Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы развития негосударственного пенсионного страхования 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Дополнительное пенсионное обеспечение представляет собой добровольные взносы граждан в негосударственные пенсионные фонды.
Государственная политика большинства стран мира направлена на расширение дополнительного пенсионного страхования, которое в России находится в стадии своего развития.
Для выработки перспективных направлений развития негосударственного пенсионного страхования в России необходимо изучить опыт зарубежных стран, где именно негосударственные пенсионные системы предшествовали созданию государственных пенсионных систем и создавались главным образом предпринимателями, заинтересованными в том, чтобы удержать работников на своих предприятиях. В большинстве стран институциональную основу негосударственного пенсионного страхования представляют негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
Проблемы развития негосударственного пенсионного страхования 2021
На сегодняшний день НПФ обязаны ежегодно фиксировать прибыли и убытки.
На круглом столе неоднократно звучала такая мысль: для того чтобы гражданам было легче сориентироваться, профессиональное сообщество могло бы разработать и опубликовать своеобразный индекс эффективности доверительного управления.
Этот индекс может различаться по регионам и объемам инвестирования. Он будет служить показателем минимально допустимой эффективности, ниже которой управление уже ведется не лучшим образом.
Внимание Несмотря на огромный выбор НПФ, который
Во время встречи озвучили опасения, касающиеся полноценного запуска нового способа информирования.
Собеседники «Коммерсанта» утверждают, что в Минтруде и ЦБ планируют заморозить переходную кампанию 2021 г. до тех пор, пока не появится система индивидуального пенсионного капитала. Но перед запуском ИПК организации начнут вести активную борьбу за клиентов, из-за чего граждане могут потерять много денег.
В Минтруде не прокомментировали обращение «Ъ».
Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин считает, что единичная приостановка переходной кампании для граждан — «безусловное благо».
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения 2021
Действующая накопительная модель встроена в обязательную пенсионную систему. По этой модели 22% страховых взносов от фонда заработной платы (которые расщепляются как 6% на накопительный компонент и 16% — на страховой) уплачивает работодатель.
Внимание Пенсионный фонд России перешел к выплате повышенных на 5,4 % всех видов страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца неработающим пенсионерам.
Такой подход, как утверждают правительственные органы, позволит дать негосударственным пенсионным фондам примерно 60 млрд рублей в 2021 году.
Негосударственные пенсионные фонды в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка. Поскольку действующая система Пенсионного фонда РФ не способна удовлетворить потребности населения в достойном пенсионном обеспечении, актуальным вопросом становится развитие негосударственных пенсионных фондов, которые могут стать оптимальным вариантом решения проблемы в нашей стране.
Важная роль негосударственных пенсионных фондов в развитии экономики заключается не только в предоставлении услуг в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, но и в обеспечении инвестиционных потребностей реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.
Внимание В таких странах, как Великобритания,
» » Вернуться назад на В последние годы актуализуется анализ системы пенсионного обеспечения, обусловленный опытом реформирования и увеличением интереса со стороны государства и населения к проблемам социальной справедливости, материального благосостояния, удовлетворения условиями жизни и степенью страховой защиты пенсионеров и лиц с социально-пенсионным статусом.
Речь идет о том, что будет создан и предложен нашим гражданам такой накопительный элемент, который был бы гарантирован, который бы имел четкие понимания о наследовании. Мы должны создать условия, когда эти средства могли бы быть потрачены в ходе накопления — по сути это пенсионный капитал, который может быть использован при необходимости в период его накопления» «Я думаю, что в этом и следующем году мы найдем оптимальный вариант развития накопительной системы и надеюсь, что с 2021 года мы можем ее запускать, чтобы она работала и приносила доходы тем гражданам, которые в ней участвуют. Мы считаем, что создание условий для достойной пенсии граждан это дело граждан, но государство должно предложить хорошо работающую, надежную и гарантированную систему», — подчеркнул министр финансов.
Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.
В этом многообразии форм добровольного пенсионного обеспечения заключается его способность удовлетворить различные потребности в пенсиях в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать.
В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры
Негосударственные пенсионные фонды проблемы развития 2021 год
УДК 338.242:331.25 Мартояс Кристина АртуровнаКубанский государственный университетстудентка экономического факультета, председатель студенческого научного общества экономического факультетаАннотацияДанная статья посвящена обзору рынка негосударственного пенсионного обеспечения, основных перспектив его развития, а также акционированию негосударственных пенсионных фондов.
Доходность моих инвестиций за 2021 год составляет около 30% годовых, ознакомиться с последними новостями моих вложений можно в еженедельных отчетах. Рекомендую каждому читателю пройти обучение на курсе ленивого инвестора. Первая неделя абсолютно бесплатная. Подробнее
Государственная система пенсионного страхования – проблема, возникшая не сегодня.
Количество трудоспособного населения сокращается, а иждивенцев преклонного возраста растет. В России ситуация усугубляется недоверием к государственной системе пенсионного обеспечения. Я допускаю обстановку, при которой поступлений в пенсионный фонд может не хватить для выплат. Характерный случай: в 2021 году правительство предпочло сэкономить порядка 150 млрд руб.
, заменив индексацию пенсий одноразовой выплатой пяти тысяч рублей. В экономическом прогнозе ВЭБа уже заложено повышение пенсионного возраста с 2020 года. Судя по плачевному состоянию пенсионного бюджета, этот прогноз с большой вероятностью сбудется. К такому решению подталкивает и демографическая ситуация со стареющим населением.
Прежде чем анализировать проблему, вспомним, что такое НПФ.
Негосударственный пенсионный фонд – это юридическое лицо со статусом некоммерческой организации, которое занимается накоплением и управлением пенсионными активами.
НПФ распоряжается средствами вкладчиков в установленных законодательством рамках. За управление деньгами НПФ получает вознаграждение в размере 8–15% от инвестиционного дохода.
По итогам 2016 года, который считающегося сверхприбыльным для российского фондового рынка, доходность НПФ составила в среднем около 11%. У ВЭБа средняя доходность по портфелю государственных ценных бумаг и по расширенному инвестиционному портфелю составила в том же году 10.53%. В 1 полугодии 2021 доходность ВЭБа опустилась до 8.
8% годовых. 20 из 66 НПФ показывают инвестиционный результат ниже ВЭБа, но в среднем по отрасли продолжают опережать его. Разрыв между доходностью ПФР и НПФ сокращается и глобальной разницы по этому показателю сейчас нет.
В силу низкой инфляции в 2021—2021 годах, и частным и государственному пенсионному фонду, скорее всего, удастся опередить её.
С точки зрения государственных гарантий, ПФР выглядит менее рискованной инвестицией. С другой стороны, с 2015 года НПФ имеют возможность вступить в систему гарантирования прав застрахованных лиц, аналог АСВ.
38 НПФ являются членами Агентства Страхования Вкладов. Но, в случае банкротства, частный пенсионный фонд может лишиться аккредитации. Накопленные средства будут возмещены за счет страховых выплат и переведены в ПФР.
В то же время нельзя не учитывать факторы, которые подрывают доверие граждан к государству:
- длящаяся уже 4 года заморозка накопительной части;
- непрозрачность реформирования пенсионной системы;
- перевод учета накоплений в ПФР из денежной формы в балльную.
В случае, когда накопительная часть в результате заморозки присоединяется к страховой, речь об инвестировании не идет в принципе. Накопления индексируются в соответствии с уровнем инфляции только виртуально. Внешне это выглядит лучше, чем возможные убытки НПФ, особенно в периоды экономической рецессии.
Противники накопительной системы (например, вице-премьер Ольга Голодец) говорят о рисках банкротства НПФ. Однако в условиях, когда правительство почти ежегодно меняет принципы формирования пенсионных сбережений, риски остаться «молчуном» едва ли меньше.
Особенно беспокоит то, что сегодня никто не может сказать, сколько будут стоить накопленные на счете баллы в момент выхода на пенсию.
- Чем дальше, тем больше делается очевидным, что финансовая модель ПФР постепенно себя изживает. Денег у государства становится все меньше, индексирование не покрывает обесценивания пенсий.
- Беспрерывно меняющиеся правила учета пенсионных отчислений в ПФР преподносят новые сюрпризы.
- В условиях экономического роста, который рано или поздно возобновится, рентабельность НПФ перекрывает инфляцию и превосходит показатели ПФР. Но на горизонте 10 лет частные фонды пока обгоняют государственный ПФР по накопленной доходности: НПФ – от 80 до 100%; УК ВЭБ – от 50% по базовому портфелю (госбумаги) до 80% по расширенному портфелю.
Еще один аргумент в пользу НПФ – обещанная реализация в 2021 году идеи индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Напомню, она предусматривает переход от обязательного пенсионного страхования (ОПС) к добровольной системе. Сейчас реформа по созданию ИПК, о котором я писал полгода назад, отложена на неопределенное время.
Но велика вероятность, что растущий дефицит пенсионного фонда заставит к этой идее вернуться.
- Риск банкротства НПФ, особенно небольших частных фондов.
- Доходность некоторых НПФ проигрывает инфляции. Основной причиной убытков стали вложения в ценные бумаги Открытия и Бинбанка.
- Переход из одного НПФ в другой ранее, чем через 5 лет ведет к потере начисленного инвестиционного дохода.
Кстати, в 2021 году около 2 млн граждан поменяли один фонд на другой. Их потери составили 33 млрд рублей.
причина ухода бывших «молчунов» в негосударственные пенсионные фонды – тотальное недоверие государственной пенсионной системе. Конечно, играет свою роль активность агентов, привлекающих в клиентов.
Но ни уговорами, ни обманом невозможно добиться таких результатов. Частным структурам люди в целом не доверяют. Но на государство полагаются еще меньше. Чего стоят только заморозка накопительной пенсии и перевод на балльную систему учета денег на лицевых счетах.
По статистике почти 65% отдало предпочтение ПФР, то есть проигнорировало происходящие изменения. Однако ситуация приобретает другой оборот, и только в 2021 году 2.9 млн россиян («молчунов») перевели свои накопления из государственного ПФР в НПФ. Общая сумма накоплений в НПФ достигла 2.7 трлн руб. Вернулось в обратном направлении только 76.7 тыс.
Цифры кажутся огромными, но годом ранее было подано в 2 раза больше заявлений. Основную часть клиентов привлекли пенсионные фонды, принадлежащие госбанкам. Лидером среди них со значительным отрывом является НПФ Сбербанка (52% заявлений). Их частные конкуренты, наоборот, несут потери.
Происходящее вписывается в общий процесс передела рынка в пользу госбанков.
Очевидно, будет продолжено укрупнение и огосударствление индустрии пенсионных фондов. Этот процесс повторяет то, что происходит в банковской системе.
Необходимо ужесточить требования по минимальному размеру собственных средств для фондов, которые предполагают участие в программах государственного софинансирования добровольных взносов граждан. 7. Развитие инфраструктуры рынков НПФ Для качественного развития инфраструктуры необходимо предпринять следующие меры.
7.1 Совершенствование законодательной базы.
За весь период существования организованного рынка негосударственных пенсионных услуг был предпринят ряд мер по совершенствованию законодательной базы, которые не оказали позитивного влияния на развитие НПФ. 7.
2 Повышение квалификации специалистов, работающих на рынках НПФ. Проблему нехватки профессиональных кадров в сфере негосударственных пенсионных услуг возможно, например, решить введением четкой системы сертификации и обучения актуариев.
Пенсия (особенно государственная) — это наследие индустриальной эпохи. В условиях, когда большая часть населения стала работать на промышленных предприятиях, всю жизнь выполняя тупую техническую работу с невероятным уровнем отчуждения от труда, пенсия стала универсальным механизмом решения целого ряда проблем.
Важнейшая из этих проблем — среднестатистическая невозможность с определенного времени выполнять свою работу из-за дряхлости — сейчас практически потеряла свою важность, по крайней мере, до возраста 70 лет.
Что касается восприятия пенсии как «заслуженного отдыха», то обоснованность постановки такого рода вопроса для безусловно трудоспособных 55–65-летних мужчин и женщин скорее лежит за пределами социально-экономической логики, противоречит ценности труда как органичного человеческой жизни процесса.
Это легко решается в нормальной экономике персональным выбором и частным капиталом, определяется глобальными трендами развития современного общества.
В современном обществе подавляющая часть людей занята в третичном секторе экономики. Накопление становится важным фактором независимости от государства.
Современный человек практически в любой сфере имеет возможность двигаться вверх по служебной лестнице и со временем переходить из непосредственного производства товаров и услуг к управлению, образованию или наставничеству, аналитике и исследованиям. И это становится не только вопросом карьеры и дохода, но возможностью очень сильно продлить период продуктивной части жизни.
Даже если с возрастом человек не может заниматься физическим трудом в прежнем объеме, он трансформирует свой опыт в физически легкую, но дорогостоящую с точки зрения рынков работу, выстроенной на основании его опыта.
Как и любой социально и экономически значимый процесс пенсионная система в нормальной экономике всегда обоснована в первую очередь экономической логикой и экономической эффективностью.
Говоря проще, ни в одной экономически успешной (и, кстати, социально ориентированной) стране пенсия не выплачивается только потому, что людям нужна помощь, потому что они заслужили. Или потому, что так исторически сложилось. Пенсионная система развитых стран мира — это мощнейший и невероятно эффективный инвестиционный механизм.
В большинстве из них пенсионные фонды концентрируют большие объемы капиталов, чем банки, и являются важнейшим сегментом мировой экономики, который обеспечивает долгие инвестиции.
Понятно, что логика возникновения пенсионной системы, включая государственную, на политическом уровне может быть детерминирована и социальными задачами, и представлением о социальной справедливости. Но существование этой системы на базовом уровне вызвано именно ее эффективностью и основным функциональным назначением — обеспечением экономики «долгими» деньгами.
Пенсионная система России — историческое наследие распределительной и плановой системы народного хозяйства, распространенное на население, по роду занятости вырванное и из мирового разделения труда, и из объективности рыночных процессов.
Говоря проще, размер российской пенсии, как и стоимость труда человека работающего (или работавшего в советское время) на государство, чаще всего вообще никак не зависит ни от рынка труда, ни от рыночной стоимости произведенного им продукта.
То есть, кто и сколько должен получать, зависит не от того, сколько в реальности человек произвел в стоимостном выражении работы, а от того, насколько важным был в какой-то, выбранный государством, момент его труд для обороны, бюрократических задач, государственных представлений об инвестициях в основные фонды.
В конце 2021 г.
, однако, «Коммерсант», за 11 месяцев подали менее 1,5 млн заявлений. До конца года количество вряд ли увеличится, ПФР сообщает, что за ноябрь граждане подали заявлений на 9,5 тыс.
меньше, чем в октябре. В течение прошлых лет ПФР получал минимум 6 млн заявлений о переводе пенсионных накоплений в год. Большой популярностью в этом году пользовались подачи заявлений через курьеров в отделения ПФР.
Таким способом воспользовались 79% граждан. Но, как ранее писал Выберу.ру, такая форма приводила к фальсификации заявлений. В связи с этим , в котором прописал методы определения лиц, причастных к подделке заявлений. Это привело к тому, что в декабре ряд сократил взаимодействия с пенсионными брокерами.
Например, полностью отказался от такой формы приема заявлений.
Перестал принимать бумажные заявления и . НПФ работает с приемом заявлений через Единый портал госуслуг и личный кабинет застрахованного лица.
Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека.
Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеет четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знает об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.
Негосударственные пенсионные фонды в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка.
Речь идет о том, что будет создан и предложен нашим гражданам такой накопительный элемент, который был бы гарантирован, который бы имел четкие понимания о наследовании.
Мы должны создать условия, когда эти средства могли бы быть потрачены в ходе накопления — по сути это пенсионный капитал, который может быть использован при необходимости в период его накопления» «Я думаю, что в этом и следующем году мы найдем оптимальный вариант развития накопительной системы и надеюсь, что с 2021 года мы можем ее запускать, чтобы она работала и приносила доходы тем гражданам, которые в ней участвуют.
Мы считаем, что создание условий для достойной пенсии граждан это дело граждан, но государство должно предложить хорошо работающую, надежную и гарантированную систему», — подчеркнул министр финансов.
По этой причине они станут перенаправлять свои деньги в нее, так как вклады, например, в недвижимость или банковские депозиты перестанут их привлекать.
ННПФ, а уже через шесть лет организация вышла на рынок пенсионного страхования. На настоящий момент клиентами ННПФ являются полмиллиона человек.
Сотрудники НПФ гордятся тем, что даже в сложных условиях кризисов 1998 г. и 2008 г. они выплачивали пенсии полностью и без задержек.
НПФ «Выбор» 0 141955 0 Некоммерческая организация «НПФ «Авиаполис» 0 1462867 0 Некоммерческая организация НПФ «Атомгарант» 0 11012594 0 НПФ «Империя» 0 291728 0 НПФ «ТРАДИЦИЯ» 0 291840 0 АО НПФ «Губернский» 0 246249 205971 Некоммерческая организация «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 0 371711888 0 АО «НПФ «Пенсион-Инвест» 0 393945 195463 НПФ «ГАЗФОНД» 0 420929179 0 НПФ «Поддержка» 0 786921 0 НПФ «Титан» 0 343646 0 НПФ г.Тольятти «Муниципальный» 0 206211 0 НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» 0 55326197 0 АО «НПФ «Внешэкономфонд» 0 3856697 745452 АО «НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ» 0 3654632 669841 НПФ «Корабел» 0 614803 0 НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЭМЭНСИ» 0 14485878 0 НПФ «Газпромбанк-фонд» 0 9660985 0 АО «НПФ «Ингосстрах-Пенсия» 0 764778 490862 АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» -0.18 296364239 1224261 АО «НПФ электроэнергетики» -1.48 130942929 -1960003 Открытое АО «НПФ «РГС» -2.09 183017714 3132341 АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» -2.41 276792343 1170075 5.
Однако российские НПФ такой возможности лишены.
Идеи распространения СГПУ на продукты страховщиков и НПФ обсуждаются уже несколько лет, и даже сейчас никто не назовет точной даты, когда они превратятся в конкретные законодательные инициативы. Тем не менее и страховщиков, и НПФ сам факт документального оформления инициативы очень вдохновляет.
«Если введут систему гарантирования в том же объеме, что и для банков (1,4 миллиона рублей), то около 94% договоров в нашей компании попадут под нее, — рассказывает генеральный директор «Капитал Лайф Страхование жизни» Евгений Гуревич. — Это очень важно с точки зрения дополнительных гарантий для наших клиентов и выравнивает условия работы для различных финансовых институтов: банков, которые уже много лет имеют систему гарантирования, НПФ и СК, которые ее не имели».
Страховщики уверены, что основная масса потребителей привыкла больше доверять государственным гарантиям, нежели рыночным оценкам надежности компаний. «Финансовые показатели, заключения независимых аудиторов, госсистема финансовой устойчивости бизнеса — это все малопонятные и сложные инструменты для большинства людей, — считает вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин. — Для них гораздо весомее знать, что сохранность вложений гарантируется государством. 20—30-летние программы, учитывая огромное количество вызовов и неопределенностей, должны быть защищены максимально». Кроме того, СГПУ — это отличный маркетинговый ход. «Всегда красивее и проще при продаже страховки сказать про госгарантии и перейти к сути программы, чем тратить время на объяснение, почему клиент может быть уверен, что через 10—20 лет его накопления не пропадут», — продолжает Дубровин. Страховщики рассчитывают, что введение СГПУ даст им дополнительных клиентов из числа сомневающихся людей.
Во сколько система страхования страховщиков обойдется клиентам — вопрос пока открытый. Многие важные детали системы не определены — например, попадут ли в нее действующие договоры страхования, или только новые. По оценкам ВСС, размер фонда должен составлять не менее 60 млрд рублей и должен формироваться постепенно. Для сравнения: страховщики жизни имеют в настоящее время более 17 млн действующих договоров, в том числе более 3 млн договоров накопительного страхования жизни. Общая сумма сборов по ним за девять месяцев 2020 года превысила 320 млрд рублей.
С той же надеждой получить новых клиентов ждут введения системы гарантирования и НПФ. «Эта мера должна стимулировать интерес клиентов к формированию личных пенсионных накоплений», — говорит президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков.
В отличие от страховщиков, выигрывающих от роста накопительного страхования жизни, НПФ вынуждены констатировать сокращение количества участников добровольных пенсионных программ по сравнению с 2012 годом на 11% до 6,15 млн человек. При этом самостоятельно формируют пенсию лишь около 2 млн физлиц, остальные — корпоративные клиенты.
НПФ, конечно, понимают, что перед запуском СГПУ Банк России устроит им скрупулезную проверку, но считают, что это добавит уверенности потенциальным клиентам. «Это, разумеется, прибавит забот, как и любая проверка контролирующего органа, но в очередной раз проверит устойчивость и надежность, — уверен глава центра анализа НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис. — И повысит доверие к НПФ как финансовым институтам, стимулируя людей к самостоятельным накоплениям. Мы видим, как банковская система выиграла после введения системы страхования вкладов. С тех пор люди стали больше доверять банкам и перестали бояться открывать вклады».
Сейчас систему госгарантий регулятор обсуждает с профессиональным сообществом. НПФ предложили включить в суммарный размер гарантийного возмещения 1,4 млн рублей, кроме самих взносов клиентов, еще и инвестиционный доход (в случае его формирования). Кроме того, распространить систему гарантирования на все пенсионные счета — как новые, так и уже действующие.
Вообще, у НПФ есть целый пакет предложений, как сделать негосударственное пенсионное обеспечение привлекательным для людей. В их числе — увеличение суммы, с которой оформляется налоговый вычет, с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. рублей, как у инвестиционного вычета, и выделение его в отдельный пенсионный вычет. Кроме того, НПФ хотят получить право выступать в качестве налогового агента для оформления клиентам налогового вычета. Считают необходимым отменить НДФЛ на выплату и передачу пенсии в пользу близких родственников клиента. «Серьезным стимулом для самостоятельных накоплений в НПФ, помимо налоговых стимулов, может стать возможность снять средства досрочно при наличии серьезных причин, например на лечение тяжелого заболевания», — считает Евгений Биезбардис.
Сделать долгосрочные накопления более интересными для потребителей теоретически может индивидуальный инвестиционный счет третьего типа (ИИС-3), концепцию которого подготовил ЦБ. При чем тут он? А при том, что под него попадают долгосрочные вложения. ИИС-3 — это счет, на котором можно будет размещать деньги на срок от десяти лет, при этом сумма вложений ограничиваться не будет. Планируется, что, как и в случае с ИИС первого и второго типов, новый вид счета позволит оформлять налоговый вычет. Человек сможет выбрать для себя удобный вариант: вычет на ежемесячно вносимую сумму через работодателя, но не более 6% от НДФЛ, или на самостоятельно размещенную сумму, но не более 120 тыс. рублей в год. «Появление такого рода инвестиционного налогового вычета по договорам на срок свыше десяти лет позволит нам предложить клиентам долгосрочные программы страхования. Они и сейчас есть, но пользуются меньшим спросом, чем среднесрочные», — говорит Евгений Гуревич.
«С ИИС-3 пока нет определенности, — добавляет Евгений Биезбардис. — Как мы понимаем, это продукт долгосрочный, с опцией полных выплат без штрафов, в том числе при достижении пенсионных оснований. Представляется логичным, чтобы ИИС-3 или его аналог появился в перечне финансовых продуктов НПФ, что позволит очень быстро предложить его миллионам людей и привлечь в российскую экономику значительные долгосрочные инвестиции».
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о переходе граждан из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой или из ВЭБа в НПФ. Документ размещен на официальном сайте правовой информации в понедельник, закон подписан 29 июля. Закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании»
(в части введения механизма информирования негосударственных пенсионных фондов о вновь заключенных договорах) был внесен группой депутатов в феврале 2016 года.
Закон предусматривает детальное информирование граждан о потерях инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям в случае досрочной смены пенсионного фонда — чаще, чем раз в пять лет. Граждане смогут подавать заявление о смене НПФа или перехода из ВЭБа в НПФ через Единый портал государственных
Частные компании и НПФ обогнали ВЭБ по доходности инвестирования накоплений
УДК 368
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
Е. В. Сургутскова
Начатая государством пенсионная реформа затронет каждого, поскольку это связано с возможностью самостоятельного управления пенсионными накоплениями. Один из вариантов — инвестирование накопленных денежных средств, предназначенных для последующих выплат пенсии, в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). О том, стоит ли переходить в НПФ, размышляет каждый человек и не всегда может принять правильное решение. В статье рассмотрен вопрос перехода в НПФ с разных сторон и предложен ответ на поставленный вопрос.
Изменения в пенсионном законодательстве поставили всех граждан перед выбором: оставить свои пенсионные накопления в Пенсионном фонде России или перевести в негосударственный пенсионный фонд. Недостаточная научная разработка проблем негосударственного пенсионного обеспечения и потребность в его всестороннем развитии предопределили актуальность данной статьи. Практическая значимость исследования данной темы связана также с изучением и оценкой возможностей негосударственного пенсионного обеспечения и его влияния на повышение уровня материального благополучия нынешних и будущих пенсионеров в Российской Федерации.
Сегодня пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной. В свою очередь первая подразделяется на три типа: достижение определенного возрастного периода (по старости), потеря трудоспособности (по инвалидности), по потере кормильца. Формирование прав на назначение происходит на основе индивидуальных баллов. Они будут накапливаться за весь период трудовой деятельности и в момент получения статуса пенсионера будут переведены в денежные средства.
Ежемесячно в ПФ поступают 22% от официальной заработной платы трудящегося. В свою очередь процентная ставка делится на две части:
— 16% — отправляются на формирование страховой составляющей;
— 6% — накопления, распоряжаться которыми гражданин имеет в добровольном порядке.
Предназначены для инвестирования с целью получения большей прибыли и тем самым
обеспечения хорошей надбавки к итоговой сумме пенсии [2].
В последнее время россияне все чаще стали переводить свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ. Переводить пенсионные накопления в НПФ актуально тем людям, которые хотят иметь достойный уровень жизни на заслуженном отдыхе. Также выгодно переходить в НПФ лицам, ежемесячный доход которых превышает 43 тысячи рублей. Связано это с тем, что независимо от дохода, государственная пенсия не может превышать 40% среднего ежемесячного дохода.
Негосударственные пенсионные фонды должны сохранить и увеличить страховые взносы своих вкладчиков — это их основная задача. Все НПФ должны работать исключительно в интересах своих клиентов, а именно — действовать в рамках Федерального закона от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Отличительная особенность НПФ — увеличение пенсии своих клиентов, а чтобы пенсия увеличилась, нужно откуда-то брать деньги. Для этого НПФ заключает договор с управляющей компанией, которая, в свою очередь, инвестирует деньги вкладчиков в ценные бумаги, размещает на банковских депозитах либо использует другие финансовые инструменты. В конце года НПФ подсчитывает доход и размещает его на счетах своих клиентов[4].
Негосударственные пенсионные фонды наделили полномочиями, на основании которых они могут не только сохранять, но и формировать негосударственные пенсии своих клиентов. Среди основных плюсов перехода в негосударственный пенсионный фонд можно выделить следующие:
— Выплаты формируются не только из ежемесячных взносов клиента, но и из дохода, полученного в результате инвестирования пенсионных резервов. Это аналогично пополняемому банковскому вкладу, который открывается на продолжительный срок под высокий процент.
— Эффективное управление денежными средствами, НПФ помогают покрыть инфляцию и накопить достойную пенсию.
— Вероятность рисков — низкая. При возникновении финансовых проблем НПФ не имеют право пользоваться средствами вкладчиков. НПФ несет материальную ответственность за вклады своих клиентов. В случае если доходность негосударственного пенсионного фонда будет ниже процента инфляции (минусовой), по закону НПФ должен будет компенсировать убытки своим клиентам за счет страховых резервов.
— Негосударственный пенсионный фонд может реагировать на изменения финансового рынка. Таким образом, годовой инвестиционный план может быть скорректирован с учетом тенденций.
— Работа с клиентами на высоком уровне. Сервис обслуживания разнообразен, к каждому потребителю подходят индивидуально, помогают подобрать нужную программу, всегда дадут совет и все это в кратчайшие сроки.
В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.
Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.
Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.
С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.
Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.
С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.
С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.
С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.
Рейтинг лучших НПФ на 2021 год
- Надежность. Это один из важнейших параметров оценивания пенсионного фонда. Пенсионная система организована таким образом, чтобы защитить денежные вклады – весь объем накоплений застрахован в полном объеме, благодаря чему человек может быть уверен, что в старости не останется без денег. Существуют различные ежегодные рейтинги, проводимые специальными аналитическими агентствами. В результате сравнения перечня параметров, каждому фону присваивается определенная категория. Наивысшая оценка такого учреждения – ААА, она свидетельствует о наилучшей надежности среди всех конкурентов.
- Период работы. Чем выше срок деятельности организации в сфере пенсионного обеспечения, тем у нее больше опыт, она имеет большую базу и умеет приспосабливаться к любым условиям рынка.
- Количество застрахованных. Этот показатель говорит о том, сколько человек работают с этой организацией. Если компания имеет менее, чем миллион клиентов, не рекомендуется доверять ей свои денежные средства.
- Доходность. Этот показатель имеет комплексную оценку, и составляется ан основании нескольких составляющих. Нужно понимать, что некоторые рейтинговые агентства специально подбирают показатели таким образом, чтобы вывести на первое место нужную им организацию. Связано это с тем, что параметр доходности имеет несколько модификаций – доходность за последний год, средняя доходность за 10 лет, накопленная доходность, и все они считаются по-разному, а некоторые зависят еще и от периода осуществления деятельности.
- Сопутствующие услуги. Этот параметр не столь важен при выборе компании, однако он влияет на удобство пользования ее услугами. Согласно рекомендациям специалистов, нужно уточнить, имеется ли у фирмы официальный сайт, личный кабинет для каждого пользователя, насколько оперативно и качественно работает техническая поддержка.
- Местоположение офиса. Лучше всего выбирать компанию, имеющую филиал в Вашем родном городе, поскольку некоторые вопросы можно решить только при личном посещении организации.
Важный нюанс. Изменить пенсионный фонд можно не чаще, чем один раз в год. Однако если за период работы с компанией не прошло 5 лет, все проценты с инвестиций Вы теряете. Многие этот нюанс не знают, в результате чего теряют существенные суммы денег, которые могли бы работать и получать доход. Для того, чтобы узнать, каков период Вашей работы со страховщиком, нужно зайти на сайт Госуслуги в раздел «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Получив документ, Вы узнаете о том, какая сумма накоплений имеется у Вас, и с какой организацией Вы имеете договорные отношения. Здесь же можно узнать дату заключения договора с фондом.
Сразу необходимо отметить, что единого и признанного всеми рейтинга по надежности и доходности не существует. Большинство аналитических агентств ориентируются на рейтинги, составляемые независимым кредитным агентством под названием «Эксперт РА», по данным Центробанка и других известных источников. Все аккредитованные фонды по параметру «надежность» подразделяются на четыре вида категорий, каждой из которых присваивается буквенное обозначение. Так, наилучшую надежность имеют учреждения, которым присвоена категория ААА. В 2021 году по данным агентства «Эксперт РА» к данной категории отнесены 5 компаний: АО Газфонд «Пенсионные Накопления», АО ВТБ «Пенсионные накопления», АО «Газфонд», АО «Сбербанка», АО «Эволюция». Рассмотрим их поподробнее.
Перед тем, как выбрать НПФ, мы рекомендуем разобраться, что это такое, и какие преимущества он имеет по сравнению с государственными учреждениями.
Важно правильно найти баланс между доходностью компании и ее надежностью, ведь потерять все накопленные средства не хочет никто, а получить меньше, чем это было возможно, не позволяет врожденное чувство жадности.
Выбрать, условия какой фирмы лучше, не всегда удается потому, что многие компании открыто заявляют о своих преимуществах, но умалчивают о недостатках. Основная проблема заключается в том, что о неприятных моментах клиент узнает только на стадии заключения договора, когда рядом находится консультант и убедительно рассказывает о том, что лучшей компании Вы не найдете.
Мы рекомендуем подходить к выбору НПФ взвешенно, и не принимать необдуманных решений, поскольку деньги, которые Вы хотите им доверить, заработаны тяжелым трудом. Мы надеемся, что наша статья поможет Вам сделать правильный выбор!
Первые НПФ в России были созданы в 1992 году. За этот период экономика пережила кризисы 1998 и
Выходом может быть введение обязательного страхования средств пенсионных накоплений, передаваемых гражданами в НПФ. Но и тут возникает много вопросов. В частности, Р. А. Кокорев, заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ, заострил внимание на следующем. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость страхования пенсионных накоплений от колебаний рынка. Но надо ли страховать потери, связанные с непрофессиональным или недобросовестным поведением финансовых институтов (НПФ и управляющих компаний)? Определить, являются ли убытки следствием падения рынка или ошибкой управляющего, порой бывает очень трудно. При этом человек не виноват в том, что доверил деньги недостаточно профессиональной или недобросовестной компании, между тем взыскать средства с виновного лица удается далеко не всегда.
Также остро стоит проблема доходности пенсионных накоплений. Е. В. Бушмин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету, подчеркнул, что основная задача НПФ — обеспечить доходность пенсионных средств не ниже уровня инфляции. Конечной целью деятельности фондов является выплата гражданам пенсий. Для того чтобы не нарушить интересы будущих пенсионеров, необходимо сохранить накопления в реальном выражении.
К сожалению, обеспечить высокую доходность пенсионных накоплений и одновременно гарантировать их сохранность невозможно. Главный аргумент критиков накопительного компонента заключается в том, что система инвестирования средств неэффективна. К. С. Угрюмов, президент Национальной ассоциации пенсионных фондов, сказал по этому поводу, что НПФ любой страны мира имеют возможность инвестировать средства в высокодоходные инструменты Российской Федерации. Речь идет об акциях «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Норильского никеля». Однако российские НПФ такой возможности лишены.
На сегодняшний день НПФ обязаны ежегодно фиксировать прибыли и убытки. Но если в погоне за сиюминутной доходностью фонды станут размещать средства в рискованные инструменты, то сам факт существования накопительной системы может оказаться под вопросом. По словам К. С. Угрюмова, НПФ должны выстраивать долгосрочные стратегии инвестирования, которые опирались бы на строжайший контроль за разумным и ответственным поведением инвестора.
На круглом столе неоднократно звучала такая мысль: для того чтобы гражданам было легче сориентироваться, профессиональное сообщество могло бы разработать и опубликовать своеобразный индекс эффективности доверительного управления. Этот индекс может различаться по регионам и объемам инвестирования. Он будет служить показателем минимально допустимой эффективности, ниже которой управление уже ведется не лучшим образом. И главное — этот индекс должен быть признан профессиональным сообществом как критерий делового оборота.
Закон «О негосударственных пенсионных фондах»: редакция 2021 года
Не менее остро стоит проблема прозрачности деятельности НПФ. В нашей стране основная масса управляющих компаний, которые привлекают средства населения, являются непубличными. Они должны отчитываться перед своими клиентами, но при этом нигде не прописаны стандарты такой отчетности. В результате управляющие компании сами разрабатывают формы отчетности и, к сожалению, часто исходят из собственного удобства, а не из удобства клиента. Эти отчеты предоставляются в бумажной форме, они трудноанализируемы и недостаточно прозрачны. Таким образом, в интересах граждан требуется унификация стандартов отчетности НПФ и управляющих компаний перед клиентами.
Е. В. Бушмин остановился на некоторых шагах, которые повысили бы привлекательность НПФ среди населения. В частности, необходимо освободить средства работодателей, перечисляемые в НПФ в пользу работников, от налогообложения. Такой шаг продемонстрирует всем, что НПФ являются важной частью пенсионной системы и государство в них заинтересовано. Также следует освободить от подоходного налога взносы граждан, добровольно направляемые в НПФ. Серьезным фактором по повышению привлекательности фондов Е. В. Бушмин считает ужесточение требований к их работе, в том числе по достаточности собственного капитала и стандартам операционной деятельности. Причем требования должны быть жесткими и очевидными для граждан.
В последнее время острые дискуссии шли вокруг накопительной части пенсионного страхования. До сих пор некоторые поднимают вопрос о том, должно ли быть накопление обязательным, или его следует перевести в добровольный формат. По мнению представителей Минфина, Минэкономразвития России, а также самих негосударственных пенсионных фондов, разумной альтернативы накопительной части пенсии нет. По мнению С. Н. Эрлика, президента НПФ «Лукойл-Гарант», нельзя отказываться от накоплений, если мы не хотим в будущем столкнуться с необходимостью снижения пенсий. С. Н. Эрлик считает, что важнейшим вопросом развития НПФ является то, заинтересовано государство в существовании самой негосударственной системы пенсионного обеспечения или нет. Он полагает, что оно должно взять на себя часть ответственности и обеспечить рынок соответствующими инструментами, помогающими уберечь средства граждан от инфляции.
Минздравсоцразвития в 2012 году завершит подготовку стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в России до 2050 года. Ее цель — создать сбалансированную и понятную для граждан национальную пенсионную систему. Должны быть решены проблемы тарифной политики, возраста выхода на пенсию, негосударственного пенсионного страхования и досрочных пенсий. Роль и значимость НПФ в будущей пенсионной системе в значительной степени зависят от тех подходов, которые будут сформулированы в стратегии.
Договор об обязательном пенсионном страховании – заключается с гражданином в случае, если для формирования и инвестирования своих пенсионных накоплений он выбрал в качестве страховщика негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Это соглашение, в соответствии с которым НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату гражданину накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.
Застрахованные лица – граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход в случае уплаты страховых взносов;
являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
священнослужители;
иные категории граждан, у которых правоотношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения – пенсии.
Формирование накопительной пенсии в системе ОПС в России осуществляется страховщиками – Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами.
Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице. Эти сведения касаются трудового (страхового) стажа, страховых взносов на страховую и накопительную пенсии и т.п. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому застрахованному лицу индивидуальный лицевой счет (ИЛС).
Страхователи – все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, – адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) – уникальный номер индивидуального счета гражданина для обработки сведений о застрахованном лице в системе обязательного пенсионного страхования, а также для идентификации сведений о физическом лице для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Государственная управляющая компания (ГУК) – юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений граждан, которые не воспользовались правом выбора частной управляющей компании или НПФ, а также тех граждан, которые осознанно доверили управление своими пенсионными накоплениями государственной управляющей компании.
В настоящее время функции ГУК выполняет Государственная корпорация развития «ВЭБ. РФ» (ВЭБ. РФ, ВЭБ) .
ВЭБ. РФ формирует два инвестиционных портфеля для инвестирования средств пенсионных накоплений граждан:
инвестиционный портфель государственных ценных бумаг, состоящий из государственных ценных бумаг Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, гарантированных Российской Федерацией, денежных средств в рублях и иностранной валюте,
расширенный инвестиционный портфель, который формируется из государственных ценных бумаг Российской Федерации и ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, денежных средств в рублях и в иностранной валюте на счетах в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, депозитов в рублях и иностранной валюте, ценных бумаг международных финансовых организаций.
Для того чтобы средства пенсионных накоплений гр��ждан инвестировались в инвестиционном портфеле государственных ценных бумаг, необходимо подать соответствующее заявление в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации. Если же гражданин не обращался в ПФР с заявлением о выборе портфеля государственной или частной компании либо о переходе в НПФ, его средства по умолчанию будут инвестироваться в расширенном инвестиционном портфеле ГУК.
Инвестирование средств пенсионных накоплений в зависимости от выбора гражданина осуществляет государственная управляющая компания, частная управляющая компания.
Инвестирование средств пенсионных накоплений – деятельность государственной управляющей компании, частных управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений. Цель инвестирования средств пенсионных накоплений –их прирост. Средства пенсионных накоплений размещаются только в активы, разрешенные российским законодательством:
государственные ценные бумаги Российской Федерации;
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
облигации российских эмитентов;
акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;
иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;
ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Правительство Российской Федерации может устанавливать дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.
Инвестиционный портфель – активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации управляющей компании по одному договору доверительного управления и обособленные от других активов.
Инвестиционный портфель формируется управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, являющейся неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, и дополнительными ограничениями, установленными Правительством Российской Федерации.
«Молчуны» (обиходное выражение, не закрепленное в законодательстве) – граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию либо негосударственный пенсионный фонд. Средства этих граждан по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.
Трудовая пенсия формируется в рамках обязательного пенсионного страхования, которое является частью пенсионной системы Российской Федерации. Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах. Ваша будущая пенсия формируется за счет взносов, которые уплачивают за Вас работодатели в Пенсионный фонд России в течение всей трудовой жизни.
Ежемесячно работодатель перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) страховые взносы в размере 22% сверх вашей зарплаты. До 2005 года накопительная пенсия формировалась также и у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, но в связи с изменениями в пенсионной системе новые отчисления были прекращены.
- через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав одну из управляющих компаний; при этом все средства пенсионных накоплений будут переданы ПФР в доверительное управление выбранной Вами управляющей компании. Вы можете выбрать: государственную управляющую компанию (ГУК); частную управляющую компанию (УК), отобранную по результатам конкурса.
- через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование, например . НПФ самостоятельно определяет количество управляющих компаний для заключения договоров доверительного управления вашими пенсионными накоплениями с целью получения высокого ежегодного дохода. При этом негосударственный пенсионный фонд будет осуществлять назначение и выплату накопительной пенсии.
2015 год — последний год, когда Вы можете определить судьбу взносов Вашего работодателя, которые идут на формирование Вашей накопительной пенсии.
В 2014 года в Российской Федерации создана система гарантирования прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Администратором системы является Агентство по страхованию вкладов. 10 июля 2015 года Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» на основании решения Центрального банка Российской Федерации внесла акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Стройкомплекс» в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (номер 29 в реестре ). Система гарантирования обеспечивает сохранность номинала всех поступлений на пенсионный счет застрахованного лица, который гарантированно сохранится для расчета предстоящей пенсии. В случае, если пенсия уже назначена, ее размер гарантируется полностью
Пенсионным законодательством установлено право застрахованных лиц выбирать страховщика для формирования накопительной пенсии: негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.
Выбрав негосударственный пенсионный фонд АО «НПФ «Стройкомплекс» застрахованные лица рассчитывают не только на сохранность пенсионных накоплений, гарантируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и на приумножение пенсионных накоплений в результате инвестиционной деятельности Фонда.
Если Вы решили перевести свои пенсионные накопления из АО «НПФ «Стройкомплекс» в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, предварительно ознакомьтесь с данным материалом. Пенсионное законодательство, регулирующее порядок перехода к новому страховщику, за последние годы претерпело значительные изменения, которые могут привести к потере инвестиционного дохода!
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система мер, созданная государством, чтобы обеспечить работающим гражданам частичную компенсацию утраченного заработка после выхода на пенсию. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. При наступлении пенсионных оснований Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд выплачивает застрахованным лицам пенсию.
Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховом принципе — будущая пенсия формируется за счет взносов, которые уплачивает работодатель в Пенсионный фонд России за своих работников.
В системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и накопительные пенсии (пенсионные накопления).
Накопительная пенсия в соответствии с Федеральным законом № 424 от 28.12.2013 г. «О накопительной пенсии» формируется:
- у граждан 1967 года рождения и моложе за счет взносов работодателя в период с 2002 по 2013 год, а также дохода от их инвестирования;
- у участников Программы государственного софинансирования пенсии за счет взносов, а также дохода от их инвестирования;
- у владельцев материнского капитала, которые инвестировали его в накопительную пенсию за счет средств (части средств) материнского капитала, а также дохода от их инвестирования.
У всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:
- Негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию; или
- Пенсионному фонду Российской Федерации.
[2]