрирующий орган: куда обращаться для регистрации потребительского кооператива?

В отличие от большинства НКО для регистрации потребительского кооператива необходимо обращаться в налоговый орган, на который возложены полномочия по регистрации юридических лиц на соответствующей территории (например, для регистрации потребительского кооператива в Москве, необходимо обращаться в МИФНС № 46 по г. Москве).

Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

  • непосредственное обращение в регистрирующий орган
  • через МФЦ
  • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

сельскохозяйственная кооперация — система сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов; (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также — кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также — производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также — потребительский кооператив); (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

член кооператива — принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям настоящего Федерального закона и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность; (в ред. Федеральных законов от 11.06.2003 N 73-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

ассоциированный член кооператива — физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива; (в ред. Федерального закона от 11.06.2003 N 73-ФЗ)

субсидиарная ответственность членов кооператива — ответственность членов кооператива, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов. Размеры и условия субсидиарной ответственности членов кооператива определяются настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции; (в ред. Федеральных законов от 07.03.97 N 47-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

работник — лицо, которое привлекается по трудовому договору (контракту) на работу по определенной специальности, квалификации или должности; (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

паевой взнос — имущественный взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественными долями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос члена кооператива может быть обязательным и дополнительным; (в ред. Федеральных законов от 18.02.99 N 34-ФЗ, от 11.06.2003 N 73-ФЗ)

обязательный паевой взнос — паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и на получение полагающихся кооперативных выплат; (в ред. Федерального закона от 18.02.99 N 34-ФЗ)

1. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

2. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (далее — коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи.

3. Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова «сельскохозяйственная артель» или «колхоз» либо «рыболовецкая артель» или «рыболовецкий колхоз». Иные требования к фирменному наименованию сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.03.97 N 47-ФЗ, от 18.02.99 N 34-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

4. Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом коопхоза. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, находящиеся в собственности членов крестьянских (фермерских) хозяйств или ведущих личные подсобные хозяйства граждан, и право аренды земельных участков, используемых ими на основании договора аренды, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово «коопхоз». Иные требования к фирменному наименованию коопхоза устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

5. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти.

6. Число работников производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива. (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

1. Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

2. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, растениеводческие, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности. (в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 183-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

3. К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово — ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других).

4. Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

5. Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги. (в ред. Федеральных законов от 03.11.2006 N 183-ФЗ, от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

6. Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).

7. Растениеводческие и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

8. Кредитные кооперативы создаются в целях организации финансовой взаимопомощи членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов посредством: (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

1) объединения паевых взносов членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов, средств, привлекаемых в кредитные кооперативы в форме займов, полученных от членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов, и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и уставами кредитных кооперативов; (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

2) размещения указанных в подпункте 1 настоящего пункта денежных средств путем предоставления займов членам кредитных кооперативов для удовлетворения их финансовых потребностей. (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

1. Кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами — сельскохозяйственными товаропроизводителями — в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов, осуществления ревизий кооперативов, союзов (ассоциаций) кооперативов — членов союза (ассоциации) могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов (далее — союз (ассоциация)), являющихся некоммерческими организациями. (в ред. Федеральных законов от 18.02.99 N 34-ФЗ, от 11.06.2003 N 73-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

2. Если по решению членов союза (ассоциации) на союз (ассоциацию) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такой союз (ассоциация) преобразуется в хозяйственное общество или в товарищество в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или может участвовать в таком обществе.

3. Члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Учредительными документами союза (ассоциации) являются учредительный договор, подписанный его членами, и утвержденный ими устав.

5. Члены союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами, если иное не определено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 18.02.99 N 34-ФЗ)

6. Член союза (ассоциации) вправе по своему усмотрению выйти из союза (ассоциации) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

7. Член союза (ассоциации) может быть исключен из него по решению остающихся членов союза (ассоциации) в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами союза (ассоциации). В отношении ответственности исключенного члена союза (ассоциации) применяются правила, относящиеся к выходу из союза (ассоциации).

8. Прием в союз (ассоциацию) новых членов осуществляется в порядке, предусмотренном уставом союза (ассоциации). Вступление в союз (ассоциацию) новых членов может быть обусловлено их субсидиарной ответственностью по обязательствам союза (ассоциации), возникшим до их вступления.

8.1. Союзы (ассоциации) вправе создавать по договору между собой объединения в форме союза (ассоциации) последующего уровня, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны создавать указанные объединения. (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ)

9. Наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет его деятельности и территорию, на которой он осуществляет свою деятельность, с включением слов «союз сельскохозяйственных кооперативов» или «ассоциация сельскохозяйственных кооперативов», «союз рыболовецких колхозов» или «ассоциация рыболовецких колхозов». (в ред. Федерального закона от 11.06.2003 N 73-ФЗ)

Кооператив, созданный в соответствии с настоящим Федеральным законом, является юридическим лицом и имеет следующие правомочия:

создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории Российской Федерации и за ее пределами;

осуществлять виды деятельности, предусмотренные статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона, и иные не запрещенные законом виды деятельности;

иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные права на имущество и земельные участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

создавать резервный и другие неделимые фонды кооператива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения, в ценные бумаги и иное имущество. Средства резервного фонда кредитного кооператива вкладываются только в банки, участвующие в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 20.04.2015 N 99-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива;

заключать договоры, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом кооператива;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива;

осуществлять реорганизацию или ликвидацию кооператива.

1. Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение. (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ)

2. При приватизации государственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям законами и иными нормативными правовыми актами предусматривается преимущественное право сельскохозяйственных потребительских кооперативов на участие в приватизации данных предприятий.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Убытки, причиненные кооперативу в результате незаконных действий (бездействия) государственных и иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права кооператива, а также в результате ненадлежащего осуществления такими органами либо их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к кооперативу, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении таких убытков рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

1 мая 1987 года вступил в силу закон об индивидуальной трудовой деятельности, 30 июня того же года — закон «О государственном предприятии», предусматривавший хозрасчет и элементы самостоятельности в выборе экономических партнеров. Закон «О кооперации» впервые со времен нэпа разрешил создание частных предприятий.

Для «страны победившего социализма» это было революцией в сознании.

Статья 10 закона гласила: «Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность кооперативов со стороны государственных органов не допускается». И это в обществе, где партия более полувека «направляла и руководила» всем, от посадки свеклы до литературы!

Работа в частном секторе по найму оставалась для коммунистов эксплуатацией человека человеком, следовательно, недопустимой ересью. Подразумевалось, что кооператоры будут в одном лице работниками и собственниками.

Пожалуй, главной в законе была статья 25: «Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива».

И до Горбачева строители-шабашники или подрядные звенья в сельском хозяйстве демонстрировали невероятную производительность, но подобные эксперименты быстро пресекались: никто не должен получать слишком много, контроль над мерой труда и мерой потребления — ключевая функция социалистического государства.

В конце 1980-х годов кооператорами называли всех предпринимателей. Возникло устойчивое выражение: «демократы и кооператоры».

Советские и особенно иностранные корреспонденты не вылезали из первого в Москве кооперативного ресторана Андрея Федорова и без устали фотографировали частных шашлычников на Старом Арбате и привокзальных площадях.

Из первых кооператоров вышли будущие генералы российского бизнеса. Александр Смоленский начал с организации кооператива по строительству дач и гаражей, а Владимир Гусинский — по выпуску модных медных браслетов, якобы обладавших целебными свойствами. Кооператив Гусинского ежедневно штамповал пятьдесят с лишним тысяч браслетов, которые при себестоимости в три копейки шли по пять рублей.

Комиссию Моссовета по кооперативной деятельности возглавлял Юрий Лужков.

Экономические реформы Горбачева были отчаянной попыткой спасти страну. В 1988 году СССР экспортировал 144 млн тонн нефти по кажущейся сегодня смешной цене в 17 долларов за баррель (125 долларов за тонну). При этом за валюту продали всего 80 млн тонн, остальное ушло социалистическим странам по невыгодному бартеру.

Одновременно пришлось импортировать 40 млн тонн зерна по цене 176 долларов за тонну. Бюджет был сведен с 25-процентным дефицитом, покрывавшимся за счет внешних займов и распродажи золотого запаса.

Посягать на основы системы в Кремле не собирались, а на возникавшие противоречия закрывали глаза. Считалось, что достаточно кое-что слегка «расширить и углубить», и «процесс пойдет».

Горбачеву и его экономическим гуру Леониду Абалкину и Абелу Аганбегяну виделось нечто вроде второго издания нэпа: командные высоты остаются за государством, а не связанные бюрократической регламентацией, гибко реагирующие на спрос кооперативы ликвидируют дефицит потребительских товаров и услуг, с чем у плановой экономики дело всегда обстояло плохо.

Подобные мысли осторожно высказывались и в советское время. Юлиан Семенов в романе «ТАСС уполномочен заявить» вывел широко мыслящих генералов и полковников КГБ, недоумевавших, какой вред социализму могут нанести частные сапожники?

Поначалу царила эйфория. Поскольку идея получила отмашку с самого верха, действовал принцип: разрешено все, что не запрещено. Патент на открытие кооператива стоил пять рублей! Налоги были минимальные: три процента с выручки.

Затем начались трудности. Оказалось, что каждый экономический уклад имеет свою внутреннюю логику, все его элементы взаимосвязаны, и сказав «а», надо либо говорить «б», либо поворачивать назад.

Надстройку в виде кооперативов водрузили на фундамент планового хозяйства, в котором все виды сырья не продавались, а распределялись по фондам. В разнарядках Госплана и Госснаба никаких кооперативов, разумеется, не значилось.

То же мясо для шашлыков в магазинах не лежало, а если покупать его на рынке, то цены делались совершенно неподъемными для абсолютного большинства. В ресторане Федорова расценки превысили уровень элитарных «Арагви» и «Праги» в восемь раз. А промышленное сырье и на базаре найти было невозможно.

В результате работать смогли лишь те, кто имел связи и получал фондовое сырье за взятки. Директора открыли при своих заводах кооперативы из доверенных лиц, выпускали продукцию из дешевых материалов, с использованием государственных производственных мощностей и электроэнергии, продавали ее по свободным ценам и присваивали сверхприбыль.

Фактически был запущен механизм номенклатурной приватизации, хотя формально предприятия оставались в госсобственности. Между рабочими, попавшими в «кооператоры» и оставшимися на старых зарплатах возникли, мягко говоря, трения.

Бывший сотрудник 9-го главка КГБ Владимир Ряшенцев создал кооператив «АНТ» (Автоматика, Наука, Технология) и занялся продажей за границу через Новороссийский порт списанных танков в обмен на компьютеры. Достоверно неизвестно, продавались ли танки на металлолом, или «АНТ» сбывал неизвестно кому действующие машины.

Понятно, что организовать такой бизнес без высоких покровителей невозможно. Назывались, в частности, имена премьера Николая Рыжкова и его заместителя Владимира Гусева.

«Хозяин Кубани», первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Иван Полозков в январе 1990 года с помощью подконтрольных ему местных силовиков схватил «антовцев» за руку при попытке вывезти очередные 12 Т-72 и устроил скандал: вот до чего докатились «жулики-кооператоры», танки, силу и гордость нашу, сплавляют за кордон!

Полозков приобрел репутацию непоколебимого борца за советские ценности и спустя полгода был избран первым секретарем ЦК вновь созданной компартии РСФСР.

Еще большим препятствием стал моральный климат в обществе.

С одной стороны, при Брежневе советская власть заключила с народом негласный договор, позволив работать вполсилы, попивать и тащить с производства, что плохо лежит, в обмен на внешнюю лояльность. Самопожертвования и сверхусилий больше не требовалось. С другой стороны, всякая частная инициатива пресекалась, потребительство и вещизм постоянно подвергались осуждению.

Уже при Горбачеве, в ходе короткой, но шумной кампании по борьбе с нетрудовыми доходами летом 1986 года под это определение попадали любые доходы, полученные не из рук государства.

Полозков устраивал на Кубани «помидорные войны» — сносил бульдозерами частные теплицы и парники. Проконтролировать репетиторство и частный извоз было невозможно, поэтому с ними боролись словесно.

В газетных очерках о хороших людях, внедривших на заводе какое-нибудь рацпредложение или организовавших спортивный кружок для подростков, непременно подчеркивалось, что для себя-то герой никакой выгоды не извлек.

Журнал «Крокодил» напечатал фельетон о человеке, который изготавливал и продавал на базаре фланелевые стельки для обуви: да, он много работает и приносит пользу, но думает при этом не о людях, а о своем кармане.

«Комсомольская правда» опубликовала письмо некоего студента Александра, обеспокоенного инициативой ЦК ВЛКСМ по созданию «стройотрядов коммунистического (бесплатного) труда»: не распространят ли этот принцип на все отряды, а я из небогатой семьи? Газета снисходительно похлопала читателя по плечу: не волнуйся, Саша, никто не посягает на твои честно заработанные рубли, но мы не сомневаемся, что твои дети и внуки будут работать, не думая про деньги.

Сказать, что народ полностью пропускал пропаганду мимо ушей, было бы неверно. В умах царило двоемыслие: можно ловчить и даже воровать, если понемножку, главное — не выделяться. Можно руководствоваться в жизни личным интересом, но бравировать этим неприлично. В данном смысле советские граждане напоминали колхозников 1950-х годов, которые не могли сказать двух слов без мата, но попав на экскурсию в трофейную Дрезденскую галерею, при виде обнаженной натуры багровели и принимались кашлять от смущения.

По понятиям большинства, человеку надлежало делать, что велено, а государству снабжать и обеспечивать, желательно даром. Сегодня трудно себе представить, какой гнев порождали, скажем, платные кооперативные туалеты.

Людей с советской психологией раздражали не столько реальные экономические последствия появления кооперативов — они были незначительны, — сколько моральная реабилитация духа наживы и неравенства.

Массовые рассуждения исходили из того, что высокие доходы в принципе не могут быть честными, и что если какие-то товары и услуги по цене не доступны каждому, то пусть лучше их совсем не будет.

Не только на обывательском, но и на официальном уровне шли бесконечные дискуссии на любимую тему: «Сколько можно зарабатывать?» Леонид Абалкин в августе 1988 года заявил, что потолок для кооператоров должен составлять где-то в районе 700 рублей в месяц.

Когда основатель кооператива «Техника», потомок дореволюционных купцов Артем Тарасов в январе 1989 года цивилизованно уплатил 90 тысяч рублей партвзносов с дохода в три миллиона, в этом усмотрели цинизм. Правда, другие сограждане спустя год с небольшим выбрали Тарасова народным депутатом РСФСР.

Многие законопослушные и трудолюбивые люди, которые в других условиях нашли бы себя в кооперативах, боялись идти туда из-за разговоров, что «их всех скоро пересажают».

Номенклатура подогревала эти настроения, не без оснований видя в развитии частного предпринимательства и появлении среднего класса угрозу своей власти. Самыми распространенными в устах партаппаратчиков и «консервативно-послушного большинства» депутатов в отношении новых веяний в экономике стали слова «непродуманные решения».

Не успев опериться, кооперативный сектор оказался под сильнейшим прессингом. Расширив рамки свободы, государство тут же принялось отыгрывать назад.

Еще до принятия закона, в марте 1988 года, правительство ввело драконовский налог на личные доходы кооператоров: 30% в диапазоне от 500 до 700 рублей в месяц, 70% от тысячи до 1500, 90% на все свыше полутора тысяч рублей.

Министр финансов Борис Гостев откровенно объяснил причину: «нечего плодить спекулянтов», «прослойка богатеев приведет к социальному расслоению».

С декабря 1988 года вышли несколько постановлений, запрещавших создание кооперативов в тех или иных видах деятельности.

«Понадобилось не так уж много времени, чтобы превратить дорогу, которая должна была вести к изобилию, в прифронтовую полосу. Кооператорам отказали в льготном режиме налогов даже на период становления, установили различные ограничения на реализацию производимой ими продукции, заставляли покупать сырье и оборудование по ценам в несколько раз выше государственных», — вспоминал Леонид Онушко, в 1988 году основавший кооперативное кафе в Набережных Челнах, а впоследствии ставший президентом банка.

Внешне все обстояло блестяще: к началу 1989 года были зарегистрированы 77,5 тыс. кооперативов, спустя год — 193 тыс. с числом занятых 4,9 млн человек. Кооперативы действовали в 20 отраслях экономики. Но большинство из них либо представляли из себя «директорские» кооперативы, паразитировавшие на госпредприятиях, либо занимались перепродажей и обналичиванием денег.

Августовский путч и реформы Ельцина-Гайдара сняли вопрос о кооперативах с повестки дня. На смену перестроечному романтизму и метаниям пришли жесткие реалии эпохи первоначального накопления.

Пионер российского капитализма, ресторан Андрея Федорова, не дожил до его юбилея. По адресу Пречистенка, 36 теперь находится филиал коммерческого банка.

Федеральный закон от 08.12.95 N 193-ФЗ

    1. 1″Тотальное разгильдяйство». Почему от «дворца Путина» остались только бетонные стены?
    2. 2″Перебить никто не решался»: о чем Путин говорил с главными редакторами
    3. 3″В хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад»: манифест Богомолова и реакция на него
    4. 4Леонид Волков: идти кавалерией на танки нет смысла
    5. 5″Я в эфире, я не кот»: адвокат из Техаса, внезапно ставший интернет-сенсацией
    6. 6″Вечером в камере были дебаты»: готовы ли арестованные за митинги протестовать снова?
    7. 7Принцесса Евгения, внучка королевы Елизаветы II, родила первенца
    8. 8″Он же никто, просто ребенок, который ушел в лес»: как искали Влада Бахова
    9. 9Евродепутаты о России: хватит иллюзий, нужны жесткие санкции
    10. 10Коронавирус: 117-летняя француженка выздоровела после ковида; Европа думает об ослаблении карантина

    В последнее время предприниматели проявляют особый интерес к потребительскими кооперативами. Чем обусловлено такое любопытство? Если раньше сельпо, райпо были единственными магазинами на деревне, где народ мог что-то приобрести, то сейчас избыток – чуть ли ни один магазин на 10 человек. Если раньше колхозы и совхозы сбывали излишки зерна, поросят, картошки и прочего хозяйства через потребкооперацию, то сейчас полно различных коммерческих оптовиков, перекупщиков и т.д.

    Побуждения создать потребительское общество у трудяг-пайщиков той эпохи и современных кооператоров похожи только по закону и документам… Время изменило взгляды, а современное законодательство «помогло» рассмотреть в кооперативах совсем иные ценности. Да и люди уже другой закалки, точнее закаленные этими законами. С самыми распространенными мифами мне помогли разобраться современные кооператоры и юристы компании «Туров и Партнеры».

    Актуальная редакция закона датируется июлем 2013 года. Изменения, внесенные тогда федеральным законом N 185-ФЗ, коснулись отдельных формулировок в статьях 11-ой, 21-ой и 33-ей закона о потребительской кооперации.

    • В п. 1 ст. 11 о правах членов потребительского общества были изменены:
      • Абзац 8. Пайщики вправе быть принятыми вне очереди на работу в потребительское общество согласно с их квалификацией (вместо «образованием, профессиональной подготовкой») и учетом потребности в кадрах;
      • Абзац 9. Пайщики вправе получать направления на обучение в образовательные организации (вместо «на учебу в образовательные учреждения») потребительской кооперации.
    • В пункте 4 статьи 21 и пункте 3 статьи 33 слово «учреждения» также было заменено на организации (образовательные и иные).

    История потребительской кооперации началась в 19-м столетии. Родиной первых объединений была Великобритания. В то время предприятия потребительской кооперации открывались благотворителями. Они стремились улучшить условия труда и положение рабочих. С 1820-1830 гг.

    владельцами кооперативных магазинов, хлебопекарен, мельниц становились сами трудящиеся. Создававшиеся объединения позволяли приобретать продукцию по сниженным ценам. В 1844-м английскими ткачами был открыт кооператив, принципы формирования которого стали основными для последующих предприятий этой категории.

    К этим основам относят следующие положения:

    1. Небольшие паевые взносы.
    2. Равноправие среди всех кооператоров и наличие одного голоса у каждого.
    3. Ограниченное количество паев для каждого члена объединения.
    4. Реализация продукции осуществляется по умеренным рыночным ценам и за наличный расчет.
    5. Стоимость товара для всех одинакова (в том числе для тех, кто не входит в объединение).

    В советское время распространение получили торгово-заготовительные объединения. Сельскохозяйственная потребительская кооперация, существовавшая в СССР, решала ряд актуальных задач. В их числе, в частности, были вопросы по:

    1. Реализации. Розничная торговля в сельской местности осуществлялась, преимущественно, за счет потребкооперации.
    2. Закупке. Сформированные объединения приобретали у совхозов, колхозов, населения материалы и сырье, дикорастущие грибы, ягоды и плоды, лекарственные травы.
    3. Производству. Система потребительской кооперации способствовала развитию пищевой промышленности (на базе местной с/х продукции) и выпуск непродовольственных товаров (из с/х и иного местного сырья).

    К 1990 году объединения обслуживали около 40 % населения. Их членами было порядка 30 млн человек. На долю объединений приходилась 1/4 розничного товарного оборота, около 1/2 заготовок картофеля, 1/3 овощных закупок, больше трети хлебной продукции. На сегодняшний день в стране действует порядка 20-25 потребительских кооперативов.

    Одной из отличительных черт рассматриваемой структуры выступает специфичное сочетание социальных и хозяйственных функций. Именно из этого комплекса исходят особенности формирования и совершенствования форм кооперации. Управленческая структура объединяет в себе два начала.

    Одно из них — организационно-правовая форма выступает как узаконенная основа объединения хозяйствующего субъекта, обладающего правами юрлица. Он осуществляет производство и реализацию услуг и товаров, используя имущество, закрепленное за ним. Второе начало формируется последовательно соподчиненных и работающих при этом параллельно управленческих органов.

    Деятельность структуры регулирует Закон «О потребительской кооперации».

    Характеризуясь перечисленными выше отличительными чертами, потребительская кооперация обладает в определенной степени самобытностью.

    Каждое объединение представляет собой некоммерческую структуру, которая выполняет общественные задачи.

    При этом свою хозяйственную деятельность предприятие планирует на базе кооперативной идеологии, ценностях и принципах, что определяет его потенциал и преимущества по отношению к прочим субъектам рынка.

    Выступая в качестве некоммерческого, объединение закрепляет и фиксирует сферу экономических взаимодействий между администрацией и пайщиками по вопросам реализации объектов общей собственности. Вместе с этим потребительская кооперация устанавливает порядок осуществления взаимосвязи с внешней средой.

    К ней, в частности, относят муниципальные структуры власти и государство. Это взаимодействие обеспечивается через страховые и финансовые компании, налоговую службу и так далее.

    В этой связи потребительская кооперация рассматривается в качестве единственной структуры, тесно интегрирующей государственный интерес с социальными группами.

    Свойство системности предполагает, что те или иные формы потребительских объединений (общества и их союзы) определенным образом взаимодействуют друг с другом.

    Эта взаимосвязь обеспечивается сохранением вертикальных уровней управления и власти, коммуникационных каналов и механизма решения задач.

    Это позволяет проанализировать деятельность разных структурных элементов кооперации, например, относительно выпуска товаров, совокупных трудовых ресурсов, реализации единых стратегических планов и так далее.

    Потребительское объединение представляет собой добровольную структуру. Оно формируется гражданами и юрлицами по территориальному признаку на основе членства.

    Общество объединяет имущественные паевые взносы для осуществления производственной, заготовительной, торговой и прочей деятельности для удовлетворения потребностей участников материального характера.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *