Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2021 способы приватизации государственного имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Все сделки по приватизации в Российской Федерации регулируются следующими нормативными актами:
- ФЗ-№178 от 21.12.2001;
- ФЗ-№366 от 03.07.2016;
- ФЗ-№1541-1 РФ от 04.07.1991;
- Жилищным Кодексом;
- Земельным Кодексом.
Кто и что может приватизировать
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
---|---|
Граждане и индивидуальные предприниматели | Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости |
Юридические лица | Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость |
Федеральные и муниципальные объединения | Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее) |
Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
Государственное имущество существенно отличается от муниципального и по субъектному, и по объектному составу, а также по основаниям ее приобретения.
Если объект недвижимости находится во владении федеральных органов, то они и являются его распорядителями, например, Министерство обороны по отношению к жилищному фонду, находящемуся в его ведении. А если собственность принадлежит муниципалитету, то, соответственно, он и отвечает за дальнейшую судьбу вверенного имущества, например, заключает от своего имени договора соцнайма с физическими лицами или дает разрешение на приватизацию.
Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:
- оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
- если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
- основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
- временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
- процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.
© 2020 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Этапы приватизации:
- Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
- Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
- об объекте приватизации;
- о владельце;
- о выбранном способе;
- о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
- о рассрочке.
- Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
- Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.
Перечень документов при различных видах приватизации различен. Такое же условие применяется и при сборе документов физическими и юридическими лицами.
Какие документы необходимы:
- заявление лица, желающего приобрести имущество;
- паспорт (для детей до 14 лет свидетельство о рождении);
- правоустанавливающий документ и технический паспорт на жилое помещение;
- выписка из ЕГРН;
- расширенная выписка из поквартирной/домовой книги;
- справка подтверждающая отсутствие задолженностей перед коммунальщиками;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Дополнительно может понадобятся:
- письменное согласие на сделку второго супруга;
- свидетельство о браке или о разводе;
- разрешение от органа опеки и попечительства на сделку (если участвуют дети);
- нотариально заверенная доверенность (если от лица инициатора действует его назначенный представитель);
- финансовые документы (для юридических лиц).
Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.
Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.
С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.
Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:
- Классическая бесплатная приватизация жилья.
- Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
- Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
- Прямая продажа объекта на торгах.
Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.
Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.
Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.
Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.
Для понимания процесса приватизации следует ознакомиться с несколькими терминами.
Жилое помещение – квартира, дом, комната, иной изолированный объект, специально предназначенный для жизни людей по своим характеристикам.
Конкурс – способ приватизации, когда от покупателей требуется выполнение нескольких условий. Например, сохранение численности работников, инвестирование определённого объёма средств и т.д.
Аукцион – публичные торги. Приватизирует имущество тот гражданин (или организация), который предложил наибольшую цену.
Государственное имущество условно разделяется на:
- приватизируемое по решению государства;
- подлежащее передаче гражданам по заявительному принципу;
- не подлежащее приватизации.
Приватизация регулируется несколькими нормативными актами.
- Правовой основой данного процесса является ФЗ-178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. Этим нормативным актом установлены правила продажи собственности в частные руки: процедуры, требования к покупателям, виды имущества и т.д.
- Законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 года установлены особые условия для предпринимателей, которые арендуют государственную собственность. Указанные лица имеют преимущественное право покупки занимаемых объектов недвижимости.
Действие ФЗ-178 не распространяется на отчуждение:
- жилых помещений муниципального и государственного фонда;
- недр;
- земли (кроме участков, на которых расположена недвижимость);
- собственности РФ, расположенной за пределами госграниц;
- имущества на основании судебного решения;
- предметов, продаваемых по международным договорам;
- движимого имущества;
- собственности, передаваемой религиозным и некоммерческим организациям;
- иного имущества.
С полным перечнем можно ознакомиться в статье 3 закона № 178-ФЗ.
- Также важную роль играет закон № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. Этим актом был введён в действие ЖК РФ. Последняя редакция документа позволяет проводить приватизацию бессрочно. Предыдущая версия, разрешавшая обращаться за получением права собственности на жильё до 1.03.2017 года, утратила силу.
Приватизация жилья осуществляется в случае соблюдения нескольких условий:
- заявитель имеет гражданство РФ;
- имеет постоянную регистрацию в жилом помещении;
- ранее не участвовал в приватизации;
- представлены все необходимые документы.
Повторное участие в приватизации допускается в случае, если первый раз гражданин получил жилое помещение или его часть, будучи несовершеннолетним.
Переданы в частную собственность могут быть любые помещения, относящиеся к муниципальному или государственному фонду, за исключением:
- комнат в общежитиях;
- служебных помещений;
- домов и квартир, расположенных в закрытых военных городках.
Комнаты в общежитии могут передаваться, если они предоставлены гражданам на основании договора соцнайма.
Приватизация гособственности осуществляет в бессрочном порядке.
Каждый год срок завершения процесса переносился на следующий.
Планировалось, что приватизация будет продлена до 2020 года и для отдельных категорий граждан до 2021 года. Однако в 2020 году правительство решило, что будет справедливо и логично данный процесс сделать бессрочным.
Есть несколько важных аспектов процесса приватизации, на которые следует обратить особое внимание при подаче документов.
Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние, то заявителю обязательно нужно получить согласие органа опеки и попечительства.
Как отказаться от приватизации в пользу родителей? Читайте далее.
Как правило, в ходе приватизации имущественное положение детей улучшается, ведь они становятся собственниками недвижимости. Поэтому проблемы с получением разрешения от госорганов не возникает.
- Жители столицы имеют небольшое преимущество в области приватизации жилищного фонда. В этом городе функционирует система «Мои документы», через которую можно обратиться за разгосударствлением жилого помещения.
- Также перечень документов, необходимых для представления, меньше, чем в иных регионах. Не требуется представлять выписку из ЕГРН, технический паспорт, сведения о количестве зарегистрированных лиц. Вся необходимая информация запрашивается специалистами в электронном виде.
Процедура приватизации зависит от объекта, отчуждаемого государством.
Для жилых помещений и земельных участков, переданным физическим лицам, предусмотрен упрощённый порядок.
Для остальных случаев применяется закон № 178-ФЗ.
Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» был принят в 1991 году и продолжает действовать и сегодня. Таким образом, все желающие вправе пройти эту процедуру и в 2021 году. К 2000 году в частную собственность перешло до 47% недвижимости, 2010 году – 75%, 2016 году – уже около 80%. Данные показатели варьируются в зависимости от региона: например, в Москве доля приватизированного жилья превышает 85%.
Приватизация может быть признана недействительной в принудительном порядке. Такое допускается, если при приватизации будут нарушены законодательные нормы. Например:
- Договор приватизации составили в обход законодательных нормативов, и он не содержит существенных условий.
- Приватизация являлась фиктивной (то есть она не преследовала формирование обязательных прав и обязанностей сторон).
- Приватизация выступала для прикрытия другой сделки.
- В приватизации приняли участие лица, которые не обладали на это правом (например, недееспособное лицо подписывало документы без согласия органов опеки).
Также решение о передаче приватизированного жилья муниципалитету может принять сам собственник и отказаться от приватизации добровольно.
ФЗ 178 о приватизации государственного и муниципального имущества 2021 года
Подводя итоги, выделим то, что россиянам необходимо знать о процедуре приватизации:
- Квартиру, которая сейчас используется по договору социального найма, можно приватизировать в 2021 году.
- Процедура приватизации квартиры представляет собой процесс переоформления недвижимости из собственности муниципалитета в частную собственность.
- Российское законодательство предоставляет возможность всем гражданам единожды пройти процедуру приватизации безвозмездно.
- Эта процедура распространяется на квартиры, которые были оформлены по договорам социального найма до 2005 года. Нельзя приватизировать квартиру, которая не пригодна для постоянного проживания.
- Для регистрации права собственности на квартиру необходимо вначале собрать комплект подтверждающих документов, передать их на проверку текущему собственнику-муниципалитету и подписать договор приватизации квартиры.
- Предварительно следует получить согласие на приватизацию от всех зарегистрированных лиц либо официальный отказ от них. При отказе кого-либо пройти процедуру приватизации придется попытаться убедить их в том, что эта процедура принесет им выгоды, или обратиться в суд.
- Процедура окончательного оформления квартиры в собственность проводится в Росреестре. Основанием для этого является договор приватизации, подписанный с муниципальным образованием.
1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
6) Признан утратившим силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 180-ФЗ;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.
В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации три календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.
3. Признан утратившим силу.
4. Признан утратившим силу.
5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В 2021 году с молотка планируется пустить более 300 предприятий, которые сейчас находятся в государственной собственности. Многие из них прибыльные, другие в минусе, однако имеют стратегическое значение для страны, в том числе и в части национальной безопасности. В связи с этим представители сразу нескольких фракций направили премьеру Михаилу Мишустину записку с просьбой оценить итоги приватизации 1990-х годов, чтобы не допустить разграбления страны уже в настоящее время. Планы у Минфина грандиозные – в 2021–2023 годах распродавать имущество в среднем на 3,5 миллиарда рублей в год. Это обстоятельство вызывает жёсткую реакцию лидера КПРФ в Государственной Думе Геннадия Зюганова:
Силуанов внёс предложение под диктовку МВФ распродать последнюю собственность, которая обеспечивает стабильность. Продолжение той преступной приватизации – это уничтожение последней экономической базы, которая может обеспечить возрождение страны и элементарную стабильность.
Ранее глава Счётной палаты России Алексей Кудрин отмечал, что приватизация российской госсобственности даёт не только доходы, которые можно потратить на инфраструктуру, образование, здравоохранение, но и на привлечение независимых директоров и частных инвесторов к управлению этими компаниями и углубление финансового рынка. Эти предлоги вполне могут быть использованы и для того, чтобы пустить с молотка Сбер, уверен экономист Михаил Делягин.
Сбербанк – это просто актив, которым нужно управлять, а управлять им никто не может и не умеет. Это дикая головная боль, поэтому нужно приватизировать. И это подготовка к приватизации.
По самым оптимистичным подсчётам, в 1990-е годы приватизацией было разрушено 75 тысяч промышленных предприятий страны и 50 тысяч коллективных хозяйств. В середине 1980-х Советский Союз производил, по максимальной оценке, до 20% мировой промышленной продукции, а сейчас у его правопреемницы России эта доля менее 2%. И вряд ли эта цифра вырастет, если Россия останется вообще без государственных предприятий.
Я не против приватизации как таковой.
Во времена Советского Союза все имущество было государственным, а граждане только получали документы о том, что собственность переходит к ним в пользование. Это значило, что они не могли продать комнаты или поставить другие условия для сделки. После распада СССР начался активный процесс приватизации, т.е. переоформления государственной собственности в частное владение. Услышав термин «приватизация», все задумываются о получении жилья (комнаты, квартиры) от государства на безвозмездной основе, не зная, что гласит федеральный закон. Однако на практике переоформить можно любое имущество, находящееся во владении государства. Как это сделать, знают не все. Чтобы разобраться в представленном вопросе, необходимо подробно изучить федеральный закон от 2001 года и другие ФЗ, действующие в указанной сфере, составить план действий и продумать условия. Альтернативным решением станет обращение за консультацией к опытному юристу.
Особенности приватизации государственного и муниципального имущества
- Жилья. Подавать документы в 2021 году, чтобы оформить государственную квартиру в частную собственность, нужно в местные жилищный комитет при администрации города. Процедура может проводиться на безвозмездной основе или власти попытаются продать объект.
- Предприятий. Приватизация госсобственности может осуществляться не только физическими, но и юридическими лицами, организациями и предприятиями. Получить в 2021 году права на распоряжение объектами такого значения, согласно ФЗ, можно только, если государство захочет их продать.
- Земли. Федеральный закон предусматривает, что земельный участок россияне в 2021 году могут выкупить у государства или получить бесплатно. Безвозмездная процедура предусмотрена для тех, кто располагает правом бессрочного владения землей.
Приватизация государственной собственности в 2021 году имеет ряд плюсов и минусов. К основным преимуществам можно отнести право самостоятельно распоряжаться имуществом — продать его, провести обмен, завещать, подарить, разделить его на части и составить новый план и т. д. Без согласия собственника никто не будет иметь возможности пользоваться объектом. У владельца больше шансов выручить за частное имущество крупную сумму, если появится шанс продать объект. Перед тем, как приватизировать муниципальную квартиру или государственный объект, необходимо учитывать, что сделка имеет и несколько недостатков, которые можно увидеть, изучи федеральный закон. Главным минусом станет обязанность платить налоги за жилье, землю или предприятие, которым вы владеете. Ставку поможет рассчитать план объекта с его площадью и эксплуатационными характеристиками. Также свое имущество нужно обслуживать, обеспечивать его в хорошем состоянии, оплачивать коммунальные услуги. В 2021 году в России действует много ФЗ, которые предусматривают наказание за нарушение установленного порядка.
Как устанавливает федеральный закон, приватизация комнаты, дома, квартиры, земли и другого государственного имущества осуществляется в несколько этапов. Первым шагом, чтобы провести обмен и переоформление, станет планирование, для которого нужны определенные условия. Прогнозный план является стратегически важным документом. Процедура проводится на высшем правительственном уровне или в муниципальном масштабе. Затем в государственных структурах должны составить акт, подтверждающий, что гражданин в курсе по каким принципам и условиям осуществляется приватизация. Также этот документ должен содержать принципы и критерии, по которым определяются последующие шаги процедуры. И заключительным этапом, через который нужно пройти, станет обмен государственной собственности в приватизированное имущество, по правилам, которые установил федеральный закон.
Категория: | Приватизация |
Дата: | 28.02.2016 |
Сам приватизационный обмен в 2021 году также можно разделить на несколько пунктов, по которым осуществляется переоформление. Изначально гражданам предстоит собрать и грамотно подготовить документы, которые определяются индивидуально. Перечень справок и бумаг может варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Документы нужны будут в администрации города, где после их проверки на соответствие ФЗ 178, должностное лицо уведомит заявителя о том, разрешено ли ему приватизировать комнату. С разрешением следует обращаться в Росреестр.
Здесь гражданам выдают свидетельство о праве собственности, которое лучше иметь, если вы захотите продать или провести обмен комнаты. Его можно будет оформить в 2021 году, если предоставить кадастровый план на объект, паспорт заявителя, выписки из БТИ, налоговой службы и жилищного комитета. Также за выдачу свидетельства придется заплатить государственный сбор. Проверять документы в Росреестре будут около2-4 недель. Чтобы стать полноправным владельцем комнаты или земельного участка, лучше за свои средства подготовить план объекта, в котором будут подробно отображены все его эксплуатационные характеристики и условия. Когда гражданин получит свидетельство о праве собственности, он сможет сам распоряжаться своим имуществом — продать его, сдать в аренду, завещать, подарить и т. д.
- страница1
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.
Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.
У кого есть право | Что могут приватизировать |
---|
Существует несколько способов переоформления права собственности:
- переход из государственного/муниципального предприятия в АО общество или ООО;
- приобретение объектов государственной недвижимости на аукционе;
- приобретение акций АО, находящихся в государственной собственности за пределами страны;
- покупка государственного имущества у третьих лиц, действующих на основании доверенности;
- получение имущества в форме вклада в уставной капитал.
Когда решается вопрос о приватизации, органом власти выбирается наиболее подходящий вариант, в зависимости от конкретных обстоятельств, изложенных в предоставляемых заявителем документах.
Так, например, если процедура касается жилого помещения, передача права происходит путем заключения договора с муниципальным образованием с последующей их регистрацией в Росреестре.
Порядок приватизации имущества:
- составляется план процедуры;
- издается акт;
- осуществляется само переоформление объекта в частную собственность;
- формируется отчет о проделанной работе.
После подачи заявления с копиями необходимых документов в муниципалитет, последний решает, в чьем ведении находится отчуждаемое имущество, возможно ли передать заявленные объекты и на каких условиях. Все решения с отчуждением объектов государственного и муниципального имущества согласовываются с его собственником и последнее слово остается за ним.
- Составляется план. Написание документа осуществляется с учетом мониторинга объектов, которые подлежат передаче в частную собственность. Окончательный вариант передается для утверждения Правительству Российской Федерации.
- Подготовительный этап. Выбирается вариант приватизации. Согласно 14 статье ФЗ №178, в окончательном решении должны содержаться следующие сведения:
- об объекте приватизации;
- о владельце;
- о выбранном способе;
- о кадастровой или рыночной стоимости недвижимости;
- о рассрочке.
- Приватизация. Имущество передается в собственность физических или юридических лиц, с последующей государственной регистрацией прав в органе Росреестра.
- Отчет о приватизации. Составляется муниципальным образованием и передается Государственной Думе РФ, каждый год до 1 мая. В документе перечисляется приватизированные объекты, описывается способа их приватизации, сроки, расходы и т.д.
Последние изменения: Июнь 2019
На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки. Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже. Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.
Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)
С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.
Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.
Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:
- повышения эффективности работы или использования объектов; снижение зависимости от бюджета страны; увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений; ликвидация долговых обязательств за счет покупателей; работа по снижению доли монополий; стимулирование рынка кредитования.
Регламентирование приватизации закреплено на правительственном уровне. Юридические вопросы находят свое отражение в Жилищном, Гражданском, Земельном, Налоговом и иных кодексах. Приватизация описывается в постановлениях и актах Правительства России, а также в Указах Президента РФ.
Чем регулируется приватизация:
- Федеральный закон № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 – определяет вопросы приватизации федерального и муниципального имущества, порядок, стоимость и нюансы процедуры;
- Указ Президента РФ В.В. Путина от 24.02.2017 – признание приватизации жилья бессрочной;
- Постановления Правительства РФ № 584 и 585 от 12.08.2002 (редакция за 18.07.2016) – утверждают порядок проведения аукционов и торгов государственным и муниципальным имуществом;
- Указ Президента РФ № 596 «Об утверждении прогнозного плана…» от 7.05.2012 – определяет основные направления экономической политики и программы приватизации жилья в России;
- Глава 4 Жилищного кодекса – принципы и нормативы реализации права на бесплатную приватизацию объектов в РФ.
Основные положения о приватизации принимаются на уровне государственных органов. Муниципальные власти могут издавать локальные акты по регулированию отношений в пределах района.
Процедура приватизации подчиняется общим правилам. Закон четко определяет субъектов – тех, кто имеет право на приватизацию, и объектов – имущества, которое может перейти от государства в частную собственность.
Рассмотрим субъекты и объекты в виде таблицы:
Кто имеет право на приватизацию | Объекты приватизации |
---|---|
Физические лица (граждане и ИП) | Жилые помещения (квартиры, частные дома, комнаты в общежитиях, кооперативное жилье) |
Юридические лица (организации) | Земельные участки (придомовая территория, садовые и дачные земли, пашни) |
Федеральные и муниципальные объединения (государственные органы и муниципалитеты) | Объекты государственного резервного фонда |
Гаражи, хозяйственные постройки | |
Отдельные виды природных ресурсов | |
Религиозные и культурные объекты | |
Унитарные и муниципальные предприятия | |
Образовательные учреждения | |
Имущество осужденных, реализуемое на торгах местными властями |
Собственность государства может находиться в ведении федеральных и местных органов власти. Различие между государственным и муниципальным имуществом имеет принципиальное значение.
В первом случае распорядителем выступает федеральный орган (например, Министерство обороны РФ – по отношению к общежитиям для военнослужащих и их семей).
Если имущество передано муниципалитету, собственником может быть местная администрация. Пример – жилье по договору социального найма.
Для наглядности рассмотрим разницу в сводной таблице:
Критерий сравнения | Государственное имущество | Муниципальное имущество |
---|---|---|
Субъект права | Граждане Российской Федерации, государственные органы | Жители конкретного муниципального образования, муниципальные органы власти (например, города Химки) |
Объект права | Все виды имущества | Имущество, находящееся в ведении муниципалитета, за исключением федеральной собственности |
Основания для приобретения прав | • Федеральные законы; • Разграничение собственности на земельные участки; • Положения Гражданского кодекса; • Передача имущества из федеральной собственности. |
• Федеральные законы, а также локальные акты местных органов власти; • Установление правового режима земли; • Положения Гражданского кодекса; • Передача государственного имущества в распоряжение муниципальных властей. |
Особенности распоряжения | Свободное распоряжение имуществом в рамках законодательства РФ | Государственные органы ограничивают право муниципалитета распоряжаться имуществом |
Передача государственного и муниципального имущества в частное владение может происходить несколькими путями. В расчет берутся тип имущества и характер процедуры.
Выделяют следующие способы приватизации:
- переход имущества собранию акционеров;
- передача имущества в собственность ООО (при отсутствии акций);
- аукцион государственного или муниципального имущества;
- реализация части акций на торгах;
- перепродажа акций при управлении предприятием третьими лицами по доверенности;
- проведение биржевых торгов;
- вклады в акционерное общество (АО) с целью стратегического развития;
- иные способы.
Большинство унитарных предприятий принадлежит государству, а управление имуществом отводится хозяйствующему субъекту. Если приватизируется квартира, то способ передачи права происходит через администрацию и отделение Росреестра.
Начало приватизации было положено в 1991 году, а уже со следующего года граждане смогли стать собственниками государственных объектов. С тех пор процедура подвергалась изменениям. Но в целом, основные принципы остались прежними.
Порядок приватизации госимущества и муниципальной собственности включает несколько этапов:
- Планирование процедуры.
- Издание акта с требованиями и нормативами.
- Проведение приватизации.
- Отчет о проделанной работе.
Всеми вопросами занимаются государственные органы, а в случае с муниципальным имуществом – администрации. Имущество перейдет в частную собственность только при соблюдении регламента.
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
Приватизация государственного и муниципального имущества не различается по срокам. Общее время процедуры – 2-3 месяца, а если это упрощенный порядок – от 14 до 30 дней.
Случается, что приватизация происходит через суд. Например, если власти отказывают в предоставлении имущества частным лицам. Если действовать через суд, срок увеличится до 6 месяцев.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О приватизации государственного и муниципального имущества
(с изменениями на 31 июля 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ (Российская газета, N 42, 05.03.2003);
Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 43-ФЗ (Российская газета, N 98, 12.05.2005);
Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 60-ФЗ (Российская газета, N 132, 22.06.2005);
Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ (Российская газета, N 156, 20.07.2005);
Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 294, 29.12.2005 (начало), Российская газета, N 296, 30.12.2005 (окончание)) (вступил в силу с 1 января 2006 года);
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природных ресурсов;
3) государственного и муниципального жилищного фонда;
4) государственного резерва;
5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;
6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций (подпункт дополнен с 22 июня 2005 года Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 60-ФЗ;
8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
____________________________________________________________________
Положение подпункта 8 пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ, — см. пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
____________________________________________________________________
9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;
11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;
1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:
государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;
юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
абзац утратил силу с 12 июня 2018 года — Федеральный закон от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 155-ФЗ.
2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.
Абзац утратил силу с 26 июля 2011 года — Федеральный закон от 11 июля 2011 года N 201-ФЗ..
1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:
1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:
федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);
акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:
состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2010 года Федеральным законом от 31 мая 2010 года N 106-ФЗ;
4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;
8_1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества;
(Подпункт дополнительно включен с 15 июня 2010 года Федеральным законом от 31 мая 2010 года N 106-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2019 года Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 45-ФЗ.
Приватизация является инструментом регулирования степени влияния частного сектора на экономику страны. С помощью такого инструмента должен быть установлен баланс интересов государства и частных лиц, повышена эффективность использования государственных ресурсов.
С помощью приватизации решаются следующие важнейшие для страны вопросы: