Закон о реабилитации и банкротстве рк 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о реабилитации и банкротстве рк 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) сельскохозяйственный производитель – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, производящие сельскохозяйственную продукцию с использованием земли; производящие сельскохозяйственную продукцию животноводства, птицеводства (в том числе племенного с полным циклом, начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, если доход от реализации этой продукции, в том числе переработанной, составляет более пятидесяти процентов от общей суммы годового дохода;

2) преднамеренное банкротство – действия учредителя (участника), должностного лица, а равно индивидуального предпринимателя, совершенные в личных интересах или интересах иных лиц с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами путем отчуждения или сокрытия имущества в течение трех лет до признания банкротом юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) администратор – временный администратор, реабилитационный, временный и банкротный управляющие, осуществляющие полномочия в соответствии с настоящим Законом в период рассмотрения дела в суде, а также проведения реабилитационной процедуры и процедуры банкротства;

4) административные расходы – расходы, связанные с инициированием и проведением реабилитационной процедуры или процедуры банкротства;

5) банкрот – должник, несостоятельность которого установлена вступившим в законную силу решением суда;

6) банкротство – признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации;

7) процедура банкротства – процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

8) банкротный управляющий – лицо, назначенное уполномоченным органом в области реабилитации и банкротства для осуществления процедуры банкротства;

9) должник – физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (индивидуальный предприниматель), или юридическое лицо, в отношении которого имеются основания для применения или применены процедуры, предусмотренные настоящим Законом;

Примечание ИЗПИ!

В подпункт 10) предусмотрено изменение Законом РК от 02.08.2015 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2023).

10) группа однородных кредиторов – группа кредиторов, имеющих идентичные требования к должнику и не обладающих друг перед другом преимуществом в получении их удовлетворения.

Группы однородных кредиторов могут составлять:

кредиторы по требованиям о возмещении вреда жизни или здоровью;

кредиторы по оплате труда и выплате компенсаций по трудовым договорам, а также задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, по отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование;

кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом;

кредиторы по налогам и таможенным платежам;

кредиторы по требованиям, вытекающим из договоров поставки товаров, работ и услуг;

кредиторы – финансовые организации по требованиям, вытекающим из договоров на получение займа (микрокредита), не обеспеченным залогом;

кредиторы – держатели облигаций должника;

11) единый производственный комплекс – имущество, в совокупности необходимое для обеспечения единого цикла при производстве, заготовке, хранении, транспортировке, переработке или реализации сельскохозяйственной продукции;

12) мировое соглашение – процедура, применяемая на любой стадии процедуры банкротства в целях ее прекращения путем заключения соглашения между банкротом и кредиторами, утверждаемого судом;

13) отсутствующий должник – должник, признанный бездействующим в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), отсутствие которого, а также его учредителя (участника), должностного лица установлено в порядке, определенном настоящим Законом;

14) обычные коммерческие операции – действия, относящиеся к обычной деятельности должника, носящие регулярный характер, включая, но не ограничиваясь: осуществление платежей за аренду помещений и коммунальные услуги, сделки с поставщиками, приобретение сырья, техническое обслуживание оборудования, реализация готовой продукции и оказание услуг.

On Rehabilitation and Bankruptcy

1. Законодательство Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

1. Настоящий Закон применяется к делам о реструктуризации задолженности, реабилитации и банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также их ликвидации без возбуждения процедуры банкротства, кроме казенных предприятий и учреждений, накопительных пенсионных фондов, банков, страховых (перестраховочных) организаций.

В случае принятия судом решения о признании банка, страховой (перестраховочной) организации, накопительного пенсионного фонда банкротом их ликвидация осуществляется в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, а также пенсионном обеспечении.

Примечание ИЗПИ!
В часть третью предусмотрены изменения Законом РК от 05.01.2021 № 409-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

Особенности применения процедур банкротства или реабилитации в отношении хлопкоперерабатывающих организаций, хлебоприемных предприятий, а также субъектов естественной монополии могут быть установлены законодательством Республики Казахстан.

2. Дела о реструктуризации задолженности, реабилитации, банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также их ликвидации без возбуждения процедуры банкротства рассматриваются судом по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными настоящим Законом.

3. При банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами естественной монополии либо имеющих важное стратегическое значение для экономики Республики Казахстан, способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, в том числе организаций, пакеты акций (доли участия в уставном капитале) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также признанных банкротами по инициативе государства, Правительство Республики Казахстан в целях защиты интересов граждан и государства вправе устанавливать особые условия и порядок реализации имущественной массы и дополнительные требования к покупателям объектов имущественной массы, а также принять решение о приобретении национальным управляющим холдингом имущественной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия в уставном капитале) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики Республики Казахстан.

4. При банкротстве юридических лиц, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, проводится обязательный экологический аудит их деятельности в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан.

1. Основанием для обращения должника или кредитора с заявлением в суд о применении реабилитационной процедуры является временная неплатежеспособность должника.

Неплатежеспособность является временной, если на дату подачи заявления имеется одно или несколько обстоятельств:

Примечание ИЗПИ!

В подпункт 1) предусмотрено изменение Законом РК от 02.08.2015 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2023).

1) обязательства перед кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взысканию алиментов, обязательства по оплате труда, выплате компенсаций по трудовым договорам, уплате задолженности по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам, отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование, а также по вознаграждениям авторам за служебные изобретение, полезную модель, промышленный образец не исполнены в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения;

2) обязательства перед иными кредиторами не исполнены в течение четырех месяцев со дня наступления срока их исполнения.

2. Основанием для обращения должника с заявлением в суд о применении процедуры реструктуризации задолженности является его временная неплатежеспособность.

1. Учредитель (участник) и (или) должностное лицо, признанные виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства, несут перед кредиторами субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 96 настоящего Закона.

В случае признания виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства двух и более лиц такие лица несут ответственность солидарно.

2. Банкротный управляющий в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта о привлечении учредителя (участника) и (или) должностного лица к уголовной или административной ответственности обязан обратиться в суд с иском к такому лицу о привлечении его к субсидиарной ответственности и взыскании сумм в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 96 настоящего Закона.

Кредитор также вправе обратиться в суд с иском в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в случае, если учредитель (участник) и (или) должностное лицо признаны виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства после завершения процедуры банкротства.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) сельскохозяйственный производитель – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, производящие сельскохозяйственную продукцию с использованием земли; производящие сельскохозяйственную продукцию животноводства, птицеводства (в том числе племенного с полным циклом, начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, если доход от реализации этой продукции, в том числе переработанной, составляет более пятидесяти процентов от общей суммы годового дохода;

2) преднамеренное банкротство – действия учредителя (участника), должностного лица, а равно индивидуального предпринимателя, совершенные в личных интересах или интересах иных лиц с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами путем отчуждения или сокрытия имущества в течение трех лет до признания банкротом юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) администратор – временный администратор, реабилитационный, временный и банкротный управляющие, осуществляющие полномочия в соответствии с настоящим Законом в период рассмотрения дела в суде, а также проведения реабилитационной процедуры и процедуры банкротства;

4) административные расходы – расходы, связанные с инициированием и проведением реабилитационной процедуры или процедуры банкротства;

5) банкрот – должник, несостоятельность которого установлена вступившим в законную силу решением суда;

6) банкротство – признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации;

7) процедура банкротства – процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

8) банкротный управляющий – лицо, назначенное уполномоченным органом в области реабилитации и банкротства для осуществления процедуры банкротства;

9) должник – физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (индивидуальный предприниматель), или юридическое лицо, в отношении которого имеются основания для применения или применены процедуры, предусмотренные настоящим Законом;

Примечание ИЗПИ!

В подпункт 10) предусмотрено изменение Законом РК от 02.08.2015 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2023).

10) группа однородных кредиторов – группа кредиторов, имеющих идентичные требования к должнику и не обладающих друг перед другом преимуществом в получении их удовлетворения.

Группы однородных кредиторов могут составлять:

кредиторы по требованиям о возмещении вреда жизни или здоровью;

кредиторы по оплате труда и выплате компенсаций по трудовым договорам, а также задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, по отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование;

кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом;

кредиторы по налогам и таможенным платежам;

кредиторы по требованиям, вытекающим из договоров поставки товаров, работ и услуг;

кредиторы – финансовые организации по требованиям, вытекающим из договоров на получение займа (микрокредита), не обеспеченным залогом;

кредиторы – держатели облигаций должника;

11) единый производственный комплекс – имущество, в совокупности необходимое для обеспечения единого цикла при производстве, заготовке, хранении, транспортировке, переработке или реализации сельскохозяйственной продукции;

12) мировое соглашение – процедура, применяемая на любой стадии процедуры банкротства в целях ее прекращения путем заключения соглашения между банкротом и кредиторами, утверждаемого судом;

13) отсутствующий должник – должник, признанный бездействующим в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), отсутствие которого, а также его учредителя (участника), должностного лица установлено в порядке, определенном настоящим Законом;

14) обычные коммерческие операции – действия, относящиеся к обычной деятельности должника, носящие регулярный характер, включая, но не ограничиваясь: осуществление платежей за аренду помещений и коммунальные услуги, сделки с поставщиками, приобретение сырья, техническое обслуживание оборудования, реализация готовой продукции и оказание услуг.

1. Законодательство Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

1. Настоящий Закон применяется к делам о реструктуризации задолженности, реабилитации и банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также их ликвидации без возбуждения процедуры банкротства, кроме казенных предприятий и учреждений, накопительных пенсионных фондов, банков, страховых (перестраховочных) организаций.

В случае принятия судом решения о признании банка, страховой (перестраховочной) организации, накопительного пенсионного фонда банкротом их ликвидация осуществляется в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, а также пенсионном обеспечении.

Примечание ИЗПИ!
В часть третью предусмотрены изменения Законом РК от 05.01.2021 № 409-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

Особенности применения процедур банкротства или реабилитации в отношении хлопкоперерабатывающих организаций, хлебоприемных предприятий, а также субъектов естественной монополии могут быть установлены законодательством Республики Казахстан.

2. Дела о реструктуризации задолженности, реабилитации, банкротстве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также их ликвидации без возбуждения процедуры банкротства рассматриваются судом по общим правилам гражданского судопроизводства с особенностями, установленными настоящим Законом.

3. При банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами естественной монополии либо имеющих важное стратегическое значение для экономики Республики Казахстан, способных оказать влияние на жизнь, здоровье граждан, национальную безопасность или окружающую среду, в том числе организаций, пакеты акций (доли участия в уставном капитале) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также признанных банкротами по инициативе государства, Правительство Республики Казахстан в целях защиты интересов граждан и государства вправе устанавливать особые условия и порядок реализации имущественной массы и дополнительные требования к покупателям объектов имущественной массы, а также принять решение о приобретении национальным управляющим холдингом имущественной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия в уставном капитале) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики Республики Казахстан.

4. При банкротстве юридических лиц, осуществляющих экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельности, проводится обязательный экологический аудит их деятельности в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан.

1. Банкротство устанавливается добровольно на основании заявления должника в суд.

2. Банкротство устанавливается принудительно на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц.

3. В случаях, установленных настоящим Законом, должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом.

4. Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан, принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд о признании такого юридического лица банкротом для проведения процедуры банкротства по правилам, установленным настоящим Законом.

5. Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке является его несостоятельность.

Несостоятельность должника устанавливается судом с учетом заключения о финансовой устойчивости, составленного в соответствии со статьей 49 настоящего Закона.

1. Основанием для обращения должника или кредитора с заявлением в суд о применении реабилитационной процедуры является временная неплатежеспособность должника.

Неплатежеспособность является временной, если на дату подачи заявления имеется одно или несколько обстоятельств:

Примечание ИЗПИ!

В подпункт 1) предусмотрено изменение Законом РК от 02.08.2015 № 342-V (вводится в действие с 01.01.2023).

1) обязательства перед кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взысканию алиментов, обязательства по оплате труда, выплате компенсаций по трудовым договорам, уплате задолженности по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам, отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование, а также по вознаграждениям авторам за служебные изобретение, полезную модель, промышленный образец не исполнены в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения;

2) обязательства перед иными кредиторами не исполнены в течение четырех месяцев со дня наступления срока их исполнения.

2. Основанием для обращения должника с заявлением в суд о применении процедуры реструктуризации задолженности является его временная неплатежеспособность.

1. Учредитель (участник) и (или) должностное лицо, признанные виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства, несут перед кредиторами субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 96 настоящего Закона.

В случае признания виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства двух и более лиц такие лица несут ответственность солидарно.

2. Банкротный управляющий в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта о привлечении учредителя (участника) и (или) должностного лица к уголовной или административной ответственности обязан обратиться в суд с иском к такому лицу о привлечении его к субсидиарной ответственности и взыскании сумм в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 96 настоящего Закона.

Кредитор также вправе обратиться в суд с иском в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в случае, если учредитель (участник) и (или) должностное лицо признаны виновными в преднамеренном банкротстве в порядке административного или уголовного судопроизводства после завершения процедуры банкротства.

Написать комментарий

  • Новости
  • Пресс-центр
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Публикации в СМИ

Добро пожаловать на портал Ирис!

Коротко объясним основные положения этого закона:

  • Закон «О реабилитации и банкротстве»: общие положения.

Общие положения дают четкие определения терминам «банкротство» и «реабилитационная процедура», а также уполномочивает органы власти создать единый список должников РК. Вместе с этим, они вводят понятие «субсидиарная ответственность»: РК связывает личной имущественной ответственностью всех учредителей и руководителей предприятия-должника.

Устанавливаются и конкретные основания для обращения в суд по делам о банкротстве и реабилитации из-за неплатежеспособности должника:

  1. Обязательства перед кредиторами не выполняются в течение трех месяцев и превышают сумму ста месячных расчетных показателей.
  2. Налоговые обязательства не выполняются в течение четырех месяцев и превышают сто пятьдесят показателей.
  3. Неисполнение обязательств перед иными кредиторами в течение трех месяцев, когда они превышают триста месячных показателей.

Что касается кредиторов, то закон ввел институт собрания кредиторов. В него входят не только те, у кого наибольшие суммы требований, но и (например, при ускоренной реабилитации) все кредиторы, которые включены в план по реабилитации. Также из состава собрания формируется комитет — один кредитор от каждой группы кредиторов.

Четко определены условия проведения ускоренной реабилитации:

  1. Должник не может быть фигурантом дел о реабилитации и банкротстве.
  2. Должник — это коммерческая организация.
  3. Должник неплатежеспособен.
  4. Срок рассмотрения такой процедуры не превышает двух лет.

Субъектами в таком деле становятся должник и кредиторы из разных однородных групп инвесторов.

Суд по делам о банкротстве и реабилитации, как правило, инициируется должниками, но, согласно судебному порядку, такое право может быть и у представителя прокуратуры при обнаружении признаков преднамеренного разорения предприятия или когда должником является государство или государственный орган.

  • Закон «О реабилитации и банкротстве»: процедура реабилитации.

Вопрос процедуры реабилитации затрагивается в главе 5 данного закона. Срок такой процедуры устанавливается судом по плану реабилитации (не больше пяти лет), а получение государственной поддержки или решение комитета кредиторов может стать причиной приостановки реабилитации.

Сама процедура реабилитации вводит такие ограничения:

  1. Запрет на сделки с имуществом без согласования с временным управляющим.
  2. Не начисляются разные неустойки по долгам.
  3. Приостанавливаются решения судов о выплатах должника, за исключением выплат за причинение вреда жизни и здоровью.
  • Процедура банкротства.
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28

Бла-бла-бла от депутатов очковтирателей. Выборы 2021

10.12.2020 в 10:28

Kaspi Pay — это мобильный POS и система мобильных платежей от Kaspi.kz

09.12.2020 в 11:48

Хотели как лучше… В итоге более 3000 предпринимателей вынуждены закрыться!

Освещение основных изменений законодательства о реабилитации и банкротстве

Согласно подпункту 27 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве», под реабилитационной процедурой понимается процедура, вводимая в судебном порядке, в рамках которой к неплатежеспособному должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству Республики Казахстан меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации.

Пунктом 2 статьи 5 Закона «О реабилитации и банкротстве» предусмотрено, что основанием для обращения должника с заявлением в суд о применении реабилитационной процедуры является его неплатежеспособность или угроза неплатежеспособности, когда должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства при наступлении срока их исполнения в ближайшие 12 месяцев, при наличии возможности восстановления платежеспособности.

Таким образом, существенным моментом для применения процедуры реабилитации в отношении должника является:

  • наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что должник, в ближайшие 12 месяцев, будет не в состоянии исполнить денежные обязательства, и
  • существует возможность восстановить его платежеспособность.

В соответствии со статьей 63 Закона «О реабилитации и банкротстве», реабилитационная процедура применяется лишь в отношении коммерческих организаций в судебном порядке.

То есть индивидуальные предприниматели, некоммерческие организации и физические лица не могут обратиться в суд с заявлением о применении в отношении их реабилитационной процедуры.

  • Составить документы
  • Юридические заключения
  • Абонентское обслуживание
  • Адвокаты в Нур-Султане
  • Адвокаты в Алматы
  • Адвокаты в Петропавловске
  • Ценовая политика

Как в РК изменилась процедура банкротства

Мороз Светлана Павловна, Шукурова Саидахон Мубиновна,

главный научный сотрудник магистрант Каспийского университета

Института законодательства РК, заведующая кафедрой частно-правовых дисциплин Каспийского университета, д.ю.н., профессор

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О РЕАБИЛИТАЦИИ И БАНКРОТСТВЕ

Институт банкротства (несостоятельности) — один из старейших институтов гражданского права, известных еще со времен Древнего Рима, когда невозврат долгов мог повлечь за собой лишение свободы или даже жизни, не говоря уже о том, что зачастую практиковался захват имущества должника, что в современных условиях представляется верхом беззакония и самоуправства.

Институт банкротства прошел длительный путь развития и окончательно сформировался к середине ХХ века. В настоящее время институт банкротства является важным элементом эффективного функционирования рыночной экономики, поскольку обеспечивает ликвидацию неконкурентоспособных организаций или оздоровление предприятий, испытывающих временные финансовые трудности.

Построение эффективных систем банкротства, справедливо учитывающих права должников и кредиторов является одной из важных задач государственного регулирования. Несовершенство регулирования может иметь негативные социально-экономические последствия, связанные с ухудшением положения кредиторов — банков и торговых партнеров, что в свою очередь, влияет на доступность и цену кредита для бизнеса; работников предприятий в связи невыплатой или задержкой заработной платы, высвобождением рабочих мест, государства из-за потерь налоговых поступлений, снижением доверия инвесторов и инвестиционной привлекательности экономики, в целом.

На сегодняшний день государственное регулирование несостоятельности является активно развивающейся отраслью законодательства не только для государств, относительно недавно вставших на путь рыночных преобразований, но и для развитых государств. Вместе с тем необходимо отметить, что законодательство развитых государств о банкротстве характеризуется большей стабильностью, чем аналогичное законодательство государств с переходной экономикой, для которых институт банкротства является сравнительно новым институтом. Как справедливо отмечает В.В. Степанов, экономика каждого государства требует постоянного обновления норм, предназначенных для урегулирования правоотношений, связанных с банкротством [1, с. 97].

Традиционно системы банкротства (несостоятельности) в мировой практике делят на две большие группы: 1) ориентированные на интересы должника (США, Франция и др.); и 2) ориентированные на интересы кредитора (Великобритания, Германия и др.). При этом в настоящее время большинство государств приходит к пониманию необходимости применения смешанной модели, включающей элементы как американской, так и английской систем, позволяющей найти баланс между правами кредиторов и должников. В целом, можно отметить направленность законодательства развитых государств на максимальное использование возможностей финансового оздоровления предприятий, которые могут

быть восстановлены и внести свой вклад в развитие экономики того или иного государства. При совершенствовании законодательства основной упор делается на достижение баланса между созданием максимальных условий для сохранения действующих предприятий и рабочих мест, и степенью ущемления прав кредиторов.

В Республике Казахстан институт банкротства впервые был введен с введением в действие Закона РК от 14 января 1992 года № 1124-ХП «О банкротстве» [2] (далее — Закон о банкротстве 1992 г.), который в основном предусматривал механизмы санации и государственных вливаний, которые в условиях того времени привели к неэффективному расходованию централизованно выделяемых средств без должного результата.

Первый Закон о банкротстве действовал в течение трех лет и был отменен в связи с принятием Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от 7 апреля 1995 года № 2173 «О банкротстве» [3] (далее — Указ о банкротстве). Указ о банкротстве предусматривал меры на оздоровление и восстановление платежеспособности должника, в то же время эти нормы применялись редко в силу незаинтересованности в нем кредиторов и самих должников — неплатежеспособных организаций. Этот период характеризируется преследованием каждой из заинтересованных сторон (налоговых органов, работников, кредиторов и должников) своих краткосрочных интересов. При этом нередки были случаи мошенничества — перевода имущества во вновь открытые должниками организации, распродажа, а также избирательное удовлетворение требований отдельных кредиторов на взаимовыгодной основе.

По существу эти два законодательных акта — Закон о банкротстве 1992 года и Указ о банкротстве 1995 года заложили основу для формирования в новых экономических условиях института банкротства, несмотря на то, что процедуры, предусмотренные этими законодательным актами, носили в большей степени декларативный характер.

Общеупотребляемое понятие банкротства в мировой практике означает длящееся состояние неплатежеспособности предприятия, отсутствие возможности рассчитаться по своим обязательствам.

Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» в статье 6 главы 1 формулирует понятие банкротства как «признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации».

Процедура банкротства статьей 7 главы 1 закона формулируется как процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

С юридической точки зрения неплатежеспособность в форме длительного непогашения своих обязательств перед кредиторами является лишь основанием для обращения в суд.

А несостоятельность, как признанное решением суда состояние предприятия, влечет за собой юридический статус предприятия с особым режимом функционирования, ограничениями в распоряжении активами предприятия и особым порядком признания и погашения задолженности.

История законодательства о банкротстве Республики Казахстан исчисляется начиная с 1992 года, когда впервые был принят закон регулирующий мероприятия связанные с состоянием неплатежеспособности предприятия.

Позднее было принято три закона, регулирующих процедуры, связанные с ликвидацией и реабилитацией предприятий в Казахстане, каждый последующий из которых отменял действие предыдущего. К законам принимались десятки изменений и дополнений.

В последней редакции закон «О реабилитации и банкротстве» был принят 7 марта 2014 года.

Его положения уточнялись и корректировались Постановлениями Верховного суда, а также изменениями, принятыми мажилисом парламента Республики Казахстан.

Принципиальными отличиями последнего закона о банкротстве было смещение акцента процедур с ликвидации предприятия на проведение мероприятий по урегулированию задолженности предприятия путем реструктуризации долга или реабилитации предприятия.

Процедура банкротства предприятия является конечным актом урегулирования задолженностей предприятия. Смещение акцентов отразилось и в названии закона. Если в предыдущих версиях данный закон носил название «О банкротстве», то в последней версии он называется «О реабилитации и банкротстве».

Также, в последней версии закона ужесточена ответственность собственника и руководителя предприятия за доведение предприятия до банкротства, введено понятие субсидиарной ответственности собственника, за управленческие действия приведшие предприятие к банкротству.

Если вам необходимы консультации, вы можете обратиться к услугам опытного специалиста в процессе реабилитации и банкротства предприятий.

Банкротство – последний этап в деятельности предприятия, предшествующий окончательной ликвидации предприятия и освобождения его от долгов. Главной целью банкротства является оздоровление экономики.

Банкротство, как состояние предприятия, по причинам возникновения неплатежеспособности можно разделить на три вида:

  1. вынужденное банкротство;
  2. ложное и преднамеренное банкротство;
  3. банкротство из-за неэффективного управления, низкого качества менеджмента.

Назарбаев подписал закон «О реабилитации и банкротстве»

Данный вид несостоятельности организации случается в результате неэффективной работы предприятия. Такой вид банкротства можно спрогнозировать путем анализа деятельности предприятия, соответствия его финансовых показателей нормативным и предотвратить, если своевременно принять соответствующие управленческие действия. Своевременно введенные меры могут защитить компанию от банкротства.

Основные факторы, которые оказывают влияние на успешность предприятия или наоборот, можно разделить на внутренние и внешние:

  1. Достаточность (нехватка) капитала – данная ситуация возникает в случае неправильного расчета финансового обеспечения намечаемых бизнес-процессов;
  2. Неудачное (удачное) расположение бизнеса – является последствием удаленности предприятия от конечного покупателя, сложной транспортной коммуникации, проблемами, возникающими вследствие государственного тарифного регулирования;
  3. Недостаток (достаточность) опыта, комплекс проблем возникающих вследствие новизны деятельности, отсутствия профильных специалистов;
  4. Неэффективное (эффективное) управление оборотным капиталом – неэффективное и несвоевременное прогнозирование потребностей бизнеса в его обеспечении материалами, запасами и необходимыми услугами;
  5. Неудачная (удачная) кредитная политика, вследствие привлечения заемных средств по высоким процентным ставкам;
  6. Нецелевое использование средств предприятия на личные цели или нецелевое использование ресурсов предприятия.

В случае возникновения ситуации неплатежеспособности, руководство предприятия должно принять меры, которые могут позволить компании избежать процедуры банкротства. К таким мерам относятся:

  • реструктуризация долгов предприятия; проведение переговоров с кредиторами с целью отсрочить, рассрочить либо сократить задолженность организации с целью сохранения его основной деятельности;
  • санация или реабилитация предприятия — перечисление кредиторами, учредителями и собственниками денежных средств, необходимых для покрытия всех долгов компании, либо разработка плана мероприятий по восстановлению платежеспособности организации с отсрочкой выплаты обязательств на согласованный срок, возможным списанием части задолженности в виде как основного долга так и штрафных санкций, возможное привлечение заемных средств;
  • проведение реорганизации предприятия и модернизация ее организационной структуры;
  • смена руководства компании или ее администрации, модернизация системы управления организацией;
  • смена направления деятельности и перепрофилирование производства или оказания услуг;
  • продажа имущества предприятия, не участвующего в формировании прибыли с целью погашения обязательств;
  • проведение процедуры взыскания средств с должников предприятия;
  • изменение маркетинговой стратегией компании;
  • привлечение новых инвестиций под определенные гарантии.

Мероприятия по реструктуризация долгов организации должны быть закреплены составлением соглашения с кредиторами о реструктуризации, утверждения его судом и принятие решения суда о применении процедуры реструктуризации.

В случае возможности восстановления платежеспособности путем введения реабилитационной процедуры и согласования плана реабилитации с кредиторами, судом выносится решение о применении реабилитационной процедуры в отношении предприятия-должника с установлением срока реабилитационной процедуры.

В случае невозможности восстановления платежеспособности предприятия, судом выносится решение о банкротстве предприятия.

  • 20:00 10-02-2021Задержан руководитель Инспекции транспортного контроля Нур-Султана
  • 17:45 10-02-2021Акмолинские полицейские установили молодую девушку, которая распространяла на рекламных сайтах свои пикантные фотографии
  • 17:37 10-02-2021Пограничники и полицейские СКО незаконно наказывали иностранцев
  • 17:32 10-02-2021Мужчина изрезал престарелого отца
  • 17:07 10-02-2021Сотни миллионов тенге для детей и борьба с коррупцией: как жила чиновница Майгуль Омарова до обвинения во взятке
  • 16:58 10-02-2021Коронавирус в Казахстане. Выступление министра здравоохранения
  • 16:52 10-02-2021Новые правила выезда за границу объяснили в КНБ РК
  • 16:47 10-02-2021Правила получения социальных выплат изменили в Казахстане
  • 15:13 10-02-2021Присоединят ли Косшы к столице — ответ акима
  • 15:01 10-02-2021ЧС местного масштаба объявят в Жезказгане

Между тем закон от 2014 года тоже подвергался критике со стороны бизнеса и общественности. Многие эксперты тогда отмечали, что он требовал серьезных изменений и доработок. Впрочем, аналогичная ситуация складывается и сегодня. Но новый проект закона хотя бы предусматривает упрощенную форму и более расширенное определение по процедурам реструктуризации предприятий.

К примеру, в подпункте 2 пункта 2 статьи 68 «Последствия применения реабилитационной процедуры» предусмотрено: «На основании заявления должника и копии вступившего в законную силу определения суда об утверждении плана реабилитации снимаются все ограничения и обременения на имущество (активы) должника (инкассовые распоряжения на счета должника, аресты на имущество (активы) и другое) без принятия соответствующих решений органов, их наложивших». Как отмечает юрист «Курсива» Максим Мостович, данная норма облегчает процедуру снятия арестов, но только в случаях, которые оговариваются в данной статье.

Статья 28-2 «Последствия урегулирования неплатежеспособности» проекта закона конкретизирует, когда, где и в каких случаях происходит реструктуризация предприятий. В частности, в подпункте 7 данной статьи говорится: «…Кредитор (кредиторы) вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении соглашения о реструктуризации задолженности в случаях:

  1. нарушения должником условий такого соглашения;
  2. незаключения соглашения о реструктуризации задолженности в срок, установленный пунктом 1 статьи 28-3 настоящего Закона». В законе от 2014 года этот пункт был более сжат и не делился на подпункты 1 и 2. Так, если раньше кредитор был вправе обратиться с заявлением о расторжении и признании должника банкротом, то теперь, в новой редакции проекта закона кредиторам будет сложнее действовать, поскольку им осталось меньше пространства для маневра, так как в подпункте 7-1 статьи 28-1 уже исключена ссылка на «признание банкротом», осталось лишь «о расторжении…».

Упрощает понимание и одновременно расширяет возможности для банкротства и статья 95-1 «Переход от процедуры банкротства к реабилитационной процедуре». В частности, в пункте 2 данной статьи к «должнику-юридического лица» (прописано в законе от 2014 года) в новом проекте добавляются учредители (участники) и индивидуальные предприниматели.

По-своему интересна и статья 238 «Преднамеренное банкротство финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга». Здесь мы уже переходим к поправкам в Уголовный кодекс РК от 03.07.2014. Если раньше речь шла о преднамеренном банкротстве, причем данный пункт охватывал любую коммерческую или иную организацию, то теперь речь идет лишь о «банкротстве финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга». Кстати, в новой редакции статьи 238 преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководящим работником финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга, крупным участником (крупным акционером) – физическим лицом, руководителем предусматривается штраф в размере до 3 тыс. МРП либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от пяти лет.

Претерпела занятное изменение статья 45-1 «Возвращение заявления должника или кредитора (кредиторов) без рассмотрения». В пункте 2 уточняется: «в случаях, когда обращение в суд с заявлением о признании банкротом является обязательным для должника в соответствии с настоящим Законом и к заявлению не приложены необходимые документы, такое заявление принимается судом к производству, а недостающие документы потребуются судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству». А вот в законе от 07.03.2014 суд возвращал заявление, если заявитель не оплатил госпошлину, не приложил копию учредительных документов и т.д. При этом все эти моменты были указаны в статье 42.

Впрочем, в данном законопроекте есть и непонятные моменты. К примеру, в пункте 3 статьи 99 «Продажа имущества (активов) банкрота» говорится: «Реализация имущества (активов) банкрота, ограниченного в обороте, осуществляется на закрытом электронном аукционе. Участниками закрытого электронного аукциона могут быть лица, имеющие право на приобретение данного имущества (активов)». Правда, при этом не уточняется, кто имеет право на приобретение данного имущества.

Между тем, с точки зрения представителей НПП «Атамекен», статьи нового законопроекта дублируют уже имеющиеся нормы в других документах законодательного характера. «Разработчик предлагает новый состав – это причинение имущественного ущерба кредиторам путем обмана, злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Причем все должно быть совершено до момента признания юридического лица банкротом. Новый состав предлагается взамен «ложному и преднамеренному банкротству», хотя объективная сторона совершенно разная. Ведь в Уголовном кодексе РК уже прописаны другие преступления, достаточно схожие с предлагаемым составом», – отмечает директор департамента законодательства НПП «Атамекен» Лаура Мерсалимова. В частности, по ее словам, достаточно заглянуть в статью 195 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения» и в статью 237 «Неправомерные действия при реабилитации и банкротстве».

К тому же, по мнению представителя палаты предпринимателей, в новом законопроекте следовало бы более четко прописать временные рамки. «Кредитор знает историю предприятия, он знает, сколько времени предприятие не платит, знает, сколько времени у него ничего нет, сколько времени он не работает фактически. Но тут надо четко понять бизнесу, что будет временной лаг, сколько времени пассивы должны превышать его активы, прежде чем можно его по упрощенной процедуре будет ликвидировать», – говорит Лаура Мерсалимова.

Впрочем, представители департамента государственных доходов отмечают, что предприятия, которые сегодня имеют большие проблемы, необходимо банкротить. «По статистике, у нас 780 компаний признано банкротами. Из них 306 ликвидировано. На сегодняшний день осталось 475 компаний. 224 компаниям на сумму 197 млрд отказано судами в признании банкротом. Взять хотя бы, к примеру, компанию «Куат», она не работает с 2008 года. И имеет задолженность перед бюджетом порядка 21 млрд тенге. Ее кредиторская задолженность порядка 63 млрд тенге. В 2017 году она была признана банкротом. В 2018 году заново была признана банкротом. Как глава государства сказал, если компания не работает, имеет миллионные задолженности, доходы в бюджет не дает, зачем тогда ее реабилитировать», – рассказал представитель ДГД, выступая на общественном совете г. Алматы.

При этом эксперт подчеркнул, что при необходимости ДГД всегда идет навстречу бизнесу и дает отсрочку. «Мы в 2018 году дали отсрочку 58 компаниям, порядка 4 млрд тенге. У нас нет цели намеренно банкротить предприятия. Нет! Мы всегда говорим: пожалуйста, вот отсрочка. Потом идет списание штрафа», – уточнил представитель департамента госдоходов по г. Алматы.

Есть еще одна проблема, которая беспокоит кредиторов, уполномоченный орган и самих предпринимателей. Речь идет о закредитованности бизнеса. «Мы проанализировали выданные кредиты, и сегодня позиция Нацбанка РК проста. Сегодня закредитованность бизнеса ненормальная. 96% кредитов малых предприятий выдано закредитованным компаниям, у которых собственный капитал к активам меньше 20%. И 77% – компаниям, у которых отрицательный капитал. Они по факту банкроты, но они пожирают 80% кредита. И это серьезная проблема», – считает советник председателя Нацбанка РК Айдархан Кусаинов.

Аналогичного мнения придерживается и эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Сабит Суханов. «Глава государства своевременно обозначил проблему закредитованности предприятий. На сегодняшний день, согласно отчетности Национального банка, доля займов МСБ с просроченной задолженностью свыше 90 дней находится на уровне 40%. И это достаточно высокий показатель. Очевидно, что правительству необходимо принимать соответствующие меры по разрешению данной ситуации. Вместе с тем, рассуждая о масштабе проблемы, следует отметить, что этот уровень в 40% относится только к малому и среднему бизнесу. Если принять во внимание займы юридическим лицам, то этот показатель находится на более низком уровне – 15% по итогам 2018 года», – отмечает эксперт.

Он уверен, что на сегодняшний день существует множество инструментов и механизмов для бесшокового разрешения ситуации. «Если речь идет о компаниях в банкротном состоянии, когда уже ничего не поможет, то здесь президент дал четкое поручение – упростить процедуру банкротства, как это функционирует в развитых странах. Если у компании все же есть шансы выйти из сложившейся ситуации, то, как правило, используют различные инструменты реабилитации: от реструктуризации задолженности до передачи в специализированные организации по оздоровлению активов», – считает Сабит Суханов.

Впрочем он, так же как большинство экспертов рынка, считает, что это только часть вопросов, которые необходимо решать сегодня. На самом деле проблемы рынка гораздо глубже, и они требуют комплексного подхода. «В первую очередь, нам нужно создать максимально благоприятные условия для активизации конкурентоспособного малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо качественное исполнение поставленных президентом задач в рамках заявленных пяти институциональных реформ и государственных программ. Это программа «2025», государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию, «Агробизнес» и другие. В них отражены все необходимые меры: от борьбы с коррупцией до повышения доступа к капиталу. В комплексе эти инициативы призваны устранить барьеры, обеспечить становление малого и среднего бизнеса, привлечение частных инвестиций. Однако, как вы понимаете, планирование – это лишь 5% успеха, все остальное – эффективное исполнение», – резюмирует эксперт.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О реабилитации и банкротстве

Настоящий закон устанавливает основания для применения ускоренной реабилитационной процедуры и реабилитационной процедуры, а также признания должника банкротом, порядок и условия проведения процедур реабилитации и банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Процедуры банкротства и реабилитации в РК будут упрощены

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • сегодня
  • неделя
  • месяц
  • 10.02.2021В Минтруда разъяснили, зачем подтверждать инвалидность людям с необратимыми анатомическими дефектами 22897В Минтруда разъяснили, зачем подтверждать инвалидность людям с необратимыми анатомическими дефектами
  • 10.02.2021Казахстанцы не смогут въехать в Россию через Армению и Беларусь 13744Казахстанцы не смогут въехать в Россию через Армению и Беларусь
  • 10.02.2021Сводка эпидситуации в Казахстане на 10 февраля 13555Сводка эпидситуации в Казахстане на 10 февраля
  • 10.02.2021В Алматы выпало до 15 сантиметров снега 10693В Алматы выпало до 15 сантиметров снега
  • МРП 2 917 тг
    МЗП 42 500 тг
    Базовая пенсия 17 697 тг
    Минимальная пенсия 43 272 тг
    Прожиточный минимум 34 302 тг
    КПН 20%
    ИПН 10%
    НДС 12%
    Соц. налог 9,5%
    Соц. Отчисления 3,5%
    ОПВ 10%
    ОППВ 5%
    Отчисления на ОСМС 2%
    ВОСМС 2%
    Розничный налог 3%
    Базовая ставка НБ РК 9%
    ЕСП 1 МРП
    0,5 МРП

    Профессиональная организация бухгалтеров «Институт сертифицированных бухгалтеров Казахстана», является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в результате добровольного объединения бухгалтеров и бухгалтерских организаций Республики Казахстан.

    • 3 сентября 2020 «В единстве к справедливости и развитию!»
    • 3 сентября 2020 Еңбек құқықтары өз деңгейінде қорғалуы тиіс
    • 3 сентября 2020 Еңбек құқықтары өз деңгейінде қорғалуы тиіс
    • 2 сентября 2020 ОБРАЩЕНИЕ XXVI СЪЕЗДА ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К ТРУДЯЩИМСЯ, ПРОФСОЮЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И СОЦИАЛЬНЫМ ПАРТНЕРАМ
    • 2 сентября 2020 Реализация задач Послания позволит улучшить качество жизни казахстанцев — Сатыбалды Даулеталин
    • 2 сентября 2020 Федерация профсоюзов должна стать инициатором в решении трудовых споров – Даурен Абаев
    • 2 сентября 2020 В каких отраслях сохранилась положительная динамика роста, рассказал Ералы Тугжанов
    • 2 сентября 2020 Увеличить размер минимальной зарплаты в РК предлагает глава Федерации профсоюзов
    • 2 сентября 2020 Профсоюзы РК: несчастных случаев на производстве стало меньше
    • 2 сентября 2020 КАСЫМ-ЖОМАРТ ТОКАЕВ: «СЕГОДНЯ ПРОФСОЮЗЫ – ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ!»
    • Информация5
    • Слайдер381
    • Актуальные1055
    • Новости1
    • Блог0
    • Мерей1
    • Рустем0
    • Обзор соц.сетей5
    • Гос.органы7240
    • Спорт36
    • Политика1012
    • Правоохранительные органы4188
    • Жизнь и Общество2783
    • EXPO99
    • Страна и Мы6
    • Суды47


    Похожие записи: