Программа Сноса Аварийного Жилья В 2021 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа Сноса Аварийного Жилья В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Переселение из аварийного жилья после 2021 года

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Такие субсидии может предоставляться в процессе выполнения строительными фирмами принятых на себя обязательств. Субсидия не может быть свыше 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В законе в настоящее время установлены механизмы защиты инвестиционно привлекательных участков земли от использования для извлечения коммерческой прибыли.

Изменения в законе устанавливают правило целевого использования земельных участков под переселяемыми аварийными объектами. На изъятых территориях возможно размещение только объектов здравоохранения, социального обслуживания, образования и просвещения, объектов коммунального обслуживания, общественного управления, парков, зеленых зон, скверов, обустройство зон для занятий физкультурой, размещение жилья, строительство которых воплощается в действительность за счет средств бюджета.

Это условие не распространяется на земельные участки, на которых находились непригодные для проживания здания, если расселение жителей из них выполнялось в рамках осуществления договора о развитии городских территорий или комплексного развития.

При нарушении данного условия, оказываемая помощь, предоставленная субъекту РФ для расселения жильцов из аварийных жилых помещений, некоммерческой корпорацией по содействию реформирования жилищно-коммунального хозяйства возвращается в бюджет.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2017 г.

Новый закон о расселении аварийного жилья

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2021 году

Дальше тоже придется идти с перевыполнением. Президент поставил перед Фондом ЖКХ не менее амбициозную задачу. Потянете?

Константин Цицин: В этом году мы должны переселить из аварийного жилья 130 тысяч человек. Это примерно на 20 процентов больше, чем предусмотрено целевым показателем 2021 года, закрепленным в нацпроекте. Надо расселить 2,34 миллиона квадратных метров аварийного жилья. Это действительно очень амбициозная задача. Однако вполне выполнимая.

Благодаря новому закону у людей появилась гарантия, что при переезде в другой микрорайон у них будет все необходимое для жизни

Но такие рывки потребуют скорректировать уже намеченные планы. Какие?

Сергей Степашин: Скажу вам откровенно, по этому поводу я уже направил письмо в адрес председателя правительства РФ Михаила Мишустина. Вы знаете, что принято решение в этом году объединить Фонд ЖКХ с Фондом обманутых дольщиков. У нас разные функции — это отнимет много времени и сил. Я попросил главу правительства, чтобы три года нас не трогали. А потом — пожалуйста, давайте вернемся к этой теме. Тем более через три года, насколько я понимаю, Фонд обманутых дольщиков планирует закрыть проблему, собственно, ради чего его и создали.

Вы поэтому на три года просите отсрочить объединение?

Сергей Степашин: Нет. Мы должны в ближайшие три года досрочно выполнить программу расселения аварийных домов, которые признаны таковыми до 2017 года. У нас она теперь до 2024 года. Мы и к этому, и к увеличенному плану на 2021 год готовы. Но чтобы все это выполнить, не надо мешать работать Фонду. Потому что любые объединения — это большие организационные мероприятия, поиск новых форм. Все это очень серьезно затормозит нашу работу. Тем более у нас не только переселение из аварийного жилья, но и модернизация коммунальной инфраструктуры, вопросы энергоэффективности, капитальный ремонт. Это огромный объем работы. Да и те задачи, которые стоят перед Фондом ЖКХ, вечные, в отличие, скажем, от тех же обманутых дольщиков. В письме премьер-министру я просил обратить на это особое внимание.

Объединение — единственная проблема?

Сергей Степашин: Есть еще одна — финансовая. Нам нужно перенести средства, которые запланированы на 2024 год, на 2021-2022 годы. Пока деньги у нас есть. Мы перенесли 50 миллиардов рублей, сейчас нужно перекинуть 58 миллиардов. И еще. Мы боремся за ритмичность финансирования, чтобы 10-процентный секвестр, который был объявлен, нас не коснулся. В этом году, кстати, бюджет должен быть неплохим. Стоимость барреля нефти достаточно крепкая — выше цены отсечения. Так что, если деньги будут вовремя поступать, мы выполним поставленные перед нами задачи.

А регионы готовы к этому?

Константин Цицин: У нас есть информация практически из всех регионов. Некоторые даже перевыполняют программу. Два региона ее завершили — Карачаево-Черкесская Республика и Сахалинская область. Еще ряд регионов будут готовы выполнить программу в ближайшее время, в том числе и Чеченская Республика. 39 регионов планируют закрыть ее в 2023 году.

За счет чего? У них что, меньше аварийного жилья?

Константин Цицин: За счет набранных темпов, хорошей организации работы, финансирования, которое, кстати, не срывалось. А от объемов аварийного жилья это не зависит. Взять Якутию. Здесь его больше всего, а расселение идет ритмично. Не самый большой объем в Еврейской автономной области, а она срывает программу. Но и она небезнадежна. Кроме того, для нас помимо сроков очень важно качество жилья, в которое переселяют людей. Не во всех регионах есть свои строительные организации, не везде ведется качественный контроль. Именно поэтому мы оперативно направляем туда наших сотрудников.

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры. Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья. Разницу в цене собственник должен доплатить.

Если же собственники квартиры не имеют возможности произвести доплату, то им выплачивается компенсация. Квартира в этом случае предоставляется на основании договора социального найма. Однако при этом он должен будет ежемесячно оплачивать арендную плату.

Внимание! Для владельцев квартир, имеющих в собственности иные жилые помещения, законом предусмотрена только выплата денежной компенсации в соответствии с ее остаточной стоимостью.


Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках выездного мониторинга на регулярной основе проводит мониторинг исполнения подрядными организациями, застройщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных 185-ФЗ.

Подробнее

Госдума приняла закон о всероссийской реновации. Что это значит

Для расселения граждан из аварийного жилфонда применяются:

  • Жилищный кодекс РФ, которым предусмотрен порядок выселения граждан из помещений, непригодных для проживания;
  • Федеральный закон № 185-ФЗ, которым предусмотрено создание Фонда содействия реформированию ЖКХ, разработка и реализация региональных программ;
  • национальный проект «Жилье и городская среда»;
  • федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Во исполнение указанных нормативных актов каждый субъект РФ должен утвердить собственную программу переселения из аварийного жилфонда, представить паспорт программы и график переселения в федеральный реестр. Только в этом случае государство гарантирует выделение трансфертов из федерального бюджета.

Согласно ст. 2 закона № 185-ФЗ, в программе переселения принимают участие жилые помещения в многоквартирных домах (МКД), признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 1 января 2017 года. Причиной аварийности является физический износ в процессе эксплуатации МКД.

Дом признается аварийным по следующим правилам:

  • по инициативе жильцов, муниципалитета или Госжилнадзора создается межведомственная комиссия для обследования дома;
  • для обследования привлекаются специалисты и эксперты в сфере недвижимости;
  • проводится обследование несущих конструкций и элементов здания, выполняются расчеты допустимых нагрузок, иные экспертизы;
  • для признания дома аварийным и непригодным для проживания должно подтверждаться существенное разрушение несущей способности конструкций и создание опасности для граждан;
  • на основании заключения межведомственной комиссии глава местной администрации принимает решение о признании дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции (в зависимости от степени износа и повреждения конструкций);
  • решение направляется в органы власти субъекта РФ для включения в адресную программу отселения.

Если дом признается аварийным, право на расселение приобретают жильцы всех помещений МКД. Поэтому получить другое жилье или компенсацию смогут наниматели, собственники, члены их семей.

Точный перечень мероприятий по расселению аварийного жилфонда утверждают субъекты РФ. Приоритет в отселении по ст. 16 закона № 185-ФЗ имеют:

  • жильцы дома, который был признан аварийным раньше других домов на территории района или квартала;
  • жильцы дома, в отношении которого вынесен судебный акт о немедленном расселении ввиду угрозы обрушения.

Исходя из даты признания дома аварийным субъект РФ формирует перечень отселения. Этот документ направляется в федеральные органы власти, а также публикуется в общем доступе в сети интернет.

Регионы могут предусматривать следующие варианты расселения аварийных домов:

  • предоставление маневренного (временного) фонда, если дом подлежит реконструкции с восстановлением характеристик;
  • выкуп помещений у застройщика и передача их в собственность или социальный найм для переселения;
  • выкуп помещений в аварийном доме у собственников по соглашению (используются методики с расчетом по рыночной цене кв. м в субъекте РФ или по кадастровой стоимости);
  • приобретение квартиры на вторичном рынке за счет региональных бюджетов;
  • участие в долевом строительстве, в том числе за счет средств граждан, если они хотят приобрести жилье больше социальной нормы.

При выделении квартир действуют правила о равнозначности и равноценности жилья. Это означает, что новые квартиры должны отвечать социальной норме (не менее 18 кв. м на члена семьи, однако с 2019 года государство гарантирует выделение жилье по принципу «метр в метр»), быть благоустроенными, находиться в том же районе или населенном пункте. Учитываются и иные факторы, связанные с транспортной доступностью, наличием инфраструктуры для детей и т. д.

Давайте попробуем разобраться в его ключевых положениях, большинство из которых являются весьма неоднозначными

Как сообщает канал «Юридические тонкости», этот закон предусматривает порядок комплексного развития территорий. В частности это касается и территорий жилой застройки. Программа реновации будет состоять из многоквартирных домов, относящихся к двум категориями:

1) дома, которые получили статус аварийных и подлежащих к сносу либо реконструкции (понятное дело, что здесь вопросов и быть недолжно);

2) дома, которые не получили статус аварийных, но обладающие рядом определенных критериев, перечень которых утверждается региональными властями (вот здесь и возникают некоторые вопросы).

Внимательно прочитав закон, мы может ознакомиться там лишь с общими требованиями, на которые все регионы РФ должны ссылаться при выведении этих критериев.

Согласно закону о расселении аварийного жилья, участвовать в программе могут следующие категории граждан:

  1. Собственники квартир. Они могут получить другие квартиры или денежную компенсацию.
  2. Наниматели по договорам социального найма. Им предоставляется другое жилье с аналогичными параметрами.

Если квартира сдавалась квартиросъемщикам, договор найма с момента признания жилья аварийным прекращается. Собственник не несет перед ними никаких обязательств, но должен вернуть деньги за оставшиеся дни. Предоставлять другое жилье он не обязан.

Процедура переселения из ветхого или аварийного жилья состоит из нескольких этапов. Для начала нужно обратиться с заявлением в межведомственную комиссию. Обычно ее функции выполняет жилищная инспекция при администрации муниципалитета. После этого проводится экспертиза, составляется заключение и принимается решение.

Рассмотрим каждый этап подробно.

?

Механизм КРТ рассчитан на комплексное обновление городской застройки. Регионы смогут расселять не только аварийные дома, но и не признанные таковыми. Это позволит людям поменять старое, некомфортное жилье без долгих лет ожидания признания его ветхим или аварийным, отмечает член комиссии по жилполитике Общественного совета Минстроя РФ, президент акционерного общества «Интеко» Александр Николаев. Программы КРТ позволяют привлекать средства инвесторов, что, по его мнению, также может в разы сократить сроки реализации проектов и, соответственно, сроки переселения.

«У нас очень часто панелька типовая может стоять рядом с историческими зданиями, тут же бараки, которые были построены для рабочих еще в первой половине прошлого века. Закон позволяет включать в проекты КРТ не отдельные дома, а территории, — объясняет советник президента Союза архитекторов России, член экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды Евгения Муринец. — Поэтому подход к развитию таких территорий и может быть комплексным, с учетом всех задач по социальному, инженерному, транспортному направлениям. Это еще один способ уйти от точечной застройки».

«Важно, что при реконструкции целых кварталов жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и обновленные коммуникации, благоустройство и зоны рекреации, социальную инфраструктуру, — считает Александр Николаев. — Также новый закон дает гражданам как административные гарантии в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ, так и финансовые — в виде компенсации или предоставления равноценного жилья».

Под КРТ могут попасть и районы нежилой застройки, а также незастроенные территории и участки, владельцы которых выступили с инициативой по проведению КРТ.

?

Да, и именно закон о КРТ дает региональным властям такую возможность. В нем предусмотрено несколько причин для сноса многоквартирного дома, если он не является аварийным:

  • износ основных конструктивных элементов дома (крыши, стен, фундамента) превышает региональный норматив;
  • капитальный ремонта дома требует больше денег, чем положено по региональным нормативам;
  • дом возведен в период индустриального домостроения по типовым проектам, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;
  • дом находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
  • в доме нет централизованных систем инженерно-технического обеспечения.

?

Нет, без согласия собственников неаварийную многоэтажку не снесут, даже если она старая. За участие дома в программе КРТ должны проголосовать не менее чем 2/3 от числа собственников жилых помещений либо их представителей.

Жильцы могут вывести свой дом из программы КРТ, собрав не менее 1/3 голосов от числа собственников или их представителей. Успеть нужно до того, как утвердят планировку проекта КРТ, конкретные сроки установят власти регионов.

?

Землю и дом на ней могут изъять для целей КРТ, если жилое помещение:

  • находятся в высокой степени износа;
  • его техническое состояние признали ненадлежащим;
  • в нем нет систем инженерно-технического обеспечения.

Такие дома могут признать непригодными для проживания. В этом случае, как и с аварийными многоэтажками, согласия собственника на снос не требуется, но владельцу должны предложить компенсацию.

Если расположенный в границах КРТ дом и землю под ним не включили в программу, то собственник может сам подать заявку на участие. Закон предусматривает такую возможность и для тех, кто не менее пяти лет арендует или безвозмездно пользуется государственным или муниципальным земельным участком.

Большие полномочия по новому закону предоставлены субъектам РФ:

  • высшие исполнительные органы наряду с Правительством РФ наделены правом принятия решений о комплексном развитии территорий;
  • для этого они разрабатывают адресные программы сноса и реконструкции;
  • регионы вправе самостоятельно определять источники финансирования комплексного развития, параметры и характеристики домов для включения в программу;
  • возможность привлечения специализированной организации для осуществления реновации на основании конкурса или аукциона.

Эксперты считают, что закон о реновации в регионах с 2021 года может заработать, наделение большими полномочиями субъектов РФ оправдано и позволит лучше реализовать закон на практике.

Комплексное развитие может осуществляться в отношении одного или нескольких домов как жилых, так и нежилых, в отношении незастроенной территории и по решению правообладателей.

Попадают под реновацию следующие объекты:

  • аварийные дома, которые нужно сносить или реконструировать;
  • неаварийные дома, имеющие большой процент износа, высокую расчетную стоимость ремонта (за счет чего он нецелесообразен), ограниченно работоспособные, построенные по типовым проектам, не обеспеченные централизованными инженерными и техническими системами.

Конкретные критерии разрабатывают органы власти субъекта РФ. При этом земельные участки могут изыматься в пользу государства. Не подлежат изъятию земельные участки, на которых расположены объекты федерального значения.

Сейчас по закону возможна такая процедура, как отказ от права собственности на недвижимое имущество в пользу государства. Например, если нет заинтересованности в дачном участке. Но это не относится к реновации, в процессе которой решения принимаются государственными органами по согласованию, в некоторых случаях, с собственниками, принимающих коллективные решения на общих собраниях.

Решение принимается высшим исполнительным органом субъекта РФ или глава местной администрации. Также решение о комплексном развитии территории вправе принимать Правительство РФ, если реновация затронет интересы федерального бюджета.

Для реновации субъекты РФ могут привлекать инвесторов, к которым предъявляются определенные требования (стаж деятельности объем выполненных ранее работ). Решение согласуется уполномоченными органами в течение 30 дней и подлежит публикации.

Согласие общих собраний собственников многоквартирных домов требуется только при реновации не аварийных домов. Срок проведения собрания ограничен месяцем с момента его принятия (власти регионов могут его дополнительно сократить). Если за этот период собрание проведено не будет, дом признается участвующим в реновации.

За реновацию и расселение должны проголосовать две трети собственников или их представителей, если хотя бы треть собственников против, дом участвовать в программе не будет. Собрание полномочно только в том случае, если в нем участвует более половины собственников или их представителей. В качестве последних признаются и наниматели жилья.

Собственникам жилья предоставляет аналогичная недвижимость или денежная компенсация по выбору (на основании рыночной стоимости). Собственникам нежилых помещений и индивидуальных жилых домов, признанных ветхими и аварийными, положена только денежная компенсация.

Обновленное законодательство предусматривает следующие условия расселения:

  • каждый жилец дома может быть переселен только с личного согласия;
  • наниматель квартиры по договору социального найма получает квартиру, площадь которой соответствует расселенной;
  • жилое помещение предоставляется в том же районе;
  • если нет возможности предоставить жилье в том же районе, то дополнительно нужно получить согласие гражданина на переезд в другой район;
  • если наниматель состоит на учете, как нуждающийся в увеличении жилплощади, то новая квартира может быть предоставлена с учетом дополнительной площади;
  • собственник может получить квартиру на праве собственности;
  • владелец вправе выбрать квартиру из 3 предложенных вариантов;
  • новое жилье должно соответствовать всем нормам безопасности и быть благоустроенным (водоснабжение, канализация, электричество, сантехника);
  • не предусматривается расселение в коммунальные, аварийные или ветхие квартиры;
  • закон дает на расселение 12 месяцев с момента признания дома опасным для проживания;
  • расселение осуществляется на основании договора между муниципалитетом и собственником/нанимателем (в течение 30 дней с момента заключения).

Программа расселения ветхого и аварийного жилья на 2021 год

Условия переселения, действовавшие до 2019 года, претерпели значительные изменения:

  • если наниматель не дает согласие на переселение, то он будет выселен по решению суда;
  • если собственник не дает согласие на переселение, то он выселяется по судебному решению и получает компенсацию за жилье (выкуп по адресной программе проводится в размере остаточной стоимости);
  • собственник получает новую квартиру в собственность, если доплачивает дополнительные средства до полной стоимости жилплощади;
  • при отсутствии дополнительных средств, квартира предоставляется по договору соцнайма;
  • наниматель жилплощади по договору социального найма обязан не только оплачивать коммунальные услуги (свет, вода, канализация), но и арендную плату за жилье;
  • величина арендной платы по договору соцнайма не может превышать 70% от рыночной стоимости;
  • наниматель получает право на приватизацию полученной квартиры;
  • освобождаются от оплаты арендной платы пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи;
  • если гражданин имеет в собственности альтернативное жилье, то за квартиру в аварийном доме он может получить только компенсацию по остаточной стоимости.
  • Государственные финансы
  • Переселение из аварийного жилья
  • Регионы

Как обозначено в федеральном проекте «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», к концу 2024 года объем расселенного аварийного жилого фонда должен достичь 9,54 млн кв. м, а число граждан, переселенных из непригодного жилья, — 530,9 тыс. В целом к 31 декабря 2023 года объем расселяемого жилья должен на 30% превысить объем выявляемого аварийного фонда.

Предложение о сносе панельных пятиэтажек сделали депутаты Мосгордумы. Через некоторое время его поддержала Общественная палата.

Решение снести старые пятиэтажные дома в столице было принято по причине того, что они пережили свой срок эксплуатации, и капитальный ремонт в них нецелесообразен. С экономической точки зрения, выгоднее ликвидировать такие здания, а не вкладывать средства на ремонт.

В список вошли в первую очередь хрущевки ранней постройки. В этих домах нет балконов, лифтов, горячего водоснабжения, кухни оборудованы старыми газовыми колонками.

Усовершенствован механизм переселения граждан из аварийного жилья

Сносят многоквартирные дома застройки 50-70 гг., так называемые «хрущевки». В них малогабаритные квартиры с небольшими санузлами и кухнями. Узкие коридоры, низкие потолки, старые коммуникации – эти дома становится дорого обслуживать и жить в них некомфортно.

Современная программа реновации – не первая попытка переселить москвичей из пятиэтажек. Начало было положено около 20 лет назад, но процесс так и незакончен. В ходе выполнения возникают сложности, которые приходится решать совместными усилиями правительства и горожан. Для получения обратной связи от населения организовывают публичные слушания, где принимают и фиксируют все обращения участников. Постепенно список сносимых зданий дополняется.

По данным Москомархитектуры, на данный момент поступило более 450 тыс. замечаний и предложений по программе.

Реновация представляет собой волновой процесс. Это значит, что в первую очередь строятся новые объекты, затем в них переселяют жильцов из пятиэтажек. После этого определенные дома сносят, а на освободившейся территории возводят жилые комплексы и заселяют в них участников следующей волны реновации.

По его словам, их возведут на Открытом шоссе, вл. 30, участок 1 в районе . «Дома будут П-образной формы с двумя подземными этажами.

Там также запроектированы нежилые помещения общественного назначения, технические зоны и одноуровневая подземная автостоянка. Для жителей обустроят парковки», – сказал Валерий Леонов.

На первых нежилых этажах разместят лифтовые холлы, колясочные, помещения консьержа, хранения уборочного инвентаря и мусоросборные камеры. Также запроектированы помещения Центра информирования населения по переселению, комнаты охраны жилой части комплекса и телекоммуникационного оборудования, диспетчерской и охраны подземной автостоянки.

1 / 7 Территорию около зданий благоустроят.

Там высадят растения, разобьют газоны, установят лавочки, сделают проезды, тротуары, пешеходные зоны, площадки для детей и занятий спортом. Подъезд к участку будет со стороны Открытого шоссе по местным проездам.

1 / 9 «В конце июня утвердила разработанные документы в области BIM-моделирования, регламентировав не только создание цифровых информационных моделей, но и их предоставление на экспертизу проектов.

Таким образом, началось формирование региональной базы норм и правил для работы с применением BIM. Апробация на «пилотных» объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства», – подчеркнул Леонов. Он пояснил, что проект

Очередность ликвидации старого жилфонда формируется по нескольким критериям. В первую очередь попадают наиболее изношенные здания. Однако, с учетом того, что для переселения необходимо сначала возвести новые дома, а это подразумевает вложение немалых средств и времени, то финансовые условия становятся решающими для определения порядка, в котором буду разбираться хрущевки.

В 2021 году планируется расселение и снос следующих зданий:

Округ Адрес
ЦАО Бакунинская, 60
Бауманская, 47/1
Красносельский р-н, кв. 998, 2/1 (стр. 1, 2)
Русаковская, 6
Мельникова, 2
САО Бескудниковский р-н, кв. 8, 9, к. 1
Бескудниковский р-н, кв. 8, 9, к. 20
Нарвская, 5
Авангардная, 10
Флотская, 68, к. 1
Ангарская, 33
3-ий Новомихалковский пр-д, 8
Линейный пр-д, 8А
СВАО Староалексеевская, 3
Бутырский р-н, мкр. 78, к. 66
Руставели, 3, к. 4
Илимская, 1-3
Изумрудная, 26А
Гостиничный пр-д, 8, к. 2
Октябрьская, 105
Сельскохозяйственная, 14
Нансена, 8
Дмитровское ш., 167, к. 4А, 8А
Молодцова, 33, к. 1
ВАО Миллионная, 3
ТПУ «Открытое шоссе»
13 Парковая, 16
15 Парковая, 27, 42А, 46А
Ивановское, мкр. 40-52, к. 2, 5
Измайловский пр-д, 5
Черное Озеро, 4
Открытое ш., 30
Плеханова, 18, 22
ЮВАО Ак. Скрябина, 3
Кузьмински, кв. 115, к.17-18
Лефортово, кв. 3, к. 6
Люблинская, 113
Краснодонская, 46/1
Нижегородская, 76
Паперника, 12
Чистова, 3А, стр
П. Романова, 18
ЮАО Загорьевская, 2/1
Булатниковский пр-д, 16А
Харьковский пр-д, 1/1
5 Рощинский пр-д, з/у 1
Севастопольский пр, 7, к. 6/1
Речников, 18-20
Варшавское ш., вл. 47, к. 2
Симферопольский пр-д, вл. 7, стр. 1
Ереванская, 6
Кавказский б., 40
Южное Чертаново, мкр. 26, к. 81-82
ЮЗАО Новочеремушкинская, 35
Шверника, 6
Б. Юшуньская, 7А
Одесская, 10
Коньково, мкр. 6, к. 2, 3
Арх. Власова, 2
Гарибальди, 18
Феодосийская, 7, к. 1
Гарибальди, 17
Севастопольский пр., вл. 28, к.9
Краснолиманская, 29
ЗАО Молодогвардейская, 44
Бобруйская, 15
Кубинка, 18, к. 2
Б. Очаковская, 35А
Щорса, 15
Береговой пр-д, 2, стр. 18, 19
Кастанаевская, 44-48
Ск. Мухиной, 11/1
СЗАО Парковая, 31
Туристская, 14, к. 1, 2
Ген. Глаголева, 5, к. 1
Новощукинская, 8/1
Южное Тушино, кв. 11, к. 1
Лодочная, 11
ЗелАО Георгиевский пр, 1934, 1935, 1936
Солнечная аллея, 934, 935, 936
ТиНАО пос. Шишкин лес, 9, к. 1
пос. Шишкин лес, 21, к. 1
Мосрентген, кв. 24, вл. 1
пос. Знамя Октября, 3
Физическая, 22
пос. Щапово, вблизи д. 8, 9
Железнодорожная, вблизи д. 37

Как будут расселять граждан из аварийного жилья?

Президент РФ В. В. Путин поручил правительству совместно с регионами выработать новые механизмы расселения аварийного жилого фонда и запустить их с 1 января 2020 года. Глава государства также потребовал от чиновников повышать качество госуслуг и расширить участие в проведении независимой оценки качества социальных услуг ОНФ, «социально ориентированных НКО» и общественных палат.

Действие государственной программы переселения распространяется только на дома, которые официальные признаны аварийными, то есть, непригодными для жизни. Жилье считается ветхим в том случае, если износ здания составляет как минимум 70%. Установлением степени износа жилья занимаются специально созданные межведомственные комиссии (пункт 4 статьи 15 ЖК РФ). Согласно 7 пункту этой же статьи, если комиссия признала объект непригодным для проживания или аварийным, значит, этот объект будет снесен или реконструирован.

Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.

Если состояние дома признается аварийным, органы местного самоуправления обязаны переселить жильцов в кратчайшие сроки. При этом в процессе расселения должны соблюдаться следующие условия:

1. Собственники (арендаторы) аварийного жилья получают равнозначное по метражу жилище. Новое жилье должно быть благоустроенным и оснащенным плитой, сантехникой, отоплением, канализацией, водопроводом, а также электроснабжением.

2. Жильцам предоставляется три варианта переселения, но индивидуальные пожелания граждан не учитываются.

3. Жильцы, проживающие в аварийном объекте по договору найма, получают новое жилье на таких же условиях.

4. Метраж нового жилья рассчитывается на основании актуальных норм для жилья, которое предоставляется по соцнайму. Например, семья, состоящая из двух человек, получит однокомнатную квартиру площадью 44-50 кв. метров. Семья из трех человек получит квартиру размером в 62-74 кв. метра. Согласно нормам, на каждого прописанного человека выделяется не менее 18-ти кв. метров.

5. Если жилец аварийного дома также стоял в очереди на улучшение жилищных условий, то при расселении он получит квартиру с учетом недостающих метров. В особых случаях (например, в местном жилищном фонде отсутствуют квартиры необходимых размеров) выделяется дополнительная квартира.

6. При расселении граждане не могут поселяться в коммунальные квартиры.

7. Новое жилье должно располагаться на территории того же административного района, что и аварийный объект. Но при согласии жильцов их могут переселить и в другие районы.

8. Расселение осуществляется только при наличии письменного заявления собственника.

9. Расселение всех жильцов производится в течение года с даты признания дома аварийным.

10. Между собственником будущей квартиры и владельцем дома составляется детальный договор. Как правило, владельцем дома является муниципалитет.

11. Если вместо новой квартиры собственник желает получить денежную компенсацию, он может написать соответствующее заявление. Однако удовлетворение запроса производится на усмотрение муниципалитета. К тому же, расчет компенсационной стоимости не выгоден владельцу сносимого жилья.

12. Затраты на переезд несут местные власти. Однако грузовой транспорт предоставляется только один раз.

13. С момента признания дома аварийным владельцы сносимого жилья не имеют право менять или продавать квартиру. При совершении такой сделки она будет признана незаконной.

14. После заключения договора между собственником аварийного жилья и владельцем дома переезд должен состояться в течение одного месяца.

15. Если собственник аварийного жилья проживал в квартире, метраж которой значительно ниже установленной нормы, при переселении он получит квартиру со стандартным метражом, то есть, размер нового объекта недвижимости увеличится.

16. Жители коммунальных квартир при переселении получают отдельные квартиры.

Если жильцы дома не согласны с решением межведомственной комиссии, им придется обратиться в суд. При этом в качестве доказательств того, что комиссия допустила ошибки или нарушила порядок принятия заключения, жильцам нужно будет дополнить свой иск письменным заключением независимой технической экспертизы.

Согласно положениям действующего законодательства, снести дом можно по двум причинам:

  1. Здание призвано аварийным, непригодным для проживания.
  2. Участок, где располагается городская многоэтажка, необходим для общественно значимых нужд, признаваемых федеральными или региональными властями.

Существуют следующие основания, по которым здание признают аварийным:

  • оно находится на территории, подверженной природным (например, ежесезонное подтопление) или техногенным катаклизмам;
  • здание полностью или частично разрушено из-за природного бедствия, находится в нем опасно для жизни квартировладельцев;
  • несущие конструкции, крыша или фундамент постройки пришли в негодность, начался процесс их разрушения;
  • дом располагается в зоне действия факторов, неблагоприятных для здоровья человека (постоянный шум, электромагнитное излучение и т.д.).

График переселения домов ВАО в 2021, 2022, 2023 и 2024 годах / Москва

В ст. 32 ЖК РФ указывается, что власти, принявшие решение о сносе дома, не вправе выселить людей «в никуда». Если гражданину принадлежит приватизированная квартира в доме под снос, ему не о чем волноваться: взамен утраченного жилья ему предоставят новое или выплатят денежную компенсацию.

Второй вариант кажется многим жильцам ветхих домов привлекательнее первого. Сумма денежного возмещения определяется добровольным соглашением сторон или в судебном порядке. В нее входит:

  • рыночная стоимость квартиры;
  • компенсация предполагаемых издержек граждан, связанных с переездом и приобретением новой жилплощади;
  • возмещение упущенной выгоды (если, например, квартира ранее сдавалась в наем).

Во многих регионах власти не предлагают гражданам новое жилье, а сразу согласовывают размер денежной компенсации. Это связано с тем, что муниципальный жилой фонд ограничен, поэтому проще выдать финансы, чем найти замену квартире.

На практике нередки случаи, когда сумма, исчисленная органами власти, оказывается меньше, чем средний ценник на рынке. Граждане оказываются в ситуации, когда они не могут приобрести на полученную компенсацию даже скромную «однушку». При таких обстоятельствах увеличить размер возмещения можно в судебном порядке.

Аварийное жильё должно быть небезопасным для проживания, оно должно представлять опасность для жизни и здоровья жильцов.

Не все повреждения могут считаться неустранимыми и требующими переселения, а лишь некоторые особо аварийные:

  • В доме разрушены стены и фундамент;
  • Повреждены конструкции дома или сильно пострадала их прочность;
  • Дом был поврежден в результате различного рода стихийных бедствий;
  • Дом пострадал от пожара настолько, что не может быть подвержен восстановлению;
  • Дом не соответствует санитарным нормам;
  • Расположена квартира в месте вероятного возникновения техногенной катастрофы.

Ветхое и аварийное жильё – это разные объекты недвижимости. В аварийном жить невозможно ввиду его сильного повреждения или высокой степени опасности. В ветхом жить можно, но не рекомендуется из-за сильного износа помещения.

Для признания жилья ветхим нужно, чтобы в кирпичных и панельных домах было изношено более 70%, а в деревянных – более 65%.

Дом может быть переселен также при сильном загрязнении окружающей среды или повышенном шуме. Так, к примеру, если рядом с ним построены аэропорты или крупные заводы, местная администрация может принять решение о сносе такого помещения с переселением его жильцов.

Если человеку просто не нравится жить около вновь возведённой фабрики, которая по мнению администрации и экологов не представляет для населения никакой опасности, стать участником программы переселения он не сможет. Для этого должны быть веские основания и уважительные причины.

При сносе дома, самым выгодным вариантом компенсации станет получения равнозначного жилья. Это будет примерно такая-же квартира, как и потерянная по площади и по количеству комнат. Выгоден этот вариант будет по той простой причине, что даже если квартира не понравится, ее можно будет выгодно продать.

На практике, равнозначное жилье почти всегда бывает примерно такое же по общей площади, но меньше по жилой. Впрочем, – это не обязательное правило и тут многое зависит от региона проживания, нового дома, честности местной администрации и так далее.

Третий вариант: если дом находится в аварийном состоянии и варианты расселения (предложенные квартиры) не устраивают жильцов, они могут потребовать денежную компенсацию. Это тоже невыгодный вариант, так как оценка производится по тем же принципам, которые описаны выше.

В результате собственники могут получить сумму существенно меньше, чем на рынке.

Далеко не всегда жильцов устраивают квартиры, в которые их переселяют. Проблемы могут заключаться в недостаточной жилой площади, другой планировке, виду из окна и так далее. Однако подобные параметры администрацию обычно не интересуют. Если общая площадь соответствует – значит квартира равнозначная. Претензии не принимаются.

В такой ситуации можно согласится на другую квартиру, больше по площади, но с доплатой. Доплата будет производиться практически по полной рыночной стоимости (с небольшой скидкой в 10%) и то, только до того момента, как площадь жилья превысит 100 кв.м. Если же площадь будет больше, то даже такая скидка не используется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *