Пеня для заказчика не может быть выше в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пеня для заказчика не может быть выше в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Особенности начисления неустойки и пеней по 44-ФЗ в 2021 году

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Поставщики не обязаны платить штрафы за неисполнение контракта, если после поставки товаров ненадлежащего качества заменят его на товары, которые соответствуют условиям контракта. В таком случае заказчик может начислить только пеню за нарушение сроков поставки, если поставщик их нарушил.

Именно такая позиция сейчас складывается в судебной практике. Решение по спору между поставщиком мягкого инвентаря и городским центром соцобслуживания еще раз это подтверждает.

44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:

  • дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
  • мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.

30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл. № 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются. Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.

Важный момент! К малозначительным правонарушениям будут применяться предупреждения.

В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.

Статья в новом КоАП

Ответственность (за что предусмотрен штраф)

28.1 За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика
28.2 За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок
28.3 За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ
28.4 За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки
28.5 За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры
28.6 За нарушение порядка заключения, изменения контракта
28.7 За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ
28.8 За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц
28.10 За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ
28.11 За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа
28.12 За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ
28.13 За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ
28.14 За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности
28.15 За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ
28.16 За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу
28.17 За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ
28.18 За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу
28.19 За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении
28.20 За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере

При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:

  • Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
  • Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.

Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:

  • Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
  • Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).

В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:

Исполнитель
Пени С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.

Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.

Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб.

Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп.

Штрафы Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):

· 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.;

· 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.;

· 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.;

· 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.;

· 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.;

· 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.;

· 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.;

· 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб.

Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб.
Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:

· 10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы:

· 10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.;

· 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб.

За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ.
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:

· 1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.;

· 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.;

· 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.;

· 100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше.

Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Важный момент! Если было доказано действие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, штраф назначен не будет.

О приостановлении начисления пени и ограничений до 01.01.2021

Кроме штрафов, установленных договором по 44-ФЗ и на этапе исполнения, предусмотрена административная ответственность по 44-ФЗ как для заказчика, так и для исполнителя. Она регулируется статьями КоАП РФ. Основной вид наказания при несоблюдении положений 44-ФЗ — штраф.

Некоторые несоблюдения приведут к тому, что участник будет дисквалифицирован. Например, совершение действий, которые повлекли нарушение условий договора с причинением значительного вреда (ст. 7.32 КоАП РФ).

Такие санкции вправе устанавливать специализированные ведомства в области контроля закупок — ФАС РФ и его территориальные подразделения и орган контроля, созданный в каждом регионе (помимо УФАС).

Ниже приведена исчерпывающая таблица штрафов. Чтобы избежать путаницы, следует помнить, что вся информация систематизирована по статьям КоАП.

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 4 июля 2018 года N 783

Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом *

(с изменениями на 26 апреля 2020 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 года N 591..

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее — списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 года N 591.

2. Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:

а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;

б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 года N 591.

3. Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 года N 591.

а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом «в» настоящего пункта;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 года N 591.

Приложение

к Правилам осуществления заказчиком

списания сумм неустоек (штрафов, пеней),

начисленных поставщику (подрядчику,

исполнителю), но не списанных

заказчиком в связи с неисполнением

или ненадлежащим исполнением

в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств,

предусмотренных контрактом
(В редакции, введенной в действие
с 27 апреля 2020 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 апреля 2020 года N 591. —
См. предыдущую редакцию)

УВЕДОМЛЕНИЕ N _______

о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) по контрактам

Коды

от «___» ________ 20___ г.

Дата

Наименование заказчика

ИНН

COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Утром он выступил по дистанционным каналам связи с развернутым комментарием к изменившимся, в связи с пандемией, правилам исполнения государственных и муниципальных контрактов по настоянию ТПП РФ.

Вице-президент ТПП Елена Дыбова, провела традиционно вебинар, где отметила, что во многих регионах страны самоизоляция является мерой рекомендательной и не все губернаторы издали указы о введении ограничений на работу и передвижение по территории. «Где-то уже сейчас начинают возникать проблемы: губернаторы рекомендовали выйти в режим самоизоляции, но акта нет, а есть кордоны. У бизнеса нет жесткого запрета, а есть просто рекомендация», — сказала она, давая понять, что это создает серьезные риски для бизнеса, занятого исполнением госконтрактов.

— 3 апреля вышло совместное письмо Минфина РФ, МЧС и ФАС РФ о том, что распространение коронавирусной инфекции нового типа носит чрезвычайный и непреодолимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Теперь взимание штрафов невозможно, — объявил Готовцев. По его словам, с введением этой нормы поставщики освобождаются от уплаты неустойки, штрафов и пеней по текущим контрактам, если докажут, что задержка произошла вследствие «вирусного форс-мажора».

Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки

Важным послаблением станет возможность переноса сроков исполнения контрактов и изменения его стоимости. По словам Дмитрия Готовцева, цену контракта теперь можно изменять в пределах до 30% (а не 10%, как раньше). «Но здесь меняется не цена единицы, а объем», — подчеркнул он. При этом чиновник Минфина высказал сомнение в том, что цены на материалы выросли в два раза, как утверждают поставщики. «Не думаю», — отозвался он на соответствующую реплику Дыбовой. Говоря же о сроках исполнения госконтракта, он сообщил, что при возможности расчет ведется исходя из календарных дней (без учета рабочих и нерабочих дней).

Почему это важно? Елена Дыбова пояснила, что госконтракты, например, на поставку продовольствия для школьного питания являются долгосрочными, но из-за коронавируса у заказчика отпала необходимость кормить школьников. Что делать? Куда девать, скажем, яйца, которые курицы-несушки продолжают нести? «Пусть яйца отправляются не школу, а в магазин», — посоветовал представитель Минфина. По его словам, заказчик вправе расторгнуть договор, но на деле обе стороны должны решить этот вопрос между собой. Минфин РФ же задает общие правила урегулирования отношений.

Отвечая на вопрос об оплате уже исполненных работ по госконтрактам, Готовцев заявил, что заказчик не вправе задерживать выплаты, ссылаясь на коронавирус. По его словам, эти деньги зарезервированы в бюджете. «Отговорка на вирус не выдерживает никакой критики», — подчеркнул он, напомнив, что для подрядчиков МСП этот срок составляет 15 дней с момента подписания актов, а для других — 30 дней.

Еще одной новеллой стало освобождение бизнеса от необходимости вносить на депозит обеспечение по госконтракту. Правда, только в том случае, если не требуется внесение аванса. По словам Дмитрия Готовцева, отказаться от обеспечения по остальным госконтрактам не представляется возможным, но он допустил возможность уменьшения размера обеспечения (сейчас 30% от стоимости контракта). Так что бизнесу придется все равно хранить деньги на депозите, отвлекая их от оборота. Зато Минфин разрешил во время пандемии проводить закупки без предварительного отбора поставщика.

Какие госконтракты прекращены? По словам Готовцева, их расторжение произошло в двух сферах — это организация отдыха детей в санаториях и проведение выставочных мероприятий. Во всех остальных областях контракты приостановлены.

Обобщая сказанное, Елена Дыбова высказала благодарность Минфину за оперативные решения. «Вы предотвратили коллапс в системе госзакупок. Бизнес мог бы утонуть в судебных разбирательствах» , — резюмировала она. Напомним, что еще 20 марта, на совещании президиума координационного совета по коронавирусу, премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил «решение, которое позволит смягчить негативные последствия от эпидемии», а именно прекратить штрафовать исполнителей по госконтрактам, если они нарушили свои обязательства.

Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.

Летом 2020 года начали действовать основные поправки к Закону № 44-ФЗ, которые серьёзно повлияли на работу компаний. Чтобы вы не допустили ошибок при проведении закупок, заключении контрактов и их исполнении, эксперт-юрист Ксения Антоновская ответила на наиболее актуальные вопросы по теме.

Поправки закрепили предельный срок, в который заказчик должен вернуть исполнителю денежные средства, внесённые в качестве обеспечения исполнения контракта. Срок возврата не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП и СОНКО – 15 дней. Конкретный срок нужно по-прежнему указывать в контракте.

  • признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации;
  • признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе.

Расчет неустойки (пени) по контракту 44-ФЗ. Пример 2020 г.

Сторонам надлежит исполнять все условия, предписанные договорными отношениями. Исполнителю — вовремя поставить товар, выполнить работу или оказать услугу, а заказчик обязан рассчитаться с ним в установленный срок. Если заказчик и поставщик не выполняют подписанные договоренности — это просрочка исполнения обязательств по контракту 44-ФЗ, что обязывает виновника выплатить пострадавшей стороне денежную компенсацию.

Для поставщика другие правила расчета неустойки. Если он ненадлежащим образом исполнил обязательства, ему вменяется штраф — фиксированная сумма, которая устанавливается договором. Пеня исчисляется за просрочку выполнения обязанностей. Расчет пени для поставщика ведется по тем же принципам и по той же формуле, что и для заказчика.

В соответствии с нормами статьи 34 закона 44-ФЗ, в договор в обязательном порядке включаются нормы, регулирующие удержание неустойки из суммы контракта 44-ФЗ. Штраф — это фиксированная денежная сумма, определенная договором и взыскиваемая в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, кроме просрочки. Пеня начисляется в случае просрочки и представляет собой определенный процент от стоимости невыполненных обязательств, умноженной на количество дней просрочки.

Пример 2. Товар не поставлен в срок, и заказчик расторгнул договор в одностороннем порядке. Заказчик имеет право взыскать и пени за каждый день просрочки, рассчитанной до даты расторжения договора, и штраф за невыполнение обязательств (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утв. Презид. Верх. Суда РФ 28.06.2017).

Пример 4. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ. Позиция судов и контролирующих органов противоречива (Постановление Арбитражного суда Волого-Вятского округа от 28.03.2016 по делу № А38-4251/2015, Письмо Минэкономразвития России от 15.02.2016 № Д28и-416). Представляется, что в случае, если в банковской гарантии прописано обеспечение обязательств по выплате неустойки, а подрядчик отказывается его выполнить, заказчик вправе предъявить такое требование к банку-гаранту.

7.2. Помимо информации об объекте закупки, ИКЗ, объеме финансового обеспечения, сроках и периодичности закупки, в плане-графике будут содержаться включаемые в настоящее время в план закупок сведения об обязательном общественном обсуждении закупок, а также иные сведения, которые будут определены соответствующими актами Правительства РФ.

Соответствующее полномочие органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о контроле обоснованности закупок также будет исключено. При этом будет скорректирован вызывающий правовую неопределенность срок выдачи предписаний такими органами контроля: они должны будут выдаваться до окончания срока подачи заявок, а не до начала закупки (как указано в действующей редакции, что вызывает разночтения).

Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.

У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.

НМЦК, руб. Менее 3 млн 3-50 млн 50-100 млн 100 млн и выше
Штраф, руб. 1 000 5 000 10 000 100 000

Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.

В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.

Статья КоАП Вид нарушения Сумма штрафа
ч.1 ст.7.29 Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ 30 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29 Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ 50 000 руб. — на должностное лицо
ч.2 ст.7.29.3 Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта) 10 000 руб. — на должностное лицо
ч.3 ст.7.29 Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено 30 000 руб. — должностное лицо
ч.1.4 ст.7.30 Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований 15 000 руб. — на должностное лицо;
50 000 руб. — на юрлицо
ч.3 ст.7.30 В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ 50 000 руб. — надолжностное лицо;
500 000 руб. — на юрлицо
ч.4 ст.7.30 Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:

  • порядок рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений
  • требования к участникам закупки
  • требования к размеру обеспечения заявок на участие
  • требования к размеру и способам обеспечения исполнения контракта
  • требования о предоставлении документов, не предусмотренных 44-ФЗ

Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:

  1. Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
  • штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугода до трёх лет
  • принудительные работы на срок до пяти лет
  • лишение свободы сроком до семи лет
  1. Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
  • штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
  • лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет

Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:

  • штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
  • лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет

Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.

  • Наименование документа – указывается, как правило, претензия или досудебная претензия.
  • Адресат – лицо, которому адресуется претензия;
  • Адресант – лицо, от имени которого составляется претензия;
  • Основание возникновения претензии – договор (соглашение сторон) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с которым у Адресата возникли обязательства перед Адресантом.
  • Требование Адресанта – конкретное требование Адресанта к Адресату в соответствии с условиями договора или законодательства РФ. Например, устранение недостатков или замена товара и т.п.
  • Срок выполнения требования – должен быть указан конкретный, разумный и обоснованный срок на выполнение требования, указанного в претензии, по истечении которого Адресант имеет право обращаться в суд.
  • Подпись уполномоченного лица – претензия должна быть подписана уполномоченным лицом Адресанта, как правило руководитель организации Адресанта или лицо, которому делегированы такие полномочия руководителем.
  • Банковские реквизиты Адресанта – должны быть указаны, если требование касается перечисления денежных средств, например, возврата аванса или уплата неустойки (штрафа, пени).
  • В случае выставления пени, необходимо указать расчет такой пени.

Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.

  1. Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.
  • по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:

Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов.

Расчет пени по 44-ФЗ

Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность.

  • допущена ли просрочка исполнения обязательств, и сколько дней она составляет. Данный показатель необходимо определить, так как он ложится в основу расчета пеней по контракту;
  • были ли нарушения других обязательств по контракту со стороны исполнителя, которые делятся на нарушения обязательств стоимостного и нестоимостного типа.

Ответственность сторон по 44-ФЗ: штрафы и пени

  • 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5 000 рублей при цене контракта в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10 000 рублей, если цена контракта в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100 000 рублей при цене контракта от 100 миллионов рублей.
  • 10% при условии, что цена подписанного контракта не превышает 3 миллиона рублей;
  • 5% при цене, находящейся в диапазоне от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1%, если цена в диапазоне от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 0,5% при цене в диапазоне от 100 до 500 миллионов рублей;
  • 0,4% — если цена контракта от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей;
  • 0,3% при цене в диапазоне от 1 до 2 миллиардов рублей;
  • 0,25% при цене от 2 до 5 миллиардов рублей;
  • 0,2%, если цена в диапазоне от 5 до 10 миллиардов рублей;
  • 0,1% при цене контракта, превышающей 10 миллиардов рублей.

Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

  1. Установите в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК. Учтите, что включение в проект контракта ссылки на Правила из Постановления № 1042 вместо установления размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (письмо Минфина России от 09.11.2021 № 24-03-07/73931).
  2. Предусмотрите оговорку на случай, если торги пойдут на повышение, — это не массовая практика, но в теории возможно на любом аукционе, чтобы вы не закупали. В случае с аукционом речь может пойти о повышении. Если участники закупки, поступательно снижая цену, дойдут до 0,5 от НМЦК или ниже, то торги пойдут на повышении. Это будет продолжаться, пока ценовые предложения участников не прекратятся или не достигнут 100 млн. рублей. Для таких случаев есть система градации штрафов, которую надо перенести в свой контракт.

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках. В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки. Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

Правомерен ли зачет неустойки против основного долга?

Необходимо прояснить и вопросы, связанные с мораторием на поверку счетчиков, говорится в письме НП «ЖКХ Контроль». Нужно определить случаи, при которых истекший срок поверки, начиная с 1 января 2021 года, не приведет к начислению платы за коммунальные услуги по нормативу с применением повышающего коэффициента.

Также стоит установить, что отсчет трехмесячного интервала расчета платы по усредненным показаниям с индивидуальных приборов учета начинается с 1 января 2021-го.

Если счетчик вышел из строя до этого срока (истек межповерочный интервал), показания с него при начислении платы за коммуналку не принимаются. Первые три месяца, если не проведена поверка, расчеты производятся по среднему потреблению гражданина в предыдущие месяцы. Затем — по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5 (по постановлению правительства России № 354), пояснила Светлана Разворотнева.

Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1

В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года.

Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги.

Положения федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки».

Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей).

Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются.

Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

Закупка будет проходить в следующем порядке.

Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать.

Предварительное предложение должно будет содержать в себе:

  • наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара;
  • документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ);
  • единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей;
  • цену (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • минимальное и (или) максимальное количество товара, предлагаемое участником закупки к поставкам;
  • наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов) по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;
  • минимальный (минимальные) срок (сроки) и (или) максимальный (максимальные) срок (сроки) поставки товара;
  • информацию и документы, которые участник обычно подает для участия в конкурентных способах закупок (например, декларация соответствия единым требованиям и др).

Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки.

В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки.

Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя.

В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен.

Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах.

Ответственность в рамках исполнения государственных заказов по 44-ФЗ наступает и для организаторов торгов, и для их участников вне зависимости от формы проведения закупочной процедуры.

Различают два вида материальной ответственности, предусмотренные законодательством:

  1. Штрафы имеют фиксированную сумму установленную законодательством и назначаются за конкретные виды правонарушений во время исполнения контракта.
  2. Пеня начисляется исключительно по факту просрочки исполняемых контрактных обязательств и составляет 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ. Для расчета данной неустойки удобнее всего использовать специальный калькулятор.

Что касается штрафов, то есть несколько категорий с соответствующими суммами:

  • неисполнение обязательств по госконтракту предусматривает штрафы от 0,1 до 10 процентов в зависимости от суммы его стоимости;
  • неисполнение обязательств по госконтракту заключаемому в «минус», если его сумма не превышает НМЦК, предусматривает от 1 до 10 процентов в зависимости от суммы НМЦК;
  • если сумма превышает НМЦК, то те же самые проценты рассчитываются от цены контракта (ЦК);
  • для участников СМП и СОНКО предусмотрен штраф в размере 1 процента, но не менее 1000 и не более 5000 рублей;
  • при выполнении строительно-монтажных и реконструкционных работ и ненадлежащем исполнении контрактных обязательств предусмотрен штраф в 5 процентов от их стоимости;
  • в случае если контракт не имеет стоимостного выражения, предусмотрен штраф от 1000 до 100000 рублей в зависимости от его цены;
  • если не были привлечены субъекты СНП и СОНКО в требуемом законодательством объеме, предусмотрен штраф в размере 5 процентов от стоимости такового объема привлечения.

Ниже представлена полная таблица, где указаны все имеющиеся штрафы по 44-ФЗ как для организатора, так и для участника в лице поставщика/подрядчика.

Помимо материальных штрафов могут быть дополнительно применены иные меры, вроде внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков, либо запрет на проведение закупочных процедур. Данными видами санкций занимается федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Все нижеизложенные пункты базируются на статьях текущего КоАП РФ. В столбцах указаны виды правонарушений, регулирующая их статья, и сумма штрафа в рублях.

Штрафы за несанкционированный способ выбора победителя закупочной процедуры

Нарушение требований 44-ФЗ о методе отбора поставщика/подрядчика Часть 1 статьи 7.29 30 000
Иной способ определения победителя при реализации аукциона или конкурса с указанными критериями Часть 2 статьи 7.29 50 000
Организация конкурсов, не связанных с категориями, предусмотренными в требованиях 44-ФЗ Часть 2.1 статьи 7.29 50 000
Нарушение порядка или сроков информирования органов контроля о возможности подписания контракта с единственным поставщиком Часть 2.1 статьи 7.29 50 000
Проведение закрытых торгов или указание произвольных условий данной процедуры, не согласованных с контролирующим органом при исполнении гособоронзаказа Часть 3 статьи 7.29 от 30 000 до 50 000
Нарушение критериев определения цены для единственного поставщика по ходу исполнения гособоронзаказа Статья 7.29.1 от 30 000 до 50 000
Указание в план-графике позиций, которые не установлены действующими требованиями законодательства РФ, а также позиций с нобоснованной ценой Часть 1 статьи 7.29.3 от 30 000 до 50 000

Штрафы за несоблюдение установленных норм проведения торговых закупок

Нарушения, связанные с формой обоснования НМЦК Часть 2 статьи 7.29.3 10000
Нарушение условий общественного обсуждения или его отсутствие Часть 3 статьи 7.29.3 30000
Нарушение сроков утверждения и публикации в ЕИС планов закупок и планов графиков Часть 4 статьи 7.29.3 от 5000 до 30 000
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для проведения конкурса или аукциона до двух и более двух дней Части 1 и 1.1 статьи 7.30 от 5000 до 15000 и от 30000 до 100000
Нарушение сроков отправления в ЕИС документов, требуемых для запроса котировок и предложений, а также закупок у единственного поставщика до одного и более одного дня Части 1.2 и 1.3 статьи 7.30 от 3000 до 10000 и от 15000 до 50000
Неверное размещение информации о разъеснении положений конкурса или аукциона, а также окончательного решения Часть 1.4 статьи 7.30 от 15000 до 50000
Нарушения, связанные с отправкой в ЕИС данных о закупке, проводимой ранее чем за 10 дней до внесения в план-график либо не внесенной в него, а также закупки, не устранившей нарушения в полученном предписании Части 1.5, 1.6 и 1.7 статьи 7.30 30000
Отклонение заявки, отказ в допуске к аукциону при соответствии участника правиалам, а также вскрытие конвертов раньше срока окончательного приема заявок Часть 2 статьи 7.30 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000
Нарушение составляения протокола в процессе определения поставщика Часть 2.1 статьи 7.30 10000
Неразмещение в ЕИС документов, требуемых по 44-ФЗ Часть 3 статьи 7.30 от 50000 до 500000
Установка собственных порядков расмотрения заявок, суммы обеспечения, требуемых от участника документов Часть 4 статьи 7.30 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30000
Установка к товарам и услугам требований, не предусмотренных правилами 44-ФЗ Часть 4.1 статьи 7.30 1% от НМЦК, но не менее 10000 и не более 50000
Утверждение закупочной документации с нарушением требований Часть 4.2 статьи 7.30 3000
Отмена заявок в процедуре по основаниям неуказанным 44-ФЗ либо допуск к процедуре несоотвествующих заявок Часть 6 статьи 7.30 5% от НМЦК, но не более 30000
Объявление победителя с нарушением правил Часть 7 статьи 7.30 50000
Нарушение установленных сроков приема направляемых заявок или определения выигравшего заявления Часть 8 статьи 7.30 30000
Нарушение объемов закупок у СНП и СОНКО по истечению календарного года Часть 11 статьи 7.30 50000
Нарушение сроков подписания требуемых протоколов при проведении закупочной процедуры до двух и более дней Часть 13 и 14 статьи 7.30 от 3000 до 30000
Нарушение срока публикации закупочной процедуры уполномоченным заказчиком гособоронзаказа Часть 15 статьи 7.30 От 30000 до 50000

Штрафы при занесении участника закупок в реестр ФАС

Предоставление заведомо ложных данных на участника в орган ФАС Часть 1 статьи 7.31 50000
Уклонение или несвоевременное/неполное предоставление данных о нарушающем закон участнике Часть 2 статьи 7.31 20000

Что такое неустойка? Это особый вид штрафных санкций, который взыскивается с нарушителя за невыполнение условий достигнутых договоренностей. Данная санкция — это метод воздействия не только на контрагентов и недобросовестных заказчиков. Взыскать штраф можно по любому соглашению, в том числе по ОСАГО, алиментам, кредитным и ипотечным займам, договорам долевого строительства и прочим документам.

Данная санкция имеет следующие характеристики:

  • сумма рассчитывается в денежной форме и может быть выплачена в пользу потерпевшей стороны как штраф, пеня или иная денежная компенсация, причем денежная компенсация может быть заменена имущественной формой взыскания;
  • штрафная мера начисляется по причине неисполнения достигнутых договоренностей, которые закреплены в действующих договорах, либо по причине ненадлежащего (неполного) исполнения обязательств, например, сторона нарушила срок поставки или оплаты;
  • взыскание штрафной санкции не освобождает стороны контракта от исполнения принятых на себя обязательств, то есть даже после оплаты неустойки обязательства должны быть исполнены либо договор должен быть расторгнут в соответствующем порядке;
  • взыскание санкции может проводиться как в добровольном, так и в принудительном порядке: если нарушитель не погасил неустойку, ее можно взыскать в судебном порядке.

Вывод: неустойка применяется в виде метода воздействия на нарушителя — наказание рублем за нарушение условий договоренностей.

Порядок и размер взысканий с нарушителей договоренности во многом зависит от вида установленного наказания. Выделяют два основных вида:

  1. Законная — это вид принудительной меры, размер которой установлен на законодательном уровне. Однако ее размер может быть увеличен при обоюдном согласии сторон.
  2. Договорная — такой вид взысканий определяется в момент составления договора, то есть заранее, обычно исчисляется в определенном соотношении к стоимости неисполненных обязательств.

В большинстве случаев применяется договорная санкция. Она начисляется за весь период просрочки, начиная с первого дня, следующего за днем, в котором обозначенные обязательства не были исполнены. Вплоть до дня полного погашения (исполнения) принятых обязательств.

Размер, а именно процент взыскания, определяется сторонами самостоятельно. Если положения договора не содержат конкретных значений, то применяются общеустановленные нормы:

1/300 от учетной ставки, установленной Центробанком РФ на день выявления просрочки.

За какой период начисляются пени в ЖКХ в 2021 году

Итак, одна из сторон контракта не исполнила свои обязательства в срок. Следовательно, уже на следующий день можно направить претензию с требованием об исполнении договоренностей и взысканием штрафных санкций. Откладывать подготовку претензии на долгое время не стоит, например, чтобы получить большую суммы к взысканию. Ведь суд может признать такое поведение неправомерным.

Если партнер отказывается исполнять предъявленные претензии, то можно обращаться в суд.

ВАЖНО! Направление претензионного письма — это один из этапов претензионного порядка, который требуется соблюсти при обращении в судебные инстанции.

В некоторых случаях суд может отказать в удовлетворении иска, сославшись на то, что компания не выставила претензий к партнеру, тем самым нарушив претензионный порядок, если иного не предусмотрено условиями договора.

Подготовьте документы для суда:

  • составьте исковое заявление;
  • оплатите госпошлину;
  • подготовьте подтверждающие документы (договор, претензии, расчет-начисление неустойки).

Участвуйте в судебном заседании, предъявляйте факты и доказательства. По итогам заседания получите исполнительный лист и передайте его судебным приставам.

Непогашенные суммы взысканий могут быть перепроданы третьим лицам либо оформлены в виде взаимозачетов. Например, выкуп неустойки широко распространен при нарушениях застройщиком сроков сдачи квартир по договорам долевого участия.

Сумму санкций можно уменьшить. Например, если в договоре заявлен неестественно высокий процент неустойки или же обязательства не исполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы. Также сумму наказания можно снизить, если размер санкции превышает сумму основного долга. Что делать в такой ситуации:

  1. Обозначьте факты. Например, срок оплаты был нарушен из-за незаконной блокировки банковских счетов. В подтверждение приложены претензии к банковской организации.
  2. Подготовьте ходатайство. В нем подробно опишите причины и обстоятельства, которые повлияли на просрочку.
  3. Направьте ходатайство партнеру. Лучше решить спор в досудебном порядке.

Если же решить проблему миром не удалось, то оформите ходатайство в адрес судебной инстанции, в котором будет рассматриваться данное дело.

ВАЖНО! Довольно часто суды снижают размер неустойки, которая гораздо выше суммы основного долга.

У потерпевшей стороны:

  • Дт 76 Кт 91.1 — сумма взыскания признана судом (сторонами) на основании исполнительного листа (претензии);
  • Дт 51 Кт 76 — деньги в счет погашения штрафной санкции поступили на расчетный счет.

У нарушителя:

  • Дт 91.2 Кт 76 — санкция признана на основании претензии, исполнительного листа;
  • Дт 76 Кт 51 — выставленная санкция перечислена в пользу потерпевшей стороны.

Казенные учреждения, заключая контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности сторон (заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (штрафа, пени) (п. 4, 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

При этом в случае просрочки исполнения обязательств по контракту устанавливаются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф (п. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Обратите внимание: перечень случаев, когда указанные выше требования могут не применяться, установлен в п. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе. Это случаи заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах условие об установлении и уплате неустойки в контракте не закрепляется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Юридический портал, 2021 | Все права защищены