Государственный оборонный заказ на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный оборонный заказ на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 11.08.2020 вступили в силу изменения в п. 1 ст. 8.8 275-ФЗ, которые внес Федеральный закон № 283-ФЗ от 31.07.2020. Этот закон расширил перечень лиц, которые допущены к ЕИС, содержащей информацию о расчетах по гособоронзаказу. С этой даты такое право получил Роскосмос.

С 29.02.2020 Федеральный закон № 20-ФЗ от 18.02.2020 уточнил перечень сведений, которые передает уполномоченный банк в ЕИС ГОЗ. Этот закон ввел требование о зачислении уполномоченным банком процентов за пользование деньгами, которые хранятся на отдельном счете, только на тот же отдельный счет.

На заседании коллегии Минобороны РФ обсудили ГОЗ-2021

Собрали в таблицу изменения в 275-ФЗ 2019 года.

01.01.2019

Действовала редакция закона о ГОЗ с изменениями, которые внес Федеральный закон № 263 ФЗ от 29.07.2018. Этот закон правил основные понятия гособоронзаказа. В частности, определение «уполномоченный банк», «отдельный счет». Уполномоченным банком становилась не только кредитная организация, которая выбрана головным исполнителем, но и банк, определенный правительством в рамках закона о ГОЗ. А к функциям отдельного счета добавляли операции, которые разрешены, по п. 16 ст. 8.4 закона о ГОЗ, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков.

Также изменения затронули основные обязанности исполнителя в рамках ст. 8 закона о ГОЗ. В частности, в обязанностях прописали, что головной исполнитель предоставляет госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта в случаях и порядке, которые установлены правительством.

08.01.2019

Вступил в силу Федеральный закон № 571 ФЗ от 27.12.2018. Он изменил ст. 6 закона о государственном оборонном заказе. Эту норму дополняли правилом о том, что закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

Подробнее об этом — «Изменились правила формирования и ведения плана закупок».

Подобрали актуальные статьи и разъяснения по теме закупок в рамках оборонного заказа:

  • «ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу»;
  • «Готовим ежемесячный отчет по гособоронзаказу».
  • страница1

1. Учет результатов ФХД организациями, выполняющими ГОЗ: сложные вопросы.

2.1. Раздельный учет контрактов по ГОЗ (обязательные требования и правила – Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №47).

  • Требование ведения раздельного учета контрактов по ГОЗ независимо от принятых в организации способов ведения учета.
  • Обязательность раздельного учета в целях ГОЗ отдельно по каждому госзаказу.
  • Обязательность подтверждения затрат по каждому заказу первично-учетной документацией.
  • Состав фактических затрат по ГОЗ. Группировка фактических затрат в аналитических регистрах. Порядок определения финансового результата по ГОЗ.

2.2. Новый состав затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ. Приказ Минпромторга РФ от 08.02.2019 №334.

Общие изменения.

  • Новый состав затрат распространяется не только на плановую, но и на фактическую себестоимость.
  • Увеличение состава затрат, включаемых в цену продукции.
  • Детализация ряда затрат, изменения структуры ряда затрат.
  • Детализация затрат по отдельным видам деятельности (НИОКР, сервис, утилизация).
  • Изменения обоснования ряда затрат.
  • Отмена согласования с заказчиком ряда затрат.
  • Изменения в составе затрат на материалы.
  • Детализация транспортно-заготовительных расходов.
  • Изменения в составе затрат на оплату труда.
  • Затраты на подготовку производства.
  • Затраты на специальную технологическую оснастку.

Специальные затраты.

  • Изменения в составе ОПР.
  • Изменения в составе ОХР.
  • Затраты на командировки.
  • Прочие прямые затраты.
  • Коммерческие затраты.
  • Проценты по кредитам.
  • Административно-управленческие расходы.

2.3. Порядок признания в составе затрат по ГОЗ расходов, осуществленных за счет собственных средств до заключения контракта.

  • Опережающие расходы по договорам с длительным технологическим циклом (Приказ Минпромторга России от 21.04.2017 №1270). Состав запасов, которые можно отнести к опережающим расходам. Требования к документальному подтверждению фактических опережающих расходов (Приказ Минпромторга России от 13.02.2017 №401).

2.4. Учетная политика в целях ГОЗ.

  • Распределение обязанностей по ведению раздельного учета между экономическими службами. Максимальное использование бухгалтерской информации для целей ведения учета по ГОЗ. Подготовка бухгалтерской информации для использования в целях ГОЗ (субсчета к счетам в разрезе идентификатора). Установление базы распределения накладных расходов в целях ГОЗ. Управленческие регистры по ГОЗ.
  • Элементы учетной политики организации для целей управленческого учета при выполнении ГОЗ.

2.6. Правила ведения раздельного учета результатов ФХД при банковском сопровождении в свете Постановления Правительства РФ от 04.05.2018 №543.

  • Обязательные требования к ведению раздельного учета по ГОЗ при банковском сопровождении контракта (Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 №27). Ресурсы контракта в рамках каждого ГОЗ (производственные и коммерческие затраты по ГОЗ; дебиторская и кредиторская задолженность; денежные средства; материальные запасы; имущественные права; ОС; НМА). Раздельный учет ресурсов контракта.

2.7. Правила заполнения отчета об исполнении ГОЗ при банковском сопровождении.

  • Нормативная база (приказы Минобороны России: от 08.10.2018 №554; от 19.11.2018 №670). Структура отчета. Группа показателей отчета, раскрывающих источники финансирования контракта и структуру использованных ресурсов (финансирование контракта; распределение ресурсов контракта; отгрузка товаров, выполнения работ, оказания услуг; привлечение ресурсов контракта; контрольное правило контракта; списание денежных средств с отдельного счета контракта).

2.8. Особенности казначейского сопровождения контрактов по ГОЗ. Нормативная база казначейского сопровождения в сфере ГОЗ на 2021 год:

  • Нормативно-правовая база казначейского сопровождения в сфере ГОЗ. ПП РФ от 25.12.2019 № 1819 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
  • Порядок открытия лицевых счетов.
  • Режим лицевого счета. Разрешенные операции с лицевого счета.
  • Санкционирование расходов при казначейском сопровождении. Порядок санкционирования расходов в соответствии со Сведениями об операциях с целевыми средствами. Приказ Минфина России от 08.12.2017 № 220н. Новая форма Сведений об операциях с целевыми средствами, действующая с 01 апреля 2019 года
  • Порядок приостановления и отказа в проведении операции при казначейском сопровождении
  • Особый порядок ведения раздельного учета финансовых результатов по ГОЗ в свете Приказа Минфина России от 25.12.2019 № 255 Н

2.9. Правила ведения раздельного учета по ГОЗ при казначейском сопровождении:

  • Приказ Минфина РФ от 10.01.2019 №4н;

2.10. Административная ответственность в сфере ГОЗ:

  • за нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении ГОЗ;
  • за нарушение нормативов списания расходов по каждому госконтракту;
  • за необоснованное завышение цен по ГОЗ;
  • за нарушение требований о ведении раздельного учета.
  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Написать комментарий

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.

Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Как вести учёт по гособоронзаказу в 2021 году

ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.

Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.

Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).

Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:

  • открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
  • предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
  • подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).

В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.

Идентификатор применяется для определения контрактов и расчетов по ним. Это особый 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется в течение всего срока действия договора. Идентификационный код формируется в порядке, определенном в Приказе Казначейства РФ от 09.01.2018 г. № 5н. Предприятия, занимающиеся реализацией товаров в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ, должны указывать этот код в счетах-фактурах.

Допустим, у вашего заказчика наступил срок оплаты аванса, или он хочет оплатить работу на основе предоставленного вами акта выполнения работы.

Заказчик в личном кабинете «Электронного бюджета» формирует платежное поручение на перечисление. Центр специализации ФК осуществляет санкционирование проводимой оплаты, проверяет остаток целевых средств на лицевом счете заказчика, проверяет документы-основания.

Если контроль пройден успешно, то через платежный центр ФК осуществляется передача платежных документов в банк для исполнения. После зачисления средств банком, проводится анализ и зачисление денег на соответствующий раздел вашего лицевого счета.

Важный момент! Если на момент зачисления вы еще не открыли соответствующий раздел лицевого счета под контракт, или заказчик в назначении платежа, в реквизитах допустил ошибку, то средства будут зачислены на ваш лицевой счет, но без отнесения к разделу.

Для использования таких средств необходимо их уточнить, предоставив уведомление об уточнении операций клиента. Кроме этого, использование средств возможно только после регистрации сведений об операциях с целевыми средствами.

Если перечисление осуществляется в рамках одного платежного центра, то платеж проходит почти моментально, и вы можете получить выписку по лицевому счету или воспользоваться режимом онлайн просмотра остатка в личном кабинете «Электронного бюджета». Для этого используйте простую систему фильтров на сайте.

Таким образом, сталкиваясь с федеральным казначейством и необходимостью осуществления операций через лицевой счет, вы будете выполнять 3 основные операции:

  • открывать лицевой счет и разделы по нему;
  • предоставлять сведения об операциях с целевыми средствами;
  • проводить кассовый расход за счет поступлений от заказчика или полученного казначейского обеспечения обязательств.

По всем операциям можно настроить в личном кабинете оповещения на электронную почту о статусах обработки документов или поступления платежа на ваш лицевой счет. Будьте в курсе всех операций по вашему лицевому счету в ФК.

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Коллегия Минобороны рассмотрит проект гособоронзаказа на 2021 год

— Расходы на оборонку в новом бюджете запланированы больше, чем в текущем году, несмотря на падение доходов из-за пандемии. Почему правительство не отказывается от этих расходов?

— Последние годы правительство не тратит меньше 3 трлн рублей на нацоборону и 2 трлн рублей — по статье «Национальная безопасность», откуда финансируются закупки Росгвардии. Это неудивительно. Во-первых, военным собираются немного проиндексировать зарплату. Во-вторых, и это главное, половина бюджета у нас идет на закупку вооружений. В этом году государство гасило невозвратные кредиты военно-промышленного комплекса (ВПК), что увеличивает суммарные расходы на оборону. То же самое мы увидим в 2021 году. С учетом необходимости гасить кредиты, у нас расходы на закупку вооружений будут даже больше половины общего бюджета на оборону. Правительство не может опустить расходы ниже указанного уровня, потому что иначе начинают «сыпаться» промышленные компании, завязанные на гособоронзаказ.

— Почему траты не падают — понятно, но зачем увеличивать эти расходы?

— В этом году произошло сильное ослабление рубля, и это влияет на ВПК. Несмотря на импортозамещение, значительная часть военной продукции производится с использованием импортных компонентов, в первую очередь в части электроники. Мы закупаем ее за валюту, иногда даже в обход санкций. И если в 2019 году у нас доллар стоил 60 рублей с копейками, а сейчас стоит 80 рублей, то правительству придется тратить больше денег на оборону для балансирования системы ВПК, в которой работают 2 млн человек непосредственно в России, и для поддержания лояльности силовиков, которых только в Минобороны 1,5 млн человек.

— В бюджете на следующий год впервые с начала 2010-х годов расходы по статье «Национальная экономика» больше, чем расходы на оборонку. Означает ли это, что тренды меняются?

— Это не перелом тренда. Значительная часть расходов на нацэкономику идет на ВПК: строительство новых цехов, модернизацию и переоборудование заводов. Перенос денег из одной статьи в другую — это бухгалтерия, чтобы у людей не было вопросов, почему, несмотря на общее падение доходов, мы все еще продолжаем клепать танки и ракеты. Для этого часть расходов нужно переквалифицировать. Условно, сегодня мы закупаем у «Уралвагонзавода» меньше танков, но заставим купить больше вагонов. Таким образом ВПК поддерживают за счет нескольких статей и тратить ниже определенного предела не получится.

— Зачем федеральному бюджету нести эти расходы, если деньги можно было бы потратить на социальную программу и помощь гражданам?

— Траты на закупку вооружения на уровне 1,5 трлн рублей и ниже страна, по большому счету, не может тратить. Если вы прекращаете закупку Су-34, начинает сыпаться Новосибирский авиационный завод, где их делают, когда прекращаете покупку БМП — сыпется Курганский машиностроительный завод, и так далее. И начинают придумывать контракты: дают Мотовилихинскому заводу в Перми программу модернизации, курганскому заводу «Ростех» начинает давать какие-то задачи в рамках холдинга. В Новосибирске говорят: «Ну, нам нужны еще Су-34, давайте их закупим». А нужны ли они реально для задач Минобороны — это вопрос.

Эти траты поддерживают уровень занятости граждан. Если 500 человек уволить в региональном центре — это большая проблема, проблема уровня губернатора. Ипотеки посыпались, семьи остались без дохода. Сфера услуг начинает скукоживаться. И у вас получается замкнутый круг проблем.

А что будет при сокращении трат на оборонку, когда у вас 2 млн человек суммарно заняты на ВПК? А с членами их семей, а со сферой услуг?

Люди в Омске уволятся — куда они поедут? На переезд денег нет, а ездить на заработки до соседних городов невозможно, это огромное расстояние. Вот и приходится правительству поддерживать ВПК и решать проблемы каждого конкретного завода. Рогозин постоянно летает на Усть-Катавский завод и пытается его как-то реанимировать. Потому что без этого завода маленький город Усть-Катав будет испытывать большие проблемы. А с ними будет испытывать проблемы и вся Челябинская область.

Когда в 2016 году расходы только по нацобороне составили 3,8 трлн, что составляло существенный процент ВВП того года, встал вопрос: что, мы возвращаемся в Советский Союз? Пушки вместо масла? Люди-то не богатеют. И тогда Путин сказал: мы теперь будем сокращать расходы. Если смотреть на бюджет 2021 года 2016-м, мы и о масле для граждан тоже думаем. Но объективно расходы растут, и не важно, по какой статье они проводятся.

— Есть ли в этих условиях простор для сокращения трат на ВПК?

Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».
Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками.
Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.

  • Тема недели
  • События НВО
  • Реалии
  • Концепции
  • Геополитика
  • Войны и конфликты
  • Армии
  • Вооружения
  • Спецслужбы
  • Колонка эксперта НВО
  • История
  • Заметки на погонах
  • Досье НВО
  1. Контрактная работа в сфере ГОЗ: последние обновления в нормативном правовом регулировании
    • Обзор принятых и планируемых изменений в основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок размещения и исполнения контрактов в сфере ГОЗ в 2020–2021 гг.
    • Основные изменения в условиях государственных контрактов в сфере ГОЗ, введенные в 2020 году
    • Основные положения государственных контрактов (на примере МО РФ)
    • Обязательные условия контрактов при казначейском и банковском сопровождении;
    • Новое в правилах ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими ГОЗ (ПП РФ от 04.05.2018 № 543)
    • Новая редакция Приказа № 200 (комментарии эксперта к проекту Приказа). Проект Приказа Минэкономразвития
    • Требования к организации и планированию контрактной работы на предприятии, осуществляющем поставки в сфере ГОЗ. Практические решения по организации и планированию работы по контрактам ГОЗ
    • Рекомендации по оформлению контрактов исполнителей с учетом новых требований контрактов в сфере ГОЗ, в т. ч. по каталогизации, метрологии, лицензированию и штрафным санкциям
  2. Новый порядок ценообразования и госрегулирования цен в сфере ГОЗ (ПП РФ от 02.12.2017 № 1465)
    • Новый порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции по ГОЗ (Приказ Минпромторга от 08.02.2019 № 334)
    • Принципы ценообразования, виды цен
    • Правила применения, обоснования и согласования сравнимой (рыночной) цены, возможные проблемы
    • Варианты применения затратного метода ценообразования
    • Базовая цена и условия ее пересмотра. Формирование базовой цены
    • Плановая и фактическая рентабельность при затратном методе ценообразования. Минимальное значение плановой рентабельности. Допустимые и возможные методы повышения фактической рентабельности
    • Формирование прогнозных цен головными исполнителями (проблемные вопросы, рекомендации по взаимодействию с госзаказчиками)
    • Особенности формирования Н (М) Ц госконтрактов и цен госконтрактов единственных поставщиков
    • Согласование цен на продукцию участниками кооперации по ГОЗ
    • Существенные изменения условий производства (поставки) продукции как основание перехода к затратному методу определения цен по ГОЗ
    • Особенности формирования цен на создание научно-технической продукции, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию образцов ВВСТ
    • Практические рекомендации головным исполнителям и исполнителям по формированию цен в новых условиях
  3. Организация раздельного учета результатов ФХД при выполнении ГОЗ в соответствии с последними требованиями законодательства, постановлений Правительства РФ, нормативными актами министерств и ведомств
    • Раздельный учет ресурсов контракта по ГОЗ по новой методике
    • Объекты обособления раздельного учета
    • Позиционирование раздельного учета в учетной системе организации
    • Интеграция раздельного учета по контрактам ГОЗ в бухгалтерский учет
    • Обособление хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ как вид дополнительной аналитики в учетной системе
    • Систематизация и накопление информации в регистрах аналитического учета
  4. Требования к ведению раздельного учета, к формированию и представлению отчета об исполнении контракта по ГОЗ
    • Применимые нормативные акты (ПП РФ от 22.06.2019 № 804, от 04.05.2018 № 543, от 19.01.1998 № 47 и пр.)
    • Новые правила ведения учета и составления отчетности у участников ГОЗ
    • Порядок представления отчета об исполнении государственного контракта, контракта организациями, выполняющими ГОЗ (Приказ Минобороны от 08.10.2018 г. № 554)
    • Связь показателей бухгалтерского учета и отчета об исполнении контракта по ГОЗ
    • Использование целевых средств отдельных счетов и раздельный учет
    • Справка о распределении общепроизводственных, общехозяйственных, административно-управленческих и коммерческих расходов
  5. Регламентация порядка ведения раздельного учета
    • Учетная политика как инструмент регулирования раздельного учета
    • Формирование элементов учетной политики в части, касающейся принципов ведения раздельного учета (на примере)
    • Система организации учетных данных: обеспечение актуальности и соответствия требованиям действующего законодательства

    Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

    Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:

    • презентации к выступлениям;
    • нормативно-правовые документы;
    • материалы судебной практики;
    • статьи экспертов по теме;
    • дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).

    Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.

    Перейти на страницу материалов

    С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 275 от 29 декабря 2012 года, целью которого, в первую очередь, является упорядочение торгов в Российской Федерации в области государственного оборонного заказа. Закон о гособоронзаказе представляет собой нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления закупочных процедур в сфере оборонно-промышленного комплекса, устанавливает отношения между заказчиком и исполнителем.
    Итак, гособоронзаказ представляет собой установленные Правительством РФ задания (необходимость) на определенную продукцию, работы или услуги для целей обеспечения безопасности и обороны страны, а также поставку товаров в сфере военного сотрудничества с зарубежными государствами.

    Россия в 2021-2023 годах потратит на оборону более 9,5 трлн рублей

    Среди принципов регулирования цен на товары в рамках оборонного заказа можно выделить следующие:

    • применение антимонопольных мер;
    • прибыльность поставок продукции;
    • рациональность и правомерность затрат исполнителей;
    • общее нормативно-правовое регулирование действий всех участников гособоронзаказа;
    • поощрение к сокращению расходов на поставки товаров;
    • соблюдение равновесия интересов между участниками.

    Федеральный закон о государственном оборонном заказе

    Принят Государственной Думой 25 ноября 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года

    Внести в часть 11 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7600; 2013, N 52, ст. 6961; 2015, N 27, ст. 3950; 2016, N 27, ст. 4250; 2017, N 31, ст. 4786; 2018, N 53, ст. 8497; 2019, N 52, ст. 7835) изменение, изложив ее в следующей редакции:

    «11. Закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контроль за непревышением объема финансового обеспечения для осуществления таких закупок, содержащихся в предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информации и документах, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».».

    Президент Российской Федерации

    В. Путин

    В 2018-20 гг. Правительство РФ ввело особые правила ведения раздельного учета организациями, выполняющими государственный оборонный заказ. Новые требования к плановой калькуляции, изменения в структуре калькуляции, рекомендации к изменениям в учетной политике на 2020-21 год. Кроме того, в конце года был издан Приказ Минобороны от 8.10.2018 № 554 о порядке и сроках представления специальных отчетов об исполнении госконтракта организациями, выполняющими гособоронзаказ. Каков порядок составления и предоставления Отчета об исполнении гос. контракта? Какие сложности могут возникнуть при подаче Отчета? Комментарии экспертов и представителей органов власти, обсуждение нововведений и практики их применения для Исполнителей ГОЗ – этим и другим острым вопросам посвящен данный семинар.

    Приведённая Абромавичусом цифра Гособоронзаказа на 2020 год противоречит подсчётам Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). 18 февраля ведомство определило объём ГОЗ на 2020 год в размере 25,8 млрд гривен (+16% к 2019 году). Также чиновники утвердили показатели гособоронзаказа на 2021 и 2022 годы, но не раскрыли их.

    По информации Минобороны Украины, в прошлом году в рамках ГОЗ вооружённые силы страны получили 7434 единицы вооружения и военной техники, включая 700 комплектов ракетно-артиллерийского вооружения, около 900 бронемашин, пять боевых катеров и кораблей.

    Остановка жизни, связанная с угрозой заражения, не обошла стороной и предприятия ВПК. До 10 мая простаивал Казанский оптико-механический завод. Каменск-Уральский литейный завод, который давно сталкивается с проблемами, урезал зарплаты и отправил половину рабочих на простой. И всё-таки подавляющее большинство предприятий, переведя работников на двухсменный режим работы и приняв санитарные меры, продолжило выполнение оборонных заказов. Самая большая проблема возникла со смежниками. Например, калужским оборонщикам приходилось в срочном порядке искать новых поставщиков комплектующих или кооперироваться друг с другом. Тем не менее, как сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, несмотря на распространение в России коронавирусной инфекции, сроки выполнения государственных оборонных заказов удалось соблюсти.

    По словам главы оборонного ведомства РФ Сергея Шойгу, «как мы начали год в графике, так мы его и завершим, и ничто, никакой коронавирус не помешает нам завершить этот год достойно, достичь все намеченные цели, ввести все объекты, получить всю необходимую нам технику, оборудование, вооружения, боеприпасы».

    Практика подтверждает правоту министра. В частности, на предприятии «Авиастар-СП» сборка нового транспортного самолёта Ил-76МД-90А завершилась уже в условиях пандемии, и в Ульяновске начались его наземные испытания.

    В 2019 г. расходы по статье «Национальная оборона» составили 2,798 трлн рублей.[1] При этом наблюдалось сокращение доли этих расходов в процентах от ВВП (3,4% в 2017 г., 3,2% – в 2018 г. и 2,9% – в 2019 г.) [2].

    Объём гособоронзаказа на 2019 г. был объявлен на уровне «свыше 1,5 трлн рублей»[3]. Впрочем, озвучивалась цифра в 1,44 трлн рублей.[4] Видимо, фактически, как уже бывало в прошлом), 1,5 трлн рублей выделенных средств получились за счёт того, что в середине года, во время традиционных правок бюджета, для покрытия долгов предприятиям ОПК были выделены 343,286 млн рублей. [5]. Тем самым продолжился курс на сокращение долгов прошлых лет, которые, по официальным данным, к 2019 г. снизились на 40%[6].

    Впрочем, в течение года так и не был решён вопрос с задолженностью предприятий ОПК по выполнению ГОЗ, которая оценивалась в размере 2–2,3 трлн рублей, то есть превышала годовой объём ГОЗ (и практически равнялась совокупной выручке ОПК за поставки министерству обороны и на экспорт). При этом только на проценты по этим кредитам предприятия ОПК ежегодно выплачивали около 200 млрд рублей. [7] Отмечалось также, что большая часть задолженности приходится на кредиты Сбербанка, ВТБ, «Новикомбанка» и «Газпромбанка»[8].

    Впрочем, полное списание долгов и не предполагалось (хотя частичное допускалось, в размере 400–450 млрд рублей, в первую очередь для убыточных предприятий). Одним из вариантов было удлинение сороков возврата, реструктуризация а также кредитные каникулы[9]. В свою очередь, представители банков предлагали свой вариант: субсидирование ставок по кредитам, докапитализацию государством или предоставление госгарантий[10].

    Долговая проблема с точки зрения интересов банковской сферы решалась и иными способами. Так, в 2019 г. президент Владимир Путин подписал закон, который освобождает предприятия ОПК и уполномоченные банки от налога на прибыль при переуступке прав по кредитам исполнителям гособоронзаказа, а также при прекращении (списании) задолженности по таким кредитам по решению правительства России. Суммы прекращённых по решению кабинета министров денежных обязательств исполнителя гособоронзаказа перед уполномоченным банком признаются безнадёжными долгами и исключаются из базы по налогу на прибыль организаций. До этого при списании таких обязательств у организации формально возникают доходы, а значит, с них приходится платить налог[11].

    О структуре расходов по ГОЗ-2019 известно, что 71% средств был выделен на закупки новых вооружений[12].

    Как и в предыдущие годы продолжилась работы по усовершенствованию механизма исполнения государственного оборонного заказа. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планировала в прошлом году перевести регистрацию цен на вооружение и военную технику в электронную форму, но для этого требовалось дополнительное финансирование. Электронная форма регистрации позволяет минимизировать риски необоснованного завышения стоимости продукции военного назначения и добиться того, чтобы цены были наиболее актуальными, обоснованными и соответствовали текущей экономической конъюнктуре. Кроме того, благодаря этой системе предприятия ОПК смогли бы контролировать процесс движения документов, видеть, почему на каждом этапе им отказано в регистрации цены и получать аргументы о причинах разногласий[13]. Судя по всему, данное решение всё же не было принято.

    Продолжился курс и на снижение прозрачности для внешних наблюдателей самой системы ГОЗ. Так, к 1 апреля правительство России должно было рассмотреть вопросы и принять необходимые решения, касающиеся обеспечения конфиденциальности при проведении закупок организациями ОПК материалов и комплектующих, необходимых при разработке и производстве продукции гражданского назначения[14].

    Банкам также разрешили не показывать сведения, которые могут раскрываться не полностью или не раскрываться вовсе. Это, в частности, информация об органах управления банком, о связанных лицах, акционерах, долях в уставном капитале, активах, операциях с контрагентами-нерезидентами, реорганизации банка. Сведения могут не размещаться публично, если их раскрытие приводит к санкциям против банка или иных лиц, если банк уже находится под санкциями, а также если банк уполномочен заниматься контрактами по гособоронзаказу[15].

    В этом же ключе лежала и инициатива правительства, согласно которой уполномоченные банки в сфере гособоронзаказа могли не раскрывать сведения о финансовой и бухгалтерской отчетности и ряд данных из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юрлиц[16]. Однако с учётом того, что само число этих банков продолжало сокращаться в пользу «Просвязьбанка», то, по сути, эта инициатива явно была нацелена «на вырост».

    Сам же «Промсвязьбанк» продолжал активно принимать контракты по ГОЗ других банков. Если на начало 2019 г. им было взято на сопровождение около 30%, к маю этот показатель вырос до 40%, а к декабрю – до 50%[17].

    Также из нововведения года отметим, что предприятия ОПК получили возможность выступать единственным поставщиком по контрактам жизненного цикла при поставке продукции, создаваемой в рамках специальных инвестиционных контрактов[18].

    Несмотря на то, что, казалось бы, проблемы с контрактацией ГОЗ должны были остаться в прошлом, сложности всё же имели место и в 2019 г. Так, в Саратовской области по состоянию на март ещё не имелось точных показателей ГОЗ, ряд предприятий вообще не заключил ни одного контракта, а сами контракты с предприятиями области заключались вплоть до июля[24], хотя в теории контрактация должна была завершиться до 1 мая[25].

    Тем не менее, по состоянию на июнь официально сообщалось о том, что было заключено более 3300 госконтрактов, что составляло около 90% от объёма предусмотренных средств[26]. В сентябре объём размещённых средств достиг 94%, что было выше, чем в 2018 г.[27].

    Что касается исполнения ГОЗ, то на конец 2019 г. года ожидалось выполнение заданий ГОЗ по поставкам новых вооружений, военной и специальной техники на уровне 99,3% (2016 г. – 99%, в 2017 г. 99,09%, в 2018 г. – 97,93%). По ремонту и модернизации задания ГОЗ-2019 в целом были выполнены на 98,9%, что существенно выше прошлого года (88,6%)[28]. Отмечалось, что в 2019 г. был достигнут самый высокий показатель исполнения поставок вооружения и техники за последние четыре года[29].

    В 2019 г., как и раньше, за исполнением ГОЗ осуществлялся весьма плотный надзор и контроль. О масштабах проблем говорят данные Генеральной прокураторы по состоянию на конец 2019 г. В период середины 2017 по конец 2019 г. ведомство выявило почти 90000 правонарушений в ОПК. К дисциплинарной и административной ответственности было привлечено 23000 должностных лиц, возбуждено более 1000 уголовных дел, мерами прокурорского реагирования возмещено 27,5 млрд рублей ущерба (отдельные показатели по 2019 г. не приводились)[30].

    Сообщалось, что по линии военной прокураторы мониторинг осуществлялся за 7000 государственными контрактами на 1,7 трлн рублей. При этом военные прокуроры отмечали следующие проблемные вопросы: оплата невыполненных работ, оказание некачественных услуг, длительное неисполнение важных контрактов и другие.[31]. Исходя из известных судебных дел, также имели место случаи траты компаниями средств ГОЗ на непрофильные цели[32].

    В свою очередь, Генеральная прокуратура в 2019 г. высказалась за необходимость обязать военные представительства Министерства обороны проверять достоверность фактических затрат предприятий, нарушивших условия исполнения гособоронзаказа. Предлагалось внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность военных представительств Минобороны России, в части закрепления за ними обязанности по проверке достоверности фактических затрат предприятий, нарушивших условия исполнения ГОЗ, поскольку существующая система мониторинга исполнения обязательств в указанной сфере не позволяла в полной мере противодействовать таким фактам[33].

    На уровне президента выносился вопрос о рентабельности предприятий ОПК. Соответствующий вопрос был передан на уровень правительства России[34].

    Федеральная антимонопольная служба отмечала случаи непредоставления в срок материалов проверки для расчёта цен на вооружение, из-за чего были инициированы проверки 46 организаций ОПК. Поводом стало обращение в службу Министерства обороны России. Кроме того, в отношении 748 организаций ФАС России начала проверку по факту несвоевременного представления отчётов о финансовой деятельности при исполнении гособоронзаказа по правилам, установленным постановлением Правительства России от 24 января 2019 г.[35]. Оно уточняет правила ведения исполнителями госконтрактов раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности: от этого были освобождены исполнители по госконтрактам при использовании полученных ими средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством.

    ФАС также отмечала отсутствие в российском ОПК стратегии, направленной на сокращение издержек и повышение операционной эффективности. ФАС также обращало внимание на то, что финансовые директора оборонных компаний научились управляться с отчётностью и «прятать убытки от акционеров и государства, тем самым создавая иллюзию стабильности», что «приводит к огромным долгам с отсутствием перспектив на какое-либо развитие». Поэтому ФАС в 2019 г. призывала к системным реформам в ОПК, которые были бы направлены на изменение базовой мотивации менеджмента, осуществляющего управление, а также на стимулирование притока в отрасль частных инвестиций[36].

    Не изжиты случаи использования контрафактной продукции. Об этом говорит факт разработки законопроекта об обязательной машиносчитываемой маркировке военной продукции. Законопроект подразумевает включение в госконтракты требования маркировки продукции машиносчитываемыми элементами. Маркировка поможет отслеживать жизненный цикл изделия: от производства до утилизации. Цифровые двойники изделий будут заноситься в локальную базу данных предприятия или сеть между предприятиями. Для продукции Министерства обороны все паспорта изделий станут аккумулироваться в единую базу 46 ЦНИИ[37]. По задумке разработчиков, это поможет бороться с контрафактом. Чтобы проверить подлинность изделия, нужно сравнить информацию защитной маркировки с эталонными данными из базы. При этом маркирующие элементы невозможно подделать или переместить на другое изделие.

    • А
    • Б
    • В
    • Г
    • Д
    • Е
    • Ж
    • З
    • И
    • К
    • Л
    • М
    • Н
    • О
    • П
    • Р
    • С
    • Т
    • У
    • Ф
    • Х
    • Ц
    • Ч
    • Ш
    • Щ
    • Э
    • Ю
    • Я
    • Политика
    • Пенсии
    • Гороскоп
    • Шоу-бизнес
    • Мой район

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *