Обеспечение исполнения контракта по 44 фз 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение исполнения контракта по 44 фз 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

☎ Связаться с нами!

В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!

Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года

1.1 Сумма обеспечения по выбору заказчика может находиться в диапазоне от в объёме от 5 до 30 процентов от НМЦК.

1.2 Ещё одно условие: при наличии среди условий сделки аванса для исполнителя, сумма обеспечения может быть равной авансу (если аванс составляет до 30 процентов цены контракта), либо превышать размер аванса.

1.3 Законом предусмотрено полуторное увеличение размера обеспечения в порядке антидемпинговых санкций, если победитель торгов назначил цену контракта более чем на четверть меньше начальной (максимальной) цены контракта.

Закон о контрактной системе приводит перечень обстоятельств, когда поставщик освобождается от внесения обеспечения. Это происходит:

2.1 Если исполнителем контракта является государственное или муниципальное учреждение.

2.2 Если предметом закупки является предоставление кредита или предоставление банковской гарантии для бюджетного учреждения.

Возврат суммы обеспечения исполнителю должен произойти в течение календарного месяца по завершении контракта, а исполнителям из числа СМП или СОНО – в течение пятнадцати дней.

В 2020 году, по предложению Минавтотранса России, в процедуру внесения обеспечения контрактов по строительству и реконструкции дорог будут внесены изменения. Обеспечивать подобные контракты предлагается поэтапно в соответствии со стадиями исполнения работ, указанными в контракте.

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь.

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер ОИК устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь.

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней, конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

В этом варианте участник просто осуществляет перевод денежных средств на счет заказчика. При оформлении платежного поручения в назначении платежа следует отметить, что он производится в обеспечение исполнения госконтракта, и указать сведения о закупке.

В этом, казалось бы, простом способе есть свои нюансы. Например, может ли внести обеспечение контракта не сам участник, а иное лицо за него?

Закон о госзакупках не содержит нормы, которая прямо запрещает или разрешает указанный порядок внесения обеспечения. Контролирующие же органы не имеют по этому поводу однозначной позиции.

В частности, в практике арбитражных судов и Федеральной антимонопольной службы бывали случаи, когда такой порядок признавался правомерным. Например, об этом гласит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.16 № 09АП-52950/2015 и решение Коми УФАС России от 27.03.14 № 04-02/2548. В этих документах контролирующие органы квалифицируют действия заказчиков, которые отказывались принять финансовое обеспечение от третьих лиц, как неправомерные.

А вот в Минэкономразвития придерживаются противоположной позиции. Там отмечают, что нормы закона № 44-ФЗ прямо такой способ внесения обеспечения не предусматривают. А значит, вносить обеспечение должно именно то лицо, с которым будет заключен контракт. Более подробно об этом — в письмах Минэкономразвития от 09.07.15 № Д28и-2060 и от 19.09.14 № Д28и-1893.

Таким образом, чтобы избежать возникновения споров и неоднозначных ситуаций, исполнителю безопаснее переводить денежные средства заказчику в счет обеспечения исполнения контракта от собственного имени.

Предоставление в качестве обеспечения контракта банковской гарантии — способ более предпочтительный для поставщиков, поскольку не требует изъятия из оборота денежных средств. Для получения банковской гарантии нужно:

  • выбрать банк из специального перечня Минфина;
  • выполнить требования банка, которые установлены для получения гарантии.

После рассмотрения заявки банк выносит решение о предоставлении или непредоставлении заявителю гарантии. В случае благоприятного исхода поставщик получит договор банковской гарантии, саму гарантию на бумажном носителе или в электронном виде, которая предназначается для заказчика, а также выписку из реестра банковских гарантий. Поставщикам рекомендуется самостоятельно проверить, удовлетворяет ли полученная гарантия требованиям, которые установлены в статье 45 закона номер № 44-ФЗ.

Обеспечение исполнения договора в сфере контрактных правоотношений это механизм повышающий ответственность участника закупки и дающий определенные инструменты госзаказчику при недобросовестном дальнейшем поведении такого участника.

Закон о контрактной системе регулирует данные вопросы в статье 96 и предоставляет участникам самим выбрать один из двух возможных способов гарантии выполнения контракта. Это могут быть денежные средства, перечисленные на счет заказчика, а может быть и банковские гарантии для обеспечения выполнения договора.

От формы зависит порядок предоставления обеспечения, и требования которым оно должно соответствовать, также разные. Но в целом механизм гарантии выполнения договора законодателем в первоначальной редакции Закона о контрактной системе был установлен в качестве обязательного для большинства осуществляемых заказчиками закупок. На данный момент обеспечение выполнения контракта является обязательной мерой при заключении договора по результатам проведения всех конкурентных способов закупок, за исключением, грубо говоря, запроса котировок и запроса предложений. Оговорка сделана специально, поскольку более точные условия обязательного применения обеспечения исполнения контракта указаны в первоисточнике, а именно в части 2 статьи 96 закона о закупках. Так же, из-под обязательного применения гарантии выполнения договора выведено большинство случаев закупок у единственного поставщика.

Но во всех вышеуказанных случаях исключениях, заказчиком по своему усмотрению может быть установлено обязательное для выполнения контрагентом требование об обеспечении исполнения контракта. Если такое требование установлено, в не зависимости от того, сделано это госзаказчиком в силу обязанности предусмотренной законом, или в силу своего усмотрения и желания, данное требование становится обязательным для выполнения победителем закупки. Соответственно, договор не может быть заключен ни при каких обстоятельствах, если это условие не будет соблюдено, а в случае заключения такой договор может быть признан судом недействительным. Так же невыполнение требований о предоставлении гарантии выполнения контракта, скорее всего, повлечет внесение участника в реестр недобросовестных поставщиков как уклонившегося от заключения контракта.

Ответить на этот вопрос стоит сразу. Способ гарантии исполнения договора выбирается непосредственно участником закупки исходя из своих возможностей и предпочтений. Заказчик ни в коем разе не имеет возможности влиять на этот выбор и не имеет права не принимать один из способов, с обоснованием необходимости предоставления иного способа гарантии исполнения.

Выбор определяется исходя из возможностей участника, и является абсолютно свободным. Заказчик в документации может лишь установить основные параметры предоставления каждого из способов. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ не зависит от способа гарантии исполнения договора и устанавливается по общему правилу до подписания договора со стороны участника, с которым заключается такой договор.

Основная вилка размера установлена Законом о контрактной системе в 96 статье и составляет от 5 до 30 процентов от НМЦК. Это очень важный момент, что в независимости от снижения цены контракта при проведении закупки размер гарантии исполнения договора не меняется.

Если НМЦК составляет больше 50 миллионов рублей, то тогда нижний порог повышается до 10%, верхний порог не меняется.

Так же есть исключение для контрактов, по которым заказчиком предоставляется аванс в размере более 30 процентов НМЦК, то гарантия тогда должна быть предоставлена в размере аванса.

Указанные размеры применяются, только если в ходе торгов цена не снизилась более чем на 25 процентов. Если же это произошло, то размер определяется по правилам статьи 37 Закона о контрактной системе, т.е. размер обеспечения выполнения контракта может быть увеличен в полтора раза, что устанавливают антидемпинговые меры 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта.

О возврате гарантии исполнения договора может идти речь только при предоставлении денежных средств на счет заказчика. При предоставлении банковской гарантии возврат денежных средств участнику не производится.

Порядок возврата денежных средств Законом о контрактной системе не определен, только установлено, что этот порядок должен содержаться в документации о закупке. Соответственно заказчик вправе самостоятельно определить любой порядок возврата. Это позволяет заказчикам устанавливать любые формы и условия для возврата гарантии выполнения договора. Соответственно участнику необходимо ознакомиться с этим порядком и исполнять установленные заказчиком требования.

Самый распространенный вариант порядка среди заказчиков является возврат по письменному требованию участника после исполнения или расторжения договора. Такая популярность обоснована тем, что зачастую банковские реквизиты у участника в течение выполнения договора меняются. Поэтому требование о возврате актуализирует такую информацию и позволяет избежать возможных проблем.

Письмо на возврат обеспечения исполнения контракта и его образец следует искать в документации о закупке, поскольку заказчик может установить дополнительные требования к такому письму. Также образец письма на возврат обеспечения вы можете скачать здесь.

Помимо возврата участник имеет право также заменить обеспечение выполнения договора. Замена обеспечения исполнения контракта на банковскую гарантию возможна, если первоначальное было предоставлено в форме денежных средств. Обратная форма замены также возможна. Для этого участнику необходимо предоставить новое обеспечение, которое может быть уменьшено на сумму исполненных обязательств, после чего заказчик имеет право вернуть первоначальное. Неправильная позиция и понимание складывается среди некоторых участников, что все должно происходить в другом порядке, или что заказчик должен вернуть не полностью сумму, а только разницу на сумму выполненных обязательств.

Отдельно стоит отметить нередко возникающую на практике ситуацию, которая связана с обеспечением исполнения гарантийных обязательств. Дело в том, что Закон о контрактной системе не предусматривает такой формы, и ничего на этот счет не устанавливает. Однако судебная практика и последние разъяснения Верховного суда Российской Федерации указывают, на то, что у госзаказчика право требовать такое обеспечение имеется в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Более того, порядок ведения реестра №136н предусматривает такую возможность при формировании информации в реестре. Соответственно, участнику необходимо внимательно изучить документацию о закупке на предмет заблаговременного выявления такого требования. Для участника установленное требование об обеспечении гарантийных обязательств означает предоставление денежных средств или банковской гарантии на весь гарантийный срок. Правила предоставления такого обеспечения устанавливаются документацией и они должны соответствовать общим требованиям установленным законом о гарантиях исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта (ст.96)

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается от стоимости самого контракта. Однако чтобы быть точнее и ответить на вопрос – сколько процентов от цены контракта составляет обеспечение контракта – обратимся к Федеральному закону №44.

Итак, согласно пунктам 4, 5, 6 статьи 96 Федерального закона 44-ФЗ:

«4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта (по 44-ФЗ) должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на более чем на 25% по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона».

В случае победы в аукционе Вам необходимо будет внести на виртуальный счет площадки денежные средства (обеспечение исполнения контракта). Размер необходимых денежных средств будет указан в извещении на проведение аукциона. Согласно Федеральному закону №44, размер обеспечения исполнения контракта может составлять от 5% до 30% от суммы контракта.

Банковская гарантия – отличный вариант, если на кону крупный контракт, а вы не готовы вывести большую сумму денег для обеспечения исполнения контракта. Стоимость банковской гарантии будет ниже в несколько десятков раз.

Например, когда для обеспечения исполнения контракта необходимо перевести на торговую площадку 500 000 р., стоимость банковской гарантии этого же контракта может составить всего 40 000 р.

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других — только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации . По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

В п.3 ч.8 статьи 96 44-ФЗ прописано положение, в силу которого бюджетное учреждение освобождается от обеспечения контракта в случае заключения контракта, предметом которого является банковская гарантия.

Государственные и муниципальные казенные учреждения

Если участник закупки – казенное учреждение, обеспечение по контракту для него не требуется. И поэтому требования в контракте об обеспечении такие учреждения могут игнорировать в силу п.1 ч.8 статьи 96 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), если они выступают в качестве участников, обязаны вносить обеспечение на общих основаниях. Подобных норм, как в случае с казенным учреждениями, для них не предусмотрено

Обязательность обеспечения для других видов контрактов

Согласно п.2 ч.8 статьи 96 44-ФЗ обеспечение не требуется, если предметом контракта является предоставление кредита.

Также Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части 4 статьи 5 устанавливает необязательность обеспечения исполнения в договорах на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%.

Если предложенная цена контракта при проведении аукциона или конкурса ниже 25% от НМЦК, участник в силу ч.2 ст.37 Закона №44-ФЗ обязан уплатить / предоставить увеличенное в 1.5 раза обеспечение. Однако там же содержится норма, позволяющая не предоставлять увеличенное обеспечение, если поставщик подтвердит свою добропорядочность. Условия подтверждения описаны в ч.3 ст.37.

  • Подача заявки
  • Поиск аукционов
  • Оценка аукционной документации
  • Предоставление электронно-цифровой подписи
  • Аккредитация на торговых площадках
  • Предоставление рабочего места для участия в торгах
  • Удаленная настройка рабочего места для участия в торгах
  • Подача жалобы в ФАС
  • Запрос на разъяснение положений аукционной документации
  • Заключение контракта. Подготовка протокола разногласий к проекту контракта

Положения 44-ФЗ «О контрактной системе…» об обеспечении исполнения контракта не применяются в 3 случаях (ч. 8 ст. 96):

  1. контракт заключается с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением т.е. государственное или муниципальное казенное учреждение является Исполнителем Контракта;
  2. в результате осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
  3. в случаях заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Обеспечение исполнения контракта

Регулирование деятельности учреждений осуществляется в рамках параграфа 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, различается 3 вида государственных или муниципальных учреждений:

  1. казенное,
  2. бюджетное,
  3. автономное.

Т.е. учреждение будет являться либо казенным, либо бюджетным, либо автономным. Так как закон освобождает от внесения обеспечения только государственное или муниципальное казенное учреждение, то нам важно понять, чем оно отличается от бюджетного и автономного учреждения.

В частности, согласно ст. 298 Гражданского кодекса РФ эта разница проявляется в следующем:

И автономное учреждение, и бюджетное учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, только с согласия собственника. Прочим имуществом, которое находится у них на праве оперативного управления, автономное или бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, за исключением установленных законом случаев. Автономное или бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, но только для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах. Доходами, полученными от ведения такой деятельности, и приобретенное за счет указанных доходов имущество, автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение должно осуществлять приносящую доходы деятельность только в соответствии со своими учредительными документами, утверждаемыми собственником. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают сразу в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, п. 1 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе…» не распространяется на государственные или муниципальные бюджетные и автономные учреждения. Следовательно, для контрактов, заключаемых с такими учреждениями, установленное в ч. 1 ст. 96 Закона №44-ФЗ требование об обеспечении обязательно (см. также Письмо Минэкономразвития России от 14.05.2014 N Д28и-801).

Но государственное или муниципальное бюджетное учреждение не предоставляет обеспечение исполнения контракта в 2 случаях:

1) при закупке услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)

2) при заключении Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ).

Также существуют существенные различия между государственными или муниципальными казенными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Регулирование деятельности унитарных предприятий осуществляется в рамках параграфа 4 «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» главы 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

  • федеральное государственное предприятие,
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации,
  • муниципальное предприятие.

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия):

  • федеральное казенное предприятие,
  • казенное предприятие субъекта Российской Федерации
  • муниципальное казенное предприятие.

Согласно ст. 4 указанного Закона №161-ФЗ, полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Таким образом, казенное учреждение и казенное предприятие – это разные виды юридических лиц. Государственные или муниципальные унитарные предприятия, отдельной формой которых являются казенные предприятия, освобождены от предоставления обеспечения исполнения контракта в случаях:

  1. закупки услуг по предоставлению кредита (п. 2 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ)
  2. заключения Контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии (п. 3 ч. 8 ст. 96 Закона №44-ФЗ).

Теги: 44-ФЗ, участие в торгах, освобождение от внесения обеспечения исполнения контракта,

  • Сфера применения настоящего Федерального закона

    • 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

    • 1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

    • 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

    • 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;

    • 4) особенностей исполнения контрактов;

    • 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

    • 6)аудитав сфере закупок товаров, работ, услуг;

    • 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контроль в сфере закупок).

    • 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:

    • 1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

    • 2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”;

    • 3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;

    • 4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;

    • 5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”;

    • 6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также при подготовке проведения общероссийского голосования;

    • 7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, при подготовке проведения общероссийского голосования, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;

    • 8) утратил силу с 31 июля 2018 года. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 266-ФЗ;

    • 9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, при подготовке проведения общероссийского голосования;

    • 10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

    • 11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

    • 3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.

44-ФЗ: как обеспечивается исполнение контракта

4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

  • Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    • 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    • 1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

    • 2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

    • 3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

    • 4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

    • 5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

    • 6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

    • 7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

    • 8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

    • Информационное обеспечение контрактнойсистемывсфере закупок

      • 1. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает:

      • 1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

      • 2) контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также – планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты);

      • 3) использование усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – усиленная электронная подпись) для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

      • 4) утратил силу с 1 июля 2018 года. – Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

      • 2. Порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

      • 3. Единая информационная система содержит:

      • 1) утратил силу с 1 октября 2019 года. – Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ;

      • 2) планы-графики;

      • 3) информацию о реализации планов-графиков;

      • 4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

      • 5) информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов;

      • 6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

      6.1) единый реестр участников закупок;

      • 7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

      • 8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

      • 9) реестр банковских гарантий;

      • 10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

      10.1) реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации;

      • 11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

      • 12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

      • 13) отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

      • 14) каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

      • 15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;

      • 16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с частью 5 статьи 22 настоящего Федерального закона запросах цен товаров, работ, услуг;

      • 17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

      • 4. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

      • 5. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

      • 6. Правительством Российской Федерации определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой.

      • 7. Субъект�� Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.

        • Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок

          • 1. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.

          • 2. Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях настоящего Федерального закона, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

          • 3. Правительство Российской Федерации определяет порядок установления требований к формированию и размещению в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

        • Принципыконтрактнойсистемывсфере закупок

          Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

        Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

        • если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, то размер не превышает 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены госконтракта;
        • если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ — от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
        • если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.

        Подробнее: «Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках».

        В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2020 года снизился с 5 до 0,5%.

        С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

        Подробнее: «Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта».

        Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2020 году:

        1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
        2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
        3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
        4. Укажите требования к банковской гарантии.
        5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
        6. Пропишите срок возврата.

        Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

        Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.

        Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

        Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

        Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

        Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

        Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

        В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

        Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

        В ч. 6 ст. 96 44-ФЗ указано, что размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в 2020 году — от 0,5 до 30% от начальной цены госконтракта. Конечную величину устанавливает сам заказчик в извещении, документации и проекте договора по 44-ФЗ.

        Если контракт заключается по итогам закупки в рамках ст. 30 44-ФЗ, то размер обеспечения исполнения контракта на электронном аукционе для СМП по 44-ФЗ в 2020 году (в т.ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывают исходя из цены, по которой заключается госконтракт. В этом случае обеспечение не должно быть меньше аванса.

        Если в аукционе или конкурсе участник предложил цену госконтракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, он предоставляет обеспечение с учетом антидемпинговых мер. Например, при НМЦК 15 млн рублей участник закупки выбирает:

        • увеличить размер обеспечения исполнения госконтракта в 1,5 раза;
        • предоставить информацию, которая подтверждает добросовестность, и обеспечить госконтракт в размере, который определен закупочной документацией.

        В ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст. 30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта на электронном аукционе по 44-ФЗ для СМП в 2020 году, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за три года до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

        Минфин в Письме №24-03-07/69332 от 09.09.2019 разъяснил, что допустимо предоставить информацию, которая определяет реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство отметило, что, предоставляя информацию об исполнении контрактов (в т.ч. расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вправе указать их фактические цены.

        Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

        • участником торгов выступает казенное учреждение;
        • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
        • предмет торгов — выдача банковской гарантии, если заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.
        • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
        • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
        • Запреты и ограничения из-за эпидемии
        • Все изменения по проверкам организаций
        • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
        • Переносы сроков по налогам и сборам
        • Как снизить страховые взносы до 15%
        • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
        • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

        [44-ФЗ «О госзакупках»] [Глава 3] [§ 7]

        1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

        2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

        2.1. Не действует с 1 января 2017 г.

        3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьёй 95 настоящего Федерального закона.

        4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

        5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

        Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе на летней всероссийской онлайн-конференции «Электронное актирование-2020» рассказала о схеме процесса электронного актирования: «Когда заказчик подписывает акт выполненных работ, то соответствующие сведения из этого акта поступают в бухгалтерию заказчика в цифровом формате, а также в подсистему по платежам. Все это будет происходить в рамках интеграционного взаимодействия. Таким образом, происходит связь информации о поставленном товаре, выполненной работе и оказанной услуге между сторонами закупочного процесса. В конечном итоге мы обеспечим прозрачность и достоверность всех процессов. Также эта информация позволит добросовестным заказчикам и поставщикам защитить свои законные права и интересы в антимонопольном органе, судебных инстанциях и иных случаях, где это будет необходимо».1

        В настоящее время заказчик и поставщик могут по своему усмотрению воспользоваться доступным функционалом реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок в части электронного актирования, однако, чтобы данный процесс был легитимен, заказчику необходимо заранее это предусмотреть на этапе формирования закупочной документации. Обязательным электронное актирование может стать с 1 апреля 2021 года.

        Совместно выпущенное письмо Казначейства и ФНС от 18 декабря 2019 №№ 14-00-06/27476, АС-4-15/26126 предупреждает вопросы поставщиков о необходимости дублирования первичной документации. Прочитайте его и убедитесь, что электронные документы о приемке имеют такую же юридическую силу, как и их бумажные аналоги.

        Положения федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должны был вступить в силу еще 1 июля 2020, однако, дату вступления прописанных в нем изменений отложили до 1 апреля 2021 года. Основные изменения, описанные в данном законе, касаются запроса котировок в электронной форме и нового вида закупок у единственного поставщика, так называемых электронных закупок «с полки».

        Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей).

        Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются.


        Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *