Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин вода питьевая действующий в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2001 года N 24
О введении в действие санитарных правил
(с изменениями на 2 апреля 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20 (Российская газета, N 92, 22.05.2009) (введено в действие с 1 сентября 2009 года) (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2018 года N АКПИ18-91);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 10 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 14, 05.04.2010) (введено в действие с 1 мая 2010 года);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2010 года N 74 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 34, 23.08.2010).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»* от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»**, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554,
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295.
постановляю:
1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001, с 1 января 2002 года.
____________________________________________________________________
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20 название санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» с 1 сентября 2009 года изложено в новой редакции: «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
— Примечание изготовителя базы данных.
Какие СанПин актуальны в 2021 году? Представлен «белый список»
УТВЕРЖДЕНО
Главным государственном санитаром
врачом Российской Федерации
первый заместитель
министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
26 сентября 2001 года
2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения *
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.4.1074-01
(с изменениями на 2 апреля 2018 года)
____________________________________________________________________
В документе учтены:
Изменение от 7 апреля 2009 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20) (введено в действие с 1 сентября 2009 года) (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2018 года N АКПИ18-91);
Изменение N 2 от 25 февраля 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 10) (введено в действие с 1 мая 2010 года);
Изменение N 3 от 28 июня 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2010 года N 74).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2009 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20..
1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее — Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее — системы водоснабжения).
1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»*, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.»**
________________
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1318.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295.
1.3. Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.4. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
1.5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении, к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения, индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются иными санитарными правилами и нормативами.
2.1. Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
2.2. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
2.3. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.
2.4. На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее — рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее — центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
2.5. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.
2.6. В случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства.
2.6.1. Отклонения от гигиенических нормативов допускаются при одновременном выполнении следующих условий:
— обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом;
— соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов;
— максимального ограничения срока действия отступлений;
— отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений;
— обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды.
2.6.2. Решение о временном отклонении от гигиенических нормативов качества питьевой воды принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
4.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6.
Таблица 6
Виды показателей |
Количество проб в течение одного года, не менее |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1
1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты). 2. Абзацы второй — пятый пункта 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора). 3. На территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами1 должны быть обустроены2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО)3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее — контейнерные площадки) и (или) специальные площадки4 для накопления крупногабаритных отходов (далее — специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее — заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. 4. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров. 5. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления7. 6. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО8. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО. 7. В случае раздельного накопления9 отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов. 8. Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции10 и дератизации11 контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках. 9. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. 10. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки. 11. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше — не более 1 суток; плюс 4°С и ниже — не более 3 суток. 75. Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей. 76. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность34, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды. 77. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 — № 4 к Санитарным правилам. 78. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о35: возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения; каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети». Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил. 79. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям36, приведенным в приложении № 2 к Санитарным правилам. 80. Хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания37. 81. Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки. 82. При вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды. 83. Промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам. 84. Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С. 91. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее — качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков: в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее — первая категория водопользования); для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее — вторая категория водопользования). В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами. 92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать38: сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов; сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения; неочищенные сточные воды водного транспорта; пульпу, снег; отходы; нефтепродукты и нефтесодержащие воды. Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения. Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты. 93. На водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей, запрещается молевой сплав древесины, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги. 94. Запрещается мойка транспортных средств в водных объектах и на их берегах, а также проведение работ, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. 95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения. 96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий. 97. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения39. 98. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны40: проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов; контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов; своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарноэпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования. 99. Санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод. 100. Для орошения почвы в области питания подземных вод допускается использование сточных вод, отвечающих микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с правилами установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенными в приложении № 5 к Санитарным правилам. 101. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим закачку сточных вод в подземные водные объекты, оборудуются наблюдательные скважины, в которых должны контролироваться показатели, характеризующие химический состав закаченных сточных вод, выбранные с учетом правил установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенным в приложении № 5 к Санитарным правилам. 124. Многоквартирные жилые дома, общежития, центры временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов (далее — центры временного размещения) должны находиться за пределами промышленной площадки. Земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10°С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0°С. 125. Инсоляция и солнцезащита жилых помещений и территорий жилой застройки должны соответствовать гигиеническим нормативам. 126. В помещениях общежитий и центров временного размещения, помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств. Для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений. По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств и просушивают. В помещениях многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения не должно быть синантропных насекомых и грызунов. При их появлении хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, должны проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 127. Здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, № 27, ст. 3477) (далее — Технический регламент о безопасности зданий и сооружений). В населенных пунктах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2 этажных жилых многоквартирных домов с неканализованными туалетами в отапливаемой части здания. С целью недопущения попадания воздуха из вытяжной части канализационных стояков, запрещается соединять вытяжную часть канализационных стояков с вентиляционными системами и дымоходами. Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, запрещено. 128. Параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам. Температура поверхности нагревательных приборов при водяной системе отопления не должна превышать 80°С. На кухнях, в ванных комнатах, душевых, туалетах и сушильных шкафах должны быть вытяжные отверстия вентиляционных каналов. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь, душевых и санитарных узлов, помещений медицинского назначения, прачечных с жилыми комнатами. Вентиляция объектов общественного назначения, эксплуатируемых в многоквартирных жилых домах, должна быть автономной. Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию нежилых помещений, выбросы которых не будут приводить к превышению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, установленных для территорий жилой застройки. 129. Качество атмосферного воздуха в воздухе жилых помещений многоквартирного жилого дома, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должно соответствовать гигиеническим нормативам. 130. Уровни физических факторов46 воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ. Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32. Уровни искусственного и естественного освещения и инсоляции в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. Естественное освещение должны иметь помещения, для которых гигиеническими нормативами установлено значение коэффициента естественного освещения. 131. При наличии мусоропровода крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженны�� резиновыми прокладками. 132. Очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, не реже чем 1 раз в месяц. 148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль. 149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено. Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям47. 150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, не имеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания. Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга. 151. В санпропускниках должны быть: туалеты (раздельные для посетителей и персонала); раздевалки; душевая; комната личной гигиены женщин; кладовые чистого и грязного белья; помещение для дезинфекции одежды и обуви; постирочная; хозяйственные помещения; помещения для персонала. 152. В кладовых для хранения грязного белья должны быть оборудованы раковины, оборудование для обеззараживания воздуха. В случае хранения грязного белья более суток должна быть предусмотрена возможность сушки этого белья. 153. Санпропускники должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения. На случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение. 154. Допустимые параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам. 155. Уровни физических факторов в санпропускниках должны соответствовать гигиеническим нормативам. 156. Соблюдение дезинфекционного, противоэпидемического режима при эксплуатации санпропускников осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Текущая уборка помещений должна проводиться ежедневно. Генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств должна проводиться не реже одного раза в неделю. Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.
Санитарные нормы, действие которых сохраняется после 1 января 2021 годаВода признается качественной, если она отвечает следующим условиям:
Не допускается в питьевой воде посторонних включений и наличия поверхностной пленки. Температура горячей воды должно быть не менее 60*С и не более 75*С в точке водоразбора – то есть у вас из крана. Температура ниже – вы в праве отстаивать требование о нормализации температуры горячей воды. Требование к охране водных объектов. Запрещается мыть автомобили на берегах рек, озер и т.п. А также проводить любые работы, способствующие загрязнению водного объекта. Требования к площади комнат стали конкретнее. В старом СанПин были указаны нормы площади игровых комнат и спален для каждого ребенка. Теперь сказано о площади физкультурного зала: он должен быть не менее 75 кв.м. Утром детям нужно бесконтактно измерять температуру. Теперь детям каждое утро при приеме в детский сад нужно проводить бесконтактную термометрию. Режим дня стал свободнее. По крайней мере в новых СанПин ничего не сказано о нем. Сказано только, что виды деятельности нужно чередовать, проводить время на свежем воздухе и проводить подвижные игры и физкультурные занятия. Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц. Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах. Больше запрещенных продуктов. Расширен список запрещенных продуктов. В нем есть все продукты из старого списка, а также концентрированные диффузионные соки, блюда из (или на основе) сухих пищевых концентратов, в том числе быстрого приготовления, картофельные и кукурузные чипсы, снеки, творожные сырки, молоко и молочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности; кисломолочные напитки менее 2,5% и более 3,5% жирности, готовые кулинарные блюда, не входящие в меню текущего дня, реализуемые через буфеты. п 2.8: Теперь названия блюд в меню должно соответствовать названием блюд в технико-технологических картах. п 2.10: Горячая и холодная вода в заведении общепита должна соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде. п 2.24: Установлены требования к проведению мастер-классов, в том числе, детских. п 3.5.1: Запрещена реализация готовых блюд, которые находятся дольше 3-х часов на раздаче. Нормы питьевой воды по СанПиНу предусматривают, что ресурс не должен нести в себе опасности с точки зрения радиационного загрязнения. Положения рассматриваемого акта используются в отношении ресурса, который применяется в бытовых целях, для питья, приготовления еды, кроме того на воду, которая используется при производстве пищевых продуктов. Указанные правила должны быть соблюдены компаниями, которые выполняют функции по водоподготовке и поставке ресурса, а также органами, реализующими контроль за деятельность указанных организаций. Все органы, кто подчиняется требованиям СанПиНа, несут обязательство относительно того, чтобы с конкретной периодичностью контролировать состав и свойства питьевого ресурса. Если вода будет с изменениями, к примеру, повышены нормативы вредных организмов, контролирующий орган сообщает в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Важно! В данный орган требуется направлять уведомления и в ситуации, когда происходит ситуация чрезвычайного типа или авария. СанПиН 2.1.4.1116-02 используется для воды, расфасованной в ёмкости различного размера. Эти нормы распространяются только на питьевую воду, для минеральных они другие. Действующий СанПиН 2.1.4.1116-02 применяется:
Для питьевой воды существует несколько классификаций. По происхождению её разделяют на:
Качество водопроводной воды проверяется как со стороны государства, так и предприятиями, использующих водопровод. Санитарно-эпидемиологическим надзором занимается государственная санитарно-эпидемиологическая служба. Планово, а также по показаниям в случае необходимости проводится забор проб воды и её анализ. Организациями, эксплуатирующими водопровод в процессе своей деятельности, должны проводиться проверки качества водопроводной воды. План таких проверок согласовывается с государственными службами. Их проводят лаборатории самих предприятий или других организаций, имеющих право на исследование качества воды, по согласованию. На предприятиях, производящих бутилированную воду, также проводятся проверки её качества. Они бывают внутренние и внешние (со стороны государства). Качество контролируется на нескольких этапах:
Все рубрики Согласно СанПиН, чистая водопроводная питьевая вода не должна содержать:
Сухой остаток, или, по-научному, общая минерализация, не может быть больше 1500 мг/л. Жесткость, то есть, количество солей кальция и магния, не должна превышать 102мг/экв. л. Для того, чтобы дома проанализировать воду, то нужно использовать TDS-метр Судя по количеству жалоб, питьевая вода в Ростовской области по-прежнему отвратительна. Поставщики бутилированной воды разливают ее из источников в той же геологической зоне и даже не располагают мощными очистными сооружениями Водоканала. Смешно ожидать, что питьевая вода будет отличаться от технической и соответствовать СанПиН. Удобный выход из сложившейся ситуации – многоступенчатый фильтр обратного осмоса со сменными картриджами. Благодаря фильтру, вода будет очищена на 99% днем или ночью, независимо от района, состояния водопровода. Фильтр окупиться за год-полтора, сэкономит время, нервы, здоровье и облегчит нашу и без того сложную жизнь. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21Организм маленького человека имеет множество отличий от организма взрослого человека. Самый главный момент, обусловливающий эти различия, — незрелость органов и их систем. Эффективность воспитательного процесса в саду напрямую зависит от того, насколько будут учтены потребности растущего организма, который в этом возрасте крайне уязвим для различных неблагоприятных влияний: вредных факторов среды и инфекционных агентов (бактерий, вирусов и т. д.). Минимизации негативных влияний способствует соответствование определенным правилам – СанПиН для детских садов 2021 года.Технологические карты для детсадовВ ДО должно быть разработано примерное десятидневное меню, в соответствии с которым необходимо осуществлять ежедневное питание воспитанников.Предусматривается, что приготовление пищи нужно осуществлять в соответствии с технологическими картами (п. 15.5) Документ номер 2.1.4.559.-96 чётко регламентирует гигиенические показатели жидкости для питья в трубопроводах населённого пункта. При этом все нормируемые показатели можно условно разбить на несколько категорий:
Также качество питьевой воды по СанПиН 2.1.4.1074-01 оценивается по степени хлорирования воды, её озонированию. Данный документ регламентирует число минеральных компонентов в жидкости для питья, а также характеризует допустимые показатели по радиационной безопасности и естественной полноте компонентов. А СанПиН номер 2.1.4.544-96 описывает нормы на качество воды нецентрализованного водоснабжения. Оценка питьевой жидкости по органолептическим характеристикам подразумевает анализ воды по тем её свойствам, которые мы способны оценить органами чувств, а именно вкус воды, её запах, цветность и прозрачность. Согласно нормам, вода – это жидкость без цвета, вкусовых качеств и запаха. Изменение каких-либо свойств водной среды связано с присутствием в ней компонентов органического и иного происхождения или превышением ПДК некоторых веществ. В некоторых ситуациях у воды может быть запах гнили, болота или растений, относящийся к группе естественных. Специфический аромат от воды укажет на присутствие хлора, нефти или фармацевтических компонентов. Проверка в санэпидемстанции поможет выявить запаха неопределённого происхождения. СанПиН качества воды регламентирует характеристику запаха и вкуса воды по 5-ти бальной шкале. Значения в 1 и 2 балла указывают на отсутствие или еле заметный запах и являются нормой для питьевой жидкости. Оценка от 3 до 5 баллов указывает на непригодность жидкости для питья. При этом стоит учитывать и температуру жидкости в момент анализа, она обязана быть в пределах 20-60°С. По СанПиНу цветность воды допускается в пределах 20-35°С, а мутность – от 0,5 до 1,5 мг/л. Этой группой норм оценивается воздействие разных компонентов на человеческий организм, оговариваются ПДК токсичных веществ в жидкости, при которых человеческому здоровью не может быть нанесён вред при условии регулярного питья такой жидкости. Показатели токсикологической группы подразделяются на несколько подгрупп:
1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества» (далее — санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, расфасованной в емкости: бутыли, контейнеры, пакеты (далее — расфасованных вод), предназначенной для питьевых целей и приготовления пищи, а также требования к организации контроля ее качества. 1.2. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — изготовителями), деятельность которых связана с разработкой, производством, испытаниями и реализацией расфасованных вод, а также для организаций, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 1.3. Настоящие санитарные правила не распространяются на минеральные воды (лечебные, лечебно-столовые, столовые). Новые СанПиН для общепита с 1 января 2021 года5.1. Изготовители, осуществляющие производство расфасованных вод, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: — обеспечивать безопасность для здоровья человека расфасованных вод при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; — осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. 5.2. На основании требований настоящих санитарных правил изготовители до начала осуществления производства расфасованных вод разрабатывают рабочую программу производственного контроля (далее — рабочая программа). Рабочая программа согласовывается Главным государственным санитарным врачом по соответствующей территории на срок 3 года и утверждается изготовителем. 5.3. Объектами производственного контроля являются: вода водоисточника, вода на этапах водоподготовки, вода перед розливом, емкости и укупорочные средства, готовая продукция. 5.4. Перечень контролируемых показателей, периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются в зависимости от водоисточника, технологии водоподготовки, качества готовой продукции. 5.5. Расфасованные воды принимают партиями (количество воды в однотипных емкостях одной вместимости, одной даты розлива (день, месяц, год), сдаваемое на склад по одному документу о качестве). 5.6. Для контроля качества готовой продукции должны быть предусмотрены сокращенный (в каждой партии), сокращенный периодический (не реже одного раза в месяц) и полный (не реже 1 раза в год) анализы. 5.7. Органолептический и микробиологический контроль расфасованной воды должен проводиться в каждой партии, независимо от источника воды и способа водоподготовки. 5.8. Виды определяемых показателей качества расфасованной воды при сокращенном (в каждой партии) и сокращенном периодическом (не реже 1 раза в месяц) анализах устанавливают с учетом требований, указанных в приложении. 5.9. Лабораторные исследования осуществляются изготовителем самостоятельно либо с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке. 5.10. Изготовители расфасованной воды предоставляют информацию о результатах производственного контроля центрам госсанэпиднадзора по их запросам. 5.11. Изготовитель при выявлении нарушений санитарных правил на производстве расфасованных вод должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе: — приостановить либо прекратить производство расфасованной воды; — снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека; — информировать центр госсанэпиднадзора в территории о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил. 6.1. Надзор за организацией и проведением производственного контроля является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством расфасованных вод, осуществляемого органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. 6.2. Территориальный центр госсанэпиднадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения, проекты предприятий по производству расфасованных вод, согласовывает рабочие программы производственного контроля; в порядке государственного надзора осуществляет выборочный лабораторный контроль, проверяет ведение документации, регистрирует результаты анализов по согласованным точкам и показателям, технологические параметры обеззараживания, консервирования и т.д. 6.3. При изменении санитарно-эпидемиологической обстановки в районе водозаборов и местах расположения организаций, центр госсанэпиднадзора информирует об этом руководителя организации, осуществляющей производство расфасованных вод, с целью корректировки рабочих программ (увеличение частоты отбора проб, расширение спектра контролируемых показателей). Приложение к СанПиН 2.1.4.1116-02 1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее — СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. 1.2. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. 1.3. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.). 1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и его территориальными органами. 1.1. Санитарные правила и нормативы (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки. 1.3. Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с производством и эксплуатацией материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки, а также органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 1.4. Контроль за соблюдением настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.5. Материалы, реагенты и оборудование, используемые для водоочистки и водоподготовки, в процессе эксплуатации не должны: — оказывать вредного действия на здоровье человека и среду его обитания; — ухудшать органолептические свойства воды; — приводить к поступлению в воду соединений в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы; — способствовать биообрастанию и развитию микрофлоры в воде; — образовывать соединения и/или продукты трансформации в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы; — оказывать вредное влияние на здоровье работников в процессе применения. СанПиН — Питьевая вода: обзор требованийк СанПиН 2.1.4.2652-10 Контролируемые показатели для реагентов, используемых в открытых системах горячего водоснабжения
к СанПиН 2.1.4.2652-10 Санитарно-эпидемиологические требования к синтетическим полиэлектролитам (флокулянты, альгициды), используемым для водоочистки и водоподготовки
к СанПиН 2.1.4.2652-10 Контролируемые показатели для реагентов, используемых для водоочистки и водоподготовки, в зависимости от химического класса продукта (реагента)
к СанПиН 2.1.4.2652-10 Гигиенические нормативы органолептических и физико-химических показателей водных вытяжек, полученных из исследуемых материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки
Неудовлетворительная величина этого показателя негативно влияет на здоровье и самочувствие человека. К тому же данный фактор может негативно влиять на другие показатели питьевой воды. Например, малая прозрачность жидкости препятствует бактерицидному эффекту хлорирования. При оценке данного показателя проверяются следующие факторы:
Кроме того, органолептические свойства воды включают в себя вещества, которые имеются в природной воде и часть которых должна возвращаться в водопроводную воду во время ее финальной обработки перед отправкой в жилье. Такие элементы влияют и на вкус, и на запах, и на цветность воды. Для них устанавливаются жесткие требования: превышений нормативов быть не должно. К таким примесям относятся: соединения алюминия, хлориды, сульфаты, различные металлы, полиакриламиды. Также должны контролироваться соли кальция и магния, отвечающие за жесткость воды. Данный критерий оценивает безвредность воды с точки зрения ее химического состава. Оценивается концентрация примесей:
Проверяются вещества, которые могут нанести серьезный вред человеческому организму и даже привести к летальному исходу. Оценивается наличие мышьяка, хрома, стронция и ртути. Исследуется наличие в воде нефтепродуктов и пестицидов. Они попадают в воду из-за несанкционированного сброса загрязненных сточных вод предприятий, агрокомплексов и различных объектов инфраструктуры. Для оценки токсичности воды проводят процедуру биотестирования. Чувствительные к состоянию среды тест-организмы, например, рачки дафнии или водоросли, помещаются в исследуемую жидкость. По их дальнейшему самочувствию определяют, можно ли назвать воду безопасной. Питьевая вода из водопровода должна быть достаточно безопасной, чтобы ее можно было пить из-под крана. Однако, такой она является только на выходе из водоканала. Жидкость течет по старым, иногда проржавевшим трубам, и по пути до потребителя успевает впитать в себя часть загрязнителей. Особую опасность представляют собой болезнетворные бактерии, которые развиваются в таких условиях и представляют собой опасность для потребителей. Среди них возбудители холеры, тифа, дизентерии и многих других опасных заболеваний. Чтобы не допустить попадания вирусов в дома и квартиры, воду обеззараживают. Единственным способом, который сохраняет свою эффективность на протяжении всей длины трубопровода, является добавление в воду хлора. Кроме того, хлорирование – это достаточно дешевый метод. Он активно применяется по всему миру: в США, Англии и Испании. Объем добавляемого реагента и регулярность подачи описывается в специальных требованиях. Для потребителей, у которых не установлены приборы для фильтрования, есть старый-добрый метод: отстаивание. Вода из-под крана наливается в большую стеклянную емкость и оставляется на сутки в хорошо проветриваемом помещении. Хлор буквально «испаряется» и вода становится пригодной к употреблению. После кипячения такой воды рекомендуется не использовать последние 100-200 мл, в которых скапливается осадок. Чтобы лучше защитить себя от хлорирования воды, стоит использовать бытовую химию, которая не содержит этот элемент. В наше время существует множество более безопасных чистящих средств и отбеливателей на основе кислорода. Маркировку питьевой воды хотят сделать обязательной с 2021 годаПо химическому составу безвредность питьевой воды определяется по трем показателям:
Основные нормативы химических показателей:
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает несколько микробиологических требований:
Соблюдение указанных критериев указывает на отсутствие патогенных микроорганизмов и гарантирует безопасность для человека. Первая ступень контроля – органолептическое исследование. Оно не требует проведения лабораторных анализов, но может сигнализировать о наличии нетипичных явлений. Органолептические показатели:
Органолептика позволяет довольно быстро определить наличие посторонних загрязнений. Анализы качественных характеристик проводятся в лабораторных условиях. Для выявления примесей используется специальное оборудование и реактивы. Существует две технологии анализирования:
Обе технологии направлены на структурный анализ состава воды и ее функциональные характеристики. Лаборатории проводят анализ 3-х видов:
В большинстве случаев используется сокращенный, но при выявлении определенных несоответствий применяются более углубленные методы. Похожие записи:
|