Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План проверок инспекции по труду 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. город Москва
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Московской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Белгородской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Брянской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Владимирской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Воронежской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ивановской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Калужской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Костромской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Курской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Липецкой области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Орловской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Рязанской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Смоленской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Тамбовской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Тверской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Тульской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ярославской области
Список проверок ГИТ на 2021 год
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Адыгея
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Калмыкия
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Краснодарского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Астраханской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Волгоградской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ростовской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Крым
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. город Севастополь
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Дагестан
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Ингушетия
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Кабардино-Балкарской Республики
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Карачаево-Черкесской Республики
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Северная Осетия-Алания
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Чеченской Республики
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ставропольского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Башкортостан
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Марий Эл
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Мордовия
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Татарстан
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Удмуртской Республики
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Чувашской Республики
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Пермского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Кировской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Нижегородской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Оренбургской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Пензенской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Самарской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Саратовской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Ульяновской области
Роструд опубликовал списки ИП и компаний, к которым придут с проверкой
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Алтай
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Бурятия
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Тыва (Тува)
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республики Хакасия
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Алтайского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Красноярского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Иркутской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Кемеровской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Новосибирской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Омской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Томской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Забайкальского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Республика Саха (Якутия)
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Приморского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Хабаровского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Амурской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Камчатского края
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Магаданской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Сахалинской области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Еврейской автономной области
- Скачать План проверок инспекции по труду (ГИТ) 2020 г. Чукотского автономного округа
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокуратура сформировала ежегодный сводный план проведения плановых проверок субъектов предпринимательства на 2020 год.
РЕКОМЕНДУЕМ
Подготовка к проверке без штрафных санкций, по новым требования законодательства РФ.
Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.
Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. — единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).
Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ):
«Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года».
Примечание № 2 (статья 133. Закона № 294-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 511-ФЗ) — вступает в силу 01.07.2015):
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2021 год в конце декабря 2020 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2020 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Как в 2021 году Роструд проверит работодателей?
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.
Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:
-
при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
-
при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
-
в отношении плановых проверок в рамках проведения:
-
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
-
федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
-
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-
федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
-
федерального государственного пробирного надзора.
-
Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:
-
лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);
-
хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.
Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- разрешения на строительство;
- сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
- выписки из реестра федерального имущества;
- выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
- сведения из ЕГРП;
- сведения из реестра аккредитованных лиц;
- сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
- сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
- сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.
В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
-
требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
-
приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
-
установлению заработной платы в размере менее МРОТ.
Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.
План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура — так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.
По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:
-
Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
-
Окончания проведения последней плановой проверки.
-
Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.
При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).
Это означает, что не учитываются:
-
внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);
-
плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).
Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.
Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.
Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.
К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность проведения плановых проверок.
-
Бизнес
-
Банки
-
ИП
-
система Платон
-
-
Бухгалтерский учет и отчетность
-
ККТ
-
Бухгалтерская отчетность
-
КБК
-
-
Кадры
-
Выплаты персоналу
-
Больничный лист
-
Декретный отпуск
-
Отпуск
-
-
Налоги
-
УСН
-
ЕНВД
-
ПСН
-
НДС
-
Страховые взносы ФСС
-
НДФЛ
-
Страховые взносы ПФР
-
6-НДФЛ
-
Проверки
-
-
Право
-
Штрафы
-
Все рубрики
Найти информацию о предстоящих проверках и скачать график проверок трудовой инспекции на 2021 год можно на сайте Государственной инспекции по труду. По плану, в текущем году проверке будут подвержены 20 044 субъекта хозяйственной деятельности РФ. В графике представлены сведения по всем округам федерального типа. Посмотреть информацию можно путем выбора соответствующей вкладки.
Помимо сайта Роструда, найти необходимые сведения можно на сайте Генеральной прокуратуры.
О предстоящей проверке предприятие уведомляется за три дня до начала ее проведения. Если планируется внеплановая проверка, то уведомление отсылается за сутки до начала.
Проверяющие инспекторы обязаны заранее сообщить перечень документов, который необходимо подготовить к началу проверочной деятельности.
Все проверки со стороны трудовой инспекции строго регламентируются нормами трудового и федерального законодательства. В каждом региональном субъекте могут разрабатываться собственные нормативные акты, предусматривающие проверки территориальной инспекции по труду.
«Проверки регулируются нормами ТК РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», а также Постановлением Правительства РФ № 875».
«Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Любой работодатель хотя бы раз задумывался над вопросом о том, как подготовиться к проверке трудовой инспекции в 2021 году. Если проверка плановая и известная ее точная дата, подготовиться действительно можно. Хуже, если инспекции приходит с проверкой неожиданно или до ее начала остается не более суток. Вариант выхода из ситуации один – всегда держать внутреннюю документацию в порядке.
- Все
- Краевые порталы
Трудовые проверки в 2021 году – кого проверит ГИТ?
Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.
Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:
- добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
- потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
- вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.
На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.
Категория риска напрямую определяет частоту проведения плановых проверок в отношении конкретной компании. Государственная инспекция труда присваивает каждой проверяемой компании одну из следующих категорий риска:
- высокий — для этих компаний плановые проверки организуются 1 раз в 2 года;
- значительный – плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года;
- средний – проверки проводятся 1 раз в 5 лет;
- умеренный – проверки выполняются 1 раз в 6 лет;
- низкий – плановые проверки не проводятся.
При этом в соответствии с действующим законодательством на региональных портала ГИТ публикуются актуализированные списки работодателей, отнесенных к наиболее серьезным категориям – от средней до высокой. Если организация полагает, что такая категория присвоена ей ошибочно, она вправе подать в инспекцию мотивированное заявление о пересмотре этого параметра.
Государственная инспекция труда обязана учитывать нормативную частоту проведения контролирующих мероприятий для конкретной организации с учетом присвоенного ей класса риска. Если в результате ошибки или другой причины в план контроля попала организация, которую инспекторы ГИТ проверяли до истечения установленного срока, компания также вправе подать в государственный орган заявление об исключении из составленного графика.
Такие ошибки действительно случаются, поэтому эксперты рекомендуют руководителям предприятий или ответственным сотрудникам в конце календарного года посещать региональный сайт ГИТ или прокуратуры и изучать опубликованный план проверок. Это лучше сделать заранее, чтобы иметь достаточно времени на обжалование неправомерного решения о включении компании в план: чаще всего это оказывается проще, чем подстраивать график работы организации под визит инспекторов.
График плановых проверок публикуется на сайте ответственных государственных органов в табличном виде. Обычно ее можно скачать в формате Excel. Каждая строка этой таблицы содержит все основные сведения, позволяющие достоверно идентифицировать компанию, включенную в план. В их число входят:
- название предприятия;
- место ее государственной регистрации;
- основные реквизиты, включая ИНН и ОГРН;
- дата регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- цель проведения проверки;
- дата начала предыдущей проверки, которая позволяет оценить соблюдение установленных законодательством сроков организации планового контроля;
- дата начала запланированной проверки;
- число дней, отведенных на проведение контроля;
- тип запланированной проверки – в соответствии с действующим законодательством она может быть выездной или документарной;
- название государственного органа, ответственного за выполнение контроля.
Для аккумулирования информации о выполненных задачах постановлением Правительства от 28 апреля 2015 года N 415 в Российской Федерации предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Каждый запланированный визит инспекторов вносится в указанный реестр с присвоением индивидуального номера.
Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством. Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия. Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.
Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:
- проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
- срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.
Непосредственно в 2021 году никаких значительных изменений в рамках проверки работодателей Государственной инспекцией по труду нет. Однако, еще не все субъекты хозяйствования столкнулись и с внедренными в деятельность Роструда ранее изменениями. Наиболее важными и значимыми из них, начавшими действовать с 2018 года, можно назвать следующие аспекты деятельности проверяющих:
Особенности проверки работодателей трудинспекцией в 2021 году
Что будут проверять?
Запланированные 52 000 контрольных мероприятия делятся по регионам неравномерно. Примерно нагрузка такова:
- Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
- Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
- Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам
- Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах
- Новые правила работы на высоте в 2021 году
- Новые требования к работам на высоте, погрузочно‑разгрузочным работам и отчетности по экосбору
Штатное расписание обязательно для любой организации. Обычно запрашивают актуальную редакцию документа и последние изменения к нему. Проверьте, нет ли в вашем штатном «вилок» окладов, и совпадает ли зарплата на одних и тех же позициях. Другими словами, по должности «менеджер» в одном и том же отделе не утверждают разных окладов и не ставят цифры «20 000-25 000». Важно соответствие размеров выплат региональному минимуму зарплаты на текущий год.
Обязательные ЛНА — Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение об оплате труда (премировании). ПВТР должны содержать разделы:
- Порядок приема, перевода и увольнения.
- Права и обязанности работника и работодателя.
- График работы, рабочее время и время отдыха.
- Оплата труда и поощрения.
- Ответственность сторон.
Положение о премировании должно быть, если премии в организации есть. Если присутствует другая система оплаты, положение об оплате труда или иной ЛНА ответит на все вопросы проверяющих об основании выплат работникам.
Остальные ЛНА представляют интерес для ГИТ, если имеют отношение к льготам, компенсациям и другим денежным поступлениям. Положение о командировках, например, запрашивают, если в организации увеличены суточные выплаты. А вот регламент внешнего вида специалиста, положение о документообороте и т. д. вряд ли удостоятся внимания проверяющих.
Графики отпусков имеют небольшой срок хранения — 1 год, так что направить усилия следует на текущий и прошедший годы. Знакомить работников с графиком законом не предусмотрено, но предусмотрено уведомление работника о предстоящем отпуске за две недели. Сроки уведомлений инспекция проверять очень любит. Если в вашей организации принято разделять отпуск на части, пропишите это в ПВТР или в положении об отпусках. О том, что соглашение с работником о разделении отпуска достигнуто, свидетельствует заявление с просьбой внести в график несколько частей отпуска.
Проверьте совпадение графика с фактическими отпусками, если знаете, что он иногда не соблюдается. В каждом случае перенесения отпуска оформляйте заявление работника о переносе и приказ. Если в месяце несколько перенесений, допустимо издавать один приказ на все изменения.
В график вписывайте даты фактически предоставленных отпусков и основания их переноса — заявление, приказ.
И утвердите сам график не позднее чем за 15 дней до начала года, на который он составлен.
План проведения плановых проверок на 2021 год
Запланированные 52 000 контрольных мероприятия делятся по регионам неравномерно. Примерно нагрузка такова:
- Dolnośląskie — 4,6 тыс.
- Kujawsko-pomorskie — 2,5 тыс.
- Łódzkie — 3,8 тыс.
- Lubelskie — 2,7 тыс.
- Lubuskie — 1,5 тыс.
- Małopolskie — 3,4 тыс.
- Mazowieckie — 6,2 тыс.
- Opolskie — 1,4 тыс.
- Podkarpackie — 3,3 тыс.
- Podlaskie — 2,2 тыс.
- Pomorskie — 3,7 тыс.
- Śląskie — 6,5 тыс.
- Świętokrzyskie — 1,6 тыс.
- Warmińsko-mazurskie – 2 тыс.
- Wielkopolskie — 4,5 тыс.
- Zachodniopomorskie — 2,1 тыс.
Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:
- Трудовой кодекс РФ (в особенности статьи 353 и 356).
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 с учётом поправок, внесённых в него законом №277-ФЗ от 03.07.2016.
- Подзаконные акты, в частности, Постановления Правительства РФ №875 от 01.09.2012, №177 от 13.02.2017, №1080 от 08.09.2017 и Приказ Минтруда №354н от 30.10.2012.
Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.
Основания для планового контроля:
- Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
- Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.
Основания для внепланового визита инспектора:
- Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
- Распоряжение прокуратуры, правительства.
- Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
- Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.
Как часто происходят плановые проверки
Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.
С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2020 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2020 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.
Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.
Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:
- компания с филиалами — до 2 месяцев;
- компания малого бизнеса — до 5 часов;
- микропредприятие — до 15 часов;
- все другие организации — до 20 дней.
Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.
Роструд опубликовал планы проверок на 2021 год
Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.
Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:
- изъятия оригиналов документов;
- нотариального заверения затребованных документов;
- документов, не относящихся к предмету контроля;
- при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.
- Трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые книжки, заявления и другие их документы и выданные справки.
- Штатное расписание, кадровые приказы, журналы учёта рабочего времени, графики отпусков.
- Больничные листы, данные о медосмотрах.
- Все бухгалтерские документы по любым выплатам сотрудникам.
- Правила внутреннего распорядка, положения об аттестациях, о защите данных, информации и коммерческой тайне.
- Документы по охране труда.
- Документальные доказательства того, что работники ознакомлены со всеми имеющими отношение к ним документами организации.
По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.
План проверок может быть составлен как инспекцией, так и непосредственно инспектором. Поэтому любая организация может попасть в список.
Зачастую причиной визита инспекции на фирму является несчастный случай на производстве. О визите инспекторы, как правило, предупреждают с помощью телефонного звонка.
Если будут обнаружены нарушения, выписывают предписание о необходимости их устранения. Тогда для проверки выполнения визит может быть повторен. Это называется контрольной либо повторной проверкой.
Ее можно избежать, если до контрольного срока (который прописан в выданном предписании) подтвердить документами, что требования исполнены.
Проверка состоит из нескольких этапов:
- Оповещение. О контроле инспекция должна сообщить не менее чем за трое суток при помощи передачи под роспись копии распоряжения о проверке. Только о внеплановой проверке инспекция обязана оповестить хотя бы сутки до старта проверки.
- Запрос необходимых инспекции документов. При выездной проверке инспектор в первую очередь должен предъявить индивидуальное удостоверение и приказ о проверке, который был отправлен под роспись проверяемой стороне.
Важно, что проверка будет законной только при условии, что проверяющий инспектор будет тем, который указан в приказе.
Как следует из положений части 9 ст. 16 №294-ФЗ, по результатам проверки инспектор записывает в журнал учета проверок:
- обозначение трудовой инспекции;
- сроки;
- реквизиты приказа о проведении проверки;
- выявленные нарушения и выписанные предписания;
- ФИО, должности инспекторов, проводивших проверку, и их подписи.
Акт инспекторы составляют в двух экземплярах по завершению проверки. В качестве исключения на составление акта могут выделить три дня. В данную категорию попадают ситуации, при которых необходимы данные экспертиз и испытаний.
В документе прописывается:
- дата, время и место составления акта;
- наименование, номер инспекции;
- реквизиты приказа;
- ФИО и должность инспектора;
- наименование организации;
- продолжительность проверки;
- данные о нарушениях и лицах, которые их допустили;
- данные об ознакомлении либо отказе от него;
- данные о внесении записи в журнал либо о невозможности действия;
- подпись инспектора.
Плановые проверки трудовой инспекции в 2021 году
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Плановые проверки проводятся в соответствии с законом №294-ФЗ, а также Положением о надзоре в сфере трудовых отношений.
Целью плановых проверок является необходимость контроля за соблюдением трудового законодательства организациями и предпринимателями.
Список работодателей, которых инспекция будет проверять в текущем году, определяется заранее. Составляется график проверок, с которым можно ознакомиться на сайте инспекции. Кроме того, информация о проверках размещается на ресурсе местной прокуратуры.
ВАЖНО! Согласно закону №480-ФЗ от 25.12.2018 года, представители малого бизнеса освобождены от плановых проверок как в 2021, так и в 2021 году |
Частота проведения контрольных мероприятий зависит от категории риска, которая присвоена компании.
Категория риска | Периодичность проведения проверки |
Умеренный риск | 1 проверка каждые 6 лет |
Средний риск | 1 проверка каждые 5 лет |
Значительный риск | 1 проверка каждые 3 года |
Высокий риск | 1 проверка каждые 2 года |
Те организации, которые попали в зону низкого риска, трудовая инспекция не проверяет.
В настоящее время все проверки проводятся посредством проверочных листов. Обновленные листы утверждены приказом Роструда №655 от 10.11.2017 года. 133 листа делятся на три направления:
- Листы, касающиеся проверки зарплаты
- Листы, определяющие положение дел в области охраны труда
- Листы, касающиеся оформления кадровых документов
Все листы находятся в открытом источнике – на сайте Роструда.
Внеплановые проверки проводятся в соответствии со статьей 360 ТК РФ.
Проведение таких проверок строго ограничено. Их осуществление возможно в следующих случаях:
- Если в компании допускается нарушение трудового законодательства, то работник может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой. Частой причиной обращения является несвоевременная выплата заработной платы или выплата ее ниже установленного уровня
- В том случае, если в организации ранее уже проводилась проверка инспекцией, были выявлены замечания и подходит к концу срок для исправления недочетов. Инспекция проверит, насколько точно были устранены огрехи в трудовых отношениях компании
- В редких случаях дать поручение провести проверку могут высшие органы власти или прокуратура. При этом трудовая инспекция издает распоряжение на проведение проверки
Другими словами, в подавляющем большинстве случаев проверка проводится при наличии со стороны работодателя нарушений в кадровой сфере.
Какую именно информацию будет запрашивать у работодателей трудовая инспекция, зависит от вида проверки: плановой или внеплановой.
Проведение плановой документарной проверки подразумевает предоставление в инспекцию определенного пакета документов. В их число входят:
- Договоры, заключенные с работником
- Форма Т-2 по сотрудникам и их личные дела в целом
- Трудовые книжки, вкладыши, журналы
- Табели
- Графики ухода сотрудников в отпуск
- Документы, касающиеся начисления и выдачи зарплаты
- Листы ознакомления с кадровыми документами компании
- Внутренние кадровые акты организации
Если трудовая инспекция не удовлетворена результатами проверки документов или у нее остались вопросы к работодателю, то возможно проведение выездной плановой проверки. Однако это случается крайне редко, обычно достаточно предоставленных документов.
Внеплановые проверки всегда проводятся по какому – то одному направлению. Это связано с тем, что трудовая инспекция в этом случае проверяет конкретный факт, указанный в жалобе сотрудника.
Приведем пример из жизни. Гражданка Смирнова работает швеей. Работодатель нередко задерживает заработную плату и выплачивает ее не в установленный срок. Швея пыталась решить этот вопрос путем переговоров с работодателем, а потом обратилась с жалобой в трудовую инспекцию. В этом случае инспекторы будут проверять информацию, касающуюся заработной платы исключительно швеи Смирновой. А вот запрашивать данные о соблюдении норм охраны труда в рамках данной проверки они не будут.
Есть один нюанс при проведении внеплановой проверки. Зачастую работник, который подает жалобу, хочет анонимности. Такое право обеспечивается статьей 358 ТК РФ. При этом обычно запрашивается информация по нескольким работникам, чтобы сохранить условие анонимности заявителя.
По опыту проведения многочисленных проверок можно сформировать список наиболее распространенных нарушений, которые допускают работодатели в своей деятельности. Среди них:
- Некорректное составление трудовых договоров, работа без трудоустройства
- Ошибки при оформлении и ведении трудовых книжек
- Ошибки при выплате зарплаты, задержка зарплаты
- Нехватка внутренних документов компании, которые регулируют кадровые вопросы
- Нарушения в сфере охраны труда
- Нарушения при работе с льготниками и иностранцами
Ошибки зачастую однотипные, совершаемые, вероятно, из соображений экономии, в момент нехватки средств или низкой квалификации кадровиков.
Вопрос
Работник решил написать жалобу на своего работодателя. При этом он не хочет раскрывать свою личность. Можно ли подать анонимное заявление?
Работник имеет право инициировать проверку своего работодателя и при этом не раскрывать свою фамилию. Тем не менее, в заявлении понадобиться указать все данные, но попросить инспекторов не раскрывать информацию о заявителе. В этом случае тайна будет соблюдена и работодатель не узнает, кто подал жалобу. Анонимные заявления трудовая инспекция не принимает и не рассматривает.
Ошибка
При приеме на работу новых сотрудников в компании используется типовой трудовой договор. При проведении проверки трудовая инспекция обнаружила, что в документе отсутствует пункт о компенсациях, предусмотренных для работников. Это является нарушением статьи 57 ТК РФ, поскольку именно она определяет, какие сведения должен содержать договор. Изменения в документ нужно будет внести в любом случае, а вот штрафа избежать, скорее всего, не удастся.
Бизнес подвергается многочисленным проверкам со стороны различных контролирующих органов, трудовая инспекция также не остается в стороне. За нарушения трудового законодательства предусмотрены серьезные штрафы. В интересах работодателя держать на контроле вопросы, касающиеся кадров и корректно вести кадровый учет.
В пункте 46 регламента № 160 указано, что проведение плановых контрольных мероприятий проводится в зависимости от категории риска компании.
Категория риска | Периодичность плановой проверки |
Высокий | 1 раз в 2 года |
Значительный | 1 раз в 3 года |
Средний | Не чаще чем 1 раз в 5 лет |
Умеренный | Не чаще чем 1 раз в 6 лет |
Низкий | Проверки не проводят |
Административный регламент № 160 в пункте 91 вводит еще одно важное правило. Теперь инспектору прямо прописано, в каком случае нарушение требований трудового законодательства грозит жизни и здоровью работников, соответственно, не может быть заменено на предупреждение.
Проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими видов деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Проверки делятся на плановые и неплановые, документарные и выездные.
Предмет плановой проверки составляет соблюдение организацией и ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (статья 9 Закона № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”).
Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.
Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 “О прокуратуре РФ” надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. – единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).