Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения по траспортному налогу будут 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Субъектами налогообложения являются две категории граждан:
- те, на которых зарегистрировано ТС,
- те, кому ТС было передано в управление по доверенности (налогоплательщик должен известить налоговую инспекцию о том, что передал собственное ТС другому лицу на основании доверенности).
Объекты налогообложения:
- Автомобили,
- Автобусы,
- Мотоциклы,
- Самоходный транспорт,
- Водный транспорт,
- Гусеничный транспорт,
- Воздушный транспорт,
- Снегоходы,
- Гидроциклы.
С 2021 года вступают в силу новые правила налогообложения транспортных средств
Не являются объектами налогообложения:
- ТС, официально объявленные в розыск;
- Весельные лодки;
- Моторные лодки с объемом двигателя не более 5 л.с;
- Автомобили, оборудованные для нужд инвалидов;
- Автомобили с мощностью не более 100 л.с., выданные органами соцзащиты населения;
- Сельхозтехника;
- Речные, промысловые суда;
- Транспорт, принадлежащий санавиации.
Ни в одном регионе ставки по налогу не установлены на уровне, предложенном Правительством. Все главы областей воспользовались правом увеличить величину платежей, в некоторых они близки к максимально допустимым значениям.
Для примера можно сравнить ставки по транспортному налогу в разных частях РФ: они значительно отличаются друг от друга, как и размер итогового взноса в бюджет.
Транспортный налог сопряжен с рядом трудностей. Им недовольны не только автовладельцы, но и налоговики. Система сбора непродуманна, несовершенна, несправедлива. Граждане как могут увиливают от уплаты данного сбора, собираемость налога оставляет желать лучшего.
Продавшие ТС лица часто с удивлением узнают, что им все еще продолжают начислять налоги за автомобиль, которым они давно перестали владеть, так как новые хозяева не спешат сообщать в соответствующие органы, что в их жизни произошли изменения и они обзавелись железным конем.
Срок уплаты налога разный для организаций и для физических лиц.
- Юридические лица. Оплатить транспортный налог необходимо до 1 февраля года, следующего за отчетным. То есть, за 2021 год соответствующая сумма должна быть внесена до 01.02.2022 года. Организации, помимо этого, вносят в бюджет авансы.
- Физические лица. Авансовые платежи для данной категории налогоплательщиков не предусмотрены. Сумма вносится единовременно, не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным. Причитающуюся за 2021 год сумму потребуют внести до 01.12.2022 года.
Транспортный налог в 2021 году
В 2021 году вступают в силу изменения, существенно упрощающие жизнь организаций. Они позволят производить оплату транспортного налога без проволочек.
С 1 января 2021 года заполнять декларацию не потребуется – эти действия отменяются. То есть, уже 1 февраля 2021 года бумажной волоките придет конец. Заниматься всем будут сотрудники налоговых инспекций на основании уже имеющихся у них сведений.
Работники ФНС собственноручно составят извещения для юридических лиц с указанием наименований всех имеющихся в собственности организации ТС, налоговой ставки, срока оплаты, суммы, подлежащей сбору. Документы будут отправлены по адресатам при помощи одного из видов связи: по электронной почте, заказным письмом, в личный кабинет пользователям, зарегистрированным на сайте ФНС.
Организации, в свою очередь, обязаны вовремя вносить плату, в том числе, установленные авансовые платежи. В их обязанности остается сверка данных, представляемых налоговой инспекцией в извещении, с данными бухгалтерского учета. В случае несовпадения понадобится корректировка.
Среди новшеств, касающихся уплаты транспортного налога – заявительный характер льгот. Среди юридических лиц также есть категории, являющиеся льготниками, имеющие право на отмену платежа или его уменьшение. Теперь для того, чтобы подтвердить это, необходимо будет явиться в органы ФНС с пакетом подтверждающих документов.
Что касается физических лиц, для них никаких изменений по транспортному налогу в 2021 году не предвидится. Отменят ли его в дальнейшем или заменят на другой обязательный платеж – неизвестно. Поэтому все, что остается – исправно платить государству за возможность иметь в собственности автомобиль.
Технические средства, с которых необходимо платить транспортный налог, условно можно разбить на несколько категорий, при этом форма собственности значения не имеет:
- Наземные самоходные транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, сельскохозяйственная и строительная техника, мотоциклы и квадроциклы).
- Речной и морской транспорт (моторные лодки, яхты, катера, теплоходы, баржи и плавучие доки).
- Воздушный транспорт (вертолеты, самолеты, беспилотники массой более 30 кг.).
Прицепы для автомобилей и сельхозтехники налогом не облагаются.
Льготы по оплате транспортного налога есть и у юридических лиц, например, в Москве от него освобождены компании, занимающиеся перевозкой пассажиров в городе. Нулевая ставка действует и для агентов особых экономических зон.
Кроме этого, к категории льготников относятся:
- Компании, владеющие промысловыми и рыболовными судами или водным транспортом, основной вид деятельности которого – грузовые и пассажирские перевозки.
- Предприниматели, работающие в сельском хозяйстве (доля продажи сельхозпродукции должна превышать 50% общей выручки компании) тоже освобождены от налога на комбайны, трактора, машины для перевозки удобрений и готовой продукции.
- Автомобили и техника военных и силовых ведомств (МО, Гражданская оборона, ФСБ, МЧС, служба внешней разведки).
- Медицинские самолеты и вертолеты, с изображением Красного Креста или Полумесяца на борту.
Автомобиль, находящийся в розыске после угона, тоже освобождается от уплаты транспортного налога, для этого в фискальные органы необходимо представить подтверждающий документ из полиции.
Если организация попадает под вышеперечисленные категории льготников, она обязана уведомить об этом налоговые органы. Начисление нулевой ставки возможно только после подачи соответствующей формы в ФНС. Связано это с тем, что раньше эта информация отражалась в налоговых декларациях, которая для транспортного налога теперь не нужна. Физическим лицам и ИП сведения подавать не обязательно, за них это сделают сотрудники налоговой службы.
Чтобы заплатить налог и спать спокойно, собственник автомобиля может воспользоваться двумя способами:
- Дождаться почтового уведомления из налоговой инспекции, где будут прописаны данные на ТС и указана сумма налога.
- Зарегистрироваться на сайте Федеральной Налоговой Службы и получать информацию о налогах через личный кабинет. Оплатить налог можно сразу, использую кредитную карту любого банка.
Срок оплаты транспортного налога за прошлый год истекает 1 декабря текущего года, после этой даты фискальные органы имеют право применить штрафные санкции к неплательщику.
Отмена транспортного налога в 2021 году – правда или нет?
Транспортный налог – это региональный налог, который регулируется главой 28 Налогового кодекса РФ. В НК РФ прописаны основные правила, регулирующие объект налогообложения, плательщиков налога, правил расчета и уплаты.
То есть, базовые условия прописаны на федеральном уровне, но региональные власти имеют право вносить свои корректировки. Важно: региональные власти не могут ухудшать права налогоплательщиков. Кроме того, регионы устанавливают ставки налога и льготные категории плательщиков.
Объектом налогообложения являются:
- автомобили;
- мотоциклы;
- самоходные машины и транспортные средства на пневматическом и гусеничном ходу;
- снегоходы и мотосани;
- авиатранспорт (самолеты и вертолеты);
- морские транспортные средства (теплоходы, катера, яхты и гидроциклы).
Но есть и исключения, к которым относятся:
- легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (приобретенные через отдел соцзащиты);
- автомобили, оборудованные для инвалидов;
- тракторы, самоходные комбайны и спецмашины для перевозки молока, птицы, которые используются для сельского хозяйства (для ИП);
- промысловые суда (для ИП).
В отношении этих транспортных средств налог не рассчитывается.
Ставки транспортного налога устанавливают региональные власти. Однако в статье 361 НК РФ указаны примерные значения транспортного налога, которые регионы имеют право уменьшать или увеличивать не более чем в 10 раз, за исключением автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с.
Основным критерием для определения налоговой ставки является мощность двигателя. Кроме этого, региональные власти имеют право устанавливать дополнительные ставки налога в зависимости от экологического класса автотранспортного средства и количества лет использования.
Льготы по транспортному налогу устанавливаются региональными нормативными актами. В большинстве случаев от уплаты транспортного налога освобождены:
- инвалиды I и II группы;
- ветераны ВОВ;
- Герои Советского Союза, Герои РФ, россияне, награжденные орденом Славы трех степеней;
- ветераны боевых действий;
- один из родителей ребенка-инвалида.
Некоторые регионы предоставляют льготы и другим категориям людей:
- одному из родителей многодетной семьи;
- чернобыльцам;
- людям, которые участвовали в ликвидации ядерных аварий или в испытаниях ядерного оружия.
Однако в каждом регионе действуют свои льготные категории налогоплательщиков. Более подробную информацию обо всех предоставляемых льготах можно узнать в местной инспекции ФНС.
Стоит отметить, что льготы вышеперечисленным категориям людей предоставляются только на 1 автомобиль, который выбирает сам плательщик. Для предоставления льготы необходимо написать в ФНС заявление о выбранном льготном объекте налогообложения и приложить документ, подтверждающий льготу.
Если льготник относится к нескольким категориям плательщиков, которые освобождаются от транспортного налога, он имеет право воспользоваться только одной льготой в отношении одного транспортного средства.
Некоторые регионы устанавливают критерии не только к плательщику налога, но и к транспортному средству. Например, в Москве льготу по транспортному налогу можно оформить только на автомобиль с мощностью двигателя не более 200 лошадиных сил. Исключением является только автомобиль, который принадлежит одному из родителей многодетной семьи (зато нет ограничений по мощности автомобиля).
Основным нововведением становится отмена деклараций по транспортному налогу в 2021 году для юридических лиц. Но за ними сохраняется обязанность самостоятельного исчисления суммы сбора, несмотря на то, что ФНС должна направлять им уведомления с уже подсчитанной суммой.
Такие отчеты носят достаточно информативный характер, чтобы организация могла сравнить собственные начисления с теми, которые представлены налоговыми органами. Кроме того, компания должна вносить авансовые платежи в течение года, а для этого нужно знать размер сбора.
Справка!
В уведомлении ФНС указываются такие данные, как объект налогообложения, налоговая база, действующая ставка, период и сумма платежа.
При этом руководители предприятий обязаны сообщать инспекторам о наличии налогооблагаемых автомобилей в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим отчетным периодом.
Каким будет транспортный налог в 2021 году
Сроки внесения авансовых платежей и оплаты самого налога для юридических лиц будут закреплены на федеральном уровне и станут едиными для всех регионов. Таким образом, региональные и муниципальные власти лишаются права самостоятельно устанавливать эти периоды.
Предприятия обязаны вносить авансы не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом, итоговый сбор — до 1 марта следующего года.
Собственники автомобилей платят транспортный сбор за прошедший налоговый период не позднее 1 декабря наступившего года. В случае нарушения установленного срока последуют штрафные санкции со стороны ФНС.
Физические лица могут совершить платеж, воспользовавшись одним из предложенных вариантов:
- пройти регистрацию на сайте налогового органа и оплатить налог, используя карту любого банка;
- дождаться почтового уведомления из Федеральной налоговой службы с указанием данных на автомобиль и суммы сбора.
В Минпромторге обсуждается вопрос о повышении налоговых ставок для коммерческого транспорта класса «Евро-3» и ниже, поскольку они наносят ущерб экологии и окружающей среде.
С 2021 года расширен перечень документов, передаваемых в налоговые органы физлицами через МФЦ («Мои документы»). Теперь это также:
- сообщение о наличии транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения физлиц;
- заявление о гибели или уничтожении объекта по транспортному налогу.
Транспортный налог – это налог, взимаемый с собственников зарегистрированных транспортных средств. В Российской Федерации относится к региональным, поэтому устанавливается законами субъектов и поступает в бюджет соответствующего уровня.
Уплата транспортного налога является обязанностью водителя независимо от фактического использования автомобиля. Имеет значение сам факт наличия его в собственности.
Платит налог именно собственник, а не фактический владелец. Поэтому после продажи автомобиля важно произвести перерегистрацию. Если этого не сделать, все налоги будут приходить продавцу. Оспорить неправильное начисление можно на основании договора купли-продажи.
Необходимо отметить, что оплата налога может быть переведена на водителя, владеющего автомобилем на основании доверенности. В этом случае требуется письменное уведомление налогового органа.
Физические лица должны платить налог ежегодно до 1 декабря. За нарушение сроков устанавливается пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом размер пени не может превышать общую сумму задолженности. При накоплении задолженности в 30 тыс. руб. возможно наложение различных ограничений со стороны судебных приставов.
Поскольку транспортный налог относится к региональным, его ставки устанавливаются законами субъектов. На федеральном уровне предусмотрена только базовая ставка, которая может варьироваться в любую сторону, но не более чем в 10 раз. Однако ограничений на снижение ставки для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. в законе нет, поэтому некоторые субъекты полностью ее обнуляют.
Изменение ставки для отдельных категорий транспортных средств, исходя из возраста, экологического класса, также относится к ведению региональных властей. Рассмотрим формирование тарифа на примере Москвы:
С 2021 года – новые правила исчисления и уплаты транспортного налога
Относительно отмены транспортного налога в Министерства экономического развития имеются свои аргументы.
Сбор средств с владельцев считается одним из наиболее эффективных источников пополнения местного и государственного бюджетов, что является большим преимуществом в условиях кризиса.
Из-за этой причины было принято решение оставить данный вид налога и не отменять его в 2021 году.
Даже если налог будет отменен, автовладельцам будет предложена альтернатива, позволяющая осуществлять отчисление денег в бюджет. Среди наиболее вероятных вариантов считается увеличение ставок акциза.
Это позволит гарантировать справедливость, так как делать отчисления в бюджет будут владельцы ТС, которые его используют. Вариант с акцизом станет выгодным для владельцев авто с экономичным мотором.
Главные изменения транспортного налога в 2021 году касаются организаций, выступающих в качестве владельцев автотранспорта. С 1.01.2021 года упраздняются налоговые декларации. Теперь не нужно их подавать в соответствующие органы, что значительно упрощает уплату налогов.
Федеральная налоговая служба в индивидуальном порядке занимается подготовкой отчетной документации для компаний, ссылаясь на данные о регистрации. За счет этого процедура налогообложения становится более корректной.
ФНС будет отправлять сообщения, где будут указаны конкретные транспортные средства, налоговая база, используемые ставки, итоговая сумма и сроки, когда нужно произвести отчисления. Сообщения будут поступать на электронную почту, онлайн кабинеты налогоплательщиков либо с помощью заказных писем.
Организации по-прежнему занимаются самостоятельным вычетом размера отчислений в бюджет, делают авансовые выплаты и перечисляют налоги в указанный срок.
К очередному нововведению в новом году следует отнести заявительный характер начисления льгот. Нужно в индивидуальном порядке подавать заявление в Федеральную налоговую службу о том, что у вас имеются определенные льготы. Льготные права должны быть документально подтверждены.
Что касается физических лиц, то в 2021 году для них кардинальных изменений не произошло и в ближайшее время не предвидится. Отмена, снижение или повышение транспортного налога в 2021 году вряд ли произойдет.
Перечень налогоплательщиков в 2021-ом году, скорее всего, останется прежним. Его можно просмотреть в Налоговом кодексе (в его 357-ой статье), и в этот список входят практически все граждане, владеющие официально прошедшими регистрацию транспортными средствами.
Налогообложению подлежат самые разнообразные ТС, включая легковые и грузовые автомобили, мотороллеры с мотоциклами, автобусы, механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, самоходные машины, воздушные и водные транспортные средства, а также мотосани и снегоходы.
Сумма налога определяется с учётом мощности двигателя, региона регистрации, а также в некоторых случаях стоимости. Налоговая база – базовая ставка, то есть фактически стоимость одной лошадиной силы. Такой показатель определяется на федеральном и региональном уровнях. Федеральная ставка – общепринятая и стандартная, а региональная действует в отдельных российских субъектах.
Основные изменения, касающиеся налогообложения, затрагивают владеющие транспортом организации и регламентируются принятым в апреле 2019-го года ФЗ номер 63. Для них есть некоторые новости. Так, уже с первого января 2021-го полностью упраздняются налоговые декларации, то есть их подача отменяется, что заметно упрощает уплату.
Полезно знать! Так как по закону организациями документация подавалась до первого февраля текущего года (за отчётный предшествовавший годовой период), то фактически декларации уже можно не подавать никогда, так как поправки в законодательстве вступят в силу ранее крайней даты.
Все изменения и новое по транспортному налогу с 2021 года
Перед тем, как изучать изменения по транспортному налогу в 2021 году, необходимо разобраться, что это такое. Под данным понятием скрываются отчисления в пользу государства, взимаемые с лиц, в собственности которых имеется транспортное средство.
Процесс уплаты налога регулирует НК РФ. В соответствии с ним, производить отчисление в бюджет обязаны все собственники автомобилей. При этом неважно, юридическим лицом является хозяин транспортного средства или физическим.
В этом плане сильные изменения в 2021 году не произошли. Платить отчисления в пользу государства фактически обязаны те же лица, на которые эта потребность возлагалась ранее. Сильно не изменился и перечень объектов, за которых взимается сбор. Однако ряд поправок все же был внесен. Расчет размера платежа производится в соответствии с нормами действующего законодательства. Общий алгоритм имеет следующий вид: налогооблагаемая база умножается на ставку и на повышающий коэффициент, если он предусмотрен в конкретном случае. Физические лица не обязаны самостоятельно исчислить размер налога. Процедуры выполняет работники ФНС. Действие осуществляется на основании данных, предоставленных в учреждении хозяином автомобиля в процессе государственной регистрации.
Дорожный налог на транспорт обязаны вносить все без исключения хозяева транспортных средств. При этом неважно, используется машина или нет. Именно эта особенность во многом расстраивала хозяев машин. Многие из них не хотели вносить денежные средства, если транспорт просто простаивал в гараже или находился в неудовлетворительном техническом состоянии.
Выяснив, что повышение налога на авто и иных существенных изменений не произошло, автовладелец должен ознакомиться с особенностями подача декларации. Процедура изменений не претерпела. Коррективам не подверглись и особенности расчета. Так, физические лица, как и раньше, будут получать уведомления от налоговой службы о размере суммы, которую необходимо внести в бюджет. При этом организации обязаны самостоятельно рассчитывать полагающиеся к уплате сумму.
Автомобилисты ожидали кардинальных поправок в действующем законодательстве в 2021 году. Однако они так и не произошли. Между тем вопрос об изменениях продолжает волновать автомобилистов до сих пор. Сегодня все чаще встречается утверждение о том, что целесообразнее было бы заменить транспортный налог на акцизный сбор, который и так вносят все автомобилисты при покупке бензина. Денежные средства также должны будут направляться на развитие и дорожных магистралей. Принятие подобного решения является вполне логичным.
Изменение обосновывается тем, что каждый хозяин машины должен будет вносить денежные средства пропорционально частоте эксплуатации машины и дорог. Однако для того, чтобы отменить налог, необходимо достаточно сильно поднять размер акциза. Все это приведет к достаточно серьезному увеличению стоимости топлива.
Пока корректива находится лишь на стадии обсуждения. Возможно, в 2021 году еще будут внесены определенные изменения в действующее законодательство. Пока хозяева машин остается лишь ждать.
Новые правила налогообложения транспортных средств вступили в силу в 2021 году
В России обязательным видом платежей в государственный бюджет является транспортный налог. Он обязателен для всех владельцев авто. С перечнем, кто является в 2021 году плательщиком можно познакомиться, изучив 357 статью кодекса. Согласно нормам этой статьи.
Плательщиками сбора являются все владельцы транспортных средств, признанных объектами налогообложения.
Прежде чем начислить и уплатить сумму налога, подлежащего перечислению в бюджет, важно убедиться, что транспортное средство, владельцем которого вы являетесь, действительно является объектом налогообложения и не числится в разделе льготников, освобожденных от его уплаты. К льготной категории отнесены:
- моторные лодки, объем двигателей в которых не более 5 лошадиных сил;
- легковые авто, переделанные для нужд лица, имеющего группу инвалидности, при этом объем двигателя не должен превышать 100 лошадиных сил;
- сельскохозяйственная техника;
- авто в розыске.
Если автомобиль был угнан, находится в розыске, его владельцу необходимо представить этому факту документальное подтверждение.
Нельзя отказаться от уплаты владельцам транспорта, не использующим его на момент определения размера отчислений и оплаты в бюджет. Чтобы не платить, владельцу транспортного средства необходимо снять его с государственной регистрации.
Сумма налога определяется с учётом мощности двигателя, региона регистрации, а также в некоторых случаях стоимости. Налоговая база – базовая ставка, то есть фактически стоимость одной лошадиной силы. Такой показатель определяется на федеральном и региональном уровнях. Федеральная ставка – общепринятая и стандартная, а региональная действует в отдельных российских субъектах.
В споре о необходимости отмены в 2021 году транспортного налога Министерство экономического развития приводит свой аргумент. На сегодня этот вид сборов является одним из наиболее эффективно наполняющим бюджет страны, местные бюджеты, что является немаловажным в ситуации, когда страна испытывает из-за кризиса определенные трудности. Поэтому было принято решение не отменять его в 2021 году.
Важные изменения по транспортному налогу с 2021 года
Основные изменения, касающиеся налогообложения, затрагивают владеющие транспортом организации и регламентируются принятым в апреле 2019-го года ФЗ номер 63. Для них есть некоторые новости. Так, уже с первого января 2021-го полностью упраздняются налоговые декларации, то есть их подача отменяется, что заметно упрощает уплату.
Полезно знать! Так как по закону организациями документация подавалась до первого февраля текущего года (за отчётный предшествовавший годовой период), то фактически декларации уже можно не подавать никогда, так как поправки в законодательстве вступят в силу ранее крайней даты.
Федеральная налоговая служба будет самостоятельно формировать отчёты для компаний на основе имеющихся данных о регистрации. Такое нововведение призвано сделать налогообложение более корректным и полным (ранее организации сами осуществляли расчёты, поэтому формально могли не учитывать некоторые ТС или использовать неверные сведения о них). Из ФНС будут поступать сообщения с указанием наименований транспортных средств, налоговой базы, применяемых ставок, итоговой суммы и периода уплаты. Извещения начнут высылать на электронные почтовые адреса, в кабинеты налогоплательщиков или заказными письмами.
Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.
Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/[email protected] В них будут указываться:
-
объекты налогообложения;
-
налоговая база;
-
налоговый период;
-
налоговая ставка;
-
сумма исчисленного налога.
Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].
Обратите внимание
Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/[email protected] в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).
По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).
Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).
В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
К сведению
В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/[email protected] подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.
Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.
Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.
Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/[email protected] Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.
К сведению
Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]
Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:
-
титульный лист;
-
разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;
-
разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.
Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].
Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/[email protected]).
Обратите внимание
Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.
Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.
Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]).
Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):
-
по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/[email protected]);
-
по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.
Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:
-
на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;
-
в электронном виде – по каналам ТКС[5].
Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.
При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.
Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/[email protected]).
Обратите внимание
Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.
Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).
ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).
По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).
Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/[email protected] Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).
Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».
При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.
В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).
На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).
В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.
Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.
Обратите внимание
Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/[email protected]).
Инициаторы отмены налога на транспортные средства указывают на двойное налогообложение российских граждан, которые сегодня платят акциз при покупке бензина, а также должны ежегодно переводить деньги в рамках автомобильного налога.
По мнению экспертов, отмена налога на транспортное средство в пользу доходов от реализации топлива будет более справедливой. А все потому, что сегодня автомобильный налог рассчитывается на базе мощности двигателя. Никто не обращает внимание на срок эксплуатации автомобиля или иные характеристики. В результате получается так, что одинаковую сумму налога платят и те, кто ежедневно пользуется автомобилем, и те, кто использует транспортное средство разово, например, для летней поездки на дачу.
Есть еще один важный момент. Из-за пандемии коронавируса многие граждане стали реже использовать свои автомобили, но это никак не отразилось на размере их платежей по транспортному налогу. По мнению специалистов, в такой непростой период отмена транспортного налога была бы хорошей мерой поддержки населения.
Таким образом, отмена машинного налога в пользу доходов от реализации топлива приведет к тому, что за ремонт и строительство дорожного полотна будут платить граждане, которые больше всего этими дорогами и пользуются. Кроме того, новый порядок будет подталкивать граждан приобретать более экономичные транспортные средства, что положительно отразится на экологии.
Пока чиновники видят новацию по отмене налога на транспортные средства в негативном свете. Например, они указывают на хорошую собираемость налога. В 2019 году поступило около 175 млрд рублей, уплаченных гражданами в рамках данного налога.
Если же налог отменить, то далеко не факт, что указанную сумму получится компенсировать акцизами на топливо. Все это грозит рисками увеличения бюджетного дефицита, что в условиях кризисных явлений в экономике является недопустимой ситуацией.
Также чиновники напоминают, что поступления от автомобильного налога на 100% отправляются в региональные бюджеты. После отмены налога местные бюджеты недосчитаются больших сумм, а компенсация потерь за счет федеральной казны не соответствует определенным принципам бюджетной системы страны.
Как изменится транспортный налог в 2021 году
Региональные власти не только определяют ставки налога, но и предлагают различные льготы определенным слоям населения. Как правило, в список попадают пенсионеры, ветераны, инвалиды.
Например, если пенсионер, проживающий в Красноярском крае, будет владеть автомобилем с мощностью в 220 л.с., то налог, рассчитанный за 12 месяцев 2019 года, составит всего 1 122 руб. Без льгот, как мы помним, этот же автомобиль обойдется в 11,2 тыс. рублей.
Часто льготы региональные власти предоставляют только в отношении автомобилей, мощность которых не превышает 150 л.с.
- Реестр МФО
- Реестр коллекторов
- Узнать кредитную историю
- Вопрос юристу
- Калькулятор займов
- Кредитный рейтинг
- Реестр бюро КИ
В августе 2020-го Андрей Барышев, депутат «Единой России», внес на рассмотрение законопроект об отмене транспортного налога. Министерство финансов не поддержало инициативу чиновника. В 2021-м большинство организаций и физических лиц обязаны будут выплатить транспортный налог за 2020-й. Правда, им не придется подавать декларации за этот и последующие периоды. Налоговые службы, согласно приказу № БС-4-21/22311 от 31 октября 2019-го, продолжат принимать отчеты за прошлые годы и уточнения к ним.
Федеральное законодательство не предусматривает общих льгот для плательщиков пошлины. Но, согласно статье №356 НК, соответствующие послабления могут вводить региональные власти. Законодательное Собрание ЯНАО рассматривает проект об отмене транспортного налога для многодетных семей. Он вступит в действие не раньше 2022-го. Соответственно, людям, подпадающим под действие документа, не придется платить налог в 2021-м. Рассмотрение закона назначено на 26 ноября.
Пошлина распространяется на большинство самоходных ТС: от мотоциклов до самолетов. Транспортный налог также взимается с буксируемых судов. Но вместо мощности учитывается валовая вместимость. Показатели таблиц ставок транспортного налога зависят от региона. Так, в Башкортостане владельцу маломощного автомобиля (до 100 л. с.) придется платить 25 руб. за лошадиную силу. В Курской области ставка составляет 15 руб. Итоговая сумма зависит от повышающих коэффициентов, вводимых из-за возраста и стоимости автомобиля.
Депутат Госдумы Андрей Барышев внёс в нижнюю палату парламента законопроект, предполагающий отмену транспортного налога с 2021 года. Документ уже опубликован в электронной базе Госдумы и вызвал ожесточённые споры между сторонниками и противниками этой меры. В пояснительной записке к законопроекту написано, что полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране.