2021 технологический аудит библиотеки это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2021 технологический аудит библиотеки это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/[email protected], аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году

Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:

Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ изменен один из финансовых критериев, по которым определяется необходимость проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности. В качестве такого критерия надлежит использовать доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Цель данного изменения — привести данный критерий в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства. Последние установлены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для целей Федерального закона «Об аудиторской деятельности» показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется:

а) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;

б) в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;

в) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.

И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

Технический аудит – это специальная независимая экспертиза, основанная на проведении плановых, комплексных, внеочередных или тематических проверок.

Задача технического аудита заключается в определении и уточнении уровня технического оснащения предприятия, текущего состояния объекта, выявлении существующих проблем, разработке мероприятий, направленных на решение негативных вопросов в производственной сфере.

Фирма, которая прошла данную процедуру и привела все документы в порядок, имеет больше шансов беспроблемно пройти государственный контроль. Таким образом, технический аудит – это комплекс мероприятий, направленных на подготовку предприятия к государственным проверкам.

Технический аудит может проводиться собственными силами организации, чтобы сэкономить средства, или с привлечением сторонних экспертных инжиниринговых фирм. Несмотря на высокую стоимость экспертных услуг, привлечение стороннего специалиста станет более оправданным решением. Независимый эксперт свежим взглядом посмотрит на сложившуюся в организации ситуацию, проведет для нее техническую экспертизу, выявит проблемы, выдаст соответствующее заключение.

Технический аудит – комплекс мероприятий, проводимых в несколько этапов:

  • предварительный. Выявляются предприятия-аналоги, собираются и обрабатываются данные о них, собирается и обрабатывается информация о текущем состоянии организации-клиента;
  • аналитический. Анализ сложившейся ситуации по конкурентам и предприятию-клиенту, сравнение показателей работы всех исследуемых объектов в количественном и качественном выражении;
  • заключительный: определяется лучший опыт, разрабатываются практические рекомендации для клиента, отчет презентуется руководству проверяемой компании.

Проведенный аудит позволит руководству предприятия получить комплексную оценку текущего состояния, оценить насколько эффективным является управление фирмой, изменить управленческую стратегию при необходимости, выявить слабые и сильные стороны деятельности, стабилизировать технологические процессы, вывести организацию на новый уровень развития.

Аудит 2021: отмена обязательного аудита для субъектов малого предпринимательства

Независимую экспертизу технического состояния объекта могут инициировать заказчики различных категорий:

  • собственник предприятия – для получения реальной картины относительно функционирования своего бизнеса и рекомендаций относительно оптимизации;
  • потенциальные инвесторы, принимающие решение относительно вступления в проект;
  • подрядчики или уже действующие инвесторы, между которыми в процессе деятельности возникли разногласия, разрешить которые может помочь технический аудит;
  • иностранные контрагенты, для которых отечественные стандарты представляют определенные трудности;
  • судебная инстанция для прояснения ситуации по рассматриваемому арбитражному спору;
  • государственные организации, регулирующие конкретную отрасль, например, Минтруда, Минэнерго и др.

Процедура проведения аудита определяет, в каком порядке будет происходить исследовательская, аналитическая и заключительная часть комплексного обследования объекта. Необходимо определить критерии, то есть показатели, по которым будет оцениваться та или иная сторона объекта аудита. Они должны позволять оценивать состояние объекта в динамике и точно свидетельствовать об изменении исходного уровня показателя в зависимости от принимаемых мер.

  1. Получение данных для анализа: предоставление паспорта предприятия, статистических, технологических и финансовых отчетов, документации различных служб и др.
  2. Изучение документации, имеющей отношение к объекту аудита:
    • разрешительной;
    • проектной;
    • технической;
    • кадровой;
    • эксплуатационной и др.
  3. Исследования, замеры, расчеты различных характеристик объекта, производимые на месте для оценки состояния исследуемого объекта. Использование дополнительных методов сбора информации: беседы, анкетирования, диагностики, тестирования и др.
  4. Сравнение полученных данных с эталонными показателями для их интерпретации.
  5. Формулировка отчетности, касающейся соответствия документов требованиям законодательных актов Российской Федерации (различных стандартов, правил, положений, инструкций и др.)
  6. Выводы относительно технологического состояния объекта: формирование технологической карты.

Для проведения комплексной оценки определенного объекта целесообразно соблюдать ряд практических условий, доказавших свою правомерность и эффективность:

  1. «Со стороны виднее». Внутренний аудит также имеет место, но обычно для обеспечения независимости оценки со стороны приглашают компетентных специалистов. Внутренние специалисты, хорошо разбирающиеся в самом процессе производства, могут не владеть методикой проверки и выявления слабых мест, да и оценка будет все-таки необъективной.
  2. «Не совсем чужие». Аудиторы должны быть независимыми, но лучше, если они активно сотрудничают с руководством компании, а возможно, и с сотрудниками. Это значительно повышает эффективность аудита, поскольку в таком случае виднее нюансы именно данной производственной площадки, могущие стать камнями преткновения для наблюдателей, абсолютно новых в этой отрасли.
  3. «Ничего не скрываем». При проведении аудита все сотрудники, с которыми будут контактировать исследователи, должны быть осведомлены о целях проверки. Без поддержки и сотрудничества со стороны персонала вряд ли можно рассчитывать на успех исследования.
  4. «Аудит – не панацея». Сама по себе независимая оценка не решает проблем, особенно накопившихся длительно. Она не сможет обеспечить быстрый финансовый результат и устранение недостатков. Экспертиза только обнажает проблемы и обрисовывает пути их решения.

Последним и самым важным этапом технического аудита является формулирование отчета, содержащего максимально целостную информацию по всем сторонам исследования объекта. В отчете будут содержаться не только выводы, то есть ответы на поставленные вопросы, но и оптимальные пути решения, подкрепленные финансовыми расчетами. По согласованию с аудиторами заказчик может получить следующие документы:

  • систематизированное базовое описание объекта – производства или проекта;
  • перечень управленческих и технологических решений, которые могут помочь в получении требуемых показателей;
  • оценка возможных рисков и слабых сторон объекта;
  • расчет окупаемости финансовых вложений;
  • корректировка документации по ее соответствию требованиям;
  • программа мероприятий, направленных на оптимизацию работы;
  • предложения по новым технологиям, инновационным методикам;
  • план мер по исправлению обнаруженных недостатков;
  • рекомендации относительно общей производственной культуры.

ВАЖНО! Аудит считается успешным, если по итогам его отчета, представленного руководству компании, были приняты решения, отданы конкретные распоряжения, изданы приказы и на этой основе предприняты определенные действия.

Что такое технический аудит и для чего он нужен + этапы проведения

Цель, с которой проводится технический аудит, заключается в сборе, анализе, систематизации и комплексной оценке приобретенной во время проверки информации. Мероприятия необходимы, чтобы выявить все факты несоответствия на производстве и, тем самым, предупредить случаи травматизма, а также повысить уровень безопасности условий труда для сотрудников.

Во время проведения технического аудита проверяются все лицензии, выданные на присутствующее оборудование и используемые технологии. Сверяются все нормативные и распорядительные документы, а также эксплуатационные журналы. Проводится тестирование оборудования и используемых контрольно-измерительных приборов. Снимаются все необходимые показания с техники, отвечающей за учет и регистрацию изменений в работе.

Объектами проверки, как правило, выступают:

  • строения и сооружения, состоящие на балансе предприятия;
  • спецтехника;
  • объекты, отвечающие за энергообеспечение;
  • станции и серверные;
  • сетевое оборудование и соответствующее программное обеспечение;
  • другое оборудование, используемое для работы.

Технический аудит предусматривает интервьюирование руководителей цеховых подразделений, инженеров и рабочих высших категорий с целью получения достоверных сведений и внесения их в отчетные документы.

Аудит применяется в нескольких случаях, среди которых:

  • необходимость сокращения уровня расходов предприятия;
  • подготовка отдельного проекта к сдаче;
  • перед подписанием соглашений;
  • перед внесением инвестиций в бюджет предприятия.

Проведение технического аудита на производстве включает ряд работ, необходимых для формирования общей картины происходящего в компании.

  • Анализ всех учетных приборов, которые есть на балансе.
  • Оценка энергозатрат производственных процессов.
  • Проверка документов на предмет законности и соответствия современному законодательству, а также нормативным актам, требованиям и инструкциям.
  • Ознакомление с основными рекомендациями по устранению обнаруженных недочетов.
  • Написание отчета по проделанной работе.
  • Подготовка плана для будущей технической модернизации и улучшения производства.

Полученные данные предприятие может использовать для осуществления инновационной деятельности и увеличения будущей прибыли. Также данные технического аудита помогут избежать аналогичных проблем при открытии дочернего предприятия или филиала.

Для экономии основных средств при проведении внутреннего технического аудита предприятие может использовать собственные ресурсы. В отдельных случаях привлекаются профессиональные эксперты, специализирующиеся на данной проблеме. Обращение к компетентным специалистам оправдано, несмотря на высокую стоимость их услуг. Эксперт способен выявить проблемные места и составить план по их устранению.

Проведение технического аудита основано на нескольких принципах.

  • Объективность и независимость решения. Лицо, которое занимается аудитом, не заинтересовано в результатах проверки ни в материальном, ни в каком-либо другом плане.
  • Конфиденциальность информации. Аудитор обязуется сохранять тайну о результатах работ. Информирование третьих лиц о полученных данных возможно только с разрешения клиента или после опубликования соответствующего постановления суда.
  • Профессиональный подход. Проверяющий должен обладать соответствующим образованием, профессионализмом, а также честностью и добропорядочностью.

Полученный акт позволяет руководству оценить деятельность компании, а также провести модернизацию. Технический аудит необходим не только для проверки документации на предприятии, но и для контроля работы сотрудников.

Методика проведения аудита

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

Важно!

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Как проводится технический аудит проекта

ОБЛ1К. АНАЛ1З. АУДИТ ACCOUNTING. ANALYSIS. AUDIT

УДК 657.6

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

Е.Б. Вокина, к.э.н., доцент

Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия

Вокта О.Б. Технiко-технологiчний аудит.

У статл автор розглядае взаемозв’язок техшчного i технолопчного аудиту, вводить поняття техшко-тех-нологiчний аудит.

Ключовi слова: техтчний аудит, технологiчний аудит, технiко-технологiчний аудит

Вокина Е.Б. Технико-технологический аудит.

В статье автор рассматривает взаимосвязь технического и технологического аудита, вводит понятие технико-технологический аудит.

Ключевые слова: технический аудит, технологический аудит, технико-технологический аудит

Vokina E.B. Technical technological audits.

In the article the author examine the relationship of technical and technological audit, introduces the concept of technical and technological audit.

Keywords: technical audits, technology audits, technical and technological audit

Современные экономические условия ставят перед коммерческими предприятиями задачу — поиск и внедрение новых инновационных технологий и решений в процессы производства и управления. Инновационный процесс осуществляется за счет внутренних и (или) внешних инвестиций. А получение и использование инвестиционных ресурсов связано с осуществлением совместного контроля со стороны инвесторов и предприятий-получателей средств за получением и целевым использованием инвестиционных средств. Совместный контроль возможно осуществлять как с помощью внутренних подразделений предприятий (отделы внутреннего аудита и контроля и подобные), так и с использованием услуг независимых третьих лиц — сторонних аудиторских и консалтинговых организаций. Как правило, аудиторские организации в рамках совместного контроля за инвестициями также осуществляют оценку инвестиционных проектов, в том числе и инновационных.

В этой связи стоит отметить такое направление аудиторской деятельности как промышленный аудит. Промышленный аудит — независимая оценка деятельности предприятия с целью оптимизации расходов производства и себестоимости, направленный на повышение эффективности системы организации производством, в том числе системы контроля производственно-хозяйственной деятельности, системы управления качеством, применяемых технических и технологических решений. В соответствии с направлениями промышленного аудита можно выделить его виды: технический, экологический, производственный, управленческий, аудит человеческих ресурсов. Анализ последних исследований и публикаций

Вообще вопросам аудита и его классификации в отечественной и зарубежной литературе посвящено множество работ. Можно выделить следующих экономистов, в работах которых можно ознакомиться с общей классификацией аудита, М.А. Азарская, И.Н. Богатая, Р.П. Булыга, С.М. Бычкова, O.A. Миронова, В.И. Петрова, В.И. Подольский, Е.А. Сиротенко, Я.В. Соколов, А.Е. Суглобов, В.П. Суйц, H.H. Хахонова,

А.Д. Шеремет, Т.П. Шешукова, Л.З. Шнейдман, Р. Адаме, А. Арене, Дж. Лоббек и др.

Исследование видов промышленного аудита, в том числе технического и технологического, нашло отражение в работах таких авторов как Белозеров А. Е. [1], Никифорова Е.В., Бердни-кова Л.Ф., Шумилова И.В. [3], Пильнов Г., Тарасова О., Яновский А. [4], Платонов М.Ю. [5], Шу-лус А.А. [6], Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. [7] и др.

Цели исследования. Вышеописанную классификацию промышленного аудита необходимо уточнить. Очень часто технический аудит сопоставляют с технологическим аудитом, используют эти понятия как синонимы. В сущности, они действительно связаны, однако имеют разные направления исследования и методику. Исследуем эти виды аудита и определим их элементы.

Изложение основного материала

Обратимся к определениям понятий «техника» и «технология». Техника — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 11 января 2021 года N ИС-аудит-37

[Об изменениях в проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций с 2021 года]


Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 476-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая определяет случаи обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций. Данные изменения предусматривают как корректировку самих случаев обязательного аудита, так и изложение этих случаев в новой редакции:

Старая редакция

Новая редакция

Комментарий

Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»

Ценные бумаги организации допущены к организованным торгам

Организация, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам

Организация является кредитной организацией

Не предусмотрено

Норма об обязательности проведения аудита установлена статьей 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Организация является бюро кредитных историй

Организация является бюро кредитных историй


Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены базовые требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти требования:

установлена общая обязанность аудиторских организаций и аудиторов быть независимыми и соблюдать правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — общая обязанность не формулировалась);

определено, что под независимостью аудиторской организации, аудитора понимается отсутствие отношений связанности (аффилированности), основанной на имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», иными федеральными законами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее — такое определение не формулировалось);

установлено, что правила независимости аудиторов и аудиторских организаций разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее — такое положение не формулировалась).

Малый бизнес и НКО, которых освободили от аудита, могут вести бухучет упрощенно


Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определено понятие и основные требования к кодексу профессиональной этики аудиторов. Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ уточнены эти положения.

Кодекс профессиональной этики аудиторов определен как свод правил поведения, содержащий принципы профессиональной этики, основные требования к обеспечению соблюдения этих принципов, меры по обеспечению соблюдения таких принципов аудиторскими организациями и аудиторами (ранее — свод правил поведения, обязательных соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами). Кодекс обязателен для соблюдения при оказании аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (участии в оказании таких услуг) (ранее — только при оказании аудиторских услуг).

Установлено, что кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатывается на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (ранее — такое положение не формулировалась).


Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ на саморегулируемую организацию аудиторов возложен ряд новых функций:

устанавливать порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форму (ранее — утверждал Минфин России);

устанавливать порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора, в том числе выданных до 1 января 2011 г., в случаях утери (утраты) их, изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них (ранее — утверждал Минфин России);

принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, в том числе выданного до 1 января 2011 г., в отношении своих членов и лиц, не являющихся членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов (ранее — квалификационный аттестат аудитора, выданный до 1 января 2011 г. лицу, не являющемуся членом саморегулируемой организации аудиторов, аннулировался по решению Минфина России).


В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ упразднены следующие избыточные функции Минфина России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

определять порядок создания единой аттестационной комиссии;

устанавливать порядок, сроки и форму сообщения саморегулируемой организацией аудиторов о дополнительных к требованиям, установленным международными стандартами аудита, требованиях, предусмотренных в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов, а также о дополнительных требованиях, включенных в принятые ею правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, и дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом срок такого сообщения установлен Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 498-ФЗ и составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о введении дополнения в указанные документы.

Приказы Минфина России, которыми были утверждены соответствующие порядки, отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 717 с 1 января 2021 г.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Практикующий аудитор с опытом аудитов более 30 лет, директор по перспективному развитию передового предприятия Санкт-Петербурга, директор Института проектного управления и специалисты, имеющие реальный опыт в заданной области.

  • После регистрации на сайте Вы сможете получать электронную рассылку семинаров ЦНТИ Прогресс, упростить регистрацию на семинар, откладывать понравившиеся семинары для сравнения.

    Инициирование аудита в сфере строительства может быть направлено на изучение нюансов возведения конструкции и/или на исследование строительной документации. Если объект не начал строиться, то предметом проверки может быть:

    • проект строительства;
    • смета;
    • отдельные формы технической документации, в достоверности или объективности которых возникают сомнения.

    По имуществу, которое находится в активной стадии возведения, причиной начала технического аудита может стать:

    • корректировка объема расхода материалов;
    • обнаружение недостач.

    Если после передачи сооружения в эксплуатацию выявлены недостатки функционирования отдельных элементов (например, неэффективная система или плохая шумоизоляция), аудит позволит определить виновную сторону в споре между заказчиком и подрядной организацией.

    В рамках проверки можно провести исследование строительных процессов на предмет их соответствия законодательным нормативам по нескольким факторам:

    • экологическому;
    • противопожарным условиям;
    • санитарной составляющей;
    • норме расхода сырья.

    При комплексном подходе может быть изучена не только техническая сторона процесса, но и вся документация – соглашения с подрядчиками и проектировщиками, акты выполненных работ, накладные, учетные регистры, отчетность.

    Техническую проверку можно проводить своими силами или с участием сторонних специалистов.

    Для внутреннего аудита создают комиссию. В ее состав должны входить специалисты, подготовка которых соответствует направлениям исследования. Это могут быть сметчики, химики, инженеры, машиностроители, наладчики оборудования, а также бухгалтер, экономист.

    Инициатором проведения такого типа аудита могут выступить собственники фирмы, директор компании. Также проверка может быть нацелена на удовлетворение запроса потенциальных инвесторов. А в случае спора между строительной организацией и заказчиком предложение о проведении аудиторской проверки может поступить от исполнителя работ.

    • 1 этап — подготовка обоснований основных технических/технологических решений реализации инвестпроекта и расчетов укрупненной сметной стоимости. Проведение технологического аудита на этом этапе предполагает выполнение следующих мероприятий:
      • определение технической/технологической возможности реализации проекта;
      • анализ оптимальности основных технических/технологических решений и их соответствия современной международной практике;
      • анализ бизнес-плана проекта и расчета экономической эффективности;
      • анализ технологических и рыночных рисков реализации инвестиционного проекта, SWOT — анализ.

    Проведенный на данном этапе технологический аудит завершается разработкой рекомендаций по оптимизации проекта (предложение альтернативных технических/технологических решений).

    • 2 этап — подготовка проектно-сметной документации для прохождения государственной экспертизы инвестиционного проекта. На данном этапе аудиторские мероприятия включают:
      • анализ достаточности и полноты проектно-сметной документации;
      • анализ соответствия конструктивных и технологических проектных решений требованиям, предусмотренным Техническим заданием, а также действующими ГОСТ, СНиП и другими регламентирующими строительство актами;
      • анализ соблюдения требований энергоэффективности и экологической безопасности объекта в соответствии с разработанными в проектной документации конструктивными и технологическими решениями;
      • анализ плана-графика проекта.

    Проведенный на стадии подготовки документации технологический аудит обеспечивает успешное прохождение государственной экспертизы. В составленном заключении Исполнитель укажет на имеющиеся недоработки и даст соответствующие рекомендации.

    • 3 этап — возведение/реконструкция объекта согласно инвестиционному проекту. Аудиторская проверка на этом этапе предусматривает:
      • финансово — техническую экспертизу способов реализации инвестиционного проекта;
      • проверку целевого расходования средств (в т.ч. бюджетных), выделенных на строительство, проверку соответствия стоимости и качества завершенных работ заключенным договорам, анализ рисков отклонения от бюджета и запланированных показателей;
      • проведение технологического аудита на предмет соответствия производимых работ на объекте проектным требованиям и условиям рабочей документации, техрегламентам, результатам инженерных изысканий, требованиям ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка);
      • проверку исполнения требований регламентов энергоэффективности завершенного объекта согласно условиям проектной документации;
      • оценку рисков и составление Исполнителем рекомендаций о доработке инвестиционного проекта.
    • 4 этап — после сдачи готового объекта в эксплуатацию. Технологический аудит и экспертная оценка стоимости объекта включают:
      • анализ соответствия эксплуатационных показателей объекта параметрам Технического задания на проектирование;
      • проверку соответствия выполненного проекта утвержденной проектно-сметной документации;
      • проверку целевого расходования средств (в т.ч. бюджетных), выделенных на возведение/реконструкцию объекта, проверку соответствия стоимости произведенных работ договорам и соглашениям, анализ рисков несоблюдения бюджета и отклонения от запланированных параметров;
      • анализ соответствия выполняемых работ на объекте требованиям рабочей и проектной документации, техрегламентам, результатам инженерных изысканий, требованиям ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка);
      • проверку соблюдения регламентов энергоэффективности завершенного строительством объекта в соответствии с условиями проектной документации;
      • анализ экологической эффективности объекта в эксплуатационном режиме;
      • предоставление Исполнителем мотивированных рекомендаций по повышению эффективности инвестиционного проекта.

    Компания SEVERIN DEVELOPMENT оказывает услуги технологического и ценового аудита (ТЦА) с точным соблюдением законодательных и нормативно-правовых актов, Постановлений и директив Правительства РФ.

    Что такое технический аудит предприятия?

    • I этап — не менее 30 (Тридцати) календарных дней;
    • II этап — не менее 30 (Тридцати) календарных дней;
    • III этап — не менее 45 (Сорока пяти) календарных дней;
    • IV этап — не менее 45 (Сорока пяти) календарных дней.

    Если раньше книгохранилища предоставляли только доступ читателей к информации внутренних фондов, то сегодня благодаря задействованию новых информационных технологий обеспечивают доступ к внешним.

    Сегодня сотруднику читальни не достаточно знать точного места расположения того или иного издания на полках внутреннего фонда, ведь в его распоряжении миллионы таких полок виртуального мирового хранилища. По этой причине параллельно с оснащением книгохранилищ осуществляется и повышение уровня сотрудников с тем, чтобы они в совершенстве владели технология поиска и обработки электронной информации.

    • Сейчас
    • Вчера
    • Неделя
    • Сутки
    • Неделя
    • Месяц

    Технический аудит может серьезно отличаться в зависимости от того, по отношению к какой категории объектов он проводится. Поэтому каждый из наиболее распространенных видов технического аудита следует рассмотреть более подробно по отдельности. Ведь каждый из них имеет свои тонкости и нюансы проведения и проводится для своих четко определенных целей.

    Данный вид технического аудита предполагает оценку состояния недвижимости в виде как части здания, так и сооружения целиком или даже всего комплекса сооружений на определенной территории или принадлежащих определенному собственнику. Проведение технического аудита зданий предполагает в первую очередь оценку состояния имеющейся недвижимости и принятие решения о необходимости проведения каких-либо модернизационных или реконструкционных работ.

    Также, в рамках аудита оценивается соответствие зданий установленным нормативам — как строительным, так и санитарно-гигиеническим. Особенно актуальным проведение подобных экспертных работ может быть в том случае, если изменились какие-либо законодательные нормативы или правила, и имеется риск нарушения новых требований закона в отношении помещений.

    Проведение технического аудита зданий обычно является наиболее сложной процедурой, требующей значительного количества специфических навыков в сфере строительства, архитектуры и проектирования. Поэтому возлагать его на силы самого предприятия может быть логично только в том случае, если непосредственно строительные и архитектурные работы являются одним из основных видов деятельности компании, а в ее штате есть достаточно квалифицированные сотрудники и необходимое оборудование, чтобы максимально полно оценить качество имеющихся сооружений.

    За счет развития современных технологий, можно сказать, что техническому аудиту могут подлежать не только сугубо материальные объекты, но также и электронные. Например — интернет-сайт предприятия или же какие-либо иные программные продукты. В случае с техническим аудитом сайта, проводится исследование основных показателей, связанных с его работой.

    Технический аудит сайта обычно включает в себя поиск имеющихся уязвимостей, оценку пропускной способности сайта и его скорости загрузки для конечных пользователей, а также экспертизу множества иных технических показателей работы портала.

    Следует понимать, что помимо технического аудита, сайт может подвергаться и иным видам экспертиз. Например, в сфере пользовательского интерфейса или поискового продвижения — каждый из видов аудита сайта призван максимально полно оценить какой-либо один аспект деятельности интернет-представительства компании.

    Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

    Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *