Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные послерейсовые медицинские осмотры 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
- Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
- Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
- Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
- Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.
Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.
- Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
- Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности — 72. Возможно дистанционное обучение.
- Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Всем офисным работникам понадобятся обязательные медосмотры раз в два года
В 20 статье Закона №196-ФЗ говорится про обязанность медицинского осмотра до начала рабочего дня водителей, управляющих автотранспортом, принадлежащим юрлицам, включая ИП. Когда транспорт числится на балансе организации, чтобы совершать рейсы, требуется оформлять путевой лист со всеми реквизитами.
Если техникой управляет владелец ТС — физическое лицо, прохождение ПМО необходимо при транспортировке груза (багажа) или пассажиров. Для собственных нужд разрешается, например, использовать таксомотор без путевки с отметкой о пройденном медосмотре. При этом цель — личная поездка, не должна ставиться под сомнение.
Примечание: Выезжать на линию без предрейсового медконтроля могут водители, рейс которых нельзя отложить. Сотрудники экстренных служб: Скорая медпомощь, МЧС, Аварийные подразделения и пр., проходят медконтроль в период отсутствия срочных вызовов.
Мед. осмотр по-завершении смены или рейса проходят работники, занятые транспортировкой опасных грузов, перевозчики пассажиров. В том числе, водители, вошедшие в диспансерную группу, стоящие на особом контроле у медработников по ПМО. К таковым относятся водители:
- Автобусов.
- Такси (включая маршрутки).
- Бензовозов, перевозчики ГСМ материалов.
- Транспортирующие: отравляющие хим. средства; огнеопасный, взрывоопасный и пр. груз, который может причинить вред здоровью людей (экологии).
- Замеченные в принятии алкоголя или психотропных препаратов.
- Достигшие 55-летнего возраста.
- Имеющие хронические заболевания, которые могут препятствовать управлению автомобилем.
Послерейсовый медосмотр могут проходить водители по распоряжению руководства организации. Работодатель вправе, в целях повышения уровня самодисциплины, обязать работников к прохождению медосвидетельствования в конце рабочего дня. Получить подобное предписание возможно от федеральных или региональных органов власти, например, в условиях пандемии COVID-19.
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.
- По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
- По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Примечание: Здесь отсутствует упоминание о дате и времени осмотра. В других нормативах они указаны. Поэтому лучше прописать число, месяц, год + время процедуры: час и минуты от и до. Например: Дата: 12.12.21; Время: 8:00 — 8:08; Подпись с расшифровкой: Соколова А.А. или УКЭЦП.
Представьте ситуацию: осмотры не проводятся, штампы медработников подделывают. В организации, где работает несколько водителей, в путевых листах стоит одно время прохождения ПМО. При обнаружении такого нарушения, контролирующие органы подвергнут немалым штрафам руководителей и должностных лиц. За подделку документов грозит уголовная ответственность. Поэтому время ПМО, технического контроля, выезда с парковочной стоянки не должны совпадать ни в одной путевке, ни в нескольких.
Примечание: Когда сотрудники работают по скользящему графику, осмотр проводят в разное время суток. Руководство автопредприятия обязано предоставить возможность его прохождения в любой период рабочего дня, включая праздники и выходные.
Новые правила медицинских осмотров работников
До внесения изменений минимальный период, на который выдавался п/л, составлял сутки. Для длительных рейсов он не превышал 30 дней. В ТК РФ ст.329 (Положение 15) Закона 197-ФЗ расписан режим работы водителей, который необходимо совмещать с отдыхом. Поэтому на сколько бы не выдавался лист, учитывают пребывание за рулем — 7/8 ч. + отдых до 4 ч. В совокупности — не более 12 часов.
График, зависит от особенностей перевозок разными видами транспорта. Поэтому подсчитывают количество рабочих часов за неделю, месяц. Необходимо, чтобы общая сумма не превышала нормативов труда и отдыха. В последнее время часто жалуются, что инспекторы обращают на фактическое время управления автомобилем особое внимание. Чтобы не было претензий, следите за режимом, отмечайте в п/л часы перерывов.
Интересный факт: Определенные виды автотранспорта должны укомплектовываться тахографами — это своеобразный контроль за режимом работы водителей. В некоторых европейских странах к данному атрибуту авто относятся очень строго. За выявленные нарушения взимают штрафы, от которых у наших водителей был бы шок.
Например, при неправильном использование прибора — €400; намеренное нарушение (нет данных карты) — €2000; отсутствие тахографа — €500 000 либо тюрьма (данные взяты из википедии).С такими штрафами нарушать БДД никто не захочет.
Оплата стоимости оказанных услуг по проведению пред-; послерейсовых осмотров возложена на работодателя или ИП. Водитель не должен покрывать расходы (включая дорогу) из своего кармана, если только он не работает на себя.
Кроме этого сотрудник, управляющий источником повышенной опасности, обязан каждые 5 лет проходить медосвидетельствование у психиатра. Согласно ст.213 ТК за справку обязана заплатить транспортная компания. Данное положение введено Законом №122-ФЗ (22/08-04 г.) на основании Норматива №317-ФЗ (25/11-13 г.).
Приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н утверждается два перечня, а именно:
- перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (химических, биологических, аэрозолей фиброгенного действия и пыли, физических факторов, факторов трудового процесса);
- перечень видов работ (22 вида).
Именно приказом № 988н/1420н полностью отменяется действующий приказ 302н со всеми изменяющими его документами и с 1 апреля 2021 года будет применяться только новый приказ 29н. Причём срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком шесть годами — до 1 апреля 2027 года.
Обращаем внимание, что трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносится в списки, в ряде случаев изменены, но не стоит переживать, поскольку это тот редкий случай, когда всё стало проще и понятнее! Ниже мы выбрали несколько таких вариантов:
Стало | Было |
Работы на высоте:
Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м. Прочие работы, относящиеся в соответствии с законодательством по охране труда к работам на высоте. |
Работы на высоте, верхолазные работы
Верхолазными считались все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является страховочная привязь. |
Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением. | Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках. |
Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут, а именно:
Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при морском бурении. |
Работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая:
Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении. |
Работы, непосредственно связанные с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) и подлежащего учету в органах Ростехнадзора:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре более 115 °С; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа |
Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением. |
Приказ от 28.01.2021 № 29н является основным, поскольку содержит не только те же самые перечни, утверждённые приказом № 988н/1420н (документ № 1), но и сам порядок проведения предварительных (при поступлении) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Честно говоря не совсем понятно, зачем вообще надо было издавать два практически идентичных документа?! Может лыжи не едут…
Приказ № 29н также вступает в законную силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.
Внимание! Те, у кого сроки периодического медосмотра работников истекают в апреле 2021 года, могут попасть в тупиковую ситуацию!
Согласно п. 24 Приказа 29н (новый Порядок МО) поимённые списки должны быть составлены, утверждены работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра должны быть направлены работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между РАБОТНИКОМ и работодателем.
Мы полагаем, что разработчики ошиблись и тут имеется ввиду договор между работодателем и медицинской организацией! Вот именно эта ошибка и формирует тупиковую ситуацию.
Приказ Миздрава от 28.01.2021 № 29н вступает в силу 1 апреля и с этой же даты отменяется приказ № 302н (отмена предусмотрена совместным приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.2020 № 988н/).
То есть самая ранняя дата, когда вы вправе утвердить переработанные списки — 1 апреля 2021 года. А в медицинскую организацию его надо направить за 2 месяца до даты проведения медицинского осмотра, то есть медосмотр ранее 1 июня вы провести не сможете — это будет нарушением Порядка. Разработать и утвердить списки по новому порядку ранее 1 апреля тоже нельзя. Приказ ещё не вступит в силу. То есть, если срок периодического медосмотра истекает в апреле, то до июня вы его провести не сможете.
По закону, всех, кто медосмотр не прошёл по истечении сроков, нужно отстранить от работы и это будет простой, причём оплачиваемый.
Но если Порядок давал бы возможность регулировать это срок договором, уменьшить его до 1 месяца, например, то все бы встало на свои места!
Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г.
Обязанности по организации, как и ранее, возлагаются на работодателя (ст.212.213 ТК РФ). Сохраняются виды медосмотров, а также их цели и принцип определения сроков проведения с некоторыми изменениями. И они вас точно порадуют!
Важно! Периодический медицинский осмотр может быть проведён мобильными бригадами врачей-специалистов, но диагностические обследования в этом случае работник всё равно должен будет пройти в медицинской организации.
Как и в утратившем силу приказе перечень вредных и (или) опасных производственных факторов разделен на разделы:
- Химический факторы;
- Биологические факторы;
- Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли (АПФД);
- Физические факторы;
- Факторы трудового процесса.
Из основных изменений стоит отметить, что Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли выделены в отдельную группу.
Приказ от 31.12.2020 г. №988/1420н вступает в силу с 01 апреля 2021 года и действует на 6 лет до 01 апреля 2027 года.
Посмотреть Приказ от 31.12.2020 г. №988/1420н «Об отверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».
Как и ранее при поступлении на работу работодателю необходимо будет подготовить направление на медицинский осмотр.
Мы проанализировали требования к направлению на медицинский осмотр в приказе 29Н и 302Н:
Требования к новому направлению по приказу №29н | Требования к старому направлению по приказу №302н |
---|---|
1) наименование работодателя, электронная почта, контактный телефон; 2) форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД; 3) наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронная почта, контактный телефон; 4) вид медицинского осмотра; фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол работника; 5) наименование структурного подразделения работодателя (при наличии); 6) наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ, в соответствии со списком контингента; 7) номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования. |
1) наименование работодателя; 2) форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД; 3) наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН; 4) вид медицинского осмотра (предварительный или периодический); фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника); 5) дата рождения лица, поступающего на работу (работника); 6) наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник); 7) наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам. |
По сравнению со старым Приказом дополнительно в направлении теперь нужно будет указать:
- электронную почту контактный телефон работодателя и медицинской организации;
- пол работника;
- Номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования. Полис обязательного (добровольного) медицинского страхования так же необходимо будет предоставить работнику при прохождении предварительного медицинского осмотра.
Важно:
Работодателю необходимо будет вести учет выданных направлений в бумажном и электронном виде.
В целях упрощения документооборота работодатели смогут выдавать направление на медицинский осмотр в электронном виде с использованием электронной подписи работодателя и работника.
Периодичность проведения медицинских осмотров определяется наличием вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте и (или) видами выполняемых работ.
Важно:
Согласно п. 18 Работодателю можно будет отложить проведение медицинских осмотров, но не более чем на 6 месяцев в связи с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, за исключением п. 23-27 выполняемых работ и если по результатам специальной оценки условий труда установлены класс вредности 3.3 и 3.4.
Работодателю, как и ранее необходимо будет утвердить:
- список работников, подлежащих периодическим осмотр;
- поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам.
Список работников, подлежащих периодическим осмотрам с указанием наименование профессии или должности работника, наименование вредных производственных факторов, в том числе вредных производственных факторов по результатам СОУТ.
В отдельных случаях организации необходимо будет в течение 10 рабочих дней направить разработанный и утвержденный список в территориальный орган Роспотребнадзора по фактическому нахождению. К таким организациям относятся:
- пищевой промышленности;
- общественного питания и торговли;
- водопроводных сооружений;
- медицинских организаций;
- работодателей, попадающих под ч. 2. ст. 213 ТК РФ.
На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, работодателем составляются и утверждаются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам, которые не позднее чем за 2 месяца направляются работодателем в медицинскую организацию.
Работодателю дается право организовать работникам прохождение диспансеризации (первого этапа) и (или) ежегодного профилактического медицинского осмотра взрослого населения с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам периодического осмотра.
Если при проведении медицинского осмотра в медицинской организации будет установлен диагноз о наличии у работника профессионального заболевания, медицинской организации необходимо руководствоваться Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 № 967.
Минздрав в 2021 году не будет вводить новые анализы для водителей
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.
И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.
Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.
Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.
Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:
- Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
- Водители, транспортирующие опасные грузы.
- Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.
Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.
Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.
Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.
Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:
- на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
- на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
- на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.
Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:
- на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
- на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
- на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.
Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.
Организация медицинских осмотров работников 2021
Новые требования к условиям труда
Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача от 02.12.2020 № 40
Работодатели обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда и проводить мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов рабочей среды.
С 01.01.2021 по 01.01.2027 действуют новые санитарные правила СП 2.2.3670–20. Они устанавливают обязанности работодателей по созданию безопасных условий труда. В частности, компании должны осуществлять производственный контроль за условиями труда, а также разрабатывать и проводить мероприятия, предусмотренные санитарными правилами.
Чтобы осуществлять производственный контроль, работодатель обязан принять специальный ЛНА — программу производственного контроля. В такой программе нужно указать работников, ответственных за проведение контрольных мероприятий, а также перечень потенциально опасных факторов и объектов, в отношении которых надо проводить лабораторные исследования.
Кроме того, нужно организовывать профилактические мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников. К таким мероприятиям относят, например, механизацию и автоматизацию процессов, применение СИЗ.
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349
«Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
Определен новый перечень должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Проверьте, не включили ли в этот перечень позиции, которые занимают ваши работники
Правительство утвердило новый перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами (далее — Перечень). Действующий Перечень шире предыдущего. Там появились такие позиции, как, например, машинист рельсового автобуса, матрос-спасатель, составитель поездов.
Отметим, что в отношении работников, чья должность или профессия есть в Перечне, действуют специальные правила. В частности, таким сотрудникам запрещена работа по совместительству, связанная с управлением транспортным средством (ч. 1 ст. 329 ТК). Поэтому рекомендуем проверить, не включили ли должности, которые занимают ваши работники, в Перечень.
Также напомним, что для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, установлены особенности режима рабочего времени и условий труда. Недавно обновили соответствующие правила, касающиеся водителей автомобилей (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424).
Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и
Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
Вступает в силу: 1 апреля 2021 года
Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.
Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.
Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.
Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.
Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:
- периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
- результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
- работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Правительство утвердило перечень 1275 НПА, которые продолжают действовать вопреки правилу гильотины. Часть из документов будет работать без срока, по другим разработчикам дали время на замену. Работодатели должны соблюдать их, контролеры — использовать при проверках.
Продолжайте применять в работе приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми утвердили типовые норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В перечень актуальных НПА также внесли:
- Порядок предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н;
- Межотраслевые правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н;
- Типовые нормы бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств и стандарт безопасности, утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н;
- Формы документов для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73;
- Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н;
До 1 сентября 2021 года имеют силу Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, Правила обязательного психиатрического освидетельствования, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695, а также Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Также до этого срока будут действовать нормы пожарной безопасности для обучения по приказу МЧС от 12.12.2007 № 645.
До 1 апреля 2021 года нужно применять Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ для предварительных и периодических медосмотров и Порядок их проведения, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.
Документ: Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
Все декларации соответствия условий труда стали бессрочными, в том числе уже действующие.
До 30 декабря 2020 года декларация действовала пять лет. Теперь декларация действует бессрочно при условии, что сохраняются условия труда на соответствующем рабочем месте.
Декларация прекратит действие в трех случаях, если:
- у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание;
- произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов;
- инспектор ГИТ при проверке обнаружит нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит наказание по статье 5.27.1 КоАП.
В каждом из этих случаев нужно будет провести внеплановую спецоценку на соответствующем рабочем месте (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).
Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет
Новая редакция раздела ТК РФ об охране труда: проект прошел первое чтение
Источник: Проект Федерального закона N 1070354-7
Планируют улучшить механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний. Организациям придется систематически обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в т.ч. их источники, условия возникновения и потенциальные последствия (с. 47 проекта).
Работодателям хотят разрешить вести электронный документооборот в области охраны труда. Также для контроля за безопасностью они смогут дистанционно фиксировать рабочие процессы, в частности с помощью видео (с. 34 проекта). Пока такая возможность закреплена в отдельных «свежих» правилах по охране труда.
При выполнении работ предлагают вести учет микротравм — ссадин, ушибов и других повреждений, которые не привели к расстройству здоровья или к временной нетрудоспособности. Нужно рассматривать причины их возникновения (с. 63 проекта). Основанием для проверки послужит обращение пострадавшего к руководству.
Приложение №1 включает в себя:
– общие требования;
– порядок проведения предварительных медицинских осмотров;
– порядок проведения периодических медицинских осмотров;
– приложение “Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров”.
№ | Наименование вредных и (или) опасных производственных факторов | Периодичность осмотров | Участие врачей-специалистов | Лабораторные и функциональные исследования |
I | Химические факторы… | |||
II | Биологические факторы… | |||
III | Аэрозоли и пыли… | |||
IV | Физические факторы… | |||
V | Факторы трудового процесса… | |||
VI | Выполняемые работы… |
В 23 разделе объединили все пищевые и около пищевые профессии и производства.
Предварительный медицинский осмотр проводится с целью уточнения соответствует ли состояния здоровья лица той работе, на которую он претендует.
Периодический медицинской осмотр проводится с целью:
– раннего выявления ухудшения показателей здоровья под влиянием факторов трудовой среды;
– наблюдения за состоянием здоровья работника в процессе трудовой деятельности для выявления профессиональных заболеваний;
– выявления наличия противопоказаний к трудовой деятельности.
Предварительный и периодический медицинский осмотр могут проводить медицинские организации как государственные, так и частные, при наличии лицензии на данный вид деятельности.
Медицинские осмотры могут проводится как на базе медицинских учреждений, так и выездными бригадами. При организации выездных бригад необходимо обеспечить проведение лабораторных и инструментальных исследований для проведения медицинского осмотра в полном объеме.
То есть, не всегда выездной медицинский осмотр может гарантировать, что сотрудникам не придется дополнительно посетить медицинское учреждение. Учитывайте это при выборе способа проведения мед осмотра для своих сотрудников.
Организация проведения медицинского осмотра, как предварительного, так и периодического, остается обязанностью работодателя.
Статья 212 ТР ТФ.
Медицинские организации могут получать информацию о состоянии здоровья работника (при проведении медицинского осмотра) у медицинской организации, в которой обслуживается работник (например, по месту жительства).
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2021 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:
- Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
- Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
- Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
- Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
- Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.
Порядок проведения предрейсового медосмотра предполагает обязательное прохождение медицинского осмотра каждым водителем предприятия перед началом рабочего дня и непосредственным управлением транспортным средством для исполнения служебных обязанностей. Такой осмотр может проводиться как в медицинском учреждении, так и на территории работодателя, причем допускается проведение осмотра как штатным медицинским работником, так и приглашенным – необходимо лишь, чтобы для проведения осмотра было обеспечено соответствующее место, инструментарий, а также наличие сертификата, подтверждающего полномочия и квалификацию врача.
Сам по себе предрейсовый медосмотр является упрощенной процедурой, которая может быть проведена одним медработником и служит для предупреждения различных негативных воздействий на организм водителя, способных негативно сказаться на способности управления транспортным средством. Порядок проведения медосмотра является следующим:
Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.
Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2021 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.
Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.
Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.
Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.
Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:
- предрейсовый осмотр;
- перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
- по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
- уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).
Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.
Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.
Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:
- Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
- Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
- Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:
- рассмотрение жалоб водителя;
- визуальный осмотр;
- измерение давления, пульса, температуры тела;
- выявление признаков опьянения;
- определение наличия психоактивных веществ;
- для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.
Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.
Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.
Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.
Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.
Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:
- Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);
- Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).
В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.
Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.
Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.
Управление любым транспортом требует усиленного внимания, готовности к повышенным физическим и психологическим нагрузкам, и, как следствие, крепкого здоровья. Именно по этим причинам законодательство РФ предъявляет усиленные требования к контролю состояния организма водителя, который обязан проходить различные виды осмотров, включая предварительные, периодические, после- и предрейсовые.
Нужен ли послерейсовый медосмотр водителей
Наконец Минздрав и Минтруд разрешили больной вопрос организаций — нужно ли офисному работнику проходить медосмотр — и приняли поправки в Перечень №2. Это совместный ведомственный приказ от 03.04.2020 № 187н/268н, где работа за компьютером исключена из вредных факторов.
Смотрите изменения в проведении медосмотров после 1 апреля 2021 года.
Минтранс выпустил разъяснения для организаций и ИП, занимающихся в т. ч. автоперевозками пассажиров, и указал:
— обязательные предрейсовые медосмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель совершает один рейс или более;
— обязательные послерейсовые медосмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один рейс и более.
Медицинский осмотр водителей – это отдельный вид медицинской деятельности, который требует лицензирования. Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей?
Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.
Где можно получить необходимый сертификат? Во многих крупных городах есть учреждения, которые занимаются выдачей таких сертификатов. Например, факультеты медицинских университетов, медицинские училища, центры повышения квалификации для врачей.
Итак, предприятие может организовать предрейсовые медицинские осмотры водителей тремя вариантами:
Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:
- В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
- Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.
Итак, данная услуга сравнительно недорогая. Поэтому при таких расценках имеет смысл оформлять врача в штат сотрудников только в случае наличия более пятнадцати водителей.
Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.
[3]
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
- Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
- Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
- Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
- Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
- Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
Нужен ли послерейсовый медосмотр водителей? Да, если сотрудник работает с вредными веществами. Обследование проводится регулярно. Если шофер перевозит грузы в черте города, вечером возвращается на базу, то к врачу он должен подходить ежедневно. Если поездка длительная, то осмотр проходит после каждой смены.
Все рекомендации к организации осмотров прописаны на госуровне. Они заключены в Трудовом кодексе и в Федеральном законе «О безопасности ДД». Последний гласит, что врачебный осмотр водителя транспортного средства после рейса проводится постоянно. Стаж здесь роли не играет. Рекомендации к оформлению документации и оснащению медкабинета описаны в Приказе Министерства здравоохранения.
Основное предназначение – безопасность. Как участников дорожного движения, так и самого водителя. Медицинское обследование также нацелено на выявление нетрезвых водителей. Бывают случаи, когда шофер «принимает на грудь» во время рейса. Процедура таких сотрудников выявляет, данные фиксируются в отчетном журнале.
Послерейсовый медицинский осмотр водителей обязателен или нет? Как мы отметили ранее, процедура обязательная. Ее должны пройти шоферы, перевозящие пассажиров и опасные грузы. К категории «опасных» относят вещества, которые могут причинить вред здоровью людей и окружающей среде.
В некоторых случаях токсичные грузы вызывают нарушение поведения. Доктор это зафиксирует и даст рекомендации.
По законодательству на этом список к «осмотру обязанных» заканчивается. Но судебная практика показывает другое. Так, сотрудник, который просто перевозит работников организации, также обязан проходить послерейсовый медосмотр.
Даже в том случае, когда путь занимает не больше часа. Придраться могут и к тем, кто управляет легковыми машинами. Личным водителям по-хорошему также нужно пройти освидетельствование и техосмотр.
Процедура затрагивает водителей общественного транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси.
Есть несколько вариантов, давайте разбираться в каждом.
Для тех фирм, штат которых невелик, целесообразно организовать осмотры на базе клиники. Выбор учреждения не принципиален. Главное условие – у организации должна быть лицензия. С больницей заключается договор, группа водителей перед сменой обязана являться туда.
Для крупных фирм проще нанять доктора в штат. Со специалистом оговаривается заработная плата (из расчета 50–70 рублей за единовременный осмотр каждого работника). После этого организации необходимо получить соответствующую лицензию. Аккредитации специалиста для проверяющих будет недостаточно. На базе компании оборудуют врачебный кабинет, приобретают необходимое оборудование.
Требования к помещению и его оснащению закреплены в приказе Минздрава под номером 835. Если проверяющие обнаружат нарушения, фирме грозят солидные финансовые взыскания.
Первым делом врач собирает анамнез. Осуществляется замер артериального давления, пульса и температуры. После медик осматривает кожные покровы, зрачки, слизистые оболочки. В ходе процедуры у человека спрашивают об общем само-чувствии, фиксируют жалобы, если они есть.
Далее специалист должен удостовериться, что водитель трезв и не употреблял психотропные препараты. В случае подозрений назначаются дополнительные исследования: анализы мочи, тест на алкометре. Если от последних шофер отказывается, составляется соответствующий технический акт, который после передают руководству.
Утвержден новый порядок проведения медосмотров работников
При обострении заболеваний шофер обязан сообщить об этом медику. Взысканий за плохое самочувствие, естественно, не предусмотрено. Если в рейсе произошло отравление химическими веществами, руководство оплачивает сотруднику больничный, в тяжелых ситуациях – лечение в стационаре.
В случае, если водитель пришел на работу пьяным, под действием наркотических или психотропных препаратов, его снимают с рейса. За незаявленный простой оплату шофер не получает. Штрафы за неподобающее поведение выписывает компания. Их размер зависит от внутреннего регламента организации.
За уклонение от прохождения осмотра сотрудник может быть оштрафован на тысячу рублей. Штраф за отсутствие меток в путевом листе составит 500 рублей.
Ответственность же за нарушения регламента осмотров и их отсутствие лежит на начальстве. Финансовые взыскания недобросовестные компании ждут немалые – до миллионов рублей, если водителей в штате много.
Если же на рейс после осмотра был отправлен нетрезвый шофер, должностным лицам придется заплатить 20 тысяч рублей. Юрлица ждет наказание масштабнее – 100 тысяч рублей.
На вопрос, обязательно ли проводить послерейсовый медицинский осмотр водителя, ответ положительный. Процедуру проходят те, кто возит людей и опасные грузы. За нарушение норм законодательство предусматривает финансовые взыскания. Их налагают на фирму.
Если сотрудник после рейса жалуется на плохое самочувствие, делают дополни-тельное обследование. При токсичных отравлениях шоферам дают оплачиваемый больничный.
Законодательство разрешает проводить медосмотр водителей перед рейсом и по возвращении только специально назначенным медработникам. Они должны проходить соответствующее обучение и иметь действительный сертификат. За качество организации медосмотров отвечают работодатели. Им разрешено:
- привлекать на договорных условиях сотрудников больниц. При этом нужно следить, чтобы у больницы имелась лицензия на проведение этой категории медосмотров;
- вводить соответствующего медработника в свое штатное расписание, создавать соответствующие подразделения. Право так делать прописано в п. 4 ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ. В зависимости от объема работы и количества задействованного персонала можно организовать кабинет, медпункт, медчасть. В обязанности медперсонала такого подразделения целесообразно включать не только проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, а и предоставление медпомощи всем трудящимся компании.
Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:
- Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
- Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
- Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
- Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
- Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2020 г.
Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.
Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом
- На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
- Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
- Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
- Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
- Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
- Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
- Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
- Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:
- поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
- воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.