Бухучет и налогообложение гранта в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухучет и налогообложение гранта в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под грантами принято понимать средства в денежной и неденежной формах, которые выделяются физическими, отечественными и иностранными юридическими лицами в определенном законодательством порядке на проведение исследований либо выполнение конкретных программ. Гранты, как правило, выделяются на конкурсной основе. Порядок их получения и выдачи установлен нормативно-законодательными актами.

Средства, полученные в виде грантов, можно расходовать по направлениям статьи сметы, которую составляет заявитель при подаче заявки. При составлении этого документа рассчитывается и обосновывается величина расходов, необходимых для осуществления проекта, с соблюдением условий и ограничений, установленных законодательными актами в этой области.

В случае получения нескольких грантов смета разрабатывается по каждому отдельно.

Новое в работе бухгалтера в 2021 году

Каждая заявка потенциального грантополучателя должна быть обоснована. Это означает, что все расходы в рамках того или иного проекта (материальные, на оплату труда, на амортизацию оборудования, на платежи в бюджет и т.д.) нужно просчитать.

При составлении сметы следует учесть, что по различным причинам, например, при отсутствии лицензии на какой-то вид деятельности не всегда организация – получатель гранта может выполнить все своими силами. В таком случае в смету нужно включить расходы на оплату услуг сторонних предприятий.

Все операции в хозяйственной жизни юридического лица требуют обязательного оформления документами. Получение гранта не является исключением. Для отражения поступления и расходования средств, полученных в качестве гранта, грантополучатель может применять как унифицированные формы документов, так и разработанные предприятием самостоятельно при условии утверждения и закрепления их в учетной политике.

Порядок документального оформления операций по движению средств по гранту устанавливается локальными нормативными актами грантополучателя.

Средства, поступившие как гранты, не облагаются налогом на прибыль при условии выполнения следующих пунктов:

  • они получены безвозмездно и их не нужно возвращать;
  • лицо, выдавшее грант, указано в специальном перечне, утвержденном Правительством РФ;
  • назначение финансирования – программы в области искусства, образования, здравоохранения, экологии;
  • средства израсходованы в том направлении, на которое они были выданы.

Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, по полученному гранту необходимо начислить налог на прибыль. Юридические лица, являющиеся получателем грантов, должны обеспечить ведение раздельного учета доходов и расходов по каждому целевому проекту. Если это требование не соблюдается, то налог рассчитывается по всей сумме гранта с момента его поступления.

Вопрос №1. По завершении программы у получателя средств по ней остались неиспользованные деньги. По второму гранту финансирования не хватило. Как отразить в учете перерасход и экономию средств? Какие налоговые обязательства возникают в таком случае?

Если у получателя грантов остались неиспользованные средства, и организация, которая их перечислила, не требует их возврата, то их нужно отнести к внереализационным доходам и включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это объясняется тем, что впоследствии остаток средств будет израсходован не на те цели, которые указаны в соглашении и смете.

Если же по каким-либо причинам произошел перерасход денег по гранту, а организация, перечислившая его, отказывается компенсировать недостающую сумму, разницу включают в состав внереализационных расходов. Но важно учесть, что на недостающую сумму нельзя уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Вопрос №2. По каким налоговым платежам у получателя грантов возникают обязательства?

Средства, полученные налогоплательщиком – физическим лицом в качестве грантов, не подлежат обложению подоходным налогам. Такое освобождение возникает, когда организация–грантодатель указана в специальном перечне, а полученные средства потрачены по назначению.

Получатель целевых средств не обязан начислять налог на прибыль, если соблюдены требования, установленные ст. 251 НК РФ. Обязательства по ЕСН сохраняются. Также удерживается НДФЛ по заработной плате сотрудников, работающих по целевому проекту.

Вопрос №3. ИП, применяющий УСН, получил целевые средства на развитие бизнеса. Может ли он не учитывать полученный грант на такие цели для начисления налога на прибыль?

Если доход, полученный предпринимателем на развитие дела, попадает под определение гранта, то обязанности по обложению его налогом на прибыль не возникает. Законодательство устанавливает цели, на которые выдается грант, в соответствии с чем средства на развитие собственного бизнеса нельзя классифицировать как грант. Поэтому полученные средства определяются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль.

Вопрос №4. Организации предоставлен грант на развитие науки. Нужно ли удерживать подоходный налог по вознаграждению, выплачиваемому физическим лицам в рамках этого проекта?

Если вознаграждение выплачивается лицам, которые непосредственно заняты научной деятельностью, НДФЛ удерживать не нужно. Доходы, по которым не возникает необходимости удержания НДФЛ, перечислены в ст. 217 НК. Если же средствами, полученными на финансирование этого проекта, производится оплата труда административных или технических работников, то эти суммы облагаются подоходным налогом в общем порядке.

Вопрос №5. В каком порядке учитываются и списываются средства, переданные как грант, у организации –грантодателя?

У юридического лица – грантодателя переданные средства учитываются как безвозмездная передача. Списание их на расходы можно производить по мере предоставления получателем целевых средств отчета об их расходе. Но учетной политикой предприятия может быть закреплено списание грантов на расходы непосредственно в момент их передачи, что также допускается законодательством.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

Было:

  • основные ставки для всех упрощенцев — 6% («УСН доходы») и 15% («УСН доходы минус расходы») и применялись они при доходах до 150 млн.р. в год и средней численности работников до 100 человек.

Стало:

  • если доход в диапазоне от 150 млн. р. до 200 млн.р., или средняя численность сотрудников колеблется от 100 до 130 человек, применяются ставки 8% («УСН доходы») и 20% («УСН доходы минус расходы»);

  • если доходы перевалили за 200 млн.р., а сотрудников уже больше 130 — бизнес утрачивает право на УСН и переходит на ОСНО.

Новые (повышенные) ставки применяются, начиная с квартала, в котором было зафиксировано превышение лимитов.

Источник: закон от 31.07.2020 №266-ФЗ

Было:

  • дефлятор для УСН в 2020 году равен 1,0.

Стало:

  • для исчисления налога на УСН будет применен коэффициент-дефлятор 1,032.

Что это значит? Лимит на полученные доходы упрощенца умножается на утвержденный приказом Минэкономразвития РФ показатель:

  • 150*1,032=154,8 млн.р и до 100 человек наемных рабочих;

  • 200*1,032=206,4 млн.р. и до 130 человек сотрудников.

То есть, только с превышением планки дохода (нарастающим итогом) 206,4 млн.р., организация или ИП теряет право применять УСН.

*приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.20 №720

Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки

ИТ-компании получают дополнительные налоговые льготы:

  • налог на прибыль — ставка 3% (вместо 20%);

  • страховые взносы — 7,6% (вместо 14%);

  • НДС — 0% (если программы, разрабатываемые компанией включены в единый реестр российских программ).

Для того, чтобы воспользоваться льготой, компания должна соответствовать нескольким требованиям:

  • иметь аккредитацию в Минсвязи;

  • доход от IT-направления должен быть не менее 90%;

  • иметь штат сотрудников, численностью от 7 человек;

  • включать программы в единый реестр (чтобы получить освобождение от НДС).

Также, IT-компании, предлагающие разработку программ не на территории РФ, могут уменьшать налогооблагаемую базу на суммы НДС по рекламе и маркетингу, связанные с такой продажей услуг за границу.

Источники:

  • закон от 31.07.2020 №265-ФЗ

  • п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ

По иному рассчитывается НДФЛ для тех, кто сумел заработать 5 млн. р. и более.

  • Ставка 13% остается действительной для доходов до 5 млн.р.

  • Заработали больше — считаем налог так: 650 тыс.р. +15% (от суммы свыше 5 млн.р).

По ставке 13% по прежнему облагается сумма, полученная от продажи недвижимого имущества или от подаренных ценностей.

*закон от 23.11.2020 №372-ФЗ

а) Купонный доход от облигаций

Теперь купоны от любых облигаций, независимо когда они были приобретены, облагаются 13% НДФЛ для резидентов и 30% для нерезидентов. Налоги удержит брокер.

Выход есть:

если вы еще не используете индивидуальный инвестиционный счет, можно открыть ИИС типа «б» — по такому счету все доходы налогами не облагаются вообще, независимо от того, купонный ли это доход, дисконт по облигациям или доход по купле-продаже акций.

б) Проценты по банковским вкладам

Такая же судьба у доходов по банковским вкладам: 13% НДФЛ придется заплатить с суммы, превышающей необлагаемую часть.

В 2021 году необлагаемая часть считается по формуле: 1 000 000р.*4,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ на 01.01.2021)= 42 500 р.

Иными словами, все доходы по процентам свыше 42500 будут обложены по 13%.

*ст. 2 закона от 01.04.2020 №102-ФЗ

Вступили в силу изменения в патентной системе налогообложения:

  1. Верхняя граница «потенциально возможного» дохода отменена — местные власти вправе устанавливать сумму, которую захотят. С этой суммы считается стоимость патента.

  2. Из стоимости патента можно вычитать сумму взносов и начисленных больничных.

  3. Тем кто из ЕНВД решит перейти на патент — ПСН будет доступна по льготной цене в течение 1 квартала 2021 г.

*закон от 23.11.20 №373-ФЗ

Понятие «единый налог на вмененный доход» ушло в историю. Отмена ЕНВД в 2021 году ведет к тому, что все вмененщики обязаны определиться и перейти на одну из действующих систем налогообложения: УСН (упрощенку), ПСН (патент), ЕСХД (сельхозналог) или НПД (если вы — ИП).

Если заявление в налоговую не подано, и вы не совмещали ЕНВД с УСН — вас автоматически переведут на ОСНО (основную систему налогообложения).

*закон от 02.06.16 №178-ФЗ

Согласно Закону от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, начиная с 2020 г., бухотчетность нужно подавать только в электронном виде. Переход на такой формат заканчивается, и это касается всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размеров или сферы деятельности.

В 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства могли подавать отчетность в ИФНС на бумажных носителях. Такое право закончилось. И теперь с отчетности за 2020 г. абсолютно все компании, в т.ч. и субъекты МСП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Внимание! Если нет возможности купить программу для сдачи электронной отчетности, ее можно заполнять на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с Приказом Минфина от 19.04.2019 г. № 61н при формировании отчетности за 2020 г. нужно использовать новую форму Отчета о финансовых результатах. Ранее она только рекомендовалась, а потому не все налогоплательщики использовали ее для сдачи в ИФНС. Теперь она будет иметь обязательный характер.

В новой форме отчета содержатся корректировки, связанные с изменениями в ПБУ 18/02.

Согласно Приказу Минфина от 04.12.2018 г. № 248н в балансе следует отражать информацию о величине полученной, использованной и оставшейся неиспользованной госпомощи. Сведения указываются по отдельным строкам баланса:

  • неиспользованная сумма полученных средств в составе целевого финансирования;
  • дебиторская задолженность по полученным средствам, отраженным в учете;
  • кредиторская задолженность по возврату полученных средств, отраженная в учете;
  • доходы будущих периодов, признанные краткосрочными обязательствами при получении госпомощи на финансирование текущих расходов.

По Закону от 28.01.2020 г. № 5-ФЗ работодатели больше не должны отчитываться о среднесписочной численности отдельным документом. Эта информация будет сдаваться 1 раз в год и включаться в годовой РСВ. Впервые расчет с информацией о среднесписочной численности нужно будет сдать за 2020 г. в срок не позже 1 февраля 2021 г.

Согласно п. 8 ст. 1 Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ работодателям будет назначаться штраф, если они не представят отчет СЗВ-ТД в срок или же сдадут отчет, но с ошибками или недостоверными сведениями. Штраф составит от 300 до 500 руб.

Если нарушение совершено впервые, госорганы могут выписать предупреждение.

Изменения в бухгалтерском и налоговом учёте с 2021 года

На основании Закона от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ у компаний появится новая обязанность с 1 июля 2021 г. Она будет связана с п. 2.3 ст. 23 НК РФ, а именно организации должны будут представлять отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами, а также документы, в которых фиксируются реквизиты прослеживаемости.

Представлять эту документацию должны те компании, которые проводят операции с прослеживаемыми товарами. К таким товарам относятся предметы, выпущенные в России согласно установленной таможенной процедуре выпуска для потребления внутри страны.

С 15 декабря 2020 г. начинают действовать новые формы отчетности о движении денег за границей. Об этом ФНС указала в Письме от 19.10.2020 г. № ВД-4-17/[email protected]

Граждане РФ должны регулярно отчитываться в ИФНС по месту регистрации о движении денег по счетам в иностранных банках. Для этого должны использоваться специальные электронные форматы для отчетов, которые заполняются и сдаются в соответствии с Постановлением Правительства от 12.12.2015 г. № 1365. Организации и ИП также отчитываются, но по формам, утвержденным Постановлением Правительства от 28.12.2005 г. № 819.

Для формирования отчетов резидентам нужно использовать такие форматы:

  • КНД 1112520 — отчет о движении средств физлица по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ;
  • КНД 1112521 — отчет о движении средств юрлица и ИП по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ.

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Что нового ждет бизнес в 2021 году

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Все налоговые новшества для бизнеса в 2021 году — полнейший обзор

К 1 января 2021 года необходимо промаркировать остатки одежды и текстиля. Многие товары легпрома попали под маркировку, но до 1 января допускалась продажа остатков без кодов. С 1 января продать такие товары будет нельзя. И даже не только продать, но и хранить и перевозить.

До 1 января необходимо заказать коды, промаркировать товары, включая остатки, и организовать электронный документооборот, потому что обмен документами по маркированной продукции должен происходить в электронном виде.

К сведению! Кроме штрафных санкций (до 300 000 руб.) за торговлю немаркированными товарами вам грозит их конфискация.

С 1 февраля 2021 года в чеках онлайн-касс должен появиться такой реквизит, как наименование товара. Предприниматели на спецрежимах могли его не указывать, а писать, например, просто «товар». Пока не совсем ясно, как именно должно звучать наименование товара в чеке. Каких-то конкретных требований закон не содержит. В то же время налоговая служба утверждает, что наименование должно быть точным.

Пример: нельзя указывать в качестве названия просто «стиральный порошок», нужно — «стиральный порошок Зося 0,5 кг».

С 1 января на всей территории России будет действовать проект по прямым выплатам. Что это означает на практике:

  1. Необходимо проверить наличие налаженного взаимодействия с ФСС по электронным каналам связи — получение сведений об электронных больничных, передача реестров. При необходимости направить в ФСС заявление об электронном взаимодействии.
  2. Напомните декретницам и тем, кто получает пособие по уходу за ребенком, получить карты МИР, ведь с 1 января 2021 года пособия, связанные с выплатами на детей, будут выплачиваться только на карты этой системы. Остаются альтернативные способы, вроде перечисления по почте или на счет, но, наверное, такой вариант работников не устроит.
  3. Есть ряд пособий, не попадающих под прямые выплаты, их по-прежнему должен выплачивать сам работодатель:
    • оплата 4-х дополнительных дней по уходу за ребёнком-инвалидом;
    • пособие на погребение;
    • выплаты на предупредительные меры по сокращению производственных травм и профзаболеваний.
  4. Сообщить сотрудникам, что меняется система выплат, если ранее в регионе проект не действовал. Уточните, что перевод средств осуществляет теперь ФСС, а значит, вопросы о задержке выплаты, например, ежемесячного пособия, необходимо адресовать именно ему.

Справку о доходах 2-НДФЛ, например, для получения налоговых вычетов, придется получать не только у работодателя, но и в ФСС (при условии, что он получал оттуда выплаты). Альтернативой может стать получение электронных справок через сайт Госуслуг в личном кабинете налогоплательщика-физлица.

Раз уж мы коснулись темы УСН. В целях облегчения налогоплательщикам отмены любимой вмененки и перехода на УСН решено установить гибкие лимиты и более лояльные ограничения, т.е. переходный период.

По действующим правилам, право на применение УСН теряется при превышении численности (ограничение — 100 человек) и дохода (предел — 150 млн руб.). Но с 2021 года действуют особые правила: если в течение года численность сотрудников не перевалит за 130 человек, а доходы не превысят 200 млн руб., то организации или ИП повезло — налогоплательщик сохраняет право применения упрощенной системы.

При превышении «стандартных» лимитов повысятся ставки налога: для УСН «доходы» — до 8%, а для УСН «доходы минус расходы» — до 20%. Новые ставки действуют с первого дня квартала, в котором допущено превышение.

Если до конца года и новые предельные значения будут превышены, то тогда налогоплательщик теряет право применять УСН также с начала соответствующего квартала.

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected]). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

Чек-лист изменений 2021 года, которые повлияют на всех

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

в НК РФ будет изменен порядок исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме такой категории потребителей услуг, как организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в налоговых органах. Напомним, что с 01.01.2017 г. в НК РФ был закреплен специальный механизм налогообложения электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями физическим лицам, целью которого было обеспечить равные права для российских и иностранных организаций, реализующих электронные услуги через Интернет.

При этом законом было определено, что под оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, автоматизированно с использованием информационных технологий.

Полный перечень таких электронных услуг установлен статьи 174.2 НК РФ.

В него включены следующие услуги: •

26 авг 2021 Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком давности – ответственная задача для бухгалтера, поскольку такая операция с высокой долей вероятности привлечет внимание налоговых органов при проведении проверки.

Поэтому, чтобы обезопасить организацию от возможных доначислений, важно четко понимать, как, когда именно и с помощью каких документов необходимо списывать задолженность прошлых лет.

Крупнейшими грантодателями в России являются государственные фонды — Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (далее — РГНФ). Также учреждениям или конкретным сотрудникам учреждений могут предоставляться государственные или муниципальные гранты.

В частности, для государственной поддержки научных исследований, проводимых молодыми учеными, ежегодно выделяются гранты Президента РФ в соответствии с Указом

«О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук»

. Молодые ученые, работающие в учреждениях, подведомственных Минобрнауки, могут получить грант в порядке, предусмотренном приказом Минобразования России . На конкурсной основе Порядок предоставления государственных или муниципальных грантов определяется соответствующим нормативно-правовым актом.

Обычно порядок предоставления грантов включает в себя проведение публичного конкурса.

При получении организацией уведомления о выделении бюджетных средств производится запись по кредиту счета 86 и дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в размере выделенных средств). При начислении в учете арендной платы средства гранта (субсидии), полученные на финансирование данных затрат, относятся на доходы будущих периодов (списываются со счета 86 на счет 98 «Доходы будущих периодов») с последующим отнесением данных сумм на увеличение финансовых результатов организации (включением в состав прочих доходов записью по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Указанная запись производится при признании в учете расходов в виде арендной платы (абз.

Налоговые каникулы для ИП на УСН продлены до 2024 года. Условия из применения такие:

  1. В регионе принят закон о каникулах.
  2. ИП зарегистрирован после принятия данного закона.
  3. ИП ведет деятельность в льготной отрасли.

УСН с 2021 года: новые послабления и ограничения

Теперь доход, который получает участник, следует определять с учетом его вклада в имущество такой организации денежными средствами.

На 2020 и 2021 годы установили специальные интервалы значений процентных ставок по контролируемой задолженности Например, по долговому обязательству в рублях из сделки, признаваемой контролируемой по п. 2 ст. 105.14 НК РФ, интервал составляет от 0 до 180% ключевой ставки ЦБ (ранее – от 75 до 125%).

Пересчитывать налог за текущий или предыдущие годы можно только в 2-х случаях:

  1. Если измененная кадастровая стоимость введена в действие задним числом. Например, при исправлении ошибок, выявленных в ЕГРН.
  2. Если по заявлению налогоплательщика кадастровую стоимость изменили и установили в размере рыночной стоимости объекта. Пересчитать налог можно с 1 января года, в котором плательщик обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В остальных случаях рассчитывать налог с учетом измененной кадастровой стоимости нужно с даты ее применения.

С 2021 года установлены единые для всех регионов сроки уплаты организациями транспортного и земельного налогов:

  • авансовые платежи – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (т. е. 30.04.2021, 02.08.2021 и 01.11.2021);
  • итоговый налог – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. 01.03.2021).

Регионы больше не вправе устанавливать иные сроки.


Похожие записи: