Закон о оперативно розыскной деятельности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о оперативно розыскной деятельности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

«РГ» публикует закон о защите личных данных сотрудников некоторых ведомств

Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ

Пункт 6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 52, ст. 6439; 2011, N 31, ст. 4701) дополнить словами «, в том числе мер по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные системы персональных данных и по реагированию на компьютерные инциденты в них».

Президент Российской Федерации В. Путин

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) опрос лиц — сбор фактической информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, со слов опрашиваемого лица, которое располагает или может располагать ею;

2) наведение справок — получение фактической информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, путем направления официального запроса соответствующему физическому или юридическому лицу, располагающему или могущему располагать информацией, представляющей интерес;

3) специальное оперативно-розыскное мероприятие — оперативно-розыскное мероприятие, непосредственно затрагивающее охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища;

4) специальные технические средства – устройства, аппаратура, приспособления, оборудование, имеющие специальные функции, программное обеспечение и конструктивные особенности для добывания и документирования информации в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий;

5) наблюдение — визуальное и иное восприятие и фиксация значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, деяний, событий, процессов;

6) оперативный поиск на сетях связи — негласные действия по обнаружению признаков противоправной деятельности в информации, передаваемой по сети связи;

7) негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации, – негласное снятие специальными техническими средствами и (или) компьютерными программами информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации, производимое при необходимости путем негласных проникновения и (или) обследования;

8) контролируемая поставка — способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств;

9) поиск и отождествление личности по приметам — совокупность организационных и предметно-практических действий, направленных на обнаружение и идентификацию искомого лица по индивидуализирующим его статическим, динамическим и геномным признакам, а равно при помощи словесного портрета и других способов, позволяющих с достаточной степенью вероятности опознать человека;

10) внедрение — негласное внедрение работника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо сотрудничающего с ним конфиденциального помощника в окружение объекта оперативного интереса для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

11) общее оперативно-розыскное мероприятие — совокупность связанных единым тактическим, стратегическим замыслом действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, направленных на решение задач данной деятельности;

12) дело оперативного учета — обособленное производство, ведущееся органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

13) негласные проникновение и (или) обследование места – негласное проникновение в жилые, служебные, производственные помещения, здания, сооружения, хранилище, транспортное средство или участок местности, при необходимости, с их обследованием, а также для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности;

14) оперативный закуп — создание ситуации мнимой сделки, в которой с ведома органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и под его контролем возмездно приобретаются без цели потребления или сбыта предметы у изучаемого лица в целях получения информации о вероятной преступной деятельности;

15) оперативно-розыскная деятельность – научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств;

15-1) результаты оперативно-розыскной деятельности – сведения, документы, предметы либо материалы, полученные для решения задач, перечисленных в статье 2 настоящего Закона;

16) обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование — выявление и извлечение из обращения или владения конкретного лица материальных объектов, сохранивших на себе следы преступления или явившихся орудием совершения преступления либо результатом преступной деятельности, и фиксация в установленных законом формах их характерных признаков и свойств;

Статья 6. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

1. На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют:

1) органы внутренних дел;

2) органы национальной безопасности;

3) уполномоченный орган в сфере внешней разведки;

4) органы военной разведки Министерства обороны;

5) антикоррупционная служба;

6) Служба государственной охраны Республики Казахстан;

7) служба экономических расследований.

2. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.

Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 18.01.2012 № 547-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При выполнении определенных настоящим Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

а) принимать в соответствии с компетенцией необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, собственности, безопасности общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала;

б) обеспечивать выявление, предупреждение и пресечение преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе, исполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным делам;

б-1) исполнять письменные указания прокурора, данные в ходе осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности;

б-2) исполнять судебные акты о розыске скрывающегося подсудимого по уголовному и ответчика по гражданскому делам, лица, уклоняющегося от отбывания наказания или пробационного контроля, а также санкционированные прокурором постановления судебных исполнителей о розыске должника по исполнительному производству;

в) своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства;

г) выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств;

д) принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, для использования в уголовном процессе и недопущению рассекречивания источников информации.

Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 16.03.2001 N 163; от 17.07.2009 N 187-IV; от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 18.04.2017 № 58-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.06.2020 № 349-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 10. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

1. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

а) наличие материалов досудебного расследования;

б) поступившая в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, информация о:

— подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении;

— лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

— безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов;

в) письменные поручения следователя по расследуемым им уголовным делам;

в-1) постановления Генерального Прокурора Республики Казахстан, его первого заместителя либо заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, а также письменные указания прокурора, данные в ходе осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности;

в-2) судебные акты о розыске подсудимого по уголовному и ответчика по гражданскому делам, лица, уклоняющегося от отбывания наказания или пробационного контроля, а также санкционированные прокурором постановления судебных исполнителей о розыске должника по исполнительному производству;

г) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи;

д) необходимость получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала.

2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные, характеризующие личность, необходимые для принятия решений:

— о приеме на работу или службу в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

— о допуске физических и юридических лиц к работам по охране и обслуживанию стратегических и охраняемых объектов, а также в окружении охраняемых лиц. Перечень стратегических и охраняемых объектов, а также охраняемых лиц определяется законодательством Республики Казахстан;

— по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов и сооружений, представляющих повышенную аварийную или экологическую опасность, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;

— о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

— о выдаче лицензий на занятие охранной деятельностью.

3. Указанные основания являются исчерпывающими и могут быть дополнены или изменены только законом.

Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 25.12.1995 N 2725; законами РК от 15.07.1996 N 31; от 16.03.2001 N 163; от 16.07.2001 N 244 (вводится в действие с 01.01.2002); от 10.07.2002 N 338; от 09.08.2002 N 346; от 09.07.2004 N 592; от 12.01.2007 N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 17.07.2009 N 187-IV; от 27.05.2010 № 279-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 28.12.2016 № 36-VІ (вводится в действие по истечении двух месяцев после дня его первого официального опубликования); от 18.04.2017 № 58-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.06.2020 № 349-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 11. Оперативно-розыскные мероприятия

1. Оперативно-розыскные мероприятия подразделяются на общие и специальные.

2. Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются:

1) опрос лиц;

2) установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности;

3) внедрение;

Статья 17. Взаимодействие органов Республики Казахстан, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:

— решают стоящие перед ними задачи самостоятельно, во взаимодействии между собой, используя возможности государственных, общественных и иных организаций, а также содействие граждан;

— обеспечивают взаимное информирование о ставших известными фактах преступных деяний, относящихся к компетенции этих органов, и оказывают взаимную необходимую помощь.

Статья 18. Взаимодействие с органами иных государств

1. Органы иных государств, которым предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных настоящим Законом и соответствующими договорами и соглашениями.

2. Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территориях иных государств в порядке и пределах, устанавливаемых настоящим Законом, а также законодательством этих государств на основе соответствующих договоров и соглашений.

Статья 19. Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с международными правоохранительными организациями

Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с международными правоохранительными организациями осуществляется в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи и в пределах норм, установленных настоящим Законом.

Статья 24. Ведомственный контроль

Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают контроль за соблюдением законности, организацией, тактикой, методами и средствами, а также мерами по обеспечению конспирации и конфиденциальности этой деятельности.

Вышестоящие ведомственные органы обеспечивают контроль за оперативно-розыскной деятельностью подчиненных им органов.

Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 N 187-IV.

Статья 25. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью

1. Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.

2. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокурор:

1) получает дела оперативного учета, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников;

2) проводит проверку законности осуществления специальных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на сети связи;

3) прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

4) рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

5) опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

6) инициирует в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, досудебное расследование, дисциплинарное производство;

7) выносит другие акты прокурорского надзора по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности;

8) своим мотивированным постановлением освобождает незаконно задержанных лиц либо отменяет незаконные постановления о задержании лиц;

9) при необходимости требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона;

10) в случаях, установленных законом Республики Казахстан, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

3. Генеральный Прокурор в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по вопросам применения норм законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

4. В целях выявления нарушений законности со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокурор вправе привлекать специалистов органов прокуратуры и иных специалистов с использованием специальных технических средств.

Сноска. Статья 25 в редакции Закона РК от 09.08.2002 N 346; с изменениями, внесенными законами РК от 17.07.2009 N 187-IV; от 07.12.2009 № 221-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 04.07.2014 № 233-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Президент
Республики Казахстан

  • Приказ Росстата от 06.03.2020 N 111 (ред. от 03.02.2021)
  • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 29.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по полиатлону на 2020 год. Номер-код вида спорта: 0750005411Я
  • Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 748 (ред. от 28.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фигурному катанию на коньках на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0500003611Я
  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по керлингу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0360004611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по горнолыжному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0060003611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по синхронному плаванию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0230001611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по бильярдному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0620002511Я
  • Закрепленный ФЗ № 144 от 12 августа 1995 года, данный принцип определяет обязанность должностных лиц подразделений оперативного назначения руководствоваться в работе требованиями российского законодательства (в первую очередь, Конституции РФ) и внутриведомственными актами соответствующих подразделений.

    Реализация принципа законности заключается в следующем.

    1. Осуществлять деятельность, определенную соответствующим законодательством, вправе только определенные субъекты — должностные лица и органы оперативно-розыскной деятельности.
    2. Органы и их должностные лица не должны допускать в своей деятельности нарушения законодательных требований.
    3. Виновные в нарушениях принципа законности лица должны быть незамедлительно привлечены к ответственности.
    4. Для выявления и устранения причин нарушений необходимо разрабатывать и проводить комплексные мероприятия.
    5. Реализация принципа законности должна происходить под строгим ведомственным контролем и прокурорским надзором с оформлением соответствующих документов.

    Реализация законности с 1995 года выражается, главным образом, в осуществлении деятельности соответствующих органов, основываясь исключительно на положениях, закрепленных в законе «Об оперативно розыскной деятельности». Следующим источником, содержащим соответствующие правовые нормы, является комплекс ведомственных актов (приказы, инструкции, наставления и тому подобное).

    Он также применяется во всех общественных сферах. Свободы и права граждан являются приоритетными принципами. В отношении проведения оперативно-розыскной работы соблюдение прав граждан выражается во временном их ограничении в исключительных случаях.

    Решение о наложении ограничений по отношению к конкретному лицу принимает исключительно суд в том случае, если налицо признаки совершения этим лицом преступления, а также если ограничение прав одного человека позволит обеспечить безопасность общества и государства в целом.

    Кроме того, согласно этому принципу, при ОРД запрещено наносить моральный или физический вред гражданам, подвергать угрозе их здоровье и жизнь, а также загрязнять окружающую среду. Также это означает, что некоторые закрепленные Конституцией Российской Федерации права нарушению не подлежат ни в коем случае (личностное достоинство по статье 21, возмещение незаконно причиненного вреда со стороны государства и его органов по статье 53, и право личной собственности по статье 35).

    Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

    Этот принцип является специфическим для оперативно-розыскной деятельности. Сочетание этих противопоставленных методов и средств позволяет полностью осуществлять цели правосудия, а также исключить неоправданные финансовые затраты в работе и расшифровку скрытых способов борьбы с преступниками.

    Методами осуществления ОРД является совокупность способов и приемов, позволяющих эффективно решить поставленные задачи при проведении соответствующих мероприятий. К средствам относятся оборудование технического типа и другие приспособления (техника, приборы, служебные собаки и прочее).

    Меры негласного типа позволяют выявить и раскрыть преступления, а также определить лиц, которые имеют криминальные наклонности. Меры гласного типа применяются для рассмотрения жалоб от граждан и раскрытия преступлений, сведения о которых получены из не скрытых источников, а также в профилактических целях.

    Она выражается в налаживании связи органов с обществом, что должно привести к содействию граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Это достигается путем проведения работы воспитательного характера с людьми, повышения уровня социальной ответственности и активности и воспитания непримиримости к совершаемым правонарушениям. Благодаря этой работе, граждане ориентируются на содействие аппаратам оперативного типа, на оказание помощи при проведении профилактических мероприятий.

    Итогом такой работы становится повышение эффективности работы органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, расширение информационной базы. В сочетании с принципом оперативности связь с населением позволяет быстро и эффективно предотвращать и раскрывать преступления.

    При осуществлении работы с населением важную роль играет применение правил конфиденциальности. В этом случае помощь людей используется при оперативном наблюдении за правонарушителями для выявления и фиксации фактов криминальной деятельности, задержании преступников, а также для выяснения и устранения причин и условий, которые способствовали совершению правонарушений.

    Указанные принципы можно объединить в одну группу как относящиеся к субъективным. Объективность выражается в непредвзятом отношении к оценке обстоятельств совершенного преступления, а также к виновному лицу. Все обстоятельства дела должны быть объективно оценены и проверены, а расследование не должно иметь оправдательного или обвинительного уклона, пока не доказаны те или иные факты. В этом проявляется не закрепленный напрямую принцип равенства перед законом всех субъектов.

    Этот принцип заключается в быстром и непосредственном принятии мер для борьбы с правонарушениями. Оперативные сотрудники обязаны быть инициативными в сфере своевременного обнаружения совершенных преступлений, принятия установленных законом мер к людям, которые готовят и совершают преступления, и проведения целенаправленной профилактической работы.

    Принцип поступательности реализуется при планировании и проведении оперативно-розыскных мероприятий для общей и целевой профилактической деятельности в отношении преступлений, а также предупреждения правонарушений и пресечения противоправных действий в начале ее проведения. Кроме того, этот принцип проявляется в проведении воспитательных бесед с потенциальными правонарушителями, а также в выявлении и устранении условий, которые способствует совершению правонарушений и сокрытию следов преступных деяний.

    Применение принципа поступательности позволяет использовать гуманные средства борьбы с правонарушениями, так как почти полностью исключает возникновение негативных последствий. Если правонарушение совершено, оперативные действия сотрудников органов правопорядка позволяют найти преступников по горячим следам и не допустить сокрытия следов деяния, орудий преступления, возможности избавиться от украденного или избежать уголовной ответственности.

    Отдельным принципом рассматривается привлечение конфидентов. В отличие от связи с населением, где взаимодействие осуществляется в общем смысле (не только для субъектного взаимодействия, но и в профилактических и воспитательных целях), в данном случае речь идет о работе непосредственно с осведомителями и информаторами, а также агентами или разведчиками, направленной на выявление криминальных личностей и их планов на совершение преступных деяний.

    Этот принцип закрепляет право правоохранительных органов на использование таких источников информации и обязанности предоставить им защиту и соответствующую финансовую компенсацию (если сотрудничество происходит на возмездной основе).

    Привлечение этих лиц отличает работу оперативно-розыскного характера от других видов юридически полезной деятельности.

    Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    В ходе осуществления надзора за ОРД, прокурор регулярно проверяет в оперативных подразделениях специальные документы и дела, включающие сведения о проведенных ОРМ, обеспечивая при этом неукоснительное соблюдение государственной тайны. Основной целью указанных прокурорских проверок является воспрепятствование возможному нарушению конституционных прав человека со стороны оперативных сотрудников органов правоохраны, а также оценка полноты проведенных мероприятий.

    Ведомственный контроль за ОРД аналогичен прокурорскому, но помимо этого, имеет организационно — руководящую составляющую при планировании и реализации на деле конкретных оперативных мероприятий.

    Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: текст с изменениями на 2021 год

    БЕСПЛАТНО — от 15 000 рублей

    Стандартная доставка курьером по Московской области от 300 рублей

    Любой транспортной компанией (СДЭК, Деловые линии и т.д.)

    4 пункта самовывоза (после подтверждения заказа менеджером!)

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

    В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было

    Государственная Дума принимает в области ОРД массу нормативных правовых актов, среди которых и ФЗ 144.

    В российской федерации предоставление той или иной информации о гражданах и организациях, дача характеристик в рамках проведения уголовных действий не должно нарушать конституционные права граждан. Это и регламентировано ФЗ. Разберёмся подробнее с некоторыми его положениями. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году.

    Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

    Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.).

    Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств. Перед ОРД стоят следующие задачи:

    • Розыск преступников.
    • Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
    • Добывание необходимой для следствия информации и др.

    При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

    Под ОРМ понимаются «оперативно розыскные мероприятия».

    Именно они и проводятся при оперативно-розыскной деятельности.

    ОРМ может проводить только лицо, имеющее соответствующий правовой статус.

    Такие полномочия отданы следователю, лицам, осуществляющим прокурорскую деятельность и др. ОРМ бывают таких видов:

    • Выявление личности.
    • Поучение справок.
    • Обследование вещей и предметов.
    • Опрос.
    • Прослушка телефонов и просмотр сообщений и др.
    • Обследование зданий и сооружений.
    • Наблюдение.

    Перечень может быть изменен или дополнен только одним способом, а именно, внесением поправок в вышеуказанный федеральный закон.

    Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

    Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности.

    Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина.

    В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы.

    Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом. Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия.

    Подробнее о них рассказывалось выше.

    Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ

    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

    Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

    выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

    осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

    добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

    установление имущества, подлежащего конфискации.

    Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

    Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

    Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

    Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

    Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

    Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

    В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

    В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.

    Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

    1. Опрос.

    2. Наведение справок.

    3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

    4. Проверочная закупка.

    5. Исследование предметов и документов.

    6. Наблюдение.

    7. Отождествление личности.

    8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

    10. Прослушивание телефонных переговоров.

    11. Снятие информации с технических каналов связи.

    12. Оперативное внедрение.

    13. Контролируемая поставка.

    14. Оперативный эксперимент.

    15. Получение компьютерной информации.

    Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

    В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

    Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

    Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

    Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

    Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

    1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

    2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

    3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

    В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

    Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

    В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

    В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

    Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

    Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

    При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 4, 6 и 7 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 – 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.

    Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 – 11, 15 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

    В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона оперативно-розыскные мероприятия. Результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности могут использоваться в доказывании по указанным в статье 15 Федерального закона “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” судебным искам.

    • Новости ассоциации
    • Мероприятия, 2020
    • Мероприятия, 2019
    • Мероприятия, 2018
    • Мероприятия, 2017
    • Мероприятия, 2016
    • Мероприятия, 2015
    • Мероприятия, 2014
    • Мероприятия, 2013
    • Интервью
    • Нормативно-правовая база
    • Оперативно-розыскная террология (открытый фонд)
    • Оперативно-розыскная деятельность (открытый фонд)
    • Криминалистика
    • Библиотека сыщика

    «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральный закон № 144-фз от 05.07.95г.

    Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

    • Оперативными отделами органов государственной власти;
    • Уполномоченными лицами;

    Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

    • Здоровью граждан;
    • Жизни;
    • Свобод гражданина;
    • Имущества;
    • Общества и государства.

    Основные цели настоящего Федерального закона:

    • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
    • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
    • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

    Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

    • Военной;
    • Экономической;
    • Государственной;
    • Экологической области.

    Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

    • Органу дознания;
    • Дознавателю ОРД;
    • Прокурору;
    • Следователю;
    • В судебную инстанцию.

    В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

    Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

    • телеграфные;
    • почтовые отправления;
    • иные сообщения.

    Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц. Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

    Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

    • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
    • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


    Об оперативно-розыскной деятельности

    (с изменениями на 30 декабря 2020 года)

    ____________________________________________________________________

    Документ с изменениями, внесенными:
    Федеральным законом от 18 июля 1997 года N 101-ФЗ (Российская газета, N 143, 26.07.97);
    Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 142, 29.07.98);
    Федеральным законом от 5 января 1999 года N 6-ФЗ (Российская газета, N 4, 13.01.99);
    Федеральным законом от 30 декабря 1999 года N 225-ФЗ (Российская газета, N 4, 06.01.2000);
    Федеральным законом от 20 марта 2001 года N 26-ФЗ (Российская газета, N 58, 23.03.2001);
    Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 5, 15.01.2003);
    Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);
    Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 138, 01.07.2004);
    Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
    Федеральным законом от 2 декабря 2005 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 274, 06.12.2005);
    Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 211-ФЗ (Российская газета, N 165, 01.08.2007);
    Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ (Российская газета, N 165, 01.08.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 32 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ);
    Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 96, 07.05.2008);
    Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ (Российская газета, N 265, 26.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ);

    Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

    Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
    (Часть дополнительно включена с 11 июля 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 170-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.
    ____________________________________________________________________
    Ведомственные нормативные правовые акты, предусмотренные частью третьей настоящей статьи (в редакции Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 170-ФЗ), вступившие в силу до дня вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 170-ФЗ, подлежат согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и переизданию в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 170-ФЗ, — статья 2 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 170-ФЗ.
    ____________________________________________________________________

    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

    1. Опрос (пункт в редакции, введенной в действие с 13 января 1999 года Федеральным законом от 5 января 1999 года N 6-ФЗ..

    2. Наведение справок.

    3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

    4. Проверочная закупка.

    5. Исследование предметов и документов.

    6. Наблюдение.

    7. Отождествление личности.

    8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

    10. Прослушивание телефонных переговоров.

    11. Снятие информации с технических каналов связи.

    12. Оперативное внедрение.

    13. Контролируемая поставка.

    14. Оперативный эксперимент.

    В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона оперативно-розыскные мероприятия. Результаты оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности могут использоваться в доказывании по указанным в статье 15 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам.
    (Статья дополнительно включена с 7 мая 2008 года Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ)

    Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. При наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания оперативно-розыскных мероприятий, планируемых в отношении судьи, указанного в абзаце третьем пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании решения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя, принятого по результатам рассмотрения ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, могут быть переданы для рассмотрения в иной равнозначный суд.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 23 июля 2012 года Федеральным законом от 10 июля 2012 года N 114-ФЗ.

    Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их рассмотрения, и незамедлительно. Судья (суд) не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
    (Часть дополнительно включена с 23 июля 2012 года Федеральным законом от 10 июля 2012 года N 114-ФЗ)
    ____________________________________________________________________
    Части вторая — седьмая предыдущей редакции с 23 июля 2012 года считаются соответственно частями третьей — восьмой настоящей редакции — Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 114-ФЗ.
    ____________________________________________________________________

    Основанием для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

    По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

    Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

    В случае, если судья отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

    Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

    Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

    • Оперативными отделами органов государственной власти;
    • Уполномоченными лицами;

    Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

    • Здоровью граждан;
    • Жизни;
    • Свобод гражданина;
    • Имущества;
    • Общества и государства.

    Основные цели настоящего Федерального закона:

    • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
    • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
    • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

    Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

    • Военной;
    • Экономической;
    • Государственной;
    • Экологической области.

    Закон об орд действующая редакция 2021 г с комментариями

    Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

    • Органу дознания;
    • Дознавателю ОРД;
    • Прокурору;
    • Следователю;
    • В судебную инстанцию.

    В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

    Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

    • телеграфные;
    • почтовые отправления;
    • иные сообщения.

    Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

    Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

    Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

    • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
    • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

    Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

    • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
    • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

    Ознакомьтесь 119-ФЗ «Дальневосточный га»

    Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

    Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

    • Гражданство;
    • Национальность;
    • Место пребывания;
    • Социальное положение;
    • Принадлежность к обществу;
    • Политические убеждения и отношение к религии.

    Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

    • Разрешается анализировать тайную переписку;
    • Прослушивать телефоны;
    • Почтовые сообщения;
    • Телеграфные переговоры.

    Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

    • Прослушивать телефонные переговоры;
    • Перехватывать переписку;
    • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

    Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.

    Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.

    Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

    Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

    Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

    • Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
    • Органы внутренних дел РФ.

    Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

    Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

    Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:

    • Предметы;
    • Документы;
    • Материалы;
    • Письменные и электронные уведомления.

    Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.

    Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2016 года.

    Общие положения ФЗ 144:

    • Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
    • Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
    • Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.

    Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:

    Структура 144 Федерального Закона:

    • В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
    • Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
    • В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
    • В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
    • В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
    • В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.

    Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.

    Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

    Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

    Перед ОРД стоят следующие задачи:

    1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
    2. Розыск преступников.
    3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

    При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

    Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

    Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

    Скачать Федеральный Закон Об Оперативно-розыскной Деятельности

    Для проведения некоторых оперативных розыскных мероприятий необходимо получить судебное решение. Как правило, это такие мероприятия, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенности жилища и др.

    Вынесение подобного решения происходит на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное судебное решение ни в каком заверении не нуждается.

    Последние значительные изменения, датируемые 2015-2021 гг., коснулись нескольких статей в ФЗ-144.

    Так, в статью 4 (поправка 2015 г.) был добавлен абзац по организации проведения органами оперативно-розыскных мероприятий.

    Статью 6 (поправка 2021 г.) законодатель пополнил таким видом контроля, как прослушивание телефонных разговоров в организациях. Оперативно-розыскная деятельность по этой редакции ФЗ отныне включает получение различной компьютерной информации.

    Согласно поправкам (2021 г.) к статье 8, органами могут проводиться розыскные мероприятия, ограничивающие права гражданина на основании судебного постановления. Законодатель подчеркивает, что в рамках проведения такой деятельности может быть получена компьютерная информация.

    В статье 13 (поправка 2021 г.) из списка организаций, имеющих право проводить оперативно-розыскные мероприятия, убраны органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Упоминание о них исключено и из части 1 статьи 4.

    Статья 18 (поправка от 2015 г.) была значительно исправлена. Законодатель конкретизировал, что период сотрудничества с органами засчитывается гражданину в страховой стаж. Кроме того, порядок передачи сведений о сотрудничестве определяет руководитель государственного органа, с которым имел дело гражданин.

    Мероприятия по оперативному розыску основываются на нескольких основополагающих принципах, без которых невозможно их проведение. В качестве начала всей правоохранительной деятельности государства эти принципы изложены в Конституции РФ, однако ФЗ-144 дополнительно помещает их в статью 3.

    В принципах заключается суть оперативно-розыскной деятельности и полный их перечень представлен в статье 3 ФЗ-144:

    • принцип законности подразумевает, что каждый сотрудник, реализующий ОРД, должен твердо соблюдать Конституцию, ФЗ об ОРД, другие важные нормативно-правовые акты;
    • несоблюдение законов ведет к соответствующему наказанию сотрудника, осуществлявшего неправомерную деятельность;
    • принципом гуманизма граждане защищены от применения насилия. Он не допускает, чтобы распространялись сведения личной жизни, материалы, угрожающие здоровью гражданина или его близких;
    • принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный статьей 2 Конституции РФ, фактически обосновывает и подкрепляет принцип законности. Сотрудник должен блюсти закон, не нарушая права и свободы лиц, в том числе вверенных его полномочиям в качестве подозреваемых;
    • принцип конспирации — поскольку оглашение служебной информации может нанести вред оперативно-розыскной деятельности, ФЗ требует, чтобы эта информация оставалась в тайне и охранялась законом;
    • принцип сочетания гласных и негласных средств и методов подразумевает, что в ходе ОРД употребляются опросы, наблюдение, арест и т. д. Они необходимы для зашифровки информации, проверки на достоверность приобретенных сведений, поиска доказательств к версиям преступления.

    Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, будет представлен ниже.

    Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

    • Органу дознания;
    • Дознавателю ОРД;
    • Прокурору;
    • Следователю;
    • В судебную инстанцию.

    В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2021 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

    Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

    • телеграфные;
    • почтовые отправления;
    • иные сообщения.

    Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц.

    Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

    Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

    • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
    • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

    Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

    • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
    • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

    Ознакомьтесь ФЗ о деятельности по приему платежей физических лиц

    Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

    Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

    • Гражданство;
    • Национальность;
    • Место пребывания;
    • Социальное положение;
    • Принадлежность к обществу;
    • Политические убеждения и отношение к религии.

    Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

    • Разрешается анализировать тайную переписку;
    • Прослушивать телефоны;
    • Почтовые сообщения;
    • Телеграфные переговоры.

    Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

    • Прослушивать телефонные переговоры;
    • Перехватывать переписку;
    • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

    Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии.

    Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления.

    Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

    Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

    Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

    • Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
    • Органы внутренних дел РФ.

    Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

    Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

    Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:

    • Предметы;
    • Документы;
    • Материалы;
    • Письменные и электронные уведомления.

    Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *