Штатные нормативы медицинского персонала в здравоохранении 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штатные нормативы медицинского персонала в здравоохранении 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание:

Приложение N 2
к приказу Минздрава СССР
от 25.06.81 N 693

(с изменениями на 3 декабря 2020 года)


1. Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 06.06.79 N 600.

1.1. Пункты 38, 49 и 53 излагаются в редакции:

«38. Должности фельдшеров-лаборантов могут устанавливаться в пределах норматива должностей лаборантов, предусмотренного п.37, в соотношении с лаборантами 2:1.

В больницах, которым полагается 0,25; 0,5; 0,75 или 1-1,25 должности лаборанта, в указанном порядке соответственно может вводиться 0,25; 0,5; 0,75 или 1 должность фельдшера-лаборанта».

«49. Должности старших акушерок устанавливаются по акушерским отделениям вместо должностей старших медицинских сестер, полагающихся в соответствии с п.48».

«53. Должность главной медицинской сестры устанавливается в больницах на 50 и более коек, отнесенных к I-Х группам по оплате труда руководящих работников учреждений здравоохранения».

1.2. Примечание N 4 дополняется абзацем в редакции:

«При этом в штат аллергологических отделений вместо предусмотренных этими нормативами врачебных должностей вводятся должности врачей-аллергологов».

1.3. Примечание N 9 излагается в редакции:

«Установление должностей медицинского и фармацевтического персонала сверх полагающихся по настоящим нормативам допускается в порядке и в пределах, определенных приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.12.79 N 1332».

2. Приложение N 2 к приказу Минздрава СССР от 06.06.79 N 600.

2.1. Пункты 35 и 48 излагаются в редакции:

«35. Должности фельдшеров-лаборантов могут устанавливаться в пределах норматива должностей лаборантов, предусмотренного п.34, в соотношении с лаборантами 2:1.

В больницах, которым полагается 0,25; 0,5; 0,75 или 1-1,25 должности лаборанта, в указанном порядке соответственно может вводиться 0,25; 0,5; 0,75 или 1 должность фельдшера-лаборанта».

«48. Должность главной медицинской сестры устанавливается в больницах на 50 и более коек, отнесенных к I-Х группам по оплате труда руководящих работников учреждений здравоохранения».

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 декабря 2003 года N 607


О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 9 июня 2003 года N 230


В целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года N 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1771)

приказываю:

1. Внести изменения и дополнения в приказ Минздрава России от 9 июня 2003 года N 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (приложения NN 1-3).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.

Министр
Ю.Л.Шевченко

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 декабря 2003 года N 607



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
в приложение N 1 «Штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» к приказу Минздрава России от 9 июня 2003 года N 230


1. В разделе 1 «Должности служащих, вводимые по типам учреждений»:

1.1. Подпункт 1.1.11 пункта 1.1. «Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), имеющие в своем составе амбулаторно-поликлинические подразделения» изложить в следующей редакции:
«

1.1.11.

Начальник отдела кадров

1 должность в учреждениях, отнесенных к I-IV группам по оплате труда руководителей — вместо одной из должностей, предусмотренных п.1.1.12

1.2. Подпункты 1.3.3 и 1.3.4 пункта 1.3 «Амбулаторно-поликлинические учреждения; другие учреждения здравоохранения, не имеющие коечного фонда» изложить в следующей редакции:
«

1.3.3.

Заместитель руководителя по экономическим вопросам

1 должность:

— в учреждениях, отнесенных к I-IV группам по оплате труда руководителей;

— в учреждениях, отнесенных к V группе по оплате труда руководителей, с числом врачебных должностей свыше 40;

1.3.4.

Заместитель руководителя по хозяйственным вопросам

Установлена минимальная численность штата для ковидных стационаров

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 19.12.2003 N 607)

В целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1771) приказываю:

1. Утвердить штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (Приложение N 1), штатные нормативы служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (Приложение N 2) и штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (Приложение N 3).

2. Считать утратившим силу Приказ Минздрава России от 22.05.01 N 165 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения».

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации А.И. Вялкова.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

(в ред. Приказа Минздрава РФ от 19.12.2003 N 607)

1. Должность главного бухгалтера устанавливается в каждой бухгалтерии.

2. Должности заместителей главного бухгалтера устанавливаются в бухгалтерии, которой полагается по п. п. 4 — 8 настоящих штатных нормативов:

— от 5 до 10 должностей бухгалтеров — 1 должность;

— от 11 и выше должностей бухгалтеров — 2 должности.

2.1. Дополнительно должность заместителя главного бухгалтера может вводиться за счет одной из должностей руководителей групп в централизованных бухгалтериях с общим числом коек свыше 2100 и числом врачебных должностей свыше 420 в обслуживаемых учреждениях, не имеющих коечного фонда. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 19.12.2003 N 607)

2.2. Дополнительно должность заместителя главного бухгалтера может вводиться в учреждениях, осуществляющих операции по налоговому и статистическому учету.

3. Должность руководителя группы учета устанавливается на каждую функциональную группу, которой по п. п. 4 — 8 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей бухгалтеров, вместо одной из них.

4. Должности бухгалтеров по учету и калькуляции продуктов питания устанавливаются из расчета 1 должность на 300 коек в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих коечный фонд, и мест в домах ребенка.

5. Должности бухгалтеров по учету материальных ценностей устанавливаются из расчета 1 должность на:

— 300 коек в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих коечный фонд, и мест в домах ребенка;

— 100 врачебных должностей в учреждениях, не имеющих коечного фонда.

6. Должности бухгалтеров по расчетам с рабочими и служащими устанавливаются из расчета 1 должность на 200 штатных должностей в обслуживаемых учреждениях.

7. Должности бухгалтеров по финансовому учету устанавливаются из расчета 1 должность на:

— 750 коек;

— 150 должностей врачей в обслуживаемых учреждениях, не имеющих коечного фонда. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 19.12.2003 N 607)

Дополнительно должности бухгалтеров по финансовому учету устанавливаются:

7.1. 1 должность при исполнении кассовых операций через казначейскую систему.

7.2. 1 должность для работы с фондами: обязательного медицинского страхования, пенсионным и социального развития.

7.3. В обслуживаемых учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, из расчета 1 должность на:

— 1000 коек;

— 200 должностей врачей в учреждениях, не имеющих коечного фонда. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 19.12.2003 N 607)

7.4. 1 должность при обслуживании станций переливания крови, отнесенных к III — IV группам, и 2 должности — к I — II группам по оплате труда руководителей.

7.5. Из расчета 1 должность на 100 тысяч выездов в год в обслуживаемых станциях скорой медицинской помощи.

7.6. 0,5 должности при обслуживании центров госсанэпиднадзора, отнесенных к III — IV группам, и 1 должность — к I — II группам по оплате труда руководителей.

7.7. Из расчета 1 должность на 60 врачебных должностей при обслуживании бюро судмедэкспертизы.

7.8. 0,5 должности при обслуживании молочных кухонь с пропускной способностью в день от 1 до 5 тысяч порций, 1 должность — свыше 5 до 7 тысяч порций и 1,5 должности — свыше 7 тысяч порций.

8. Должности бухгалтеров-ревизоров устанавливаются:

8.1. 1 должность — при обслуживании менее 10 учреждений с числом коек свыше 300 (суммарно) и 60 должностей врачей (суммарно) в учреждениях, не имеющих коечного фонда;

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 мая 2012 г. N 543н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минздрава России от 23.06.2015 N 361н,

от 30.09.2015 N 683н)

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

  1. Утвердить прилагаемое Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи.
  2. Признать утратившими силу:
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. N 487 «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2005 г. N 6954);
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2006 г. N 8200).

И.о. Министра

Т.А.ГОЛИКОВА

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ

ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минздрава России от 23.06.2015 N 361н,

от 30.09.2015 N 683н)

  1. Настоящее Положение устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации.
  2. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее — медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1-27 к настоящему Положению.

  1. Работникам организаций, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, и населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, первичная медико-санитарная помощь осуществляется с учетом особенностей организации оказания медицинской помощи, установленных Правительством Российской Федерации.
  2. Первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению:

а) в качестве бесплатной — в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) в качестве платной медицинской помощи — за счет средств граждан и организаций.

  1. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
  2. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах.
  3. Первичная медико-санитарная помощь оказывается:

1) амбулаторно, в том числе:

  • в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента — при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;
  • по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;

2) в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.

  1. В целях повышения эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций может организовываться отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложением №5 к настоящему Положению.

О внесении изменений и дополнений в приказ Минздрава России от 09.06.2003 N 230

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014), составление штатного расписания входит в должностные обязанности экономиста по труду. Однако такая должность есть не в каждой медицинской организации. Поскольку другими нормативно-правовыми документами составление штатного расписания не закреплено за определенной должностью или специальностью, эту функцию может выполнять как руководитель медицинской организации (главный врач, директор и др.), так и любой работник, им уполномоченный (чаще всего из бухгалтерии или отдела кадров).

Работодатель самостоятельно формирует структуру организации, определяет ее численный состав (количество штатных единиц) и условия оплаты труда работников. В штатное расписание медицинской организации включаются структурные подразделения, должности (профессии) работников, а также количество штатных единиц по ним. Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядком оказания медицинской помощи.

К СВЕДЕНИЮ

Если впоследствии работодатель планирует принимать на работу работников на должности (профессии), которых в штате нет, целесообразно включить их в штатное расписание медицинской организации сразу при его составлении. До момента приема на работу работников на эти должности (профессии) они будут оставаться в штатном расписании вакантными (не занятыми).

Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Минздрава России от 17.02.2015 № 16-4/9-57, штатные нормативы медицинского и иного персонала, утвержденные приказами Минздрава СССР, Минздравмедпрома России, Минздравсоцразвития России, Минздрава России, в т. ч. штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденные Приказом Минздрава России от 09.06.2003 № 230, исходя из положений ч. 1 ст. 160 ТК РФ, относятся к нормам труда.

Системы нормирования труда определяются работодателем путем издания ЛНА с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором (ст. 159, 162 ТК РФ).

Кроме того, п. 4 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015) предусмотрено, что порядки оказания медицинской помощи устанавливают рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений. Следовательно, штатные нормативы, приводимые в таких регламентах, утвержденных Минздравом России, имеют рекомендательный характер для медицинской организации.

Иными словами, руководитель медицинской организации вправе самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание медицинской организации, если иное не предусмотрено законодательством субъекта РФ.

  • Сокращение численности и штата работников
  • Незаконное увольнение в связи с сокращением штата работников организации

Приказ Минздрава РФ от 09.06.2003 N 230

227. При отсутствии установленных нормативов времени должности врачей дерматовенерологов для оказания амбулаторной помощи в городских диспансерах устанавливаются из расчета 0,7 должности на 10 тысяч человек (взрослых и детей). Если диспансер непосредственно оказывает амбулаторную помощь населению сельского района, в его штате дополнительно устанавливаются должности врачей дерматовенерологов из расчета 0,2 должности на 10 тысяч населения (взрослых и детей) этого района.

228. Должности врачей дерматовенерологов для обеспечения амбулаторного приема и организационно-методической работы в штате областных диспансеров устанавливаются из расчета 0,3 должности на 100 тысяч человек взрослого и детского населения области.

229. Устанавливаются по 2 должности патронажной сестры в эпидемиологических группах организационно-методических отделов.

262. Должности врачей для оказания амбулаторной помощи устанавливаются из расчета 1 должность участкового врача-фтизиатра на:

20 тысяч взрослого населения;

10 тысяч детского населения.

263. Должности врачей для обслуживания больных по специальностям, по которым в составе больниц нет соответствующих отделений (коек), устанавливаются:

врача-отоларинголога — из расчета 1 должность на каждые 250 коек, но не менее 0,5 должности на больницу, имеющую 50 и более коек;

врача-терапевта — 1 должность на легочно-хирургическое отделение;

0,5 должности врача-невропатолога при наличии в составе больницы не менее 20 коек для лечения больных туберкулезным менингитом.

264. Штаты медицинского персонала костно-туберкулезных отделений, которые предназначены исключительно для проведения операций на позвоночнике с применением трансторакального доступа и в которых пребывание больных, как правило, не превышает 2 месяца, устанавливаются по штатным нормативам, предусмотренным для легочно-хирургических отделений больниц.

265. В легочно-хирургическом и урогенитальном отделениях заведующий освобождается от непосредственного ведения больных, независимо от количества коек в отделении.

Если количество коек для лечения больных туберкулезным менингитом не соответствует нормам для организации отделения, эти койки (палаты) включаются в состав отделения легочного туберкулеза.

266. В детских туберкулезных отделениях для обслуживания изолятора устанавливается дополнительно 1 должность медицинской сестры в больницах до 100 коек и 2 должности — больницах свыше 100 коек.

267. Должности инструкторов по социальной реабилитации устанавливаются в больницах для взрослых и подростков на 75 и более коек из расчета 1 должность на каждые 100 коек.

268. В больницах (отделениях), предназначенных для лечения больных костно-суставным туберкулезом устанавливаются дополнительно должности:

медицинских сестер по массажу — из расчета 1 должность на каждые 60 коек;

медицинских сестер для обслуживания гипсовального кабинета — из расчета 1 должность на каждые 200 коек, но не менее 1 должности;

инструктора по лечебной физкультуре: до 100 коек — 0,5 должности, свыше 100 коек — 1 должность.

269. В стационарах от 100 коек устанавливается должность медицинской сестры приемного покоя.

270. Должности санитарок для обслуживания изолятора в детских туберкулезных больницах устанавливается соответственно должностям медицинских сестер изолятора.

271. Должности санитарок для работы в операционных и перевязочных устанавливаются в больницах соответственно должностям операционных медицинских сестер и сестер перевязочных.

272. На каждый гипсовальный кабинет устанавливается 1 должность санитарки.

273. Должности санитарок для обслуживания зубоврачебного кабинета устанавливаются соответственно должностям врачей-стоматологов.

274. Должности санитарок приемного покоя устанавливаются соответственно должностям медицинских сестер приемного покоя.

275. Должности педагогического персонала устанавливаются по нормативам детских больниц (отделений).

276. Должность заведующего диспансерным отделением устанавливается из расчета 1,0 ставка на 10 участковых фтизиатров.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

«О рекомендуемых штатных нормативах учреждений здравоохранения различных типов»

1 настоящие Правила определяют организацию деятельности стоматологического кабинета в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и организациях (далее — стоматологический кабинет).

2. Стоматологический кабинет организуется как структурное подразделение стоматологической поликлиники или стоматологического отделения медицинской организации либо как структурное подразделение образовательной организации, организации, предприятия.

3. Медицинская помощь в стоматологических кабинетах оказывается врачами- стоматологами, врачами-стоматологами-терапевтами и гигиенистами стоматологическими стоматологического кабинета либо входящими в штат подразделений стоматологической поликлиники или стоматологического отделения медицинской организации.

4. При отсутствии стоматологических кабинетов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, медицинская помощь обучающимся в образовательных организациях, призывникам в призывных пунктах и сотрудникам предприятий и организаций при стоматологических заболеваниях оказывается в стоматологических поликлиниках или стоматологических отделениях (кабинетах) медицинских организаций.

5. Структура и штатная численность стоматологического кабинета утверждаются с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.
Рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

6 на должность заведующего стоматологическим кабинетом назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее — Квалификационные требования), по специальностям «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая», а также профессиональному стандарту «Специалист в области здравоохранения и общественного здоровья».

7 на должность врача-стоматолога стоматологического кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая».

8 на должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием назначаются медицинские работники, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, по специальностям «стоматология», «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая», «сестринское дело».

9. Оснащение стоматологического кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 6 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

10. Основными функциями стоматологического кабинета являются:

  • выявление заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки рта, лечение их неосложненных форм и направление пациентов с осложненными формами указанных заболеваний к врачу-стоматологу, врачу-стоматологу-терапевту, врачу-стомато логу-хирургу, врачу-стоматологу-ортопед у, врачу-ортодонту в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение медицинской организации;
  • выявление пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и предпосылками их развития, дефектами коронок зубов и зубных рядов с направлением их к врачу-стоматологу соответствующего стоматологического профиля в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение медицинской организации;
  • проведение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, осуществление гигиенического образования и обучения рациональной гигиене рта;
  • методическое обеспечение рационального питания с целью профилактики стоматологических заболеваний;
  • предоставление информации о деятельности стоматологического кабинета, данных о состоянии стоматологического здоровья обслуживаемого контингента и предложений по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья, руководству медицинской организации, в структуру которого он входит;
  • внедрение в клиническую практику современных достижений в области оказания медицинской помощи и проведение анализа эффективности их применения.
  • представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

Рекомендуемые штатные нормативы стоматологического кабинета в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования, призывных пунктах на предприятиях и в организациях

№ п/п Наименование должности Количество должностей
1 Заведующий-врач-специалист 0, 5 на кабинет при наличии не менее 2 должностей врачей стоматологического профиля
2 Врач-стоматолог (врач- стоматолог-терапевт) 1 на 2000 человек взрослого населения, но не менее 1 должности на кабинет (не более 2-х должностей на 1 кресло при двухсменной работе)
3 Зубной врач Вводится по ведомости замены по нормативам врача-стоматолога
4 Медицинская сестра 1 на 1 должность врача стоматологического профиля
5 Гигиенист стоматологический 1 на кабинет (при наличии рабочего места)
6 Санитарка 1 на 2 должности врачей стоматологического профиля, но не менее 1 должности на кабинет

1 настоящие Правила определяют организацию деятельности мобильного стоматологического кабинета (далее — кабинет).

2. Кабинет организуется как структурное подразделение стоматологической поликлиники или стоматологического отделения медицинской организации.

3. Кабинет организуется для оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях вне стационарных помещений медицинской организации, в том числе в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, врачами-стоматологами или другими специалистами стоматологического профиля, входящими в штат подразделений стоматологической поликлиники или стоматологического отделения медицинской организации, с учетом территориальных особенностей и потребностей в медицинской помощи при стоматологических заболеваниях.

4. Структура и штатная численность кабинета утверждаются с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 8 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

Рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

5 на должность заведующего кабинетом назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее — Квалификационные требования), по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «ортодонтия», «стоматология терапевтическая», «стоматология хирургическая», «стоматология ортопедическая», прошедший повышение квалификации по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», а также профессиональному стандарту «Специалист в области здравоохранения и общественного здоровья».

6 на должность врача-специалиста кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «ортодонтия», «стоматология терапевтическая», «стоматология хирургическая», «стоматология ортопедическая».

7 на должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием назначаются медицинские работники, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, по специальностям «стоматология», «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая», «сестринское дело».

8. Оснащение кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

9. Основными функциями кабинета являются:

  • выявление и лечение заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки рта, направление пациентов с осложненными формами заболеваний к врачам соответствующего стоматологического профиля в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение многопрофильной медицинской организации, в челюстно-лицевое отделение медицинской организации;
  • выявление и лечение пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и предпосылками их развития врачами-ортодонтами, а при их отсутствии выявление и направление к врачу-ортодонту в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение многопрофильной медицинской организации;
  • выявление и лечение (протезирование) пациентов с дефектами коронок зубов и зубных рядов, а при необходимости сложного протезирования направление пациентов в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение многопрофильной медицинской организации;
  • проведение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, осуществление гигиенического образования и обучения рациональной гигиене рта;
  • предоставление информации о деятельности кабинета, данных о состоянии стоматологического здоровья обслуживаемого контингента и предложений по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья, руководству медицинской организации, в структуру которого он входит;
  • внедрение в клиническую практику современных достижений в области оказания медицинской помощи и проведение анализа эффективности их применения.
  • представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

Рекомендуемые штатные нормативы мобильного стоматологического кабинета

№ п/п Наименование должности Количество должностей
1 Заведующий-врач-специалист 0, 5
2 Врач-стоматолог (врач- стоматолог-ортопед) 1 на рабочую смену
3 Зубной врач вводится по ведомости замены по нормативам врача-стоматолога
4 Медицинская сестра 1
5 Зубной техник 1 на 1 должность врача-стоматолога- ортопеда
6 Санитарка 1

1 настоящие Правила определяют организацию деятельности стоматологического дневного стационара.

2. Стоматологический дневной стационар является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания медицинской помощи пациентам, нуждающимся в медицинском наблюдении и лечении в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.

3. Структура и штатная численность стоматологического дневного стационара устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения, а также с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 14 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

Рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

4 на должность заведующего стоматологическим дневным стационаром назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее — Квалификационные требования), по специальности «стоматология хирургическая», прошедший повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также профессиональному стандарту «Специалист в области здравоохранения и общественного здоровья».

5 на должность врача-специалиста стоматологическим дневным стационаром назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая», «стоматология ортопедическая», «стоматология хирургическая», «ортодонтия».

6. Для обеспечения функций стоматологического дневного стационара в его структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:

  • кабинет заведующего дневным стационаром;
  • операционная;
  • кабинеты врачей;
  • комнату для пребывания персонала;
  • комнату для приема пищи больными (при наличии питания); санузел для персонала; санузел для пациентов;
  • палаты для больных, оснащенные необходимым оборудованием и инвентарем;
  • санитарную комнату.

7. Оснащение стоматологического дневного стационара осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 15 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

8. Основными функциями стоматологического дневного стационара являются:

  • оказание специализированной медицинской помощи взрослому населению со стоматологическими заболеваниями, не требующими круглосуточного медицинского наблюдения;
  • лечение стоматологических заболеваний по медицинским показаниям в условиях анестезиологического пособия;
  • оказание медицинской помощи взрослому населению со стоматологическими заболеваниями при наличии сопутствующих соматических заболеваний, требующих наблюдения в течение дня;
  • оказание медицинской помощи больным после оперативных вмешательств, в случае необходимости проведения лечебных мероприятий, требующих наблюдения медицинскими работниками в течение нескольких часов в условиях медицинской организации;
  • проведение реабилитационных и профилактических мероприятий больным, требующим ежедневного медицинского наблюдения;
  • осуществление экспертизы временной нетрудоспособности; представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.

9. Стоматологический дневной стационар для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он создан.

Рекомендуемые штатные нормативы стоматологического дневного стационара

№ п/п Наименование должности Количество должностей
1 Заведующий стоматологическим дневным стационаром — врач-стоматолог-хирург 0, 5 должности врача-стоматолога-хирурга на 10 пациенто-мест
2 Врача-специалист стоматологического дневного стационара (врач-стоматолог- терапевт, врач-стоматолог- хирург, врач-стоматолог-ортопед, врач-ортодонт) 1 на 10 пациенто-мест (но не менее 1 на рабочую смену)
3 Старшая медицинская сестра 0, 5 на 10 пациенто-мест
4 Медицинская сестра 1 на 10 пациенто-мест (но не менее 1 на рабочую смену)
5 Санитар 0, 5 на 10 пациенто-мест

Для медработников утверждают разные режимы рабочего времени. Основные из них:

  • пятидневная неделя с двумя выходными;
  • ненормированный день;
  • неполный день;
  • сменная работа;
  • дежурство на дому.

От того, какой режим установят, зависит продолжительность рабочей недели у медработников и количество отработанного времени за день.

Сменная работа — деятельность учреждения организована в несколько смен, когда одна смена сменяет другую. При таком режиме в графике сменности отражают:

  • учетный период — отрезок времени (день, неделя, месяц, квартал, год), в течение которого сотрудник отрабатывает норму времени;
  • длительность смены;
  • порядок перехода из одной смены в другую, действия работника при неявке сменщика.

Что изменилось в рекомендациях по оплате труда медработников на 2021 год

В период эпидемий в медицинских учреждениях вводится режим повышенной опасности. Эпидемия относится к чрезвычайной ситуации, поэтому работодатель привлекает подчиненных к работе в выходной день или к сверхурочной работе без их согласия (кроме отдельных категорий работников). Работодатель обязан вести учет отработанного времени каждым привлеченным специалистом и оплачивать его в повышенном размере.

Как у любых других трудящихся, рабочий день медработников по Трудовому кодексу сокращается, если:

  • у работника имеется справка об инвалидности 1 или 2 группы — до 35 часов (ст. 92 ТК РФ);
  • он работает во вредных условиях (согласно специальной оценки условий труда) — до 36 часов;
  • речь идет о женщине, работающей в сельской местности, — до 36 часов (ст. 263.1 ТК РФ).

Работодатель обеспечивает учет фактически отработанного времени каждым сотрудником (ст. 91 ТК РФ). Для этого используют табель учета рабочего времени медработников, где проставляют часы работы:

  • фактические;
  • в условиях, отличных от нормальных (вредных);
  • в ночное время;
  • сверхурочные;
  • в праздники и выходные дни.

На основании данных табеля по итогам учетного периода определяется количество часов, отработанных сверхурочно.

В повышенном размере компенсируется любая переработка медработников. Первые 2 часа за каждый день переработки оплачиваются в полуторном размере, а остальное время — в двойном. Эти компенсации выплачиваются вне зависимости от того, как образовались сверхурочные, — из-за графика сменности по итогам учетного периода или в связи с необходимостью продолжать работу по окончанию смены из-за непредвиденных ситуаций.

1. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала стационарного отделения, оказывающего медицинскую помощь больным дерматовенерологического профиля (в том числе лепрозориев)

Наименование должностей Количество должностей при работе круглосуточно
Врач-дерматовенеролог дерматовенерологического отделения 1 должность на 15 коек
Врач-эндокринолог 0,5 должности на отделение
Врач-терапевт 0,5 должности на отделение
Врач-офтальмолог 0,5 должности на отделение
Врач-педиатр* 1 должность
Заведующий отделением-врач-дерматовенеролог 1
Старшая медицинская сестра 1
Медицинская сестра (палатная) 1 круглосуточный пост на отделение
Медицинская сестра процедурной 1 должность на 15 коек.
Младшая медицинская сестра по уходу за больными или санитарка (палатная) 0,5 должности на 15 коек
Санитарка-буфетчица 0,5 должности на 15 коек
Санитарка-уборщица 1 должность на 15 коек
Сестра-хозяйка 1
*При наличии детского отделения
Наименование должностей Количество должностей при работе стационара дневного пребывания
Врач — дерматовенеролог дерматовенерологического отделения 1 должность на 10 коек
Заведующий отделением – врач-дерматовенеролог 1
Старшая медицинская сестра 1
Медицинская сестра (палатная) 1 должность на 10 коек
Медицинская сестра процедурной 1 должность на 10 коек.
Младшая медицинская сестра по уходу за больными или санитарка (палатная) 1 должность на 10 коек
Санитарка-буфетчица 1 должность на 10 коек
Санитарка-уборщица 1 должность на 10 коек
Сестра-хозяйка 1

2. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала амбулаторно-поликлинического отделения, оказывающего медицинскую помощь больным дерматовенерологического профиля

Рекомендации по оплате труда медработников на 2021 год

Приказ
№ 560н от 9 июня 2020 года

«Об утверждении Правил
проведения рентгенологических исследований»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г.
Регистрационный № 59811

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2011, № 48, ст. 6724; 2019, № 52, ст. 7770) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения рентгенологических исследований.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
М.А. Мурашко

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения рентгенологических исследований в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по рентгенологии (далее — медицинская организация).

2. Рентгенологические исследования проводятся в целях:

  • распознавания физиологических и патологических состояний, установления факта наличия либо отсутствия заболеваний, травм, пороков развития для определения диагноза;
  • выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля их осуществления;
  • выявления скрытых форм заболеваний.

3. Рентгенологические исследования включают в себя следующие виды исследований:

  • общая рентгенодиагностика;
  • рентгенологическое исследование легких (флюорография);
  • рентгенологическое исследование молочных желез (маммография);
  • рентгенологическое исследование зубочелюстной системы;
  • рентгеновское компьютерно-томографическое исследование;
  • магнитно-резонансное исследование;
  • рентгенологическое исследование костной системы (рентгеновская остеоденситометрия);
  • комбинированные (совмещенные) с рентгеновскими компьютерно-томографическими исследованиями и магнитно-резонансными исследованиями радиологические исследования, в части проведения и описания рентгенологического исследования;
  • интервенционные вмешательства под рентгенологическим контролем, под контролем рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной томографии (фистулография, проктография, цистография, артрография и иное), проведение биопсии (тонкоигольная аспирационная биопсия, толстоигольная кор-биопсия) органов и тканей различных локализаций под компьютерно-томографическим и магнитно-резонансно-томографическим контролем.

4. Рентгенологические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании:

  • первичной медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи;
  • скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
  • медицинской помощи при санаторно-курортном лечении; паллиативной медицинской помощи.

5. Рентгенологические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих условиях: амбулаторно, в том числе в передвижных медицинских комплексах, в дневном стационаре, стационарно, вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации).

6. Рентгенологические исследования проводятся при оказании медицинской помощи в следующих формах: экстренная, неотложная, плановая.

7. Рентгенологические исследования при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи проводятся в рентгеновском кабинете, организованном в структуре стационарного отделения скорой медицинской помощи в соответствии с приложением № 9 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи 1.

8. Организация проведения рентгенологических исследований медицинскими организациями, оказывающими первичную специализированную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь, медицинскую помощь при санаторно-курортном лечении и паллиативную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с приложениями № 1-33 к настоящим Правилам.

При оказании специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной формах рекомендуется организация работы структурных подразделений медицинских организаций, проводящих рентгенологические исследования в круглосуточном режиме.

9. Рентгенологические исследования проводятся по назначению лечащего врача либо фельдшера, акушерки в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача 2 с учетом права пациента на выбор медицинской организации 3, за исключением случаев проведения рентгенологических исследований в рамках профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.

При проведении рентгенологических исследований рекомендуется применение информационных технологий (систем) поддержки принятия врачебных решений, интегрированных с медицинскими информационными системами медицинских организаций 4 (далее — медицинская информационная система).

10. Рентгенологические исследования проводятся врачом-рентгенологом или рентгенолаборантом (далее — медицинские работники).

Анализ результатов рентгенологических исследований проводится врачом-рентгенологом.

Анализ результатов рентгенологических исследований может проводиться в том числе с применением телемедицинских технологий при направлении медицинских изображений в другую медицинскую организацию, при условии наличия у такой медицинской организации лицензии на медицинскую деятельность с указанием рентгенологии в качестве составляющей части лицензируемого вида деятельности.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности рентгеновского кабинета (далее — Кабинет).

2. Кабинет создается в качестве структурного подразделения медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация), либо в качестве структурного подразделения рентгеновского отделения или центра лучевой диагностики медицинской организации.

3. Руководство деятельностью Кабинета осуществляет врач-рентгенолог, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой он создан.

На должность врача-рентгенолога Кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» 1 по специальности «рентгенология», а также требованиям профессионального стандарта «Врач-рентгенолог» 2.

1 Приказ Минздрава РФ от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава РФ от 15 июня 2017 г. № 328н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 3 июля 2017 г., регистрационный № 47273).

2 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 г. № 160н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-рентгенолог» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 15 апреля 2019 г., регистрационный № 54376).

В случае, если анализ результатов рентгенографических исследований, выполненных при оказании плановой первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, проводится в другой медицинской организации, в том числе с применением телемедицинских технологий, целесообразность наличия должности врача-рентгенолога определяется руководителем медицинской организации, исходя из объемов и характера лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения, наличия технологических возможностей.

4. На должность рентгенолаборанта Кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским работникам и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием 1 по специальности «рентгенология».

1 Приказ Минздрава РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 9 марта 2016 г., регистрационный № 41337).

5. Штатную численность Кабинета устанавливает руководитель медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 2 к Правилам проведения рентгенологических исследований, утвержденным настоящим приказом.

Рекомендуемые штатные нормативы Кабинета не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

6. Кабинет оснащается оборудованием в соответствии с приложением № 3 к Правилам проведения рентгенологических исследований, утвержденным настоящим приказом.

7. В случае, если в Кабинете предусмотрено выполнение рентгеноскопических исследований, аппарат рентгеновский стационарный с функциями рентгеноскопии должен быть оснащен электронно-оптическим преобразователем. Проведение рентгеноскопических исследований без использования электронно-оптических преобразователей не допускается.

8. Основными функциями Кабинета являются:

  • проведение рентгенологических исследований;
  • анализ результатов рентгенологических исследований и оформление протокола рентгенологического исследования (при наличии должности врача-рентгенолога);
  • освоение и внедрение в практику новых методик рентгенодиагностики;
  • обеспечение взаимосвязи и преемственности в работе с другими лечебно-диагностическими подразделениями медицинской организации при проведении рентгенологических исследований;
  • проведение методической работы с врачами лечебно-диагностических подразделений по вопросам правильности и обоснованности направления пациентов на рентгенологические исследования;
  • выявление и анализ причин расхождения заключений по результатам рентгенологических исследований с результатами других диагностических исследований, клиническим и патолого-анатомическим диагнозами;
  • организация и проведение консультаций с применением телемедицинских технологий;
  • представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти 1, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения 2.

Рекомендуемые штатные нормативы рентгеновского кабинета

№ п/п Наименование должности Количество должностей в одну смену
1. Врач-рентгенолог 1
2. Рентгенолаборант 1
3. Санитар 1 при наличии рентгеновского аппарата для рентгеноскопии

Законодательная база Российской Федерации

№ п/п Наименование оборудования Требуемое количество, шт.
1. Сервер для хранения цифровых рентгеновских изображений 1
2. Автоматизированное рабочее место врача-рентгенолога с пакетом прикладных программ для анализа изображений в формате DICOM (при наличии в штатном расписании рентгеновского кабинета должности врача-рентгенолога) 1
3. Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта с персональным компьютером, стандарт DICOM 1

1 Часть 2 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2011, № 48, ст. 6724).

2 Необходимо наличие одной из указанных позиций.

1. Настоящие правила устанавливают порядок организации деятельности рентгеновского кабинета для рентгенографии легких (флюорографии) (далее — Кабинет).

2. Кабинет создается в качестве структурного подразделения медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (далее — медицинская организация), либо в качестве структурного подразделения рентгеновского отделения или центра лучевой диагностики медицинской организации.

3. Руководство деятельностью Кабинета осуществляет врач-рентгенолог, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой он создан.

На должность врача-рентгенолога Кабинета назначается медицинский работник, соответствующий квалификационным требованиям,

предусмотренным Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» 1 по специальности «рентгенология» а также требованиям профессионального стандарта «Врач-рентгенолог» 2.

1 Приказ Минздрава РФ от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 23 октября 2015 г., регистрационный № 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава РФ от 15 июня 2017 г. № 328н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 3 июля 2017 г., регистрационный № 47273).

2 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 г. № 160н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-рентгенолог» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 15 апреля 2019 г., регистрационный № 54376).

В случае, если анализ результатов рентгенографических и флюорографических исследований легких, выполненных при оказании плановой первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, проводится в другой медицинской организации, в том числе с применением телемедицинских технологий, целесообразность наличия должности врача-рентгенолога определяется руководителем медицинской организации, исходя из объемов и характера лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения, наличия технологических возможностей.

4. На должность рентгенолаборанта Кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским работникам и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием 1 по специальности «рентгенология».

1 Приказ Минздрава РФ от 10 февраля 2016 г. № 83 н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 9 марта 2016 г., регистрационный № 41337).

2 Пункт 11 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2011, № 48, ст. 6724; 2019, № 22, ст. 2675) (далее — Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

5. Штатную численность Кабинета устанавливает руководитель медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 5 к Правилам проведения рентгенологических исследований, утвержденным настоящим приказом.

6. Кабинет оснащается оборудованием в соответствии с приложением № 6 к Правилам проведения рентгенологических исследований, утвержденным настоящим приказом.

7. Основными функциями Кабинета являются:

  • проведение рентгенологических исследований легких (флюорографии) (цифровая рентгенография или пленочная флюорография);
  • анализ результатов рентгенологических исследований легких (флюорографии) и оформление протокола рентгенологического исследования легких (флюорографии) (при наличии должности врача-рентгенолога);
  • ретроспективное изучение рентгенограмм (флюорограмм) пациентов с выявленной патологий с целью повышения эффективности рентгенологических исследований легких (флюорографии) населения;
  • организация второго чтения рентгенограмм (флюорограмм) при проверочной (профилактической) рентгенографии легких (флюорографии);
  • выявление и анализ причин расхождения заключений по результатам рентгенологических исследований легких (флюорографии) с результатами других диагностических исследований, клиническим и патолого-анатомическим диагнозами;
  • организация и проведение консультаций с применением телемедицинских технологий;
  • представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти 2, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения 1.

Методы дезинфекции:

1.Физический метод (горячий воздух, водяной пар, огонь, бактерицидные лампы).

2. Химический метод – использование химических дезинфектантов.

3. Механический метод – выколачивание, вытряхивание.

Предстерилизационной очистке подвергаются все медицинские изделия, с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, лекарственных препаратов.

Условия проведения дезинфекции:

  • наличие емкостей с дезинфицирующим средством;
  • полное погружение в дезинфицирующем растворе;
  • все емкости с дезинфицирующим средством промаркированы и применяются по назначению;
  • развожу дезинфицирующее средство, использую мерную посуду;
  • к каждой емкости прикрепляю бирку с отметкой разведения: дата, подпись медсестры.

В настоящее время используются новые высокоэффективные дезинфицирующие средства с моющим эффектом совмещающие в себе дезинфекцию и предстерилизационную обработку изделий медицинского назначения.

Хранение моющих и дезинфицирующих средств осуществляется в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенном месте.

Имеем в наличии отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов.

Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств снабжены плотно прилегающими крышками, имеют четкие надписи, этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.

При работе с дезинфекционными средствами соблюдают все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкции по применению.

Для контроля предстерилизационной очистки проводится:

1) азопирамовая проба (спиртовой раствор азопирама +3% раствор перекиси водорода, все в равном количестве, готовится перед применением) контроль на наличие скрытой крови;

2) фенолфталеиновая проба (1% раствор фенолфталеина) контроль на наличие моющего средства.

Методы стерилизации:

  • Паровой метод
  • Химический метод

Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинской помощи».

ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

ФЗ №61 от 12.04.2010г. «Об обращении лекарственных средств».

ФЗ №77 от 18.06.2001г. (редакция от 18.07.2011г.) «О предупреждении распространения туберкулеза».

ФЗ №52 от 30.03.1999г. (в ред.от 25.11.2013г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

ФЗ РФ №157 от 17.09.1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

ФЗ №3 от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществ».

ФЗ РФ №38 от 30.03.1995г. «О предупреждении и распространении в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения».

Приказ Минздрава РСФСР от 02.08.1991 N 132 (с изм. от 05.04.1996) «О совершенствовании службы лучевой диагностики». Приложение N 9. Положение о враче-рентгенологе рентгеновского отделения (кабинета) отдела (отделения) лучевой диагностики.

Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2013 N 27557)

Приказ Минздрава РФ N 239, Госатомнадзора РФ N 66, Госкомэкологии РФ N 288 от 21.06.1999 «Об утверждении методических указаний» (вместе с «Порядком ведения радиационно — гигиенических паспортов организаций и территорий (методические указания)»).

Приказ Минздрава РФ от 28.01.2002 N 19 «О Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.04.2002 N 3381).

Приказ МЗ РФ №125 от 21.03.2014г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Приказ МЗ РФ № 382н от 18.06.2013г. «О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических мед.осмотров».

Приказ МЗ РФ №378н от 17.06.2013г. «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в РФ в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами».

Приказ МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011г. «Об утверждении перечней вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых производятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда».

Приказ МЗ и СР РФ №706н от 23.08.2010г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

Приказ МЗ и СР РФ №932н от 15.11.2012г. «Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом».

Приказ МЗ РФ № 1006 от 03.12.2012г. «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

Приказ МЗ РФ №1011 от 06.12.2012г. «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра».

Приказ МЗ РФ № 1346 от 21.12.2012г. «Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров».

Приказ МЗ РФ № 342 от 26.01.98г. «Об усилении и совершенствовании мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулёза».

Приказ № 170 от 18.08.94г. «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в РФ».

Приказ МЗ РФ № 36 от 03.02.97г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии».

Приказ № 83 от 16.08.2004г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, и медицинских регламентах допуска к работе по профессии».

Приказ МЗ РФ №408 от 12.07.1989г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом».

Приказ МЗ РФ №475 от 16.08.1989г. «О мерах профилактики острых кишечных инфекций».

Приказ МЗ РФ от 23.04.2013г. № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Заработная плата медицинского персонала, работающего в государственной системе здравоохранения, зависит от следующих факторов:

  • оклада, который платится по ставке;
  • положенных надбавок за квалификацию и медицинский стаж;
  • доплат за интенсивность и сложность выполняемых профессиональных обязанностей;
  • федеральных и региональных дотаций.

Приказ Минздрава РФ от 09.06.2003 № 230

Уже сейчас известно о том, что с будущего года будет внедрена новая система расчета заработной платы. Об этом заявил в своем интервью министр здравоохранения Михаил Мурашко. Теперь на государственном уровне будет введена единая тарифная сетка для всех российских медиков. При этом региональные коэффициенты и надбавки не изменятся в меньшую сторону.

  • Микрозайм
  • Потребительский кредит
  • Кредитные карты
  • Кредит для бизнеса
  • Ипотека
  • Вклады
  • Автокредит
  • Товарные кредиты
  • Кредит Webmoney

Наименование должности

Норматив по приказам Минздрава СССР

От 31.05.1979 № 560

От 06.06.1979 № 600

От 26.09.1978 № 900

Заведующий приемным отделением

в больнице на 250 и более коек, дополнительно при наличии не менее 250 инфекционных коек

в больнице на 250 и более коек;

в больнице на 500-600 коек – вместо 1 должности врача приемного отделения

В больнице на 250 и более коек; в больницах (кроме центральных районных больниц), имеющих до 300 коек, – вместо 0,5 должности врача

Врач приемного отделения

В больницах на 500 и более коек – 1 круглосуточный пост

В больницах на 500 и более коек – 1 круглосуточный пост

500-1000 коек-3,5 должности; свыше 1000 коек – 4,5 должности

Медицинская сестра приемного отделения

150–250 коек – 1 должность;

свыше 250 до 600 коек -1 круглосуточный пост; свыше 600 коек – 1 круглосуточный пост на 600 коек и дополнительно по 1 должности на каждые последующие 100 коек

150–250 коек – 1 должность;

свыше 250 до 600 коек -1 круглосуточный пост; свыше 600 коек – 1 круглосуточный пост на 600 коек и дополнительно по 1 должности на каждые последующие 150 коек

150–250 коек – 1 должность;

свыше 250 до 600 коек -1 круглосуточный пост; свыше 600 коек – 1 круглосуточный пост на 600 коек и дополнительно по 1 должности на 100 коек (сверх 600)

Санитарки приемного отделения

150–200 коек – 2 должности;

свыше 200 до 300 коек – 1 круглосуточный пост; свыше 300 до 500 коек – 2 круглосуточных поста;

свыше 500 коек – 2 круглосуточных поста на 500 коек и дополнительно 1 круглосуточный пост на каждые последующие 200 коек

150–200 коек-2 должности;

свыше 200 до 300 коек – 1 круглосуточный пост; свыше 300 до 500 коек-2 круглосуточных поста; свыше 500 коек – 2 круглосуточных поста на 500 коек и дополнительно 1 круглосуточный пост на каждые последующие 200

Как видно из таблицы 3, нормативные показатели по приказу № 560 и 600 почти полностью совпадают, некоторая разница в величине показателей представлена в приказе №900. Кроме указанных в таблице условий введения нормативной численности медицинских работников приемного отделения при наличии в составе больницы не менее 250 инфекционных коек и организации отдельного приемного отделения по приказам №560 и №600 устанавливаются дополнительно соответствующие нормативы.

Приказ Минздрава от 16.10.2016 № 708 признал приказы Минздрава СССР не действующими. Но, если других нормативных документов для расчета штатов приемного отделения нет, то, чтобы составить штатное расписание используйте нормы труда из этих приказов.

В полной версии статьи эксперт показала два других способа расчета численности должностей медработников.

Ю.Ю. Алябьева,
заместитель главного врача по экономическим вопросам

В целях повышения эффективности расходования денежных средств бюджетными учреждениями Правительством Московской области подготовлено постановление, один из пунктов которого предусматривает оптимизацию штатной численности работников бюджетной сферы.
Во исполнение указанного постановления администрацией областной больницы № 1 разработан пакет локальных нормативных документов (далее — Методика), которые предлагаются к рассмотрению как практические разработки территории и могут быть интересны для учреждения любого уровня.
При разработке предлагаемой Методики исполнители руководствовались следующим:

основной целью выполняемой работы стало введение новой отраслевой системы оплаты труда работников здравоохранения;
оптимизацию штатной численности работников следует рассматривать как промежуточный этап для достижения основной цели;
при определении норм нагрузки на конкретную штатную единицу исходить из разработок научно-исследовательских институтов в привязке к интенсивным показателям работы учреждения.

В сложившейся практике формирования штатных расписаний при определении штатных единиц персонала в основном продолжают руководствоваться штатными нормативами 30- и 40-летней давности, как правило, привязанными к экстенсивным показателям работы учреждения (количеству коек или числу врачебных приемов). Причем на стадии согласования штатной численности учреждения с органами управления здравоохранения ведутся «бои» буквально за каждую штатную единицу, что, впрочем, вполне объяснимо: сокращение штатных единиц приводит к сокращению фонда оплаты труда.
В результате, несмотря на сопротивление органов управления, фактическая укомплектованность кадрами в лечебных учреждениях колеблется в пределах от 40 до 70%.
Исходя из столь низкой укомплектованности кадрами, естественно, напрашивается вывод об острой нехватке персонала, необходимости повышать уровень укомплектованности и т.д. Хотя и руководителям учреждений, и органам управления понятно, что никакого повышения уровня укомплектованности кадрами быть не может по таким причинам, как отсутствие подготовленных специалистов и финансовой возможности учреждения для привлечения специалистов соответствующего уровня, резкое снижение заработной платы группы сотрудников в случае приема на работу дополнительных работников.
Исходя из существующего уровня оплаты труда в здравоохранении повышение укомплектованности кадрами при существующей системе оплаты труда представляется почти неосуществимым.
Заработная плата работников здравоохранения в условиях низкой укомплектованности кадрами формируется из должностных окладов и многочисленных выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В случае сокращения штатной численности без увеличения компенсационных и стимулирующих фондов оплаты заработная плата практически каждого сотрудника уменьшится, что приведет к массовым увольнениям.
Анализируя изложенное, делаем следующие выводы:

штатная численность персонала, исходя из многолетней практики низкой укомплектованности, нуждается в пересчете за счет пересмотра норм нагрузки на штатную единицу;
увеличение норм нагрузки на штатную единицу возможно исключительно при условии направления высвободившихся средств за счет сокращения штатной численности на увеличение фондов компенсационных и стимулирующих выплат либо на увеличение базовых окладов (ставок);
практика сохранения норм нагрузки, реально выполняемой на 200 — 400%, требует искоренения как обесценивающая само понятие «работа на одну ставку».

Это пространство разделено на такие зоны, как:

  1. Зона ожидания
  2. Регистратура
  3. Кабинет заведующего
  4. Смотровая комната
  5. Комната врача на дежурстве
  6. Санпропускник, где есть душевые зоны или ванные комнаты и зоны для переодевания
  7. Рентгенологический кабинет
  8. Диагностический кабинет, предназначенный для тех, кому диагноз не установили
  9. Изолятор, предназначенный для тех, у кого предполагается инфекционное поражение
  10. Операционная (перевязочная)
  11. Комната процедурная для тех, кому нужно мед. вмешательство немедленно
  12. Лаборатория
  13. Туалет
  14. Зона для сдачи одежды новоприбывших.

Также читайте, как оснастить кабинет пульмонолога

Наличие этих помещений в приемном отделении обусловлено профилем учреждения, и в случае многопрофильной организации возможны и остальные кабинеты: кардиология, реанимация, травматология и пр.

Учет работы приемного отделения и всех сотрудников вы можете вести в режиме онлайн в удобной программе Клиника Онлайн.

Учет приемного отделения


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *