Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа развития сельского хозяйства на 2016 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июля 2012 года N 717
(В редакции, введенной в действие
с 11 февраля 2019 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2020 года N 375. —
См. предыдущую редакцию)
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
(с изменениями на 31 декабря 2020 года)
Госпрограмма развития сельского хозяйства
Сроки и этапы реализации Государственной программы |
— |
2013-2025 годы I этап: 1 января 2013 г. — 31 декабря 2017 г. (программный этап); II этап: 1 января 2018 г. — 31 декабря 2025 г. (проектный этап) |
Ответственный исполнитель Государственной программы |
— |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Параметры финансового обеспечения Государственной программы |
— |
общий объем финансового обеспечения Государственной программы — 8102921511,7 тыс. рублей, в том числе: на 2013 год — 260960725 тыс. рублей; на 2014 год — 262122514,3 тыс. рублей; на 2015 год — 254982213,3 тыс. рублей; на 2016 год — 295928549,8 тыс. рублей; на 2017 год — 257529048 тыс. рублей; на 2018 год — 1165607071,8 тыс. рублей; на 2019 год — 793740369 тыс. рублей; на 2020 год — 746756600,8 тыс. рублей; на 2021 год — 753791231,2 тыс. рублей; на 2022 год — 841099996,1 тыс. рублей; на 2023 год — 852741888,8 тыс. рублей*; на 2024 год — 850290117,7 тыс. рублей*; на 2025 год — 767371185,9 тыс. рублей*; из них: |
объем бюджетных ассигнований федерального бюджета — 3292401857,9 тыс. рублей, в том числе: на 2013 год — 158747671,4 тыс. рублей; на 2014 год — 170149244,6 тыс. рублей; на 2015 год — 187864108,8 тыс. рублей; на 2016 год — 237000000 тыс. рублей; на 2017 год — 215852280,4 тыс. рублей; на 2018 год — 241986150,6 тыс. рублей; на 2019 год — 303619798,4 тыс. рублей; на 2020 год — 283591740,6 тыс. рублей; на 2021 год — 291217455,1 тыс. рублей; на 2022 год — 327282159,2 тыс. рублей; на 2023 год — 328899948,7 тыс. рублей*; на 2024 год — 317657150,1 тыс. рублей*; на 2025 год — 228534150 тыс. рублей*; объем бюджетных ассигнований консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 444881431,5 тыс. рублей, в том числе: на 2013 год — 75664766,6 тыс. рублей; |
||
Для успешной и последовательной реализации госпрограмма была разбита на ряд подпрограмм, которые коснулись всех сфер АПК. Таким образом, предусматривается:
Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства. Кроме того, на развитие растениеводческой отрасли, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и логистики дополнительно будут планируется направить госсубсидии в размере 3,8 млрд рублей. В 2015 году государство увеличило субсидирование на развитие этих отраслей АПК в размере 29,2 млрд рублей. Данную безвозмездную финансовую господдержку смогли получить 79 субъектов хозяйствования РФ в рамках действия госпрограммы. Меры государственной поддержки – 2021Совершенствование госпрограммы предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, касающихся развития АПК в целом.
Цель Программы – обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счёт применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции, технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала. Государственный координатор Программы – Минсельхоз России, ответственные исполнители Программы – Минсельхоз и Минпромторг России. Программой, в частности, предусмотрены: — формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса; — привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс; — создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства; — совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса. Реализация Программы будет финансироваться за счёт средств федерального бюджета (26,1 млрд рублей) в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, государственных программ «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы, «Развитие образования» на 2013–2020 годы, «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Информационное общество (2011–2020 годы)»). Предусмотрено также финансирование за счёт средств бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников (25 млрд рублей). Эффективность реализации Программы будет оцениваться на основе системы целевых индикаторов и показателей Программы. К целевым индикаторам, в частности, относятся повышение инновационной активности в сельском хозяйстве, привлечение инвестиций в сельское хозяйство, повышение уровня обеспеченности агропромышленного комплекса объектами инфраструктуры. Работа Правительства:
Поручения:
Февраль
Обозначены приоритеты российского АПК на 2021 годПравительство РФ утвердило пакет изменений в госпрограмму развития сельского хозяйства. Согласно постановления №1932 от 26.11.2020, вводятся новые меры господдержки аграриев. В первую очередь это касается малых и средних сельхозпредприятий – для них организован грант “Агропрогресс”. А вот крестьянские (фермерские), личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не могут претендовать на его получение.
размер гранта ограничен суммой 30 млн рублей. Но по факту можно получить не более 25% от стоимости заявленного инвестиционного проекта. При этом указано, что собственные средства должны составлять не менее 5%, и не менее 70% — инвестиционный кредит. Грант должен быть освоен в течение двух лет, при этом допускается повторное финансирование одного и того же получателя – спустя два года после полного освоения первого гранта. на уплату процентов по тому самому инвестиционному кредиту, который должен составлять не менее 70% от стоимости заявленного проекта. При этом срок, в течение которого предпиятие может погашать проценты за счёт гранта, ограничен 18 месяцами. Также разрешается купить или построить новые объекты для производства, хранения, переработки сельхозпродукции. Допускается купить сельхозоборудование, технику и спецтранспорт. Кроме того — можно потратить грант на закупку животных, птицы и рыбопосадочного материала. Указано, что количество приобретаемого по гранту маточного поголовья КРС не должно превышать 400 голов. Решение о предоставлении гранта принимает региональная конкурсная комиссия. Доля регионального бюджета в финансировании новой программы составляет 15%. в этом же постановлении предусматриваются субсидии сельхозпроизводителям и переработчикам (КФХ, ИП и организациям). Им будут возмещать часть затрат на производство овец и коз на убой (на килограмм живого веса). Поддержат также производителей льна и конопли: возместят часть затрат на прирост собственного производства льно- и пеньковолокна, тресты льняной и конопляной. Субсидия будет выплачиваться по ставке на тонну реализованного на переработку сырья.
Сноска. По всему тексту слова «Акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро», АО «НУХ «КазАгро» заменены соответственно словами «Акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», АО «НУХ «Байтерек» в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.12.2020 № 952. В сельском хозяйстве создается около 5 % валового внутреннего продукта (далее – ВВП) страны. В 2015 году валовый выпуск продукции сельского хозяйства составил 3,3 трлн. тенге, в 2016 году 3,7 трлн. тенге, в 2017 году 4,1 трлн. тенге, что в номинальном выражении больше на 23,1 %, чем в 2015 году. Диаграмма 1. Динамика валовой продукции сельского хозяйства, млрд. тенге Сноска. Подраздел 3.1 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 05.01.2020 № 1. Продовольственная безопасность РК является одним из главных условий обеспечения национальной безопасности страны и формирования сильного государства, его успешного долгосрочного развития и экономического роста. Необходимость продовольственной безопасности для обеспечения национальной безопасности на законодательном уровне закреплена в Законе РК от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан». В Послании Президента РК – Лидера Нации Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050″: Новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года угроза глобальной продовольственной безопасности определена в числе десяти глобальных вызовов XXI века для РК. На заседании Совета Безопасности РК 16 апреля 2013 года Президент отметил, что обеспечение продовольственной безопасности является одной из важнейших стратегических задач государства. Особую актуальность вопрос продовольственной безопасности приобретает в условиях развития процессов глобализации – вступления Казахстана в ЕЭАС и ВТО. В соответствии с Законом РК от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» критериями обеспечения продовольственной безопасности являются: 1) физическая доступность продовольственных товаров; 2) экономическая доступность продовольственных товаров; 3) гарантия безопасности пищевой продукции. На сегодняшний день нерешенным остается ряд вопросов по обеспечению безопасности пищевой продукции. Не в достаточной мере развита на всех уровнях (макро- и микроуровне) система анализа рисков и критических контрольных точек цепи от производства до потребления пищевой продукции, необходимая для эффективного управления рисками. Подтверждение соответствия пищевой продукции требованиям ЕАЭС в виде декларирования соответствия, то есть подтверждения соответствия требованиям на основе собственных доказательств производителя, а также низкий уровень ответственности за нарушение данных требований дает возможность производителям производить продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов. В целом отмечается низкий процент предприятий пищевой промышленности, внедривших признанную международным сообществом систему ХАССП. Действующая система не в должной мере позволяет осуществлять контроль за достоверностью проведения процедур по подтверждению (оценке) соответствия. Кроме того низкий уровень ответственности за нарушение данных требований дает возможность производить продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов, в том числе фальсифицированную продукцию. Не в полной мере осуществляется прослеживаемость пищевой продукции (отсутствует единая информационная база передвижения продукции от производства до реализации). Не на должном уровне обеспечивается межсекторальное взаимодействие уполномоченных органов в области ветеринарии, фитосанитарии, технического регулирования и санитарно-эпидемиологического благополучия, таможенных органов по обмену информацией о выявлении несоответствующей продукции, для принятия мер оперативного реагирования. Отсутствует механизм изъятия из торговой сети и утилизации выявленной несоответствующей продукции. Требуется постоянная работа по модернизации лабораторной сети и обеспечению методиками исследований пищевой продукции с повышением квалификации соответствующих специалистов. Недостаточное техническое оснащение пунктов пропуска на таможенных постах снижает эффективность контроля над ввозом сельскохозяйственной продукции. Отсутствие демаркации по всей Государственной границе республики, особенно в приграничных местах со странами Центральной Азии, вмешательство человеческого фактора также является одной из причин завоза контрабандного груза. Также, в связи с более тесной интеграцией в рамках создания ЕАЭС необходимо усиление мер по обеспечению национальной пищевой безопасности. В целом стратегическое видение обеспечения продовольственной безопасности в РК – это обеспечение защищенности экономики Казахстана до 2030 года, в том числе АПК, при которой государство способно обеспечить физическую и экономическую доступность всему населению качественных и безопасных продовольственных товаров, достаточных для удовлетворения физиологических норм потребления и демографического роста. В 2021 году возрастёт господдержка аграриев в РоссииМеждународные подходы (принятые Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Организации Объединенных Наций (далее – ФАО), см. The State of Food Insecurity in the World, FAO 2012, а также Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации от 1 февраля 2010 года, Римской декларацией по продовольственной безопасности от 13 ноября 1996 года) для определения уровня продовольственной безопасности по каждому элементу из ее элементов формулируют следующие основные требования. Продовольственная независимость. Среди стран, обладающих природными ресурсами, для расширенного воспроизводства АПК распространена методика определения уровня продовольственной независимости, как способности самостоятельно обеспечить не менее 80 % потребляемого продовольствия. В случае специализации страны на производстве отдельных видов продовольствия, экспорт данного вида продовольствия должен позволять получать положительное сальдо внешнеторгового баланса по продовольствию. Учитывая большое разнообразие стран и экономик в мире, ФАО измеряет уровень продовольственной независимости отдельных стран их экономической способностью обеспечить приобретение продовольствия. Данный показатель измеряется долей импорта продовольствия в валовом объеме экспорта товаров и услуг из страны. Физическая доступность продовольствия – определяется обеспечением возможности доступа населения страны к продовольствию в ассортименте и количестве, позволяющем удовлетворить физиологические потребности в питательной пище для ведения здорового образа жизни. Основными индикаторами ФАО для измерения физической доступности продовольствия являются: плотность дорог (с покрытием), определяющая возможности доставки продовольствия на всей территории страны и доля населения, имеющего доступ к источникам питьевой воды на расстоянии не далее 1 километра. Экономическая доступность продовольствия – определяется достаточностью доходов населения для приобретения необходимого количества продовольствия, исходя из сложившихся предпочтений, без снижения уровня потребления иных благ. В качестве наиболее объективного показателя экономической доступности продовольствия для населения отдельной страны, ФАО рассматривает долю расходов на приобретение продовольственных товаров в структуре расходов наименее обеспеченных слоев населения. Пищевая безопасность. Международное сообщество решает вопросы пищевой безопасности как в рамках ФАО, так и в компетенциях Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ). Основные подходы к построению системы пищевой безопасности изложены в «Пекинской Декларации по безопасности пищевых продуктов», заключенной по результатам международной конференции, проведенной по инициативе ФАО и ВОЗ в 2004 году. Рекомендуемые для стран элементы системы пищевой безопасности, согласно Пекинской Декларации: 1) наличие компетентных органов по безопасности пищевых продуктов в качестве независимых и заслуживающих доверия органов общественного здравоохранения в рамках всеобъемлющей законодательной системы, охватывающей всю цепь от производства до потребления; 2) наличие транспарентных нормативно-правовых документов, основанных на анализе рисков и критических контрольных точек всей цепочки от производства до потребления пищевых продуктов; 3) обеспечение адекватного и эффективного соблюдения законодательства по пищевой безопасности; 4) наличие программы мониторинга пищевых продуктов и рациона питания, взаимосвязанной с системами эпидемиологического надзора за болезнями человека и мясного и молочного скота, обеспечивающей получение оперативной и достоверной информации о распространенности и возникновении болезней пищевого происхождения и факторов риска в системе обеспечения пищевыми продуктами; 5) наличие процедур и систем отслеживания и изъятия некачественных пищевых продуктов. Производство и потребление различных продуктов сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции в Казахстане в соответствии с этими критериями различаются, поэтому необходим дифференцированный подход к каждому продукту в зависимости от ситуации по каждому элементу продовольственной безопасности. Кроме того, необходимо предоставление качественной и доступной информации для СХТП о проводимых реформах, изменении систем кредитования и субсидирования, предоставлении новых механизмов государственной поддержки, рынков экспортного сбыта и потенциальных, перспективных направлениях ведения хозяйств. Все это подразумевает создание полномасштабного разъяснительного и имиджевого контента с охватом всех ресурсов информационного сопровождения, в том числе телеканалы, печатные СМИ, интернет-ресурсы и социальные сети, в рамках реализации программы развития АПК. В настоящее время существуют следующие виды финансовых мер поддержки: субсидирование, лизинг, страхование, льготное кредитование и налогообложение. В 2015 году государственная поддержка включала 65 видов субсидий. При этом доля товарно-специфических субсидий составляла 47,3 %, финансовых инструментов – 20,4 %. Проведенный анализ эффективности субсидий показал, что товарно-специфические субсидии (на единицу площади, на единицу продукции) прямо не стимулируют СХТП повышать свою эффективность. В настоящее время в рамках ВТО доминируют тенденции по отказу от прямых мер государственной поддержки сельского хозяйства. Все большее значение в ВТО и на мировых аграрно-продовольственных рынках приобретают страны Кернской группы (Австралия, Аргентина, Новая Зеландия, Канада и др.), которые имеют минимальный уровень прямых субсидий в сельском хозяйстве и развивают отрасль за счет роста конкурентоспособности и эффективности производства. Опыт стран Кернской группы, не использующих прямую поддержку сельскохозяйственного производства, показывает более высокий рост совокупной производительности факторов производства в период после отмены субсидий. Применительно к Казахстану это свидетельствует о том, что каждая страна разрабатывает свою систему поддержки сельскохозяйственного производства, главное, чтобы эта поддержка стимулировала производителей повышать продуктивность земли и животных, стимулировала экспорт. Диаграмма 10. Динамика субсидирования растениеводства, млрд. тенге По причине загрязнения водных объектов качество воды является неудовлетворительным. В 2012 году только 13 из 88 водоемов по показателю загрязненности были классифицированы как чистые. Кроме того, данные свидетельствуют о том, что со временем уровень загрязнения воды увеличивается (с 2006 года показатель загрязненности воды вырос для 8 крупных водоемов). Поверхностные водные объекты республики интенсивно загрязняются предприятиями горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, сельским хозяйством, коммунальными службами. Загрязняющие отрасли ежегодно сбрасывают около 50 % воды без очистки, что означает 1,5–2 км3 неочищенных стоков в год. Из-за отставания по доступности систем водоотведения в Казахстане всего 29 % сточных вод населенных пунктов перед сбросом проходит вторичную очистку (в Великобритании 94 %, Израиле и Сингапуре 100 %). Загрязнению подвержены и подземные воды на участках расположения отходов производства и потребления. Вместе с тем, качество воды рек зависит не только от организованных сбросов сточных вод, за которыми ведется постоянный контроль, но также в значительной мере от площадного смыва в водные источники различных отходов (отвалов вскрышных пород, золоотвалов) с территорий населенных пунктов, химикатов, смываемых с полей. Несбалансированность между антропогенной нагрузкой на водные объекты и их способностью к восстановлению привела к тому, что экологическое неблагополучие стало характерно практически для всех крупных бассейнов рек и представляет реальную экологическую угрозу. |