Оценка рабочих мест в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка рабочих мест в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ, могли самостоятельно подбирать методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

  • Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
  • Декларацию соответствия условий труда сделали бессрочной
  • Утвердили новый перечень работ, которые связаны с управлением ТС. Работникам из перечня нельзя работать по совместительству по аналогичной профессии
  • Новый порядок паспортизации отходов и отнесения их к классу опасностей
  • МЧС подготовило новые проверочные листы для плановых проверок по пожарной безопасности
  • Обновили порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Продлили действие шести отмененных СанПиНов
  • Правительство предложило вести мониторинг состояния здоровья работников на вредных условиях труда
  • С 1 февраля начнется эксперимент по внедрению системы дистанционного контроля промбезопасности
  • Установили новые критерии отнесения объектов НВОС к категориям
  • ФФОМС уточнил, за чей счет проходит тестирование на коронавирус

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ)

Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.

Перечень статей, содержащих обязательные требования:

  • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
  • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
  • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3 постановления Правительства № 599).

Постановлением устанавливаются обязательные требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда при допуске к деятельности по проведению специальной оценки условий труда (п. 5 — 7 постановления Правительства № 599).

Постановлением урегулированы вопросы приостановления деятельности (п. 15 постановления Правительства № 599), а также исключения из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (п. 20 постановления Правительства № 599).

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее — Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 — 7 постановления Правительства № 614).

Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 — 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).

Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 — 42 постановления Правительства № 614).

Важные изменения с 1 января 2021 года при заключении договоров по СОУТ!

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ

  • Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
  • Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам
  • Специалист по охране труда: требования к квалификации и профессиональному обучению
  • Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах
  • Новые правила работы на высоте в 2021 году
  • Новые требования к работам на высоте, погрузочно‑разгрузочным работам и отчетности по экосбору

В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.

Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:

СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.

Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ. По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.

Обзор новостей по охране труда с 1 по 17 января 2021 года

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.

Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.

Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.

Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
  • юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

  • гендиректору — штраф
  • от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
  • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
  • ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.

Для себя я поделила весь процесс на три шага:

Подготовка — выбор исполнителя, сбор документов. Проведение — исследование и получение документов от организации. Сдача отчетности — заполнение декларации, уведомление сотрудников. Посмотрим подробнее на каждый из шагов.

Аттестация рабочих мест в 2021 году

  • 22.09.2020 Невидимая и неслышимая «вредность»

    Мы их не чувствуем, но они есть: на производстве есть немало вредных факторов, которые не воспринимаются обычными органами чувств. Но это не значит, что они не действуют. Более того, вред, наносимый ими, вполне реален и опасен и так же может повышать риск возникновения профессиональных заболеваний. Поэтому при проведении специальной оценки условий труда они тоже должны учитываться

  • 08.09.2020 Инфографика: зачем нужна внеплановая спецоценка?

    Работник может не согласиться с результатами проведения плановой специальной оценки условий труда и вправе после этого обратиться в соответствующие органы для проведения внеплановой СОУТ. Рассказываем, в каких случаях проводится внеплановая спецоценка и куда обращаться

  • 27.01.2020 Тест на совесть работодателя

    Некачественная спецоценка условий труда невыгодна ни работнику, ни работодателю. Однако случаи такой спецоценки все же есть. Почему так происходит и что делать, чтобы этого избежать, нам рассказал региональный эксперт в вопросах СОУТ Денис Семериков, заведующий лабораторией исследования условий труда НИИ охраны труда ФНПР (Екатеринбург). Не так давно он выступал на пленуме комитета областной организации ГМПР

Специальная оценка условий труда включает 4 основных этапа:

  1. Определение круга потенциально вредных или опасных факторов, которые относятся к производственной среде и трудовому процессу. Проводится сопоставление тех факторов, которые присущи рабочему место, с теми, которые указаны в классификаторе. После этого принимается решение о том, нужно ли проводить исследование (измерение) выявленных потенциально вредных факторов.
  2. Проведение исследований и измерений выявленных факторов. Оно осуществляется в лаборатории организации, которая проводит СОУТ.
  3. Отнесение выявленных условий труда в компании к различным классам условий труда (либо подклассам). Это зависит от степени отклонения фактических показателей по рабочим местам в фирме от установленных гигиенических и других нормативов.
  4. Подготовка отчета о СОУТ условий труда.

После утверждения отчета производятся следующие шаги:

Административные нарушения за отсутствие проведения спецоценки были скорректированы в 2015 году. Так, среди возможных вариантов штрафов можно выделить:

  • Для ИП – от 5000 до 10 000 рублей;
  • Для юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей;
  • Для ИП в случае повторного нарушения – до 40 000 рублей;
  • Для юридических лиц в случае повторного нарушения – до 200 000 рублей.

При этом, в случае повторного нарушения инспекция может потребовать приостановки деятельности на 90 дней (как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей).

В случае, если штрафуется должностное лицо, при первом нарушении оно может обойтись письменным предупреждением, либо штрафом до 10 000 рублей.

В случае же повторного нарушения наказание будет значительно строже – штраф до 40 000 рублей и возможное отстранение от дел на 1-3 года.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные положения и изменения 2021 года, касающиеся прохождения СОУТ.

Ее проведение является важной процедурой для каждой организации и ИП. Нарушение законодательства в этой сфере грозит штрафами и приостановлением деятельности, поэтому следует внимательно соблюдать все положения, указанные в законах РФ.

Предлагаем вашему вниманию актуальное видео по теме статьи о том как происходит процедура СОУТ на рабочих местах, правилах проведения и законодательной основе.

Законодательством закреплен определенный порядок проведения специальной оценки рабочих мест в каждой компании. Кроме того, существует целый ряд документов, которые необходимо оформить.

Осуществление процедуры происходит следующим образом:

  1. Для начала анализируются условия труда, в которых работают сотрудники, на предмет соответствия существующим нормативам, связанным с охраной труда.
  2. Далее проводится оценка того, насколько каждое из рабочих мест соответствует установленным гигиеническим нормативам.
  3. После этого производится анализ, насколько травмоопасны условия работы.
  4. Четвертый шаг – это оценка обеспеченности всей необходимой формой, специальной рабочей одеждой, обувью и дополнительными средствами защиты (если они необходимы).
  5. Наконец, проводится комплексная оценка, позволяющая понять, насколько условия труда оптимальны и приемлемы с точки зрения законодательства РФ.

Специально утвержденного перечня документов не существует. Однако, для того чтобы инициировать проведение оценки, потребуется оформление 3-х основных документов:

  • Приказ о создании специальной аттестационной комиссии. Он должен издаваться работодателем и содержать сведения о ее составе.
  • График проведения работ по оценке (должен быть утвержден отдельным приказом).
  • Договор со сторонней аттестующей организацией. Важное требование состоит в том, что она должна быть лицом, которое не является зависимым от работодателя.

Необходимо понимать, что пока производится оценка того, насколько компания грамотно относится к организации рабочих мест своих сотрудников, работодатель обязан предоставить аттестующей организации всю документацию, которая так или иначе связана с обеспечением условий охраны труда.

Несвоевременное прохождение оценки (равно как и ее отсутствие) неизменно влечет за собой возложение административной ответственности на работодателя. Кроме того, если условия труда не соответствуют установленным требованиям, руководитель компании обязан будет заплатить штраф, состоящий из двух частей:

  • «Личный» штраф для руководителя в размере от 20 до 30 минимальных заработных плат.
  • Штраф для компании в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат.

Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г.

Существует ряд случаев, в которых необходимость прохождения процедуры отсутствует. В частности, это касается ситуации, когда в компании работает единственный человек – ее учредитель. В этом случае трудовой договор как документ отсутствует, и, по сути, в компании нет работников. Соответственно, спецоценку проводить не нужно. Кроме того, если сотрудники работают удаленно, прохождение аттестации также не требуется.

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество. Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают. Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое? Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные. Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места. Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных. С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест. Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г. До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер.

Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете. В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП. Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.

Что будут проверять в рамках СОУТ в 2021 году? Новый список правовых норм!

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент. После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации. Примерно так…

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП;
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

Одновременно утвержден и новый порядок проведения медосмотров – это сделал Минздрав отдельным приказом от 28 января 2021 года № 29н («старый» приказ 302н содержит и списки факторов, и порядок медосмотров «в одном флаконе»). Здесь, фактически, продублированы списки вредных факторов и работ, но уже с указанием врачей, которых надо посетить, периодичности и видов исследований.

Новый порядок медосмотров касается работников:

  • занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также связанных с движением транспорта;
  • пищевой промышленности;
  • общественного питания и торговли;
  • водопроводных сооружений;
  • медицинских организаций и детских учреждений;
  • некоторых других, которые проходят указанные медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

И в этом также есть отличие от действующего порядка, где не выделены конкретные отрасли (кроме транспорта). Новый приказ также содержит перечень медицинских противопоказаний к вредным, опасным работам, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры.

Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке

Если деятельность ведет только один директор (он же ИП или учредитель) без штата сотрудников и трудового договора.

Не требуется СОУТ и если сотрудники работают по договору подряда, либо являются удаленными кадрами, надомниками, фрилансерами и так далее.

Во всех остальных случаях проведение спецоценки обязательно.

После открытия ООО или ИП, создания новых рабочих мест или изменения технического процесса – в течение 6 месяцев. При всяких инцидентах, выявлении профзаболеваний – в течение 12 месяцев.

Если предприятие работает стабильно, не меняет технологию, и укомплектовано стандартным штатом сотрудников, СОУТ проводится 1 раз в 5 лет после последней проверки.

Штрафы за не проведение спецоценки рабочих мест в 2021 году драконовские.

  • Для ООО — от 60 до 80 тысяч рублей;
  • Для ИП и директора – от 5 до 10 тысяч рублей;

За повторное нарушение штрафы удваиваются, директору грозит дисквалификация, а ИП или фирме – приостановка деятельности на целых 3 месяца.

Количество бюрократического идиотизма в регламенте СОУТ просто зашкаливает. Инспекция проводится двумя сторонами – внутренней комиссией и наемной аккредитованной организацией.

Внутренняя комиссия должна состоять минимум из 3 человек, а если число работников на предприятии превышает 50, то необходимо назначить ответственного за охрану труда.

Во внутренней комиссии должен быть хотя бы 1 человек, прошедший программу обучения СОУТ. Если в фирме или ИП меньше 2 человек, то программу проходит сам предприниматель или директор. Стоимость курса 72 часов составляет около 7500 рублей.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.
  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2021 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2021 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2021года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, от 28 декабря 2013 г., проведение СОУТ – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя. Таким образом, ответственность за отсутствие или некорректно осуществленную спецоценку полностью возлагается на работодателя.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году ожидают всех, кто не завершил спецоценку до 31 декабря 2021. Расскажем, какую сумму придется выложить в этом случае, кто несет ответственность, можно ли избежать наказания.

С 1 января 2021 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2021. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

С 2021 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы, пенсионного фонда и ФГИС. Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только организации, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки.

До 31 декабря 2020 года все, у кого есть наемные работники, должны провести СОУТ

При указанных обстоятельствах штраф за непроведение СОУТ в 2021 году ИП не грозит. Также Роструд пообещал, что в течение 2021 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

16-го января 2021 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.

Остался всего месяц у тех образовательных организаций, которые еще не завершили спецоценку рабочих мест. Им необходимо приложить все усилия для того, чтобы выполнить свои обязанности по охране труда, ведь штрафы обойдутся значительно дороже! Напоминаем, что спецоценке подлежат абсолютно все рабочие места в организации. Поэтому и отсутствие СОУТ по отдельным рабочим местам расценивается как отдельное правонарушение, а, следовательно, штраф в размере 60-200 тыс. рублей может быть за каждое «неоцененное» рабочее место!

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за организацией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
  • юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

  • гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
  • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
  • ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *